Анализ стихотворения «русь» (н.а. некрасов)

Основная идея

В своём стихотворении И. А. Бунин стремится заставить читателя проникнуться красотой родного края. Не восхититься, а именно проникнуться. Зимний вечер дает нам понять и увидеть еще одну грань характера России — угрюмой и огромной страны, которая не всегда ласкова и приветлива. Она скупа на эмоции, но так близка и безгранична, так могущественна и степенна, что туманные дали навевают беспричинно печальные мысли. О чем? У каждого — свое. Смысл стихотворения «Родина» заключается в передаче ощущения России — мрачной, сильной, холодной страны, которую нельзя понять. Только почувствовать. Именно этому способствуют такие красивые и простые строки.

Главная мысль стихотворения «Родина» проникает в читателя вместе с пейзажем: каждый из нас видел его и не раз, каждый из нас проникся его холодной безмятежностью и несомненным величием. Именно это ощущение навеки связывает нас с Родиной.

Темы и настроение

Основной темой стихотворения является судьба России. Автор не может не замечать ту самую бедность, которая процветала среди простых людей, но он так же продолжает искренне верить в то, что страна обязательно будет развиваться. Так же он уверен в том, что обретя заветную свободу, народ начнет развиваться и процветать, наконец-то поднявшись с колен. Некрасов уверен в том, что Россию ждет светлое будущее лишь в том случае, если народ примет все изменения и создаст настоящее гражданское общество.

Ещё одна важная тема, которую поднимает автор, это тема патриотизма. Не зависимо от всех недостатков, лирический герой продолжает любить свое родное государство, и хочет продолжать служить ей. В его словах присутствует не только критика, но и предложение решения проблемы. Ему не безразлична судьба народа, поэтому он всеми путями старается ему помочь.

Настроения в стихотворении меняются. Лирический герой то сокрушается о полном бессилии людей, которые, получив заветную свободу, никак не могут изменить и свой привычный образ жизни. Но он продолжает надеяться на то, что в скором времени народу надоест быть рабами, и они изменят свою жизнь к лучшему. Лирический герой пророчит, что люди объединят свои силы и поднимутся против существующей жестокости и гнета.

Как найти и истолковать художественные средства

Чтобы интерпретировать литературные произведения, необходимо уметь распознавать использованные в них средства художественной выразительности автоматически, то есть не задумываясь. Вот несколько советов о том, как этого добиться.

Читайте вдумчиво и внимательно

Не стоит поддаваться искушению пролистать или пропустить какие-либо отрывки произведения. В этом случае можно не заметить некоторые из используемых средств выразительности и, как следствие, неверно интерпретировать текст.

Если в произведении есть какие-то отрывки, вызывающие особые эмоции или интерес, нужно присмотреться к ним внимательнее, проанализировать их на наличие литературных приемов. Неплохо также перечитать любые части, показавшиеся запутанными или непонятными при первом чтении. Это гарантирует более глубокое понимание отрывка (и произведения в целом).

Запоминайте основные литературные термины

Очень сложно идентифицировать литературные элементы в текстах, если не знать, что они собой представляют и как используются. Поэтому стоит запомнить хотя бы основные средства художественной выразительности, перечисленные выше. Знание этих приемов позволит легче узнать их в различных типах произведений.

Представьте целевую аудиторию

Зная, к какой аудитории автор обращается в своем произведении, можно легче понять, какие типы литературных приемов могут быть им использованы.

Например, в детской книге с наибольшей долей вероятности будут задействованы такие средства, как повтор или олицетворение.

Что такое сторителлинг? Узнайте, как создавать истории, от которых невозможно оторваться!

Делайте записи и отмечайте ключевые отрывки

Это один из самых важных советов. По мере чтения необходимо делать заметки в блокноте или на компьютере. Стоит записывать любые отрывки, абзацы, диалоги, описания и т. д., которые бросаются в глаза или содержат тот или иной литературный прием.

Можно делать заметки прямо на страницах, если книга – из личной библиотеки (но не из публичной!). Например, обводить в тексте ключевые слова и важные фразы, а также выделять интересные или особенно эффектные отрывки и абзацы.

Наконец, можно использовать стикеры для закладки страниц, где использован какой-то значимый литературный прием. Это поможет вернуться к ним позже, если потребуется.

Сделать закладку в соцсетях, отправить письмом или распечатать страницу:

Краткий анализ стихотворения Родина

Вариант 1

Стихотворение «Родина» композиционно поделено на две неравные части. После заявления, данного в первой строчке, что любовь к родине может быть странной, следуют пять строк, начинающихся с отрицания. Отрадных чувств не вызываются те вещи, которыми обычно гордятся патриоты. Отрады нет в ни славе, купленной в боях, ни в гордом покое, ни в старинных преданиях.

Следующая – более развернутая часть – перечисление того, что дорого лирическому герою стихотворения. Любовь к родине составляет и холодное молчание степей, и колыхание безбрежных лесов, и разливы рек, которые подобны морям. Далее возникает в произведении картинка ночной проселочной дороги с едущей телегой, а по сторонам огоньки печальных деревень, ночующий степи обоз. Тянет дымком спаленной нивы.

Видятся автору белые березы среди желтой нивы. С особой теплотой перечисляются приметы деревни: полное гумно, крытые соломой избы, резные ставни. И как апофеоз любви к патриархальной деревне в конце произведения упоминается праздник с плясками и говорком пьяных мужиков.

Вариант 2

Композиционное деление стихотворения, его двухчастность обусловлена своеобразием темы патриотизма

Прежде всего необходимо обратить внимание на некоторую диалектичность, свойственную как всему стихотворению в целом, так и отдельным его частям

Уже эмоциональная и ассоциативная окрашенность лексики в первой части стихотворения приоткрывает завесу рассудочной “необъяснимости” чувства лирического героя к Родине — невозможности однозначного отношения к ней. Договорённость и однозначность вообще чужды лирическому герою зрелого Лермонтова. Всё, что является плодом рассудка, часто оказывается ложным.

Важно обратить внимание и на пространство второй части стихотворения: от широкомасштабных картин (“безбрежное колыханье” лесов, “подобные морям” разливы рек) к как будто на ходу выхваченному фото- или кинообъективом крупному плану конкретных, частных деталей: “чета белеющих берёз”, “изба, покрытая соломой”, окно “с резными ставнями”. И в финале — синтез природного и народного мира, в который, хотя и косвенно, но всё же включён лирический герой

И в финале — синтез природного и народного мира, в который, хотя и косвенно, но всё же включён лирический герой.

И “люблю” лирического героя, с одной стороны, подчёркивает необъяснимость, истинность этой любви — она не преображает действительность, не приукрашивает её, а с другой стороны, эта неприукрашенная действительность — единственно достойна любви, она и есть то, что в понимании лирического героя составляет суть Родины.

Вариант 3

Любовь к Родине- это чувство, которое живет в сердце каждого русского человека. Ведь невозможно не любить прекрасные уголки родной земли, на которых ты родился и живешь, которыми дышишь, которые чувствуешь каждой клеточкой своего тела. Это чувство сильнее нас. Оно делает нас добрее, мудрее, оно наполняет нашу жизнь смыслом.

Тема любви к родине присутствует в прозе и поэзии многих русских классиков. Не стал исключением и М. Ю. Лермонтов- классик русской литературы. Его стихотворение так и называется – «Родина». Не смотря на «странную любовь», автор с восторгом и воодушевлением описывает красоту своей родины. «Не зная, за что» поэт восторгается степями, лесами, разливами рек, старыми избами, дивной природой. Даже на пьяные развлечения он готов “смотреть до полночи». Лермонтов лукавит, когда называет свою любовь странной. Только исконно русский человек может понять красоту родной земли, когда вокруг царит хаос и беспорядок, убогость и нищета. Стихотворение убеждает нас в том, что любить Родину- значит быть богатым духовно.

Поэт-настоящий патриот. Через слог он доносит до нас свою преданность и любовь к Родине. В его строках я читаю призыв к таким же чувствам. Ведь Родину как мать не выбирают. И уж суждено нам было родится на этой земле, то и любить мы должны ее всем своим сердцем и всей своей душой.

«Родина» (Некрасов): анализ стихотворения, о чем оно

Многие из некрасовских тем синтезируются монументальной темой родины, к которой постоянно обращался поэт. В ней нашла выражение его безграничная любовь к отчизне, его высокий патриотизм.

Уже в раннем творчестве поэта эта тема получает яркое, хотя и не совсем обычное воплощение. Речь идёт о стихотворении 1846 года «Родина» (Некрасов), анализ которого мы проведем. Оно создавалось в два этапа. Сначала была написана только первая его часть, которая привела в восторг В. Г. Белинского. Позже поэт, одобренный и воодушевленный критиком, продолжил стихотворение, углубив те «задатки отрицания», которые отметил у молодого автора его восторженный почитатель. Завершено произведение было в 1846 году, но в полном объёме оно будет напечатано лишь через 17 лет.

В анализируемом стихотворении «Родина» (Некрасов) нарисована обстановка в Грешневе, родовом поместье Некрасовых, и воспроизведены многие обстоятельства жизни семьи поэта. В том самом 1846 году, когда цензор А. В. Никитенко призывал раскрыть красоту дворянских гнезд и помещичьих провинциальных нравов («Вероятно, там скрываются такие жилы, откуда можно добывать не одну грязь, но и золото»), Некрасов показывает царящие в одном из таких гнёзд «бессмысленное чванство», грязный разврат и «мелкое тиранство». Существовала устойчивая традиция романтических восхвалений родового гнезда («Родина» Е. А. Баратынского, «Воспоминание» К. С. Аксакова), поэтизации каждой личности и каждого предмета, связанного с родной усадьбой. Некрасов же, используя ряд эпитетов, несущих эмоционально-эстетическую нагрузку, обнаруживает всю иллюзорность таких оценок, как «роскошный», «чудесный», «во всей красе», «золотой», применявшихся к псевдопоэтическим явлениям и предметам. Вот почему понятие «дом» наделяется теперь многозначительными определениями типа «серый», «старый», «пустой и мрачный»; «лик в аллее» становится «болезненно-печальным», а надежда — «несбыточной». Стихотворение поэта отличается антиромантической полемичностью. По словам А. Л. Гришунина, в этом стихотворении Некрасова можно увидеть даже — вопреки прежним, привычным оценкам родной стороны как «сердцу драгоценной» и «лучезарной» — «демонстративное очернение родного гнезда». Сам облик последнего давал для этого основания.

Вспоминая отца, Некрасов изображает угрюмого «невежду», сгубившего жизнь всех родных, давившего на всех в доме, жившего в мотовстве и разврате. Проникновенно рассказывая о матери, о её душе, гордой, упорной и прекрасной, наделяя её поэтическими чертами, автор стихотворения «Родина» (Некрасов) показывает её безгласной жертвой, страдалицей, рабыней. Он протестует против безгласия и рабской морали. Рисуя образ сестры, поэт с глубокой скорбью говорит, что и она делила с матерью «и горе и позор судьбы её ужасной» и повторила печальную её судьбу. У Некрасова это ещё одно размышление о тяжкой доле русской женщины, жившей в доме «крепостных любовниц и псарей». Поэт передает и растущее самосознание лирического героя, с детства проникающегося ненавистью к усадебному быту.

Однако щедро введя в стихотворение о родных местах (малой родине) автобиографические мотивы, автор мастерски преодолевает узко личную тему. Он обобщает каждый из вышеназванных образов и придаёт всему произведению широкий социальный смысл. Стихотворение «Родина» (Некрасов), анализ которого нас интересует, становится гневным отрицанием крепостничества в целом, а не только проявлений его в Грешневе. В этом плане существенны те изменения, которые произошли в процессе выбора заголовка произведения. Сначала оно называлось «Старые хоромы (Из записок ипохондрика)», потом «Старое гнездо (С испанского, из Ларра)». Наконец, возникает название «Родина», которое несёт не только и не столько значение «родного края», «места рождения», сколько широкое значение «отчизны», «страны». Мы ощущаем общерусские масштабы обличения деспотизма и крепостничества. В этом отношении стихотворение Некрасова внутренне родственно пушкинской «Деревне», но полемично по отношению к «Вновь я посетил…». Особенно ощутимо это в оценке образа няни (так ярко опоэтизированного Пушкиным), о «бессмысленной и вредной доброте» которой говорит Некрасов.

История создания

Особенности общественного строя в царской России отобразились в литературе того времени. Между тружениками пера вспыхивали споры по поводу того, каким должен быть настоящий поэт: романтиком, воспевающим любовь и природу, или бунтарем, борцом за свободу народа и справедливость. Н. Некрасов отдалился от либералов, ведь его взгляды приближались к демократическим

Он считал, что поэт должен бороться за права граждан, но в то же время ему очень важно чувствовать поддержку простых людей. Эта позиция реализовалась в стихотворении «Поэт и гражданин»

Произведение создавалось почти год. В 1855 г. был написан его черновик, на протяжении нескольких месяцев автор вносил правки, поэтому некоторые исследователи датируют его 1856. Стих стал предисловием к сборнику произведений Н. Некрасова. На тот момент цензура дала разрешение на публикацию стихотворений поэта. Еще до распространения произведение получило положительный отзыв от Чернышевского.

Анализ стихотворения Родина

К 1846 году Николай Алексеевич Некрасов был уже состоявшимся публицистом, имеющим свой ярко выраженный стиль и сформировавшиеся взгляды на происходящее вокруг. Отличительной чертой произведений поэта является неприкрытая правда, искренняя любовь к Родине и легкая ирония. При этом многие произведения явно показывают противоречие, разрывающее душу автора и его литературных героев. Оно заключается в благоговении перед бескрайними родными землями, полями, лугами, необъяснимой русской душой и, в то же время, полным отрицанием существующего крепостного строя, бесконечного и неконтролируемого угнетения и издевательства над простыми людьми.

Стихотворение Родина показывает читателю всю порочность существующего режима, порождающего таких людей, как отец автора и многие соседские помещики. Безнаказанность, которую обеспечивало их положение, приводила к тому, что мишенью их издевательств мог стать кто угодно:

Крестьяне;

Женщины;

Дети;

Животные;

Члены семьи.

И только сам тиран, со слов автора, мог чувствовать себя вольготно и свободно дышать. На это с легкой иронией указывается в последних строчках стихотворения.

Композиция

Для построения текста «Родины» Некрасов использует кольцевую композицию.

  1. Он начинает свое повествование с описания знакомых мест, в которых провел детство, но воспоминания вызывают у поэта злобу и хандру. Жизнь отцов он называет бесплодной и пустой, наполненной развратом и тиранством. Здесь молодой поэт научился «терпеть и ненавидеть» и даже, как с горечью признает, иногда и сам становился «помещиком».
  2. Следующие две строфы стихотворения посвящены матери и сестре Некрасова – самым светлым образам из его детства. Прекрасная и добрая мать вынуждена была мириться с мучениями своего тирана и «жребий свой несла в молчании рабы». Сестра поэта рано вышла замуж за нелюбимого человека, чтобы убежать из ненавистного дома, но так же, как мать, не обрела желанного счастья и рано умерла.
  3. Вспоминает автор и о няне, к которой нередко убегал «в тяжелый сердцу час», но при этом называет ее доброту «бессмысленной и вредной» и вновь предается печальным размышлениям. Поэт возвращается к описанию самого поместья и со злой радостью отмечает, что теперь все здесь пришло в упадок и постепенно разрушается.

Детство и юность автора

Поскольку произведение имеет автобиографическую основу, анализ «Родины» Н. А. Некрасова, даже кратко, следует делать после рассмотрения событий из детства творца и его ранней лирики. Литературные критики относят творение именно к этому периоду.

В 1824 году семья Некрасова переехала в поместье, которое находилось в плачевном состоянии. Отец Николая Алексеевича был вынужден занять место исправника. Эта должность вынуждала мужчину много ездить по соседним деревням. Он часто брал маленького Николая с собой. Также в его обязанности входило решение проблем, из-за чего юный поэт с ранних лет наблюдал за позором, унижением и притеснением простого народа.

Мама — Елена Андреевна Закревская, родилась в богатой польской семье, но вступила в брак по любви. Именно она привила маленькому Николаю любовь к литературе и музыке, познакомила мальчика с творчеством Шекспира, Данте и Пушкина. Первые творения Некрасова появились, когда автору было всего 6 лет.

Переломное время в творчестве Некрасова наступило в 1838 году, когда он встретил Глущицкого. Знакомые гимназисты побудили жажду знаний. Несмотря на угрозы отца, Николай Алексеевич выбрал свою тропу — поступление в училище Петербурга. Долгое время поэт был лишен всего, в том числе и еды, но это стало основой формирования его характера.

1840 год характеризуется изданием первого сборника «Мечты и звуки». Но творения не были оценены критиками. Что нельзя сказать о серии стихов о жизни крестьян, в которую входит произведение Некрасова «Родина». Анализ показывает, что стихотворение стало новым этапом в творчестве.

Чем интересен шедевр «Русь»?

Стихотворение «Русь» в истину шедевр. Его главная тема — особенная стать Руси.


Начало и окончание произведения будто перекликаются со стихотворением Тютчева «Умом Россию не понять». Только вспомните, у Тютчева «аршином общим не измерить», а здесь у Некрасова «убогая, обильная, забытая, всесильная».

Николай Алексеевич Некрасов очень сильно любил родные места, родную Россию. Он всегда верил, что у отечества есть особенное предназначение, а народ способен на многое.

Произведение «Русь» написано в классическом стиле. Автор сумел весьма органично сочетать как форму, так и содержимое самого творения. Здесь нет определенного приоритета над формой, а также приоритета, олицетворяющего содержание.

Стихотворение имеет множественное и информативное содержание. Оно богато рассказами и привлекает читателя после прочтения первых строк. Читатель узнает много интересного и нового после прочтения, о котором даже и не задумывался.

Особенно интересна используемая форма написания стихотворения «Русь». Она представлена в виде особенной песни, созданной весьма простым, понятным народу, языком. Склад строк придает впечатление, будто произведение написано не литературным деятелем, а самим народам. Именно данные особенности придают впечатление определенной законченности, а также целостности. Читатель получит полноценную информацию после изучения стиха.

Анализ стихотворения «Россия»

Александр Блок – один из самых известных и искренних русских поэтов. Он умел не просто восхищаться своей страной, но и при помощи своей поэзии указывать на проблемы государства, подчеркивать именно те моменты, которые романтики всегда пытаются скрыть. Анализ стихотворения «Россия», в первую очередь, хочется начать с его смысловой нагрузки.

Влияние переломного времени

Блок работал в переломные времена между 19 и 20 веками, когда будущее нашего государства еще не было определено. Тем не менее, он не терял надежду на светлое будущее России, о чем и пишет в своем стихотворении. Анализ стихотворения Блока «Россия» интересен еще и тем, что точно можно сказать: Блок сравнивает любовь к своей Родине с любовью к женщине. И поэт может только восхищаться своей страной, как женщиной, но ни в коем случае не жалеть ее.

Блок видит бездействие власти

Блок пишет о «глубинке», подчеркивая, что жизнь остается прежней, и никакие глобальные изменения ее никогда не коснутся. Всегда останутся «расхлябанные колеи» и обедневшая Россия. Особо интересна строчка: «Какому хочешь чародею…отдай разбойную красу». Здесь под «чародеем» понимается правитель государства, и Блок имеет в виду, что кто бы ни пришел к власти, результат останется тем же, и никакие беды не заставят правителей страны действовать.

Надежда на светлое будущее не угасает

В строчке, где говорится про «мгновенный взгляд из-под платка», автор имеет в виду все еще не угасающую надежду на светлое будущее, на какие-то изменения. Само стихотворение начинается и заканчивается образом дороги, который можно ассоциировать с происходящими в тот момент изменениями в государстве. Но даже изменения однажды могут стать приятными, считает автор, так как говорит, что будет счастье, даже вопреки «глухой песне ямщика».

Размер и построение стихотворения

Это стихотворение написано в виде обычного четырехстопного ямба. Строфы в стихотворении «Россия» — катрены (четверостишия), где строки рифмуются наперекрест. Первая и третья строчки рифмуются женской рифмой, а вторая и четвертая, соответственно, мужской.

Применение эпитетов

Чтобы добиться сильной выразительности, Блок прибегнул к большому количеству разнообразных эпитетов: «спицы расписные», «избы серые», «песни ветровые», «тоска острожная», «черты прекрасные», «даль дорожная» и т.д. Кроме эпитетов, в стихотворении в большом количестве присутствуют красочные сравнения, которые создаются автором на основе оксюморонов, то есть, на основе фраз, которые состоят из единства противоположностей. К примеру, фраза «Дорога долгая легка» является в этом стихотворении оксюмороном, так как долгое путешествие никогда не может оказаться легким.

Сделать анализ стихотворения «Россия» совсем непросто. «Россия» — это одно из самых проникновенных стихотворений у Блока, оно наполнено светлой грустью о судьбе народа. В своей поэзии автор с грустью наблюдает за нищетой и бедствием любимой страны, не в силах ничего сделать, и ему остается только надеяться на лучшее.

Ещё больше интересного

Средства выразительности

Н. А. Некрасов использует в своем тексте многочисленные средства выразительности.

  1. Наиболее врезавшиеся в память детские впечатления, а также оценку пережитого и увиденного поэт передает с помощью образных и точных эпитетов: «бессмысленное чванство», «подавленные и трепетные рабы», «болезненно-печальный лик», «холодная и строгая улыбка», «мятежная и суровая юность».
  2. Внутреннее томление и переживания лирического героя помогают передать метафоры. Здесь, в родовом поместье, «неребяческих желаний и тревог огонь томительный» жег сердце молодого поэта, здесь же начало всему, что с детских лет «опутало» его жизнь.
  3. Яркие противопоставления позволяют наглядно увидеть контраст свободной жизни самих помещиков и невыносимого существования крепостных. Так Н.А. Некрасов сталкивает в финале текста «звон чаш и глас ликования» с «глухим и вечным гулом подавленных страданий», усиливая таким образом впечатление противоестественности происходящего.

Поводом для написания «Родины» стало посещение Н. А. Некрасовым родового поместья, однако воспоминания о царивших там разврате и жестокости позволили ему подробно описать ненавистные нравы и обычаи. Воскресив в памяти страшные и печальные образы прошлого, поэт создал яркий текст, который заставляет задуматься о человеческой жестокости и недопустимости насилия одного человека над другим.

«Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин»»

Известный литературовед Б. Эйхенбаум сказал: «…В числе разнообразных противоречий, накопленных русской жизнью и культурой прошлого века, имеется одно, наиболее мучительное, сохранившееся вплоть до революции: противоречие между „гражданской“ и „чистой“ поэзией, между поэтом-гражданином и поэтом-жрецом». Лирика Н. А. Некрасова и стала той новой силой, которая воспевала патриотизм и любовь к родному народу. Он переосмысливает назначение поэта и поэзии. Некрасов отходит от традиций в русской поэзии и вырабатывает свое отношение к творчеству, искусству.

В 1856 году им было написано стихотворение «Поэт и гражданин», где Некрасов утверждает необходимость придания творчеству гражданского содержания. Стихотворение представляет собой диалог поэта и гражданина, у которых совершенно разные понимания смысла жизни, родины, отчизны.

Гражданин не может понять апатии и безразличия поэта к тому, что происходит вокруг, ибо теперь просто нельзя и невозможно быть равнодушным к жизни:

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать…

Быть частью общества — вот основная задача каждого человека. До Некрасова считалось, что поэзия — это способ выражения чувств, а проза — выражение мыслей. Некрасов посмотрел на это с другой стороны: «Из гармоничного сочетания прозы с поэзией и выходит настоящая поэзия». Именно этот процесс наблюдается в его лирике. Поэт считает, что любовь к родине должна проявляться не столько в чувствах, сколько в реальных действиях, поскольку бездействие не может сделать Россию лучше:

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Можно пересчитать тех, кто действительно искренно любит родную землю. Остальные же — обыватели, которым ни до чего нет дела:

Наперечет сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им!.. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Роль поэта огромна, ибо он «глашатай истин вековых», он всегда стремится к правде и не боится ее говорить. Здесь гражданин говорит слова, которые, на мой взгляд, являются ключевыми:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Неудивительно, что данные строчки стали афоризмом.

Поэт прекрасно осознает, что равнодушие является безнравственным и недостойным. Он дает объяснение такой жизненной позиции и причинам, сделавшим его таким.

Лирический герой еще помнит те дни, когда он «честно ненавидел» и «искренно любил». Но в его жизни появилось столько недоброжелателей, ненависти, что пришлось многое переоценить. Окружающие воспринимали его слова, его стремление к истине как ложь и клевету.

Нет, лирический герой не винит ни людей, ни судьбу. Когда-то он был молод и между молчанием и гибелью выбрал жизнь. Ведь ему было всего двадцать лет, и «лукаво жизнь вперед манила». Теперь же лирический герой должен молча страдать от того, что когда-то сошел с пути истины и правды:

Когда бы знали жизнь мою,

Мою любовь, мои волненья…

Угрюм и полон озлобленья,

У двери гроба я стою…

Таким образом, автор стихотворения показывает, как общество может повлиять на сознание и мировоззрение человека, что именно общество делает нас такими, какими мы есть:

Под игом лет душа погнулась,

Остыла ко всему она,

И Муза вовсе отвернулась,

Презренья горького полна.

Для лирического героя вся жизнь была тюрьмой, а сам он раб действительности. Поэт изломан судьбой, он так и не смог противостоять миру и не познал истинного творчества. Теперь, оглядываясь назад, лирический герой начинает понимать, что истину можно достичь только ценой страдания, противостояния и необычайной душевной силы. Сейчас он уже не знает, является ли его творчество случайностью или ему была уготована эта судьба:

Увы! кто знает? рок суровый

Все скрыл в глубокой темноте,

Но шел один венок терновый

К твоей угрюмой красоте.

Только теперь понял поэт, что жизнь — это страдание и что не стоило отступаться от своих идей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: