«гуттаперчевый мальчик»: краткое содержание, отзывы, главные герои

Чиать краткое содержание Гуттаперчевый мальчик

Данная история начинается с цирка. Где за кулисами волнуются задорные и смешливые мастера манежа, здесь же находится постаревший мужчина с лысой головой, чье лицо сильно раскрашено в белый и красный цвет, шут – вот основная изюминка циркового представления, приманка, но состояние артиста непрочно, в любой момент может сорваться и начать выпивать.

Постановщик умоляет клоуна продержаться еще несколько деньков, до завершения масленицы, после чего шоу перестанет работать во время поста.

Шут отмахивается, украдкой поглядывая в комнату акробата, сильного могучего гиганта.

Занимает не сам артист, а его прирученный воспитанник. Клоун просит соизволения пройтись с мальчиком, убеждая великана, что после отдыха, «гуттаперчивый мальчик», будет только лучше работать. Всегда чем-то озадаченный боксер и слышать об этом не желает, а молчаливому спокойному мальчику угрожает хлыстом.

История «гуттаперчевого мальчика» обычная и грустная. В пять лет, он лишился мамы, суетливой и любострастной поварихи. Ему и при живой матушке доводилось испытывать чувства голода и холода, но он никогда не ощущал себя брошенным ребенком.

Когда умерла мама, ее знакомая Варвара, определила судьбы сироты, отдав его обучаться к великану богатырю. В день их знакомства, Карл Богданович жестко и больно осмотрел голого Петю, оледеневшего от страха и боли. Как он ни хныкал, как ни старался удержаться за платье Варвары, она отдала его на полное попечение акробату.

Петя на всю жизнь запомнит свои первые впечатления о ярком и шумном цирке. Эти впечатления оказались настолько сильны, что первая ночь прошла у него без сна.

Навыки акробатических трюков поддавалось достаточно не просто ребенку. Петя падал, расшибал руки и ноги, и ни разу строгий гигант не подбодрил малыша, не пожалел его, а ведь ему было всего семь лет. Только шут, объяснял ему, как делать те или иные трюки, и мальчишка тянулся к нему всем самый маленьким существом.

Как – то раз, Эдвард принес ребенку щеночка, однако радость малыша оказалось коротким. Великан выхватил собачку и бросил ее об стену, та тут же и скончалась, да и Петя схлопотал по щеке.

А в доме графа Листомерова, правит противоположная обстановка. В его комнатах все устроено для комфорта и счастья малышей, за которым бдительно смотрит служанка.

К завершению масленицы, малыши графа были очень веселы. И это не удивительно. Тетя Соня, собиралась свозить их в цирк. И все трое деток, примерно пытались заслужить ту самую поездку, но все мысли у них сводиться к предстоящему веселью. Верочка, которой исполнилось восемь лет, она же самый старший ребенок, читает сестренке и братику цирковую рекламу, где их особенно интригует маленький мальчик.

С наступлением долгожданного дня, все смятения и опасения остаются где-то далеко. Ребята рассаживаются по своим местам ожидая начало шоу. Они очень довольны. Малыши с жаром глядят на всадницу, шута, жонглера, ожидая выхода знаменитого ребенка.

Во втором действии как раз появляются Беккер и «гуттаперчивый мальчик». Артист крепит к поясу тяжелый золотой шест с маленькой дощечкой наверху. Кончик шеста стремится в самый верх, под купол цирка. Шест шевелится, зрители понимают, как не просто сейчас огромному человеку держать его.

«Гуттаперчивый мальчик» стремится вверх по шесту, и вот он фактически скрылся из виду. Зрители в восторге, но в тоже время просят его не лезть слишком высоко, а он все вверх и вверх, пока не зацепился за перекладину и не повис вниз головой.

Но в этот момент его отвлек неожиданный яркий свет, и он летит вниз. Работники цирка быстро выносят мальчика из вида, оркестр играет веселую музыку, а зрители очень расстроены данным происшествием, и все идут на выход.

Верочка из деток расстроилась больше всего, и ночью ей спалось не спокойно. А в мрачном нелюдимом цирке на матрасе лежит маленький малыш перевязанный тряпками, у него сильно разбита грудь со множеством переломов.

Читать краткое содержание Гуттаперчевый мальчик. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Глава 3

Варвара часто забирала ребенка к себе на несколько дней. Жила она рядом с циркачами, которые хорошо знали судьбу ребенка. Варвара не раз говорила о том, что было бы очень хорошо, если бы кто-то из них взял его к себе в ученики. И только один Беккер, который был акробатом, заинтересовался ребенком.

Карл Богданович стал осматривать мальчика, чем очень того напугал. Варвара как могла, успокаивала Петю. Акробату мальчик понравился, и он согласился взять его к себе на воспитание. Петя очень боялся и не хотел идти к Беккеру, но выбора у него не было.

Постепенно мальчик начал осваиваться и привыкать к работникам цирка, но его наставник все же внушал страх. Особенно, когда началось само обучение. Пете было очень трудно, поскольку акробат был груб с ребенком. Нередко на защиту Пети становились другие работники. Лучше всего было, когда за мальчика вступался клоун Эдвардс. Он умудрялся мирным путем уладить конфликт. Все понимали, что если бы наставником Пети был Эдвардс, то толка было бы намного больше.

Похвалы мальчик никогда не видел, зато наказывал его Беккер весьма охотно. Он не заботился о внешнем виде ребенка и не покупал ему вещи.

Что значит слово «гуттаперчивый»?

Чтобы разобраться, что значит слово «гуттаперчивый», нужно понять его этимологию. А происходит оно от существительного «гуттаперча».

Гуттаперча — это смола. Первое значение подразумевает отношение к гуттаперчи, т.е. сделан из гуттаперчи. Второе же — качества, которыми наделено существительное. Например, если речь идет о неодушевленном предмете, то гуттаперчивый имеет значение — резиновый, эластичный, гибкий, легко меняющий форму. Одушевшенные предметы тоже могут быть наделены такими качествами — гибкий человек.

Существительное «гуттаперча» активно употребляется в научной среде, а прилагательное «гуттаперчивый» вошло в обиход и стало частью разговорной речи. Название «Гуттаперчивый мальчик» выбрал для своей повести Дмитрий Григорович, после того, как был снят одноименный фильм, название повести стало нарицательным.

Что такое гуттаперчивый мальчик?

Автором названия гуттаперчивый мальчик является великий русский писатель Дмитрий Васильевич Григорович. Дмитрий Васильевич очень чутко относился к судьбе простого народа и не оставлял ее без внимания.

Так и в повести «Гуттаперчивый мальчик» писатель мастерски изображает судьбу циркового акробата. У мальчика очень тяжелая судьба: Петя (так зовут героя) сирота, проходящий обучение у грубого и бесжалостного учителя. Вместо поддержки и помощи мальчик начинается бояться своего наставника и бояться выступлений. Цирк не приносит ему радости, он словно грустный клоун.

«Гуттаперчивый мальчик» — звучит возвышенно и гордо, но юный акробат именуется так только на афишах. Он никому не нужен. Даже его зрителям. Люди приходят на шоу, и пока они им довольны, они будут приходить. Но как только шоу заканчивается, они расходятся и судьба юного акроба всем становится безразлична. Сам наставник не переживает о судьбе Пети, акробат всего лишь кукла, которая должна веселить публику. Для других он счастливчик, звезда. Но никто по-настоящему не знает, насколько он несчастен.

Жизнь мальчика обрывается внезапно. Он умирает на арене. Таким образом, гуттаперчивый мальчик — гибкий, ловкий, умеющий выполнять сложные акробатические движения. Повесть произвела глубочайшее впечатление на читателей и потому в скором времени был снят одноименный фильм. После этого историю юного акроба узнали многие.

Примеры

Примеров «гуттаперчивых мальчиков» или людей можно привести очень много. Хорошо это или плохо судить, конечно, не стоит. Кто-то благодаря своей гибкости становится знаменитым, а кто-то страдает всю жизнь. Например, артист цирка Беркини Болотов. Он обладает способностью придавать своему телу самые разнообразные формы и эта гибкость ничуть не мешает ему жить. Но в истории есть не мало примеров, когда артисты цирка умирали прямо на сцене. Виной тому был неправильно выполненный трюк, плохая страховка и слабые веревки. Причин может быть много, но риск есть всегда.

Советы

Давно не секрет, что чрезмерная гибкость — это болезнь. Но зачастую люди «умеющие связать свое тело в узел», идут работать в цирк или в балет. Врачи советуют этого не делать и беречь себя. Так как велика вероятность получения вывихов и переломов. Работа в цирке требует больших умений и практики. Выход на арену — это всегда риск. Высока вероятность того, что в любой момент артист может сорваться и получить травму. Но иногда случаются и летальные исходы. Поэтому акробатика — это не развлечение, а большой труд и работа над собой и своим телом.

Излишнюю гибкость врачи называют синдромом дисплазии соединительной ткани. Дети с этим синдромом способны на самые удивительные акробатические номера. Активно задествуются кисти рук, руки, в разные стороны сгибаются колени и локти, и сам позвоночник очень подвижен. В свою очередь ничего не проходит бесследно: гибкие дети совсем скоро начинают страдать от плоскостопия и искревления позвоночника. На смену им приходят остеохондроз и остеоартрозы.

Врачи настоятельно рекомендуют развивать мышцы. Это позволит компенсировать проблемы с соединительной тканью. Гибкий ребенок не должен быть огражден от физической активности, скорее наоборот, он может заниматься танцами, бегом, лыжами.

Положительные и отрицательные стороны гуттаперчивости

Единственным плюсом гуттаперчивости является чрезмерная гибкость. Гибкий ребенок умеет делать то, что не могут его сверстники, он удивляет публику, вызывает восторг и срывает овации.

А вот минусов намного больше:

Вывод

Акробат Беккер

Неприятный и жестокий человек лет сорока. Считает себя красавцем, сокрушающим женские сердца, хотя на деле выглядит тяжелым и неповоротливым. Григорович сравнивает атлета с Голиафом. Беккер считается воспитателем и учителем Пети, но мальчика он не любит и даже не замечает, что ребенку необходима новая одежда. Вся его забота о сироте заключается в изнуряющих упражнениях и бесконечных побоях за любую оплошность мальчика. Петя для него скорее инструмент для выполнения эффектного номера, чем живой человек. Впрочем, так можно сказать почти обо всех героях «Гуттаперчевого мальчика», которые даже не понимают, какой опасности подвергается ребенок на представлениях.

Другие герои

Павел Листомиров (его домашнее прозвище — Паф) является полной противоположностью гуттаперчевого Пети, который никогда в своей короткой жизни не спал вволю и не ел досыта. Паф маленького роста, пухлый, с круглым лицом, он отличается крайне спокойным нравом и вообще мало реагирует на то, что происходит вокруг.

Он находит поход в цирк интересным, и родня этому даже удивляется, поскольку обычно мысли Пафа сосредоточены только на еде. При этом как раз сыну граф Листомиров уделяет больше внимания. Наедине с самим собой он, впрочем, не думает, чему учить сына, а только мечтает о том, как тот сделает карьеру на государственной службе.

Нельзя назвать счастливой и шестилетнюю Зизи. Ее буквально пичкают лекарствами, среди которых, как утверждает автор, важную роль игра тресковый жир. От него бедная девочка только бьется в истерике. Хотя, по сути, все, что ей нужно — это просто движение и прогулки на воздухе, но как раз этого в доме графа и не позволяется.

Можно сказать, что главная мысль «Гуттаперчевого мальчика» заключается в том, что именно дети — будущее страны. Но в ней просто нет счастливых детей. Даже те, что растут в тепличных условиях, в богатстве и комфорте, не чувствуют себя счастливыми. Что же касается всех прочих сословий, то в них на плечи детей ложится такая же нагрузка, как и на взрослых, и зачастую она ощущается острее.

Сюжет

Пете было всего пять лет, когда его мать умерла, и он остался один на белом свете. В городе гастролировал цирк, и худенького гибкого мальчика согласился взять себе в качестве помощника известный акробат Карл Беккер. Мальчику нравилось жить среди артистов, но он очень боялся Беккера – при виде его фигуры он тотчас забивался в угол и долго трясся от страха.

Пете тяжело давалось обучение. Поначалу тело совсем не хотело его слушаться, мышцы постоянно болели от напряжения, и все тело было в синяках от падений. Однако Беккер не обращал на это никакого внимания – ему был важен лишь результат, и только старый клоун Эдвард жалел одинокого мальчика.

Однажды Эдвард решил порадовать сиротку и подарил ему крошечного щенка. Петя был очень рад теплому комочку, но все испортил жестокий Беккер, убивший щенка и ударивший своего воспитанника.

Совсем иначе протекала жизнь детей графа Листомирова. В богатом доме были созданы все условия для радостного, счастливого детства. Самой старшей была Верочка – нежная, чутка девочка с большим любящим сердцем. Узнав о предстоящем цирковом выступлении, она загорелась туда пойти, ведь главным номером были акробатические трюки гуттаперчевого мальчика – Пети.

Наконец, наступил долгожданный день, и дети, заняв свои места в цирке, приготовились следить за артистами. Когда на сцену вышел Беккер и установил длинный шест, по которому стал карабкаться Петя, зрителям было видно, что шест держится неустойчиво. Кто-то даже потребовал прекратить опасный для жизни номер. В этот миг Петя упал на землю с большой высоты и разбился насмерть.

После увиденной трагедии Верочка еще долго не могла успокоиться – ей было до слез жалко разбившегося гуттаперчевого мальчика. А жизнь, между тем, продолжалась, и на следующий день шли те же самые представления, но уже без номера с гуттаперчевым мальчиком.

Жизнь Пети

В Петербурге идет празднование пятого дня Масленицы. Артисты цирка дают представления дважды в день. После утреннего они смывают грим и идут к режиссеру. Тот отчитывает:

  • наездницу за то, что она дважды упала;
  • клоуна за привычку уходить в запой.

По соседству с артистами жила прачка Варвара. Она воспитывала сироту Петю. Как-то раз прачка привела мальчика к акробату Беккеру. Тот был согласен взять ученика, но только при одном условии: ребенок должен обладать хорошей гибкостью. Осмотр удовлетворил Карла, и он забрал Петю в ученики.

Но эти перемены не были хорошими. Беккер не собирался давать сироте любовь и ласку. Он вынуждал Петю тренироваться целыми днями.

Глава 6

В цирке все начинали рассаживаться, готовясь смотреть представление. Народ торопился купить билеты и занять места, чтобы не пропустить представление. Вскоре практически все места были заняты, а в первых рядах сидели дети. Даже здесь, среди огромного количества детей, Верочка все равно выделялась своей красотой. Дети были очень нарядно одеты, и все время перешептывались. Они все не могли дождаться, когда же все начнется.

Наконец-то представление началось! Появился всеми любимый Эдвардс, которому люди начали кричать фразы приветствия. Но клоун был в странном расположении духа, поэтому выполнив пару трюков – быстро удалился за кулисы.

За клоуном на сцену выбежала пятнадцатилетняя наследница, которую ругали утром. Но вечернее выступление ей удалось.

Один за другим сменяли артисты друг друга. Но маленькая Верочка все ждала гуттаперчевого мальчика.

Наконец-то на сцене появился акробат Беккер, который вел за руку гуттаперчевого мальчика.

Они начали выполнять очень опасные трюки, которые приводили в шок публику. Народ с замиранием сердца следил за каждым движением мальчика, которому необходимо было выполнять трюки под куполом цирка на шесте, который держал Беккер.

И вот внезапно что-то сорвалось, послышался удар, после чего прибежали люди, началась суматоха. Народ начал кричать и нервничать, артисты же быстро унесли что-то за кулисы.

На сцену выбежали клоуны, но народ не хотел на них смотреть. Люди быстро пробивались к выходу. Лишь маленькая Верочка истерически плакала. Тетя Соня надеялась, что когда они выйдут на улицу и сядут в карету – дети успокоятся. Но нет.

Когда они приехали домой, то граф с графиней узнали о случившемся. Граф как всегда начал возмущаться и говорить, что он так и знал, что случиться что-то неладное. Уже поздно вечером, когда тетя Соня прошла к детям в комнату – она увидела, что Верочка спала очень беспокойно, а на её щеках еще не высохли слезы.

Характеристика персонажей

Главного героя окружают люди, которых тоже не назовёшь счастливыми. И всё это трагичное существование столь несхожих по своим душевным качествам персонажей передано на контрасте с безоблачной жизнью членов графской семьи.

На фоне роскоши и богатства труппа цирка выглядит ещё более обездоленной и обделённой. Характеристика главных героев поможет провести сравнительный анализ:

  1. Петя, восьмилетний мальчик, сирота, отдан в цирк на обучение воздушной гимнастике. За гибкость артиста прозвали гуттаперчевым. Гуттаперчевость — это свойство резины, другими словами, эластичность. К сожалению, это не природная особенность Пети, а способность организма, выработанная побоями и утомительными тренировками.
  2. Акробат Карл Богданович Беккер. Требовательный наставник Пети, жестокий и бездушный человек. Он обращается с мальчиком как с вещью, нещадно терзает его, изнуряет долгими занятиями, стараясь воспитать уникального артиста. За малейшие провинности властный немец строго наказывает подопечного.
  3. Эдвардс. Старый клоун, любимец публики, весёлый и беззаботный на сцене, угрюмый и необщительный за кулисами. Единственный близкий человек Пети. Он с добротой и нежностью относится к мальчику, старается скрасить серые будни ребёнка.
  4. Директор цирка. Эгоистичный распорядитель, его волнует только один вопрос: состоится представление или нет. За судьбу труппы он не переживает, рискует артистами в погоне за хорошей выручкой.
  5. Граф Листомиров. Задумчивый мужчина средних лет худощавого телосложения, немного нервный и неуверенный в себе, легко раздражающийся и часто всем недовольный.
  6. Графиня Листомирова. Страдает от невнимательности мужа. По любому вопросу старается узнать мнение графа, «чтобы потом не вышло привычного».
  7. Верочка. Старшая дочь графа Листомирова. Нежная и чувственная девочка с добрым и жалостливым сердцем. Вера настолько впечатлительна, что ей даже не разрешают читать книги.
  8. Паф. Апатичный, слегка полноватый мальчик пяти лет. Единственный сын Листомировых.
  9. Зизи. Шестилетняя сестра Веры и Павлика, болезненная и капризная.
  10. София. Молодая стройная брюнетка, родная сестра графини Листомировой, тётя Веры, Зины и Павла. У девушки нет собственных детей, поэтому она посвятила свою жизнь воспитанию племянников. Она всем сердцем любит их и ласково называет «мои деточки».

Происхождение данного понятия

Чтобы разобраться с толкованием понятия “гуттаперчевый мальчик”, необходимо изучить его происхождение. Такого рода данное сырье принадлежит к типу естественного полимерного вещества, который получают из нектара растений семейства Исонадра. С малайского языка термин растения обозначается как “материал для изготовления перчаток”.

Данное слово употребляется непосредственном и в не прямом смысле. С академической позиции «гуттаперча» была отнесена к нужным натуральным полимерам в тысяча восемьсот сорок третьем году. В 19 столетии сырье стало использоваться в промышленности для внутренних и индустриальных целей.

Этот элемент использовался в виде изолирующего слоя с целью строительства водных лапидарных кабелей. Еще до того, как гуттаперча стала популярна как промышленное сырье, в Малайзии ее применяли для производства ножей, тростей и других диковин. Джон Традескант — первооткрыватель гуттаперчи из Европы, сделал это в 1656 году. “Лес Мазера” — так он назвал данное вещество.

Далее один доктор, офицер индийской армии продвинул гуттаперчу в общественное использование в промышленности. В 1843 г. награжден почетной золотой медалью в Лондоне за достойную оценку роли материала в медицинских целях.

Химический смысл

Гуттаперчевый: в непосредственном значении это произведенный из гуттаперчи. Согласно собственной текстуре это эмульсионная резина или силикон из ненасыщенного углеводорода, принадлежащего к диеновому ряду, представляющего собой бесцветную летучую жидкость.

В то время как эмульсионные каучуки считаются бесформенными (согласно своему строению), гуттаперча имеет форму, кристаллизируется и превращается в более упругую смесь. При нагревании у нее мягкая консистенция, способна отливаться в разнообразные фигуры, имеющие точные детали.

В современное время гуттаперча применяется при получении погребальных ювелирных аксессуаров. Так как имеет темный оттенок, может легко принять форму круга или другие. Из нее изготавливаются револьверные ручки и плечевые накладки, данный материал придает надежность, качественность и прочность.

В 20-ом столетии этот материал сохранялся как главный индустриальный продукт, но вскоре у него появились сильнейшие соперники по своим синтетическим характеристикам, и сырье просто вытеснили. Но в наше время профессиональные стоматологи до сих пор используют гуттаперчу для того, чтобы заполнить трещины в зубах.

Переносное значение

Предлагаем Вашему вниманию коротенькое видео на нашу сегодняшнюю тему:

В узком, технологическом толковании “гуттаперчевый” — это изготовленный из гуттаперчевого сырья. В метафорическом смысле слово имеет совсем иное значение, она говорит о гибкости и упругости человека или вещи.

“Гуттаперчевый мальчик” — так говорят про человека, это выражение стало нарицательным после того, как вышла грустная книга Дмитрия Григоровича с таким же названием, на основе которого в Советском Союзе сняли прекрасный одноименный фильм с участием знаменитых актеров.

Главный герой славился и поражал окружающих своей эластичностью. Все думали, что у мальчика совсем отсутствуют кости, вот настолько гибким он был. Сейчас таким выражением называют очень эластичных людей, которые профессионально занимаются гимнастикой на протяжении долгого времени.

Такого свойства добиваются всю жизнь, упорно и долго тренируясь. ‹Гуттаперчевый мальчик› — человек, который способен проделывать со своим телом различное фантастическое и невероятное.

Подробный пересказ

В Петербурге праздновали Масленицу. На улице, несмотря на мороз, было много народа. К вечеру поднялся сильный ветер, начался снегопад. Люди, выходящие из цирка, заторопились домой. Некоторые вслух ругали непогоду. Режиссёр цирка тоже был недоволен метелью. Он боялся, что если снегопад не прекратится, зрителей в зале будет мало.

Часть персонала цирка уехала домой. Вторая половина занималась животными или отдыхала. Среди оставшихся циркачей был любимец публики клоун Эдвардс. Он уже много лет служил в цирке, и к нему относились с уважением. Но был у него большой недостаток – он периодически страдал от запоев. Клоун часто заходил в раздевалку акробата Беккера, который выступал с гуттаперчевым мальчиком. Звали его Петей. Маленький гимнаст очень боялся своего тренера. Эдвардс жалел его, так как его воспитатель был грубым и жестоким человеком.

Пете пошёл девятый год. Три года назад у него умерла мать, но он хорошо помнил её. До его рождения мать, звали её Анной, готовила еду в богатом доме, а отец работал швейцаром. Родился мальчик очень слабым и, наверное, не прожил бы долго, если бы не подруга матери Варвара. Она старалась во всём помогать Анне.

Через месяц отца Пети забрали в армию. Не прошло и года, как Анне сообщили о смерти мужа. И, как обычно, на помощь пришла Варвара. Она нашла для Анны место прачки. Несколько лет работала она у хозяина фабрики и была довольна своей жизнью.

Потом Анна вышла замуж за помощника портного. Это был маленький и вредный человек. Целый день муж работал в мастерской, а вечером любил выпить с компанией друзей. Попойка длилась до утра. Отчим невзлюбил мальчика с первого дня совместной жизни, хотя Петя был тихим и спокойным ребёнком. Анна уже пожалела, что вышла замуж.

Через три месяца муж Анны пропал, хотя некоторые знакомые утверждали, что видели его в соседнем городе. А вскоре мать Пети умерла, оставив сына на произвол судьбы. Подруга матери Варвара снимала комнату в подвальном этаже. В том же доме жили циркачи. Варвара решила пристроить в цирк Петю. Взял его акробат Беккер, который начал готовить из него гимнаста на шесте. Методы обучения часто были настолько жёсткими, что на крик мальчика сбегались соседи и забирали его у акробата.

У графа Листомирова было четверо детей. За ними присматривал целый штат прислуги. Вместе с графом и его женой в доме жила сестра графини, которую дети называли тётей Соней. Девушка очень любила своих племянников и большую часть времени проводила с ними. Детям пообещали, что если они будут всю неделю вести себя прилично, то их поведут в цирк. Восьмилетняя Вера постоянно следила за поведением сестры Зины и брата Павла. Если между ними возникали ссоры, она спешила уладить их.

В пятницу детей повезли на представление. Все с нетерпением ждали выступления гуттаперчевого мальчика. О нём тётя Соня прочитала детям в афише. Мальчик вышел вместе с акробатом Беккером, и номер начался. Маленький гимнаст выполнял сложные и опасные трюки на перекладине, закреплённой на длинном позолоченном шесте. Его держал с помощью пояса акробат Беккер. В конце выступления мальчик не удержался и сорвался вниз. Цирковая прислуга унесла его с арены. Снова зазвучала музыка. Но зрители уже не хотели смотреть представление, все стали расходиться. Всю дорогу Вера не могла успокоиться. Так она и заснула с мокрым от слёз лицом. Граф был очень недоволен, что детей так расстроили.

В цирке было тихо и пусто. Только в коридоре на гимнастическом тюфяке лежал забинтованный мальчик. Иногда к нему подходил клоун Эдвардс и долго прислушивался к его дыханию. Потом он возвращался в свою раздевалку. Утром в афише уже не было номера с гуттаперчевым мальчиком.

Повесть учит умению сопереживать, понимать горе другого человека, доброте и состраданию.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

История Пети

Мальчик осиротел в возрасте пяти лет. Анна, мама Пети, была бедной женщиной и служила у разных людей кухаркой. Из-за своего дурного характера, когда хорошее настроение быстро сменяется раздражением, ее постоянно выгоняли с работы. Со временем она выходит замуж за солдата, временно служившего швейцаром, и рожает слабого мальчика. После рождения сына отношения между супругами портятся, и отец Пети возвращается в казармы. Через некоторое время Анне сообщают, что ее муж погиб. Варвара, подруга Анны, устраивает ее на хорошее место, в прачечную. Для Пети это было самое счастливое время жизни. Он мог гулять на природе и отдыхать на плоту у речки.

Но через пару лет Анна снова выходит замуж за некрасивого и склочного портного. Отчим не любил Петю и грозился утопить мальчика в проруби. Заработанные деньги портной пропивал и в конце концов пропал где-то в Шлиссельбурге. Анне от этого легче не стало. Оставив любимого сына своей соседке, которую Петя называл бабушкой, она отправляется искать поденную работу. От непосильной жизни Анна умирает. Не зная, что делать с мальчиком, Варвара устраивает его к Беккеру, который жил с ней по соседству.

Сцену, где писатель описывает, как Беккер осматривает ребенка, можно сравнить с выбором не человека, а скотины. Атлету нет никого дела до чувств мальчика, его не волнует, что ребенок напуган и плачет. Для Беккера главное — не ошибиться в гуттаперчевых способностях тела мальчика. Грубо ощупав худенькое тельце ребенка и выгнув его так, что грудь выпучилась вперед и голова запрокинулась назад, а Петя застыл от ужаса и боли, акробат решает взять сироту к себе в цирковой номер.

Знакомство с Эдвардсом, Петей и Беккером

Из 7 небольших глав состоит повесть «Гуттаперчевый мальчик». Краткое содержание знакомит читателей с главными героями и событиями. Сперва действие повести происходит в цирке. Начать пересказ сюжета следует с описания Эдвардса – немолодого клоуна с раскрашенным лицом, являющегося главным украшением представлений. Он выделяется на фоне остальных цирковых артистов своим грустным видом. Эдвардс периодически уходит в запой. Режиссёр цирка сильно обеспокоен тягой клоуна к алкоголю и просит его не запить хотя бы до окончания Масленицы, ведь потом наступит пост и цирк перестанет давать представления. Эдвардс не отвечает ему ничего вразумительного и уходит переодеваться.

По пути в гримёрку Эдвардс заглядывает в комнатку акробата Беккера – грубого и жестокого великана, от которого никто не слышал ласкового слова. Клоуна интересует воспитанник циркача – худенький мальчик Петя. Он с жалостью относится к маленькому артисту, с трудом справляющемуся с тяжёлыми физическими нагрузками, которые даёт ему наставник. Эдвардс просит Беккера отпустить с ним мальчика прогуляться, пытаясь объяснить ему, что после небольшого отдыха Петя наберётся сил и ему будет проще работать, однако акробат даже и слышать об этом не желает. Наставник замахивается на испуганного и едва не плачущего ребёнка хлыстом и уводит его на тренировку.

Глава первая

Погода резко испортилась, хотя на дворе и стоял третий день масленицы. К вечеру началась сильная метель. Работники цирка очень нервничали по этому поводу, потому что резкая непогода могла отразиться на вечернем представлении.

А за кулисами царила обычная обстановка. Здесь артисты каждый день рисковали своей жизнью, но, казалось, что это им только доставляет удовольствие.

Эдвардс, который исполнял роль клоуна, старался быть незаметным для своего окружения. Он не участвовал в разговорах и старался держаться в стороне. Даже когда появился режиссер – он хотел улизнуть, но не успел. Режиссер разыскивал некую фрау Браун. Фрау подошла с девушкой, которой было едва лет пятнадцать. Обе женщины были очень бедно одеты. Режиссер начал выговаривать фрау, что ее дочь Мальхен отвратительно выступала и даже несколько раз упала. Он напомнил, что за выступления платит деньги, поэтому девушка должна будет выступить еще и вечером.

Еще и клоун Эдвардс собирался запить так не вовремя. Публика обожала его. Он был безумно талантлив, и мог бы при случае заменить любого. Но была у него тяга к запоям во время депрессии. Во время выступления он полностью отдавался публике, но стоило ему закончиться, как клоун начинал хандрить.

Режиссер пытался уговорить Эдвардса не пить ещё два дня. Поэтому, чтобы отвлечь его от дурных мыслей, спросил про гуттаперчевого мальчика. Клоун рассказал, что у того все очень плохо со здоровьем, и что он может не отработать эти два дня.

Клоун хотел взять гуттаперчевого мальчика, которому было лет восемь, с собой на прогулку, но Беккер – его наставник и учитель, не отпустил его. Мальчик очень огорчился этому.

Цирковой клоун

Эдвардс является любимцем публики. Его выступление украшает любую программу и приводит в восторг зрителей. Но у клоуна есть один неприятный недостаток, который в повести представлен как болезнь. Сначала он впадает на несколько дней в тоску, которая заканчивается для клоуна длительным запоем, во время которого он выступать на арене цирка не в состоянии.

Хороший и добрый человек, который пытается защитить Петю от Беккера и отвлечь мальчика от грустных мыслей. Но все его усилия мало помогают. Даже его подарок оборачивается для несчастного ребенка трагедией. Клоун дарит мальчику маленькую собачку, но Беккер в приступе гнева убивает щенка.

Как раз во время этих заключительных представлений в цирке перед постом Эдвардс начинает заболевать, и режиссер умоляет его постараться перебороть себя хотя бы до начала поста.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: