Краткое содержание
Между бушующими волнами и грозовыми тучами гордо кружится буревестник, похожий на яркую чёрную молнию. Бесстрашная птица то подлетает к морской воде, задевая её крылом, то поднимается в небо, издавая громкий крик радости. Отчаянный, свободолюбивый и смелый буревестник не боится надвигающегося шторма, он продолжает свой полёт, изящно порхая между тучами и волнами. Ветер усиливается, море закипает белой пеной, как бы предупреждая всё живое о надвигающейся угрозе. В крике буревестника слышится:
- жажда страстной схватки со стихией;
- зов надвигающегося шторма;
- уверенность победы над силами природы;
- восторг от непогоды.
Бесстрашная птица получает истинное удовольствие от лицезрения поседевшего моря. Тем временем стихия разгорается всё больше. Чайки мечутся, они готовы скрыть свой ужас перед штормом на морском дне. Гагары стонут, они не в силах испытать наслаждение битвой жизни, ведь гром ударов лишь внушает страх. Оробевший пингвин пытается спрятать своё неуклюжее тело в утёсах. Лишь гордый буревестник смело реет над волнами, мрачными от пены.
Слышится стон морских гребней, которые терпят поражение в попытках борьбы с ветряной стихией. Свободный ветер обнимает волны и кидает их на утёсы. Дикий гнев превращает в множество мелких брызг прекрасные изумрудные громады. Волны поют и рвутся вверх, они будто стремятся на небо, откуда слышны раскаты усиливающегося грома.
Смелая птица носится, как демон бури: она то плачет, то хохочет. Смех её адресован тучам, а рыдания раздаются от радости. Несмотря на сильную усталость, буревестник продолжает верить в то, что тучи никогда не сумеют скрыть солнце, так как оно гораздо сильнее их. Тем не менее ветер с громом не унимаются, они ни на мгновенье не прекращают свой дикий вой и грохот. Над пропастью бесконечного моря небо сверкает ярким пламенем. Вода ловит и гасит стрелы молний, падающих вниз. Как огненные змеи, они вьются и тонут, будоража своими всполохами.
Сочинение по поэме Песня о Буревестнике
Основной персонаж произведения представлен писателем в образе лирического героя, изображенного в качестве птицы, буревестника, олицетворяющего человека, свято верящего в жизненные идеалы и способного ради них на самопожертвование.
Сюжетная линия произведения выстроена в описании преддверия надвигающегося ненастья в виде приближающейся бури, в потемневшем небе непогоды которого выражает радость смелый буревестник, жаждущий вступить в открытую схватку с сильными тучами и воющим ветром, не боясь блеска громовых молний.
В качестве противопоставления гордой птице писатель использует контрастные образы чаек, гагар и пингвинов, ужасающихся приближающемуся шторму, страшащихся надвигающимся переменам в погоде. В образах испуганных, хаотично прячущихся представителей птичьего семейства автор описывает большую часть общества, не приветствующих грандиозные перемены в самосознании, привыкших вести спокойную, сытую, размеренную, беззаботную жизнь и рассчитывающих на скорое наступление хорошей погоды, которое вернет их в обычное состояние.
Оживленное настроение буревестника, не скрывающего своего эмоционального настроя, желающего долгожданной сильной бури, пугает остальных птичьих обитателей. Образ бесстрашной птицы воплощает революционные идеи писателя, изображающего посредством аллегории истинных свободолюбивых народных избранников, ратующих за свободы и права простого народа, представленного в качестве поднимающихся морских волн.
Надвигающиеся грозные тучи вместе со воем ветра воплощают в описании автора представителей верховной власти в виде царя и его окружения, выражающих гнев непокорностью подчиненных народных масс и готовых к их уничтожению.
Буревестник в произведении является отождествлением некоего высшего существа, предводителя, способного к управлению, борьбе и победе над сильной стихией и грянувшей бурей, в которой он черпает неиссякаемость собственных сил. Герой восторгается грозовыми звуками, смело раскрывая крылья и летя навстречу разбушевавшейся стихии, как будто очищается под ударами молний и обновляется, достигая черных туч, прося небо разверзнуться все сильнее.
Произведение наполнено эмоциональными переживаниями, имеющими скрытый подтекст с неприкрытым призывом о необходимости изменения государственного управления и общественного самосознания.
Несколько интересных сочинений
- Образ и характеристика Григория Муромского в повести Барышня-крестьянка Пушкина сочинение Григорий Иванович Муромский — это зажиточный помещик, жена которого умерла. Он бездарно и необдуманно тратит деньги, сыпет ими налево и направо.
- Образ и характеристика Вронского в рассказе Анна Каренина Толстого сочинение Алексей Кириллович Вронский – один из центральных героев романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». Молодой, бравый офицер Вронский получил хорошее образование, воспитан, привык вращаться в обществе. Это спокойный, дружелюбный, честный и благородный человек
- Сочинение по картине Борисова-Мусатова Осенняя песня (описание)
- Сочинение на тему Цветущий луг 3 класс Когда начинается лето, очень хочется уехать из города. Как весело бывает побегать по луговым просторам, поваляться в траве, сплести венок из васильков и ромашек…
- Смысл названия романа Герой нашего времени Лермонтова В романе «Герой нашего времени» дается полная психологическая характеристика целому поколению, живущему в середине XIX века. Главный герой, Георгий Печорин, выполняет роль своеобразного зеркала
Средство революционной пропаганды
Главный герой олицетворяет пробудившееся самосознание российского народа и его революционную силу. В образе волнующихся волн Горький воплощает усиливающееся возмущение широких масс. Тучи выступают символом сил реакции. Осознав суть событий, развивающихся в царской России, и проникнув в их глубину, писатель говорит в своём произведении о растущем революционном движении, задействуя эмоционально волнующие и яркие образы.
Буревестник и Сокол написаны с заглавной буквы, это говорит об аллегоричности рассказа Горького. Он применяет новую революционную символику, которая пока ещё незнакома и малопонятна царским цензорам.
После публикации произведения писателя стали называть «буреглашатаем». В будущем на протяжении многих лет большевики использовали «Песню о буревестнике», призывая народ к борьбе с самодержавием. Будучи эффективным средством революционной пропаганды, она распространялась и через нелегальные издания.
В рассказе прослеживается ещё один мотив — вечная тема одиночества. Смелость и бесстрашие благородного героя автор противопоставляет обывательской глупости и ограниченности тусклой жизни. Таким образом, в контексте пропаганды революционных идей произведение приобретает совершенно другой смысл. В «Песне о буревестнике» прослеживается откровенный призыв к изменению общественно-политического строя.
Свергнуть власть без массового и кровопролитного восстания невозможно. Примечательно, что ни главного героя, ни самого автора нисколько не волнует судьба «глупых пингвинов» и «чаек», которые хотят, чтобы буря улеглась, и всё вернулось на круги своя. Они не желают, чтобы свершилось свержение самодержавия, даже мысль об этом их пугает.
Интересно, что рассказ очень нравился Ленину, который признавал большую агитационную ценность «Песни» и даже посвятил ей несколько статей на идеологическую тему.
Главная мысль и тема
Во время написания произведения поэт состоял в объединении «Искры», расположенном в Москве. Автор являлся инициатором протестов против преследования студентов, а также вел пропаганду революции среди рабочих. Поэма — своего рода ответ М. Горького разгону демонстрации студентов возле петербургского Казанского собора.
Изначально стих входил в художественное произведение «Весенние мелодии». В нем были изображены разные общественные движения в виде птиц. «Буревестнику» была отведена роль Чижа, а именно поколения молодых.
После наложения запрета на «Весенние мелодии», анализируемую прозу было опубликовано как самостоятельное произведение в журнальном издании «Жизнь».
https://youtube.com/watch?v=qX_puBSEz8I
Список и краткая характеристика героев повести В. Катаева «Сын полка»
Список и краткая характеристика главных героев
Ваня Солнцев – сирота. Разведчики называли его «пастушок». Смелый, упрямый. Капитан Енакиев – командир. Во время войны остался без своей семьи. Добросовестный и непреклонный. Ефрейтор Биденко – опытный разведчик, бывший шахтер с Донбасса. Честный, рассудительный, верный.
Список и краткая характеристика второстепенных персонажей
Ефрейтор Горбунов – разведчик, бывший лесоруб. Хозяйственный, отважный. Сержант Егоров – разведчик. Доброжелательный, искренний. Ковалев – опытный наводчик боевого орудия. Ахунбаев – товарищ Енакиева, храбрый.
«Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького
Максим Горький известен большинству русских и зарубежных читателей не только как основатель соцреализма и автор романа «Мать», но и как величайший драматург
Однако раннее его творчество, которое принято называть неоромантическим, по-прежнему привлекает к себе внимание своей неповторимой экзотикой. Тут тебе и цыгане с их жестокими нравами, тут тебе и Девушка, встречающая Смерть и побеждающая ее, а еще аллегорические образы Сокола и Буревестника
В «Песне о Соколе» традиционно противопоставляют Образы обывателя и Борца за свободу.
В прежние времена такой борец ассоциировался с революционером. Сейчас можно дать множество трактовок, лишенных революционной идеологии. Да и Образ Сокола воспринимается как образ отдельного борца, гибнущего в неравной борьбе. «Песня о Буревестнике» , созданная в 1900-е годы ХХ века, содержит неприкрытый намек нам приближающуюся революцию.
Еще со времен Николая Некрасова буря символизировала восстание, бунт, коих в XIX было немало. Таким образом, фразеология революционной публицистики, использованная Горьким, усиливает революционное звучание.
«Песню о Буревестнике» можно разделить на три части. Первая
часть представляет описание моря и приближение бури, во второй Буревестник предвосхищает ее, а в третьей части буря наконец разразилась. Дважды повторяет Горький в первой части слово «реет» и в то же время говорит о Буревестнике, что он, «стрелой взмывая к тучам», кричит.
Это «взмывание» так стремительно, потому что таит в себе напряженную взволнованность, прорывающуюся даже в гневном, но радостном крике.
Интересно, что Чайки тоже быстро движутся — «мечутся над морем». Но как различается смысл этих слов: «мечутся» и «взмывая». Растерянность, страх, бессилие, выраженные в слове «мечутся», усиливаются слуховым образом — «стонут».
Буревестник вызывающе кричит, и в этом крике такая сила, что, несмотря на шум волн, «тучи слышат» этот страстный и победный крик; чайки же могут только стонать в ужасе.
Пингвина автор характеризует словами «глупый» и «робко». Он не говорит про него, что он прячется; сказано, что он «прячет тело жирное в утесах». Этим подчеркивается его страх за самое для него драгоценное — за жирное тело, ко всему остальному он равнодушен.
В этом образе автор воплотил некий антиидеал: мещанскую, обывательскую бездуховность, размеренно-тусклое, приземленное существование, страх за свою примитивную жизнь.
Если в начале «Песни» море — «седая равнина», то во второй части море волнуется все с большей силой, и волны вздымаются так высоко, словно рвутся навстречу грому. В первой части ветер собирает тучи, а во второй — ветер бросает волны с размаху в дикой злобе на утесы. В третьей части море «гневно ревет», а ветер так усиливается, что теперь воет.
Буревестник тоже испытывает метаморфозы: сначала он сравнивается со стрелой, взмывающей к тучам, во второй части «носится, как демон — гордый, черный демон бури». В конце он не просто кричит — он «и смеется, и рыдает», будучи уверенным, что тучи не скроют солнца. При этом он не только жаждет бури, он возвещает своим криком о ее наступлении и о грядущей победе.
Буревестник олицетворяет революционную силу народа, его пробуждающееся в царской России самосознание. В Образе бушующего моря воплощается нарастающее возмущение широких масс, в Образе туч — силы реакции. Уловив сущность развивающихся в России событий, проникнув в их глубину, Максим Горький в своей «Песне о Буревестнике» в художественно ярких и эмоционально волнующих образах говорит о растущем в стране революционном движении.
Тот факт, что названия героев написаны с заглавной буквы, свидетельствует об аллегоричности песен писателя. Аллегория, однако, используется в басне, чтобы высмеять общественные пороки, но у Горького аллегорические образы становятся символами. Писатель использует новую революционную символику, недостаточно знакомую царским цензорам и поэтому непонятую ими.
После появления «Песни о Буревестнике» в журнале «Жизнь» самого Максима Горького стали называть «буревестником» и «буреглашатаем» революции. В дальнейшем произведение было включено в сборники революционных песен и стихов, издаваемые за границей. Эта «Песня» у большевиков на долгие годы стала эффективным средством революционной пропаганды, призывающим к борьбе с самодержавием, поэтому распространялась через нелегальные издания.
Ее перепечатывали и перечитывали в рабочих кружках и в кружках учащихся.
Кроме призыва бури, революции, в произведении звучит и другой мотив — вечная Тема одиночества. Здесь отвага смелого и честного героя противопоставлена обывательской трусости и ограниченности серой жизни.
Значение
Выход журнала с «Песней о Буревестнике» вызвал переполох среди жандармов. После выхода «Песни о Буревестнике» самого автора стали называть «буревестником» и «буреглашатаем». «Песня» была одним из поводов к запрещению журнала, — номер, в котором она напечатана, оказался последним. Однако на этом распространение произведения не закончилось. «Песня о Буревестнике» была включена в сборники революционных стихов и песен, выходившие за границей. Ставшая в годы первой русской революции боевым паролем, «Песня о Буревестнике» вызывала ненависть в лагере реакции. В передовых кругах русского общества «Песня о Буревестнике» была принята как пламенная революционная прокламация; произведение широко распространялось через нелегальные издания.
«Песня о Буревестнике» являлась одним из эффективных средств революционной пропаганды, призывающим на борьбу с самодержавием.
Анализ рассказа Песня о соколе
«Песня о Соколе» относится к ранним произведениям Максима Горького, которые в большинстве своем воспринимаются читателями как фантастические рассказы, легенды, сказки, не имеющие ничего общего с реальной жизнью того времени. Однако следует понимать, что важным толчком к появлению ранних вещей писателя способствовали революционные движения конца XIX века. В частности, «Песня о Буревестнике» считалась тогда неким призывом к революционным изменениям. В то же время «Песня о Соколе» воспринималась как басня, сказочное произведение, построенное на аллегорических образах.
Величественность природы предстает неким контрастным фоном, на котором ярко выделяется образ высокого, седовласого, худощавого и мудрого человека, прожившего целую жизнь и преисполненного житейской мудростью. Сейчас для него все вокруг кажется легким, зыбким, одухотворенным, а им самим владеет лишь одно желание – думать, мыслить, рассуждать.
Глядя в бесконечную даль, старец предается философским думам, размышляет о смерти, о боге, о смысле жизни. Свои мысли герой облекает в форму песни о храбром Соколе и Уже-обывателе. Картина выглядит следующим образом: вдали возвышаются горы, где посреди их недосягаемых вершин и начинается действие. Внизу волнуется морская вода, а в бескрайнем небе сияет яркое солнце. В самой глубине гор располагается темное, сырое ущелье, где обитает Уж.
Сокол олицетворяет собой смелость, жизнь, борьбу. В то время как Уж – воплощение лени, трусости и малодушия. Первый из них появляется на фоне бушующих вод, он повержен в бою, но продолжает бороться за жизнь. Второй при этом находится в привычной для него обстановке и не спешит покидать спокойное и безопасное место. Для храброй птицы подобные условия равны смерти, он задыхается в них. Сокол томится от бессильного гнева, страдая и переживая из-за своего поражение в битве, но после слов Ужа о том, что в ущелье ему тепло и прекрасно, Сокол словно бы обретает новые силы и прозревает.
Оба этих героя отражают разные точки зрения на то, что есть такое смысл жизни. Для Ужа этот смысл сводится к спокойному, безропотному и лишенному всяких устремлений существованию. Сокол же видит смысл в том, чтобы совершать героические поступки и смелые деяния, следуя за духовными порывами своей страстной натуры. Уж насмехается над Соколом, он не понимает, зачем всё это нужно, если конец всех ждет абсолютно одинаковый.
Умирая, Сокол понимает, что прожил яркую счастливую жизнь, а гибель является лишь продолжением этой жизни. Смерть Сокола – это призыв к продолжению борьбы, символизирующий начало бессмертной жизни.
«Макар Чудра» — краткое содержание рассказа Максима Горького
8 класс
Краткое изложение Песня о буревестнике Максим Горький
Песня о буревестнике
Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и.- тучи слышат радость в смелом крике птицы. В этом крике — жажда бури!
Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей. И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах… Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!
Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому. Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом
Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает… Он над тучами смеется, он от радости рыдает!
В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют! Ветер воет… Гром грохочет… Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря.
Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.
Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы: «Пусть сильнее грянет буря. »
Дайджест:
Горький, Краткое содержание Макар Чудра Краткое содержание Начинается рассказ с описания безграничной степи и бесконечного моря. Повествователь по ночам беседует со старым цыганом Макаром Чудрой, который сторожит коней недалеко от своего табора. Макар рассказывает одну. .
Читаем повесть Лермонтова «Максим Максимыч» Это был офицер, лет пятидесяти, с смуглым лицом и преждевременно поседевшими усами, которые не соответствовали его твердой походке и бодрому виду. Таким образом завязалось у автора знакомство с одним из. .
Сравнительная характеристика «Печорин и Максим Максимыч» Григорий Печорин Максим Максимыч Возраст Молодой, во время его приезда на Кавказ ему около 25 лет Почти пенсионер Военное звание Офицер русской императорской армии. Штабс-капитан Черты характера Все новое быстро. .
Сравнение образов Печорина и Максим Максимыча Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч — два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч — рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе. .
Дождь Погода начала портится после обеда, скорее всего, пойдет дождь. Вот уже темные тучи медленно идут с востока. Но усиливается ветер, и уже через двадцать минут они закрывают солнце. Начинают капать. .
Краткое изложение Господин из Сан-Франциско Бунин И. А. Бунин Господин из Сан-Франциско Господин из Сан-Франциско, который в рассказе ни разу не назван по имени, так как, замечает автор, имени его не запомнил никто ни в Неаполе. .
Лирика Фета это природа, любовь, и песня Восприятие А. А. Фета русской природы существенно отличается от восприятия ее Н. А. Некрасовым. Разница вызвана в первую очередь тем, что Некрасов — реалист, а Фет — романтик. Лирика Фета. .
Краткое изложение «Бузя». Автор произведения: «Шолом-Алейхем» — ласкательное имя, созданное с Эстер-Любы: Любузя — Бузя… Она меньше меня на один или два года, а нам обоим нет еще и двадцати лет. Мой старший брат Беня жил. .
Характеристика героя Максим Максимыч, Герой нашего времени, Лермонтов Максим Максимыч Максим Максимыч — один из самых интересных героев романа. Лермонтов рисует его как бедного, невысокого по статусу, да и не слишком образованного. Но, прослужив всего лишь рядовым офицером. .
Краткое изложение Три сестры А. П. Чехов Три сестры Действие протекает в губернском городе, в доме Прозоровых. Ирине, младшей из трех сестер Прозоровых, исполняется двадцать лет. «На дворе солнечно, весело», а в зале накрывается. .
Краткое изложение Учитель словесности А. П. Чехов Учитель словесности Учитель русского языка и литературы в небольшом провинциальном городе Сергей Васильевич Никитин влюблен в дочь местного помещика Машу Шелестову, восемнадцати лет, которую «в семье еще. .
Краткое изложение повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место» Отец рассказчика поехал в Крым продавать табак, поэтому дома остались сам рассказчик, дед, мать, да два брата. Дед засеял баштан на дороге и перешел жить в курень. Взял он с. .
Жанр повествования
Жанр этого сочинения — песня. Поэт воспевает безумство, смелость, стремление к достойной жизни и смерти. Именно по этой причине песня являлась гимном революционеров. Любимый подход писателя — противопоставление слабого и сильного образов — отразился и в этом произведении. Раненый Сокол разговаривает с Ужом.
Философия Ужа вполне ясна — «рожденный ползать летать не может». Спрыгнув, как и Сокол, он «не разбился, а засмеялся» и решил, что познал небо, и еще сильней начал любить землю. Но в конце не ему, а Соколу поют песнь волны. «Безумству смелых мы песнь споем…» — эта фраза в очередной раз указывает на сочувствие поэта революционерам.
Нужно отметить, что, даже описывая природу, это указывает на внутренние переживания главных персонажей:
- обрыв, волны, небо, такое вожделенное для Сокола, говорят о стихийности мечтаний и полете желаний;
- камень, где свернулся Уж, символизирует неподвижность мыслей и закостенелость мещанства.
История написания
«Песня о Буревестнике» написана в ответ на кровавый разгон студенческой демонстрации у Казанского собора в Санкт-Петербурге 4 марта 1901 года. Писатель в это время был связан с московской организацией «Искры», вел революционную пропаганду среди студентов и рабочих и выступал инициатором широких общественных протестов против преследования студентов. «…В сердце у меня горят зори весенние и дышу я во всю грудь», — писал он весной 1901 года Л. Н. Андрееву. Первоначально стихотворение являлось частью сатирического рассказа «Весенние мелодии», где разные слои общества были изображены в виде птиц. Песнь «О Буревестнике» здесь принадлежит Чижу, представляющему молодое поколение. Цензура запретила издавать рассказ целиком (полностью «Весенние мелодии» были нелегально напечатаны нижегородскими радикалами на гектографе), но не распространила запрет на песню чижика. результате стихи были опубликованы в журнале «Жизнь» как самостоятельное произведение. Перед отправкой в печать Горький изменил финальную фразу: вместо «Ждите! Скоро грянет буря!» поставил «Пусть сильнее грянет буря!».
17 апреля Горького и его закадычного друга — поэта С. Г. Скитальца — арестовали, а затем выслали из Нижнего Новгорода. Проводы писателя вылились в массовую демонстрацию. мае журнал «Жизнь» был закрыт.
Проблематика и жанр
«Мои университеты» Горького — третья повесть трилогии. В двух первых рассказывается о детстве героя, а заключительная повествует о юности. Проблематика произведения строится вокруг взросления Алёши и революционного движения, набирающего обороты. В повести показан контраст между сытой мещанской жизнью и полуголодным существованием рабочих и крестьян.
Анализ произведения показывает: Алексей понимал важность образования, и не его вина, что не удалось поступить в университет. Чтобы бороться за лучшую долю для всего народа, нужны знания, которых у героя не было
Однако встречи и общение с интересными людьми, увлечёнными идеей всеобщего равенства, помогли Пешкову сформировать убеждения и стойкий характер. Жанр «Моих университетов» — автобиографическая повесть. На это указывают такие признаки:
- повествование ведётся от лица главного героя;
- автор рассказывает о своей жизни;
- имена писателя и основного персонажа совпадают;
- в произведении очень много действующих лиц.
«Свинцовые мерзости жизни»
Такое определение появляется в повести «Детство» Максима Горького после рассказа о том, как Алеша чуть не зарезал отчима. Мать с маленьким сыном и мужем появилась в подвале Кашириных вскоре после их переезда туда. Сказала, что дом сгорел, но всем было ясно, что Максимов все проиграл. Брат героя оказался больным мальчиком, сама Варвара заметно подурнела и снова была беременна. Отношения ее с молодым мужем не складывались, и однажды Алеша стал свидетелем их ссоры: Максимов направлялся к любовнице, а мать истошно кричала. Герой схватил нож и бросился на отчима, но благо только разрезал мундир и слегка зацепил кожу. Эти воспоминания наряду со всеми остальными, описанными выше, и заставили автора задуматься над тем, а нужно ли рассказывать об этих мерзостях? И он с уверенностью отвечает: да. Во-первых, только так можно с корнем вырвать зло «из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной» (цитата из произведения Горького). Во-вторых, подобные низости показывают (это уже отмечалось в статье), что русский человек все же «настолько еще здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их». И это «яркое, здоровое и творческое», воплощенное в повести в образах бабушки, Цыганка, Хорошего Дела, дает надежду на то, что возрождение человечества возможно.
Отрывок, характеризующий Песня о Буревестнике
Перед восходом солнца его разбудили громкие частые выстрелы и крики. Мимо Пьера пробежали французы. – Les cosaques! – прокричал один из них, и через минуту толпа русских лиц окружила Пьера. Долго не мог понять Пьер того, что с ним было. Со всех сторон он слышал вопли радости товарищей. – Братцы! Родимые мои, голубчики! – плача, кричали старые солдаты, обнимая казаков и гусар. Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его. Долохов стоял у ворот разваленного дома, пропуская мимо себя толпу обезоруженных французов. Французы, взволнованные всем происшедшим, громко говорили между собой; но когда они проходили мимо Долохова, который слегка хлестал себя по сапогам нагайкой и глядел на них своим холодным, стеклянным, ничего доброго не обещающим взглядом, говор их замолкал. С другой стороны стоял казак Долохова и считал пленных, отмечая сотни чертой мела на воротах. – Сколько? – спросил Долохов у казака, считавшего пленных. – На вторую сотню, – отвечал казак. – Filez, filez, – приговаривал Долохов, выучившись этому выражению у французов, и, встречаясь глазами с проходившими пленными, взгляд его вспыхивал жестоким блеском. Денисов, с мрачным лицом, сняв папаху, шел позади казаков, несших к вырытой в саду яме тело Пети Ростова. С 28 го октября, когда начались морозы, бегство французов получило только более трагический характер замерзающих и изжаривающихся насмерть у костров людей и продолжающих в шубах и колясках ехать с награбленным добром императора, королей и герцогов; но в сущности своей процесс бегства и разложения французской армии со времени выступления из Москвы нисколько не изменился. От Москвы до Вязьмы из семидесятитрехтысячной французской армии, не считая гвардии (которая во всю войну ничего не делала, кроме грабежа), из семидесяти трех тысяч осталось тридцать шесть тысяч (из этого числа не более пяти тысяч выбыло в сражениях). Вот первый член прогрессии, которым математически верно определяются последующие. Французская армия в той же пропорции таяла и уничтожалась от Москвы до Вязьмы, от Вязьмы до Смоленска, от Смоленска до Березины, от Березины до Вильны, независимо от большей или меньшей степени холода, преследования, заграждения пути и всех других условий, взятых отдельно. После Вязьмы войска французские вместо трех колонн сбились в одну кучу и так шли до конца. Бертье писал своему государю (известно, как отдаленно от истины позволяют себе начальники описывать положение армии). Он писал: «Je crois devoir faire connaitre a Votre Majeste l’etat de ses troupes dans les differents corps d’annee que j’ai ete a meme d’observer depuis deux ou trois jours dans differents passages. Elles sont presque debandees. Le nombre des soldats qui suivent les drapeaux est en proportion du quart au plus dans presque tous les regiments, les autres marchent isolement dans differentes directions et pour leur compte, dans l’esperance de trouver des subsistances et pour se debarrasser de la discipline. En general ils regardent Smolensk comme le point ou ils doivent se refaire. Ces derniers jours on a remarque que beaucoup de soldats jettent leurs cartouches et leurs armes. Dans cet etat de choses, l’interet du service de Votre Majeste exige, quelles que soient ses vues ulterieures qu’on rallie l’armee a Smolensk en commencant a la debarrasser des non combattans, tels que hommes demontes et des bagages inutiles et du materiel de l’artillerie qui n’est plus en proportion avec les forces actuelles. En outre les jours de repos, des subsistances sont necessaires aux soldats qui sont extenues par la faim et la fatigue; beaucoup sont morts ces derniers jours sur la route et dans les bivacs. Cet etat de choses va toujours en augmentant et donne lieu de craindre que si l’on n’y prete un prompt remede, on ne soit plus maitre des troupes dans un combat. Le 9 November, a 30 verstes de Smolensk».
Второстепенные герои и их характеристика:
- Данило солдат – старый цыган, в свое время воевавший с Кошутом. Отец Радды. Схож с дочерью характерами и мировоззрением. Когда Лойко убил Радду, отомстил за нее ответным убийством.
- Рассказчик – герой, появляющийся в начале и в конце произведения. Макар Чудра рассказывает ему историю о Лойко и Радде, убеждая, что прежде всего стоит ценить свою свободу. После рассказа ему не спится: в темноте мерещатся Радда и Зобар, который по пятам плыл за ней.
- Нур – старый седой цыган, горько заплакавший над телами убитых молодых людей.
- Нонка – дочь Макара Чудры. Надменная девушка неотразимой красоты. У Нонки презрительный взгляд и требовательный тембр голоса.
- Магнат – старый, но красивый «как чёрт в праздник» мужчина, к тому же очень богатый. Предлагал Радде кошелек, полный денег, за поцелуй, но получил решительный отказ. Тогда магнат стал просить у Данило руки его дочери, но цыган отказал, посчитав Магната птицей более низкого полета.
История написания
«Песня о Буревестнике» написана в ответ на кровавый разгон студенческой демонстрации у Казанского собора в Санкт-Петербурге 4 марта 1901 года. Писатель в это время был связан с московской организацией «Искры», вел революционную пропаганду среди студентов и рабочих и выступал инициатором широких общественных протестов против преследования студентов. «…В сердце у меня горят зори весенние и дышу я во всю грудь», — писал он весной 1901 года Л. Н. Андрееву.
Первоначально стихотворение являлось частью сатирического рассказа «Весенние мелодии», где разные слои общества были изображены в виде птиц. Песнь «О Буревестнике» здесь принадлежит Чижу, представляющему молодое поколение. Цензура запретила издавать рассказ целиком (полностью «Весенние мелодии» были нелегально напечатаны нижегородскими радикалами на гектографе), но не распространила запрет на песню чижика. В результате стихи были опубликованы в журнале «Жизнь» как самостоятельное произведение. Перед отправкой в печать Горький изменил финальную фразу: вместо «Ждите! Скоро грянет буря!» поставил «Пусть сильнее грянет буря!».
17 апреля Горького и его закадычного друга — поэта С. Г. Скитальца — арестовали, а затем выслали из Нижнего Новгорода. Проводы писателя вылились в массовую демонстрацию. В мае журнал «Жизнь» был закрыт.
Критика
Автобиографическая трилогия в целом и «Детство» в частности были крайне тепло встречены читающей частью России.
Знаменитый в будущем детский писатель Корней Чуковский отмечал важность книги для понимания не только жизни народа, но и души самого Горького. Он очень чутко уловил не только отрицательные, но и светлые посылы, заключённые в книге, назвав её воздушной и очаровательной
Один из величайших поэтов серебряного века – Александр Блок, также высоко оценил повесть, отметив, прежде всего, яркий и самобытный образ бабушка Акулины Ивановны.
Повесть многократно переиздавалась и экранизировалась, и на сегодняшний день, даже спустя век после своего рождения, считается классикой русской литературы.
Анализ произведения Песня о Буревестнике Горького
Целая буря разыгрывается в строках «Песни о буревестнике» М. Горького. Они полны эмоций и чувств. А главное — в них автор представляется смелого и независимого лирического героя. Его образ воплощен в птице буревестнике.
Она летает над волнами и жаждет этой бури, в то время, как другие начинают искать укрытия.
Образы, представленные писателем в этом произведении, можно наблюдать и в обычной повседневной жизни. Чайки, гагры и пингвины — это большая часть людей, привыкшая вести размеренный образ жизни и не приветствующая перемен, особенно — грандиозных. Как и в песне, в жизни такие люди, почуяв приближение чего-то такого, что может все кардинально изменить, стараются избежать этих событий и просто спрятаться от них. Они никогда сами не будут способствовать переменам.
Ведь им и так хорошо.