«История болезни» — краткое содержание для читательского дневника
Дата создания:
1936.
Жанр:
сатирический рассказ.
Тема:
«маленький человек» в государственной системе.
Идея:
неуважение к личности «маленького человека», унижение его человеческого достоинства в казенных заведениях.
Проблематика.
Безобразия в больнице, халатность, равнодушие медперсонала к больным.
Основные герои:
Петр, пациент больницы.
Сюжет.
В начале рассказа герой заявляет о своем предпочтении болеть дома, но делает оговорку, что в больнице, по определению, все должно быть больше приспособлено для больного человека. Однако Петра сразил брюшной тиф, болезнь весьма серьезная, и пришлось герою, по настоянию родных, ложиться в больницу.
Петра привозят и, как положено, записывают прибывшего, но первое, что видит тяжело больной человек, в больнице — это объявление о выдаче трупов в положенные часы. Петр, хоть и с высокой температурой, но нашел в себе силы возмутиться таким беспардонным отношением к больным. В ответ фельдшер и медсестра осыпали его насмешками. Фельдшер предложил Петру заниматься критикой только в случае выздоровления, в коем он очень сомневался.
Далее героя ждал так называемый обмывочный пункт. Петр оскорбляется этим унизительным для человека названием. Медсестра возмущается претензиями больного и тоже сомневается в его выздоровлении. Мало того, в ванне находится старушка. Ему советуют ее игнорировать под предлогом, что старушка от высокой температуры ничего не замечает. Петр продолжает возражать, не желая раздеваться в присутствии женщины, хоть и почтенного возраста. Приходит фельдшер и высказывает недовольство крайней привередливостью больного, попутно замечает, что он любит больных, поступающих в без сознания. Таких все устраивает. Тут старая женщина вдруг подает голос, полный негодования, требуя вынуть ее из воды.
После того как омовение героя наконец состоялось, ему выдали больничное белье, превосходящее пациента по размерам. Петр заметил, что в данном заведении это нормально: маленьким больным выдавали большие рубахи, большим — маленькие. Но так как ему становилось все хуже, он уже не отпускал критических замечаний.
В палате, куда героя положили, содержалось порядка тридцати пациентов. Тяжелобольные находились в одной палате с выздоравливающими, поэтому покоя для тяжелых больных там не было. Петр, обращаясь к медсестре по этому поводу, назвал такое состояние дел «базаром». Та в ответ издевательски спросила, не прикажет ли он поместить его в персональную палату с часовым.
Наш герой сорвался в крик, требуя главврача, но добился только знакомого уже фельдшера и по слабости здоровья лишился при виде его сознания.
Дня через три Петр пришел в себя. Приветствовали его удивлением тому, что он выжил, несмотря на «случайное» нахождение у открытого окна. Медсестра обрадовала его перспективой выздоровления, если только он не заразится от соседей по палате.
Организм Петра оказался стойким, но перед выходом из больницы его угораздило заразиться детским коклюшем. Сестра прокомментировала ситуацию так: в соседнем флигеле находится детское отделение, и Петр, очевидно, был неосторожен в приеме пищи с посуды, которой ранее пользовался коклюшный ребенок.
Организм Петра и в этом случае выправился. Однако вскоре с ним случилось нервное заболевание, на теле выступила сыпь. Связан этот недуг был с проблемой выписки. Оказывается, в этой больнице к выписке больного было много препятствий — то одно, то другое. Петру еще повезло, что его передержали в больнице только восемь дней, некоторые выдерживали трехнедельный срок.
По возвращении домой наш герой узнает, что его жена получила из больницы извещение с предложением забрать тело мужа. Когда супруга появилась по месту требования, ей принесли извинения: дескать, в бухгалтерии ошиблись, его с кем-то перепутали. Хотел было Петр бежать в больницу поругаться, но, вспомнив больничный «порядки», раздумал.
И с тех пор хворает в домашних условиях.
Отзыв о произведении.
Конечно, в рассказе присутствует гротеск, но в советских больницах частенько с чем-то подобным люди сталкивались. Да и сейчас еще наследие того времени сказывается. А уж равнодушие отдельных медиков — фактор человеческий, оно не изживаемо.
Краткое содержание
Рассказчик поделился, что предпочитает болеть дома — «конечно, слов нет, в больнице, может быть, светлей и культурней», но дома ему было спокойнее. Однажды он уже лежал в больнице с брюшным тифом и знает, о чём говорит.
Близкие Петра были уверены, что в больнице ему будет лучше, но ему «попалась какая-то особенная больница», где пациентам было совсем непросто. Так, например, при регистрации больному на глаза попадался плакат «Выдача трупов от 3-х до 4-х». Рассказчик, который еле держался на ногах из-за высокой температуры, при виде этого плаката чуть было не упал на пол.
Пётр обратился к фельдшеру с вопросом: как они могут вешать подобные плакаты перед глазами больных, на что получил совет помалкивать, в противном случае ему же будет хуже. Рассказчик, у которого была «высокая температура, 39 и 8», решил не продолжать спор.
К Петру подошла медицинская сестра и предложила пройти на обмывочный пункт. Он предложил заменить «обмывочный пункт» на «ванну»: это звучит куда более «красивей и возвышает больного». Медсестра удивилась такой щепетильности у больного и заметила, что вряд ли он выздоровеет, если будет во все совать свой нос.
Оказавшись на месте, медсестра велела рассказчику раздеваться, но тут он заметил, «что в ванне над водой уже торчит какая-то голова». Это была какая-то старушка, судя по всему, тоже больная. Медсестра посоветовала рассказчику не обращать внимания на старушку с высокой температурой, но он наотрез отказался принимать ванну.
Вошёл фельдшер и принялся возмущаться наглостью пациента. Ему больше нравились, когда больных доставляли без сознания — «тогда им все по вкусу, всем они довольны». Пётр все-таки искупался, после чего ему принесли огромное, не по росту, белье. Поначалу он решил, что это такая месть, но затем понял, «что у них это — нормальное явление». Кроме того, на больничной одежде у каждого стояло клеймо, «и это морально унижало человеческое достоинство».
Рассказчика положили в небольшую палату, «где лежало около тридцати разного сорта больных». Среди них были и тяжелобольные, и те, кто уже шёл на поправку. В палате было очень шумно: больные здесь свистели, играли в пешки, читали вслух. Пётр решил, что «попал в больницу для душевнобольных». Он хотел позвать главного врача, но вместо него вновь пришёл фельдшер, и рассказчик потерял сознание.
Очнулся герой лишь спустя три дня. Медсестра призналась, что у него «прямо двужильный организм», который выдержал все испытания. Теперь, если он не заразится от других больных, то обязательно пойдёт на поправку. Пётр держался до последнего, но неожиданно перед «самым выходом захворал детским заболеванием — коклюшем». Медсестра предположила, что он просто поел «из прибора, на котором ел коклюшный ребёнок».
Следующим испытанием для Петра стало нервное заболевание. У него «на нервной почве на коже пошли мелкие прыщики вроде сыпи», и всё потому, что его долго не выписывали из больницы по разным причинам.
Когда же рассказчик оказался дома, супруга призналась, что готовилась к похоронам — из больницы ей пришло «извещение, в котором говорится: «По получении сего срочно явитесь за телом вашего мужа»». С тех самых пор Пётр предпочитал лечиться дома.
Краткое содержание «История болезни»
Главные герои:
рассказчик (обычный пациент), фельдшер приемного покоя, медсестра помывочной, главврач больницы
изъяны общества
Брюшной тиф. Госпитализация. Шокирующая надпись
Главный герой, он же рассказчик повествования, с диагнозом брюшной тиф срочно госпитализируется в стационар. С первых же минут пребывания в больнице его шокирует расписание в приемном покое о выдаче трупов. Он возмущенно доказывает фельдшеру, что такая информация не должна располагаться на видном месте. Эта надпись может травмировать даже здорового человека, не говоря уже о больных, которым как никогда нужны положительные эмоции для выздоровления.
Иллюстрация к рассказу. Неизвестный художник
Обмывочный пункт
Очередное испытание подстерегает его в помывочной комнате. Пациент снова пускается в дебаты с медсестрой, что такое название не соответствует учреждению, в котором лечат людей. Оно больше подходит для животноводческой фермы.
Когда ему предложили раздеться, он заметил сидевшую в ванне старушку. После очередных разбирательств пожилую пациентку уводят. Рассказчик принимает ванну и облачается в больничную, на несколько размеров больше, одежду. На огромной пижаме красуется печать, что равнозначно клейму, которым отмечены здесь все пациенты.
Выздоровление
Палата, куда поместили больного, была маленькой, но в ней каким-то чудесным образом, помещалось тридцать человек. Пациенты здесь не столько получали лечение, сколько занимались своими делами. Естественно, что при такой скученности они легко заражали друг друга. Когда герой увидел все это, ему показалось, что он сходит с ума.
Свое недовольство он решил выразить в разговоре с лечащим врачом. Однако вместо врача к нему отправили санитара. Сил для выяснения отношений у пациента уже не осталось, и он потерял сознание. Находясь между жизнью и смертью несколько дней, он, наконец, пришел в себя. Санитарка сказала ему, что все это, благодаря его молодому и сильному организму. Через некоторое время рассказчик был уже почти здоров.
Извещение о смерти
Уже перед самой выпиской он узнал, что его жена получила извещение о его смерти. Оказывается, «похоронка» была составлена на другого человека. На этом больничные приключения заканчиваются, рассказчик, немного недолеченный и с остатками сыпи, выписывается. Дома он клянется себе, что его нога больше никогда не перешагнет порог лечебного заведения.
Ирина Зарицкая | | Оценить:
Содержание рассказа «Истории болезни»
Краткое содержание Зощенко «История болезни»:
Начинается рассказ с признания героя, что «хворать» он предпочитает дома, хотя в больнице всё должно быть, в принципе, культурней и правильней. Однако тут уж – с брюшным тифом деваться герою было некуда, он попадает в больницу.
Пациента привезли, и, хотя он и в бреду, но ему первым делом бросилось в глаза объявление о часах, когда можно забирать трупы. Кстати, у самого героя такой характер, что он начинает со всеми спорить, всему возмущаться, доказывать что-то… Над ним только смеются! Дескать, к вам часового ещё приставить?
Но против системы и её «адептов» ничего нельзя сделать. Например, его приводят на «обмывочный пункт». Само это название до глубины души возмущает больного. Кроме того, на этом пункте уже моют старуху, а ему предлагают не обращать внимания на «маленькое» неудобство, но тут уж возмущается старая женщина. И это только начало его испытаний…
Пижаму выдают ему не по размеру и, что самое неприятное, с печатью (почти клеймом), как и всем пациентам. В маленькой палате, куда его приводят, лежат около тридцати больных. Пациенты здесь не столько лечатся, сколько проводят время. И если бы это было приятным времяпровождением! Герою кажется, что он попал не в больницу, а просто в сумасшедший дом. Понятно, что все друг от друга заражаются.
Когда этот «двужильный» пациент, к удивлению врачей, перенёс благополучно всё лечение, выздоровел, даже подготовился к выписке, его никак не могут отпустить. Тут, как всегда, Зощенко показывает нелогичность советской системы.
Парадокс заключается здесь в том, что больных поступает так много, что выздоровевших не успевают выписывать. Это могло бы показаться бредом, но такое, действительно, возможно при бюрократичной системе, когда приходится выдавать каждому сотни справок.
Когда герой всё-таки вернулся домой, его жене как раз и сообщили письменно, что нужно явиться за телом мужа. Оскорбившись, как всегда, он хотел было бежать в больницу, возмущаться, доказывать… но махнул рукой – систему не исправить. Вот только лучше держаться от нее подальше. В данном случае – болеть дома, а лучше совсем не болеть.
«Ёлка» Зощенко – очень поучительный рассказ о жадности, зависти и умении отвечать за свои поступки. Брат и сестра своим бесцеремонным поведением испортили праздник и себе и гостям, но на всю жизнь усвоили полученный урок. Краткое содержание Елки Зощенко для читательского дневника читайте на нашем сайте.
Сочинения по русской литературе
-
«Герой нашего времени» — главные герои
(576)Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой…
-
«Иудушка Головлев — тип единственный в своем роде
(616)Иудушка Головлев — гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее…
-
«Маленький человек» в повести Гоголя «Шинель»
(588)Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести — Акакий…
-
«Маленький человек» в произведениях Гоголя
(534)Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально…
-
«Судьба человека» главные герои
(648)Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному…
-
1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО
(475)Сочинение «Война и мир» Толстой.Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в…
Темы и проблемы
Основная проблема, которая затрагивается автором в рассказе «Беда» — пьянство. Через конкретную ситуацию читателям показывают, к чему может привести зависимость от спиртного. Конечно, крестьянин пьет не от безысходности, как это обычно бывает, а от большой радости, но итог все равно печальный. Да и несмотря на умение жертвовать комфортом, герой все равно разрушает собственную мечту, когда поддается минутному желанию.
Помимо этого, говорится о стойкости духа. С одной стороны, Глотов готов на любые лишения только для того, чтобы достичь цели. С другой же, он человек бесхарактерный, так как не смог противиться пороку. Главной причиной его поражения является алкоголь. Без него он мог контролировать себя, поступать разумно и даже достигать больших достижений.
Еще одна тема произведения — зависимость Глотова от общественного одобрения. Он и покупку лошади пошел «отметить» только потому, что нашелся кум, который мог разделить его радость. Глотов всячески хвастался покупкой и навлек на себя беду: нечистые на руку люди наверняка взяли у него лошадь за бесценок. А ведь если бы герой жил своей головой, считался только со своими интересами, то он не допустил бы такой ошибки и не искал облегчения в утешениях.
Жанр рассказа
Рассказ «История болезни» написан в реалистическом жанре. Это тонкая сатира на существующие в те времена медицинские учреждения и систему врачебной помощи в Советском Союзе. На бумаге высокое начальство рапортовало о заботе о человеке, однако в действительности, каждый больной считался винтиком в системе, поэтому не стоит удивляться пренебрежительному, а порой и хамскому отношению к больным со стороны медицинского персонала.
Несомненно, в своём произведении Михаил Зощенко преувеличивал несчастья главного героя, показав его придирчивым, а порой и занудным человеком. Однако все его требования полностью объективны, подчеркивая безразличие врачей и медсестёр к пациентам в больницах. Зощенко при создании этого рассказа отказался от описания типовых героев, выбирая в качестве главных персонажей обычных людей, с которыми может ассоциировать себя каждый читатель.
Юмор в этом произведении, а также его повествование схоже с великими рассказами Марка Твена. Ситуация, в которую попадает рассказчик, одновременно комичная и трагичная. Каждый советский человек угадывал в таком персонаже свои приключения в больницах и поликлиниках. Неудивительно, что это произведение было актуально не только в тридцатых годах прошлого века, но и на протяжении многих десятков лет, когда пациенты сталкивались в медицинских учреждениях с таким отношением к себе.
Смысл рассказа «История болезни» Зощенко
«История болезни» — это короткий, написанный в свойственном автору комическом стиле, рассказ.
История ведется от первого лица. Герой рассказывает о том, как проходил лечение в одной из рядовых больниц города. Все начинается с того, что его привезли туда в тяжелом состоянии с брюшным тифом. Еще в регистратуре он натыкается на плакат, который предупреждает посетителей, о том, что трупы выдаются исключительно по определенным часам. Будучи шокированным подобной бесцеремонностью, мужчина вступает в перепалку с фельдшером. Тот дает неутешительный прогноз по поводу выздоровления и предполагает, что информация на плакате вскоре пригодится родственникам больного. Только угроза главного героя, что он напишет жалобу руководству больницы, заставляет доктора «замять» разговор.
На этом беды больного не закончились. После регистрации его прямиком ведут в обмывочную, заставляют снимать одежду в присутствии пожилой больной женщины, которая принимала ванну. Медицинский персонал успокаивает пациента, что бабушка находится на волоске от смерти и вряд ли придет в смущение от вида обнаженного мужчины.
После водных процедур герою выдают больничную одежду, очень напоминающую тюремную форму. Синяя печать на рубашке придает облачению еще большее сходство с робой заключенного.
Дальнейшее пребывание в палате оказалось для мужчины не лучше: его определили в маленькую палату, наполненную тридцатью пациентами с различными болезнями, прямиком у открытого окна и по соседству с инфекционным блоком. Не успев оправиться от брюшного тифа, герой заражается коклюшем, а потом неким «нервным» кожным заболеванием. Он начинает смиряться с установленными в лечебном учреждении порядками, равнодушием врачей и медсестер и почти перестает возмущаться.
С выпиской тоже не все прошло гладко. Задержавшись в больнице на лишних восемь дней, по причине сильной занятости врачей, он все-таки попадает домой. От жены узнает, что близкие его почти похоронили, так как недавно, по ошибке и халатности медицинских работников получили известие о его смерти и необходимости забрать труп.
Создавая образ главного героя, автор намеренно не указывает детали его характера, внешности, социального статуса и другие особенности. Делается это для того, чтобы каждый читатель смог узнать в рассказчике самого себя, ведь каждый в своей жизни хоть раз сталкивался с подобным проявлением работы медицинских работников. Комический на первый взгляд рассказ показывает все несовершенство советской медицинской системы, отголоски которой дошли и до современности. Медицинские работники ко всему подходят формально, делают из потока больных проходящий конвейер. Им безразлична судьба пациентов, они не борются за их жизнь, предпочитая бессознательных больных тем, кто находится в рассудке, так как первые доставляют меньше проблем.
Автор показывает этапы формирования отношения людей к подобному обращению на примере своего героя. Сначала он был шокирован и пытался добиться к себе человеческого отношения, потом почти уже не возмущался абсурдом, который происходит в больничных стенах, затем и вовсе смирился, беспрекословно ожидая момента своей выписки, лишь изредка спрашивая у лечащего врача, не дошла ли до него очередь. Даже после рассказа жены о то, что ее вызывали «срочно явиться за телом мужа», герой не проявляет удивления и не возмущается произошедшим, ему лишь становится «немножко неприятно».
Несмотря на стиль изложения в произведении раскрывается один из главных пороков советского общества – формализм и равнодушие к чужой беде. Несмотря на то, что с момента создания рассказа прошло более восьмидесяти лет, проблема никуда не исчезла, а только усугубилась и приняла устрашающие формы. Автор осуждает подобное поведение и на протяжении всего произведения чувствуется его надежда на исправление ситуации.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.2 / 5. Количество оценок: 10
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Герои рассказа
Главный герой рассказа – обычный советский человек. Он сам не обладает никакими негативными качествами, достойными осмеяния. Очевидно, человек он образованный, во всяком случае, не простак. Об этом свидетельствует его правильная речь, не лишённая образности: «Жизнь еле теплится в моём организме, на волоске висит».
«Неудобное» качество героя – его стремление к правильности. Это борец за справедливость, но при этом человек не склочный, не конфликтует по мелочам. Например, он не называет глупой или даже преступной надпись о выдаче трупов, а выбирает для её характеристики более мягкое слово – «пошлая». Герой выходит из себя только в крайнем случае, когда его пытаются искупать вместе со старухой. Только тогда он называет медперсонал собаками.
И даже после того как жена героя получила ошибочное извещение о смерти мужа, герой не пошёл ругаться в больницу, а только ему стало «немножко неприятно».
Через образ главного героя Зощенко передаёт своё отношение к новшествам в медицине. Например, от того, что фельдшера назовут лекпомом (помощником лекаря) он по-другому работать не станет.
Герой стремится к гармонии, внутренней и внешней красоте. Он искренне мечтает о том, чтобы во всех областях советской жизни слово не расходилось с делом. Герой не беспочвенно критикует недостатки в больнице, но предлагает способы их исправления. Например, он рассуждает, что лучше не называть ванную обмывочным пунктом, потому что «это красивей и возвышает больного».
Герой рассказа относится к тому странному типу невезучих людей, которые в любой ситуации останутся виноватыми. Его ругает и фельдшер, называет привередливым больным и нахалом, и медсестра, которая предрекает ему, что он не выздоровеет, раз во всё нос суёт.
Актуальность рассказа «Обезьяний язык»
Рассказ Зощенко остается актуальным и сегодня. Во-первых, едва ли не каждый день в русском языке появляются новые заимствованные из других языков слова. Во-вторых, нередко встречаются малограмотные люди, употребляющие эти самые слова не к месту. Понятно, что русский язык постоянно меняется и глупо было бы выступать категорически против заимствования иноязычной лексики. Главное – соблюдать меру и не забывать про контекст.
В данном случае на ум приходит высказывание писателя Алексея Николаевича Толстого: «…Известный процент иностранных слов врастает в язык. И в каждом случае инстинкт художника должен определить эту меру иностранных слов, их необходимость. Лучше говорить “лифт”, чем “самоподымальщик”, “телефон”, чем “дальнеразговорня”, “пролетарии”, чем “голодранцы”, но там, где можно найти коренное русское слово, — нужно его находить».
-
«История болезни», анализ рассказа Зощенко
-
«Аристократка», анализ рассказа Зощенко
-
«Беда», анализ рассказа Зощенко
-
«Галоша», анализ рассказа Зощенко
-
«Встреча», анализ рассказа Зощенко
-
«Нервные люди», анализ рассказа Зощенко
-
«Ёлка», анализ рассказа Зощенко
-
«Стакан», анализ рассказа Зощенко
-
«Великие путешественники», анализ рассказа Зощенко
-
«Монтёр», анализ рассказа Зощенко
-
«Самое главное», анализ рассказа Зощенко
-
«Колдун», анализ рассказа Зощенко
-
«Карусель», анализ рассказа Зощенко
-
Михаил Михайлович Зощенко, краткая биография
По писателю: Зощенко Михаил Михайлович
Выписка
Но перед выпиской бедный пациент подхватил коклюш, что, как выяснилось, тоже было в той больнице делом самым обычным:
И все-таки дело шло к полной поправке и к выписке. Однако его все не отпускали: то по забывчивости кого-то из работников больницы, то из-за бюрократических заморочек, а потом в больнице началось «движение жен больных», которые заждались все никак не возвращающихся из больничного плена мужей. Персонал переключился на других больных — в итоге наш герой «перебрал» в больнице восемь дней и даже схватил нервную болезнь, от которой его «закидало прыщами». Но не стоит беспокоиться, утешил его фельдшер. Ведь восемь дней — это совсем немного:
Но в конце концов герой вернулся домой. И тут ждало его последнее испытание на прочность после всех лечебных мытарств: жена сказала ему, что приходило из больницы извещение, в котором ей предложено было явиться за телом ее умершего мужа, то есть его, Петра. А когда она прибежала, там извинились, что, мол, произошла путаница, а скончался кто-то совсем другой.
Хотел бывший пациент вернуться, чтобы поругаться в этот бардак под названием «больница», но подумал да и махнул рукой. И теперь предпочитает болеть, не покидая домашних стен.
Анализ и художественное разнообразие
Основной проблематикой этого рассказа является формальное отношение к человеку советских учреждений. Причём с подобным сталкиваются не только в больницах и поликлиниках, но и практически во всех сферах жизни. Главный персонаж пытается противостоять системе, однако подвергается гонениям врачей и медперсонала. В конечном счете, он покоряется, полностью отказываясь от возможной борьбы за справедливость. По мнению автора, формализм все же побеждает в советской жизни, а борьба против существующего уклада жизни попросту невозможна.
Поднятые в произведении проблемы:
- формальное отношение к пациентам ;
- всеобщий обман и ложь советской системы;
- сравнение госучреждений и всей страны с тюрьмой.
Главный герой «Истории болезни» Зощенко относится к категории тех невезучих людей, кто в каждой ситуации остаются виноватыми. Он высказывает недовольство безразличным отношением к себе врачей и фельдшеров, но в больнице его считают нахалом и привередливым больным. Медсестра даже предполагает, что такие любопытные люди долго не живут, поэтому, с большой долей вероятности, поправиться от болезни у пациента не получится.
«История болезни» состоит из нескольких последовательных эпизодов, которые описывают все мучения главного героя в госпитале. Каждый из таких эпизодов забавен и вызывает у читателя смех, являясь средством сатирического описания такого бездушного отношения к каждому пациенту и человеку. Автор, делая речь врачей малограмотной, высмеивает медиков, которые не то что не лечили, а больше вредили своим больным.
Примечателен небольшой отрывок этого рассказа, где всем пациентам выдают больничные пижамы. Тем самым автор делает обобщение, что советская система представляет собой общий лагерь заключённых. Зощенко сравнивает медицинское учреждение с тюрьмой, в которой также арестантам выдают робы со специальным клеймом на спине или груди. Всё это унижает человеческое достоинство, превращая всех людей в покорную серую массу.
Анализ рассказа
Произведение Зощенко отражает советскую действительность. Это сатира на медицинское обслуживание, которое зачастую бывает формальным, а о больном человеке никто не заботится, ему не уделяют должного внимания. На месте Петра может оказаться любой читатель. Хоть герой пытается противостоять этой системе в начале рассказа, потом он смиряется и становится её пассивным участником.
Основная мысль рассказа, которую писатель старается донести до читателя, заключается в том, что формальный подход и халатность могут уничтожить все ценные медицинские открытия и навредить человеку вместо того, чтобы приносить ему благо. Михаил Зощенко так интересно композиционно строит своё произведение, чтобы показать постоянные нарушения, царящие в медицине.
Сатира помогает писателю привлечь внимание зрителя, чтобы решить эту проблему и избавиться от небрежного отношения к больным людям, ведь на месте главного героя может оказаться каждый
Персонажи автора
Своих персонажей Зощенко иллюстрировал всегда с юмором. Произведения писателя понятны и доступны простым читателям, и прежде всего потому, что их герои являют собой обычных людей того времени, простых обывателей. Так, к примеру, в рассказе «Баня» персонаж несколько рассеян, неуклюж, явно небогат. В произведении иллюстрируется ситуация, когда главный герой потерял свой номерок и предлагает поискать его «по приметам», предлагая веревку от номерка, после чего описывает потрепанное, старое пальтишко с оторванным карманом и одной пуговицей. Автор в этом рассказе показывает комичность ситуации именно через иллюстрируемый образ. Да и все произведения писателя посвящены именно таким случаям.
Проблематика рассказа
Основная проблема рассказа – проблема пьянства и алкоголизма. Но, как известно, русский человек пьёт не просто так, а от тяжёлой жизни или от радости. Герой пропил лошадь именно от радости: уж больно выгодно он её купил, слишком долго ждал этого события. Можно только представить себе, как он напьётся с горя, что пропил лошадь.
Более глубоко спрятаны проблемы, от которых крестьянин Глотов пьянствует. Лошадь необходима крестьянину, но он вынужден два года «лопать сено», чтобы собрать на лошадь. Жизнь крестьянина была безнадёжно бедной и тяжёлой, что почти не давало ему шанса вырваться из порочного круга.
Вариант 2
В рассказе «История болезни» Михаила Зощенко, повествуется о порядках в медицинских учреждениях и нравах персонала. Автор от своего лица описывает, как он бы пациентом одной из городских больниц, поступившие туда с высокой температурой и брюшным тифом.
Врачи и медсестры привыкли ежедневно сталкиваться со смертью пациентов и считают ее обычным делом. Поэтому к вновь поступившим относятся черство и с высоким цинизмом. Медперсонал, не стесняясь больных, выстраивает догадки, умрет кто-то или нет, а в коридоре при входе висит плакат, на котором значится расписание выдачи трупов.
Герою рассказа, поступившему в больницу в плохом состоянии и повышенной температурой, это безобразие не придает оптимизма. Он начинает возмущаться форменному безобразию, на что медсестра ему ответила «Наверно, вы не выздоровеете, раз во все нос суете», а фельдшеру вообще нравятся только те пациенты, которых привозят без сознания.
После того, как пациента записали в журнал, его отправили на обмывание. Но это слово ему было неприятно. У него в воображении возникли ассоциации — обмывание трупов. Возмущаясь, он попросил называть это действие, как принятие ванны, в которой его ждал очередной сюрприз. Ванна была занята больной старухой.
В больнице и во всех отделениях был полный бардак, а медики относились ко всем одинаково, будь то старуха, мужчина или уже труп. Пациента раздражало все: плакаты на стене о получении трупов, хамское отношение медперсонала, нательное белье неподходящего размера и разные опасности для людей.
Из-за халатности персонала, его с температурой 40 градусов положили у открытого окна. Когда герой рассказа пошел на поправку, медсестра сильно удивилась и сказала «двужильный организм». Он имел большую волю к жизни, которую не смогли сломить ни болезнь, ни плохое лечение: «Организм взял свое, и я начал поправляться».
После выздоровления, на нервной почве герой получает новую болезнь – мелкое высыпание на коже. Он долго ждет выписки, а медики забывают это сделать. Им некогда заполнить соответствующие бумаги, то никого нет для подписи. Пока он ждал «началось движение жен больных», они хотели быстрей забрать домой своих родных из больничного плена.
Когда героя рассказа выписали, дома ему сказали, что считали мертвым. В бухгалтерии перепутали его с другим пациентом и прислали уведомление «срочно явитесь за телом вашего мужа».
После этой истории он предпочитает «хворать дома» и не ходить в больницу.