Краткое содержание
Действие романа происходит во время войны. Из-за потерпевшего крушения самолета группа мальчиков разного возраста оказывается на необитаемом острове.
Главные герои книги Повелитель мух:
- Ральф – честный, смелый, умный подросток.
- Джек – завистливый, тираничный, жестокий.
- Хрюша – добродушный, полный мальчик, технарь, умница.
- Саймон – скромный, добрый, бесстрашный, с тонкой душой и задатками провидца.
- Роджер – подручник Джека с садистскими наклонностями.
- Эрик и Сэм – близнецы, слабохарактерные, не способные к сопротивлению.
Первыми перед читателями предстают Ральф и Хрюша, созывающие остальных детей с помощью раковины. На общем собрании решено избрать главным Ральфа, что вызывает недовольство Джека, претендующего на роль лидера. Устанавливаются правила, обязательные для всех. Ральф предлагает обустроить быт, построить шалаши и поддерживать костер для привлечения спасателей.
Первое время все идет гладко, но потом детям надоедает питаться лишь фруктами. Джек сколачивает группу ребят-охотников для добычи мяса.
Параллельно среди мальчиков распространяется слух про Зверя. Убив свинью, охотники нанизывают свиную голову на палку, оставив ее в виде подношения Зверю. Постепенно большинству мальчиков надоедает придерживаться порядка, строить шалаши, носить воду. Костер тоже поддерживают нерегулярно, упустив шанс на спасение. Между Ральфом и Джеком возникает конфликт. Джек уводит большинство ребят за собой, пообещав им веселую жизнь.
В итоге с Ральфом остаются лишь Саймон, Хрюша и близнецы. Объявив себя вождем, Джек устраивает ритуальные танцы вокруг копья со свиной головой – повелителем мух.
Во время одной из таких вакханалий мальчики убивают Саймона, приняв его за зверя. Ральф пытается образумить ребят, призывая к объединению. Но безнаказанность берет верх, и Роджер убивает Хрюшу.
Запугав близнецов, дикари вынуждают братьев присоединиться к их клану. Оставшийся один Ральф вынужден скрываться в джунглях, чтобы спасти свою жизнь.
Дикари поджигают лес, пытаясь выманить мальчика. Ральфа, вынужденного показаться на глаза, спасает отряд моряков, причаливших к острову.
О создании произведения
Роман, как и многие другие культовые литературные произведения, не сразу был принят общественностью. Более 20 издателей вовсе отказались печатать дебютную работу Уильяма Голдинга. А последний согласившийся из Faber & Faber заставил внести разительные правки, непосредственно повлиявшие на понимание картины всего действа. Если прежде где-то в дополнительных источниках не разузнать, то вы никогда не догадаетесь, что происходящие события протекают сразу после ужасной ядерной войны. По личным ощущениям казалось, что хронологические рамки выставлены в районе Второй мировой войны. Но это лишь иллюзия.
“Повелитель мух” стали читать-перечитывать лишь через 5 лет после публикации. А статус романа дорос до того, что произведение попало в программу многих учебных учреждений США. По версии The Times “Повелитель мух” – лучший роман 1954 года.
«Мой детский мир чтения, насколько я помню, начался с „Кораллового острова“, наивно-империалистического романа Баллантайна; моя невинность умерла, когда я открыл „Повелителя мух“, где баллантайновский сюжет оказался свёрнут в аллегорию о порочности рода человеческого и о том, насколько справедливо он был изгнан из счастливого Сада», — писал обозреватель «Гардиан» Питер Конрад.
Подробный пересказ Повелитель мух Голдинга
Самолет, эвакуировавший детей во время войны, терпит крушение на необитаемом острове. Все взрослые погибают, в живых остается только группа детей от трех до четырнадцати лет, которые разбросаны по всему острову. Сначала встречаются двое мальчишек, Ральф и Хрюша. Хрюша — близорукий астматик в уродливых очках. Он получил свое прозвище в школе из-за лишнего веса, однако умен не по годам. С помощью раковины, найденной на берегу, они созывают остальных детей.
Появляется Джек — предводитель отряда хористов и потенциальный лидер: самовлюбленный и дерзкий мальчик, который требует, чтобы к нему обращались по фамилии, будто он взрослый. На собрании ребята решают, что необходимо избрать главного. На эту роль есть две кандидатуры: Ральф (которого выдвигает Хрюша) и Джек, который выдвигается сам. Большинство детей голосует за Ральфа, и он становится главным. Джек объявляет группу хористов охотниками и провозглашает себя главным в этом отряде.
Начинаются разговоры о каком-то неведомом чудовище (то ли о звере, то ли об исполинском змее), которое обитает на здешней земле. Среди ребят зарождается паника, особенно боятся маленькие дети. Ральф терпеливо объясняет им, что остров маленький, его тщательно осмотрели и не обнаружили никаких чудовищ. Он предлагает разжечь костер, чтобы дым можно было заметить с воздуха. С помощью очков Хрюши ребята разводят огонь, но пламя перекидывается на лес и происходит пожар. В пожаре исчезает один из малышей.
Постепенно дети обустраиваются в диких условиях. Хрюша предлагает сооружать шалаши, чтоб было теплее и безопаснее спать по ночам. Однажды дети не уследили за костром, потому что охотились за свиньей. Костер погас в то самое время, когда мимо острова проплывал корабль. Шанс на спасение утерян, и новый костер разжечь, никак не выходит.
Слухи об ужасном звере продолжают пугать детей. Однажды Джек и Ральф видят его и собирают остальных. На собрании между двумя лидерами случается серьезная ссора, и Джек уходит в другую часть острова, предлагая остальным присоединиться к нему. Он переманивает детей, предлагая постоянные вылазки на охоту. В результате на острове образуется два лагеря — лагерь охотников Джека, который растет день ото дня, и лагерь Ральфа и Хрюши, в котором совсем скоро остается всего четыре человека: собственно, Ральф и Хрюша, а также двое братьев-близнецов, Эрик и Сэм.
Лагерь Джека, которого теперь называют «Вождь», превращается в настоящее племя дикарей. Мальчишки устраивают жестокую охоту на свиней, с ритуальными танцами и даже собственным идолом — «Зверем», которому теперь все поклоняются. После одного из жертвоприношений (в виде свиной головы, насаженной на палку), одному из мальчишек, Саймону, становится плохо. Дети убивают мальчика, Ральф — свидетель этой безумной сцены. Четверо мальчиков осознают весь ужас своего положения и перемен, которые происходят с другими детьми.
В надежде снова разжечь костер, охотники нападают на лагерь Ральфа и забирают очки Хрюши, чтобы использовать их как линзу и добыть огонь. Мальчикам из отряда Ральфа ничего не остается, кроме как попытаться вернуть очки обратно
Понимая, что силы не равны, они ведут себя осторожно — убеждают Джека Меридью, что необходимо снова объединиться, разжечь общий огонь, помогать друг другу. Разговор заканчивается дракой, в результате которой охотники убивают Хрюшу, а братьев берут в плен, силой убеждая покинуть отряд Ральфа
Ральф остается один против дикарей, которые начинают настоящую облаву, желая убить мальчика. Они поджигают лес, стараясь вытеснить Ральфа на берег, бросают камни и копья, всячески пытаясь убить его, но Ральфу удается сбежать. Дым наконец-то замечают военные моряки. Они подплывают к берегу и видят детей.
Ральф плачет и выкладывает все одному из офицеров: как поначалу им удалось наладить быт, а затем окружающие стали сходить с ума, появилась группа дикарей и двое детей в результате погибли. Другие дети тоже плачут. Офицер дает им время, чтобы прийти в себя.
Голдинг говорит о том, что вдали от цивилизации человек деградирует, возвращается к своим забытым истокам. Он приобретает жестокость, теряет рассудок и человеческие черты, трансформируясь в лютого зверя, который до поры спит в каждом из нас. Роман учит нас тому, что даже в самых экстремальных условиях нужно сохранять свои человеческие качества.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Молитва и инстинкты
Голдинг развенчивает две очень живучие идеи — «человек сам по себе прекрасен, его портит исключительно порочная среда» и «дети — невинны, они не знают грехов взрослого мира». Обе идеи не выдерживают контраргументов от реальной жизни.
Конечно, можно рассудить, что Голдинг, сам переживший войну, чересчур разуверился в человеке в принципе и под грузом слишком тяжелых впечатлений написал столь пессимистичный роман.
Но воинственный XX век безапелляционно доказал справедливость выводов, сделанных Голдингом. Человечество не научила история (Вторая мировая война началась через 20 лет после Первой), не вразумила образованность (вспомнить хотя бы художника Гитлера), не спасло воспитание. Криминальная хроника доказывает: дети способны на самые жестокие преступления.
Христианское учение объясняет это так: человек изначально болен злом. Это следствие грехопадения первых людей. Как наследственная болезнь, зло в человеке передавалось из поколения в поколение. Преодоление в себе греха — для ветхого человека задача непосильная. Поэтому Господь, сжалившись, послал в мир «Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». После этого преодоление зла в себе стало не просто возможным, но необходимым условием спасения.
Если вернуться к роману, показательно, что даже те мальчики, которые были воспитаны в католической школе, о Боге не вспоминают ни разу. Ни единой молитвы (слова которых, без сомнения, вбивались в их детские головы изо дня в день) их уста произнести не могут. Молитвы остались в далекой понятной Англии, для острова есть только инстинкты.
Сложность и многогранность поднимающейся темы
Возможно, столь холодный прием романа обусловлен самой его ключевой идеей. По сути, в своем произведении Уильям Голдинг весьма отчетливо, хоть и аллегорично, намекает на ужас, который несут в себе фашизм и нацизм. В то же время мир, едва успевший психологически справиться с последствиями Второй мировой войны, мог просто не быть готовым к истине, открывающейся читателю на страницах «Повелителя мух».
В этом настоящем шедевре мировой литературы поднимается такое количество тем, актуальных для всего человечества, что споры и разногласия по этому поводу не стихают и сегодня. Хрупкость цивилизации и человеческая жестокость, естественная необходимость толерантности и своеобразное воспитание гуманизма сплетаются в этом романе с яростным осуждением, выставлением напоказ всех самых гнусных, самых опасных пороков человечества, причем не конкретной эпохи, а в глобальных, вневременных масштабах.
Финал романа
Придя в себя, Саймон обнаружил тело парашютиста и понял, что зверь на самом деле нестрашный. Он поспешил вниз, чтобы сообщить об этом остальным. Ральф и оставшиеся с ним мальчики отправились к Джеку. Началась сильная гроза. Охотники пировали, танцевали и изображали поимку зверя. Спустился Саймон, дикари окружили его, стали бить и кусать, рвать на куски. Когда они отступили, на земле осталось только мертвое тело. Сильный ветер снес в воду парашютиста, а вскоре волны забрали и Саймона.
Ральфа поддерживали только Хрюша и некоторые малыши. Хотя лидер волновался по поводу убийства, другие делали вид, что ничего не случилось. Но ночью на небольшую группу напали охотники и отобрали очки толстяка. Джек до этого придумал особый механизм, позволяющий рычагом сбросить со скалы каменную глыбу.
Близнецы, Хрюша и Ральф с копьями отправились к лагерю дикарей. Их уже ждали разрисованные и вооруженные охотники. Толстяк стал на колени, так как ничего не видел без очков, он ждал Ральфа. Мальчик начал драться с Джеком. А в это время Роджер сбросил на голову Хрюши камень с помощью механизма. Глыба раздавила мальчика и раковину, которую он держал. Тело унесло море, а Джек ранил Ральфа копьем. Бывшему лидеру пришлось бежать в чащу и прятаться.
Недалеко от пещеры дикарей он нашел первое жертвоприношение — свиной череп на копье. Ночью в лагере охотников сменились часовые — на дежурство заступили близнецы. Ральф попросил мальчиков не раскрывать его убежище, но те испугались и донесли обо всем Джеку. Утром дикари начали поиски бывшего предводителя, а затем подожгли остров, чтобы выкурить его.
Ральф убегал из последних сил и внезапно увидел на берегу моряка-офицера. Дым заметили военные катера, они подплыли к берегу острова. Мальчик признался ему, что дети здесь одни и двое из них уже мертвы. Когда офицер увидел дикарей, он сказал, что англичанам пристало выглядеть пристойнее, а остров ранее был гораздо спокойнее. Ральф согласился с ним и под силой эмоций расплакался. Остальные ребята также разрыдались.
«Взрослых здесь нет… Мы все должны решать сами…»
Почему же дети, оказавшись на острове, так стремительно превращаются в дикарей? Согласно системно-векторной психологии Юрия Бурлана, базовая потребность, дающая ребенку возможность нормально развиваться, – ощущение защищенности и безопасности, которое обеспечивается родителями (в первую очередь матерью), ближайшим окружением и обществом в целом.
При этом чем младше ребенок, тем сильнее его потребность в ощущении защищенности и безопасности. В «Повелителе мух» это видно по поведению младших мальчиков-шестилеток, которые плачут и кричат во сне. Старшие мальчики ведут себя иначе. В подростковом возрасте дети постепенно становятся более самостоятельными и начинают выстраивать свою собственную жизнь.
Но каким образом дети без взрослых могут решать насущные проблемы? Юрий Бурлан дает исчерпывающий ответ на этот вопрос, раскрывая, что дети, еще только развивающие свои свойства и нарабатывающие культурные ограничения, без взрослых могут построить лишь архетипичное сообщество, объединяясь на чувстве неприязни к жертве или чужому:
«Дети ищут жертву. Так они объединяются и получают чувство защищенности и безопасности. Как они это делают? Архетипично. Им нужна жертва – тот, кто выделяется. Его пробуют на роль жертвы – по поступкам, но особенно по имени. И начинают травить этого ребенка…» []
В романе Голдинга мы можем наблюдать такое архетипичное преступное детское сообщество во всех подробностях. Даже удивительно, как натурально и подробно удалось автору описать то, к чему может привести отсутствие в жизни детей мудрого руководства взрослых, ведь в обычной жизни практически нет случаев полной изоляции.
В романе есть эпизод, в котором Роджер, уже бессознательно готовый стать жестоким убийцей, бросает камешки в малыша, который играет на берегу, строя песчаные замки. Камни падают вокруг, ломая башенки из песка, но в самого мальчика, которого зовут Генри, Роджер запустить камнем не может – его еще удерживают прошлые запреты, готовые рухнуть в любой момент:
«Но вокруг Генри оставалось пространство ярдов в десять диаметром, куда Роджер не дерзал метить. Здесь, невидимый, но строгий, витал запрет прежней жизни. Ребенка на корточках осеняла защита родителей, школы, полицейских, закона. Роджера удерживала за руку цивилизация, которая знать о нем не знала и рушилась». []
Значимость произведения Уильяма Голдинга прежде всего в том, что он без всяких романтических прикрас продемонстрировал нам, что будет с «венцом природы», когда цивилизация внутри него рухнет. Когда стресс, угроза выживанию настолько велики, что сбивают все наработанные столетиями кожные запреты закона и зрительные культурные ограничения, на которых и держится цивилизация.
Характеристика персонажей романа:
Главные герои:
Джек Меридью – до крушения – предводитель церковного хора, авторитет среди других хористов. Вспыльчивый и самоуверенный соперник Ральфа, после конфликта с которым отделяется от остальных и переманивает практически всех детей на свою сторону. Руководит культом поклонения Зверю и подталкивает своих приверженцев к дикарскому и абсолютно безнравственному образу жизни. В финале произведения вместе со своим племенем начинает охоту на Ральфа. Ральф Ровер – Изначально завоевал доверие мальчишек и был выбран вожаком. Рассудительный и находчивый мальчишка, пытавшийся поддерживать порядок на острове и руководить работой, направленной на спасение. В конце романа оказывается изгоем, но до последнего противостоит дикарям.
Второстепенные герои:
Саймон – в бреду разговаривает со свиной головой, которую племя считает своим божеством. Повелитель мух, в облике этой самой головы рассказывает парнишке, что Зверь живет в них самих. Стал первой жертвой дикарей. Персиваль Уимз Медисон – мальчишка с багровым родимым пятном на лице, который первым рассказал о том, что видео Зверя. Эрик – один из братьев-близнецов. До последнего оставался в племени Ральфа, но был взят в плен и вынужден подчиниться дикарским правилам. Морской офицер – предводитель спасательной группы моряков, прибывших на остров за мальчишками. Роджер – жестокий и исполнительный последователь Джека. Роберт – мальчишка, изображающий свинью во время охотничьего ритуального танца. Сэм – брат-близнец Эрика. Как и брат сначала был в команде Ральфа, а затем подчинился племени дикарей. Морис – один из малышей, сумевший отвлечь остальных ребят, когда тех напугали предположения Персиваля о Звере. По началу не верит в существования на острове страшного существа, предполагая, что это большой спрут. Хрюша – толстый мальчик в очках, страдающий от астмы. Верный и преданный друг, очень рассудительный и догадливый. Остается с Ральфом до последнего, но в финале произведения становится жертвой проявления жестокости племени Джека.
Жизнь на острове
Ральф собрал всех, у него серьёзная тема разговора. Он напоминает ребятам ранее принятые правила и требует соблюдать их. Ральф хочет, чтобы огонь поддерживали, а мясо разрешается жарить только на вершине горы, где зажигали основной костер. Также Ральф объясняет детям, что чудовище не существует, здесь могут быть только дикие поросята. А Хрюша объясняет страх малышей научными рассуждениями.
Фил жалуется на то, что ему снился кошмар, он видел кручение на кустах. А когда он проснулся, увидел, что в лесу скрылся большое чудовище. Но Саймон сказал, что малыш мог увидеть его — Саймона, ведь он шел в лес в темноте. При этом Персиваль пытается убеждать всех, что змей-зверь живет в воде.
В 6 главе в темноте над островом начинаются действия воздушных боевых сил. На остров падает парашют вместе с парашютистом. Рано утром близнецы наталкиваются на тело человека и думают, что это зверь. Они убегают к лагерю. Ральф срочно собирает всех, после чего отряд из старших ребят отправляется на поиски. Но им не удаётся обнаружить никого.
В 7 главе Ральф теряет надежду на спасение. Но Саймон убеждает его в том, что за ними обязательно придут. Во время охоты им удаётся ранить кабана. Но вдруг между ребятами возникнет драка, они начинают бить Роберта. Подростки опаздывают в лагерь, и Саймон отправляется предупредить Хрюшу об этом. Ральф и Джек в темноте поднимаются на вершину, а там увидят тело парашютиста, свалившегося с неба. Ребята очень испугаются. Они принимают тело за зверя.
Глава двенадцатая: Вопль охотников
Оставшись один, мальчик понимает, что дикари его не оставят в живых. Он мечется по всему острову в поиске укрытия. Позже близнецы ему рассказывают, что Джек заставил их перейти на его сторону физическим насилием, а также предупреждают бывшего лидера о готовящейся охоте на него. Ральф принимает решение спрятаться вблизи лагеря и просит близнецов «отвести» дикарей от него в другую сторону.
Избитые братья выдают Вождю местонахождение светловолосого парнишки. Племя сбрасывает вниз каменную глыбу. Парень убегает в лес, от куда его принуждают выйти дымом. Ральфу удаётся выбежать из чащи на берег моря, где встречает двух матросов и морского офицера. Ребята спасены.
Глава четвёртая Длинные волосы, раскрашенные лица
- Ребята понемногу начинают привыкать к самостоятельной жизни на острове. Малыш Персиваль несколько дней прячется в импровизированном шалаше, после чего он утратил интерес к играм и начал плакать.
- Отряд Джека поддерживает огонь, дающий столб дыма. Малыши играются на берегу, строя песчаные замки. Они держатся отдельно от взрослых мальчиков.
- Джек в джунглях находит глину и рисует кровожадную рожицу. Хрюша выдвигает идею соорудить песочные часы.
- Внезапно ребята замечают проходящий мимо корабль, однако, дыма от костра почти нет, из-за чего судно проплывает мимо. Ральф поднимается на гору и видит всеми брошеный костёр. Джек в это время убивает первую свинью. Светловолосый «главный» сердится на предводителя хора. Сам охотник понимает, что злость мальчика неспроста, однако, ему очень обидно из-за всеобщего равнодушия к его «подвигу» (убийству свиньи).
- Между ребятами затевается серьёзная ссора. Хрюша поддерживает своего друга, за что получает удар кулаком в живот. Джек разбивает его очки от бессильной злобы.
- Ральфу кое-как удаётся восстановить спокойствие и мир, утвердив свою позицию главного.
Начало произведения
Книга начинается с того, что в военное время по воздуху вывозили из Англии эвакуированных детей. Но самолет потерпел крушение, и мальчики очутились на безлюдном острове. Первыми познакомились Хрюша и Ральф. Они заметили, что взрослых вокруг не видно, а толстяк рассказал, что носит очки с трехлетнего возраста и страдает от астмы.
Хрюша припомнил, что летчик их самолета говорил об атомной бомбе, из-за которой все погибли. Ральф нашел на берегу кремовую раковину и дунул в нее. На звук пришли мальчики-хористы в черных плащах. Их главой был Джек. Все ребята решили проголосовать и выбрать лидера. Им оказался Ральф, а хористы выявили желание стать охотниками.
Во второй части на собрании Ральф предложил желающим высказать свое мнение, для чего нужно поднимать руку. Тогда ему отдадут раковину как символ права голоса. Сначала выступил мальчик с красным пятном на щеке и спросил, как нужно поступить со змеем, которого он заметил ночью. Джек решил лучше разведать остров.
Лидер сказал, что в любой случае за детьми должны прислать судно, поэтому нужно поддерживать сигнальный огонь. Спичек ни у кого не нашлось, но Джек догадался использовать очки Хрюши. Мальчики из хора следили за пламенем, но скоро оно попалило ближайшие деревья и кусты. Ребята начали бегать вокруг огня, а Хрюша не смог найти парня с багровым пятном на лице.
Глава 5. Зверь выходит из вод
Ральф устраивает собрание. Он предлагает поговорить серьёзно. Мальчик требует, чтобы выработанные ранее правила неукоснительно соблюдались: дым поддерживался, в туалет ходили в строго отведённое место, мясо жарили только на горе, у основного костра. Затем Ральф в очередной раз пытается успокоить малышей, говоря о том, что на острове нет никакого зверя, за исключением поросят. Хрюша пытается объяснить страх с научной точки зрения. Малыш Фил рассказывает, как ему снились «крученые на деревьях», а потом он проснулся и увидел в лесу что-то большое и страшное. Саймон признаётся, что ночью в лес ходил он, но малыш Персиваль говорит, что зверь выходит из моря. Ральф предлагает определиться с тем, есть зверь или нет, проголосовав за это. Джек выходит из себя. Собрание распадается. Все бегут к морю, чтобы убить зверя. Ральф, Хрюша и Саймон обсуждают потребность во взрослых.
Истории создания произведения
Роман «Повелитель мух» был написан Уильямом Голдингом в 1954 году. Жанр произведения часто трактуется как антиробинзонада, а сюжет заключается в том, что группа английских школьников абсолютно разных возрастов оказалась на необитаемом острове. Быстро позабыв про цивилизованность, мальчишки превратились в настоящих дикарей, выживающих по законам джунглей.
В книге поднимается тема угрозы атомной войны, прослеживаются религиозные и так называемые «масочные» или карнавальные мотивы.
Изначально роман был задуман, как некая ирония на «Коралловый остров» Баллантайна, написанный в 1858 году и оптимистически повествующий о приключениях на необитаемом острове в духе робинзонады.
«Повелителя мух», вышедшего в 1954 году, довольно долго не хотело публиковать ни одно издание. Голдинг получил отказ от 21 издательского дома. Его дочь Джуди Карвер позже расскажет, как ее отец переживал из-за каждого отказа, но не отчаивался и отправлял письмо в очередное издательство.
В итоге произведение, потерпевшее столько неудач опубликовали в «Faber & Faber» с условием, что автор уберет первые несколько страниц, в которых описываются ужасы атомной войны. Именно поэтому время повествования не определено, и читатель никогда не узнает, в ходе какой войны происходит эвакуация английских школьников.
Сразу после публикации книга не привлекла должного внимания, и за 1955 год было не продано и трех тысяч экземпляров. Однако, спустя пару лет интерес к книге взлетел до небес и она стала бестселлером, а к началу 60-х «Повелитель мух» Уильяма Голдинга вошел в программу многих учебных заведений.
В 2005 году журнал «Time» назвал роман одним из 100 лучших романов, написанных на английском языке, с 1923 года. В 90-е годы произведение было удостоено 8-го места в списке самых спорных классических книг в Американской культуре, и 68-го места в рейтинге самых противоречивых произведений за всю историю.
Некоторые источники утверждают, что в название книги заложен древний подтекст. «Повелитель мух» — дословный перевод имени языческого божества — Бааль звув (בעל זבוב) или же Вельзевул, что в христианстве означает Дьявола.
«Повелитель мух» в сокращении
Уильям Голдинг «Повелитель мух» краткое содержание для читательского дневника:
Большая группа мальчиков в возрасте от шести до четырнадцати лет оказались на необитаемом острове. Они радуются неожиданной свободе. Наиболее разумные предлагают выбрать главного и установить правила поведения, чтобы их спасли.
И в результате этого группа делится на две части: кто-то за работу и законы (их меньше), кто-то за свободную жизнь, полную приключений. Во главе анархистов встает Джек, сильный, жестокий и агрессивный подросток. ОН запугивает ребят и полностью подчиняет своей власти.
Пока группа под предводительством Джека ведёт «дикарский» образ жизни, группа Ральфа по-прежнему пытается найти способ, как спастись. В своих поступках «дикари» в конце концов доходят и до убийства – сперва мальчика по имени Саймон, потом убивают и Хрюшу. Ведя охоту за Ральфом, они поджигают лес, и этот пожар замечают спасатели – они высаживаются на остров и спасают детей.
Когда на остров приплывает корабль, капитан поражен видом ребят и их поведением, ведь со стороны остров казался раем.
Вывод:
В экстремальных обстоятельствах раскрывается сущность людей. Они становятся или агрессивными и бессмысленно жестокими, или мобилизуют все свои лучшие качества и стараются найти разумный выход из положения. А порой страх является главной движущей силой поступков и действий людей.
Отсроченный фурор
«Повелитель мух» был написан в Солсбери, где Голдинг после увольнения из флота занимался преподавательской деятельностью.
Путь к читателю у романа был труден. Рукопись отвергло более 20 издателей. Дочь Голдинга Джуди Карвер вспоминала, как ее безденежный отец страдал из-за каждого письма с отказом: «Мое первое воспоминание было не о самой книге, а о множестве посылок, которые очень быстро возвращались обратно и снова куда-то отправлялись. Должно быть, он был убит горем из-за каждого возврата, но тратил деньги на новые посылки».
Наконец издательство «Faber & Faber» согласилось опубликовать роман, поставив при этом ряд условий: во-первых, автор должен был убрать первые несколько страниц, описывающие ужасы ядерной войны.
Другая существенная правка касалась описания одного из героев романа — Саймона. По просьбе издателя, мальчик не должен был иметь приписанных ему изначально характеристик Иисуса Христа. Несмотря на внесенные изменения, черты святого мученика в Саймоне прослеживаются вполне явственно.
Голдинг отмечал, что намеренно включил в повествование образ Спасителя: «Я подразумевал образ Христа в романе, потому что личности, подобные Христу, встречаются в роде человеческом; на самом деле, я не мог описать полную картину или почти полную вероятную картину человеческих возможностей, пока один не стал потенциально фигурой Христа».
Школьнице кричали: «Добивай ее!» Каких детей видит священник на комиссии по делам несовершеннолетних
В этом контексте знаковый эпизод — описание рассуждений мальчика о звере: «Саймон шел впереди Ральфа, и его одолевали сомнения — страшный зверь, с когтями, сидит на вершине горы и не оставляет следов, а за близнецами не мог угнаться? Сколько бы Саймон ни думал про этого зверя, его воображению явственно рисовался человек — героический и больной».
Саймон практически один из всех ребят способен на напряженную рефлексию. Именно он разгадывает страшную тайну падения их детского сообщества. Он понимает, что зло — это не загадочный зверь в глубине леса, а болезнь, живущая в каждом человеке, именно поэтому чисто внешние усилия по «улучшению» порядка вещей бесполезны. Он полон решимости донести эту весть до своих «собратьев», но по страшному недоразумению его «соплеменники» во время ночного пира у костра принимают его за зверя и убивают.
Это неумышленное и не спланированное убийство тем не менее провоцирует племя на еще более осознанную охоту на всех инакомыслящих. Смерть Саймона стала поворотным моментом истории, своеобразной точкой невозврата, после которой ужас всего происходящего начал только нарастать. Так, второй жертвой становится Хрюша, гибель которого наступает уже в результате вполне осмысленных действий. Следующей мишенью оказывается Ральф, на которого начинается охота.
Так или иначе все ключевые герои романа (Саймон, Джек, Ральф) и атрибуты, их характеризующие, косвенно указывают на знакомые всем христианские образы.
После своего выхода в сентябре 1954 года «Повелитель мух» не произвел фурора в книжных магазинах. В тот же год было продано всего 4 тысячи 662 копии, после чего книга и вовсе была снята с печати. Но в ближайшее десятилетие — благодаря признанию критиков и уважению научного сообщества — роман приобрел огромную популярность. К середине 1960-х годов «Повелитель мух» стал бестселлером и был введен в программу многих английских колледжей и школ.
В 2005 году журнал «Time» назвал произведение одним из 100 лучших романов на английском языке с 1923 года.
Саймон. Кадр из фильма «Повелитель мух» (1963)
Глава восьмая: Дар Тьме
Джек организовывает собрание, на котором обвиняет Ральфа в трусости и предлагает сместить его с главенствующей позиции. Не получив поддержки, Джек убегает в лес.
Саймон выдвигает предложение исследовать гору вновь. Ральф говорит, что всё кончено: надежды на спасение нет, костёр погас, а сделать новый мешает зверь. Хрюша утверждает, что можно сделать огонь и на берегу моря.
За Джеком в лес уходят и хористы. Он обещает им охотничью свободную жизнь. В тот же день Саймон, который облюбовал небольшую полянку для уединения в лесу, случайно наблюдает за охотой отделившихся ребят. Отряд Джека убивает большую свинью, отрубают ей голову и насаживают её на кол, собираясь сделать такое жертвоприношение «Зверю». Это и есть Повелитель мух: мёртвая голова свиньи облеплена мухами. Напуганному до смерти Саймону кажется, что Повелитель мух говорит с ним, из-за чего паренёк падает в обморок.