klassreferat.ru
Картина Ильи Ефимовича Репина «Бурлаки на Волге» является настоящим шедевром русской живописи. Она написана в реалистическом стиле. Когда мы смотрим на картину, то кажется, что мы стоим на берегу Волги и бурлаки продвигаются прямо к нам. Баржи и другие суда спускались по Волге с грузом по течению без труда, а вот назад, против течения, их возвращали бурлаки. Эти люди впрягались в лямки и тянули канаты, закрепленные на барже. Они шли по берегу, а баржа плыла по воде.
На картине изображена группа бурлаков за работой. Берег Волги, летний зной, глинистый песок под ногами. Почти все основное пространство картины занимают фигуры людей, мы почти не видим воду реки. Линия горизонта делит полотно пополам, наверху — голубое небо с облаками, внизу — желтый песок и желтоватая из-за отражения песка вода. На этом фоне хорошо прорисованы фигуры людей. Это бурлаки, которые тянут судно вверх по реке.
Тянуть против течения нелегко, каждый из бурлаков делает видимое глазу зрителя усилие, их плечи перетянуты широкими ремнями-лямками — так удобнее тащить. Неудивительно, что люди одеты в лохмотья — под ремнем одежда быстро истирается и ветшает, от бесконечной дороги стаптываются лапти. Руки бурлаков повисли вдоль тела — в этой работе руками не поможешь. Главное — переступать ногами и наваливаться корпусом на ремень. Этот тяжелый труд требует определенной сноровки. Кроме того, он требует, чтобы каждый член артели работал в полную силу — здесь нельзя отлынивать и перекладывать груз на чужие плечи. Эта работа коллективная и как только один будет прикладывать меньше силы, другим придется тянуть сильнее и они вскоре почувствуют это.
Этот тяжелый подневольный труд не сделал бурлаков рабами, несмотря на тяжелые условия труда, герои картины не выглядят жалкими, убогими. Это люди, которым под силу то, что не под силу другим. Они живут и работают дружно, справляются со стихией и свободны в душе. Лица работников выписаны художником с большой любовью. Все персонажи картины — в действительности встреченные живописцем люди, выражения лиц, которых он подробно изучил. Вот почему лица на картине выглядят так живо, убедительно. Репин хорошо знал бурлацкую жизнь, несколько раз ездил на Волгу, провел немало времени с артелью бурлаков, наблюдая за людьми, узнавая их характеры, делая зарисовки и эскизы. Несмотря на то, что герои картины — конкретные люди, вместе они представляют собирательный образ русского народа. Сам художник очень любил эту свою картину
Рекомендуем посмотреть:
- Сочинение по картине «Май 1945» А. и С. Ткачёвых
- Сочинение по портрету Ф. И. Шаляпина работы Б. М. Кустодиева
- Сочинение по портрету артиста Ф. И. Шаляпина работы К. А. Коровина
- Сочинение по картине П. А. Федотова «Сватовство майора»
- Сочинение по картине В. Е. Маковского «Две матери. Мать приёмная и родная»
- Сочинение по портрету пианиста, дирижёра и композитора А. Г. Рубинштейна работы И. Е. Репина
- Сочинение по портрету академика физиолога И. П. Павлова работы М. В. Нестерова
- Сочинение по портрету артиста Александринского театра Г. Г. Ге работы И. Е. Репина
- Сочинение по картине В. Е. Попкова «Осенние дожди. Пушкин»
- Сочинение по картине И. Е. Репина и И. К. Айвазовского «Пушкин у моря» («Прощание Пушкина с Чёрным морем»)
«Бурлаки на Волге» (1870–1873)
История создания «Бурлаков на Волге» подробно описана в книге Репина «Далекое близкое». Поехав с друзьями-художниками на Волгу писать этюды, он увидел бурлацкую тягу и начал писать крестьян-бурлаков. В книге описаны эпизоды смешные и страшные: тотальное отсутствие взаимопонимания между художниками и крестьянами сопровождается еще и мотивом собственной вины за недостаточное народолюбие. «Хождение в народ» напоминает проход по минному полю — однако стоит начать рисовать, и те же модели уже характеризуются в совсем иных выражениях. Они обретают имена: Ларька, отставной солдат Зотов, вожак бурлацкой ватаги расстрига Канин, — и народ составляется уже из преображенных эстетическим восторгом лиц.
С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Публика картину заметила: официальные люди — среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов… уже сведен к нулю»), — негодовали, прогрессисты восхищались. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных, изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», — общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее.
Обличительный пафос предполагался в первом замысле картины: процессия должна была двигаться параллельно променаду нарядных дачников, но от такого лобового хода Репина отговорил его друг — пейзажист Федор Васильев. Были и иные варианты — с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.; самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» — Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. И это безоценочное экспонирование персонажей в эпически пустом, выжженном по цвету пространстве было совершенно новым для передвижнической картины, которая всегда стремилась к четкой расстановке акцентов. Как точно заметил Достоевский: «…бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“».
Кстати, «Бурлаков» приобрел и повесил в своей бильярдной великий князь Владимир Александрович. Что он думал по поводу авторской идеи — неизвестно.
слушайте в подкасте «зачем я это увидел?»
Кем были передвижники — революционерами или бизнесменами?
Жанр картины Бурлаки на Волге
По своему сюжету «Бурлаки на Волге» — это жанровая картина, написанная тщательно, со многими деталями и подробностями. Но этот бытовой мотив молодой художник решает в плане большого идейного и образного обобщения. Репин намеренно опускает точку зрения: низкая линия горизонта, четкая по силуэту, компактная масса бурлацкой ватаги, рисующаяся на фоне неба и песков, придают картине монументальность и значительность. Люди и природа сливаются в пластический образ возвеличенного и даже героизированного труда. Богатство и психологическая достоверность характеристик каждого из бурлаков и всей группы в целом, простая, но выразительная и немногословная композиция, материальность письма, передающего и цвет, и саму фактуру бурлацких рубищ, и знойное небо, и песок, в котором вязнут ноги, — все это придает картине конкретность и жизненность.
Перед нами не случайное сборище людей, не серая безликая масса, а галерея ярких личностей. Именно личностей, ибо каждый из них не повторяет другого, каждый наделен своей индивидуальностью, характером, биографией, внешними чертами и внутренним миром, психологией, наконец, отношением к жизни и той треклятой бечеве, что связала их с ней.
Окончательный вариант картины поражал уже своими размерами — около трех метров. Никогда прежде произведение бытового жанра не приобретало такой монументальности, приближаясь по своему значению к исторической, почти эпической картине.
В. В. Стасов сопоставил репинских «Бурлаков» с
«Богатырями» Васнецова. Он писал: «И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там — угнетенная и еще затоптанная, обращенная на службу скотинную, или машинную, а здесь—сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле, то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».
Подбор ракурса и образов
Путешествуя, друзья не просто зарисовывали увиденное. Переезжая с места на место, они общались с местным населением, приглядывались к типажам. Ночуя где придётся и сидя на берегу у костра, впитывали и эпический размах этих мест, и их дух, и настроение. По воспоминаниям Репина, вжиться в атмосферу помогала увертюра Глинки «Камаринская», постоянно звучавшая в его беспокойной голове.
С образами бурлаков дело пошло быстрей, когда художнику на глаза попался мужчина, по представлению Репина, идеально подходящий. Фамилия его была Канин, художник «поставил» его в первую тройку (голова которого повязана тряпицей). К позированию мужчина отнёсся серьёзно, выполнял все просьбы художника, сохраняя изнурённый и запущенный вид: не мылся, не стригся, не причёсывался и даже не улыбался. Так же были найдены и запечатлены другие герои произведения.
Популярные сочинения
- Сочинение Моя роль в семье Когда мы слышим слово «семья», то на сердце сразу же становится теплее. Ведь оно подразумевает самых родных людей, которые не бросят и поддержат в трудную минуту. Семья для каждого человека значит очень много
- Сочинение Характеристика Василия Теркина (образ героя) Василий Тёркин — это яркий образ, который был создан в XX веке в русской литературе. Он представляет собой обычного солдата, который воюет и сражается за Родину. Фамилия у него говорящая. Что она может значить?
- Сочинение Мое любимое животное кошка У нас в семье 7 таких любимых животных. 3 серых, одна рыжая, одна чёрная, 2 трёхцветных. Моя мама тоже любит кошек. Мы с ней подбираем животных на улице или прямо в подъезде
Кто позировал Репину для “Бурлаков”
Изображённые бурлаки – это реальные люди. Всех их Репин лично знал, приглашал на беседы.
Художник сокрушался, что многие приходили позировать, умывшись и постригшись. Что не соответствовало задумке художника.
Но вот пришёл Канин (самый передний в упряжке). Мужчина лет 45. Он специально готовиться не стал для встречи с художником. В баню не ходил, рубашку праздничную не надел. Репин сразу понял, что он будет среди его “бурлаков”.
Илья Репин. Бурлаки на Волге. Фрагмент. 1870-1873 гг. Государственный Русский музей.
Канин когда-то пел в церковном хоре. Был расстрижен, то есть лишён церковного сана. И вот уже 10 лет “тянет лямку”. В артели бурлаков “построил карьеру”. Благодаря своему уму и упорству он стал предводителем упряжки, “шишкой”. Он лучше всех знает береговую линию. Он задаёт темп всей группе.
Он напоминал Репину греческого философа, попавшего в рабство к римлянам. Человек недюжего ума выполняет самую тяжёлую и примитивную работу, пусть и в качестве старосты.
По правую руку от Канина – нижегородский боец. Зимой он зарабатывает участием в кулачных боях. А весной-осенью “тянет лямку”. Ему ещё не более 40 лет, сил физических ещё достаточно. Его ставят в первую упряжку, как одного из самых сильных и добросовестных.
По левую руку от Канина – моряк Илька. Он умеет усердно и упорно работать, поэтому тоже в первом ряду. Но видно, что человек он угрюмый. Он один пронизывает нас недобрым взглядом. Такой легко матернется и пошлёт куда подальше.
Позади первой тройки – мужчина с трубкой. Он одет приличнее всех. Его рубаха – это не лохмотья, как у его товарищей. На нем настоящая шапка, а не повязанная тряпица.
Скорее всего, он из крестьян. У которого дома жена или мать. Которые и следят за его одеждой. Он явно лениться: идёт прямо, не сильно натягивая лямку. Да ещё трубку успевает покурить.
За ним идёт мужчина лет 60. Он исхудавший, отчаянно вытирает рукавом пот со лба. Скорее всего, он болен чахоткой, и это его последний бурлачный сезон.
Илья Репин. Деталь “Бурлаков на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Особенно бросается нам в глаза молодой деревенский паренёк Ларька. Видимо отправила семья его подзаработать. Может с отцом не смог ужиться, ушёл из дома. Пытается самостоятельно прокормиться. Явно он чуть ли не впервые тянет лямку. К которой никак не может приноровиться.
Позади него, наоборот, очень опытный бурлак. Крепкий старик, не ослабляя силы, ещё умудряется кисет забивать.
Между ними – бурлак, которого видно хуже других. Видно лишь, что это калмык.
Илья Репин. Фрагмент картины “Бурлаки на Волге”. 1873 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
За стариком с кисетом идёт отставной солдат Зотов. На нем – все, что осталось от обмундирования: картуз и куртка, правда уже без рукавов.
Позади него человек, по одежде и характерному носу похожий на грека.
Последним идёт человек с самым угнетающим видом. Такое ощущение, что он сейчас упадёт без сил. Его руки безвольно опущены. Голова так низко упала на грудь, что лица не видно. Он, скорее всего, вызывает в вас самую сильную жалость.
Последними в “упряжку” ставили опытных, но слабых или больных. Они шли немного особняком, в своём ритме и смотрели под ноги. Так как их функцией было следить, чтобы бечева не задевала за камни. Так что его понурая поза и отставание от остальных ещё не означает, что ему плохо.
Описание картины И. Репина «Бурлаки на Волге»
Одиннадцать бурлаков идут по берегу Волги в жаркий день. Они устали, измучены тяжким трудом и палящим солнцем. Ноги их вязнут в глубоком раскалённом песке, путь кажется бесконечным… Но когда группа бурлаков приблизилась, можно рассмотреть их лица. Репину мастерски удалось передать индивидуальные черты каждого из них, ведь он каждого знал лично и по именам, а перед зрителями картины предстают завершенные образы: впереди и в центре идёт бурлак Канин, который напоминал художнику античного философа и который как бы воплощает разнообразие человеческих характеров.
Фрагмент картины РепинаСправа от него – бородатый сказочный персонаж, олицетворяющий могучую древнюю силу. А слева – озлобленный жизнью и тяжким трудом Илька-матрос. Кажется, такой труд должен вытеснить из человека все желания и чувства, но это не так: очень хочется закурить высокому старику, и он на ходу набивает трубку. А рядом с ним идёт молоденький паренёк Ларька, почти ребёнок. Тяжкий труд ещё непривычен для него, он то и дело поправляет лямку, как бы пытаясь освободиться от неё…
Фрагмент картины РепинаЦелая гамма различных чувств показана на картине Репина: протест и покорность судьбе, озлобленность и невозмутимость. Но лучшие народные черты воплощает на картине именно Канин – человек необычной судьбы (он был расстриженным священником), мудрый, сильный и твёрдый. В нём живёт могучая внутренняя сила, которая пока скрыта под преобладающей над ним необходимостью, но которая обязательно проявит себя.
Популярные сочинения
- Сочинение Характеристика Лизы (образ героини повести Бедная Лиза) Николай Михайлович Карамзин в своей повести «Бедная Лиза» создал образ прекрасной девушки Лизы, простой крестьянки, чистота и невинность которой привела к трагедии. Ее судьба очень грустна.
- Сочинение-описание картины Портрет А.С. Пушкина Кипренского 9 класс Всем хорошо знаком с детства портрет А.С. Пушкина. Чтобы создать этот шедевр, хороший приятель и ученик Пушкина Антон Дельвиг лично всё организовал и подготовил.
- Сочинение по произведению Первая любовь Тургенева Первая любовь! Каким бывает это чувство: счастливым или безответным, мимолетным или на всю жизнь? Несомненно одно: мы помним его до конца дней.
Были ли бурлаки в живописи до Репина
В европейской живописи Репин был не первым, кто обратился к теме бурлаков.
Саврасов создал не одну картину на эту тему. Но если взять вот эту картину 1870 года, то она скорее про пейзаж, нежели бурлаков.
Алексей Саврасов. Бурлаки. 1870 г. Частная коллекция. Theartnewspaper.ru
Мы скорее любуемся преддождевым небом. А бурлаки здесь лишь деталь, но не главная. От Репинской эта картина сильно отличается.
В Европе тоже использовали труд бурлаков. И на эту тему там создано также немало работ. Вот, например, итальянские бурлаки. Тоже созданные раньше Репинских.
Телемако Синьорини. Бурлаки. 1864 г. Частная коллекция . Nyest.hu
У Синьорини бурлаки изображены рядом с хорошо одетыми господином и девочкой. Видимо, для контраста. Но по сравнению с репинскими, они не выглядят оборванцами. Хотя наверняка были не богаче наших.
Представьте, что было, если бы Репин поместил этого господина с девочкой и собачкой на свой пляж рядом с бурлаками! Получился бы форменный выпад в сторону бездушной империи. Которая ничего не может сделать с чудовищным разрывом между бедными и богатыми.
В реальности Репин так и задумывал свою картину с самого начала. Ведь именно такой контраст его и поразил в 1868 году. Тогда на Неве он впервые увидел бурлаков. Грязные, оборванные и угрюмые, они тащились тёмным пятном по пляжу. По этому же пляжу прогуливалась пестрая и смеющаяся толпа дачников.
Но от такой откровенной провокации Репина отговорил друг Фёдор Васильев (вы его наверняка знаете по шедевру “Мокрый луг”).
Популярные сочинения
- Сочинение Мое положение в обществе (7 класс) На планете живет более 7 миллиардов людей. Каждый из них занимает какое-либо положение в обществе. И чем оно выше, тем уважительнее отношение к человеку. Правильно ли это? Можно ли назвать данный
- Как Васютка выжил в тайге? Сочинение 5 класс В произведении ведется рассказ о тринадцатилетнем мальчике по имени Васютка. Герой и его семья живут в тайге, где мужская часть населения занимается рыболовным промыслом. Пока взрослые на работе
- Сочинение Интеллигенция и революция в романе Доктор Живаго Проблема противоречий между интеллигенцией и рабочим классом существовала всегда и во всем мире. Столкновения представителей двух социальных слоев были обсуждаемы в разные периоды истории нашей страны
Главными героями произведения являются:
- Канин — расстриженный священник. Это самый яркий персонаж на картине, который вызывал неподдельный интерес и восхищение художника. Во взгляде героя чувствуется житейская мудрость.
- Канин представляет собой собирательный образ бурлака, объединивший черты и чувства каждого героя. Чтобы достоврено изобразить главу артели бурлаков, Репин долго изучал их манеру поведения, способ тянуть лямку и передвигаться.
- Илька. Он идет позади священника. Персонаж стал отражением духовной сущности Канина. Он очень молод. Его отличает непокорность, пытливость, стремление жить и постоянное движение вперед. Он уже не испытывает усталости. Это состояние вызывает у него гнев и озлобленность.
- Бурлак с трубкой в зубах. Глаза персонажа полны злости и безысходности. Он не видит будущего и хорошо понимает, что баржа и тяжелая работа — это все, что осталось у него в жизни.
- Ларька — простой деревенский парень, одетый в красную рубаху. Кажется, он не обращает внимания на лямку, которая врезается в грудь и плечи, и с интересом разглядывает окружающую природу. Его чистота и непосредственность противопоставлены жизненному опыту, силе и выносливости взрослых мужчин.
Описание картины Ильи Репина «Бурлаки на Волге»
Вариант 1
Одно из самых знаменитых творений И.Е. Репина – картина «Бурлаки на Волге». Прежде чем написать это полотно, художник путешествовал сначала по Неве, а потом – и по Волге. Рождению шедевра предшествовало написание этюдов, посвящённых бурлакам, и их портретов. Знакомство живописца с людьми этой тяжёлой профессии состоялось в 1870 году, а спустя три года появилась на свет картина в её окончательном варианте.
Первое впечатление от полотна – группа измождённых людей под жарким солнцем тянет баржу, преодолевая силу течения великой русской реки. В ватаге – одиннадцать человек, и каждый из них тянет лямку, врезающуюся в грудь и плечи. По изорванным одеждам становится понятно, что на такую работу человека может толкнуть только крайняя бедность. У некоторых бурлаков рубахи настолько ветхие, что лямка попросту протёрла их насквозь. Однако люди упорно продолжают тащить за канат судно.
Если приглядеться к персонажам по отдельности, то можно увидеть, что характер у каждого свой. Кто-то совсем покорился тяжкой судьбе, кто-то философски спокоен, так как понимает, что кончится сезон, а с ним – и тяжёлая работа. Зато семья после этого уже не будет нуждаться.
Композиция картины выстроена так, словно бурлаки идут навстречу зрителю. Однако тянущие лямку люди друг друга не закрывают, поэтому можно заметить, что один из персонажей закуривает, пока остальные всю нагрузку принимают на себя. Тем не менее, все участники ватаги спокойны, видимо в силу большой усталости. К товарищу они отнесутся по-доброму, с пониманием, что ему тоже нужно чуть-чуть передохнуть.
Вытянувшийся в рост молодой бурлак, похоже, не рассчитал силы, и теперь слишком изнурён, чтобы как следует налечь на лямку. Только центральный персонаж продолжает шагать со знанием дела. Это пожилой бурлак, судя по всему – главный в ватаге. Он уже точно знает, как рассчитать силы, поэтому ступает ровно. На нём, не смотря на жару, плотная одежда, так как он знает, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. В его взгляде отразились и усталость, и даже некоторая безысходность, но в то же время – осознание того, что дорогу всё же осилит идущий.
Надо сказать, что к картине Репина многие тогда отнеслись критически, но время расставило всё по своим местам: имена критиков вряд ли теперь кто-то вспомнит, тогда как об Илье Ефимовиче знает ещё со школьной скамьи не одно поколение наших соотечественников.
Вариант 2
“Бурлаки на Волге” — одна из самых известнейших работ величайшего русского художника Ильи Ефимовича Репина, была написана в 1873 году от впечатлений и зарисовок, собранных во время путешествий по Волге в 1870 году. Бурлаки — это наёмные рабочие в России, просуществовавшие до начала двадцатого века. Работа бурлаков была очень тяжела, поэтому они объединялись в артели (группы). Сама же работа заключалась в том, что они, идя по берегу, тянули судно по реке. В основном пик роботы бурлаков приходился на осень и весну.
На картине изображено одиннадцать персонажей — все бурлаки, кто старше, кто моложе, все они тянут тяжёлую баржу. В помощь рабочим, при попутном ветре поднимали паруса. На картине же, на барже парус не поднят, а это значит, что люди тащат её против течения. Несложно догадаться, что это крайне тяжёлая работа к тому же люди идут по влажному песку, который проседает под ногами, усложняя движение группы. Нередко для координации своих действий бурлаки пели песню и в определённый момент синхронно делали рывок.
На картине Репина изображены нищие бурлаки, которые работают, несмотря на то, что сил у многих уже нет. Но всё же они идут, еле перебирая ногами, болтая в воздухе бессильными руками. Интересно в картине то, что бурлаки изображены в момент рывка, и из-за этого кажется, что они сейчас резко дёрнут и приблизятся к нам.
Рассматривая в наши дни эту картину с трудом верится, что кучка людей способна под палящим солнцем, в потных и грязных рубашках, шагая по мокрому песку, сдвинуть с места тяжёлую баржу. Однако, это так. Мимо воли начинаешь поражаться и восхищаться силе и упорству простых людей, которым из-за нищеты приходится выполнять тяжелейшую роботу, к тому же за гроши. А между тем на картине изображён обычный день: свети солнце, течёт река, коряга торчит из песка, но даже только от просмотра картины веет каким-то холодом, и запахом речной воды.
Смысл картины “Бурлаки на Волге” заключается в том, что человек, народ способны на очень многое и этим нужно восхищаться, верить в лучшее и, конечно, бороться за него. Илья Ефимович Репин восхищался простыми людьми и их упорством, и увековечил их в своей картине, которая вызывает у нас и восхищение, и восторг, и веру в свои силы.
2 вариант
Одна из самых знаменитых картин И.Е.Репина – это «Бурлаки на Волге». Картина с достаточно интересной историей и большим периодом написания. Эту работу Репин писал с 1869 года по 1873 год. А основанием было увиденное шествие реальных бурлаков по реке Волге, которое и изобразил на холсте художник. Очевидцы писали, что Илья Ефимович Репин был до слез поражен увиденным шествием бурлаков. Картина существует в двух видах. Это эскиз-набросок в карандаше и сама картина, написанная маслом. Хранится эта работа в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Что изображено на этой картине? Группа мужчин разного возраста тянут лодку вверх по течению. Летний, солнечный день и мрачная группа бурлаков.
На самом деле это очень тяжелая работа, на которую шли крепкие мужчины, чтоб заработать, хоть какие-то деньги для содержания семьи. Однако, по всей видимости, человеческий труд был намного дешевле. Ведь можно для этой работы использовать животных – лошадей или быков. Но нет, в упряжку встали люди.
Тяжело, жарко, ноги утопают в мокром песке. Но надо тянуть, нельзя бросать начатую работу.
Как видно, что впереди стоят самые сильные мужчины с крепким телосложением. Они как кони-тяжеловозы берут основную тяжесть на себя. Крепко упираются ногами в землю, несгибаемые, мужественные люди. А вот в конце упряжи стоят более слабые и пожилые мужчины, они лишь придерживают и не дают оступиться впереди стоящим бурлакам.
Смотря на картину в первую очередь, нельзя не остановиться на взглядах бурлаков. Они как бы всматриваются в тех, кто стоит рядом с картиной. Одни бурлаки смотрят с усталой улыбкой, как бы извиняясь за свой внешний вид. Другие впиваются взглядом со какой-то скрытой враждой или злостью. Именно по глазам можно понять насколько устали мужики и как им не хочется выполнять свою работу. Но работа есть работа и нельзя все взять и бросить.
Однако видно по картине, что не только тяжелый труд связывает этих бурлаков. Они все уже давно друг другом знакомы. Во-первых, это видно по построению всей команды от сильного мужика к самому слабому. Во-вторых, это видно по тому, как изображены мужчины. Одни явно переговариваются, другие помогают напарнику. Старшие молчаливые и хмурые, младший все еще озорной и разговорчивый.
Картина «Бурлаки на Волге» передает всю историческую сущность того времени. Нехватка механических средств, обесценивание человеческого труда. При этом всем, видно, что корабль, который тянут вверх по Волге не современный, не имеет мотора, и нет весел. Зачем он вообще нужен, ведь рядом на реке изображен пароход, который мог бы и эту лодку утянуть и вообще заменить ее.
Картина «Бурлаки на Волге» это произведение искусства и одна из исторических работ, передающая положение дел в то время. Смотря на эту картину можно сказать, что в те времена ничего дешевле и доступнее человеческого труда не было. А люди сами шли на любые работы, чтоб получить, хоть какие-то деньги.
4, 5, 6, 9 класс
Репин — Бурлаки на волге
Сейчас читают:
-
Сочинение по картине За завтраком (за обедом) 2, 5, 6 класс Серебряковой
Картина известной русской художницы Зинаиды Серебряковой «За завтраком» написана в 1914 году. Подлинник работы хранится в Третьяковской галерее.
-
Сочинение по картине Рылова В голубом просторе 3 класс
Прекрасный художник, который работает в пейзажном стиле, и его картина «В голубом просторе», этому яркое подтверждение, так как при ее создании, мастер учел все нюансы этого художественного направления,
-
Сочинение на тему Деньгами надо управлять, а не служить им
Деньги, пожалуй, играют главную роль в нашей жизни, потому что они – единственный способ существования для большинства людей. На них мы покупаем продукты, чтобы питаться и не умереть с голоду, оплачиваем квартиру, чтобы спокойно спать и отдыхать,
-
Характеристика и образ Левши из рассказа Лескова 6 класс сочинение
Левша из рассказа Лескова – тульский мастер. Он был одним из троих умельцев, которым выпала честь показать свое мастерство и превосходство над иностранцами. На то был приказ императора, верившего в свой народ. После выполненной работы, Левша,
-
Сочинение Как я встретил новый год (как провел)
У меня много любимых праздников. Но Новый год я люблю больше всего и всегда жду этот праздник с нетерпением. У нас в семье много новогодних традиций и этот год был не исключением. И так все по порядку.
-
Основной конфликт в пьесе Гроза сочинение
Само по себе название произведения «Гроза» уже предполагает, что в нём будет освещен какой-то конфликт. Ведь если задуматься, то гроза — это природное явление, которое редко у кого вызывает положительные эмоции. Поэтому дав именно такое название
Популярные сочинения
- Сочинение Порфирий Петрович в романе Преступление и наказание (Образ и характеристика) В романе «Преступление и наказание» одним из главных положительных персонажей является Порфирий Петрович. Герой служит приставом в следственном отделе и несмотря на свой довольно молодой возраст
- Сочинение Почему человек должен быть добрым? Человек должен быть добрым и совершать хорошие поступки, потому что нужно оставить после себя приятные воспоминания в этом мире. Люди, которые ведут себя недостойно, не могут быть счастливыми по жизни.
- Сочинение Человек чести Честь во все времена была неотъемлемой частью порядочного человека. Вспомним времена Российской империи, когда за малейшее слово, которое чисто теоретически могло омрачить честь мужчины, его оппонента ждала смертельная дуэль
Композиция картины Бурлаки на Волге
Как Репин достиг единства этой группы, медленно идущих людей, с такими разными лицами и характерами? Прежде всего, в результате продуманной композиции. Слева и справа — вода Волги, в которую по диагонали врезается песчаная коса, по ней движутся мимо зрителя бурлаки, как бы приближаясь к левому углу картины. Благодаря такому расположению фигур и ритму их движения создается впечатление естественности и простоты
Не менее важно расположение бурлаков внутри общей группы, которая делится на три части, но не теряет своего единства.
Растянутость группы бурлаков, идущих по песчаной косе, подчеркнута формой холста — он сильно вытянут по горизонтали. Линия горизонта проходит ниже уровня голов, что придает фигурам бурлаков значительность, выделяет их.
Важную роль играет в картине колорит. Общая цветовая гамма картины желто-коричневых тонов соответствует её настроению, обусловленному унылым, подневольным трудом бурлаков. Только в природе проявляются более светлые тона.
Кроме цвета в картине значительны еще и другие компоненты — светотени, линия. Светотенью создается объем фигур, благодаря линии чувствуется их четкий абрис и силуэт на фоне пейзажа, ритмичность движений, направленных в одну сторону.
Впечатление и символы
Поразительное сочетание – сияющий пейзаж как символ счастья, стройный изящный корабль и, словно надвигающаяся туча, тёмная и таящая опасность, тяжело бредущая в сторону зрителя вереница бурлаков. Они производят впечатление чего-то инородного, невозможного в окружающей красоте.
В картине художник сделал акценты, которые можно расценивать как знаки внимательному зрителю:
- Перевёрнутый российский триколор на мачте корабля – во флоте сигнал бедствия, здесь предзнаменование переворота – революционное движение в те годы всё больше активизировалось;
- «Хозяин» парусника, который вместе с судном символизирует государство Российское, одет в красную рубаху. Подобная, только рваная, на самом молодом из бурлаков. Вот кто столкнётся и прольёт кровь в предстоящем перевороте: верхушка-хозяева и молодые да активные;
- На песке крупным планом по центру нижнего края картины изображена брошенная, поломанная плетёная снасть-ловушка и перевязанный верёвкой камень. Сеть, корзина, плетение символизируют тюрьму, но их разрушение – освобождение. А камень как символ потопления предсказывает грядущую судьбу царской России.
Но подобное значение предметам и нюансам можно придать сегодня, после известных исторических событий. Тогда же, к примеру, Достоевский не видел никаких символов. Для него в картине были только «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего» (причём каждый – интересный индивид), не кричащие о своих несчастьях, а молча, сосредоточенно и терпеливо тянущие свою лямку. Как и весь народ русский.