Судьба Аксиньи в романе «Тихий Дон»
Шолохов в романе «Тихий Дон» ярко описывает женские образы:
- Аксиньи Астаховой
- Натальи Мелеховой
- Дарьи Мелеховой
- Ильиничны.
Замечание 1
Образ Аксиньи является самым ярким женским образом произведений М. Шолохова.
Родилась героиня в казачьем селении, расположенном на берегу Дона. Аксинья была вторым ребенком в небогатой семье
Казачка отличалась яркой внешностью и уже в 16 лет привлекала внимание мужчин. Она не скрывала длинные темные вьющиеся волосы, покатые плечи
А черные глаза и пухлые губы привлекали особое внимание. Именно из-за такой привлекательность и пошла судьба героини под откос.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Еще до замужества девушку изнасиловал родной отец. Мать, узнав о ужасном поступке мужа, убила его. Чтобы скрыть позор, Аксинью насильно выдали замуж за Степана Астахова. Молодой человек не мог простить красавице-жене отсутствие невинности. Аксинья терпела избиения со стороны мужа. Когда Степан уехал на военные сборы, она близко сошлась с соседом — Григорием Мелеховым
Аксинья прекрасно понимает, что причиняет боль близким и родным, но она так устала от унижений, что перестала обращать внимание на пересуды
Родители Григория, обеспокоенные поведением сына, сватают за него Наталью Коршунову. Григорий понимает, что брак станет наилучшим выходом, рвет отношения с возлюбленной. Однако чувства, которые вспыхнули у Аксиньи, не угасают, и в скором времени их связь вновь возобновляется.
Аксинья и Григорий уходят из собственных семей и начинают строить совместное будущее. Вскоре у них рождается дочь Татьяна. Однако это счастливое время прерывается военными сборами. Григория забирают на службу, и Аксинья остается одна с ребенком на руках. Но внезапно маленькая Татьяна умирает от скарлатины. Аксинья, еле оправившись от горя, заводит роман с Евгением Листницким. Но все старания женщины забыть Григория напрасны, и каждый раз их отношения возобновляются с прежней страстью.
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Женские судьбы в романе М. Шолохова «Тихий Дон» 430 ₽ Реферат Женские судьбы в романе М. Шолохова «Тихий Дон» 250 ₽ Контрольная работа Женские судьбы в романе М. Шолохова «Тихий Дон» 210 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Григория назначают главным на военных операциях на Дону. Он берет Аксинью с собой. И снова обстоятельства и собственные семьи разлучают возлюбленных. В итоге Григорий, пытаясь скрыться от бандитов, с которыми неожиданно связался, убегает на Кубань, Аксинья едет с ним, но во время перехода по степи, ее тяжело ранят. Аксинья умирает на руках у любимого, единственного мужчины, который подарил ей настоящее, полное жизни, искреннее чувство.
↑ Возвращение Григория в семью.
Наталья по-прежнему пытается бороться за разрушенное счастье. «Как-то внезапно…созрело решение сходить в Ягодное к Аксинье – вымолить, упросить ее вернуть Григория… Она не задумывалась над тем, осуществимо ли это, и как примет Аксинья ее странную просьбу. Толкаемая подсознательным чувством, она стремилась скорей претворить внезапное свое решение в жизнь. На исходе месяца Мелеховы получили от Григория письмо. После поклонов отцу и матери он слал поклон и нижайшее почтение Наталье Мироновне. Какая бы неведомая причина ни побудила его на это, но для Натальи это было толчком: в первое же воскресенье она собралась идти в Ягодное». Ничего, кроме тяжелого унижения, она не добилась. Жестоко насмеялась над ней Аксинья.
После разрыва с Аксиньей, Григорий возвращается в родной курень. Наконец-то сбываются мечты Натальи. Родив сразу двоих ребятишек, мальчика и девочку, она «расцвела и похорошела диковинно». Наталья полна счастьем любви, счастьем матери. Именно эту внутреннюю духовную красоту, нравственную, чистоту вдруг увидел и понял Григорий в своей «законной» жене, оценил ее преданность, по-своему полюбил.
«Она была рядом с ним, его жена и мать Мишатки и Полюшки. Для него она принарядилась и вымыла лицо. Торопливо накинув платок, чтобы не было видно, как безобразна стала ее голова после болезни, слегка склонив голову набок, сидела она такая жалкая, некрасивая и все же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой. Она всегда носила высокие воротнички, чтобы скрыть от него шрам, некогда обезобразивший ее шею. Все это из-за него… Могучая волна нежности залила сердце Григория. Он хотел сказать ей что-то теплое, ласковое, но не нашел слов и, молча притянув ее к себе, поцеловал белый покатый лоб и скорбные глаза…»
Для Натальи забота о детях, любовь к Григорию – смысл всей жизни. Она привыкла к постоянному тяжелому труду, покорно переносила тяжести наступившего лихолетья.
Но понять мучительный надлом в душе Григория, его тяжелые раздумья о жизни, о будущем она не смогла.
Раздраженно и ревниво она упрекает Григория в разгуле, в связях с женщинами. На его искренние слова: «Совесть!… Какая уж там совесть, когда вся жизня похитнулась… Людей убиваешь… Неизвестно для чего всю эту кашу…»,
Наталья лишь отвечает грубо: «Напаскудил, обвиноватился, а теперь все на войну сворачиваешь… Мало через тебя, черта, я лиха приняла?»
И глубоко оскорбленный Григорий с горечью отвечает: «Больше не об чем с тобой гутарить».
Теперь Наталья не хотела и не могла прощать человеку, которому отдала все.
Она еще тяжелее переживает новые измены Григория, ведь она мать его детей. Он обманывает и позорит не только жену, но и их: «Дети у тебя уж вон какие!» Узнав о новом сближении Григория с Аксиньей, «Наталья жила, испытывая такое ощущение, какое бывает во сне, когда тяжко давит дурной сон и нет сил очнуться».
Без страха идет она на открытый разговор с Аксиньей («У меня двое детей, и за них и за себя я постоять сумею!»). Но нравственных сил пережить новый жестокий удар судьбы у нее уже не хватает.
Горе Натальи было беспредельным. Она не верила в любовь Аксиньи, считала ее распутной женщиной, недостойной Григория. «Одно я знаю: не любишь ты его, а тянешься за ним по привычке. Да и любила ль ты его когда-нибудь так, как я? Должно быть, нет. Ты с Листницким путалась, с кем ты, гулящая, не путалась? Когда любят – так не делают».Глубоко страдая, Наталья всю силу и горечь возмущения обрушивает на изменившего ей Григория. В полубезумном исступлении во время грозы она проклинает самого любимого и дорогого человека, призывает на него смерть.
«Все, что так долго копилось у Натальи на сердце, вдруг прорвалось в судорожном припадке рыданий. Она со стоном сорвала с головы платок, упала лицом на сухую, неласковую землю и, прижимаясь к ней грудью, рыдала без слез… “Господи! Всю душеньку мою он вымотал! Нету больше силы так жить! Господи, накажи его, проклятого! Срази его там насмерть! Чтоб больше не жил он, не мучил меня!..” <…> Ветер трепал раскосмаченные волосы Натальи, сушил ее мокрое лицо… Несколько секунд Ильинична с суеверным ужасом смотрела на сноху. На фоне вставшей в полнеба черной грозовой тучи она казалась ей незнакомой и страшной».
Крайняя степень отчаяния
Озлобленная из-за одиночества и болезни Дарья решила отравить счастье Натальи и рассказала о встречах Григория с Аксиньей, которые она сама помогла устроить. Для беременной Натальи, которая не раз переживала измены мужа, это стало последней каплей. Силы ее иссякли. За годы замужества, что видела она, кроме измен Гриши или его отсутствия, жалости родителей да соседей? Молодая, красивая и работящая девушка положила свою жизнь на алтарь безответной любви. Однако эта жертва не была оценена.
Наталья, которая слишком долго терпела и молчала, так как была не только женой, но и матерью, в один миг сломалась. В разговоре со свекровью она пожелала мужу смерти, а затем решилась на аборт, не желая больше рожать детей человеку, которому это не нужно. От кровопотери Наталья скончалась к утру. Последние мысли этой молодой женщины, не успевшей повидать счастья и ласки, были о Григории. В последних словах Наталья призналась, что по-прежнему любит мужа и прощает его.
Судьба Дарьи Мелеховой
Дарью Мелехову в романе «Тихий Дон» Шолохов рисует как женщину, идущую по жизни легко. У неё нет сомнений и душевных переживаний, как у других героинь. «Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила её». Но даже Дарью превратности судьбы не обошли стороной. Она лишается мужа, убитого в овраге Мишкой Кошевым. Эта смерть, действительно, была потерей для женщины: «опухшая выскочила на крыльцо, рухнула в сани».
Но Дарья горевала недолго. «Смерть Петра словно подхлестнула её, и, чуть оправившись от перенесённого горя, она стала ещё жаднее к жизни, ещё внимательнее к своей наружности». Автор отмечает, что «никакое горе не было в силах не только сломать её, но даже пригнуть к земле». Оказывается, что это не так.
Заразившись на фронте сифилисом, Дарья начинает задумываться о своей жизни. Она даже завидует Наталье, над скромностью которой всегда посмеивалась. «Мне бы теперь сызнова жизню начать – может, и я бы другой стала?» – говорит она.
Жизнь Дарьи, как и большинства героев романа, заканчивается трагично. Понимая, что она будет медленно умирать, теряя здоровье и красоту, Дарья решается наложить на себя руки и топится в Доне.
Образ Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»
Сочинение на тему «Образ Григория Мелехова» кратко: характеристика, история жизни и описание героя в поисках правды
В романе-эпопее Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов занимает центральное место. Он является самым сложным шолоховским героем. Это искатель правды. На его долю выпали такие жестокие испытания, какие человек, казалось бы, не в состоянии вынести. Жизненный путь Григория Мелехова труден и извилист: сначала была Первая мировая война, потом гражданская, и, наконец, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.
Трагедия Григория Мелехова — трагедия человека, оторвавшегося от народа, ставшего отщепенцем. Отщепенство его становится трагическим, поскольку это запутавшийся человек. Он пошел против самого себя, против миллионов таких же тружеников, как и он сам.
От своего деда Прокофия Григорий он унаследовал вспыльчивый и независимый характер, а так же способность к нежной любви. Кровь бабки «турчанки» проявилась в его внешнем облике, в любви, на полях боев и в строю. А от отца он унаследовал крутой нрав, и именно из-за этого принципиальность и бунтарство уже с молодости Григорию не давали покоя. Он полюбил замужнюю женщину Аксинью (это переломный момент в его жизни) и вскоре решается уйти с ней, несмотря на все запреты своего отца и осуждение общества. Истоки трагедии Мелехова заложены в его бунтарском характере. Это и есть предопределенность трагической судьбы.
Григорий — добрый, смелый и мужественный герой, который всегда старается бороться за правду и справедливость. Но наступает война, и она рушит все его представления о правде и справедливости жизни. Война представляется писателю и его героям чередой потерь и ужасных смертей: калечит людей изнутри и уничтожает все самое родное и дорогое. Она заставляет всех героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном их враждующих лагерей. Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость и жажду крови. Он не может понять, зачем все это? Ведь война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, она отнимает у людей последнее и убивает любовь. Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не в силах уразуметь, почему происходит эта братоубийственная бойня? Ради кого и чего должны умирать люди, когда им предстоит еще долгая жизнь?
Судьба Григория Мелехова — это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев разворачиваются на фоне трагической истории страны. Григорий больше никогда не сможет забыть, как он убил первого врага, австрийского солдата. Он зарубил его саблей, для него это ужасно. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого. Герой потерял точку опоры, его добрая и справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Но война идет, Мелехов понимает, что ему надо продолжать убивать. Вскоре его решение меняется: он осознает, что война убивает лучших людей своего времени, что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле и поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик. Путь исканий Мелехова оказался непроходимой чащей. Шолохов в своем произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью. Автор сочувствует своему герою Григорию Мелехову, жизнь которого уже изломана в такие молодые годы.
В результате своих поисков Мелехов остается один: Аксинью убивает его безрассудство, от детей он безнадежно далек хотя бы потому, что навлечет на них беду своей близостью. Пытаясь сохранить верность себе, он изменяет всем: и воюющим сторонам, и женщинам, и идеям. Значит, он изначально не там искал. Думая лишь о себе, о своей «правде», он недолюбил и недослужил. В час, когда от него потребовалось веское мужское слово, Григорий мог предоставить только сомнения и самокопание. Но войне не нужны были философы, а женщинам – любовь к мудрости. Таким образом, Мелехов – результат трансформации типа «лишнего человека» в условиях жесточайшего исторического конфликта. Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Характер Дарьи
В отличие от других героинь «Тихого Дона», Натальи, Аксиньи, Ильиничны, Дуняши, Дарья не отличается страстной натурой или человеколюбием. Скорее, можно сказать, что основной чертой её характера является порочность. Дарья легко изменяет мужу, отправляясь на фронт, открыто живёт со Степаном Астаховым, даже с Григорием пытается заигрывать. Она смеётся над Натальей, не понимающей её желания поразвлечься на игрищах в отсутствие Петра.
Дарья ленива. «От работы хоронится как собака от мух», – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Когда погибает Пётр, она даже отказывается принять участие в сенокосе, сказавшись больной.
В то же время она способна и на решительные, порой страшные поступки. Так, Дарья расстреливает своего кума Котлярова, принимавшего участие в поимке Петра, находит в себе силы покончить с собой, заразившись «дурной болезнью».
Характеристики главных героев
Главный герой романа, донской казак, офицер, выслужившийся из рядовых. Это молодой житель станицы Татарская, обыкновенный хуторской парень, полный сил и жажды жизни. В начале романа трудно причислить Григория к положительным или отрицательным героям. Он – скорее свободолюбивый правдоискатель. Подробнее>>>
Одна из главных героинь романа, жена Григория, дочь Мирона Коршунова. Это «дюже красивая» девушка со смелыми глазами, открытым взглядом и смущенной улыбкой. Наталья по натуре труженица, идеальная жена и мать. Ее руки всегда «раздавлены» работой, но, даже став матерью, она сможет сохранить свою стать и степенную фигуру. Подробнее>>>
Один из главных персонажей романа, муж Аксиньи, соперник Григория Мелехова. Этому персонажу свойственна жестокость и враждебность. Несмотря на то, что он очень любит жену, он с легкостью ее избивает до полусмерти. Подробнее>>>
Одна из главных героинь романа, казачка, жена Степана Астахова и возлюбленная Григория Мелехова. Судьба с детства была жестока к Аксинье. Рано познав рабское положение женщины, она была выдана замуж за нелюбимого. Супружество только усилило каторжный труд и физические унижения девушки. Подробнее>>>
Один из персонажей романа, глава семейства Мелеховых, отец Григория и Петра, истинный донской казак и бывший урядник. По многим бытовым мелочам становится ясно, что Мелеховы отличаются стабильным достатком и не последнюю роль в этом сыграл Пантелей Прокофьевич. Подробнее>>>
Один из персонажей романа, старший брат Григория, муж легкомысленной Дарьи. Это был небольшой, курносый и русоголовый парень, похожий на мать. Не было в нем и намека на турецкую кровь, которая текла в жилах Мелеховых. Подробнее>>>
Жена Пантелея Прокофьевича и мать Григория и Петра Мелеховых, донская казачка из романа. Она стала воплощением национального образа русской женщины. На момент событий, описанных в романе, Ильинична была уже в преклонном возрасте, но имела величавую походку и «дородный стан». Подробнее>>>
Персонаж романа, жена Петра Мелехова – брата Григория. Это веселая и озорная женщина, которая не любит особо задумываться над жизненными проблемами. По натуре Дарья ленива и неряшлива, за что ее часто ругает Ильинична, но та лишь пропускает все мимо ушей. Подробнее>>>
Самая младшая из Мелеховых, сестра Григория, одна из героинь романа. В начале произведения она предстает перед читателем большеглазым, угловатым подростком с тонкими косичками. Со временем она превращается в стройную, чернобровую казачку с гордым нравом и строптивым характером. Подробнее>>>
Один из персонажей романа, друг и одногодок Григория Мелехова, брат его жены – Натальи. Когда-то его отец, Мирон Григорьевич, был одним из богатейших людей на хуторе Татарском. Дед имел множество наград и медалей за боевые заслуги в турецкой компании 1877 года и пользовался всеобщим уважением на хуторе. Подробнее>>>
Один из героев романа, казак из станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков, ухажер Дуняши. Это жестокий и порывистый человек, действующий под влиянием минутных эмоций. Перейдя на сторону «красных», он всю жизнь посвятил борьбе с белыми. Подробнее>>>
Один из персонажей романа, сотник, дворянин и помещик. Его имение Ягодное располагалось недалеко от станицы Татарской. Отец Евгения происходил из знатного рода и был героем русско-турецкой войны. После войны занимался хозяйством, а сына отдал в кадетский корпус. Подробнее>>>
см. также:Краткое содержание Тихий Дон, Шолохов
Мы изучаем — Роль семьи в романе Тихий Дон Шолохова. Подсказки школьнику
В романе «Тихий Дон» главная роль отводится семье, которая, по мнению автора, является оплотом всего, главным богатством человека. Весь духовный и житейский мир казаков построен на святом понятии семьи, разрушение которой может привести к гибели всего казачества. Автор показывает реальную жизнь в семьях казаков. Патриархальные устои, воспитание в строгости и даже жестокости — таковы были обычаи того времени. С первых страниц становится понятно, что мужчины главенствовали: это показывает и сцена изнасилования дочери отцом Аксиньи, и избиение Степаном Астаховым молодой жены на другой день после свадьбы.
В романе фигурирует несколько семейных гнезд: Мелеховы, Листницкие, Кошевые и Коршуновы
Так как главный герой — Григорий Мелехов, то особое внимание уделяется его семье. Ярко обрисован их быт, семейные традиции и нормы морали, их связь друг с другом, подчинение во всем воле отца
Все проблемы обсуждались открыто, на общем семейном совете. Именно в единстве была сила этой семьи, и разрушение ее начинается с того, что у каждого появляются свои тайны, которые тщательно скрываются от родных.
Действие романа разворачивается в самое страшное время начала 20 века: гражданская война, революция, кровавые восстания, когда члены одной семьи стоят по разные стороны баррикад и выступают друг против друга. Эти события во многом влияют на судьбу казачества, и Григория в частности. Белоказачье движение разгромлено, и это ударяет не только по традиционным ценностям, но и по семье.
В третьей книге семейное гнездо Мелеховых начинает разрушаться: погиб Петр, покончила с собой Дарья. Трагичны смерти Натальи и Ильиничны, так и не дождавшейся сына. То, что казалось твердыней, разрушается на глазах. Причинами извне послужили братоубийственная гражданская и первая мировая война, принесшие немало горя и слез в каждую из перечисленных семей, а внутренней причиной стал конфликт родового начала с личностным. Ярким примером служат отношения Григория и Аксиньи, любовь Мишки Кошевого и Дуняши, которая выходит замуж вопреки воле родителей. Семья больше не имеет той ценности, что раньше, и это делает казаков несчастными.
В возвращении Григория после смерти Аксиньи домой, к сыну, видна аллегория возвращения человека к старым традициям, к тому образу жизни, что был раньше. Именно в восстановлении и сохранении семейных устоев Шолохов видел будущее донского казачества.
Роман Шолохова «Тихий дон» — очередное эпохально энциклопедическое описание русской жизни времен Гражданской войны и нескольких лет после нее. Значимость произведения была оценена и на международном уровне: за него М. Шолохов получил Нобелевскую премию. Так великий литературный труд был отмечен не менее великой наградой.
Тема семьи в романе раскрыта достаточно полно: на этом и строится фабула произведения. Взаимоотношения между людьми различных семейств. Их в романе несколько: Мелеховы, Коршуновы и другие. Как семью можно рассматривать целую страну. Жестокая Гражданская война разделила тысячи семей из-за непримиримых противоречий. Здесь русские начали стрелять в русских. Члены одной и то же семейной ячейки могли оказаться по разную сторону баррикад. И здесь на первый план выходит беспощадная сила истории: она крушит все на своем пути. Одиночек она топит как щенят. А где найти спасение? Конечно же в своих близких. Когда среди родных разлад, то отдельные человеческие единицы обречены.
В начале романа автор обращает особое внимание на построение семейного уклада в казачьих семьях. Это не полностью художественный вымысел, если вспомним, то и сам автор происходил их казаков, поэтому уклад их жизни должен был быть ему известен
Здесь превалируют уважение к старшим, почитание памяти поколений. Все предстоящие решения обсуждаются на семейном совещании, в котором участвуют все члены от мала до велика. Семейный уклад сугубо патриархальный. Отец – глава семейства, принимающий ключевые решения. Единственный путь сыновей стать главными – создать свою семью. Главный герой – Мелехов – вроде находит жену в лице Натальи. Но ему ее навязывают родители. Сам он любит Аксинью. Но Григорий подчиняется решению родителей. Их слово – закон.
Разрушение семейного единения начинается с того, что личного в отношениях стало больше, чем общественного, потерялась нить субординации.
Белые терпят сокрушительное поражение в борьбе за власть в стране. Это наносит последний удар по обычной казацкой семье.
Семья Мелеховых терпит крушение. Главный катализатор – братоубийственная война, как бацилла смерти, поразившая Россию.
Все сочинения
Дарья Мелехова
Дарья. Актриса Л. Хитяева. Х/ф «Тихий Дон». 1957
Дарья Мелехова – второстепенный персонаж романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». Это жена Петра Мелехова, заводящая в отсутствие мужа многочисленные любовные связи.
Описание героя
Дарья тщательно следит за своей внешностью и старается оставаться красивой и привлекательной для мужчин. Казачка-щеголиха чернит себе брови, смазывает лицо «жировкой». Бесценным подарком для Дарьи становится заграничное дамское белье, которое ей передает с фронта Петр. Ведет она себя очень развязно, часто смеется, подшучивает над окружающими. Старшие Мелеховы с неодобрением относятся к вертлявой снохе. Пантелей Прокофьевич в сердцах отзывается о ней очень резко: «Это не баба, а зараза липучая». Даже изменяющий жене Григорий думает: «Это не Дарья, а распрочерт!».
Кадр из х/ф «Тихий Дон». 1958. Дарья — актриса Л. Хитяева
Дарья представляет собой полную противоположность скромной и застенчивой Наталье. Поначалу она относится к жене Григория с явной неприязнью. Дарье не нравится, что Пантелей Прокофьевич и Василиса Ильинична жалеют Наталью и не отягощают ее работой. Однако очень часто крепкая дружба завязывается между совершенно несхожими людьми. Снохи «сходятся» между собой. Совершенно не стесняясь, Дарья рассказывает Наталье о своих любовных похождениях.
Дарью трудно назвать развратной женщиной. Еще довольно молодая, пышущая здоровьем казачка нуждается в любви («Мне казак нужен»). Если бы не война, Дарья, скорее всего, никогда бы не испытывала потребности искать любовников. «Классическая» ситуация, при которой хитрая жена водит глупого мужа за нос и мечтает от него избавиться, к супругам Мелеховым не относится. Дарья действительно любит мужа. Она не может сдержать радости при каждом его возвращении с фронта.
Дарья после смерти мужа
Кадр из т/с «Тихий Дон». 2015. Дарья — актриса А. Веденская
Когда мертвого Петра привозят домой, «растрепанная, опухшая» Дарья с диким криком бросается на тело любимого: «Петюшка, родимый! Встань! Встань!». Григорию даже приходится применить силу, чтобы оторвать убитую горем женщину от покойника, но она «на четвереньках ползла… целуя, хватала негнущиеся, мерзлые руки мужа». Дарья не разыгрывает роль безутешной вдовы. Ее реакция абсолютно искренна.
Одним из самых трагических мест романа является убийство Дарьей Ивана Алексеевича. Несмотря на небывалое ожесточение противников, казачки не принимают участия в войне. Поступок Дарьи, вызванный «желанием отомстить за смерть мужа и отчасти тщеславием», является еще одним шагом на пути превращения человека в зверя. С точки зрения повстанцев Дарья поступает правильно. Ее никто (кроме Дуняшки и Григория) не обвиняет. Однако после рокового выстрела женщина смертельно напивается, так как не может перенести случившееся.
Кадр из х/ф «Тихий Дон». 1958.
Жизнь бьет в Дарье ключом. Она довольно-таки быстро «отходит» от горя и переживаний и вновь устремляется на поиск любви: «Торжествующая жизнь взяла верх». Лишившись мужа, Дарья уже не чувствует себя чем-либо связанной с семьей Мелеховых: «Нынче у вас живу, а завтра замуж выйду».
В конце концов Дарья находит «то, что искала». Узнав о своем заражении сифилисом, она не хочет даже пытаться лечиться и не видит никакого смысла в дальнейшей жизни: «Красота моя пропадет, высохну вся, живьем буду гнить…». Дарья совершает самоубийство, утопившись в Дону. Перед этим она откровенно признается Наталье в бесцельно растраченных годах: «Любила по-собачьему… Мне бы теперь сызнова жизнь начать – может, и я бы другой стала?».
Роль героя в произведении
Женские персонажи «Тихого Дона» (за исключением Анны Погудко) непосредственного участия в братоубийственной войне не принимают, хотя у всех них есть повод для мести. Особняком стоит образ Дарьи Мелеховой – веселой любвеобильной казачки.
Неугомонный характер Дарьи делает ее неспособной к спокойной семейной жизни. Положение усугубляет война, которая сначала разлучает Дарью с мужем, а затем совсем «забирает» Петра. Эта потеря толкает женщину на убийство безоружного пленника – кума Ивана Алексеевича.
Главная роль Дарьи в произведении – демонстрация чудовищности войны, в которую невольно вовлекаются даже женщины.
Литература
- Петелин В. В. Михаил Шолохов в воспоминаниях, дневниках, письмах и статьях современников. В 2-х книгах. – М.: Центрполиграф, 2005.
- Сухих И. Н. Русская литература для всех. Книга 3 (От Блока до Бродского). – СПб: Команда А, 2013.
- Русские писатели XX века от Бунина до Шукшина: учеб. пособие / под ред. Н. Н. Беляковой, М. М. Глушковой. – М.: Флинта, 2012.
- Семанов С. Н. В мире «Тихого Дона». – М.: Современник, 1987.