Краткое содержание белый пароход айтматова для читательского дневника

«Белый пароход»: краткое содержание

Удивительное творческое наследие оставил писатель Чингиз Айтматов. «Белый пароход» — одно из вершинных его произведений. С него советуем начать знакомство с манерой писателя. Краткий пересказ повести читайте далее:

События повести «Белый пароход» происходят в Киргизии. Автор знакомит читателя с главным героем:

  • семилетний мальчик, сирота;
  • живет на лесном кордоне у озера Иссык-Куль вместе с дедом Момуном — единственным человеком, которому не безразличен;
  • никогда не видел родителей, но знает, что его отец — матрос, а мать живет в далеком городе.

Родная тетка Бекей (дедова дочка) и ее муж — егерь Орозкул, главный человек на кордоне, — не заботятся о мальчике. Своих детей у них нет, поэтому Орозкул частенько бьет жену. Нередко он кричит и на деда.

Мало хорошего мальчик видит в жизни. Его друзьями и собеседниками часто становятся неодушевленные предметы — бинокль, портфель или камень. Каждый вечер он взбирается на гору, берет дедов бинокль и смотрит на Иссык-Куль. В это время на озере появляется большой и красивый белый пароход. Мальчик верит, что именно там и служит отец. Он мечтает превратиться в рыбу и поплыть к нему, рассказать о своей жизни.

Белый пароход: Pixabay

Верит он и в другую сказку, которую часто рассказывает ему дед.

Сказка о маралах

Давным-давно у реки Энесай жило киргизское племя. Однажды на него напали враги и всех перебили. Остались лишь двое детей — мальчик и девочка, но и те были захвачены. Хан поручил Рябой Хромой Старухе их убийство, и та повела детей к реке. Как вдруг из леса вышла олениха, самка марала, и уговорила отдать детей ей, поскольку всех ее оленят убили.

Олениха привела детей на Иссык-Куль. Там они выросли и поженились. Когда у женщины начались мучительные роды, напуганный муж позвал на помощь мать-олениху. Та на своих рогах принесла колыбель, а на ней звенел звоночек. В тот момент и родился ребенок. И дали ему имя в честь оленихи — Бугубай. Он и основал киргизское племя Бугу.

Позже, когда умер какой-то богач, его дети решили украсить гробницу рогами марала. С тех пор на маралов велась охота, и вскоре они исчезли из этих лесов.

Марал: Wikipedia / Lviatour

«Белый пароход»: конфликт между героями

Настала осень. За подношения Орозкул разрешает рубить сосновый лес. Вдвоем с Момуном они тащат по горам бревна, из-за этого Орозкула охватывает гнев:

  • Ему не нравится, что за подношения он сам должен бревна таскать.
  • Беспокоит Орозкула инспекция. Что делать, если спросят, куда увезли лес?
  • Он мечтает уехать жить в город. Там-то его бы по-настоящему уважали.

Все эти мысли вызывают у Орозкула дикую злость. Он хочет выпустить пар и избить жену, но до дома далеко. Достается Момуну: он еще отпрашивается, чтобы внука забрать со школы. Орозкул отказывает и вдобавок несколько раз бьет старого человека по голове, но это не помогает — дед его бросает посреди леса и уходит за внуком.

Момун с мальчиком возвращаются домой и узнают, что Орозкул избил Бекею и прогнал из дома, а деда решил уволить. Тетка и бабка пилят деда, велят просить у Орозкула прощения. Иначе куда они пойдут?

Тем временем мальчик видит в лесу маралов и радуется, что они наконец вернулись. Он просит мать-олениху принести Орозкулу и Бекее на рогах колыбель.

Приезжают люди забирать лес, пока носят бревна, тоже замечают маралов. Дед же ходит за Орозкулом по пятам, пытаясь заслужить прощение.

Айтматов: «Белый пароход» — трагичная история

Вечером мальчик видит во дворе казан, в котором варят мясо. У костра стоит пьяный дед, хоть это вовсе на него не похоже. Орозкул и кто-то из приезжих делят мясную тушу, а рядом лежит рогатая голова марала. Мальчик хочет убежать, но ноги не слушаются: он стоит и смотрит на труп, который еще недавно был матерью-оленихой.

Все садятся за стол и начинают поедать мясо. Но мальчик не может есть, ему плохо, начинается жар. Из разговора за столом он узнает, что это дед убил марала, иначе Орозкул грозился его выгнать.

От ужаса мальчик сбегает к озеру. Он представляет, что превратился в рыбу, и уплывает на глубину. Его исчезновение взрослые не замечают.

Белый пароход: Pixabay

Читать краткое содержание рассказы Айтматова Белый пароход

Мальчика никто и ничто не радует. У него нет друзей и тех, с кем можно провести время в беседе. Его постоянные спутники и собеседники — это камни окружающие то место, где он живет, бинокль со временем войны, в который он рассматривал горизонты озера и портфель, подаренный дедом Момуном. Чтобы уйти от реальных жизненных напастей, мальчишка создает вокруг себя две вымышленные истории, в которые начинает усердно верить и обыгрывать их.

Первая история — о том, что его отец, которого мальчик никогда не знал, моряк и он служит на большом белом пароходе, и время от времени корабль появляется и грациозно покачивается на глади озера. Мальчик обыгрывает в своем воображении все это, часто всматривается в бинокль в поисках парохода. Представляет, как становится маленькой рыбкой, ныряет в озеро и плывет на встречу кораблю. И взобравшись на борт обнимает и приветствует отца.

Вторая история в которую верит мальчишка — сказка о матери-оленихе. Поверье говорит, что в прошлом, много лет назад, у берегов реки жило племя, на которое напали враги и перебили всех, кроме двух детей, мальчика и девочки. Вожак нападавшего племени передал детей старой женщине и приказал избавиться от них. Она повела их на берег реки и когда была готова исполнить приказ вожака к ним подошла мать-олениха. Она стала просить не убивать детей и отдать их. На что старуха сказала: «это детеныши людей, ты не справишься с ними и когда они вырастут, то им захочется убить твоих оленят. Ведь люди очень жестокие создания и убивают не только зверей, но и друг друга». Мать-олениха все равно настояла на том, чтобы дети остались с ней.

Благородные олени во времена мальчика становятся объектом браконьеров. Егерь способствует развитию браконьерского промысла в огромных масштабах. Сначала за щедрое вознаграждение Орозкул позволяет вырубку реликтовых сосен. Дальше развитие событий приобретают жестокий окрас. Одним прохладным вечером коварный Орозкул, с не менее коварным планов решает добиться поддержки мудрого деда Момуна. Не добившись результата в переговорах он решает напоить деда водкой и для большего эффекта грозит ему увольнением. Тем самым он добивается желаемого и заставляет пойти Момуна на убийство самки марала.

Темный вечер, белый дым костра и сладкий запах жареного мяса. У костра компания из трех человек: Орозкул, Момун и заезжий гость. На костре жарилось мясо оленихи. Мальчик не хотел верить в жестокость людей и в то, что это взаправду убитая олениха, пока за сараем не увидел останки бедного животного. Мальчишка потерял надежду в секунду, разочарование подкашивало ноги и слабость давила грудь. Слезы текли ручьем, он не хотел принимать жестокость действительности, жестокость тех людей, которые окружают его.

Решив убежать от этого зрелища, он бежит к озеру. Место, которое всегда подогревало надежду в нем, когда он смотрел на горизонт в бинокль и видел очертания белого парохода.

Трагический конец повести заставляет читателя по-настоящему прочувствовать боль мальчика, который всю жизнь жил верой в хорошее и светлое. А в один момент у него отбирают эту веру. Мальчишка снова представляет, закрыв свои глаза, что он маленькая рыбка, которая прыгает в воду и уплывает в дальние края озера на поиски отца — моряка.

Костер горит, мясо жарится, трое мужчин по-прежнему сидят в тех же позах. Им не было слышно всплеска воды и они так, и не заметили тихого исчезновения мальчика.

Оцените произведение:

  • 3.49

Голосов: 127

Читать краткое содержание Белый пароход. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Айтматов. Краткие содержания произведений

  • Белое облако Чингисхана
  • Белый пароход
  • Буранный полустанок
  • Джамиля
  • И дольше века длится день
  • Когда падают горы
  • Красное яблоко
  • Легенда о манкурте
  • Лицом к лицу
  • Материнское поле
  • Мать-олениха
  • Пегий пёс, бегущий краем моря
  • Первый учитель
  • Плаха
  • Прощай, Гульсары!
  • Ранние журавли
  • Солдатенок
  • Тавро Кассандры
  • Тополёк мой в красной косынке

Краткое содержание

Маленький заповедный кордон состоит всего из трех дворов. Единственный мальчишка в этом месте — семилетний сирота, у которого даже нет имени. Он растет и узнает мир по окружающей природе, с утра до вечера пропадая на улице. Друзьями ребенок воображает вещи, например, «верблюд» — большой камень, наполовину ушедший в землю.

Воспитанием кое-как занимается дед по матери. Момун не обучает ребенка наукам, но рассказывает тому сказку и заботится, как может. Запруда, которая спасает мальчика от бурных речных вод, сделана руками деда.

На кордоне было всего 3 женщины:

  • бабка;
  • тетка Бекей;
  • жена лесника Гульджамал.

Бекей бездетна, поэтому муж Орозкул, когда выпьет, поднимает на нее руку. Орозкул занимает пост начальника, но предпочитает труду разъезды по знакомым. Его тестя Момуна, напротив, звали расторопным за умение успеть с любой работой. Старик ухаживает за скотом и пасекой, всегда приветлив с людьми, но уважения все равно не добился.

Мальчик любит забраться на гору, прихватить бинокль и ждать, пока по озеру пойдет белый пароход. Корабль большой и красивый с трубами в ряд. У ребенка есть план: превратиться в рыбу, голова при этом останется человеческой, шея истончится, а уши оттопырятся. Когда это случится, мальчик подплывет к своему отцу-матросу и скажет: «Здравствуй, папа, я твой сын». Расскажет о своем самом лучшем дедушке, над которым все посмеиваются.

Дедова сказка

По вечерам Момун рассказывает внуку свою сказку. Давным-давно на берегу реки Энесай поселилось племя киргизов, но пришли враги и убили почти всех. В живых остались двое: мальчик и девочка, которых убийцы взяли с собой. Хан отдал детей Рябой Хромой Старухе, чтобы та избавилась от киргизов. Старуха повела сирот к берегу Энесая, но не успела утопить. Из леса выскочила маралуха и попросила ей отдать ребят. Старую отдала мальчика и девочку оленихе, но предупредила: «Они вырастут и убьют твоих оленят… Они и друг друга не жалеют».

Маралуха привела детей к Иссык-Кулю, они выросли и поженились. Прежняя девочка, а теперь уже женщина, понесла и начала рожать. Роды были очень тяжелыми, муж перепугался и стал просить мать-олениху о помощи.

В ответ на зов издалека послышался звон, из лесу вышла мать-олениха и на рогах своих принесла бешик — колыбель. Звон раздавался от колокольчика, который весел на дужке колыбели. Женщина родила сына. Родители стали звать его Бугубаем — именем маралухи. С этого начался род Бугу.

Много позже умер богатый киргиз. На его могиле установили большие маральи рога. После этого маралы в иссык-кульских лесах жили в страхе. Их истребляли, пока не найти стало ни одного оленя в местных горах. Ушла и мать-олениха, сказав, что никогда больше не вернется.

Дальнейшие события

Наступила осень. Орозкул с Момуном тащили по склону два сосновых бревна. Начальник кордона был настолько зол, что хотел избить жену, но возвращаться домой было далеко. Момун увидел маралов и обрадовался до слез, чем еще больше разозлил Орозкула.

Уже у самого кордона мужчины поссорились: дед отпрашивался с работы, чтобы встретить мальчика из школы. Орозкул был против, пару раз огрел старика по голове, но тот все равно бросил в реке бревна и умчался за внуком.

Вернувшись из школы, Момун и Мальчик узнали, что начальник избил жену и выгнал из дома, а деду велел передать — увольняет. Бекей плакала и ругала отца, а бабка велела просить у зятя прощения.

Мальчик порывался рассказать деду о маралах, которых видел в лесу, но взрослым было некогда слушать детские восторги. Тогда ребенок вспомнил сказку и стал просить маралуху, чтобы принесла тетке Бекей на рогах колыбель.

На кордон приехали леди за бревнами. Пока вытаскивали лес из реки, Момун ходил за Орузкулом, как преданный пес. Приезжие тоже видели маралов, олени не испугались людей, значит, пришли с заповедных земель.

Вечером мальчик вернулся на кордон и увидел на огне казан, от которого пахло мясом. У костра стоял пьяный Момун, раньше внук никогда деда таким не видел. Орузкул и один неместный сидели у сарая и делили тушу. Поодаль лежала рогатая маралья голова. Мальчик оцепенел. Он хотел сбежать, но не мог сделать и шага. Все стоял и смотрел на голову матери-маралухи.

Скоро накрыли на стол. Мальчика тошнило. Он слышал, как пьяные люди, чавкая, ели оленину. Сайдахмат, лесник, стал рассказывать, что заставил Момуна стрелять в маралуху.

Популярные сочинения

  • Сочинение-сказка о животных (2, 3, 4, 5, 6 класс) Осенью лесные звери стали готовиться к зимовке. В корнях большого дерева они построили один погреб на всех. Каждый положил туда что-то своё. Белка принесла разные орешки и сушёные ягоды
  • Печорин — странный человек сочинение Печорин главный литературный герой произведения М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорина действительно считали странным человек, но это было связано лишь с тем, что его поступки никто не мог понять
  • Сочинение Самая большая ценность народа — его язык ЕГЭ 11 класс Самая большая ценность народа – его язык. Язык можно смело назвать духовным сокровищем, в которое люди вкладывали и продолжают вкладывать свои приобретения. Это душа народа

2 вариант

Писатель мирового уровня Чингиз Айтматов описывает быт и культуру народа Киргизии. Его творчество вызывает шквал эмоции и в каждом произведении затрагивается тема справедливости. Рассказ «Белый пароход» описывает настоящую историю вперемешку с местными сказаниями.

Отдельно стоит описать историю написания рассказа. Писатель с компанией провожатых отправился на поиски каменных статуй в области Иссык-Куль. Во время очередной остановки к Айтматову подошел местный житель. У них завязался разговор на пру часов. После беседы писатель решил отменить поиски статуй. Местным жителем оказался лесник Момун. Спустя некоторое время был написан рассказ «Белый пароход», главными героями которого были семилетний мальчик и его дед Момун.

В 1970 году издание «Новый мир» опубликовало рассказ.

Повесть написана в жанре реализма с вплетениями фольклора. Основная тема взята из местной легенды о священных животных – маралах. Два противоречивых направления в совокупности развернуто описывают тип маленькой общины. Полностью раскрывают читателю душевный мир главного героя и связь событий.

Сюжет и тема произведения.

Главный персонаж семилетний мальчик, проживающий на лесном кордоне вместе с дедом и его женой. Родители мальчика разъехались, каждый построил новую семью, но мальчика с собой никто не взял. Кроме дедовой семьи на кордоне жили дедова дочка тётка Бекей с мужем Орзакулом, и семья помощника Сейдахмата. Единственный человек, кто по-доброму и с заботой относился к мальчику, был его дед. Общительный, но одинокий мальчик находит друзей среди камней и растении. Он ведет с ними беседы, делится переживаниями, рассказывает свои мечты. Герой пребывает в двух мирах: жестокая реальность и выдуманный мир с Рогатой матерью-оленихой. В фантазиях мать-олениха непременно поможет мальчику и сделает мир счастливее. Подарит тетке дитя и Орзакул перестанет бить её, а дедушка не будет плакать по ночам. Но жизнь сложилась иначе. Бесчеловечный поступок Орзакула разрушил представления мальчика о справедливости. Его дед, рассказывавший легенду о матери-оленихи, в сильном алкогольном опьянении и под моральным прессингом застрелил марала. Мальчик, увидев страшную картину, решает уплыть к отцу-моряку на белый пароход. Он превратиться в рыбу и поплывет. До последней минуты герой искренне верил в своё перевоплощение. В реальности он погибает.

Автор поднимает тему добра, справедливости, человеческой жестокости и любви. Он не создает плохих и хороших персонажей. Каждый проживает свое горе и испытывает человеческие эмоции, умеет плакать и сострадать. Реальные персонажи повседневной жизни.   

Главный герой рассказа мальчик семи лет. Обычный хороший, добрый, с пытливым умом и детскими фантазиями, верующий в добро.

Структура произведения: состоит из семи глав.

В первых трех частях произведения происходит знакомство читателя с героями и описание будней мальчика.

Четвертая часть посвящена легенде о маралах.

Стремительное развитие событии происходит в пятой и шестой частях. Конфликт между Орзакулом и Момуном, охота на оленя, наблюдения и непонимание мальчишки.

Седьмая глава трагически завершает повесть. Выстрел деда, крах мировоззрения главного героя, спасение в вымышленном мире, смерть мальчика.

Заносчивый нрав, гордость и эгоизм принесли героям утрату, которую не восполнить. Хотя все могло бы быть иначе.

Автор предлагает читателю самому делать выводы из прочитанного.

Краткий пересказ «Белого парохода»

В первых главах повести много внимания уделяется описанию повседневной жизни главного героя. Автор подробно описывает окружающих мальчика людей, их характеры, взаимоотношения. Читатель узнает, что дедушка отзывчивый, проводит много времени с внуком, много трудится, хорошо справляется со своими обязанностями лесника. Он знает местный фольклор и рассказывает внуку сказки. При этом он не противостоит вспыльчивым вспышкам в поведении мужа своей дочери Бекей Озоркула, который нередко указывает дедушке.

У женщины Бекей нет детей, и она хочет родить ребенка. Супруг нередко упрекает ее, иногда резко обращается с ней. Сам Озоркул представлен автором как вспыльчивый, иногда резкий, грубый. Он принимает подарки от местных жителей, за которые потом расплачивается некоторыми зависящими от него как местного начальника ресурсами. Жена дедушки обычно повторяет, что нужно слушаться Озоркула. В целом автор рисует картину быта, в которой главной герой периодически чувствует себя без взаимопонимания со стороны окружающих.

Его родители живут не с ним. Мама развелась с отцом и уехала в другой населенный пункт. Папа мальчика работает на морском транспортном средстве. Главный герой часто приходит на вершину одной горы, с которой видно озеро Иссык куль. Ему нравится рассматривать озеро, нередко он пользуется для этого биноклем. Обычно ближе к закату там появляется корабль белого цвета, который производит сильное впечатление на наблюдателя и очень ему нравится. Мальчик воображает, как там работает его папа, и хочет плавать рядом с этим пароходом и наблюдать за ним. Главный герой часто много мечтает и погружается в свои мысли.

Исследователи произведения отмечают, что в нем автор рисует повседневную действительность, окружающую героя, и картину его мечтаний, представлений. Ему нравится одна из сказок дедушки. В ней рассказывается, как в древнее время местное племя подверглось набегу захватчиков, после чего одной старушке завоеватели приказали избавиться от оставшихся двоих детей этого племени. Но самка оленя стала вскармливать их своим молоком. Потом, повзрослев, эти парень и девушка стали мужем и женой. Черед некоторое время у них должен был родиться ребенок. Во время родов женщина кричала, и ее муж испугался и стал звать олениху. Она прибежала с колыбелькой, на которой находился колокольчик. Потом в этих местах началась охота на оленей и олениха ушла далеко в леса.

Мои впечатления о прочитанной книге

Чингиз Айтматов писатель, умеющий своим творчеством разбередить всю душу, выказывая страшные человеческие пороки, несправедливость мира по отношению к беззащитным, добрым и простым людям.
На первый взгляд покажется, что данное произведение нужно читать детям. Но по мне, так это, в первую очередь, укор нам взрослым.

Она о маленьком киргизском мальчике, оказавшимся не нужным по большому счету никому. Сирота при живых родителях. Это страшное словосочетание. Но это реалии нашего мира. Такие дети есть и будут, к сожалению, всегда. Каждый из родителей мальчика живет своей жизнью, оставив ребенка на попечении старого деда. Дедушка не чает души во внуке, отдавая все силы на его воспитание, обучение. Однако обстоятельства и «чужие-близкие» намного сильнее простодушного старика.

В повести есть параллельные истории-сказки. Они проникновенны и слезливы.
Еще один урок нам, родителям. Вопрос в том, что стоит ли погружать ребенка в выдуманные легенды, ограждая от негатива в действительности. Тем более если юное чувственное сердце так подвержено своим собственным фантазиям.

Меня очень растрогало, как мальчик воодушевлял предметы. Для него лучшие друзья это бинокль и портфель, он разговаривает с камнями, исповедуя свои страхи и сомнения. Ребенок живет в своем выдуманном мире потому, что брошен родителями а остальным взрослым не до него, кроме затравленному, пытающегося угодить всем слабому характером деду.
Что будет с таким ребенком если он однажды столкнется с несправедливостью, жестокостью?
Написана повесть простым гармоничным слогом, читается на одном дыхании, объем небольшой.
Чингиза Айтматова нужно читать всем, но четко отмеренным количеством. Каждое его произведение оставляет тяжелый след в сердце. Особы эмоциональные, чувствительные будут плакать. Всегда в книгах этого автора есть над чем задуматься. Рекомендовать конечно буду, но с оглядкой на то, что останется тяжелый осадок после прочтения.

Орозкул работает с Момуном

В горах вновь наступила осень. Для Орозкула вместе с летом отходила пора визитов к табунщикам и чабанам — наступило время расплачиваться за подношения. Они тащили вместе с Момуном два сосновых бревна по горам, и поэтому был зол на весь свет Орозкул. Он хотел пристроиться в городе, где уважают человека, живут культурные люди. Там не приходится потом таскать бревна за то, что получил подарок. А в совхоз наведывается инспекция, милиция — вдруг спросят они, откуда лес. В Орозкуле при этой мысли вскипела злоба. Ему захотелось избить свою супругу, но дом был далеко. К тому же дед заметил маралов и едва не дошел до слез, как будто встретил родных братьев.

«Белый пароход»: анализ произведения

Трагичная история о мальчике из Киргизии стала одним из главных произведений в творчестве Чингиза Айтматова.

Какие идеи реализовал писатель в повести «Белый пароход»? Анализ произведения поможет это выяснить:

История создания

«Белый пароход» — история, основанная на реальных событиях, а ее главные герои имеют прототипов. Однажды Чингиз Айтматов поехал на джайлоо Каркыра (пастбища в Иссык-Кульской области), чтобы отыскать каменные статуи. Он отправился на поиски вместе с несколькими местными жителями.

Во время поездки к ним подошел лесник по имени Момун, а рядом с ним был маленький мальчик. Писатель проговорил с ним почти два часа. После этого статуи его больше не интересовали. «То, что я услышал, удовлетворило мой голод», — сказал тогда Айтматов.

Вероятно, то, что рассказал писателю лесник, и послужило основой для написания повести. Впервые ее опубликовали в 1970 году в журнале «Новый мир». Интересно, что у «Белого парохода» есть и второе название, данное автором, — «После сказки».

Жанр и композиция произведения

«Белый пароход» — повесть, созданная в традициях реализма. В ней детально изображены герои, их характеры и мотивы, тонко исследована натура главного персонажа.

Реализм — любимое направление Айтматова, однако в произведении использованы также элементы фольклора и мифологии. Автор рассказывает читателю народную легенду о маралах, которые в Киргизии издавна считались священными животными. Такой прием противоречит реализму, однако в «Белом пароходе» он позволяет читателю лучше понять главного героя и контекст описанных событий.

Чингиз Айтматов: YouTube / Алиф ТВ

Композиционно повесть состоит из семи глав:

  • Первые четыре главы составляют экспозицию и завязку повести. Автор нарочно не жалел слов для этой части. Читатель узнает о нелегкой жизни мальчика и о людях, которые его окружают. В четвертой главе представлена легенда о маралах.
  • Пятая и шестая главы — развитие событий. Орозкул срывается на Момуна и выгоняет жену из дома, из-за чего деду приходится переступить через себя и извиниться. Мальчик наблюдает и не понимает, почему мир так несправедлив.
  • В седьмой главе происходит кульминационный момент повести и ее драматическая развязка. Мальчик видит труп марала, сказка о котором наполняла красотой и добротой его детство. Не выдержав человеческой жестокости, он прячется в своем вымышленном мире и тонет в озере.

https://youtube.com/watch?v=GtHtmV973tE

Сочинение белый пароход чингиз айтматов

Сочинения > Список сочинений > Айтматов > Сочинение «»Повести гор и степей» (по ранним повестям «Джамиля», «Тополек в красной косынке»)» «»Повести гор и степей» (по ранним повестям «Джамиля», «Тополек в красной косынке»)» Айтматов — все сочинения

Страница: 2 3

Всемирно известный писатель Чингиз Торекулович Айтматов не нуждается в том, чтобы его представляли читателям — миллионы его почитателей живут по всему миру. Если же это все же нужно — обращайтесь к его книгам. Есть писатели, каждое произведение которых становится событием в культурной жизни страны, предметом горячих споров и глубоких раздумий. Творчество Чингиза Айтматова убедительное свидетельство тому. Появление в 1958 году в журнале “Новый мир” повести “Джамиля”, небольшой по объему, но значительной по содержанию, яркой по образному мышлению и мастерству исполнения, было сигналом о том, что из киргизских степей пришел в литературу человек удивительно самобытного таланта. Чехов писал: “Что талантливо, то ново”. Эти слова полностью можно отнести к повестям Ч.Айтматова “Джамиля”, “Белый пароход”, “Прощай, Гюльсары!”, “Тополек в красной косынке” и другим. Только исключительно одаренная натура может сочетать в себе истинно фольклорное начало и новаторское восприятие современной жизни. Уже повесть “Джами-ля”, спетая писателем свободно, на одном широком дыхании, стала явлением новаторским. Джамиля — образ женщины, никем до Ч. Айтматова так не раскрытый в прозе восточных литератур. Она живой человек, рожденный самой землей Киргизии. До появления Дани-яра Джамиля жила как ручеек, скованный льдом. Ни свекрови, ни мужу Джамили Садыку в силу вековых традиций “большого и малого дворов” и в голову не приходит, что в весеннюю пору солнце может разбудить и этот невидимый взору ручеек. И он может заклокотать, забурлить, закипеть и ринуться на поиски выхода и, не найдя его, не остановится ни перед чем, устремится вперед к вольной жизни. В повести “Джамиля” по-новому, тонко и с большим внутренним тактом Ч. Айтматов решает проблему столкновения нового со старым, патриархального и социалистического уклада в жизни, быту. Проблема эта сложная, и когда ее старались решить прямолинейно, то герои получались схематичными, отсутствовала психологическая убедительность. Ч. Айтматов счастливо избежал этого недостатка. Сеит, от имени которого ведется повествование, с почтением относится к своей матери — опоре семьи. Когда все мужчины “большого и малого дворов” уходят на фронт, мать требует от оставшихся “терпения вместе с народом”. Она в своем понимании вещей опирается на большой жизненный опыт и эпические традиции. В ее адрес автор не бросает ни единого упрека. А патриархальные устои, косность, обывательщина, покрытая плесенью благополучия, подтекстно высвечиваются автором, и в конечном счете читателю становится ясно, что все это давит на личность, лишает ее красоты, свободы и силы.

Популярные сочинения

  • Сочинение Алкоголь и его вред В современном мире дети уже с детства знают, что такое алкоголь. Алкоголь стал чем-то привычным и абсолютно нормальным для нашего общества. Но доказывать вред алкоголя даже не нужно
  • Сочинение Как я провожу свободное время 5, 7 класс Свободного времени у меня не так много, в день это примерно несколько часов, так как я учусь в школе, а по вечерам делаю уроки и хожу в музыкальную школу. После школы я немного отдыхаю.
  • Сочинение описание Моя любимая игрушка (4, 5, 6 класс) Сочинения для мальчиков и девочек описание любимой игрушки. У меня много игрушек. Но любимая только одна. Это большой заяц. Подарили его мне давно. Я была совсем маленькой. Как сказала мама, на первую годовщину

Автолавка

Появление магазина на колесиках — настоящее событие в этом богом забытом селении. Мальчик имеет обыкновение купаться в запруде, которую соорудил дед. Если б не эта запруда, он, вероятно, давно бы уже утонул. Река, как сказала его бабка, давно вынесла бы его кости прямо в Иссык-Куль. Вряд ли кто-нибудь кинулся бы спасать его. Бабка мальчику была неродной.

И вот однажды, когда мальчик купался в своей запруде, он увидел автолавку, приближающуюся к аулу. За передвижным магазинчиком, спускавшемся с горы, клубилась следом пыль. Мальчик обрадовался — надеялся, что ему купят портфель. Он выскочил из холодной воды, поспешно оделся и побежал возвестить всех о приезде автолавки. Он бежал, обегая валуны и перепрыгивая через кусты, нигде не останавливался ни на секунду.

Чингиз Айтматов и его повести

Киргизский писатель Чингиз Айтматов вошел в историю литературы благодаря своему таланту к созданию глубоких, цепляющих душу повествований. Популярным он стал в начале шестидесятых годов, но любовь читателей к его творчеству не угасает по сей день.

Наиболее популярны такие произведения Чингиза Айтматова:

  • «Первый учитель»;
  • «Верблюжий глаз»;
  • «Материнское поле»;
  • «Ранние журавли».

Писатель несколько раз был награжден государственными премиями. По мотивам некоторых его повестей были сняты киноленты. В 1975 году на экраны вышел фильм «Белый пароход».

Орозкул

Муж тетки главного героя «Белого Парохода» Айтматова был человеком злым, жестоким. И очень несчастным. Но односельчане его уважали, пытались всячески угодить ему. Дело в том, что Орозкул мог помочь со строительством дома. Он был старшим объездчиком заповедного леса. Важным человеком. Орозкул мог помочь в доставке бревен. А мог и, напротив, сделать так, что дом будет стоять годами недостроенный. Мальчик этого не понимал, а потому удивлялся: почему мужа его тетки все любят. Ведь он злой, жестокий. Таких следует бросать в реку. Мальчик не любил Орозкула.

Главный герой повести «Белый пароход» Айтматова спешит со всеми поделиться своей радостью. Он встречает Орозкула и, конечно же, тут же начинает рассказывать о портфеле. Но какое дело взрослому, раздраженному человеку до радости маленького мальчика, брошенного родителями? У Орозкула свои переживания — переживания, которые не дают ему покоя давно, с тех пор как он женился. У него нет детей, и он не понимает, за что так обижен судьбой.

Злоба и жалость к себе душат Орозкула. Он едет домой и знает, что сегодня будет бить свою жену. Он всегда так поступает. Ведь это Бекей виновата во всех его горестях. Она вот уже который год не может родить.

Орозкул соскочил с лошади и отправился в реке, где умылся холодной водой. Мальчик решил, что у того разболелась голова. В действительности же Орозкул плакал. Плакал оттого, что не его сын выбежал ему навстречу, оттого, что не смог он сказать ни одного доброго слова этому ребенку с портфелем.

Тема урока: Ч. Айтматов «Белый пароход»

Тема урока: Ч. Ай

Цели:

1) сформировать умения пересказывать, анализировать текст, выделять в нём главное

2) развивать речь, умения высказывать свои мнения, обогащать словарный запас, расширять кругозор новыми сведениями

3) осуществлять нравственное, трудовое, эстетическое, экологическое воспитание (призвать к человечности, трудолюбию, привить любовь к окружающей среде, научить бережному отношению к природе).

Тип:

урок-анализ художественного текста

Метод:

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый (с опережающими заданиями).

Приём:

слово учителя, репродуктивная беседа, использование наглядности, связь с жизнью, с казахской литературой

Оборудование:

интерактивная доска, слайды (книга Ч.Айтматова и М.Шаханова «Плач охотника над пропастью», эпиграф, словарная работа, рисунки, фабула и проблематика по повести «Белый пароход»)

Ход урока:

І. Организационный момент: Приветствие, проверка присутствия учащихся на уроке, психологическая подготовка класса к уроку.

ІІ. Слово учителя: Ребята! Сегодня у нас урок-анализ художественного текста, и мы будем анализировать замечательную повесть Ч. Ай. Наша задача – раскрыть суть произведения, т.е. определить идею путём разностороннего анализа.

ІІІ. Опрос домашнего задания:1 путь – репродуктивная, т.е. вопросно-ответная беседа. Кто такой Ч.Айтматов? (Использование материала из книги Ч.Айтматова и М. Шаханова «Плач охотника над пропастью»)

Моя родина – аил Шекер… С вершин Манасских гор, стекаясь капля к капле в бурлящий поток, несётся в наш аил белопенно-голубая река. Зовётся она Куркуреу…река, вскормившая всё в округе…

2 путь – использование эпиграфа

Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова самого Ч.Айтматова:

Позднее я понял: в славном обычае знания «семи предков» — «жеті ата» крылся глубинный смысл. Так сызмальства в наше сознание закладывали понятия о собственном происхождении, о связи поколений, учили различать свою ближнюю и дальнюю родню…

3 путь – высказывание своих мыслей, мнений

Слово о заглавии. Почему повесть называется «Белый пароход»?

Какой смысл таится здесь?

Заглавие повести отражает его основную тему «Человек и природа», «Природа и цивилизация»…

«Белый пароход». Неслучайно слово «белый» используется в заглавии повести. Белый, т.е. чистый, светлый. А дальше просится понятие «чистая, светлая мечта». Под словом «пароход» понимается «что-то тёплое, лелеющее».

Вывод:

Белый пароход – это мечта мальчика. Он хочет, чтобы белый пароход подплыл к нему поближе. Он решил и верит. Что там его отец, иссык-кульский матрос, которого он ни разу не видел.

Кто его разлучил с отцом? Где его мать? (Где его корни?)

Разве мальчик не должен жить с родителями?

И тут мы вспоминаем своих отцов и дедов (повторное чтение эпиграфа и осмысление).

4 путь – краткие пересказы содержания повести

Фабула повести:

  1. Мальчик (с дедом и бабушкой) в лесном кордоне.
  2. Первая радость – портфель с автолавки. Разговор с Сейдахметом.
  3. Расторопный Момун. Роль народной традиции в повести.
  4. Отношения деда и внука. Взаимосвязь поколений.
  5. Белый пароход – мечта мальчика.

Словарная работа:

Кордон-место малолюдное

Расторопный-елпек, елгезек

Отлынивать-уклоняться от какого-нибудь дела

ІҮ.Подробный анализ текста

Проблематика повести

  1. Экологическая проблема. Отношение людей к природе. Человек и природа. Природа и катастрофа.
  2. Философская проблема. Смысл жизни человека, его предназначение, человек и мир, человек и цивилизация.
  3. Нравственная проблема. Отношение к традициям народа, гуманные поступки, моральные блага человечества

Ү. Выводы и закрепление:

1.Поднимая экологическую проблему, мы убеждаемся:

Человек – часть природы. Он не должен идти против природы, он должен жить законами природы – в этом его сила. Он должен бережно относиться к природе-матери.

2. Решая философскую проблему, мы говорим:

Каждый человек должен поставить перед собой цель и идти вперёд. 3. Нравственно подумав, мы заявляем:

Люди по-разному видят и понимают мир и своё предназначение: у одних – любовь, интерес, мечта и цель в жизни, у других – бесцельное каждодневное времяпрепровождение. Это неправильно! Каждый должен чтить и почитать старших, заботится о детях, иметь в душе тепло и свет.

ҮІ. На дом:

анализ повести, чтение других произведений писателя.

ҮІ. Комментирование и выставление оценок учащихся.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: