«ларчик»

Краткое содержание

Анализ стихотворения «Осел и соловей» следует начинать с обрисовки сюжетной канвы, описания событий, о которых говорит баснописец. Основные события выглядят следующим образом:

  1. Встреча героев, Соловья и Осла. Последний сообщает, что наслышан о певческом таланте птички и просит что-нибудь исполнить.
  2. Описание трели Соловья. Крылов подробно рассказывает, какие сложные звуки удалось издавать маленькому музыканту, как они благоприятно влияли на слушателей. Пением наслаждался пастух. Получая от него истинное удовольствие, он улыбался своей прекрасной пастушке.
  3. Оценка Осла. Соловей, по его мнению, поет неплохо. Но ему есть чему поучиться у местного петуха.
  4. Реакция Соловья. Почувствовав себя оскорбленным, он улетает.
  5. Авторская оценка: «Избавь Бог нас от таких судей».

Так выглядит краткое содержание небольшого, но очень емкого и образного текста. Главных героев два.

Анализ басни Ларчик, главные герои басни

Анализируя одну из наиболее оригинальных басен Ивана Крылова «Ларчик», мы видим самоуверенного и, наверное, опытного, но совсем не сообразительного механика, который всячески старался открыть ларец, но это оказалось ему не под силу. Зрители, которые собрались посмотреть на это действие, всячески пытались помочь своими подсказками, но и это не привело к успеху.

Вся разгадка скрывается в последних строках произведения «А ларчик просто открывался», но, насколько просто известно одному автору. В жизни до воли часто случается, что люди ищут выход с простой ситуации сложными путями, чем сильно все усложняют. Так и главному герою нужно было просто открыть ларец, а не выдумывать хитро-мудрые варианты. Автор данного произведения своими строками хотел донести к человечеству, что не нужно выворачивать его басни наизнанку подбирая ключ к каждой строчке и слову, а стоит посмотреть на поверхности. Так же присутствует намек на то, что не следует бросать начатое дело, на полпути столкнувшись с малейшими трудностями.

Если же разобрать произведение с обратной стороны, то мы видим что автор не дал конкретного ответа как именно открыли ларец. Тут не совсем понятно проблема в отсутствии или наличии замка или же в глупости мастера. Из этого выходит другая мораль: из любой проблемы нет единственного правильного выхода и решения нужно разбирать ситуацию и искать особенный, индивидуальный подход.

Иван Андреевич в своих баснях, в том числе и в «Ларчик», удивительным образом старается открыть людям глаза на простые, нелепые ситуации и глупые поступки. Если бы главный герой (механик) был немного умнее и не преувеличивал свои возможности, не считал себя великим мудрецом, а посмотрел на поставленную перед ним задачу, то с легкостью бы открыл прекрасный ларец.

Анализ басни «Осел и соловей»

Осел увидел Соловья И говорит ему: “Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище. Хотел бы очень я Сам посудить, твое услышав пенье, Велико ль подлинно твое уменье?” Тут Соловей являть свое искусство стал: Защелкал, засвистал На тысячу ладов, тянул, переливался; То нежно он ослабевал И томной вдалеке свирелью отдавался, То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался. Внимало все тогда Любимцу и певцу Авроры: Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, И прилегли стада. Чуть-чуть дыша, пастух им любовался И только иногда, Внимая Соловью, пастушке улыбался. Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом: “Изрядно,- говорит,- сказать неложно, Тебя без скуки слушать можно; А жаль, что незнаком Ты с нашим петухом; Еще б ты боле навострился, Когда бы у него немножко поучился”. Услыша суд такой, мой бедный Соловей Вспорхнул и – полетел за тридевять полей. Избави, бог, и нас от этаких судей.

Краткое содержание

Осел узнал, что соловей был большим мастером петь. Он попросил соловья продемонстрировать собственное мастерство. Соловей начал красиво петь. Его пением заслушались все. Осел хоть и похвалил певца, но дал совет для улучшения собственного таланта взять уроки у петуха во дворе.

Мораль басни, чтобы бог избавил нас от таких судей, как осел.

Анализ басни

История создания

В 1811 г. в «Чтении в Беседе любителей русского слова» была опубликована басня И. А. Крылова «Осел и соловей». Об истории ее написания В. Кеневич рассказал следующий случай. Крылова пригласил к себе «какой-то вельможа» (вероятно, граф Разумовский, либо князь А. Н. Голицын) с просьбой прочитать свои басни. Баснописец сделал это с большим артистизмом, надеясь на похвальный отзыв. Вельможа сдержанно поблагодарил Крылова, спросив при этом: «… почему вы не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?». Вернувшись домой, раздосадованный поэт описал эту сцену в новой басне.

Иллюстрация художника М. Гужавина

Смысл названия

Образ Соловья символизирует самого автора, а Осла — пригласившего его вельможу. В более широком смысле в названии заложено противостояние поэзии и не способного оценить истинный талант высшего общества.

Основная тема

Основная тема произведения — насмешка над мнимыми ценителями поэзии.

Крылова не следует упрекать в выглядящем самонадеянно сравнении своего творчества с чудесным пением Соловья. Поэт по достоинству оценивал свои басни, вошедшие в золотой фонд русской литературы.

Не менее точным является и сравнение неблагодарного вельможи с Ослом. Не придав особого значения творчеству приглашенного им самим автора, он упоминает И. И. Дмитриева. Этот поэт вместе с Карамзиным стоял у истоков русской поэзии, оставил очень богатое литературное наследство, включающее стихотворения, сказки, басни и другие произведения. Однако вельможу больше привлекает творчество Дмитриева в качестве переводчика. Именно отсутствием переводов он попрекает Крылова.

Крылов сравнивает переводы с кукареканьем. Они обладают определенной ценностью, но все же не могут считаться проявлением истинного таланта.

Проблематика

В незатейливой на первый взгляд басне заложена очень серьезная проблема, ставшая актуальной в России еще с правления Петра I: преклонение высшего общества перед европейским искусством в ущерб национальному.

В России уже давно появились свои талантливые поэты (Соловьи), но их судьи (Ослы) до сих пор отдают предпочтение античным и западным произведениям. Они считают, что лучший вид деятельности для национальных творцов — перевод классических образцов поэзии.

Композиция басни последовательная: основная часть и финальный нравоучительный вывод автора.

Чему учит автор

Огорченный от посещения вельможи Крылов страстно желает, чтобы в среде высшего общества появились люди, способные по достоинству оценить национальную поэзию. Избавление от невежественных судей — необходимое условие для развития всей русской литературы и искусства.

Ирина Зарицкая | .8k | Оценить:

Анализ басни Крылова

Литературоведческий анализ

Жанр басни зародился в глубоком прошлом. В этом жанре проявили себя такие великие мастера слова, как Эзоп, Федр, Лафонтен.

Из их бессмертных творений черпал вдохновение для своих басен И. А. Крылов, давший произведениям из глу­бокого прошлого новую жизнь, приблизив их к реалиям со­временной ему действительности. При этом среди произве­дений баснописца сравнительно мало обладающих отвле­ченным сюжетом.

В большинстве случаев читатель при ознакомлении с очередным творением Крылова погружался в среду язы­ка, образов и исторических параллелей, присущих русской национальной культуре.

Обратите внимание

Баснописец уделял большое внимание вопросам морали и нравственного совершенства, а также справедливости су­ществующего общественного устройства. Эти искания наш­ли свое отражение во многих произведениях Крылова

Эти искания наш­ли свое отражение во многих произведениях Крылова.

Бла­годаря глубокой творческой работе над басенной традицией автору удалось создать новые, оригинальные басенные сю­жеты и привнести в классические сюжеты больше точности и жизненной правдивости.

Большую группу его басен составляют те, которые по­священы общественному устройству или как-либо иначе касаются политической жизни России.

Как правило, в них обличаются пороки сильных мира сего, выявляется произ­вол власти повсюду, где он имеет место, бичуется бюрокра­тизм чиновников. В баснях такого рода детально вырисовы­ваются отношениях «верхов» и «низов».

В некоторых баснях писатель высказал свои взгляды на разумное устройство мира, в котором каждое сословие знает свое место и исполняет свои прямые обязанности («Листья и Корни», «Колос»).

Попутно в баснях данной направлен­ности Крылов беспощадно высмеивал такие пороки, как ку­мовство («Совет мышей»), взяточничество («Лисица и Су­рок»), проповедовал выполнение общественно полезной де­ятельности («Орел и Пчела»).

Как человек, выросший на идеях екатерининской эпо­хи, Крылов в баснях социальной направленности неред­ко поднимал проблемы просвещения («Свинья под дубом», «Ларчик», «Огородник и Философ» и т. д.).

Важно

Наиболее известны морализаторские басни Крылова, которые отличаются свободным слогом и прозрачностью сюжетной линии. В этих произведениях автор размышля­ет о человеческой природе и обнажает такие людские поро­ки и недостатки, как жадность, леность, падкость на лесть, беспечность и многие другие («Мартышка и Очки», «Стре­коза и Муравей» и т. д.).

Особое место в творчестве Крылова занимают истори­ческие басни, в первую очередь цикл, посвященный Отече­ственной войне 1812 года. Одна из наиболее известных ба­сен этого цикла — «Волк на псарне». Известно, что ее чи­тал вслух своим солдатам М. И. Кутузов, который на фра­зе «ты сер, а я, приятель, сед» снял головной убор, обнажив седины.

Были среди исторических басен и остросатирические, критикующие положение во внешней политике («Лебедь, Щука и Рак»).

Басни Крылова любимы за то, что их язык живой, соч­ный, богатый, близкий к народному. Образы, выходящие из-под пера писателя, неизменно ярки и правдивы. Чаще всего это животные, которые позаимствованы из русских сказок, что делает басни еще более увлекательными.

Из фольклора Крылов позаимствовал также и тради­цию наделять то или иное животное какой-либо одной че­ловеческой чертой. Такой прием делает произведения пи­сателя еще более привлекательными.

В этих баснях лиса неизменно плутовка, волк — кровожадный злодей, мед­ведь — невежда, осел — глупец и т. д. Динамическое разви­тие действия и живость слога усиливают воздействие басни на читателя, ставят произведение над классическими тра­дициями жанра.

«Басни Крылова — это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира, словом, что хотите, только не просто басня» (В. Г. Белинский).

Популярные сегодня пересказы

  • Городок в табакерке — краткое содержание сказки Одоевского Произведение Городок в табакерке В. Одоевский написал в 1834 году. Эта сказка считается одной из лучшей в творчестве писателя. В ней он в сказочной форме показал принципы построения любого государства.
  • Карась-идеалист — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина Поспорили раз карась с ершом о том, что служить можно честно и исправно. Так утверждал карась, а ерш считал, что кое-где можно и обмануть. Карасей, послушных и склонных к идеализму, очень любят монахи.
  • Верный друг Санчо — краткое содержание книги Яковлева Главный герой – Санчо Родригес. Это подросток, который приехал из Южной Америки в Советский Союз. Его родители работают в международной фирме, которая поставляла сок.
  • Девочка, с которой ничего не случится — краткое содержание рассказа Булычева Главными героями произведения являются отец и дочь. Девочку зовут Алиса, ее отец профессор по фамилии Селезнев. Он работает в очень необычном зоопарке, здесь находятся самые разные животные, собранные с разных планет.

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Голубая весна Бакшеева (2, 3, 8 класс) Каждое время года является загадкой, источником вдохновения для представителей разных видов искусств. При помощи красок и кисти художники имеют возможность передать необыкновенную гамму цветов
  • Сочинение Где начинается Родина Кажется, что вопрос «Где начинается Родина?» не должен быть спорным. Ведь Родина – это место, где родился человек – всё просто. Но нет. У каждого относительно этой темы своё мнение. И в какой-то степени каждый по-своему прав.
  • Сочинение Жестокие люди Жестокость сопровождает человечество на протяжении всего существования. Конечно, литература не могла пройти мимо этого фактора. И в России и за рубежом писатели часто описывали жестокость в своих произведениях

Крылов-баснописец

Русская журнальная сатира XVIII в. нашла свое достойное завершение в периодических изданиях И.А. Крылова. Девиз Кантемира, одного из известнейших поэтов того века – «в стихах смеюсь, а в сердце о злонравных плачу» – был сохранен и будущим баснописцем. За период своего творчества Крылов испробовал много различных литературных жанров, даже сочинял пьесы (преимущественно комедии, комедийные оперы). Это сыграло заметную роль в его творческом росте – в пьесах оттачивалось мастерство диалога, создание характеров, необходимые

Именно в баснях полностью раскрывается сатирический талант Крылова. Как считают исследователи, басня совмещает в себе элементы лирики, эпоса и драмы. Аллегорическая форма басни обеспечивала неоднозначность ее понимания, что очень способствовало в борьбе с цензурой, но, с другой стороны, широта трактовки смысла басни позволяла ей просуществовать до наших времен, но смысл, повод, по которому она была написана, зачастую утрачивается.

Басня «Кукушка и Петух» была написана по вполне конкретному

За что же, не боясь греха,

Кукушка хвалит Петуха?

За то, что хвалит он Кукушку.

В.Г. Белинский писал о Крылове, что он, «как гениальный человек, инстинктивно угадал эстетические законы басни» и «создал русскую басню». Что же навело критика на такие, столь хвалебные, высказывания?

На то время самым известным баснописцем был И.И. Дмитриев. Основной традицией написания басен тогда была традиция классицизма или сентиментализма. Но Крылов отступил от нее, он сделал ее мораль насущной, не абстрактной, жизненно актуальной.

Его особенность в том, что он не читает нотаций, не поучает, а наблюдает и предоставляет читателю самому расценивать его наблюдения. Каждая басня – это своего рода нравственный суд над теми или иными видами порока. Хотя мы четко угадываем мнение автора, басня объективна: Крылов не дает оценок своим персонажам, он их просто показывает.

Многие исследователи считают, что благодаря яркости и живости изображения (ведь каждый персонаж обладает своим собственным языком) басни Крылова можно рассматривать в качестве начала реализма в русском литературном творчестве.

И.А. Крылов был самым читаемым автором того века. Почему? Потому, что он в легкой и ироничной форме указывал на общечеловеческие недостатки и пороки, но показывал их с точки зрения именно русского человека, с его характером и складом ума. «Его притчи – достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа», – писал Н.В. Гоголь.

Можно выделить и еще одну особенность крыловских басен. Они имеют значительное сходство с народными сказками, их герои – волки, лисицы, медведи, орлы – воспринимаются читателем так же, как и герои сказок: как маски реальных образов и типажей.

Множество в баснях Крылова элементов фольклора. Так, в них нередко встречаются постоянные эпитеты, такие как «лето красное», «поле чистое», «сыра земля».

Он очень часто искусно вплетает в ткань басни народные пословицы и поговорки: «Хоть видит око, да зуб неймет», «Бедность не порок», «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Но помимо этого огромное число собственно авторских афоризмов вошли в разряд крылатых выражений. Афоризмом чаще всего становится, конечно, мораль басни: «А Васька слушает да ест», «А Ларчик просто открывался», «Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!» и многие другие. Иногда им становится само название басни: «Тришкин кафтан», «Демьянова уха». То есть отдельные фразы становятся символами, приобретают аллегорический характер, что и является основной частицей структуры басни.

На торжественном праздновании столетия Крылова в 1868 г. преосвященный Макарий произнес такие слова в его адрес: «Говорил то, что может говорить человек самого здравого смысла, практический мудрец, и в особенности мудрец русский… Он завещал любовь, безграничную любовь ко всему отечественному, к нашему родному слову, к нашей родной стране и ко всем началам нашей народной жизни…».

Тема, идея и проблема

Произведение И. А. Крылова «Мартышка и очки» — пример глубокомыслия, емко высмеивающего пороки общества. Путем раскрытия поведения и характера главной героини создается целостная картина изображаемых человеческих недостатков:

  • Тема — неумение достойно применять собственные знания.
  • Идея — показать, как глупо выглядят люди, критикующее то, что находится за гранью их познаний.
  • Проблема — необразованность и примитивизм.

На примере Мартышки баснописец раскрывает такой злободневный вопрос, как неспособность человека использовать свои знания в правильном русле. Нелепо выглядит главная героиня, которая не смогла найти способ применения очкам, сетуя на то, что ее обманули. Часто встречаются люди, которые ругают и обвиняют в своих бедах кого-то другого, хотя у самих нет понимания как с пользой применить ту или иную вещь.

И. А. Крылов наводит на мысль о том, что со знаниями нужно обращаться бережно, толково, применять их, как требуется, и только тогда от них будет польза. Если не понимаешь — это повод учиться, но никак не ругать хорошие вещи или людей, которые якобы виноваты в сложившейся ситуации. Каков багаж знаний — таковы и плоды его. Критиканы выглядят глупо, а верить их словам на основе неудачного опыта не стоит.

В произведении раскрывается ряд общественных проблем, в том числе и проблема примитивного мышления, то есть ограниченного, простого, недалекого. Стоило бы Мартышке приложить чуть больше усилий, потратить немного больше времени, и выход обязательно бы нашелся.

Мораль и анализ

Мораль в басне — ее художественная и жанровая особенность. Так и в произведении она играет роль подытоживающего элемента рассказа.

Баснописец выводит мораль басни в конце повествования, которая заключается в том, что часто необразованные люди судят о какой-либо вещи, не осознавая принципа и сути ее применения. Невежды обесценивают значимость предмета, который не могут осмыслить.

Некоторые думают, что они умнее всех, хотя это не так. Басня наглядно иллюстрирует простую истину — чтобы чего-то добиться или в чем-то разобраться, нужно владеть определенными познаниями, а в случае отсутствия последних — стремиться к их получению.

Некоторые поэты, педагоги и исследователи творчества И. А. Крылова предлагают следующие толкования морали басни:

  • И. И. Хемницер говорит о том, что очки и вправду полезны, однако же Мартышка «переколотила их как ни к чему не нужные», к тому же и возмущается, что все — сплошной обман. Такое происходит и между людьми: для кого-то определенный предмет приносит пользу, а другой схватится — и один убыток. Поэт приводит прекрасный пример для описания основной мысли басни: хоть какой топор не выбери, если рубить не умеешь, никакой не поможет.
  • Д. И. Тихомиров считает, что в любом деле опасно невежество. «Губительна умственная темнота», смешны те самоуверенные люди, которые берутся за дело без соответствующих знаний. Педагог говорит о том, что страшен тот невежда, который худо отзывается о непонятной ему вещи.
  • Авторы книги «50 басен И. А. Крылова» сравнивают очки со знаниями. Очки не виноваты, ими лишь нужно толково вооружиться, тогда и многое откроется взору. Авторы призывают людей идти путем просвещения, не слушая таких «мартышек», которые испытывали очки языком, хвостом, и говорят, будто от них нет пользы. Каждый должен иметь свою голову на плечах.

https://youtube.com/watch?v=XsGnYNBU4AY

Приемы образности

Басня не представляется возможной без ее основного признака и компонента — аллегории. Иносказание здесь выражено в образе Мартышки, обозначающей невежд, берущихся за дело, которое они не могут выполнить.

  • Слаба глазами — метафора, обозначающая нарушение зрения, при котором человек плохо и расплывчато видит мир.
  • Завести очки — метафора в значении приобрести предмет, раздобыть, завладеть.
  • Большой руки — метафора, обозначающая степень силы, серьезности проблемы. Одновременно играет роль сравнения.
  • Проку на-волос нет — сравнение, которое образно иллюстрирует абсолютное отсутствие какой-либо пользы.
  • Брызги засверкали — олицетворение. Этот троп придает образности действиям Мартышки, разбившей очки. Брызги олицетворяют осколки стекла, мимолетно разлетевшихся, то единственное, что теперь осталось у героини от прежнего предмета.

Чему учат нас басни? (сочинение)

Басня — один из любимых жанров литературы. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена, Л. Боровиковского, Есть. Гребенки, П. Гулака-Артемовского, Л. Глебова, Кантемира, Тредиаковського, И. Крылова знают, любят и ценят во всем мире. Почему же байка есть такой популярной и любимой в народе? Не потому ли, что в этих коротеньких байковых рассказах изображаются необычные герои? Здесь мы видим хищных Волков и Медведей, хитрых, коварных Лисиц и беззащитных Ягнят… «Звери мои за меня говорят», — не раз повторял известный русский писатель И. А. Крылов. О чем же говорят эти необычные герои? Чаще всего они наглядно демонстрируют глупость, невежество, жадность, лукавство, хвастливость, самодурство и жестокость. И совсем нетрудно догадаться, что в этих смешных, а иногда и грустных историях из басен говорится о людях, об их пороки и недостатки.

Читая басню, мы от души смеемся, но в то же время понимаем, что главный ее вывод всегда серьезный. В своих баснях писатели-писатели обличают те недостатки, которые мешают людям жить. Они, безусловно, несут в себе положительный заряд — всегда работают на добро, помогают нам избавиться от недостатков, бороться с теми, кто не хочет жить честно, кому не нравится нормальные человеческие отношения.

Байки осуждают паразитизм, моральную низость. И в то же время учат нас быть человечными, доброжелательными, трудолюбивыми. Немало поучительного находят для себя в баснях все новые и новые поколения людей, что приходят в мир. Всегда интересными, нетленными остаются сюжеты басен, персонажи которых — Лев, Медведь, Волк, Лиса, Ягненок и другие звери — помогают понимать добро и зло, правду и неправду в жизни людей, поэтому воспитательное значение басен трудно переоценить.

Смысл произведения

Суть изложенной в басне Крылова истории состоит в том, что лесть — это опасная штука, противостоять которой весьма непросто

Автор акцентирует внимание на морали в начале басни

Строки гласят о том, что угодливое восхваление «вредно и подло». Причем, об этом все знают, однако часто попадают в хитроумные капканы льстецов. Доходит до того, что люди просто входят в эйфорию от хвалебных речей, игнорируя все рекомендации.

Как утверждает баснописец, в сердце каждого человека найдется потайное местечко, неравнодушное к лестным словам, поскольку так уж устроены люди. Для защиты от хитрецов следует объективно оценивать свои возможности, внешность и таланты.

Это позволит защититься от тех, кто желает воспользоваться вашим доверием либо финансовыми возможностями. Главное — различать дружественный комплимент и открытое, наглое подхалимство.

Популярные сочинения

Сочинение Мой первый день в школе 1 сентября Первый школьный день – один из самых важных дней в жизни каждого человека, ведь в этот день начинается интереснейший путь длиной в девять или одиннадцать лет. Часть первоклассников
Сочинение на тему Хороший учитель (9 класс 15.3 рассуждение ОГЭ) Я считаю, что хорошим учителем является не только тот, который даёт актуальные знания, но и который относится к ученикам с уважением

Работа учителя очень трудна, потому что ему попадаются не только
Насколько дорога человеку честь? — сочинение-рассуждение Говоря о теме чести и её важности для человека, следует сказать, что, так или иначе, честь это одно из самых важных понятий в жизни уважающего себя человека. Человек с достойной честью

«Басни Крылова» — сочинение 6 класс

Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера — басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.

Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.

А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: “веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться”.

Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость.

Например, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак” он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А “Волк и Ягненок” — злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: “У сильного всегда бессильный виноват”.

Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: “Кот и Повар”, “Волк на псарне”, “Обоз”, “Ворона и Курица”. В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни “Волк на псарне” мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего.

Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: “А Васька слушает да ест”, “А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь”, “А ларчик просто открывался”, “Недаром говорится, что дело мастера боится”.

Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны.

Анализ басни «Ларчик»

Случается нередко нам И труд и мудрость видеть там, Где стоит только догадаться За дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец. Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался; Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался. Вот входит в комнату механики мудрец. Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом, Так; он и без замка; А я берусь открыть; да, да, уверен в этом; Не смейтесь так исподтишка! Я отыщу секрет и Ларчик вам открою: В механике и я чего-нибудь да стою». Вот за Ларец принялся он: Вертит его со всех сторон И голову свою ломает; То гвоздик, то другой, то скобку пожимает. Тут, глядя на него, иной Качает головой; Те шепчутся, а те смеются меж собой. В ушах лишь только отдается: «Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется. Потел, потел; но, наконец, устал, От Ларчика отстал И, как открыть его, никак не догадался: А Ларчик просто открывался.

Краткое содержание

Иллюстрация Е. Рачёва

Как-то раз механик оказался в мастерской. Там ему довелось увидеть красивый и искусно выполненный ларчик. На данном ларчике не было замка. Герой утверждал, что обязательно разгадает секрет механизма и откроет ларец. Механик старался различными методами открыть ларец. Однако все попытки остались безуспешными. Около него столпился народ и смеялся над ним. В итоге механик устал и отступился. А как оказалось, ларец открывался просто.

Мораль

Человек довольно часто пытается отыскать сложные способы решения проблемы, когда она на самом деле может быть решена достаточно легко.

Анализ басни

История создания

Басня «Ларчик» была впервые прочитана И. А. Крыловым у князя Шаховского в мае 1807 года. Произведение было опубликовано в журнале «Драматический вестник» за 1808 г.

Смысл названия

Ларчик (или ларец) — устаревшее название небольшой шкатулки, сундучка, нередко имевшего какой-нибудь хитроумный замок с секретом.

Основная тема

Основная тема произведения — насмешка над ненужными физическими и умственными усилиями в самом простом деле.

До появления мудреца никому и в голову не приходит, что Ларец может иметь какой-то секрет. Люди просто любуются чудным произведением мастера.

Мудрец далек от понимания прекрасного, ему не терпится продемонстрировать свои глубокие познания в Механике. Отсутствие замка у Ларца только усиливают его подозрения насчет секрета. Однако все знания и умения мудреца не приносят ему никакого успеха. Вспотевший герой никак не может открыть Ларец и признает свое поражение.

В финальной, вошедшей впоследствии в поговорку, фразе («А Ларчик просто открывался») содержится едкая ирония по поводу чрезмерно хвалящих свой ум людей, попадающих в тупик в повседневных ситуациях.

Проблематика

Главная проблема, заложенная в басне, — намеренное усложнение очевидных вещей и понятий. Автор дает самый наглядный пример, но эта проблема встречается практически во всех областях человеческой деятельности.

Проявляя свою «заумность», люди стремятся возвыситься, искусственно поднять свой авторитет и добиться уважения со стороны окружающих. Вот только часто их умственные потуги оказываются не только бесполезными, но и откровенно глупыми.

Композиция

Произведение имеет традиционную для басен Крылова структуру: краткое авторское вступление и основная часть, завершающаяся нравоучительным выводом.

Чему учит автор

Басня призвана показать, что при решении какой-либо проблемы следует прежде всего искать самое простой и доступный путь, а не углубляться в размышления и поиск секретов. Мудрец превращается в глупца, потому что Ларчик может легко открыть любой ребенок.

Ирина Зарицкая | .5k | Оценить:

Мораль басни

Часто думаем, что будто бы не надо искать смысла в словах. Зачем? Лишние думы, старания напрасные. Но без этого, прослушаем или прочитаем зря. Уважаемые друзья, исходим из того, что вы хотите все узнать. Так утолим это мимолетное желание.

Мораль басни заключается во всем. То есть она не концентрируется на чем-то одном, а захватывает все целиком. Вспомним рассказы известных писателей. Твердят одно: как же хорошо быть предупрежденным заранее. Узнав это, уберем из своей отличной жизни плохие качества: лень, делание одно и того же. У басни надобно учиться, даже очень часто прибегать к ее обдумыванию.

Только прочитав ее, ослепленные желанием не поверить концовке. Ну как такое может быть, если в реальности не снится никому? На это есть магическое свойство басни. И так уж повелось, народ в большинстве случаев сам создает их. Авторам же остается только собрать воедино и приукрасить.

Не осуждаю всех великих писателей. По праву считаются друзьями народа на все времена. Поэтому, басня так и блещет красками обыденными. Или положение страны, высмеивают, либо возвышают и возводят в культ. Естественно все обязано находить поддержку у людей. То подскажут, то раскритикуют басню.

Слушая песни некоторые, говорят, что морали вовсе не нужно. Что бы только смешно и весело было. Но ведь это не по настоящему, а значит, не может быть воспринято самым должным образом.

Басню учат страстно любить свою родину. И не просто делая вид, а показывая всеми знаками внимания. Хотят приучить, наказать. Так человек точно поймет свои просчеты, и, по крайней мере, сделает попытку исправиться.

Все изображаемые животные повторяют тот облик, который им дала природа. Легко узнать характеры, и составить впечатление или отзыв о каждом.

Выступают еще неодушевленные предметы. Тем показывают, что безразличие до добра не доведет.

Совет

Мораль басни творит самые редкие чудеса. Не получается показывать путем усиленной пропаганды низости и коварства, только в стихотворной форме это возможно. Легче усваивается вся мудрейшая информация.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: