Основные персонажи пьесы и их краткая характеристика
Главные герои
Михаил Иванович Костылев — владелец ночлежки, 54 года, жадный, не брезгует покупать краденое, у постояльцев отбирает последний грош. Костылев ханжа: старается выглядеть благочестивым, но душой далёк от христианства. Ревнует жену, которая годится ему по возрасту в дочери.
Василиса Карповна Костылева— супруга хозяина, 26 лет. Женщина бессердечная, алчная, заводит шашни с Васькой Пеплом, тиранит свою сестру.
Наташа — младшая сестра Василисы, 20 лет. Кроткая, добрая девушка. Она сносит издевательства Василисы, жизнь её безрадостна, часто воображает свою смерть.
Лука — странствующий старик 60 лет, многое видел в жизни, жалеет людей, старается утешить, чем-то обнадёжить.
Васька Пепел — молодой мужчина 28 лет, занимается воровством, состоит в связи с Василисой Костылевой, жестокость и жадность которой его отвращают. Пеплу по душе Наташа, потому что она «строгая, хорошая…надёжный человек». Ради неё готов даже изменить образ жизни.
Клещ Андрей Митрич — безработный, 40 лет, по ремеслу — слесарь. Считает себя лучше прочих постояльцев ночлежки, потому что он любит работать. Клещ уверен, что выберется из нужды. Он трудолюбив, но угрюм, жестокосерден по отношению к своей больной жене.
Бубнов — картузник, некогда имевший своё дело. Ему 45 лет, потерял всё из-за жены и её любовника. Не ждёт от жизни ничего хорошего, равнодушен ко всему.
Барон — разорившийся аристократ, 33 года. Он вёл бездумную, пустую жизнь, докатился до ночлежки, стал сожителем проститутки. Порой вспоминает прошлое и кичится происхождением. На перемены к лучшему он уже не надеется. Барон пассивен, изменить что-то не в состоянии.
Сатин — шулер, 40 лет. Отсидел в тюрьме за убийство (защищал сестру), там научился играть в карты. Когда-то работал в типографии, много читал, и на фоне обитателей ночлежки довольно образован. Персонаж нередко пускается в отвлечённые рассуждения, употребляет книжные слова. В его монологе «Человек — это звучит гордо!..» автор выражает свою позицию.
Настя — девица 24 лет, сожительница барона, зарабатывает проституцией. Читает низкопробные французские романы, грезит о настоящей любви, рассказывает о своём возлюбленном Гастоне или Рауле, и сама верит в это.
Актёр — спившийся человек, потерявший даже имя. Ему около сорока, в прошлом — провинциальный актёр со сценическим именем Сверчков-Заволжский. Он безобидный человек, может проявить сострадание. Утратив надежду изменить свою жизнь, повесился.
Второстепенные герои
Медведев Абрам — немолодой полицейский, дядя Василисы и Наташи. Беспринципно не вмешивается в «семейное дело», когда Василиса избивает Наталью, закрывает глаза на деловые отношения Костылева и вора Пепла.
Анна — жена Клеща, 30 лет. Заболела чахоткой от побоев мужа и недоедания. Когда умирала, не видела от супруга сочувствия.
Алешка — сапожник, 20 лет, уже пьющий, часто сидит в кутузке.
Квашня — предприимчивая женщина лет 40, перебивается торговлей пельменями. Не так давно овдовела, чему несказанно рада: муж распускал руки. О браке больше слышать не хотела. Поддавшись на уговоры Медведева, сошлась с ним, но сама стала поколачивать мужа.
Татарин — крючник. Человек работящий, считает, что надо быть всегда честным. У него раздавлена рука, которую придётся отрезать.
Характер Анны
Читатель видит женщину уже смертельно больную. Чаще она лежит в углу, закрытая пологом. Иногда ей помогают выйти на улицу или сменить помещение, темное и тягостное. Нужда и страдания сделали женщину терпеливой. Она ждет смерти как облегчения. Судьба жалеет Анну. Перед смертью она встречается с Лукой. Старик разговаривает с ней, помогает успокоиться. Доброе отношение Луки напоминает о жизни в доме отца. Там тоже было все по-доброму. Терпение привело к гибели. Какие еще черты отличают персонаж:
Доброта.
Анна пытается внести мир в отношения жильцов подвала, успокаивает их.
Преданность. Больная отдает еду мужу-злодею. Она всю жизнь боялась съесть больше других, дрожала перед мужем, принимая, закон семейных отношений.
Скромность.
Женщина лежит, стараясь не привлекать к себе внимания, тихо стонет от боли.
Ум.
Анна понимает, что она не нужна миру, окружающему ее.
Стыдливость.
Нищета не сделала Анну порочной и распутной. Нет желаний мести, злости или страсти. Все воспринимается как должное, непоправимое.
Не смогла женщина противостоять Клещу, который, наверное, искал причину своих бед в жене. Слабость женщины использовал для своего утверждения в жизни. Рабочий не создал условий для жизни, не смог добыть столько денег, чтобы семья не нищенствовала. Виноватая и тихая Анна, уже больная, жалеет его.
Автор и образы в пьесе Горького «На дне»
Произведение Горького стало результатом жизненных наблюдений и философских размышлений писателя. Босячество, так ярко и живо показанное в произведение, считалось крупным социальным явлением начала 20 века. Система образов пьесы на дне обязана своему созданию личных наблюдений писателя. Герои этого творения – собирательные образы, характерные особенности которых можно было приписать определенным социальным слоям общества того времени.
Главная проблематика пьесы – поиск истины, ответов на вопросы, касающихся выбора между честностью и ложью. С помощью образа Луки, Горький выражает свою авторскую позицию. Этот герой далек от идей христианского терпения.
Для него существует лишь одно фундаментальное убеждение – человек, счастлив только тогда, когда имеет возможность платить за себя. В этом и заключается, по его мнению, свобода. В этих высказываниях слышится голос автора.
Многие люди, которые хотя бы раз прочитали эту историю, выходили на баррикады, оставляя свою прежнюю жизнь в прошлом. Критиками были сделаны попытки обосновать конфликт произведения психологической слабостью действующих лиц. Автор был не согласен с подобной трактовкой. Горький твердо был убежден, что Лука давно утратил свою веру во все, но не лишился чувства сострадания по отношению к другим людям.
Диаметрально противоположные убеждения присущи еще одному персонажу произведения – Сатину, посредством которого также выражается авторское мнение. Он не принадлежит к числу положительных героев, но это человек отличается острым умом и имеет авторитет среди людей, живущих в ночлежке. Именно Сатин яснее остальных понимает значение социального неравенства.
Среди членов этого «сообщества» он самый интеллигентный ее участник. По его мнению, людям нужна правда. В этих словах скрыт призыв к борьбе за свои права в социуме. Анализируя разговоры Сатина, можно с уверенностью утверждать, что человеку нужно не сожаление, а уважение. Благодаря ему, в сердцах обитателей этого унылого места поселилась надежда на лучшую жизнь.
Ставя в центр повествования проблематику гуманизма, Горький говорит, что люди не должны жить в иллюзорном мире своих фантазий.
Настя и Лука
Девушка увидела сожаление и сочувствие только от старца Луки и Натальи. Лука смог ее выслушать без упреков и насмешек. Настя верит в свою мечту, ждет принца и любви. Вероятно, ее будущее сходно с Актером и мужиком из притчи о Праведной земле. Она осознает иллюзорность своих надежд и покончит жизнь самоубийством. Другой вариант судьбы – женщина сопьется, заболеет и умрет. В любом случае – это смерть. Гибель не избежать.
Лука поддерживает веру Насти, он пытается образумить жильцов подвала. Чем мешают глупые рассказы постояльцам, каждый волен верить или не верить. Лука понимает, что слезы над книгами, доставляют девушке удовольствие. Нет других забав,
«…пускай плачет…». Настя надеется сменить ночлежку, уйти на край света, чтобы не видеть здешних жильцов. В этом она похожа на Луку. Но старик уходит и странствует по свету, а Настя только собирается сделать это.
Краткое содержание «На дне» Горького: краткий пересказ сюжета, пьеса в сокращении
У читателя сформировывается свое мнение о персонаже. Можно жалеть, никто не запрещает осуждать. Автор убежден, человек обязан верить и идти к своей мечте, а не ждать ее появления.
Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне»
«Хозяевами» в пьесе Горького «На дне» можно считать Костылева и его жену, «бой — бабу» Василису. Знакомство читателей и зрителей с хозяином ночлежки Костылевым начинается в первом акте драмы. Он разыскивает свою жену Василису. Она встречается с Васькой Пеплом. Костылеву прекрасно об этом известно, но есть одно «но».
Он, при всей своей грубости и бесчеловечности, труслив. Другой мужчина давно бы, раз и навсегда, покончил с этой унизительной для всякого мужа ситуацией, поставил бы на место любовника своей супруги. Но вот
парадокс: Костылев боится застать их вместе. И не потому, что ему будет больно увидеть любимую в объятиях другого , а оттого, что ему придется драться с оскорбителем. Но Костылев боится отчаянного Ваську.
Вот он и делает вид, что ему ничего неизвестно о любовной связи жены. Ярко иллюстрирует трусливость этого человека такой эпизод: Пепел встряхивает Костылева, разгневавшись, что он потревожил его покой. И что же Костылев? Он напоминает перепуганного зайчонка: «Да… мне — ничего…я уйду…» Костылева в ночлежке ненавидят.
Да к нему и нельзя относиться по-другому. Он хитер, жаден, а свою жадность прикрывает
высокими словами о доброте. Смысл его слов сводится к тому, что доброта превыше всех благ, поэтому он, как хороший человек, не может равнять доброту с деньгами. Доброта — одно дело, денежный долг — другое: «Разве доброту сердца можно с деньгами равнять?» Костылев — человек набожный.
Но, как мне показалось, не из любви к Богу, а опять — таки из чувства страха, страха перед тем, что Бог его покарает. Так, беря полтинник с Клеща, он подчеркивает, что на эти деньги он маслице в лампадку купит, то есть употребит их на Бога, не для своих нужд: «А я на тебя полтинку накину, — маслица в лампадку куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть…И на меня жертва пойдет, и воздаяние грехов моих, и за тебя тоже». Костылев говорит о любви к ближнему: «А я вас всех люблю…Я понимаю, братия вы моя ненаглядная, никудышная, пропащая…». Какие высокие слова, какие красивые, но грош им цена! Он чем-то напоминает Иудушку Головлева, героя Салтыкова-Щедрина…
Костылев по отношению к людям — лютый зверь. Над младшей сестрой своей жены, двадцатилетней Наташей, он в открытую измывается: заставляет прислуживать себе, словно она крепостная, унижает словами «нищая», «дармоедка», «свинья»… И попрекает каждым куском хлеба.
Костылев за копейку продаст человека…Копейка — это как бы красная цена Костылеву-человеку, точнее — его человечности. Жене Костылева, Василисе, двадцать шесть лет. Она очень молода, муж вдвое старше ее. Василиса появляется в ночлежке с руганью и бранью в адрес обитателей. Но мне показалось, что эта суровая, грубая женщина на самом деле очень несчастна.
В семейной жизни она глубоко несчастливая. «Он в меня, как клоп, впился, четыре года сосет!» — говорит она о супруге. Конечно, эта неудавшаяся женская судьба привела к желанию найти душевное тепло на стороне. Так и появился в ее жизни Васька Пепел. Но и этот человек счастья ей не принес.
Он предпочел чистую, честную Наташу… Да и Василиса не то чтобы любила Ваську, она любила в нем скорее свою надежду. С Васькой Василиса связывала свою надежду выбраться из опостылевшего ей омута, освободиться от ненавистного мужа: » И, может, я не тебя, Вася, любила…а надежду мою, думу эту любила в тебе… Понимаешь? Ждала я, что вытащишь ты меня…».
Желание Василисы вырваться из грязного мира, стремление уйти оттуда, где царят разврат, не смолкает ругань, нельзя осуждать. Но она не мечтает о чем-то высоком, как, например, тот же Васька, ее мечты пошлые, приземленные… Женщина — олицетворение женственности, красоты, любви, семейного уюта, материнства…Но только не Василиса.
Она мечтает о том, чтобы убить ненавистного супруга не столько ради освобождения от унижений и побоев Костылева. Немалую роль в принятии этого решения сыграли деньги, которыми владеет супруг. Эта хладнокровная женщина подговаривает любовника на убийство.
Она калечит собственную сестру, обварив ей кипятком ноги. Нет, Василиса не любит Ваську, но задето ее самолюбие. И какую меткую характеристику дал ей Васька Пепел: «…души в тебе нет, баба…В женщине — душа должна быть…Мы — звери… нам надо…надо нас — приучать…» И вот Васька убил Костылева.
И эта страшная женщина кричит: «Убили! Мужа моего…вот кто убил! Васька убил! Я — видела!
Голубчики — я видела! Что — Вася? Полиция!». Василиса хочет вырваться со дна жизни, завладев деньгами мужа, и жить на них безбедно. Но ведь это грязные деньги, нажитые на страданиях обездоленных людей…
Таковы хозяева в пьесе «На дне»: грубые, жестокие, бесчеловечные…
Характеристика героя
Полное имя персонажа — Костылев Михаил Иванович. Это 54-летний хозяин ночлежки для нищих, в которой и происходят события. Будет правильнее сказать, что он просто сдаёт им комнату, где за скромную плату бродяги могут остаться переночевать.
Михаил Иванович состоит в браке с 26-летней Василисой Карповной. Девушка практически в два раза моложе своего супруга. Можно сделать вывод, что обвенчались они не по причине большой и чистой любви, а из-за денег. Василиса — лицемерная и хитрая девушка. Живёт с мужем только ради денег и мечтает, чтобы он оказался в гробу.
Из цитатной характеристики особенно чётко выделяются следующие черты Костылева:
- крикливость;
- жестокость;
- скандальность.
Василиса изменяет мужу с Пеплом, но Михаил никак не может застать их вдвоём. Девушка способна выпутаться из любой ситуации. Вся ночлежка знает про их интригу:
Но не только из-за нехватки доказательств, но и из-за собственной трусости Костыль не хочет связываться с воришкой. Он боится, что придётся отстаивать свою честь, поэтому остаётся в унизительной роли обманутого мужа.
Это доказывает сцена между Пеплом и Костылевым. Вор начинает ругать мужчину, а тот, вместо того чтобы дать отпор, просто уходит. Единственные эмоции, которые вызывает хозяин ночлежки, — это:
- раздражение;
- неприязнь;
- ненависть.
Женщины в мире нищих, или на дне тоже есть прекрасное. Почему героини пьесы такие разные?
Сочинения › Горький М. › На дне
Готовые Домашние Задания
Василиса, Наташа, Анна, Настя, Квашня… Все героини знаменитой пьесы М. Горького «На дне» — интереснейшие персонажи. Эти женщины поставлены автором в экстремальные условия, в которых они пытаются выжить, не потеряв свою душу. Удается ли им это?
Торговка пельменями Квашня называет себе «свободной женщиной». Она говорит, что «сама себе хозяйка». Мне кажется, Квашня еще не до конца очерствела, она способна на сочувствие. В самом начале пьесы эта героиня пытается накормить умирающую Анну пельменями: «А ты – поешь. Горячее – мягчит. Я тебе в чашку отложу и оставлю… Захочешь когда, и покушай!»
Это сильная женщина, которая не позволяет мужчинам вольно с собой обращаться.
Квашня, пережив горький опыт замужества, теперь боится его, как она огня: «Замуж бабе выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала – на всю жизнь памятно… Как издох мой милый муженек, — ни дна бы ему ни покрышки, — так я целый день от радости одна просидела: сижу и все не верю счастью своему…» В этих словах Квашни «режет ухо» глагол «издох». О чем он говорит? О бесчеловечности Квашни или ее мужа? Мне кажется, что в тех страшных социальных условиях жестокость мужа была далеко не редкостью. И сразу же мы можем себе представить, как жила бедная женщина, если способна была так радоваться смерти своего мужа.
Поэтому Квашня ни под каким предлогом не хочет соглашаться на предложение Медведева: «Да будь он хоть принц американский – не подумаю замуж за него идти».
Анна, жена работяги Клеща, находится при смерти. Но к ней проявляет сочувствие кто угодно, только не ее муж. На просьбу жены не шуметь, он отвечает: «Заныла». Анна – женщина терпеливо сносящая все. Она давно уже привыкла к побоям мужа, его грубости и жестокости.
На мой взгляд, эта героиня символизирует всех несчастных терпеливых женщин, которые считают грубое отношение к себе нормой семейной жизни. И становится страшно от такого спокойного отношения к вечному унижению! Ведь, несмотря ни на что, Анна продолжает заботиться о своем жестоком и равнодушном муже: «Андрей Митрич… Там пельмени мне оставила Квашня… возьми, поешь».
Неудивительно, что от такой жизни есть только одно спасение – смерть. А ведь Анне лишь только тридцать лет…
Девица Настя все время читает бульварные романы о любви и страсти. Жажда настоящих чувств сталкивается в ее жизни с грязью и низостью окружающей атмосферы. Поэтому Насте остается только одно — мечтать.
Она рассказывает своим соседям сладкие сказки о несчастной любви, где ее возлюбленного зовут то Раулем, то Гастоном: «Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились… а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя.
Он тоже дрожит весь и – белый, как мел, а в руках у него леворверт…» На насмешки и откровенную издевку сожителей Настя отвечает: «Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать… Любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!»
Совет
К сожалению, все это — лишь фантазии, а в жизни героиню окружает грязь и пошлость. Ведь Настя – проститутка. И единственная возможность забыть все это – напиться.
«На дне» (главные герои)
Пьесу «На дне» А.М. Горький написал зимой в 1901-1902 годах. Действие произведения происходит в ночлежке, которая располагалась в одном из петербургских подвалов. Этот подвал был похож на пещеру. Настолько он казался не жилым. Здесь живут люди, которые в силу разных обстоятельств спустились с небес социальной лестницы на дно. Это бывший барон, имевший когда-то поместья, владелец мехового цеха, ставший обыкновенным портным, провинциальный актер, познавший признание и популярность.
Главные герои пьесы «На дне»:
Михаил Иванович Костылев, 54 лет – содержатель ночлежки. Из тех, кто мягко стелет, да спать жестко. С женой обращается грубо, ее сестру попрекает куском хлеба, обижает ее. У Пепла скупает по дешевке ворованные вещи. Погибает от рук Васьки, защищавшего Наталью.
Василиса Карповна, жена Костылева, 26 лет. Женщина властная, своенравная. Мечтает избавиться от нелюбимого, старого мужа, имела любовника, но заметила, что любовник симпатизирует ее сестре. Василиса предлагает Ваське Пеплу освободить ее от мужа, а за услугу обещает не противиться его браку с сестрой.
Наташа, ее сестра, 20 лет. Безропотно терпит издевательства сестры и ее мужа. К Ваське особых чувств не испытывает, и свидетельствует против него. Из больницы сбежала, чтобы никогда не возвращаться к жестокой сестре.
Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет. Считает, что человек должен вести себя смирно. Ему нравится торговка Квашня, и, в конце концов, он женится на ней. Несмотря на то, что он полицейский, он закрывает глаза на воровство Пепла и темные делишки других обитателей ночлежки
Васька Пепел, 28 лет – любовник Василисы, вор. Ему нравится Наталья, и ради нее он мечтает изменить свою жизнь. Он отказывает Василисе в ее просьбе убить мужа. Но защищая Наталью, он ударил Коростылева, и тот упал.
Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет – безработный. Всю жизнь измывался над женой. И довел ее до болезни.
Анна – жена Клеща, 30 лет. В пьесе это тяжело больная женщина с нелегкой судьбой. Муж всю жизнь бил ее. Жили и продолжают жить в нищете. Почувствовав доброту Луки, стала жаловаться ему.
Настя, девица, 24 лет – живет в выдуманном, а точнее в прочитанном ею мире. В глубине души мечтает о такой любви, как в книжках.
Квашня — торговка пельменями, под 40 лет. Считает себя независимой женщиной и решила никогда не выходить замуж. Был один муж, натерпелась от него и зареклась. Но в конце пьесы вышла замуж за полицейского Медведева.
Бубнов, картузник, 45 лет – когда-то был владельцем мехового цеха, но после развода оказался на улице. Шьет шапки, картузы на заказ.
Барон, 33 лет – сожитель Насти. В прошлом, как говорит, представитель высшего общества. За казнокрадство был лишен всего и посажен в тюрьму. Выйдя из тюрьмы, стал изгоем.
Сатин – пьяница и шулер.
Актер – в прошлом актер провинциального театра, спившийся и опустившийся обитатель ночлежки. Узнав, что где-то есть лечебница, в которой лечат от пьянства, мечтает попасть туда и излечиться, но Лука не говорит адрес лечебницы. Актер срывается и снова начинает пить. От безысходности он свел счеты с жизнью – повесился на пустыре.
Сатин и актер приятели примерно одного возраста. Им обоим лет под сорок.
Лука – самый неоднозначный герой пьесы. Странник, 60 лет. Умудрен жизненным опытом. Говорит складно, людям сочувствует. Морально поддерживает умирающую Анну. В отличие от других, ни с кем не конфликтует, для каждого из ночлежки находит доброе слово. По мнению Клеща, Лука не любил правды. Очень против правды восставал.
Татарин – крючник, или на современном языке такелажник. Человек порядочный, но игрок. Ловит Сатина на шулерстве.
Кривой зоб – тоже такелажник, любитель петь.
Алешка – сапожник и пьяница. Из-за своего пьянства частенько ночует в полицейском участке.
Пьеса заканчивается убийством Костылева, самобийством Актера. Наталья пропала. Пепел и Василиса в тюрьме. В этой пьесе нет политической подоплеки. Большинство героев оказались здесь, в этой ночлежке по собственной глупости, безволию, непониманию смысла жизни. Чаще люди опускаются на дно из-за своих пороков: пьянства, лени, страсти к игре.
Вариант 2
Костылев, это дин из героев романа «На дне», он является отрицательным героем, так как готов на любые действия и поступки, ради своей выгоды и получения прибыли. Он женат на Василисе, которая не любит своего мужа, а просто живет с ним, для того чтобы получать обеспеченную жизнь.
Василиса изменяет Костылеву, она лицемерная, хитрая девушка. Костылев хочет вывести ее на чистую воду, но это у него никак не выходит. Вот однажды он пытался застать Василису с ее любовником, но опять ничего не получилось, жена, как всегда нашла какие то хитрые объяснения.
Она даже предлагала, чтобы ее любовник убил ее мужа, но он не соглашается, ведь тогда сестра Василисы не согласиться, не только с ним встречаться, но и даже просто разговаривать. Васька Пепел, это любовник Василисы, но Костылев не хочет их застать вместе, чтобы не вступать в драку с любовником жены. Этот поступок подтверждает трусость главного героя.
Из-за своей трусости он так и остается в своем неприглядном положении и не может защитить свои права. Костылев является владельцем ночлежки, но это не основной его доход, он получает деньги, продавая, то, что украл Васька Пепел. Все постояльцы и работники постоянно унижают Костылева, но он не может постоять за себя, так как по натуре труслив и абсолютно беспринципен, поэтому его жена изменяет ему и не боится расплаты.
И он просто смирился с этим, чтобы не ссориться со своим поставщиком краденых вещей, кроме него, сестра Василисы, тоже часто получает словесные наказания и унижения, но ее никто не защищает. Костылева никто не любит и не уважает, все знают, что он лживый и лицемерный человек.
В нем нет любви к ближнему, Богу, жизни, он просто живет и ненавидит всех вокруг. Вскоре завязывается ссора, в которой учувствует Костылев, Наташа, это сестра Василисы. Наташе в ходе ссоры обожгли ноги кипятком, Костылев еще и ругается на нее. Но тут спешит на помощь Васька Пепел и, защищая Наташу в этой драке, он убивает Костылева.
Это убийство е было преднамеренным, он просто хотел защитить Наташу, над которой постоянно издевался Костылев. Но удар был слишком сильным и хозяин ночлежки умер. В итоге и Васька Пепел и Василиса оказываются в тюрьме, за совершенное преступление. Вся ссора повлекла к такому ужасному событию для главного героя.
Никто не переживает из-за смерти Костылева, все переживают о том, как же так, что и Василиса и Васька оказались в тюрьме. Но Василиса сама виновата ей нужно было давно бросить своего мужа, который старше ее на 25 лет. А не жить с ним из-за денег и выслушивать постоянные оскорбления и ссоры. Ведь не было бы ссор и драк, может Костылев был бы жив и все жители этого постоялого двора остались на свободе.
Персонажи
У М. Горького имеется немало произведений, в которых он затрагивает животрепещущие темы, близкие каждому человеку. Но особенно выдающимся творением является пьеса « На дне», которая интригует читателя. Действие пьесы разворачивается в ночлежке, принадлежащей супружеской паре Костылевых. Здесь нашли себе пристанище люди, очутившиеся на самом дне общества. У каждого персонажа имеется своя история жизни, которая впоследствии свела их под одной крышей.
Жители ночлежки:
- Анна,
- Васька Пепел,
- Актер,
- Сатин,
- Настя,
- Барон,
- Клещ,
- Бубнов,
- Лука и пр.
Образ Луки в пьесе Горького На дне
До тех пор пока в доме не появился Лука, все обитатели сосуществовали рядом друг с другом в склоках и ругани. Странствующий старик, оказавшись в ночлежке, проявляет живой интерес к ее обитателям.
Жители костылевского дома выработали враждебные взаимоотношения. Бездушие и жестокость проявляется в издевательствах над Настей, которая, продавая свое тело, верит в будущую настоящую любовь. Тяжело больной Анне обитатели ночлежки не дают спокойно умереть. Подсмеиваются над желанием ее мужа Клеща выбраться из нищеты, считая его напрасным и несбыточным. Тяжелая жизнь и окружающее общество сделало этих персонажей черствыми и злыми. С появлением в ночлежке Луки многое меняется.
Сочинение Костылев в пьесе На дне
Костылев — это один из главных героев пьесы Горького «На дне». Он является мужем Василисы и владельцем ночлежки, в которой и происходят основные действия.
Костылеву пятьдесят четыре года, его жене — двадцать шесть. Конечно, здесь сразу закрадываются мысли о том, что это брак был построен из желания Василисы стать богатой. Тем более, что в браке они находятся уже четыре года, то есть на момент свадьбы ей было всего двадцать два, а ему — пятьдесят.
Род деятельности у Михаила Ивановича, а именно так зовут нашего героя, довольно скользкий — помимо содержания ночлежки, он занимается наводкой на места, где Васька Пепел производит кражу. Всё это происходит под покровительством от дяди Василисы, который работает полицейским. Про свои грязные дела Костылев не любит говорить и не признаётся в том, что скупает краденное у Васьки. Костылев — вообще человек-лицемер. Он жестоко ведёт себя с сестрой своей жены, Наташей, избивает её и всячески унижает, относится к ней, как к прислуге. А когда разговаривает с Клещом, то говорит, что тот — злой человек, потому что плохо относится к своей жене, однако сам Костылев не брезгует пускать в ход руки при общении с Наташей.
Михаил Иванович — крайне религиозный человек, он ходит в церковь и заботится о том, чтобы лампады перед иконами всегда были зажжены, чтобы там было масло. Из-за этого он однажды даже ругает свою жену за то, что та не добавила вовремя масла.
Отношения с женой у него скверные: он называется её нищанкой, шкурой и опять же всячески унижает, подозревая её в измене. Это несчастливая пара, Василиса ненавидит своего мужа, говорит, что он, как клоп, который впился в неё и вот уже четыре года сосёт кровь.
Вся ночлежка считает Костылева человеком ужасным, противным и злым. Здесь чуть ли не все были бы рады, если бы Костылев умер, настолько он всем надоел. Когда степень конфликта между Наташей, Костылевым и Василисой достигает предела, Михаила Ивановича случайно убивает Васька, которого Василиса уже давно подговаривала на убийство мужа.
Михаил Иванович думал, что, замаливая грехи в церкви, он становится хорошим человеком, но его все ненавидели, потому что он был настоящий изверг. И вот уже в третий раз из-за него Васька Пепел садиться в тюрьму.
https://youtube.com/watch?v=iOO1gIi63TE
Спасибо большое за статью! Очень информативная, мне, как сдающей егэ по литературе, было очень интересно прочитать и освежить знания