Раскрытие проблем
Проблемы антиутопии романа многообразны и актуальны даже сегодня.
Замятин поднимает следующую проблематику:
- Тирания — она ужасна тем, что люди сами не осознают, что проживают в тиранической стране. Человек вполне доволен происходящим и не может себе представить, как можно жить иначе.
- Технократия — созданное общество представляет собой мир, который победил рационализм. Здесь все просчитано до минуты, все детали тщательно подогнаны, но писатель считает, что невозможно построить мир, опираясь только на бездушный разум.
- Угнетение индивидуальности — Замятин показывает, что насколько бы ни было жестоко устроено общество, у него не получится лишить человека свободомыслия. Человеческая природа все время будет пробиваться наружу, пока людей полностью не превратят в бездушную машину.
- Внутренне рабство — судьба главного героя показывает читателю, что люди часто боятся свободы. У них недостаточно силы воли, чтобы выжить, опираясь лишь на собственные жизненные принципы. И это, как считает Замятин, огромная трагедия для человечества, поскольку оно обретет счастье лишь тогда, когда освободится от своих неправильных привычек.
- Массовое сознание — вначале нумеры описываются как послушная серая масса, они не знают, что такое сомнение. Но к финалу произведения читатель понимает, что это только иллюзия, и некоторые люди готовы отречься от порядков общества и бороться за новый мир.
- Нравственный выбор — сталкиваясь со сложностями, люди нередко вынуждены сделать трудный выбор, и в этом случае все будет зависеть лишь от них, а не от мнения окружающих.
- Тотальный контроль власти — Замятин порицает вмешательство правительства в личную жизнь людей, описывая абсурдность этого порядка.
Право каждого на свободу суждения и индивидуальность он считает обязательным требованием для нормальной жизни. В этом и заключается смысл романа «Мы».
История создания
Евгений Замятин считал, что революция поменяла жизни многих людей, а посему и писать о них нужно теперь иначе. То, что было написано прежде, рассказывает о тех временах, которые уже прошли, теперь реализм и символизм должны смениться новым литературным течением – нео-реализмом. Замятин в своём произведении постарался объяснить, что машинизация жизни и тоталитарный режим ведут к обезличиванию каждого, к унификации индивидуального мнения и мышления, что, в конечном счёте, приведёт к уничтожению человеческого общества, как такового. Ему на смену придет единый механизм, а люди будут лишь его безликими и безвольными составляющими, действующими на основе автоматизма и заложенной программы.
Роман «Мы» Евгений Замятин написал в 1920 году, годом позже он отправил рукопись в берлинское издательство, так как не мог публиковаться на родине, в России. Антиутопия была переведена на английский и опубликована в 1924 году в Нью-Йорке. На родном языке автора произведение было издано только в 1952 году в том же городе, Россия познакомилась с ним уже ближе к концу века в двух выпусках издания «Знамя».
Из-за того, что антиутопия «Мы» увидела свет, пусть и за рубежом, писателя стали травить, отказывались публиковать, не давали ставить пьесы, пока Замятин не уехал за рубеж по разрешению Сталина.
Государство в антиутопии
В Едином Государстве живут всего несколько процентов от общей массы людей – в революции город одержал победу над деревней. Правительство обеспечивает их жильём, безопасностью, комфортом. За идеальные условия граждане лишаются индивидуальности, получают номера вместо имён.
Жизнь в государстве – это механизм. Свобода и счастье здесь несовместимы. Идеальная несвобода заключается в том, что все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, разве что не учитываются духовные потребности. Искусство заменяют цифры, в государстве действует математическая этика: десять погибших – ничто по сравнению с множеством.
Сам город окружён Зелёной Стеной из стекла, за которой находится лес, о котором никому ничего не известно. Главный герой однажды случайно узнаёт, что по другую сторону живут предки, покрытые шерстью.
Номера живут в одинаковых комнатах со стеклянными стенами, словно в доказательство того, что режим государства абсолютно прозрачен. Все потребности и естественные желания граждан удовлетворяются по расписанию, расписание определяется Часовой Скрижалью.
Любви нет, так как она порождает ревность и зависть, поэтому в там действует правило о том, что каждый номер имеет равные права на другой номер. Для граждан существуют определённые дни, в которые можно заниматься любовью, причём можно делать это исключительно по розовым талонам, которые выдаются в зависимости от физических потребностей.
В Едином Государстве есть Хранители, которые занимаются обеспечением безопасности и соблюдением правил. Для граждан честь рассказать в Бюро Хранителей о нарушениях. Преступников наказывают помещением в Машину Благодетеля, где номер расщепляется на атомы и превращается в дистиллированную воду. Перед казнью у них отбирают номер, что является высшей карой для гражданина государства.
Тема
Антиутопия поднимает ряд проблем, которые неминуемо грозят человечеству: потеря индивидуальности, духовности, обезличивание, общая универсализация. Смысл названия романа является ярким сигнальным стилистическим приёмом: нет людей, характеров, эмоций, есть общее, пустое, безликое “мы”.
Имеется в виду жизнь человека в условиях тоталитарного общества: образ всевидящего Благодетеля вызывает страх. По прошествии 1000 лет с момента последней революции на земле осталось только 2 процента населения, это те, кто выжил после войны между городом и деревней. Символично, что их отделяет Великая стена (очень прозрачная параллель с ситуацией в России во время правления Сталина) от другого дикого, опасного мира. Изображение Единого государства – точная копия политики тоталитаризма, которая стремилась контролировать все сферы жизни людей, даже семью. В своей жёсткой искромётной сатире Замятин дошёл до грани, придумав отсутствие любви, розовые билеты, право человека обладать другим человеком, если возникло желание близости. Таким образом, Единое государство уничтожает всякую привязанность, семейность, ревность и другие пагубные понятия прошлого. Одинаковые квартиры, стеклянные стены, униформа, прогулки строем – ужасающая аллегория, которая так близка к действительности, завуалированной под счастливую жизнь.
Другие сочинения по этому произведению
«без действия нет жизни…» В.Г.Белинский. (По одному из произведений русской литературы. — Е.И.Замятин. «Мы».)«Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе-мы убьем свободу своими же руками…» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)»Мы» и они (Е.Замятин)«Возможно ли счастье без свободы?» (по роману Е. И. Замятина «Мы»)«Мы» — роман-антиутопия Е. И. Замятина.«Общество будущего» и настоящее в романе Е. Замятина «Мы»Антиутопия для античеловечества (По роману Е. И. Замятина «Мы»)Будущее человечестваГлавный герой романа-антиутопии Е. Замятина «Мы».Драматическая судьба личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина «Мы»)Е.И.Замятин. «Мы».Идейный смысл романа Е. Замятина «Мы»Идейный смысл романа Замятина «Мы»Личность и тоталитаризм (по роману Е. Замятина «Мы»)Нравственная проблематика современной прозы. По одному из произведений по выбору (Е.И.Замятин «Мы»).Общество будущего в романе Е. И. Замятина «Мы»Почему роман Е. Замятина называется «Мы»?Предсказания в произведениях «Котлован» Платонова и «Мы» ЗамятинаПредсказания и предостережения произведений Замятина и Платонова («Мы» и «Котлован»).Проблематика романа Е. Замятина «Мы»Роман «Мы»Роман Е. Замятина «Мы» как роман-антиутопияРоман Е. И. Замятина «Мы» — роман-антиутопия, роман — предупреждениеРоман-антиутопия Е. Замятина «Мы»Смысл названия романа Е. И. Замятина «Мы»Социальный прогноз в романе Е. Замятина «Мы»Социальный прогноз Е. Замятина и реальность xx века (по роману «Мы»)Сочинение по роману Е. Замятина «Мы»Счастье «нумера» и счастье человека (по роману Е. Замятина «Мы»)Тема сталинизма в литературе (по романам Рыбакова «Дети Арбата» и Замятина «Мы»)Что сближает роман Замятина «Мы» и роман Салтыкова-Щедрина «История одного города»?И-330 — характеристика литературного герояД-503 (Второй Вариант) — характеристика литературного герояО-90 — характеристика литературного герояГлавный мотив романа Замятина «Мы»Центральный конфликт, проблематика и система образов в романе Е. И. Замятина «Мы»«Личность и государство» в произведении Замятина «Мы».Роман-антиутопия в русской литературе (по произведениям Е. Замятина и А. Платонова)Унификация, уравниловка, регламентация в романе «Мы»Счастье «нумера» и счастье человека (сочинение-миниатюра по роману Е. Замятина «Мы»)Многообразие мира и искусственная «формула счастья» в романе «Мы»Жизнь в раю? (идейный подтекст романа-антиутопии Е. Замятина «Мы»)Размышления об антиутопии ЗамятинаЛитературное произведение Евгения Замятина «Мы»Драматические судьбы личности в условиях тоталитарного общественного устройства (по роману Е. Замятина «Мы»)Пространство в романеМое открытие Е. И. ЗамятинаХудожественный памфлет «Мы»Нравственность и научно технический прогресс (по роману Е. Замятина «Мы»)Сочинение отзыв на тему романа Замятина «Мы»Порицание насилия над человек в романе Замятина «Мы»Роман-антиутопия Е. Замятина «Мы»Будущее человечества (по роману Евгения Замятина «Мы»)Мир романа «Мы» Евгения ЗамятинаНравственная проблематика современной прозы. По одному из произведений по вы-бору (Е.И.Замятин \Роман-антиутопия в русской литературе«Мы» Замятина – «злобный памфлет» или долг художникаИдейный подтекст романа-антиутопии Е. И. Замятина «Мы»Фантастика и гротеск в романе «Мы»Жанровое своеобразие романа Евгения Замятина «Мы»Роман предостережение (Евгений Замятин «Мы»)ТЕМА СТАЛИНИЗМА (по произведениям А.Н.Рыбакова «Дети Арбата» и Е.И.Замятина «Мы»)Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государствеЖанровое своеобразие романа Замятина «Мы»Роман Замятина «Мы» – сигнал об опасности, угрожающей человечеству от гипертрофированной властиТрагическая ирония о судьбе человечества в романе «Мы»Кто они? Половина, которую мы потеряли… Е. ЗамятинРазвитие жанра антиутопии в романах «Мы» Е. Замятина и «Чевенгур» А. ПлатоноваАнтиутопия Е. Замятина «Мы»Социальный прогноз Е. Замятина и реальность XX века (по роману Е. Замятина «Мы»)Драматическая судьба личности в условиях тоталитаризмаАнтиутопия для античеловечестваЕвгений Замятин и его роман “Мы”«Мы» роман-предупреждение о страшных последствиях отказа от собственного яТема личности в романе Е. Замятина «Мы»Проблема любви и долга в романе Е. Замятина «Мы»Роман Замятина «Мы»
Суть: о чём?
Перед нами предстаёт далёкое будущее. В рамках отдельного города было построено Единое Государство — общество, возведшее в абсолют идеи коллективизма. Одинаковая одежда, одинаковые дома, идеально рассчитанный распорядок дня и даже самой жизни, включая удовлетворение сексуальных желаний граждан, имена людей упразднены и заменены на сочетание букв и чисел, слово «человек» заменено на «нумер».
Главный герой – Д-503 — занимает должность главного инженера на стройке космического корабля «ИНТЕГРАЛ», который должен донести до других цивилизаций информацию об идеальном обществе, построенном на Земле.
Но однажды он встречает некую женщину под номером I-330. Она очень выделяется на фоне окружающих. Первоначальный интерес Д-503 к этой женщине меняется на раздражение, потом на гнев, потом на страх, и в итоге главный герой понимает, что влюблён в I-330, что недопустимо для нового общества.
I-330 оказывается одним из лидеров восстания против Единого Государства и привлекает на свою сторону Д-503. Мятежники намереваются захватить «ИНТЕГРАЛ» и использовать его в качестве оружия против властей, однако план терпит крах.
Общество Единого Государства дрожит до основания. Напуганный этими грандиозными событиями Д-503 совершенно сбит с толку. Он начинает сомневаться в трезвости своего рассудка и искренности I-330. Его тревоги прекращает Единое Государство, которое решается на крайние меры – лишить своих граждан воображения, убив последние остатки свободомыслия.
После операции Д-503 избавляется от сомнений, сдаёт властям всех мятежников и равнодушно наблюдает за пытками, которым подвергается I-330. Однако любовница героя, О-90, будучи беременной (что тоже строго контролировалось государством), успевает сбежать за пределы государства — туда, где живут свободные люди.
Проблемы
Проблематика романа «Мы» связана с тем, что свобода в Едином Государстве приравнивается к мучениям и невозможности жить счастливо, причиняет боль. Соответственно, возникает масса проблем, вызванных тем, что человек вместе со свободой выбора теряет свою сущность и превращается в биоробота, рассчитанного на определенный функционал. Да, жить ему становится и впрямь спокойнее, но слово «счастье» уже неприменимо к нему, ведь это эмоция, а их номера лишены.
Поэтому человек, как правило, как и главный герой произведения, выбирает боль, чувства и независимость вместо идеализированной системы принуждения. И его частная проблема – это противостояние с тоталитарной властью, бунт против нее. Но за этим конфликтом кроется нечто большее, глобальное и относящееся ко всем нам: проблемы счастья, свободы, нравственного выбора и т.д.
В романе описывается социальная проблема: человек, который превращается лишь в одну из частей системы тоталитарного государства, обесценивается. Никто в грош не ставит его права, чувства и мнения. Например, героиня О любит одного мужчину, но ей приходится «принадлежать» всем, кто захочет. Речь идёт об обесценивании личности до невозможного: в произведении номера умирают либо физически, наказанные Машиной, либо морально, лишаясь души.
Главные герои и их характеристика
Замятин считает идеальным человеком номер I-330, которая демонстрирует философию автора: революции нескончаемы, жизнь – это разности, а если их нет, то кто-то обязательно их создаст.
Главный герой – инженер «Интеграла», Д-503. Ему тридцать два года, и то, что мы читаем – записи его дневника, в котором он то поддерживает идеи Единого Государства, то противится им. Его жизнь состоит из математики, вычислений и формул, что очень близко писателю. Но он не лишён фантазии и замечает, что многие номера тоже не вырезают себе это умение – значит, даже тысяча лет подобного режима не победила главенство души в человеке. Он искренний и способен чувствовать, но приходит к предательству любви из-за операции, которая лишила его фантазии.
В произведении два главных женских образа. О-90, чья душа цветёт и живёт, – она розовая и круглая, ей не хватает десяти сантиметров до Материнской нормы, но, тем не менее, она просит у главного героя подарить ей дитя. В конце романа О-90 с ребёнком оказываются по другую сторону стены, и этот ребёнок символизирует проблеск надежды. Второй женский образ — I-330. Это острая и гибкая, с белыми зубами девушка, которая любит тайны и испытания, нарушает режимы и установки и которая после умирает, отстаивая идеи борьбы с Единым Государством.
В основном, номера верны режиму Государства. Номер Ю, например, сопровождает воспитанников на операции, сообщает о проступке Д хранителям – остаётся верна своему долгу.
Композиция
Действие романа начинается весной. Тон записей рабочего довольный и восторженный: он видит свой мир идеальным, ничто не омрачает его восприятия реальности. События романа заканчиваются осенью, в пору грусти, тоски и угасания всего живого.
Произведение написано в форме конспекта, дневниковых записей инженера – нумера Д-503 от первого лица. 40 дневниковых записей, которые становятся удивительной историей с печальным финалом – вот структура и основа композиции.
Идеология, история и “мудрая политика” Благодетеля – вот то, что составляет большую часть произведения. Логические выводы главного героя, его стремительно меняющаяся жизнь – то, что подаётся через призму, принятых в обществе будущего, норм, становится содержанием дневниковых записей. Изначально они были написаны, чтобы возвеличить идеальную реальность Единого государства, но у Д-503 начинает появляться душа. Это считается заболеванием, но поддаётся лечению в идеальном мире будущего.
История создания
После возвращения из Англии во время гражданской войны Евгений Замятин создаёт свой шедевральный роман. Глядя в далёкое будущее, писатель увидел и “напророчил” многие вещи, которые стали реальными совсем недавно. Его расчёт оказался верным, а творческий потенциал – удивительно самобытным. Прекрасно понимая, что в России ему не стоит пытаться напечатать своё произведение, Замятин отдаёт его на публикацию за границу. В 1923 году роман был напечатан в Нью-Йорке на английском языке, а в 1952 – на русском, там же, где и впервые.
Слава писателя дошла до родины, но суть романа была искажена. В 1929 году на Евгения Замятина обрушился шквал литературной критики, обвиняющей его в искажении действительности, начались притеснения, травля: жизнь и творчество в России стало невозможным. Писатель обращался с И. В. Сталину с письменной форме, однако был вынужден уехать за границу.
Непринятие и вражеская интерпретация существующей политической системы – совсем не то, что хотел донести автор до читателя. Социализм не был чужд Замятину, скорее – напротив. Но жёсткие перегибы, нездоровые тенденции, которые могли в будущем стать катастрофой для духовности страны и отдельной личности, Евгений Замятин рассмотрел ещё в зародыше. Не секрет, что многие писатели, которые погружались в мир будущего, оказались предсказателями, особенно свойственно это было для автора “Мы”, учитывая его образование и профессиональную деятельность. За спиной уже опытного писателя был политехнический институт (факультет кораблестроения) и работа за границей в качестве инженера. На замысел романа оказали влияние впечатления из поездки и жизни в Англии. Евгений Замятин считал, что настоящая литература, как и всякое другое искусство, может существовать только там, где есть полная свобода, “бунтари, отшельники, мечтатели”.
Жанр
Жанр романа «Мы» — социальная антиутопия. Она дала точку опоры для рождения нового пласта фантастической литературы ХХ века, которая была посвящена мрачным прогнозам на будущее. Основной проблемой в этих книгах является тоталитаризм в государстве и место человека в нём. Среди них выделяются такие шедевры, как романы Хаксли «О дивный новый мир», и «1984» Оруэлла, с которыми нередко сравнивают роман Замятина.
Антиутопия – это реакция на перемены в социуме и своеобразный ответ утопическим жизнеописаниям, где авторы говорят о воображаемых странах типа Эльдорадо Вольтера, где все идеально. Часто бывает так, что писатели предугадывают ещё не сформировавшиеся социальные отношения. Но нельзя сказать, что Замятин что-то предугадывал, за основу своего романа он брал идеи из произведений Богданова, Гастева и Мора, которые выступали за машинизацию жизни и мысли. Таковыми были идеалы представителей пролеткульта. Помимо них, он иронически обыграл высказывания Хлебникова, Чернышевского, Маяковского, Платонова.
Замятин высмеивает их уверенность в том, что наука всемогуща и не ограничена в возможностях, и в том, что всё на свете можно покорить коммунистическими и социалистическими идеями. «Мы» — это доведение идеи социализма до гротеска с целью заставить людей задуматься о том, к чему ведет слепое поклонение идеологии.
Смысл романа
Антиутопия «Мы» — противостояние идеологии и реальности. Замятин изображает людей, которые из всех сил отрицают, что они люди. От всех проблем они решили избавиться, избавившись от себя. Все то, что дорого нам, что составляет и формирует нас, отнято у героев книги. В действительности они никогда бы не позволили выписывать на себя талоны, не согласились бы жить в стеклянных домах и не поступились индивидуальностью. Но вот они критически оценили эту действительность, полную противоречий из-за многообразия и изобилия, и пошли против нее, против своего естества, против мира природы, отгородившись стеной иллюзий. Придумали абстрактный смысл бытия (строительство Интеграла, как когда-то строительство социализма), абсурдные законы и правила, противоречащие морали и чувствам, и нового человека – номера, лишенного своего «Я». Их сценарий и не жизнь вовсе, это самая масштабная театральная постановка, в которой все действующие лица делают вид, что проблем нет, как желания вести себя иначе. Но неравенство неизбывно, оно будет всегда, потому что человек человеку рознь с самого рождения. Кто-то искренне и слепо верит пропаганде и играет свою роль, не задумываясь о ее искусственности. Кто-то начинает думать и рассуждать, видит или чувствует фальшь и наигранность происходящего. Так появляются жертвы казни или трусливые лицемеры, пытающиеся потихоньку нарушить установленный порядок и умыкнуть из него частичку индивидуальности для себя. Уже в их наличии очевиден крах системы Единого государства: сравнять людей невозможно, они все равно отличаются друг от друга, и в этом заключается их человечность. Не могут они быть просто колёсиком в машине, они индивидуальны.
Автор полемизирует с советской идеологией о «свободе, равенстве и братстве», которая обернулась рабством, строгой социальной иерархией и враждой, так как эти возвышенные принципы не соответствуют человеческой природе.