«лафертовская маковница»

Краткое содержание

При чтении повести читатель переносится в Лефортовский район Москвы. Действие сюжета происходит в XVIII веке. В одном из домов жила старая женщина, которой исполнилось восемьдесят лет. Днём она продавала свои лепёшки, а по ночам гадала и была дружна с тёмными силами. Соседи старались обходить её стороной, лишь племянник с ней общался иногда.

Однажды Онуфрич всё-таки осмелился и посоветовал своей престарелой тётушке перестать общаться с нечистой силой, сходить в церковь и покаяться. Старуха на него рассердилась и выгнала из своего дома. С тех пор она не общалась ни с почтальоном, ни с его семьёй.

Когда Маша, дочь Онуфрича, выросла, его жена стала искать для нее жениха. Но так как у девушки не было приданого, никто не желал её брать замуж. Тогда Марфа Ивановна вместе с дочерью идёт к колдунье, мирится с нею. В ту же ночь ведьма наколдовала суженого девушке, а на шею Маши повесила ключ от сундука, где лежали её сокровища. Но только местонахождение сундука осталось неизвестным.

Вскоре старушка умерла, а Маша влюбилась в Ульяна. Она стала жить в доме ведьмы, но теперь каждую ночь к ней начал являться призрак умершей ведьмы. Однажды девушке приснилось, что старушка гладит её лицо, а по двору ходит кот. Утром к ней в дверь постучался Аристарх Мурлыкин, который представился титулярным советником и начал за ней ухаживать.

Вскоре по поведению жениха девушка поняла, что это чёрный кот умершей старухи, который превратился в человека. Маша испугалась и отказалась выйти замуж за Мурлыкина. Ключ, который ей подарила ведьма, она выбросила в колодец. Кот, видя это, сразу же бросился за ним. С тех пор он пропал и больше не появлялся в этой местности.

Сюжет[ | ]

Действие происходит в последние годы XVIII века в Лафертовской, или Лефортовской, части Москвы, у Проломной заставы, где живёт в своём доме восьмидесятилетняя «маковница» — торговка маковыми лепёшками. Однако «этот промысел старушки служил только личиною, прикрывавшею совсем иное ремесло», — гадание по ночам и общение с нечистыми силами.

Соседи жили в страхе могущества колдуньи и боялись ей прекословить. Один только её племянник, бедный почтальон Онуфрич, не поддавшись на уговоры своей жадной до богатства жены Ивановны, осмелился посоветовать старухе покаяться и отказаться от дьявольских наваждений. В ответ «губы её посинели, глаза налились кровью, нос громко начал стукаться об бороду» — старуха выставила Онуфрича из дома и прервала общение с его семейством.

Через несколько лет Ивановна стала подыскивать жениха для своей дочки Машеньки. Поскольку никто не хотел свататься к бесприданнице, она тайком привела дочь к богатой старухе и помирилась с ней. Следующей ночью Маша пришла к бабушке для выбора суженого. Та наколдовала ей жениха и повесила на шею ключ от сундука со своими сокровищами, однако место, где они хранятся, не открыла:

Придёт жених, назначенный тебе тою силою, которая управляет большею частию браков. Он научит тебя той науке, которая помогла мне накопить себе клад; общими вашими силами он нарастет ещё вдвое, — и прах мой будет покоен.

В скором времени старушки не стало, причём в ночь её смерти, по словам будочника, «с самого Введенского кладбища прыгающие по земле огоньки длинными рядами тянулись к её дому и, доходя до калитки, один за другим, как будто проскакивая под неё, исчезали». Машенька к тому времени тайком засматривалась на молодого купца Ульяна, время от времени проходившего мимо её окон, но подчинилась решению родителей переехать в освободившийся после смерти бабушки лафертовский дом.

В новом жилище Ивановне и Маше стал мерещиться призрак старухи. Ночью Маше казалось, что «холодная рука гладила её по лицу», что привидение маковницы и её чёрный кот подзывали её к колодцу на дворе. На другой день явился и жених — титулярный советник Аристарх Фалелеич Мурлыкин, который «с приятностию выгибал круглую свою спину» и «умильно на неё поглядывал, почти совсем зажмурив глаза».

Машеньке открылось, что это не кто иной, как принявший человеческий облик чёрный кот покойной старухи, пропавший куда-то после её смерти. Она наотрез отказалась идти замуж за бабушкиного фамильяра, чем сильно огорчила родителей.

Маша смотрела из окна и видела, как Аристарх Фалелеич сошел с лестницы и, тихо передвигая ноги, удалился; но, дошед до конца дома, он вдруг повернул за угол и пустился бежать как стрела. Большая соседская собака с громким лаем во всю прыть кинулась за ним, однако не могла его догнать.

Маша в сердцах выбросила ключ от ведьмовских сокровищ в колодец, куда за ним бросился и чёрный кот. Тем временем отец подыскал ей другого жениха — сына своего старого друга, разбогатевшего на подрядах. Этим женихом оказался её суженый Ульян. В то время, пока молодожёны пировали на свадьбе, в лафертовском доме провалился потолок и сам он разрушился.

Анализ сюжета

В своей повести Антоний Погорельский даёт читателям нравственный урок о том, что добро всегда торжествует над злом. Главные герои проходят испытания. Так, Онуфрич, который был очень набожным, так и не подался искушениям нечистой силы, Маша выбирает любовь, а не сокровища. В финале злые силы отступают, а люди, которые выдержали достойно все испытания, становятся счастливыми. Повесть очень созвучна с народными сказками, в которых зло побеждено и бесследно исчезает.

Предыдущая

Краткое содержание»Похвала глупости» — краткое содержание произведения Э. Роттердамского

Следующая

Краткое содержание«Жалобная книга» — краткое содержание рассказа А.П. Чехова

Фантастическое в повести

При анализе произведения Антония Погорельского стоит обратить внимание на то, что «Лафертовская маковница» стала первым произведением, которое имеет признаки фантастической повести. В сюжете есть слияние двух традиций:

  • гофмановских мотивов;
  • народной сказки.

Считается, что Погорельский первым обратился к произведениям Гофмана как к источнику сюжетной линии и литературных приёмов. О творчестве немецкого писателя напоминают следующие детали:

  • старуха-ведьма;
  • перевоплощения чёрного кота;
  • переплетение реального мира со сверхъестественным.

Но основное художественное своеобразие повести Погорельского заключается в том, что он решил использовать в сюжете народную фантастику. Ее признаки:

  • народные суеверия;
  • представления простого человека о добре и зле;
  • колдовство старухи всегда связано с цифрой 3;
  • описание смерти колдуньи, когда испортилась погода;
  • гадание по ночам.

Фантастическое необходимо автору, чтобы искушать героев. Но Маша — светлая личность, поэтому она поддаётся любви, а всё таинственное её пугает. Девушка понимает, что для счастья богатство не так уж и нужно. Она готова жить бедно, но с любимым человеком. Любовь даёт ей силы ослушаться бабушку и выбросить ключ от сундука с сокровищами. На душе у неё после этого поступка стало намного легче.

За свою доброту и силу главная героиня награждается настоящей любовью. Ульян не только был влюблён в Машу, но и оказался богатым человеком. Писатель щедро награждает свою героиню, поскольку она смогла победить все искушения, выстояла и не предала свою любовь.

Произведение Погорельского, несмотря на всю его фантастическую окраску, не страшит читателя, а кажется юмористическим и занимательным.

«Двойник, или Мои вечера в Малороссии»

Трезвое, рациональное отношение писателя к чудесному проявилось в цикле его повестей «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», включившем «Лафертовскую Маковницу» и вышедшем в свет в 1828 г. Построение книги цельно: повести объединялись беседой между автором и его «двойником» о таинственных происшествиях, свойствах человеческого ума, страстях и поверьях и перекликались с произведениями немецких романтиков, особенно Гофмана, в прямом подражании которому критика не раз винила Погорельского. Но, в отличие от этих авторов, русский писатель никогда не отрывался от реальной действительности, и фантастика в его произведениях, лишенная мистического оттенка, выступала как художественный прием, позволяющий глубже и заостреннее раскрыть жизненные конфликты, в различных ракурсах, с разных точек зрения осветить русскую жизнь. Сам «двойник» автора явился на страницах книги не как потусторонняя мистическая фигура, а скорее как друг-собеседник, которому прежде всего присуще скептическое начало. В то время как автор вроде бы склонен верить в чудесное, его двойник-оппонент безжалостно развенчивает фантастику, дает ей реальное объяснение. Не случайно ссылается он, например, на историю трагической любви юноши к механической кукле — «Пагубные последствия необузданного воображения». Фантастичность этой истории помогает усилить сатирическое звучание произведения, направленного против бездушного светского общества. «Может ли человек влюбиться в куклу?»— спрашивает автор, на что «двойник» ему отвечает: «…мне кажется, мудреного в этом ничего нет. Взгляните на свет: сколько встретите вы кукол обоего пола, которые совершенно ничего иного не делают и делать не умеют, как только гуляют по улицам, пляшут на балах, приседают и улыбаются. Несмотря на то, частехонько в них влюбляются и даже иногда предпочитают их людям, несравненно достойнейшим!».

Рядом с этой повестью художественно менее убедительной представляется повесть «Изидор и Анюта», написанная в традициях сентиментализма. Чувствительная и мелодраматичная ситуация разворачивается на фоне событий Отечественной войны 1812 г., участником которой был Погорельский. К лучшим страницам произведения принадлежит описание беженцев, стремящихся оставить Москву до вступления в нее врага. Здесь нашли отражение личные впечатления автора.

В книгу вошла также весьма характерная для романтической литературы повесть, сюжет которой раскрывает историю нежной привязанности огромной обезьяны к человеку: «Путешествие в дилижансе». Муки совести у главного героя, жестоко поступившего с усыновившим его зверем, как и вообще размышления о людской неблагодарности — предмет последней беседы автора и его «двойника».

Произведения Сборника «Двойник…» Погорельского объединяют высокие моральные идеи: утверждение бескорыстия и гуманизма, протест против пустоты и эгоизма светского общества. Эти идеи роднили автора с близкими ему по духу поэтами — П. Вяземским и В. Жуковским, а также с членами Вольного общества любителей российской словесности, в котором он состоял вместе с К. Рылеевым, А. Бестужевым, Ф. Глинкой и др. В духе философии Просвещения он воспитывал своего племянника — будущего известного поэта и драматурга А. Толстого, для которого написал и поныне любимую детворой волшебную повесть «Черная курица, или Подземные жители» (1829).

Художественное пространство

Автор в своей повести «Лафертовская маковница» умело играет с читателем, перенося его из мира реального в потустороннее пространство, где всё выглядит сказочным. Так, домик ведьмы существует в реальном месте, ведь такой район действительно есть в Москве и сейчас. Реальность позволяет читателю почувствовать героев произведения рядом, перенестись мысленно в это место и даже оказаться в гуще событий, которые описываются в повести.

Домик старухи может оказаться порталом. В этом помещении и во дворе, в котором он находится, происходят следующие странные события:

  • кот превращается в Аристарха Мурлыкина;
  • страшные шумы;
  • посещение умершей старухи.

Когда в дом колдуньи переезжает семья её племянника, она никому не даёт спокойно жить. Постоянно гостей пугают какие-то шумы и проделки нечистой силы, например, завывает ветер, хотя на улице стоит тихая погода, озлобленно стучат ставни, постоянно чувствуется в комнатах присутствие кого-то постороннего.

Надежды Марфы Ивановны о безмятежном счастье в новом доме рушатся. Особняк переносит героев из их обычного мира в мистический.

История создания

«Лафертовскую маковницу» Погорельский написал в 1825 году, но до сих пор она интересна читателю. В этой маленькой повести есть что-то мистическое. Хоть рассчитано произведение на взрослых читателей, сейчас его включают в детское чтение. Ребёнок при чтении повести погружается в мистический мир, где есть колдовство, волшебные приключения, любовные переживания и ведьмы.

На уроке при изучении повести обязательно следует остановиться на истории создании. Школьники должны знать, что впервые она была напечатана в 1825 г. в журнале «Новости литературы». В 1928 г. повесть вышла из печати в составе второго тома сборника «Двойник, или Мои вечера в Малороссии».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: