Главные герои романа в.а. каверина «два капитана»

Герои произведения

Перед тем как начать читать пересказ книги, следует ознакомиться с её главными и второстепенными персонажами. Каждый из них внёс свой вклад в развитие сюжета. Центральные персонажи:

  • Григорьев Александр — благородный и искренний человек, который делает всё возможное для достижения своих целей.
  • Татаринова Екатерина — первая и единственная любовь Саши. Девушка была начитанна и красива.

В произведении присутствуют и несколько второстепенных героев. С их помощью история становится ещё более интересной. Другие герои:

  • Татаринов Николай Антонович — двоюродный брат капитана Татаринова.
  • Нина Капитоновна — бабушка Екатерины.
  • Татаринова Мария Васильевна — мама Кати и жена капитана.
  • Кораблёв Иван Павлович — хороший учитель, полюбивший Марию Татаринову.
  • Ромашов — подлый и корыстный герой, учился с Сашей в одном классе.
  • Григорьева Александра — родная сестра Сани.
  • Сковородников Пётр — художник и близкий друг Александра.
  • Жуков Валентин — товарищ и одноклассник Сани, учёный.
  • Тётя Даша — друг семьи Григорьевых.
  • Иван Иванович — врач, исцеливший Саню от немоты.

Характеристика персонажей (вариант 2)

В сюжете данного захватывающего произведения описывается то, как проходили поиски арктической экспедиции, которая пропала при неизвестных обстоятельствах. Именно главный герой и попытается разобраться и узнать, как погибла группа и кто является виноватым в этом, несмотря на все тяжелые испытания, которые возникали у него на пути. Это было его главной целью, к которой он упорно следовал.

Александр Григорьев.

Одними из главных персонажей являются двое положительных героев. Один из них Александр Григорьев, он целеустремлен, храбр, честен, справедлив, умен.  Также он обладает большой силой воли и является верным в своей любви. Для него является примером капитан по фамилии Татаринов.

Катя.

Девушка Екатерина является возлюбленной Александра, а также дочерью Татаринова. Она по уши влюблена в главного героя, и ради него может пойти на все, что угодно. Когда Александр рассказывает ей правду о подлом поступке Николая Антоновича, это оттолкнуло Катю от Саши. Ко спустя какое-то время девушка все обдумывает и делает выводы. Все-таки возлюбленные остаются вместе, несмотря на испытания и предательства. Которые попадались у них на пути.

Мария Васильевна Татаринова.

Еще одной героиней является мать Екатерины. Она очень несчастна в жизни, так как потеряла супруга. Она считает, что обязана Николаю, и решает выйти за него замуж. Но также узнав правду о Николае, решил покончить жизнь самоубийством. Мария Васильевна отравилась, она не смогла простить за предательство по отношению к своему супругу.

Николай Антонович Татаринов.

У Татаринова имеется двоюродный брат, который влюблен в его супругу на протяжении всей совей жизни. Он то и поступает очень подло, он снабжает всю экспедицию негодными снаряжениями, а также продуктами питания, что привело к смерти. На попечении у него находится супруга и дочка брата. Добившись своего, он женится на Марии Васильевне. Когда Саша начал обвинять его в смерти брата, Николай всячески отрицал свою вину. Но все равно чуть позже, Александр смог его разоблачить принародно.

Ромашов.

Этот персонажем является отрицательным, он способен на подлый поступок, эгоист и корыстен. Ради выгоды он способен пройти по головам любого человека, а также совершить какой-нибудь нехороший поступок. Ромашов еще с детских лет был труслив и двуличен. Ему ничего не стоит, как предать человека и шантажировать его.

Иван Павлович Кораблев.

Еще одним из второстепенных героев является учитель географии. А также друг Григорьева. Он справедлив и честен, а также любит то, чем занимается. Он влюблен в Марию Васильевну, и решил предложить ей руку и сердце, но та ему отказывает.

Также второстепенными героями являются мама Марии Васильевны, а также Катина бабушка, пожилая женщина, которая пригласила в гости Александра. Чтобы накормить в благодарность за то, что он помог женщине донести тяжелые сумки.

А также еще один преданный друг и товарищ Саши, Валентин, который стал ученым, а также сыграл свадьбе с подругой Кати.

Все сочинения

Герои[править]

  • Саня Григорьев — главный герой романа, сначала простой мальчишка из города Энска, ставший позднее по профессии военным и полярным лётчиком. Главной целью своей жизни считает поиски экспедиции капитана Татаринова,и это ему удаётся .
  • Катя Татаринова — дочь капитана Татаринова, ставшая подругой, возлюбленной и женой Сани. Тоже, как и он, родом из Энска.Чудом пережила блокаду Ленинграда, в котором война застала её, но затем всё-таки уехала на Север, где и воссоединилась с любимым.
  • Николай Антонович Татаринов — двоюродный брат капитана Татаринова, двоюродный же дядя Кати.Самый Главный Гад всей книги, сгубивший экспедицию кузена из ревности к его жене, да и Сане в жизни он немало крови попортил.
  • Михаил Ромашов («Ромашка», «Сова») — второй главный антагонист произведения, одноклассник Сани, который поначалу казался другом, но фактически был всего лишь подхалимом, доносчиком и прислужником Николая Антоновича. Безответно влюблён в Катю и потому пытается сжить Саню со света.Не сумел, был взят милицией (в телесериале 1976 г. — при попытке убить врага) и отправился за решетку. С детства завидовал Сане и всю жизнь руководствовался этим чувством — так, по крайней мере, он сам говорит перед арестом.
  • Валька Жуков — Санин друг по школе. Именно его признание позволяет Сане в первый раз раскусить подлую натуру Ромашова.
  • Доктор Иван Иванович — в царские годы беглый ссыльный, а после революции — врач, который однажды остановился в доме у Григорьевых, когда там были только Саня с сестрой. Научил его говорить (а потом спас и от смертельной болезни — испанки), а впоследствии выяснилось, чтоон знает немало интересных подробностей о судьбе экспедиции капитана Татаринова.
  • Иван Павлович Кораблёв , он же «Усы» — учитель географии в интернате, где учился Саня, самый добрый и деятельный взрослый в его детстве. Клёвый учитель; впрочем, под крутого и строгого педагога тоже подходит.
  • Мария Васильевна Татаринова — мать Кати, вдова капитана. Все годы жила надеждой на возвращение супруга, а когда Саня рассказал ей о письмах — так и не смогла оправиться от того, что узнала.
  • Нина Капитоновна — бабушка Кати, мать Марии Васильевны, с которой Саня был очень дружен.
  • Петька Сковородников — друг детства Сани, с которым они собирались вместе бежать в Туркестан.В отличие от него, доехал, но ничего хорошего там не нашёл. Стал потом художником
  • Саня (Катя называла её Сашей) Григорьева — младшая сестра Сани, оставшаяся у родных в Энске.Позднее стала женой Пети Сковородникова, но после родов единственного сына заболела воспалением лёгких и скончалась. Показано подробно и страшно .Впрочем, воспаление лёгких в те времена практически не лечилось. Да, роды несомненно ослабили её здоровье, но маловероятно что она выжила бы, даже без них .
  • В сериале осталась жива .

Николай фон Вышимирский — гардеробщик в театре, а когда-тозиц-председатель, от имени которого Николай Антонович организовал то самое из рук вон скверное снабжение экспедиции.

Иван Львович Татаринов — мореплаватель, капитан полярной экспедиции, пропавшей где-то за Югорским Шаром. Судьба его экспедиции — главная загадка книги.Она погибла во льдах в устье Енисея, и немалую роль в этом сыграл его кузен, организовавший отвратительное снабжение. В последнем пристанище Саня нашёл документы, прямо указывающие на вину Николая Антоновича. Но своей главной цели — открыть сушу севернее Таймыра — Иван Львович добился, открыв архипелаг Северная Земля

Сюжет

Маленький Саня Григорьев, в ту пору живший в Энске, стал свидетелем убийства почтальона. В страхе мальчик убежал, потеряв при этом отцовский нож. В результате отец Сани был арестован и заключен в тюрьму, а мальчик ничего не мог объяснить в суде из-за своей немоты. Из писем, что лежали в сумке почтальона, Саня узнал о загадочной полярной экспедиции, которая оставила большой след в душе мальчика.

Большим открытием для Сани стало известие о том, что его немота не врожденная, а приобретенная вследствие какой-то сильной психологической травмы. Это выяснил доктор Иван Иванович, который понемногу научил Саню говорить.

После смерти отца мать повторно вышла замуж за злого, жестокого мужчину, который люто ненавидел Саню и его младшую сестренку Сашу. Не в силах терпеть такую жизнь, Саня со своим лучшим другом Петькой Сковородниковым решили бежать в теплый Ташкент, но попали в Москву.

В столице судьба развела друзей, и Саня оказался воспитанником школы-коммуны. Он познакомился с Катей Татариновой, к которой стал испытывать теплые чувства. Оказавшись у нее в гостях, он узнал историю о трагическом исчезновении ее отца в экспедиции в Заполярье. Саня тут же вспомнил письма почтальона, которые знал наизусть. Сопоставив факты, он пришел к выводу, что виновником гибели целой экспедиции был брат Катиного отца, Николай Антонович Татаринов, который ныне возглавлял школ-коммуну.

Саня поделился своими подозрениями с Катей, а та, в свою очередь, рассказала обо всем матери. Несчастная женщина, которая долгие годы пыталась свыкнуться с гибелью любимого мужа, покончила жизнь самоубийством.

Татаринову всеми правдами и неправдами удалось выгородить свое имя, и доказать собственную непричастность к гибели экспедиции. Это был тяжелый период для Сани, от которого отвернулись все, в том числе и Катя. Юноша поклялся, что обязательно отыщет экспедицию и найдет виновных.

Саня Григорьев поступил в летную школу, и успешно ее окончил. Он по-прежнему любил Катю, и его чувства были взаимны, но обстоятельства не давали им возможности быть вместе. Между молодыми людьми постепенно влез подлый, двуличный Ромашов, которого Саня считал своим другом.

Григорьев не позабыл свою клятву, и все силы приложил для того, чтобы организовать поисковую экспедицию на север, однако она по какой-то причине была отложена. Началась война, ставшая очередным испытанием на прочность для главных героев. Однако Сане и Кате удалось не только выжить, но и соединить свои судьбы. Саша Григорьева, которая к тому времени вышла замуж за Петю Сковородникова, родила сына, но вскоре после родов умерла. Мальчика взяла на воспитание чета Григорьевых.

Мечта Сани сбылась – он отыскал следы экспедиции капитана Татаринова, а люди, виновные в ее гибели, получили по заслугам.

СЕВЕР

Прошли годы. Санина мечта сбылась. После окончания летной школы ему удалось выбить назначение на Север, где он планировал продолжить поиски. В Заполярье он встречает Ивана Ивановича в руках которого случайным образом оказались записи штурмана со шхуны, подтверждающие, что поиски команды и судна стоит возобновить. До Сани дошли слухи, что Ромашов серьезно настроен по поводу Кати. Он намерен на ней жениться. С поездкой в Москву пришлось немного повременить. Участвуя в спасении раненых, Саня в вещах одного из них, обнаруживает уникальную находку. Ей оказался багор с гравировкой «Св. Мария». Со слов раненого, он нашел эту вещь в лодке, прибитой к берегу Таймыра. Единственным пассажиром на ней был труп неизвестного мужчины.

В предстоящий отпуск Саня собирался убить сразу двух зайцев. Первым делом необходимо выяснить отношения с Катей. Второе, решить вопросы связанные с пропавшим отцом девушки, выступив с докладом об экспедиции.

Чем мне симпатичен герой N (по роману Каверина «Два капитана»)

Творчество Вениамина Каверина занимает особое место в современной литературе. Этот художник воспринимал окружающий мир весьма оптимистично, считая, что действительность такова, какой ее создают сами люди. И даже в самых сложных жизненных ситуациях он искал положительное и по-настоящему ценное. Героями его произведений становятся люди сильные, духовно красивые. Роман «Два капитана» повествует об истории жизни Сани Григорьева с самых ранних лет. Судьба этого мальчика складывалась весьма сложно. Думая о своих детских годах, он с болью в сердце вспоминает момент, когда арестовывали его отца, ни в чем не повинного человека. В скором времени отец героя умирает. Недолго прожила и мама Сани: «Она только подозвала меня и взяла за руку, качая головой и с трудом удерживая дрожащие губы. Я понял, что она хочет проститься. Но, как чурбан, я стоял, опустив голову и упорно глядя вниз, на пол». Оказавшись в детдоме, Саня был бы совсем одинок, если бы не его знакомство с Катей и ее семьей. Для мальчика-сироты, у которого никого не было, кроме сестры, эти люди стали второй семьей. Родители Кати очень хорошо относились к герою. Да и сам Саня очень любил бывать в их доме. На мой взгляд, несмотря на все трудности, которые выпали на долю Саши Григорьева, он не сломался под влиянием среды. Его не смог изменить тот жестокий мир, который сложился вокруг него. Казалось бы, одиночество, голодные годы, потеря родителей да и вся обстановка в обществе должны были ожесточить Саню, сделать его равнодушным к окружающим. На самом же деле, собственные боль и страдания сделали героя чутким к чувствам других людей. Этот человек умеет понимать окружающих. Душевная чистота и любовь ко всему миру делают Саню Григорьева, на мой взгляд, исключительным человеком. Еще одной особенностью характера этого героя является его стремление к справедливости. Я думаю, что это одна из основных человеческих ценностей. Именно чувство долга и ответственность заставляют Саню открыть правду о судьбе капитана Татаринова. Для мальчика этот человек стал идеалом мужественности, силы воли, внутренней красоты. Саша Григорьев мечтает быть похожим на него. Герой романа стремится быть полезным окружающим его людям. И ему удается стать настоящим человеком. Он становится летчиком, мужественно защищает свою родину в годы войны. Саня нашел экспедицию капитана Татаринова. Григорьев продолжил его великое дело. Символичными становятся слова судьи в адрес Саши: «… И я законно вижу тебя рядом с ним, потому что такие капитаны, как он и ты, двигают вперед человечество и науку». Думаю, что, как и капитан Татаринов, Саша Григорьев всегда руководствовался девизом «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Этим мне и близок этот герой. Катя Катю без сомнения также можно назвать настоящим человеком. Это очень добрая и мягкая девочка, которая все же отличается внутренней силой и стойкостью. Она умеет ценить людей и стремится только к хорошему. Жизнь Кати также нельзя назвать простой. Ярче всего эта героиня, на мой взгляд, раскрывается во взрослом возрасте. Катя – жена летчика Саши Григорьева. Это сильная женщина, умеющая бороться со своими страхами и умеющая помочь, поддержать в трудную минуту. Катя, так же, как и все жены летчиков, волнуется за своего мужа, переживает о его судьбе, когда он уходит в очередной полет. Она волнуется, когда в отряд приходят новые машины, потому что это верный знак нового задания для ее мужа. Катя волнуется, без конца звонит в штаб и надоедает дежурному с расспросами о Сане, когда тот находится в командировке. Эта героиня говорит о себе: «Так же, как они, я уверена, что никогда не привыкну к профессии мужа, и, так же, как они, в конце концов, привыкаю». Таким образом, Катя не жалуется на свою судьбу. Она подчеркивает, что многие женщины, так же, как и она, живут в вечной тревоге, с которой научились справляться. Сила этой женщины проявилась и в годы войны. Тогда она, как могла, старалась помочь защитникам родины. Женщины рыли рвы, ухаживали за раненными в военном госпитале. Можно сказать, что война и страх за близких не сломили Катю, а сделали ее еще сильнее. Я думаю, что Катя ни в чем не уступает своему мужу Сане Григорьеву. Она обладает такой же силой воли и мужественностью. Катю можно назвать образцом настоящей жены русского офицера, настоящей русской женщиной. Эту героиню можно смело назвать настоящим человеком. Мне очень понравился этот образ. В Кате есть женственность, мягкость, красота. Но в то же время, это очень сильный, смелый, решительный человек. Она всегда способна поддержать своего мужа в трудные моменты жизни.

Тезисный пересказ

В возрасте девяти-десяти лет Александр становится свидетелем убийства. Мальчик немой, потому никому не может об этом рассказать. Он теряет отцовский нож. Отца арестовывают. Мальчика и его сестру отправляют к бабушке, где они встречают врача, который избавляет Саню от немоты.

Вскоре умирает вновь вышедшая замуж мать. Александр и его сестра Александра остаются сиротами. Не желая попасть в детдом, Саня и его друг Петя едут в Москву, где живет петин дядя. Но родственник ушел на фронт. События разворачиваются на фоне революции 1917 г., мальчики остаются на улице без средств и еды. Юных беспризорников отлавливают. Петя сбегает от облавы, а Саня попадается, и его отдают учиться. Он постигает науки и мечтает стать летчиком, чтобы разыскать пропавшую во льдах команду капитана Татаринова, с семьей которого подружился. Дочь Татаринова Катя соглашается выйти за Саню замуж, но против этого брака выступает Николай Антонович – ее родственник.

Николай Антонович любит мать Кати, но та отказывается выходить за него замуж. У Сани появляется соперник в любовных делах – бывший друг Ромашов. Человек крайне подлый, он рассказывает Николаю Антоновичу о встречах молодых людей, и тот отсылает Катю в Энск. Подравшись с Ромашовым, Саня уезжает из коммуны вслед за Катей. В Энске он встречает тетю Дашу и повзрослевшую сестру. Разбирая старые бумаги тетки, парень обнаруживает письма, когда-то найденные в сумке убитого почтальона. Изучив их, он понимает, что речь в них идет о семье Татариновых. Пропавший капитан наказывает жене держаться подальше от Николая Антоновича – он трус, предатель и основной виновник гибели экспедиции. Саня все рассказывает вдове. Не выдержав такого горя, Марья Васильевна накладывает на себя руки. Саня уезжает в летное училище, а затем на Север, он поставил себе цель – найти экспедицию Татаринова. Мальчик превращается в мужчину во многом благодаря положительному влиянию учителя географии Кораблеву.

Спустя многие годы Саня и Катя женятся. Они добиваются возобновления поисков экспедиции, но постоянно этому что-то мешает. Григорьев воюет в Испании, участвует в ВОВ. Во время войны он пересекается с Ромашовым и едва не погибает из-за его подлости и трусости. Катя работает в госпитале. Она выжила в блокадном Ленинграде. В конце войны, благодаря находке Ивана Ивановича, никогда не терявшего контакта с Саней, Григорьев завершает поиск экспедиции Татаринова. Он обнаруживает тело капитана вместе с его дневниками. Ромашова наказывают за его злодеяния, а Саня рассказывает всем о подвигах капитана Татаринова, чтобы имя его никогда не было забыто.

Производственный роман


Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм» В «Двух капитанах» есть герой, фамилия которого зашифрована только ини­циа­лом, но разгадать ее с легкостью мог любой советский читатель, и никакого ключа для этого не требовалось. Летчик Ч., за успехами которого с замиранием сердца наблюдает Григорьев, а потом с некоторой робостью обращается к нему за помощью, — это, конечно, Валерий Чкалов. Без труда расшифровывались и другие «авиационные» инициалы: Л. — Сигизмунд Леваневский, А. — Алек­сандр Анисимов, С. — Маврикий Слепнёв. Начатый в 1938 году, роман должен был подвести предварительный итог бурной советской арктической эпопее 1930-х, где в равной степени проявляли себя полярники (наземные и морские) и летчики.

Кратко восстановим хронологию:

1932 год — ледокол «Александр Сибиряков», первое плавание по Север­ному морскому пути из Белого моря в Берингово за одну навигацию.

1933–1934 годы — знаменитая челюскинская эпопея, попытка плавания из Мурманска во Владивосток за одну навигацию, с гибелью корабля, высадкой на льдине, а затем спасением всего экипажа и пассажиров с помощью лучших пилотов страны: спустя еще много лет имена этих пилотов мог перечислить наизусть любой советский школьник.

1937 год — первая дрейфующая полярная станция Ивана Папанина и первый беспосадочный перелет Валерия Чкалова на североамериканс­кий континент.

Полярники и летчики были в 1930-е главными героями современности, и то, что Саня Григорьев не просто выбрал авиационную профессию, но захотел связать свою судьбу с Арктикой, сразу же сообщало его образу романтический ореол и большую привлекательность.

Между тем если отдельно рассмотреть профессиональную биографию Григорь­ева и его неуклонные попытки добиться посылки экспедиции по поиску экипа­жа капитана Татаринова, то станет понятно, что «Два капитана» заключают в себе черты еще одного типа романа — производственного, получившего ши­ро­­кое распространение в литературе социалистического реализма в конце 1920-х годов, с началом индустриализации. В одной из разновидностей такого романа в центре оказывался молодой герой-энтузиаст, любящий свою работу и страну больше самого себя, готовый на самопожертвование и одержимый идеей «прорыва». В его стремлении совершить «прорыв» (внедрить какое-то техническое новшество или просто неустанно работать) ему обязательно будет чинить препятствия герой-вредитель В роли такого вредителя может выступать руководитель-бюрократ (конечно, по натуре консерватор) или несколько таких руково­дителей.. Наступает момент, когда главный герой терпит поражение и его дело, как кажется, почти проиграно, но все-таки силы разума и добра побеждают, государство в лице самых разумных своих представителей вмешивается в конфликт, поощряет новатора и наказывает консерватора.

«Два капитана» близки этой модели производственного романа, наиболее памятной советским читателям по знаменитой книге Дудинцева «Не хлебом единым» (1956). Антагонист и завистник Григорьева Ромашов рассылает по всем инстанциям письма и распространяет ложные слухи — результатом его деятельности становится внезапная отмена поисковой операции в 1935 году и изгнание Григорьева с любимого им Севера.

Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год Киностудия «Мосфильм» Пожалуй, самая интересная сегодня линия в романе — это превращение гра­ждан­ского летчика Григорьева в летчика военного, а мирных исследователь­ских интересов к Арктике — в интересы военные и стратегические. Впервые такое развитие событий предсказывает посетивший Саню в ленинградской гостинице в 1935 году безымянный моряк. Потом, после долгой «ссылки» в поволжскую мелиоративную авиацию, Григорьев решает собственными силами изменить свою судьбу и уходит добровольцем на испанскую войну. Оттуда он возвращается уже военным летчиком, и дальше вся его биография, как и история освоения Севера, показана как военная, тесно связанная с безо­пасностью и стратегическими интересами страны. Неслучайно и Ромашов оказывается не просто вредителем и предателем, но и военным преступником: события Отечественной войны становятся последним и предельным испыта­нием и для героев, и для антигероев.

Дом Ивана Павловича Кораблева

Полная противоположность Николая Антоновича — учитель географии Иван Павлович Кораблев, справедливый, честный и добрый. Это он организовал в школе любительский театр и открыл актерский талант в Гришке Фабере, утверждавшем, что все мужские роли в «Принцессе Турандот» написаны для него. Кораблев быстро становится главным авторитетом для учеников — к возмущению директора школы. Тот соперничает с географом не только в работе, но и в личной жизни: они оба влюблены во вдову капитана Татаринова. Марья Васильевна выходит замуж за брата покойного мужа из благодарности за заботу о ней и ее дочери, не зная, что Николай Антонович подстроил гибель экспедиции. Страшная правда откроется в доме Кораблева: Саня перескажет ей обрывок письма, найденного в энском детстве. Там капитан просит жену не верить его брату.

С этого момента начинается взросление главного героя. Всю свою дальнейшую жизнь Саня посвятит тому, чтобы найти следы погибшей экспедиции и доказать, что не оклеветал невинного человека, а сказал правду. Кораблев будет поддерживать Саню, как отец, а его холостяцкая квартира станет для главного героя чем-то вроде второго родительского дома. Вычислить местоположение дома, где жил Кораблев, несложно. Каверин дает довольно точные координаты: «Кораблев жил в Воротниковском переулке, в деревянном одноэтажном флигеле со ставнями и верандой, похожем на дачу». Также он упоминает, что из двора школы, то есть с Садовой-Триумфальной, были видны его окна. Значит, писатель имеет в виду перекресток Воротниковского переулка с Садовым кольцом.

Исторические прототипы[ | ]

Памятник «Двум капитанам» в Пскове Каверин вспоминал, что создание романа «Два капитана» началось с его встречи с молодым учёным-генетиком Михаилом Лобашёвым, которая произошла в санатории под Ленинградом в середине тридцатых годов. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство — с удивительной определённостью цели, — вспоминал писатель. — Он умел добиваться успеха в любом деле». Лобашёв рассказал Каверину о своём детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать учёным.

Ещё одним прототипом главного героя стал военный лётчик Самуил Клебанов, героически погибший в 1942 году. Он посвятил писателя в тайны лётного мастерства.

Образ капитана Ивана Львовича Татаринова напоминает о нескольких исторических аналогиях. В 1912 году в плавание отправились три русских полярных экспедиции: на судне «Св. Фока» под командованием Георгия Седова, на шхуне «Св. Анна» под руководством Георгия Брусилова и на боте «Геркулес» с участием Владимира Русанова. Экспедиция на шхуне «Св. Мария» в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут «Святой Анны». Внешность, характер и взгляды капитана Татаринова роднят его с Георгием Седовым. Поиски экспедиции капитана Татаринова напоминают о поисках экспедиции Русанова.

Судьба персонажа романа штурмана «Св. Марии» Ивана Климова перекликается с подлинной судьбой штурмана «Святой Анны» Валериана Альбанова. Сцена с письмами в самом начале романа также напоминает реальность: когда Альбанов покидал «Святую Анну», у него были с собой письма от членов экспедиции, ни одно из которых не было доставлено.

Директор Псковской гимназии, где учился автор, Артур Генрихович Готлиб — прототип Николая Антоновича Татаринова, одного из самых «отрицательных» героев романа.

Военная мелодрама

Кадр из многосерийного фильма «Два капитана», режиссер Евгений Карелов. 1976 год

Последний жанр, который воплотился в «Двух капитанах», — это жанр военной мелодрамы, которая в годы войны могла реализовываться как на театральной сцене, так и в кино. Пожалуй, самый близкий аналог романа — пьеса Констан­тина Симонова «Жди меня» и снятый на ее основе одноименный кино­фильм (1943 год). Действие последних частей романа разворачивается как будто бы вослед сюжетной канве этой мелодрамы.

В самые первые дни войны самолет бывалого летчика сбивают, он оказывается на оккупированной территории, а потом при невыясненных обстоятельствах надолго пропадает. Его жена не хочет верить в то, что он погиб. Она меняет старую гражданскую профессию, связанную с интеллектуальной деятельно­стью, на простую тыловую и отказывается эвакуироваться. Бомбежки, рытье окопов на подступах к городу — все эти испытания она переживает с достоин­ством, не переставая надеяться, что ее муж жив, и в конце концов дожидает­ся его. Это описание вполне применимо и к фильму «Жди меня», и к роману «Два капитана»  Конечно, есть и различия: Катя Татаринова в июне 1941-го живет не в Москве, как си­моновская Лиза, а в Ленинграде; ей прихо­дится пройти через все испытания блокады, и уже после ее эвакуации на Большую землю Григорьев не может выйти на ее след..

Последние части романа Каверина, написанные попеременно то от лица Кати, то от лица Сани, успешно используют все приемы военной мелодрамы. И по­скольку этот жанр продолжал эксплуатироваться и в послевоенной литературе, театре и кино, «Два капитана» еще долгое время точно попадали в горизонт читательских и зрительских ожиданий  Горизонт ожидания (нем. Erwartungs­horizont) — термин немецкого историка и тео­ре­тика литературы Ханса-Роберта Яусса, комплекс эстетических, социально-политиче­ских, психологических и прочих представле­ний, определяющих отношение автора к об­ще­ству, а также отношение читателя к про­из­ведению.. Юношеская любовь, зародившаяся в испытаниях и конфликтах 1920–30-х, прошла последнюю и самую серьезную проверку войной.

Что еще почитать о «Двух капитанах»:

Литовская М. А. Две книги «Двух капитанов» В. Каверина. Русская литература XX века (1930-е — середина 1950-х годов). Т. 1. М., 2014. 

Смиренский В. Б. Гамлет Энского уезда. Генезис сюжета в романе Каверина «Два капитана». Вопросы литературы. №  1. 1998.

Статья подготовлена автором в рамках работы над научно-исследовательским проектом ШАГИ РАНХиГС «Изоляционизм и советское общество: ментальные структуры, политические мифологии, культурные практики».

Как читать «Приключения Бибигона»

Как читать «Витю Малеева в школе и дома»

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Зверь дня

ЗаяцМарш дня

Марш РадецкогоСсылка дня

Отгадайте место по фотографии

Архив

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: