Анализ романа «обломов» (и.а. гончаров)

История создания

«Обломов» является вторым произведением в знаменитой трилогии Гончарова – «Три О», в которую также вошли романы «Обыкновенная история» и «Обрыв». В основу замысла романа легла публицистика литературного критика – Виссариона Белинского, который был ярым противником помещичьего дворянства и сословного общества. Творческая история романа «Обломов» тесно связана с жизнью писателя:

  1. Гончаров признавался, что образ Обломова во многом автобиографичен. Писатель сам был довольно ленивым человеком, предпочитавшим покой и размышления беспокойному шуму жизни.
  2. Образ Ольги Ильинской вобрал в себя сразу нескольких женщин, с которыми был знаком Гончаров.
  3. Андрей Штольц был вдохновлён отцом жены брата писателя.

Роман «Обломов» стал важным этапом в жизни Гончарова. О нем он писал:

Работал Гончаров медленно и тяжело, много раз перерабатывая текст. Выход в свет романа «Обломов» состоялся в 1859 году — спустя 12 лет после того, как автор взялся за написание.

История написания

История создания романа длилась с 1848 г. по 1855 г., в те годы молчала не только литература, но и полностью общество. Этот период ознаменовался усилением цензуры, это стало реакцией государства на активные либеральные выступления интеллигенции.

По всем европейским странам прошли демократические перевороты, потому российские политики решили обезопасить режим репрессиями против печати. Новостей просто не было, и писатели сталкивались с проблемой — не о чем писать. А то, что приходило на ум, полностью уничтожала цензура.

Именно эта ситуация стала результатом той летаргии, которой окутывается весь рассказ. Лучшие люди России в этой удушающей атмосфере почувствовали себя бесполезными, а навязанные государством ценности стали недостойными и мелкими для мещанского дворянства.

Смысл названия «Обломов» Гончарова

Роман Гончарова «Обломов» является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа «Обломов» основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из

них.

Общественный смысл романа

В романе «Обломов» Гончаров впервые ввел понятие «обломовщины» как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа — Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского

общества — своеобразной гедонистической идиллией, «законсервированным раем», где не нужно учиться, работать или развиваться.

Изображая Обломова как «лишнего человека», Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова — ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова — представители нового, «городского» типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое — кто-то честно работая, кто-то обманывая.

Гончаров осуждает «обломовщину» с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится «растением», круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными — в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).

В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав — практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за «обломовщины», как явления резко негативного и давно отжившего себя, «пропал» Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова «Обломов» состоит в необходимости постоянного развития и движения — как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.

«Обломовцы» других авторов

Добролюбовский анализ других литературных произведений вскрывает «обломовщину». Не скрыта скорбь мучительного поиска смысла жизни героями:

  • Рудин;
  • Онегин;
  • Манилов;
  • Печорин.

Русские писатели касались этой темы, поэтому она не стала новостью. Молодые люди, изображенные в писательских трудах Гоголя, Пушкина, Лермонтова не могут определить цель в жизни, не знают, каким трудом заняться. Это видно и у Тургенева в «Гамлете Щигровского уезда» и «Дневнике лишнего человека».

Выявляя закономерности, критик оценивает «обломовщину» как дармоедство и нетрудоспособность. Попытки героев-обломовцев приступить к деятельности не имеют перспектив. Читатель видит, что они знают о своих способностях и умении трудиться, но не верят в реализацию этой возможности. Шаги к действию у героев других романов дальше обдумывания не предпринимались. Они:

  • интересуются чтением книг и им скучно;
  • праздно проводят время;
  • ничем не заинтересованы.

Критик также кратко обобщает, что у «обломовцев» отмечается презрение к людям. Они не умеют любить и не знают, что искать в любви. Но одно качество характера объединяет их — желание получить похвалу, даже путем уничижения себя. Сон и пища были их главной заботой. Интерес вызывали лишь проблемы быта. Никакие цели не мешали спокойному провождению времени.

Анализ писательских трудов акцентирует, что явление отчаявшихся бездельников распространяется. Люди этого типа не в состоянии оценить свои возможности. Не имея стремления ни к какому делу, устают от самих себя. Есть одно желание, чтобы прихоти исполнялись без сложностей. Мечты не претворяются в жизнь, так как герои романов не знают, каким образом этого достичь.

Родители берегли, на примере Ильи Ильича, детей от труда. Для этого были слуги. Они всегда находились рядом. С раннего детства пресекались любознательность, самостоятельность и желание творить. Со временем порывы к созиданию увядали.

«Обломовцы» не понимают, зачем живут, нет видения своего предназначения. В жизни Обломова отсутствие смысла бытия, принесло скуку, от которой он тяготится. Радости нет ни от работы, ни от учебы, ни от общения с женщинами. Праздно проводя время, часто в разговорах, герои произведений считают это занятие делами.

Роман Гончарова сумел открыть новый взгляд на героев-лежебоков, умеющих умно рассуждать. Читатель понял суть «обломовцев», изменив мнение о достоинствах их поступков. Потому Добролюбов называет Обломова честнее других персонажей. Он, в отличие от них, не скрывает своей сущности и никого не вводит в заблуждение относительно своего статуса.

Критика Добролюбова о «Обломове» гласит, что писатель поторопился похоронить «обломовщину.» Поместье, где родился Илья Ильич дало корни этому явлению. Крепостничество омрачило судьбы одних людей непосильным трудом, других угнетало бездельем. Описав существование Обломова, автор показывает мученическую жизнь всего народа. Просвета не видно и «надгробное слово писать еще рано».

Проблематика романа И. А. Гончарова «Обломов»

История создания романа И. А. Гончарова «Обломов». Произведение было задумано в 1847 г., а закончено в 1858 г. Столь долгий период работы над романом объясним ши­ротой охвата круга проблем, затронутых автором. Он каса­ется и социальной сферы, и нравственной, и даже фило­софской.

Проблема состояния общества как системы и его влияние на личность. В центральном образе романа автор представил основные проблемы переходной эпохи. Противостояние патриархальных устоев поместной жизни, на которых вос­питан Илья Ильич Обломов, вторжению новых порядков, следование которым становится единственной возможно­стью выжить в изменившемся мире, становится основой со­циально-психологического романа И. А. Гончарова. Автор ставит диагноз апатичному бездействию, от которого гибнет «чистое сердце», — обломовщина (суть этого явления подроб­но раскрывается в «Сне Обломова»). Здесь заявляет о себе и проблема взаимного развращения крепостных (Захар) и кре­постников (Илья Ильич Обломов). Это уклад русской пат­риархальной жизни, в котором много отрицательного — барство и паразитический образ жизни помещиков, но есть и положительное начало — покой и гармония, всеобщая любовь и ласка. Покой Обломова, по меткому замечанию М. М. Пришвина, «таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя». Идейный антипод Обломова — его друг Штольц — не видит своего существования без дела: «Труд — образ, со­держание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». Не­умение трудиться, по мнению Ильи Ильича, свидетельствуето его избранности, принадлежности к господам. Но энер­гичность Андрея Штольца вызывает сомнения, т. к. его труд не имеет жизненного развития, протекает «в стране, где вся­кая деятельность, направленная на улучшение своего су­ществования, сопровождается чувством неправоты, и только деятельность, в которой личное совершенно сливается с де­лом для других, может быть противопоставлено обломовско­му покою».

Проблема выбора между рассудочностью и душевностью. Столкновение «прекрасного сердца» с «разумным расчетом» ставит еще один традиционный для русской литературы сложный выбор: чему отдать предпочтение — рассудку или чувствам? Друзья детства, несмотря на столь очевидную раз­ность в характерах и жизненных устремлениях, испытывают тягу друг к другу, представляя тем самым авторскую идею о необходимости гармоничного единства деловитости и сер­дечности.

Влияние прогресса на внутренний мир человека. Острым становится и вечный вопрос отчужденности и непонимания людьми друг друга, на фоне которого смысл исторического движения и стремительного прогресса начинает вызывать осторожные сомнения. В уста своего героя писатель вклады­вает потрясающий по своей внутренней глубине философ­ский вопрос: «В десять мест в один день — несчастный. И это жизнь. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»

Любовь-эксперимент и любовь-жертва. Любовь в жизни главного героя становится преображающим фактом, однако необходимость соответствовать требованиям, которые вы­двигает возлюбленная, пугает Обломова. Его внутреннему миру ближе становится чувство другой женщины, менее утонченной и образованной, зато способной на полное са­моотречение. Женские образы романа, Ольга Ильинская и Агафья Матвеевна Пшеницына, противопоставляют друг другу два вида любви: головная рассудочность Ильинской, чувствующей себя Пигмалионом, который создает из Обло­мова свою Галатею и любит будущий результат своего экспе­римента, и сердечная жертвенность чувства вдовы Пшеницыной.

Роман не исчерпывается перечисленными острыми воп­росами, интересовавшими писателя, поэтому их вневремен­ной характер рождает интерес у современного читателя.

Интересные факты

Фамилию Обломов можно соотносить не только с устаревшим словом облый (плотный, толстый, тучный), который в словаре В. И. Даля определяется как округлый (друг Обломова Андрей Штольц говорит Илье Ильичу: «Точно ком теста, свернулся и лежишь»). Обломов — это также намек на человека, обломанного жизнью. Он — обломок, чуждый своей среде и нравам.

С 1852 года Гончаров участвует в кругосветном плавании на военном корабле «Паллада» в качестве секретаря при адмирале Е. В. Путятине. Писатель побывал в Англии, Южной Африке, Сингапуре, на острове Ява, в Японии, Китае. Творческим итогом путешествия стал двухтомный географический роман «Фрегат “Паллада”. Только завершив его, Гончаров вновь обратился к незаконченному «Обломову».

«Обломов» — центральное звено романной «трилогии О» Гончарова, куда также входят «Обыкновенная история» (1847) и «Обрыв» (1869). Три романа Гончаров мыслил как единую эпопею.

Историко-философский смысл романа Обломов

Роман Гончарова «Обломов» — знаковое произведение, написанное в период быстрых, глобальных изменений российского общества, противостояния двух центральных направлений — западников и славянофилов

Западники поддерживали идею общества как инструмента для самореализации индивида, веру во всесилие прогресса и разума, пропагандировали важность свободы личности и общечеловеческого достоинства. Славянофилы же придерживались идей о самобытности и самостоятельном пути развития российского общества, считая главной задачей возвращение

в «старое, самобытное состояние». Путем сравнения этих двух течений на примерах главных героев — Обломова и Штольца — перед читателями раскрывается глубокий философский смысл романа «Обломов».

Определение смысла жизни героев

Обломов предстает перед читателями ленивым, апатичным, безинициативным человеком-мечтателем с добрым, уступчивым характером. Для него основным смыслом жизни является некая далекая мифичная Обломовка — его родная деревня, по сути рай на земле, которую он в своих воспоминаниях идеализирует и придумывает по-своему. Илья Ильич — классический

русский персонаж с соответствующей ментальностью — знакомый всем Иван Дурак из народных сказок, которые так любил Обломов в детстве. Как и персонаж сказки, он лежит на «печи» и ждет чуда, которое не случается, ведь живет он в реальной жизни — этим Обломов отличается от Штольца, для которого основным в жизни является труд ради самого труда, то есть постоянного действия.

Обломов и Штольц соотносятся как рефлексирующий персонаж исконно русского типа и действующий персонаж нового, европейского типа. Однако, если Илье Ильичу не хватает энергии и воли, чтобы начать воплощать мечты в жизнь, то Штольцу не хватает воображения, чтобы понять, для чего он трудится, найти высшую и далекую цель.

Штольц и Обломовка

Примечательно, что в конце произведения Штольц находит семейный покой в своем поместье, живя там с женой и детьми — то есть, по сути, погружается в «обломовщину», которую осуждал в Обломове. Видимо, причиной тому стали русские корни Андрея Ивановича, перевесившие энергию и практичность немецкой, трудовой ментальности, которую он перенял от отца. Кроме того, косвенным смыслом жизни Штольца тоже была Обломовка — он регулярно высылал Обломову денег, занимался решением вопросов с поместьем, даже в конце звал Захара к себе. Штольцу всю жизнь не хватало этих ментально-русских ценностей, но он был слишком практичным человеком, чтобы понять, к чему всю жизнь неосознанно стремился — ведь только в гостях Обломова он находил нужный ему душевный покой.

Заключение

Обломовка как мифическое место становится центром идеалов жизни не только российского мещанства, а русского человека в целом — спокойная, не требующая напряжения и активных действий жизнь, красивая природа и идиллия в семье являются основой его благополучного бытия. Полный и резкий отрыв человека от привычных идеалов ведет к внутренней пустоте и грусти, как это видно на примере замужней Ольги Ильинской.

Историко-философский смысл романа «Обломов» заключается в раскрытии явления «обломовки» как элемента русской ментальности и традиции, ее влияния на судьбы и личности героев

Автор показывает, что рефлексия ради рефлексии, как и труд ради труда, пагубны для человека потерей чего-то важного, отрывом от реальности либо от собственных корней, неполным проживанием собственной жизни

Гончаров акцентирует внимание на необходимости поиска баланса между европейскими прогрессивными взглядами и традиционной русской «обломовщиной» — только так возможно формирование новой, всесторонне развитой, духовной личности

Штольц и Обломовка

Примечательно, что в конце произведения Штольц находит семейный покой в своем поместье, живя там с женой и детьми – то есть, по сути, погружается в «обломовщину», которую осуждал в Обломове. Видимо, причиной тому стали русские корни Андрея Ивановича, перевесившие энергию и практичность немецкой, трудовой ментальности, которую он перенял от отца. Кроме того, косвенным смыслом жизни Штольца тоже была Обломовка – он регулярно высылал Обломову денег, занимался решением вопросов с поместьем, даже в конце звал Захара к себе (Захар в конце произведения выступает олицетворением «умирающей» Обломовки). Штольцу всю жизнь не хватало этих ментально-русских ценностей, но он был слишком практичным человеком, чтобы понять, к чему всю жизнь неосознанно стремился – ведь только в гостях Обломова он находил нужный ему душевный покой.

Основная тематика

На самом деле одну сторону русского быта нельзя описать даже в большом романе. Но писатель в своем произведении умудряется поднять сразу несколько тем:

  1. Любовная тема значится как основная, она описана в отношениях Обломова с двумя девушками: Ильинской и Пшеницыной. Так, автор показывает многогранность одного чувства. Эмоции Ольги насыщены самолюбием, в них девушка видит саму себя, а уже после — своего возлюбленного, хоть и искренне любит его. Взаимоотношения Обломова с Пшеницыной другие, она поддерживает его стремление к спокойствию и лености, боготворит его и живет заботой о нем и об их ребенке. Он подарил Агафье другую жизнь, счастье, полноценную семью. Ее любовь — слепое обожание, поскольку потакание капризам Обломова означало его скорую смерть.
  2. Смысл жизни. Все главные персонажи пытаются отыскать свой путь, ища ответ на вечный вопрос о назначении человека. Обломов нашел его в размышлении и непосредственно в процессе существования. Штольц обрел себя в постоянном движении вперед.
  3. Дружба. Штольц и Илья хоть и разные люди, но не развязывали конфликта и не предавали своей дружбы. Они дополняют один одного, общаются только о главных вещах и о самом сокровенном в их жизни. Эти отношения прижились в их душе еще с юных лет. Дети росли разными, но великолепно понимали друг друга. Штольц нашел добросердечие и спокойствие в гостях у Ильи, а Обломов радушно воспринимал его помощь в повседневных делах.

Формирование характера Обломова

Почему же Обломов стал таким, его ли это вина? Ведь в детстве герой был вполне нормальным ребенком — веселым, активным и любопытным, таким он вспоминает себя в главе «Сон Обломова». Но именно воспитание наложило сильнейший отпечаток на его личность, превратило в пассивного созерцателя, пределом мечтаний которого стала вкусная еда.

  • Жизненный уклад в деревне. В родовом имении Обломовых время как будто остановилось, люди и разговоры одни и те же, и хозяева, и крестьяне живут однообразно, скучно, но не желают перемен. Обломовцы словно застряли во времени и не интересуются ничем, кроме банальных хозяйственных хлопот и толкования снов. В тексте главы про сон, впрочем, и обычная российская природа, окружающая деревеньку, преподносится так, как будто ее спокойствие и предсказуемость принимают участие в формировании обломовского характера.
  • Безделье и излишняя опека. Главной причиной была постоянная праздность, в которой жили родители Илюши и к которой приучали и его, а заботливая нянька целыми днями старалась пресекать его попытки узнать новое, сделать хоть что-то нестандартное. Чего стоит, к примеру, ироничная презентация Обломова-старшего: «Сам Обломов — старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем». И хотя простые люди вокруг мальчика занимались хоть и нехитрыми, но полезными делами, он сам, маленький барин, был приучен также только смотреть на это, но не участвовать.
  • Равнодушие к образованию, которое заменяют сказки. Чтение и какая-либо учеба не были в почете в семье Обломовых, зато ему постоянно рассказывали сказки, в которых все легко осуществлялось без труда, благодаря чудесам.

Сон, вкусная еда, неторопливые размышления о людях и событиях, покой и мечты — вот и вся «философия», которая есть в образе жизни Обломова. Его мечты меняются с возрастом, но он по-прежнему не может предпринять никаких действий, чтобы они сбылись. Он стыдится «барина» внутри себя и сам осуждает это, но ничего не может исправить. Обломов все больше разочаровывается в жизни и чувствует все больше безразличия к тому, что раньше его волновало.

Абсурдность жизни главного героя произведения

С самого начала произведения Илья Ильич предстает перед читателем в совершенно абсурдной ситуации. Он каждый день проводит в своей комнате. Лишенный каких-либо впечатлений. В его жизни не происходит ничего нового, нет ничего, что наполнило бы ее каким-то смыслом. Один день похож на другой. Абсолютно ничем не увлекаясь и не интересуясь, этот человек, можно сказать, напоминает растение.

Единственное занятие Ильи Ильича – это удобное и безмятежное лежание на диване. С самого детства он привык к тому, что о нем постоянно заботятся. Он никогда не думал о том, как обеспечить собственное существование. Всегда жил на всем готовом. Не было такого случая, который бы нарушил его безмятежное состояние. Жить ему просто удобно.

Тема и идея

В романе «Обломов» Гончаров, рассматривая историческую тему изменения общества в 19 веке сквозь призму такого социального явления как «обломовщина», раскрывает его разрушительное действие не только для нового общества, но и для личности каждого отдельного человека, прослеживая влияние «обломовщины» на судьбу Ильи Ильича. В конце произведения автор не приводит читателя к единой мысли, кто был более прав – Штольц или Обломов, однако анализ произведения «Обломов» Гончарова, показывает, что гармоничная личность, как и достойное общество, возможно только при полном принятии свое прошлого, черпании оттуда духовных основ, при постоянном стремлении вперед и непрерывной работе над собой.

Интересы жителей можно кратко описать так:

  • Еда.
  • Сон.
  • Обсуждение новостей, приходящих в деревню сильно устаревшими.

Жизнь течёт, без каких-либо стрессовых событий, за исключением смены времён года никаких различий между разными периодами жизни не наблюдается.

Никакие земные дела не имеют значения для жителей Обломовки. Таким же, как и окружающие стал и Илья Ильич. Этот сон мог быть бесконечным, если бы не был прерван появлением Андрея Ивановича Штольца. Странно, что такие люди смогли стать друзьями. Ведь Штольц и Обломов противоположны по характеру.

Штольц пытался вытащить друга из пучины обломовщины, с этой целью он познакомил его с Ольгой Ильинской, которая, в свою очередь, тоже хотела изменить Обломова, сделать целеустремлённым, уничтожить в нём апатичность и лень, считала своим долгом сделать подобие своего идеала. Да и другие знакомые пытались расшевелить Илью Ильича, но он, даже завидуя им («Каков Судьбинский!» — говорит он не без зависти, узнав об успехе знакомого), ничего не пытается изменить.

принципы, стремление к незыблемости которых перевешивает всё остальное, неизменны:

  • Максимальный комфорт.
  • Спокойствие.
  • Отсутствие забот и страданий стремление к их незыблемости перевешивает всё остальное.

Философия жизни Ильи Ильича

Герой романа олицетворяет сущность типичного русского человека. Да и не только русского, во всём мире живёт множество бездельников, похожих на него. Такие люди не желают ничего делать, ничем не интересуются, не увлекаются, стремясь к спокойной и линейной жизни, без забот и трудностей.

6 стр., 2841 слов

И. А. Гончаров «Обломов» Композицияи художественное своеобразие …

… сильнее, то видны философские мысли самого автора касательно быстротечности жизни любого человека, его мыслей и действий на тонко преподнесённых художественных особенностях романа «Обломов». Описание персонажей Нужно отметить, что … стороны, описывается Обломов, всю жизнь посвятивший ленивым размышлениям, а с другой стороны, Штольц, для него нет ничего важней работы. При этом оба персонажа так и …

Композиция

Композиция романа круговая. Четыре части, четыре времени года, четыре состояния Обломова, четыре этапа жизни каждого из нас. Действие в книге представляет собой круговорот: сон переходит в пробуждение, пробуждение – в сон.

Экспозиция. В первой части романа действия почти и нет, разве что только в голове у Обломова. Илья Ильич лежит, он принимает визитёров, он кричит на Захара, а Захар кричит на него. Здесь появляются персонажи разноколиритные, но в основе своей все одинаковые… Как Волков, например, которому герой сочувствует и радуется за себя, что не раздробляется он и не рассыпается на десять мест в один день, не мыкается, а сохраняет своё человеческое достоинство в своих покоях

Следующего «с холоду», Судьбинского, Илья Ильич также чистосердечно жалеет и выводит, что несчастный друг его увяз в службе, и что теперь многое в нем в век не пошевелится… Был и журналист Пенкин, и бесцветный Алексеев, и грузнобровый Тарантьев, и всех он одинаково жалел, всем сочувствовал, со всеми парировал, декламировал идеи и мыслил… Немаловажной частью является глава «Сон Обломова», в которой обнажается корень «обломовщины». Композиция равна идее: Гончаров описывает и показывает те причины, из-за которых и сформировались лень, апатия, инфантильность, а в конце и мёртвая душа

Именно первая часть — экспозиция романа, так как здесь читателю представлены все условия, в которых личность героя формировалась.

Завязка. Первая часть также является точкой отсчёта последующей деградации личности Ильи Ильича, ибо даже скачки страсти к Ольге и преданной любви к Штольцу во второй части романа не делают героя лучше, как личность, а только постепенно выжимают Обломова из Обломова. Здесь происходит знакомство героя с Ильинской, которое в третьей части перерастает в кульминацию.

Кульминация. Третья часть, в первую очередь, судьбоносна и значима для самого главного героя, так как здесь все его мечты вдруг становятся реальными: он совершает подвиги, он делает предложение руки и сердца Ольге, он решается на любовь без страха, решается на риск, на поединок с самим собой… Только такие, как Обломов, не носят кобуры, не фехтуют, не покрываются потом во время сражения, такие дремлют и только представляют, как это героически красиво. Обломову не все под силу – он не может выполнить просьбу Ольги и отправиться в свою деревню, так как деревня эта – фикция. Герой расстается с женщиной своей мечты, выбирая сохранение собственного жизненного уклада, а не стремление к лучшему и вечную борьбу с собой. Параллельно безнадежно ухудшаются его финансовые дела, и он вынужден покинуть уютную квартиру и предпочесть бюджетный вариант.

Развязка. Четвертая заключительная часть, «выборгская обломовщина», складывается из брака с Агафьей Пшеницыной и последующей смерти главного героя. Возможно и такое, что именно брак поспособствовал отупению и скорой кончине Обломова, ведь, как сам он выражался: «Есть же этакие ослы, что женятся!».

Можно подытожить, что сам по себе сюжет предельно прост, несмотря на то, что растянут на шестьсот страниц. Ленивый добрый мужчина средних лет (Обломов) обманывается друзьями-стервятниками (кстати, стервятники они — каждый в своей области), но на помощь приходит добрый любящий друг (Штольц), который спасает его, но уводит предмет его любви (Ольгу), а следовательно и основную подпитку его богатой духовной жизни.

Особенности композиции заключаются в параллельно идущих сюжетных линиях на разных уровнях восприятия.

  • Основная сюжетная линия здесь только одна и она любовная, романтическая… Взаимоотношения Ольги Ильинской и её главного кавалера показаны ново, смело, страстно, психологически подробно. Именно поэтому роман претендует на звание романа любовного, являясь неким образчиком и мануалом по строительству отношений между мужчиной и женщиной.
  • Второстепенная же сюжетная линия основывается на принципе противопоставления двух судеб: Обломова и Штольца, и пересечения этих самых судеб в точке любви к одной пассии. Но в данном случае, Ольга не является переломным персонажем, нет, взгляд падает только на крепкую мужскую дружбу, на похлопывание по спине, на широкие улыбки и на обоюдную зависть (хочется жить так, как живёт другой).

Штольц и Обломовка

Примечательно, что в конце произведения Штольц находит семейный покой в своем поместье, живя там с женой и детьми – то есть, по сути, погружается в «обломовщину», которую осуждал в Обломове. Видимо, причиной тому стали русские корни Андрея Ивановича, перевесившие энергию и практичность немецкой, трудовой ментальности, которую он перенял от отца. Кроме того, косвенным смыслом жизни Штольца тоже была Обломовка – он регулярно высылал Обломову денег, занимался решением вопросов с поместьем, даже в конце звал Захара к себе (Захар в конце произведения выступает олицетворением «умирающей» Обломовки). Штольцу всю жизнь не хватало этих ментально-русских ценностей, но он был слишком практичным человеком, чтобы понять, к чему всю жизнь неосознанно стремился – ведь только в гостях Обломова он находил нужный ему душевный покой.

Выводы

Обломов – сборный персонаж, изображающий человека, полностью живущего прошлым, не желающего и не умеющего подстраиваться под новые обстоятельства. Как отзывался о романе Гончарова Добролюбов – автор рано «похоронил» «обломовщину», более того, она остается тенденциозным проявлением общества даже в наше время, представляя людей ищущих, пытающихся познать свое место в мире, но апатичных, быстро разочаровывающихся в собственной жизни и уходящих в мир иллюзий. Трагизм Обломова – это трагизм нереализованного человеческого потенциала, постепенное и полное отмирание думающей, но инертной личности.

Описание элемнтов трагедии в жизни Обломова и раскрытие причин этих проблем будет полезно для изучения учащимся 10 классов при подготовке сочинения на тему «В чем состоит трагедия жизни Обломова».

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

Заключение

В романе «Обломов» Гончаров изобразил трагичную историю угасания человека, для которого иллюзорное прошлое стало важнее многогранного и прекрасного настоящего – дружбы, любви, социального благополучия

Смысл произведения указывает на то, что важно не останавливаться на месте, теша себя иллюзиями, а всегда стремиться вперед, расширяя границы собственной «зоны комфорта»

Тест по произведению

Общественный смысл романа Смысл названия произведения Смысл Обломовки в романе Смысл жизни Обломова в романе Заключение

Роман Гончарова ” Обломов ” является знаковым произведением литературы 19 века, затрагивающим как остросоциальные, так и многие философские проблемы, оставаясь актуальным и интересным современному читателю. Идейный смысл романа “Обломов” основан на противопоставлении активного, нового социального и личностного начала с устаревшим, пассивным и деградирующим. В произведении автор раскрывает

эти начала на нескольких бытийных уровнях, поэтому для полного понимания смысла произведения требуется подробное рассмотрение каждого из них.

Общественный смысл романа

В романе “Обломов” Гончаров впервые ввел понятие “обломовщины” как обобщенного названия устаревших патриархально-поместничьих устоев, личностной деградации, и жизненного застоя целого общественного пласта российского мещанства, не желающего принимать новые общественные тенденции и нормы. Данное явление автор рассматривал на примере главного героя романа – Обломова, детство которого прошло в далекой Обломовке, где все жили тихо, ленно, мало чем интересуясь и почти ни о чем не заботясь. Родная деревня героя становится воплощением идеалов российского старомещанского общества – своеобразной гедонистической идиллией, “законсервированным раем”, где не нужно учиться, работать или развиваться.

Изображая Обломова как “лишнего человека”, Гончаров, в отличие от Грибоедова и Пушкина, у которых персонажи данного типа опережали общество, вводит в повествование героя, отстающего от общества, живущего далеким прошлым. Активная, деятельная, образованная среда угнетает Обломова – ему чужды идеалы Штольца с его трудом ради труда, даже возлюбленная Ольга опережает Илью Ильича, подходя ко всему с практичной стороны. Штольц, Ольга, Тарантьев, Мухояров, другие знакомые Обломова – представители нового, “городского” типа личности. Они более практики, чем теоретики, они не мечтают, а делают, создают новое – кто-то честно работая, кто-то обманывая.

Гончаров осуждает “обломовщину” с ее тяготением к прошлому, ленью, апатией и полным духовным отмиранием личности, когда человек по сути становится “растением”, круглосуточно лежащим на диване. Однако образы современных, новых людей Гончаров также изображает неоднозначными – в них нет душевного спокойствия и внутренней поэтичности, которое было у Обломова (вспомним, что Штольц только отдыхая у друга находил это спокойствие, а уже замужняя Ольга грустит по чему-то далекому и боится мечтать, оправдываясь перед мужем).

В конце произведения Гончаров не делает определенного вывода, кто прав – практик Штольц или мечтатель Обломов. Однако читателю понятно, что именно из-за “обломовщины”, как явления резко негативного и давно отжившего себя, “пропал” Илья Ильич. Именно поэтому общественный смысл романа Гончарова “Обломов” состоит в необходимости постоянного развития и движения – как в непрерывном строительстве и создании окружающего мира, так и работе над развитием собственной личности.

Смысл названия произведения

Смысл названия романа “Обломов” тесно связан с основной темой произведения – оно было названо по фамилии главного героя Ильи Ильича Обломова, а также сопряжено с описанным в романе социальным явлением “обломовщина”. Этимология названия трактуется исследователями по-разному. Так, наиболее распространена версия, что слово “обломов” происходит от слов “обломок”, “обламывать”, “ломать”, обозначающими состояние душевного и социального слома помещицкого дворянства, когда то оказалось в пограничном состоянии между желанием сохранять старые традиции и устои и необходимостью меняться под требования эпохи, из человека-созидателя становиться человеком-практиком.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: