Краткое содержание
В начале рассказа Старцева назначают земским доктором. Он отправляется в другой город, где познакомился с семьей Туркиных. Дмитрий Ионыч еще неиспорчен, у него множество планов на будущее.
Через год он еще занимается работой, времени навестить Туркиных у него просто нет. Старцев пришел к ним лишь когда Вера Иосифовна, которая страдала мигренью, попросила помощи. И после этого Дмитрий Ионыч начинает периодически бывать в их доме, но не ради лечения хозяйки, а чтобы встретиться с Екатериной Ивановной.
В один из дней, после глупой идеи Екатерины организовать свидание на кладбище, Старцев решился сделать ей предложение, он рассчитывал не только на любовь, но и на хорошее приданое, однако ему отказали. Его это расстроило, но печалился он недолго. После этого началась духовная деградация, герой располнел, его постоянно одолевала лень.
Прошло 4 года после знакомства с Екатериной. Теперь у него есть тройка лошадей, он не часто ходит пешком, поскольку еще сильней потолстел, а любимое занятие по вечерам — пересчет денег. Он не настолько активен, быстро принимает больных, не переживая сильно за них. Ему больше интересны званые ужины или карточные игры. Увидев Екатерину через такое количество времени, он уже не испытывает прежних чувств, а лишь со стыдом вспоминает, что предлагал ей выйти за него.
В финале описано полное перевоплощение этого человека в Ионыча. Он купил усадьбу и несколько домов, стал ужасно жадным, ведет практику в городе и одновременно работает земским доктором. Причем пациенты для него полностью безразличны, он грубит им. О Туркиных не вспоминает. Ему ничего не интересно. Все вечера он находится в клубе, в котором вначале играет, а затем сам ужинает.
Тест по произведению
Рейтинг анализа
Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 265.
Он продолжил «маленькую трилогию». Основой произведения стала история об одном петербургском чиновнике, поведанная автору по разным версиям известным юристом Анатолием Кони или Львом Николаевичем Толстым. Этот чиновник долгое время мечтал о расшитом золотом мундире, и когда наконец его доставили, он не смог надеть наряд, так как в ближайшее время торжественных приемов не предвиделось. Со временем, позолота на мундире потускнела, а через полгода чиновник скончался. В рассказе «Крыжовник» Чехов знакомит читателей с похожей историей, но сюжет у произведения другой.
«Крыжовник» написан в жанре рассказа и считается одним из лучших творений классической прозы конца XIX века . Небольшой объем произведения — вовсе не недостаток, так как практически за каждой строчкой рассказа кроется немалая смысловая насыщенность. Тема необходимости реализации своих мечтаний приобретает в «Крыжовнике» особые очертания, и в образе главного героя Чехов показывает, что достижение цели не должно быть связано с губительными для других людей средствами.
Сюжет рассказа
строится на истории, поведанной Иваном Иванычем о своем брате Николае, который сделал все возможное и невозможное для того, чтобы воплотить в жизнь свою давнюю мечту — купить имение с кустами крыжовника. Для этого он всю жизнь копил деньги и даже недоедал, чтобы скопить как можно больше. Потом женился на богатой вдове и продолжал морить ее голодом, пока она не отдала Богу душу. А деньги Николай Иванович еще при жизни жены вложил на свое имя в банк. Наконец-то мечта сбылась и имение было приобретено. Но какими средствами?
Главному герою
рассказа Николаю Ивановичу присущи такие черты как алчность и самолюбие, ведь ради идеи стать богатым помещиком он отказывается и от семейного счастья, и от круга друзей.
Брат Николая Иван Иваныч рассказывает эту историю своему приятелю-помещику, к которому он со своим другом заходит в гости. Верно, это история должна быть в назидание всем богатым.
Рассказ «Крыжовник» написан под влиянием реализма
в литературе и является примером использования реалистических компонентов, сюжетов и деталей.
Чехову присущ минимализм
в стиле. Автор использовал язык экономно, и даже в небольшие объемы текста ему удавалось вложить особый смысл, благодаря хорошим выразительным средствам. Чехов писал так, что читателю сразу же становилась ясной вся жизнь героев.
Композиция
произведения построена на удачном приеме «рассказ в рассказе», который ведется от имени одного из героев.
Антон Павлович Чехов в рассказе «Крыжовник» сделал акцент на необходимости «делать добро». Автор считает, что у каждого успешного человека за дверью должен стоять «человек с молоточком», который бы постоянно напоминал ему о необходимости делать добрые дела — помогать вдовам, сиротам, обездоленным. Ведь рано или поздно даже с самым богатым человеком может случиться беда.
- Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
- «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
- «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение
Рассказ «Крыжовник» Чехова был создан в июле 1898 года в Мелихове и опубликован в этом же году в печатном издательстве «Русская мысль». Это произведение входит в трилогию, состоящую из небольших рассказов: «Человек в футляре», «О любви» и «Крыжовник». В сочинении на тему «»Крыжовник» (Чехов): краткое содержание» речь пойдет о человеке, который всего себя подчинил материальной составляющей жизни. Он мечтал обладать усадьбой, в которой он будет выращивать любимый крыжовник.
История создания
В год написания рассказа, 1898, Антон Павлович уже был серьезно болен туберкулезом, и стремился завершить работу над «маленькой трилогией», поэтому история создания была спешной, писатель писал все меньше. Создавая своего героя, автор не имел в виду конкретного человека, образ был собирательным, включая в себя характеристики многих прототипов, имеющих некоторое сходство с Беликовым. В этом же году, рассказ был опубликован в журнале.
Произведение автора вызывает огромные впечатления, его творчество поражает не только литературным талантом, но и тонким знанием человеческой психологии.
Посмотрите, что еще у нас есть:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Человек в футляре»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Человек в футляре»
- для самых компанейских — Главные герои «Человек в футляре»
- для самых крутых — Читать «Человек в футляре» полностью
2 вариант
Рассказ «Крыжовник», написанный Антоном Павловичем Чеховым, впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898году. Произведение входит в «маленькую трилогию» и, как и другие рассказы данного цикла, описывает омертвевшую человеческую душу – «футлярных людей». Писатель в произведении ищет смысл жизни, рассуждает об истинном счастье.
Сюжет произведения построен по принципу «рассказ в рассказе». Действие начинается с дождя в поле, и попавших под него ветеринара Ивана Ивановича Чимша-Гималайского и учителя гимназии Буркина. Герои решают остановиться в усадьбе Алехина, товарища Ивана Иваныча, где ветеринар решает поведать историю о своём брате.
Родившись в небогатой семье, братья старались обрести материальные блага. В особенности стремился к достатку младший, Николай Иванович. Ради одной цели, усадьбы на берегу реки или озера, где будут расти кусты крыжовника, он был готов на всё, забыв о человечности: копил деньги, экономя на еде и одежде, женился на старой вдове, у которой были деньги и фактически сгубил её. Взял в привычку читать в газетах объявления о продаже имений, пока в итоге не приобрёл землю.
На пути к мечте Николай Иванович не замечал, что меняется не в лучшую сторону: располнел, постарел, потерял человеческое обличие. Он не видел, что вокруг него всё становилось заброшенным, даже собака стала похожа на свинью. Мечта заставила забыть о проблемах и заботах реального мира.
То, что увидел Иван Иваныч, во время визита к брату на его новую усадьбу, «Гималайское тож», опечалило его. В особенности момент, когда Николаю Иванычу подносят тарелку с первым урожаем крыжовника, он берёт по одной ягоде, наслаждается процессом, хотя ягода была жёсткая и кислая. Претворение в реальность личной мечты сделало Николая Ивановича счастливым, он наслаждался этим достижением. Но гонясь за богатствами, забыл о духовности, его душа очерствела, он стал «футлярным человеком».
В конце своего рассказа Иван Иванович приходит к выводу, что стоит стремиться к возвышенным вещам, а не гнаться за материальными ценностями. Но ни Буркин, ни Алехин не поняли смысла поучительной истории ветеринара.
А. П
Чехов на примере одного из героев показывает человеческую деградацию, чёрствость, обращает внимание читателя на человеческие пороки, ложные представления о смысле жизни. Рассказ заставляет задуматься над тем, ради чего стоит жить, призывается не останавливаться на достигнутом, а постоянно развиваться
Сюжет произведения
Сюжет произведения начинается с описания губернского города С., в котором, по версии исследователей творчества А.П. Чехова, легко узнается родной город писателя Таганрог. Автор знакомит читателя с самой образованной и талантливой (по мнению обывателей) семьей Туркиных.
В этот же город приезжает на службу молодой земский врач Дмитрий Ионович Старцев. Он пока еще полон надежд и энергии, увлечен своей работой, ему нравится помогать людям. По настоятельным рекомендациям местных жителей он знакомится с семейством Туркиных, которые охотно принимают у себя гостей и считаются самыми интеллигентными и талантливыми во всем городе.
Вопреки ожиданиям они не производят на главного героя должного впечатления. Иван Петрович, глава семейства, практикуется в остроумии, сочиняя собственные словечки, плоские шутки, каламбуры. Обычно он повторяет одно и то же из раза в раз.
Супругу Ивана Петровича зовут Вера Иосифовна. Она популярна среди обывателей своими повестями и романами, совершенно бездарными и оторванными от реальной жизни, на взгляд доктора Старцева.
Екатерина Ивановна Туркина — дочь Веры Иосифовны и Ивана Петровича. Это юная и стройная барышня — типичная представительница молодого женского поколения провинциального города. Как и большинство девушек ее возраста, она читает модные книги, особо не вникая в их смысл, много музицирует и мечтает поступить в консерваторию. Местные обыватели являются ее восторженным поклонниками. Они льстят Екатерине, восторгаясь ее шумными пассажами на фортепиано. Их похвала внушила девушке, что она талантливая пианистка и ее ждет большое будущее.
Семейство и их гости утомили доктора Старцева пустыми разговорами, ограниченностью мышления и отсутствием внутреннего содержания. Поэтому он не стремится продолжить общение с ними.
Через год, после посещения хозяйки в качестве врача, Старцев уже не настроен против семейства так категорично. Он внезапно пленяется юностью и начитанностью Екатерины Ивановны, ему стало интересно с ней общаться. Дмитрий Ионович хочет сделать предложение руки и сердца, при этом он прикидывает, сколько приданого дадут за невесту.
В это время у него уже появилась бричка с личным кучером, а пешком он ходит только на небольшие расстояния. Намечаются первые признаки малоподвижного образа жизни. У Старцева периодически возникают мысли, что не надо бы ему полнеть, но он ничего для этого не предпринимает. Он становится на одну ступеньку ближе к обывательскому мировоззрению.
Но мысли о семейной идиллии его еще не покидают. Он способен на такие безумные поступки, как пойти на свидание с Катериной, которое она назначила на кладбище и, разумеется, не пришла. Улучив удобный момент, он все-таки делает ей предложение, но получает отказ.
Екатерина Ивановна объясняет его тем, что уезжает учиться в консерваторию и не может связать себя узами брака. Старцев жалеет не столько о несостоявшейся семейной идиллии, сколько о хлопотах, которые ему доставили ухаживание и признание.
За следующие четыре года доктор сильно меняется. Перестав ходить пешком, он быстро набирает вес. Его интересы становятся все более приземленными. Некогда любимая работа постепенно превращается лишь в способ обогащения. Он уже не так внимателен и тактичен к пациентам, как раньше. О семейной жизни он больше не задумывается.
Начинается постепенное духовное обнищание главного героя. Даже вернувшаяся в родной город Екатерина Ивановна, которая стала оценивать свое будущее реальным взглядом и теперь не имеет ничего против семейной жизни со Старцевым, не смогла вытащить его из этого состояния. Едва зародившийся в груди теплый огонек воспоминаний о былых чувствах к этой девушке сразу же погас. Ему начинает казаться нелепым, что он мог когда-то так увлечься. Он все больше испытывает облегчение от того, что отношения с Екатериной Ивановной не сложились.
Со временем медицинская практика начинает приносить доктору хороший доход. Его перестает интересовать что-либо, кроме денег, которых становится все больше. Внешний облик доктора тоже продолжает меняться. Он еще больше обрюзг, от чрезмерной полноты у него появилась одышка, голос огрубел, в нем все чаще слышно раздражение.
Он имеет две практики — земскую и в городе. С пациентами ведет себя грубо и бестактно, хотя его все еще ценят как врача и приглашают на консилиумы. Главная его цель — деньги, которые он вкладывает в недвижимость, чтобы еще больше увеличить доходы.
Общественная жизнь и возвышенные материи, равно как и любовь, его давно уже не интересуют. Он молча выпивает и закусывает, играя с обывателями в винт. В конце рассказа Старцев полностью трансформируется в Ионыча, в обрюзгшую не только физически, но и морально личность.
Тема
Название рассказа носит в себе скрытую иронию, автор тонко замаскировал глупость и ограниченность героя повествования. Его мечты об имении с кустами крыжовника – то, на что потрачена вся жизнь, цель, которая не стоит того, чтобы её достигать.
Одинокий человек, без семьи, детей, без тепла и душевного понимания друзей и родных (их у него практически не было из-за тех условий, в которые он сам заключил себя в погоне за “крыжовником”) получает то, о чём мечтал. Его совесть очерствела, он не умеет любить и заботиться о ближнем, он глух и слеп к настоящей жизни.
Идея произведения заключена в чудеснейшей фразе Ивана Ивановича о “человеке с молоточком”. Если бы такой человек приходил и стучал каждый раз, когда мы забываем о том, что рядом есть люди, которые очень нуждаются в помощи, то на земле могло бы быть гораздо больше счастливых людей. Крайне важные мысли вкладывает автор в уста рассказчика: люди, обретя то, за чем гонятся, чувствуют себя счастливыми и отворачиваются от других, но жизнь рано или поздно покажет свои когти. И тогда “за кулисами” оказываешься ты сам, и все будут так же глухи к твоему горю, как и ты когда-то. Эта закономерность свойственна человеческой натуре, поэтому автор призывает делать добро, пока есть силы и возможность, а не почивать в своём “счастливом мирке”.
Слушатели, Буркин и Алёхин, расслабленные после купания и вкусного ужина, не понимают того, о чём пытался рассказать им товарищ. В тепле и достатке мысли о человеческих судьбах, нищете и бедности не трогают, не волнуют, не кажутся животрепещущими. Алёхину хочется рассказов о дамах, красивой жизни, захватывающих сюжетов, Буркин тоже далек от философии друга. Проблематика рассказа в том, что жизнь человека пуста и бессмысленна, если он думает только о себе, делать добро другим – вот то, что является мерой счастья. Анализируя собственную жизнь и сбывшуюся мечту своего брата, Иван Иванович приходит к выводу, что нельзя быть счастливым, когда вокруг столько бед и несчастий. Как бороться с таким укладом он не знает и не считает себя способным на эту борьбу.
Анализ рассказа Антона Чехова Крыжовник
1. Введение. Отличительной особенностью творчества А. П. Чехова было то, что в свои короткие, внешне бесхитростные истории он вкладывал очень глубокие идеи. Ярким примером этого является рассказ «Крыжовник».
2. История создания. Рассказ был написан и опубликован в 1898 г. Вместе с рассказами «Человек в футляре» и «О любви» входит в т. н. «Маленькую трилогию» Чехова.
3. Смысл названия. Крыжовник — навязчивая идея брата рассказчика. В мечтах Николая Ивановича о собственном имении неизменно присутствовал этот обыкновенный кустарник.
В рассказе крыжовник становится символом духовной ограниченности человека, его замкнутости и отсутствия полезной деятельности.
4. Жанр. Рассказ
5. Тема. Основная тема произведения — присущие русскому человеку лень, эгоизм, «монашество без подвига». Служба Николая Ивановича, которая приносила хоть какую-то пользу, рассматривалась им в качестве неизбежного бремени и источника денег.
Все его помыслы были направлены на покупку собственного имения. Эта навязчивая идея полностью подчинила себе душу в общем-то хорошего («доброго, кроткого») человека.
Ограничивая себя во всем ради накопления денег на покупку, Николай Иванович женился ради наследства и своей скупостью свел жену в могилу
Николаю Ивановичу уже не важно, что купленное имение находилось в ужасном состоянии. Его мечта о спокойной беззаботной жизни осуществилась
Став настоящим «барином», Николай Иванович не замечает, что все больше напоминает живой труп. Вся его деятельность сводится к важным разговорам о значении дворянства. На самом деле единственное «полезное» дело Николая Ивановича — посадка кустов крыжовника.
6. Проблематика. В рассказе «Крыжовник» Чехов общается к своей «излюбленной» проблеме — господству пошлости и мещанства в русской жизни. Николай Иванович после покупки имения забывает, что его предки были из низкого сословия и сам начинает верить в то, что он — потомственный дворянин.
Цель его жизни сводится к тому, чтобы попробовать ягоды крыжовника из собственного урожая. Проблема русского общества эпохи Чехова заключалась в том, что лишь немногие люди стремились к полезной деятельности, всеми силами старались улучшить и благоустроить окружающий мир. Писатель сам подавал этому пример в своей усадьбе Мелехово.
Полной противоположностью Николая Ивановича выступает помещик Алехин, который из-за непрерывной работы даже забывает мыться. Еще одна проблема — «воздушность» усилий дворянства по улучшению положения простого народа. «Добрые дела» Николая Ивановича сводятся к примитивному лечению мужиков и баб «содой и касторкой» и обязательному угощению водкой. Это позволяет новоявленному помещику с гордостью заявлять о том, что он «знает народ», который его безгранично любит и благодарит за помощь.
7. Герои. Иван Иванович, Николай Иванович, Буркин, Алехин.
8. Сюжет и композиция. Рассказ содержит две сюжетные линии. Одна вплетена в «Маленькую трилогию». Ветеринарный врач Иван Иванович и учитель Буркин вместе охотятся и заходят на ночлег к знакомому — помещику Алехину. У него врач и рассказывает печальную историю своего родного брата.
9. Чему учит автор? Главная идея Чехова выражена в горячем обращении Ивана Ивановича к Алехину. Он сводится к тому, что пока человек молод и полон сил, он должен неустанно трудиться во имя высшей цели. «Делайте добро!», — завершает свою речь Иван Иванович. Только это станет залогом счастливого будущего.
http://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/analiz-rasskaza-kryzhovnikhttp://reshebnik5-11.ru/sochineniya/chekhov-a-p/kryzhovnik/9670-analiz-rasskaza-a-p-chekhova-kryzhovnikhttp://ote4estvo.ru/sochineniya/174148-kryzhovnik-analiz-teksta.html
Вот она — желанная ягода
Анализ «Крыжовника» Чехова — это размышление над тем, как человек путем самообмана пытается придать особую значимость тому, что на самом деле является пустышкой.
Иван Иваныч, навестивший брата и заставший его в таком неприглядном виде, был крайне опечален. Он не мог поверить, что человек в своем эгоистическом стремлении может дойти до подобного состояния. Особенно неприятно ему стало, когда Николаю Ивановичу принесли тарелку с первым урожаем. Чимша-Гималайский брал по одной ягодке и с наслаждением ел, несмотря на то что было «жестко и кисло». Его счастье было так велико, что он не мог спать ночью и все подходил к заветной тарелке. Анализ «Крыжовника» Чехова — это еще и очень много неутешительных выводов, главный из которых: Николай Иванович забыл о собственном достоинстве, а имение и долгожданная ягода стали для него тем «футляром», с помощью которого он отгородился от проблем и забот окружающего мира.
Композиция
Сюжет «Крыжовника» строится по принципу «рассказ в рассказе». Нелинейное повествование помогает автору углубить смысл произведения.
Помимо истории главного героя рассказа, Николая Иваныча Чимши—Гималайского, существует и другая реальность, в которой живут Иван Иванович, Алехин и Буркин. Последние два дают свою оценку произошедшему с Николаем Иванычем. Их представления о жизни — наиболее распространенный вариант существования людей
Важно обратить внимание на экспозицию рассказа, которая содержит подробное описание природы. Пейзаж в имении Николая Ивановича подтверждает духовную нищету новоиспеченного барина
Критика
Положительно рассказ «Крыжовник» оценивал В. И. Немирович-Данченко:
Но не только критики и литературоведы высказались о прочитанном. Антону Павловичу активно писали письма простые люди. Например, как-то раз писатель получил письмо от Наталии Душиной, ученицы технического училища. Вот ее цитата:
Наиболее развернутое описание творческой манеры Чехова описывать реалии русской жизни дал Б. Эйхенбаум в своей статье в журнале «Звезда»
Особенно эмоционально о рассказе высказался Г.П. Бердников, заявив о том, что «стыдно быть счастливым» в той реальности, которую описывает Чехов.
«Ионыч». Анализ рассказа Чехова
5
(3)
Литературное направление.
Рассказ «Ионыч» Чехова создан в соответствии с принципами реализма. «Ионыч» — это реалистический психологический рассказ, раскрывающий проблемы духовной деградации личности, влияния среды на человека.
Жанр произведения.
- Рассказ близок к повести.
- Общественные проблемы раскрываются через детали повседневной жизни.
- Характер героя показан в развитии
З. Тема и идея (главная мысль).
- Тема: духовная деградация личности.
- Идея: разоблачение городских обывателей, которые лишь демонстрируют свою тягу к «разумному, доброму, вечному», а на деле скучны, однообразны, застыли в своём развитии. Под влияние пошлости и меркантильности общества попадают люди душевно слабые, которые не могут и не желают сопротивляться злу.
Сюжет и композиция.
В сюжете нет ничего необычного: человек с хорошими задатками и мечтами постепенно превращается в серого обывателя. Дмитрий Ионович Старцев, земский врач, в начале рассказа — прямой и искренний молодой человек. Он дружит с семьёй Туркиных, наслаждается их домашними спектаклями, влюбляется в дочь Туркиных Екатерину… Но предсказуемого счастливого конца не будет: Екатерина отказывает Старцеву, говоря, что поедет учиться в консерваторию. Проходит четыре года, Старцев опять приходит в гости к Туркиным, а там — всё то же самое. Прежний домашний спектакль, прежние шутки, Екатерина не уехала учиться. Старцев рад, что не женился на ней: теперь ему интересны только деньги. Проходит ещё время, Старцев становится толстым, в городе его зовут запросто — «Ионыч». Его жизнь становится однообразной и скучной.
Завязка
Приезд и знакомство молодого земского врача Дмитрия Ионыча Старцева с семьёй Туркиных, самой образованной и талантливой в городе.
Кульминация
Признание Старцева в любви Екатерине, её отказ.
Развитие событий
Постепенная деградация доктора Старцева.
Развязка
Последнее объяснение доктора с Екатериной, духовное и физическое падение Старцева (отвергает девушку, обрюзг, стал меркантилен и безучастен, любит пересчитывать деньги).
Художественные особенности.
Приём повторяющихся описаний и деталей (одни и те же сцены в доме Туркиных, доктор Старцев и кучер Пантелеймон). Приём зеркальности во взаимоотношения Старцева и Котика.
Современное прочтение произведения и его значение.
Сегодняшняя жизнь дает очень много конкретных примеров подобной деградации. До этого рассказа мы видели, как Чехов осуждал паразитизм, жизнь за чужой счет, считая, что этот образ жизни уродует душу человека, ведет к духовной смерти. А в рассказе «Ионыч» ситуация иная: человек работает, не жалея себя, забыв про отдых, но все это он делает ради наживы. Такой образ жизни и мыслей тоже ведет к духовной смерти, к оскудению личности.
Рассказ «Ионыч» состоит из пяти глав, и каждая из них раскрывает новый этап в жизни героя по имени Дмитрий Ионыч Старцев — в первых главах и по прозвищу Ионыч — в последней.
В последней главе автор показывает нам, насколько изменился Старцев не только внешне, но и внутренне. Он потерял всякое уважение к людям, он бесцеремонен, когда обходит дом, назначенный к торгам, когда кричит на пациентов и стучит палкой в пол.
Десятиклассники хорошо понимают, зачем он купил два дома и присматривается к третьему. Но на вопрос, совместимы ли труд врача и коммерция в том виде, что показана через Ионыча, не все могут ответить, так как нынешние дети не видят минусов в таком союзе. А Чехов еще в 90-е годы XIX века заставлял думать об активной гражданской позиции, об ответственности человека за свой труд, профессию, место в жизни и обществе. Это хорошо понимал Горький и писал Чехову: «Огромное Вы делаете дело Вашими маленькими рассказиками — возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни … » Рассказ «Ионыч» актуален по всем статьям. Труд врача и нажива — понятия несовместимые.
Так должно быть, хотя обратных примеров наша сегодняшняя жизнь дает много. Отсюда и равнодушие, доходящее до бездушия, черствость — до жестокости, грубость до хамства. В эпоху нынешних перемен можно увидеть все, и задача учителя состоит в том, чтобы ученики поняли и оценили не только героя, не только его принципы, но и соотнесли бы с тем, что встречается в жизни все чаше и чаще.
5 / 5. 3
Композиция и конфликт
Структура рассказа «Студент» носит название «рассказ в рассказе». Герой повествует своим слушателям библейскую притчу, образуя в художественном пространстве новое художественное пространство. Произведение совмещает в себе две сюжетные линии: встреча студента с двумя вдовам и евангельская история об отречении Петра
В рассказе «Студент» присутствует и зеркальная композиция: в начале и в конце повествования события совпадают. В тексте нет напряженного сюжета и конкретной детализации. Главная роль дается не персонажу, а именно духовному прозрению.
- Экспозиция начинается с пейзажа, который определяет характер главного героя. В начале погода была хорошая и тихая, но затем картина меняется – подул холодный, пронзающий ветер. Студент духовной академии Иван Великопольский возвращается с охоты в мрачном настроении.
- Начинается завязка внутреннего сюжета. Иван встречает двух вдов: Василису и ее дочь Лукерью. Иван останавливается около них и вспоминает библейскую историю, которая происходила в точно такую же ночь. Студент начинает рассказывать вдовам об отречении Петра.
- Развязка внутреннего сюжета. Студент продолжил свой путь, осознавая, что двенадцати вековая история, рассказанная им, имеет прямое отношение к его реальности.
- Кульминация , в которой обе линии переплетаются и в сознании героя сливаются в одну. К Ивану приходит душевное озарение, и он с абсолютно другими мыслями отправляется домой.
Основная тематика
Темы произведения «Крыжовник» на самом деле интересны любому человеку, который обдумывает свое место в жизни. Антон Павлович поднимает следующие вопросы:
- Счастье. В образе Николая автор порицает стремление людей к собственному счастью. Писатель требует отречься от эгоизма и не забывать, что, пока кто-то упивается безмятежной жизнью в достатке и комфорте, рядом с ним все время страдают люди, которым не так повезло.
- Мечта. Писатель показывает читателю, что не все мечты являются прекрасными. Мечтающий об усадьбе Николай страдает не только сам, но и приносит несчастье людям, которые находятся рядом с ним.
- Пейзаж. Природа в произведении гармонирует с учетом настроения главных персонажей. Когда Буркин и Иван Иваныч пересекают поле, пейзаж ясен и жизнерадостен. Но когда рассказ близится к истории о Николае, собирается дождь. В финале повествования погода полностью испортилась, небо затянули тучи, дождь стучит в окна. Образ пейзажа состоит как в демонстрации настроения рассказа, так и в форсировании сюжетной линии: ливень заставил друзей вместе собраться и побеседовать по душам.
- «Маленький человек». Писатель высмеивает личность «маленького человека». Если Гоголь и Пушкин все время описывали эту личность как несчастную жертву, то Антон Павлович показывает читателю образ эгоиста, который уморил супругу ради того, чтобы постоянно на столе был крыжовник.