Содержание
Описывается ночлежка, в которой живут нищие, воры, шулеры, пьяницы и работники из числа самых бедных. Всё действие пьесы наполнено дебошами и скандалами.
Василиса, жена хозяина ночлежки, влюблена в одного из её обитателей, вора Ваську Пепла. Она подговаривает Ваську убить её мужа Михаила, хозяина ночлежки. Васька смущён, потому что он любит не Василису, а Наташу, её младшую сестру. Василиса об этом знает, поэтому бьёт сестру и издевается над ней.
Андрей Клещ кое-как зарабатывает на жизнь и надеется выбраться из ночлежки. Его жена тяжело больна, и Клещ ждёт её смерти.
В ночлежке появляется странник Лука, который всех может пожалеть и всем дать надежду. Он обещает загробное счастье умирающей жене Клеща Анне. Ваське с Наташей Лука рекомендует сбежать. Актёру странник говорит, что не всё ещё потеряно: есть бесплатная лечебница для алкоголиков. Актёр оживает.
Лука всем нравится, лишь Сатин входит с ним в философское противостояние. Сатин считает, что жизнь бессмысленна. В частности, он предлагает Клещу бросить работу. Если все люди бросят работу, то они умрут с голоду, считает Клещ. Но тогда труд не имеет смысла: он не меняет жизнь человека, не делает её лучше, а просто длит существование.
Лука считает, что ложь во спасение — это правильный путь. Он рассказывает притчу о человеке, который искал праведную землю, скитался. Но пришёл учёный и сказал ему: праведной земли нет. И человек повесился. Сатин в чём-то даже согласен с Лукой (мысль о величии человека). Но он категорически против лжи: Сатин считает, что людей надо поднимать на бунт против существующего порядка.
Лука неожиданно уходит.
Васька ударяет хозяина ночлежки и ненамеренно убивает его; Ваську сажают в тюрьму. После смерти Анны Клещ окончательно опускается. Актёр, потерявший последнюю надежду, вешается. Узнав эту новость, Сатин говорит: «Эх… испортил песню… дур-рак!».
Проблематика произведения
Проводя анализ поэмы «Несвоевременные мысли» Горького, стоит рассмотреть проблемы, которые в своем произведении поднимает автор, и занести в конспект рассуждения о том, что он пытался осмыслить и решить.
Одной из наиболее значимых тем в произведении является судьба русского народа. Ссылаясь на свой жизненный опыт и годы, посвященные защите порабощенных граждан, автор уверяет, что имеет полное право говорить горькую правду о народе. Ведь, по мнению писателя, людям так будет лучше, чем если им истину скажут враги, которые только и могут, что копить по отношению к ним злобу.
Другая проблема, привлекшая внимание Горького, — это то, что пролетариат выступает творцом культуры и революции. Автор с первых страниц начинает кратко предупреждать, что граждан не ждет ничего хорошего, и пытается объяснить, почему нельзя в один миг сделать социалистическим 85% населения страны, которое было крестьянским
Рабочий класс должен с осторожностью относиться к правительству и его действиям. Когда оппонент возразил Горькому, что простые люди теперь стали частью власти, писатель с ним не согласился
Он заявил: если рабочий класс занимает основную нишу в правительстве, то это не значит, что он знает и понимает, что в нем происходит. Единственное спасение для народа автор видит в объединении с классом трудовой интеллигенции. Культурная работа должна идти отдельно от партии, ведь одной лишь политикой невозможно воспитать «нового человека».
Третьей проблемой, поднятой в «Несвоевременных мыслях», стала взаимосвязь между революцией и культурой. Эта тема легла в основу статей Горького в 1917—1918 годах. Писатель поддерживал идею революцию, поскольку надеялся, что она даст людям возможность свободной работы и всестороннего творчества. Ради этого он готов был вытерпеть жестокие и кровавые дни 1917 года. Автор считал, что тогда в России родился новый человек, способный сбросить с себя копившуюся веками грязь и лень. Он войдет в новую эпоху талантливым и умным работником.
Особенности ранних произведений М. Горького
Незаурядный талант художника и рассказчика, умение отстаивать свою точку зрения и свои убеждения проявляются уже в первых произведениях молодого писателя Максима Горького. В них писатель стремится открыть человеку глубины его души, ищет в современной ему эпохе гордых, смелых людей, неординарных, ярких, ищущих смысл жизни. Герои его произведений противопоставляют себя мещанской среде.
Раннее творчество М. Горького относится к традиции романтизма. Писатель выражает неприятие современного ему обществу, живущего по лживой морали. Он отвергает общество, утверждает справедливое и высоконравственное общественное устройство. Так в произведениях М. Горького создается двоемирие, являющееся отличительной чертой произведений романтизма. Герои произведений М. Горького в этом период – романтические мятежники, ведущие активную борьбу с реальной действительностью, доказывающие свою независимость от обывательской жизни, жертвующие собой ради других.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Замечание 2
Главная художественная черта ранних произведений М. Горького – соединение в одном произведении характерных черт революционного романтизма и реализма.
Именно освободительное движение стало причиной обращения писателя к романтическим традициям. Такое переплетение романтизма и реализма прослеживаются в таких произведениях:
- «Макар Чудра»;
- «Песня о Соколе»;
- «Челкаш».
В рассказе «Макар Чудра» М. Горький поднимает вопрос о том, что для человек важнее – любовь или свобода? История любви героев произведения изъясняет романтическую идею – свобода важнее и дороже всего в жизни. Романтические герои готовы даже на смерть, лишь бы не жить в подчинении.
М. Горький пытается сказать, что жизнь в одиночестве, пусть даже свободы, теряет свой смысл. Он осуждает жестокость и эгоизм, гордыню, презрение к людям. По мнению писателя, настоящий герой не живет только для себя, он приносить добро людям, и это доказывает образ Данко. Он стремился к свободе, но не для себя лично, а для своего племени, изгнанного в глубь глухого леса. В основе рассказа о Данко – подвиг во имя жизни, во имя свободы. писатель призывает к самопожертвованию. На примере Данко Горький показывает глубину нравственных сил человека и его способность пожертвовать собой во имя блага других.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Понимание свободы в ранних рассказах М. Горького 400 ₽ Реферат Понимание свободы в ранних рассказах М. Горького 280 ₽ Контрольная работа Понимание свободы в ранних рассказах М. Горького 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В ранних романтических рассказах писатель идеализирует своих героев, наделяет их исключительными качествами. А тема любви и свободы являются основными темами произведений этого периода. Писатель в своих рассказах высказывает свою точку зрения на эти проблемы. Высшее начало в человеке – это любовь к свободе.
Герои ранних произведений Горького – это яркие личности, которые не поддаются гнету обстоятельств, а, напротив, активно борются с ними. Это гордые личности, обладающие яркими чувствами и совершающие смелые поступки. Героям характерно одно качество, которое подавляет остальные. Например, у Лойко и Рады – гипертрофированное чувство независимости и собственного достоинства, у Ларры – гипертрофированный эгоизм, у Сокола – стремление к активной деятельности, у Данко – самопожертвование ради благополучия своего народа. При этом героям произведений Горького не знакомы душевное раздвоение, противоречие между чувством, мыслью и действием, характеры героев лишены динамики.
Мировоззренческие проблемы, которые привлекали внимание писателя, обусловили художественное своеобразие его ранних рассказов. Сюжет произведений строится на основе противостояния двух комплексов идей, один из которых несет ярко выраженную положительную оценку
Такая же оценка с развитием сюжета формируется и у читателя. герои, несущие эти идеи, остаются победителями, даже если погибают. Они с самого начала произведения композиционно выделены и противопоставлены другим персонажам, так как они стремятся «жить, а не примиряться». Ввиду того, что герои часто противостоят мещанскому идеалу, они воплощаются в характерных образах «босяков», что проявляется в их речи, стремлении к «вольной природе», конфликте с обществом.
Основная идея
Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности. Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы.
- Первый тип свободы подразумевает собой стремление к эгоистичному удовлетворению собственных желаний, которое в итоге приносит лишь вред.
- С другой стороны, Горький показывает, что есть другой путь к настоящей свободе, и, как ни парадоксально, путь этот лежит через служение обществу, через отречение от самого себя, что в итоге превозносит человека до невиданных высот.
Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.
Значение работы
Годы показали, что предостережения писателя не были замечены. С Россией и ее народом произошло то, о чем он предупреждал. Но стоит отметить, что и сам Горький не был однозначен в своих высказываниях, его взгляды на революцию менялись с течением времени.
Свои статьи автор назвал «несвоевременными», поскольку страну и саму власть в те годы интересовали другие вопросы. Но его борьба за становление истинной демократии была начата в нужное время. Новую власть не устраивали люди с противоположным мнением. После закрытия газеты Горькому, как и другим представителям интеллигенции, разрешили уехать из советской России. Писателя надолго лишили возможности открыто выражаться, но факт того, что он успел опубликовать свой сборник, — пример истинного мужества.
В работах Горького раскрывается его истинная тревога за свой народ и стыд за все, что творится в России. При этом автора не покидала надежда на светлое будущее, несмотря на кровавые дни и темные инстинкты масс. Анализ «Несвоевременных мыслей» упростит школьникам составление сочинения, презентации и других работ.
Разочарование
Позже Горький узнает, что даже после свержения монархизма в стране царит полное бесправие. Для новой власти представители старого режима были врагами, которых ожидали беспочвенные аресты и жестокое обращение. Едва закончилась революция, как люди начали проводить акты мародерства. Они опустошали винные погреба, а ведь запасы этого напитка можно было продать за границу, чтобы обеспечить страну необходимыми лекарствами, техникой и мануфактурой. Даже в кратком содержании «Несвоевременных мыслей» Максима Горького остро ощущается сильная обида на своих соотечественников, и все же автор ищет им оправдания.
Горький пишет, что большевизм не оправдал надежды некультурных масс и пролетариат не смог победить. Захват банков, лютый голод, невиновные люди заперты в тюрьмах. Революция не смогла принести духовное возрождение. «Нет яда более коварного, чем власть над людьми, это нужно помнить, чтобы власть не отравила нас
».
В кратком содержании «Несвоевременных мыслей» Горького стоит упомянуть о совете автора, который он дает своим соотечественникам. Писатель говорит, что нужно пристраститься к изучению европейской культуры. Она поможет ошалевшему обывателю стать человечнее и научит самостоятельно мыслить. Анализируя революционные реалии, автор отмечает, что люди перестали видеть разницу между критикой и клеветой.
Революция дала «зеленый свет» свободе слова, которая невероятным образом превратилась в свободу клеветы. Не раз в прессе поднимался вопрос о том, кто виноват в разрухе России, и каждый публицист был уверен, что виновен его противник. Горький подчеркивает, что у людей совершенно неразвито чувство личной ответственности, каждый винит в своих бедах соседа. Только в культуре видит автор путь к спасению. Он презирает глупое невежество и все же любит своих соотечественников: «Самый грешный и грязный народ на земле, бестолковый как в Добре, так и во Зле. Опоенный водкой, изуродованный насилием. Но все же добродушный и, в конце концов, талантливый
».
Правда или ложь?
Проблема нравственного выбора в пьесе Горького «На дне» стоит очень остро. Во что должны поверить люди? В сладкую ложь или в горькую правду, какими приправил пьесу Горький «На дне»? Анализ показывает, что мастером сладкой лжи в произведении выступает странник Лука, он уверен, что людям нужно говорить то, что они хотят услышать. Он обнадеживает всех обитателей ночлежки. Дарит веру, что есть шанс изменить свою жизнь, если поступить так или вот так. Но когда он вдруг исчезает, всем становится не по себе. Постояльцы чувствуют себя брошенными, а Актер, который верил словам Луки больше всех, заканчивает жизнь самоубийством.
Правда в пьесе Горького «На дне» олицетворяется ее героем — Сатиным. Этот мужчина не лучший представитель человеческой расы — он нечист на руку, любит выпить, участвует в драках, с пессимизмом смотрит в будущее. Но есть в нем немного больше знаний и понимания происходящего. Именно от него исходит простая истина: «Нужно гордиться тем, что ты человек». Сатин не является харизматичной личностью, которая может повести за собой толпу, он не революционер, не психолог и не политик — он просто указал на очевидное, которое зажгло в глазах каждого, еще не отчаявшегося вконец обитателя, особую искру. И она не угаснет, когда Сатин исчезнет, как это случилось с красивой ложью Луки.
История создания
Долгое время Алексей Пешков проводил в путешествиях по родной земле. Каждое из таких хождений было плодотворным для творчества русского писателя. Встречи с разными людьми давали пищу для размышлений, писатель черпал вдохновение в этих простых людях, которые делились с ним своими историями.
Возможно, вам также будет интересна статья: Анализ произведения «Антоновские яблоки»
Историей создания «Старухи Изергиль» также явилось хождение писателя по Бессарабии. Замысел «Старухи Изергиль» пришел в голову писателя еще весной 1891 года. Горький в это время работал над романтическим циклом произведений, где между собой ведут борьбу низость и возвышенность. Плодом его четырехлетних размышлений явилась «Старуха Изергиль», проблематика которого состоит в нравственных отношениях, год написания всего рассказа — 1894, в 1985 году рассказ был опубликован.
Самому писателю нравился процесс работы над «Старухой Изергиль», нравился результат получившегося произведения. В письме Чехову, автор признавался, что этим произведением он сумел выразить свои собственные взгляды на роль человека в обществе, что явилось основной мыслью рассказа.
Подробный анализ
Незадолго до первой мировой войны писатель возвращается из Италии в Россию. По приезду Горький не узнаёт родную страну — настолько сильно изменились люди. Он не может проскользнуть мимо потрясших страну событий и выступает против войны. Пишет 58 статей, которых публикует газета «Новая жизнь». Через собственные статьи он делится с читателями своим мнением касательно происходящего вокруг.
Жанр и тема
Жанр: публицистика. В произведении содержатся заметки о революции. Ленин устроил террор и на трупах людей пришёл к власти. Жесток и сам народ, развязавший кровавый кошмар.
Главные герои
Главные герои — Ленин, Зиновьев, Троцкий, Луначарский, простые люди.
Композиция
«Несвоевременные мысли» состоят из 58 заметок. Сюжет основывается на революции, которую писатель изначально поддерживал, но не был доволен её результатами. Горький критиковал новую власть, за что его объявили «врагом народа». Автор был вынужден объяснить свою позицию.
Сюжет
Революции, как правило, несут смерть, кровь, разруху. Люди превращаются в диких зверей — и это не преувеличение! Человек отворачивается от Бога и с ожесточённым сердцем идёт на убийство ради каких-то целей. Рушится мирная жизнь. Максим Горький не остался в стороне от ужасных событий 1917-1918 гг. и попытался достучаться до общества, поделиться собственными мыслями, которых запечатлел на бумаге. Читателю открыты короткие заметки, вошедшие в книгу. «Несвоевременные мысли» — это вопрос: «А стоило ли оно того?».
Горький разделял революционные идеи ещё в 90-е годы 19 века. Но результатами октябрьской революции он разочаровался. Писатель знал, что разгневанные народные массы затопчут кого угодно. Горький считал, что русский народ так и не стал свободным. В политическом плане —да. Но истинную свободу он не обрёл. Спасение лежит в развитии культуры. Только знание поможет одержать полную победу. Война показала русского человека с другой стороны. Он оказался слабым перед культурным противником. Народ убеждал себя в духовном превосходстве над Европой, а в итоге погряз в собственном эгоизме, лени, беззаботности.
Автор в произведении осуждает жестокость и глупость. Русский должен отказаться от насилия, считает он, или свободу не достичь. Война — бессмысленное побоище. После революции русским открылась возможность самосовершенствоваться. Но вместо духовного роста… Сколько людей могли бы принести пользу стране своим трудом, если бы не окопы… Творческие личности вынуждены браться за оружие. Гибнет культура. Мир грозит утонуть в крови. И виноват в этом каждый человек.
Писатель выступает против нахлынувшей на страну волны грабежей и убийств. На улицах царит преступность — «спасибо» революции. Разве революция что-то изменила? В чём был её смысл, если культура не создаётся? Народ опьянел от свободы. Он должен протрезветь и начать учиться. Горький искренне надеялся, что русские, преодолев все трудности, выберут правильный путь.
Осуждение
Даже в кратком содержании «Несвоевременных мыслей» М. Горького видно, как автор призывает людей любить свою родину. Призывает учиться, ведь истинная суть культуры заключается в отвращении ко всему грязному, порочному и лживому, что заставляет человека страдать и принижает его достоинство.
Горький осуждает деспотичные методы Троцкого и Ленина, что полностью прогнили от власти. При них нет свободы слова, а народ – это лишь механизм, что позволяет строить социализм. Вожди вели к гибели и революцию, и людей. По книжкам они знали, как можно поднять народ, но самого народа не знали никогда. Революция должна была принести демократию, а на деле стала эпицентром насилия.
Особенности раннего творчества М. Горького
1. Общие характеристики раннего творчества. 2. Главные темы периода. 3. Тема свободы человека на примере рассказов М. Горького “Макар Чудра” и “Старуха Изергиль”. 4. Два начала в мировосприятии М. Горького. 5. “Люди дна” в творчестве писателя. 6. Пейзаж, как способ отображения суровой действительности. Я в мир пришел, чтобы не соглашаться. В. Г. Короленко На рубеже XIX-XX веков имя М. Горького стало популярным не только в нашей стране, в России, но и в за рубежом. Его известность приравнивалась к таким литературным
Именно эти взгляды М. Горького и были отражены в его ранних произведениях. Начало творческого пути М. Горького совпало с тем периодом времени, когда сам человек, по своей сути полностью обесценился, постоянно унижался, становился просто “рабом вещей”. Такое положение и понимание человека, заставляло писателя во всех своих произведениях постоянно и упорно искать те силы, которые смогли бы освободить народ. ) Впервые
Герой умирает согрев своим сердцем других, именно эта великая любовь к людям способна творить чудеса. Такое проявление сильной личности в творчестве писателя видно во многих его героях, например, Сокол (“Песня о Соколе”, 1895 год), Буревестник (“Песня о Буревестнике”, 1901 год). Но если путь для обретения свободы выбран неправильно, то это может привести к абсолютно противоположному результату. В образе Ларры-получеловека (сын орла и земной женщины) М. Горький показывает высшую степень человеческой гордости и вольнолюбия. Он “хотел иметь все и сохранить себя цельным” совершив преступление – убийство девушки, за что и был изгнан из общества. Казалось бы, Ларра приобрел долгожданную свободу, но свобода ценой несчастья других людей приносит лишь одиночество, тоску и пустоту: “Сначала юноша смеялся вслед людям… смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его.
Но отец его – не был человеком. А этот – был человеком”. И в итоге от Лары не остается ничего, одна только тоска.
Мудрец был прав, когда сказал что: “наказание в нем самом”. Само мировосприятие М. Горького можно разделить на два начала, которые развиваются в самой личности. Первое – это стремление к пониманию правды жизни, хотя порой она жестока и несправедлива. Второе начало – желание отвлечься от этой правды и уйти от нее в какие либо романтические, спасительные мечты. У писателя эти две позиции выражаются в столкновении различных характеров героев, и они абсолютно противоположны по отношению друг к другу.
К таким контрастным героям можно отнести Лару и Данко, Ужа и Сокола, Гаврила и Челкаша. Именно в диалоге двух таких разных героев раскрывается противоречивость самого мира. Поиск истины усложняется тем, что с одной стороны герои стремятся всегда быть правдивыми, как к самим себе, так и к самой жизни. Но с другой стороны они же видят на сколько сложно многим людям слышать и воспринимать правду.
Так в пьесе “На дне” нет одного героя, который бы провозглашал истину. Здесь она рождается из множества голосов героев: Луки, Клеща, Сатина, Пепела
Важное место в творчестве М. Горького занимает тема “бывших людей”
Это люди, которые относятся к самым низам общества, и одновременно с этим в них присутствуют поистине высокие эстетические качества. Таковым является Челкаш в одноименном рассказе 1895 года. Этот персонаж отличается своей человечностью, открытой душой и независимостью.
По словам М. Горького, босяки для него “необыкновенные люди”. Писатель видел, что они живут намного хуже “обыкновенных людей”, но при этом чувствуют себя значительно лучше их, так как они не жадные, не душат друг друга и не занимаются одним только накоплением денег. В ранних произведениях для раскрытия общего колорита, эмоционального напряжения и волевых характеров героев, писатель использует прием описания пейзажа. Почти в каждом произведении М. Горького присутствует: всплеск волн, шум ветра, шелест кустов и деревьев, шорох листьев. Такие эпитеты помогают читателю понять все многообразие нашего мира, все его краски. В раннем творчестве писателя сложно провести границу между реальностью и вымыслом.
М. Горький на страницах своих книг создает определенный художественный мир, который свойственен только ему. Читатель постоянно сталкивается то с образами стихий (бушующее море, отвесные скалы, дремлющий лес), то с животными олицетворяющими человека (Сокол, Буревестник), а главное с героическими людьми, действующими по зову сердца (Данко). Во всем этом и заключалось новаторство М. Горького – создание новой, сильной и волевой личности.
Выводы
Максим Горький считает, что для социально-эстетического воспитания народа этому самому народу нужно читать европейскую литературу, французские комедии и греческие трагедии. Он знает потребности рабочего класса, поэтому предлагает именно то, что они поймут и усвоят.
Горький уверен – нужно объединить интеллектуальные силы интеллигенции с силами молодых крестьян, только тогда можно будет возродить духовное богатство страны. Это есть истинный путь к свободе и культуре, над которыми политика не должна иметь власти. Ведь политика всегда отвратительна. Кто бы ее ни делал, ей всегда будут сопутствовать ложь, насилие, клевета. Автор взывает к каждому читателю, к его добрым началам, которые должны победить тьму. Только тогда возможна в стране демократия и свобода.
Вот такие они, «Несвоевременные мысли» Максима Горького. Он не до конца уверен в своей концепции и не раз пытался найти компромисс, на который согласятся даже власти. И все же о многих моментах он не смог умалчивать. Его страна и народ страдали, и он страдал вместе с ними, пытаясь достучаться до каждого своим единственным оружием – словом.
https://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/gorkij/nesvoevremennye-mysli https://all-the-books.ru/briefly/nesvoevremennye-mysli/ https://www.syl.ru/article/363707/maksim-gorkiy-nesvoevremennyie-myisli-kratkoe-soderjanie
Вывод
Каждый читатель вынесет для себя свой определенный вывод. Пьеса «На дне» может помочь человеку понять, что в жизни стоит всегда к чему-то стремиться, потому что это дает силы идти дальше, не оглядываясь назад. Не останавливаться с мыслями, что ничего не получится.
На примере всех героев можно увидеть абсолютное бездействие и незаинтересованность в собственной судьбе. Вне зависимости от возраста и пола, они просто погрязли в своем нынешнем положении, отговариваясь тем, что поздно сопротивляться и начинать все заново. Человек должен сам иметь желание изменить свое будущее, и при любой неудаче не винить жизнь, не обижаться на нее, а набираться опыта, переживая проблему. Обитатели ночлежки считают, что на них внезапно, за их страдания в подвале, должно свалиться чудо, которое принесет им новую жизнь, как и происходит – к ним является Лука, желающий приободрить всех отчаявшихся, помочь советом, чтобы сделать жизнь лучше. Но, они забыли, что словом не помочь упавшему, он протянул им руку, только ее никто не взял. А все лишь и ждут действия от кого угодно, но не от себя самих.