Сочинение роман «евгений онегин» а.пушкина в оценке в. белинского

Проблемы

Проблематика произведения «Капитанская дочка» многогранна и интересна даже современному читателю: в ней раскрываются вечные нравственные проблемы человечества.

  • Бесчестье. Человек, предавший честь, превращается в безнравственное животное, стремящееся лишь к выживанию. Так, автор описал деградацию Швабрина. Из гордого и достойного офицера Алексей превратился в холопа, который валялся в ногах у беглого казака, вымаливая прощение. В финале главный герой видит поседевшего и осунувшегося Швабрина (а ведь ему не было и 30 лет!), который уже ни ни что не годен.
  • Совесть. Тот, кто действует в согласии со своей совестью, всегда поступает правильно. Но голос совести не всегда легко разобрать. Так, Гринев оскорбляет верного слугу, чтобы выплатить «долг чести», но позже осознает, что поступил не по совести и мучается угрызениями.
  • Милосердие. Несмотря на жестокость нашего мира, по-настоящему благородный человек всегда готов проявить милосердие, какое Пугачёв проявил у Гринёву и его невесте. Кем бы мы ни были, кем бы нас не считали, никогда не поздно научиться сочувствию и гуманности.
  • Воспитание и становление личности. Именно благодаря воспитанию своего консервативного отца Гринёв стал образцом офицера. Местами читателю могло показаться, что старик Гринев перегибает палку и зря гробит будущее сына, отказываясь от места в Семеновском полку. Однако его решение обеспечило то, чего не может дать столичная военная выправка, — нравственное созревание личности.
  • Нравственный выбор. Перед лицом смерти каждый человек обнажает своё истинное нутро и поступает сообразно своей нравственности. Так, комендант Миронов между бесчестьем и смертью выбрал смерть, а Швабрин — бесчестье.
  • Война. Пушкин демонстрирует всю бессмысленную жестокость, на которую способны люди во время войны, причем, с обеих сторон. Так, перед бунтом Миронов пробует допросить пленного башкирца, но обнаруживает следы от тяжких увечий, которые он получил от властей в наказание за прошлый бунт: у него не было ушей, носа и языка.
  • Власть. Обладая огромной властью, прежде всего, необходимо сохранить в себе человечность, что и показывает Пушкин на примере Пугачёва и Екатерины II.Однако в то же время писатель не оправдывает этих исторических фигур, подробно описывая их жестокость и равнодушие к судьбе людей. Так, Пугачев хладнокровно приказывает убить Василису Егоровну за ее крики, хотя и так сделал ее вдовой. Екатерина Вторая не отдает таких приказов в тексте книги, но зверская казнь Пугачева, ее нежелание вникать в дело Петра, пытки и жестокое подавление восстания — все это никак нельзя объяснить ее неведением.
  • Дворянство. Писатель показывает дворянство неоднородным, наряду с отважным и честным Гринёвым оно породило предателя Швабрина. Пушкин считает, что дворянство Российской империи должно непрерывно самосовершенствоваться, чтобы в будущем не познать ужасов Пугачёвщины.
  • Справедливость. Народ, уставший от бедности и притеснений, видит свою правду в бунте, и его сложно за это винить. В то же время справедливы и действия правительства, ведь они направлены на защиту других людей от гибели и грабежа мятежников. В данном случае виноватых нет, как и невиновных.

О чем произведение?

В центре сюжета – юный Петруша Гринев, молодой дворянин, воспитанный отцом в лучших традициях дворянства. Гринев-старший прививал сыну любовь к Отечеству, умение держать собственное слово, чтить семейные традиции, не придавать большого значения наградам и почестям. Не желая, чтобы Петр вырос избалованным барчуком, отец отдал его на службу, чтобы отпрыск рода Гриневых смог морально и физически окрепнуть вдали от дома.

Оторвавшись от семьи, Петруше довелось пройти весьма суровую школу жизни. Поначалу он крупно проигрался в карты, обидел старого слугу, который верой и правдой долгие годы служил его семье. Петр понимал, что поступил дурно, а потому мучился угрызениями совести. Прибыв в Белогорскую крепость, он познакомился с семьей Мироновых, и влюбился в их единственную дочь Машу. Петру пришлось защищать честь возлюбленной, вызвав на дуэль Швабрина – незадачливого поклонника Марьи Ивановны. Гринев-старший, узнав о причине дуэли, отказался дать Петру свое родительское благословение на брак с бесприданницей.

Захват Белогорской крепости бунтовщиками стал настоящим испытанием для Петра, который, несмотря на угрозу для жизни, остался верным данной им присяге. Емельян Пугачев по достоинству оценил смелость юноши и оставил его в живых. Кроме того, он помнил, как в свое время Гринев отдал свой полушубок замерзшему в дороге путнику, коим и оказался Пугачев. Писатель еще не раз сталкивал лицом к лицу двух героев, но неизменно Гринева выручала его природная доброта и искренность.

Однако на этом испытания, уготованные Гриневу судьбой, не окончились. Юноше пришлось выбирать между службой, честью офицера и спасением своей возлюбленной. Петр, нарушив приказ начальника, вызволил Машу из рук коварного Швабрина, который принуждал девушку к замужеству. Пугачев и в этот раз пришел на выручку Гриневу, и милостиво отпустил пленницу. По навету Швабрина Петр был арестован, и его ожидала весьма горькая участь. Узнав об этом, Марья Миронова отправилась к императрице, чтобы вымолить прощение для своего любимого. Трогательная история любви, их удивительная верность и преданность друг другу растрогали Екатерину Вторую, которая отдала приказ об освобождении Петра Гринева. В дальнейшем судьба влюбленных сложилась счастливо, и они обвенчались. Участь Емельяна Пугачева оказалась гораздо более печальной, хотя и весьма прогнозируемой – его арестовали, и в  присутствии большого скопления народа четвертовали.

Советское литературоведение о романе

Особенно много критической литературы по «Капитанской дочке» вышло в советское время

Шкловский, анализируя произведение Пушкина, большое внимание уделяет описанию судьбы Пугачева, так как считает этот образ главным в повести. По его мнению, бунтовщик очень реально изображен, и по некоторым мелким деталям во внешности, в поступках его виден простой русский мужик, который руководит восстанием

В то же время ему не чужды благодарность и великодушие, «он широко и крупно мыслит, жаждет подвига и в основном верно оценивает обстановку».

Описывая казнь над защитниками крепости, автор подбирает слово «изувеченный», как бы гася в себе недоброжелательность к тем, кто расправляется с капитаном Мироновым. И в то же время не считает эту сцену злодейской, так как сам капитан поступал точно так же со своими врагами. Образ Пугачева считает лучшим художественным воплощением и критик М

Храпченко, который заостряет внимание на отношении к бунтовщику самого автора. Взять хотя бы историю с заячьим тулупом, связанной со многими событиями из жизни героев:

  • Пугачев благодарен за отзывчивое отношение к нему как изгою общества;
  • автор во многих эпизодах подчеркивает этот отклик бунтовщика на поступок Гринева.

Юрий Лотман, отзываясь о романе, останавливается на изображении Пушкиным двух миров, находящихся в противодействии — дворянского и крестьянского. У каждого из них свой быт, свои идеалы и обязательства перед законом. С точки зрения каждого, противостоящий ему — это враг. Пушкин пытается понять и того, и другого.

Государство, охраняющее дворянский строй и преследующее восставших казаков, устроено несправедливо. Но и в морали крестьянских бунтов автору многое не по душе. Поэтому он прибегает к структуре, действуя в которой, его герои из разных общественных слоев пытаются понять друг друга.

Советское литературоведение о романе

Особенно много критической литературы по «Капитанской дочке» вышло в советское время

Шкловский, анализируя произведение Пушкина, большое внимание уделяет описанию судьбы Пугачева, так как считает этот образ главным в повести. По его мнению, бунтовщик очень реально изображен, и по некоторым мелким деталям во внешности, в поступках его виден простой русский мужик, который руководит восстанием

В то же время ему не чужды благодарность и великодушие, «он широко и крупно мыслит, жаждет подвига и в основном верно оценивает обстановку

Описывая казнь над защитниками крепости, автор подбирает слово «изувеченный», как бы гася в себе недоброжелательность к тем, кто расправляется с капитаном Мироновым. И в то же время не считает эту сцену злодейской, так как сам капитан поступал точно так же со своими врагами. Образ Пугачева считает лучшим художественным воплощением и критик М

Храпченко, который заостряет внимание на отношении к бунтовщику самого автора. Взять хотя бы историю с заячьим тулупом, связанной со многими событиями из жизни героев:

  • Пугачев благодарен за отзывчивое отношение к нему как изгою общества;
  • автор во многих эпизодах подчеркивает этот отклик бунтовщика на поступок Гринева.

Юрий Лотман, отзываясь о романе, останавливается на изображении Пушкиным двух миров, находящихся в противодействии — дворянского и крестьянского. У каждого из них свой быт, свои идеалы и обязательства перед законом. С точки зрения каждого, противостоящий ему — это враг. Пушкин пытается понять и того, и другого.

Государство, охраняющее дворянский строй и преследующее восставших казаков, устроено несправедливо. Но и в морали крестьянских бунтов автору многое не по душе. Поэтому он прибегает к структуре, действуя в которой, его герои из разных общественных слоев пытаются понять друг друга.

Отзыв о книге Капитанская дочка

Пушкин — самый знаменитый русский поэт. На его счету огромное количество стихотворений, поэмы, прозы, сказки, не знать Пушкина — невозможно. Перечитав еще в детстве большинство его сказок, стихотворений, я ожидала захватывающего прозаического произведения с глубоким смыслом.

Капитанская дочка — исторический роман, действие которого происходит во время востания Пугачева.

Главный герой, Петр Андреевич Гринев — дворянин, получивший довольно сомнительное начальное образование, родители которого не слишком-то утруждали себя заботами о сыне. Но время идет безостановочно, и отец отправляет Петра служить, теперь же для ГлГоя наступает период его самостоятельного становления человеком, родительское влияние заканчивается, и то каким он станет зависит только от его собственного выбора.

Мария — главная героиня, в честь которой названа повесть, в начале произведения кажется нежной и хрупкой девушкой, падающей а обморок от звука выстрела, в конце произведения она решительна настроена действовать по двум причинам, первая, как мне показалось, была уязвленная гордость, а вторая причина — желание вернуть Гринева.

НО!!!

Почему книга посвящена Марии, если речь о ней идет можно сказать в четырех главах: две о любви Гринева к ней и две, где Пушкин упоминает о ней вскользь? Пугачев и другие беглые крестьяне изображены, как шайка разбойников, ввязавшиеся в такие неприятности, которых и не ожидали. Как по мне Пугачев показан слишком человечным и слишком добродушным, а это идет в разрез с тем, как хладнокровно он убивает. Отпускать Гвинева — слишком глупый поступок, я понимаю, возможно в первый раз он и правда отпустил Петра, но неоднократное повторение этой сцены кажется неудачной шуткой.

Швабрин — герой, олицетворяющий неправильный выбор и бесчестие.

Это самый последовательный и настоящий персонаж.

Что меня радовало так это то, как просто, размеренно, и выразительно ведется повествование, но это не было чем-то уникальным, я за минуты три смогу указать современных писателей, чье повествование ни чуть не хуже, а даже и более оригинально и достойных авторов.

События в романе и любые шероховатости стираются автором, как если бы в одной ситуации два варианта развития событий, а Пушкин каждый раз описывал самый простой, удачный и ни в коем случае не пятнающий честь героев исход.

Все это походит на сказку…

И это мне не нравится!

Если честно, я не заметила ничего не обычного или впечатляющего в этом романе. Действия Гвинева и Марии абсолютно нормальны, не героичны, адекватны, и каждый здравый и нормальный человек по-сути должен был бы поступить также.

На самом деле на этот счет я сдалась не сразу, а все ждала, когда же Пушкин порадует меня хоть чем-нибудь, хоть чуть-чуть.

Но нет же, пусто.

Произведение совсем не оправдало моих ожиданий.

Я знаю, что «Капитанская дочка» входит в перечень экзаменационных произведений и считается довольно «взрослым» произведением. Но как? Просто откуда такое решение?

Поэтому меня заинтересовал вопрос «Со скольки лет приемлемо читать этот роман?» Это произведение по школьной программе идет после гораздо более серьезных. Я думаю ребенок лет десяти в состоянии полноценно понять всю эту незатейливу книгу. Она легка и понятно, возможно это плюс, но точно не для меня, скорее всего именно по этим причинам я не захочу ее перечитать когда-нибудь в будущем. Посоветовала бы я эту книгу? Не знаю…и скорее «нет», чем «да». Так что не советую вам оказаться в ситуации подобно моей, ведь я откладывала эту книгу около двух лет, думала не пойму и не оценю всю глубину, ага, и получила «это», и если вы ее откладывали, то нет смысла этого делать, возможно сейчас уже поздно читать ее.

1/5. Смысловая нагрузка для меня слишком важна, чтобы не брать её в расчет.

Отзыв на книгу «Капитанская дочка» представлен пользователем сайта ReadCafe.

Смысл названия

На первый взгляд может показаться странным, что название произведения никак не связано с двумя главными персонажами, Гриневым или Пугачевым. Пушкин намеренно назвал свое творение в честь главной героини Марии Мироновой, отдав таким образом дань удивительной силе духа и отваге скромной хрупкой девушки. Влекомая силой любви, девушка отважилась просить за своего возлюбленного у  самой императрицы, и благодаря ее искренности и настойчивости Гринев был спасен от верной смерти, а молодые обрели заслуженное счастье.

Именно Марья Ивановна стала движущей силой всего повествования, поскольку ради нее Петр Гринев совершал свои подвиги. Пока в сердце юноши не поселилась любовь, он был весьма жалким созданием: противился службе, высокомерно вел себя с прислугой, был безответственным в финансовых вопросах юнцом, способным проиграть крупную сумму денег. И лишь любовь к Маше пробудила в герое самые лучшие черты, заложенные в нем природой

В короткий срок из желторотого недоросля он превратился в отважного молодого мужчину, способного держать ответ за свои поступки и никогда не изменять данному им слову

Роман в стихах о прозе жизни

Белинский указывает, что цель Пушкина – показать развитие общества, поэтому он и решил написать именно роман, поскольку чувствовал: в обществе

что для изображения современности эпическая поэма или повесть никак не могла подойти:

Критик отвечает на вопрос: почему «Евгений Онегин» написан в стихах: Пушкин был гениален. И он взял на себя смелость написать роман в стихах, в то время, как русскими писателями не было написано

Это обеспечило произведению грандиозный успех, а Пушкину – громкую славу.

Таким образом, «Евгений Онегин» по своему содержанию – типичный роман, а по форме – поэзия.

Критика того времени часто сравнивала Пушкина и Байрона, находя сходство между байроновскими «Дон Хуаном» и «Чайлд-Гарольдом» и пушкинским «Евгением Онегиным». Белинский решительно отвергает всякое сходство, кроме формы, между произведениями двух великих поэтов, особенно в плане содержания. Конечно, критик признает, что форму подобных романов изобрел Байрон.

Но Байрон

и пафос его произведений – вовсе не изображение действительности, а суд над ней.

Пушкин

он заботился о достоверном отображении действительности, и поэтому его роман – подлинное национальное произведение.

Герои Пушкина – вовсе не демонические личности и не образцы добродетели, как зачастую было в современных Белинскому романах, в том числе, и в романах Байрона. Его герои – обычные люди, отношения между ними складываются естественные, как и в жизни. Критик относил к заслугам Пушкина то, что он

Белинский, подобно многим критикам и читателям, задавался вопросом:

Почему он заканчивается тем, что Пушкин оставляет своего героя на распутье.

– восклицает критик и сам себе отвечает: в романе нет конца, поскольку в самой действительности нет конца, что суть самой жизни заключается в отсутствии развязок. К тому же сам Онегин – «существо неопределенное», «отдавшееся зевоте», не имеющее цели в жизни. Он так никуда не приложил силы своей «богатой натуры», его жизнь лишена смысла, а потому роман лишен концовки.

Вариант 2

Наиболее весомым произведением Александра Сергеевича Пушкина, является “Капитанская дочка”. Которая была выпущена в печать в 1836 году. Данный рассказ основан на реальных событиях, которые автор также описывал, в другом своём произведении под названием “История Пугачёва”. Несмотря на общественное мнение, автор не указывал в произведении плохие стороны Пугачёва, наоборот он пытался показать его с наилучшей стороны, по сравнению с императрицей.

В ходе чтения данного произведения, появляется всё больше интерес, к моменту когда казаки пытаются спастись бегством, а как же, какую трусость, они проявляют, отношению к Пугачёву. В ходе действия рассказа, можно уследить момент, как главный персонаж произведения, не раз спасается от смерти с помощью бунтовщиков, именно это помогает ему, более детально и точно, разузнать всю информацию, касающуюся вооруженного восстания. С другой стороны можно проследить, со стороны дружеские отношения между Пугачёвым и Петром, которые сами по себе очень увлекательны.

Главным персонажем произведения является Петр Андреевич Гринев. Он является дворянином, а также находится на военной службе, на которую его отправил отец. Он не хотел чтобы его сын всё время пребывал в безделии и попусту тратил деньги. Именно для этого, чтобы воспитать в нём мужественность и отвагу, он отправляет его на военную службу в Белгородскую крепость. Там молодой человек встречает Швабрина, он тоже является дворянином, а также хорошо владеет французским языком. Из-за такой большой близости, молодые люди начинают общаться.

Однако Швабрин, лишь притворяется настоящим другом, готовым прийти на помощь в любое время. Сам же он влюблен в Машу, которая является Капитанской дочкой. А когда Гринёв начинает проявлять к ней интерес и хочет познакомиться с ней, Швабрин выставляет её необразованной и глупой девушкой. Спустя какое-то время Гринёв, знакомиться с девушкой и понимает, что всё, что ему рассказывал его товарищ, абсолютная неправда.

Если бы на этом всё и закончилось, но нет, Швабрин пошёл куда дальше. Спустя некоторое время, у него возникает ссора с Гринёвым, во время которой он вызывает его на дуэль. На дуэли он решает сжульничать и убить своего соперника, нечестным путем. Однако ему это не удается и его соперник остаётся жив. На этом, не закончились путешествия Швабрина, по истечении некоторого времени он предает свою крепость и переходит на сторону Пугачёва. Он всяческими способами пытается очернить Гринёва. После Захвата крепости главный персонаж, не стал присягать. Однако его отношение к Пугачеву изменилось, спустя какое-то время, после того как он спас Машу.

Главная мысль

Осуждая явление Пугачёвщины и ту жестокость, которую она породила, Пушкин старается объективно воспринимать те события. Он демонстрирует нам несовершенство государственного строя Российской империи, но в то же время показывает идеал в лице Гринёва, к которому необходимо стремиться всему дворянству, если оно не хочет снова познать ужасов крестьянской войны. Основная идея в романе «Капитанская дочка» заключается в том, что бессмысленный и кровавый бунт является не решением социальных проблем, а главным последствием нежелания правящей элиты решать их.

Также автор считает, что даже в самый тёмный час истории высокие моральные качества способны переломить ненависть и победить ложь. Смысл романа — показать тот идеал поведения, который послужит профилактикой социальных конфликтов. Но на первое место Пушкин ставит даже не смелость и честь Петра, а именно милосердие, кротость и силу духа капитанской дочки. Почему? Да потому, что Марья произошла из среды мелкого, бедного, но заслуженного дворянства: Миронов вышел в офицеры из простых солдат. Он получил титул не по наследству и связям, как Гринев, а в результате упорного и честного труда. Именно такие люди восхищали Пушкина, поэтому роман называется не «Петр Гринев», а «Капитанская дочка». Это указание на будущее, на верный путь российского дворянства, которое должно трудиться наравне со всем остальным народом и подавать ему хороший пример.

Мои впечатления о повести «Капитанская дочка»

Исторический роман — крайне интересный жанр художественной литературы. На фоне величайших событий национальной и мировой истории не только раскрываются характеры героев, но и даётся авторский отклик на те или иные реалии. Таковым является и эпохальный, без преувеличения, труд А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Это последнее крупное произведение поэта, художественное завещание Гения, в котором он в завуалированной, аллегоричной форме выразил собственное мнение на все беспокоящие его вопросы.

Интересно, что автор создавал роман на протяжении нескольких лет. Всё это время он изучал архивы, документы, связанные с крестьянским восстанием под предводительством Емельяна Пугачёва, несколько раз менял сюжет и замысел повествования. В результате из-под пера национального Гения вышел поразительно ёмкий, несмотря на сравнительно небольшой объём, роман, бесспорно, актуальный и в наше время.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у за 290 рублей

Связаться с нами:

На мой взгляд, «Капитанская дочка» — то произведение, не прочитать которое значит лишить себя не только удовольствия насладиться искусным языком автора, но и упустить глубочайший смысл, заложенный в нём. Пушкин органично соединяет фольклорные мотивы (например, именно из народа «пришли» все эпиграфы к главам книги) и яркий, образный литературный язык

Благодаря особой подаче текст воспринимается очень легко и приятно, доступно — невозможно упустить ничего важного!

Особого внимания заслуживают герои. Даже те из них, что появляются больше эпизодически, например, мать Петруши Гринёва, оказываются настоящими личностями со своим внутренним миром, своим характером. Меня очень заинтересовал образ Емельяна Пугачёва. Мне кажется, что это самый неоднозначный персонаж романа: когда он отдаёт приказ казнить капитана Миронова и его жену Василису Егоровну, он кажется невероятно жестоким, вызывающим едва ли не омерзение, ведь он отрицает самую суть человечности, он уподобляется дикому зверю.

Однако он милует и Петрушу, и его невесту — герои идут против воли предводителя бунта, но вместо раздражения эта смелость вызывает у него добродушную улыбку и даже уважение. На месте кровожадного чудовища вдруг оказывается суровый, но справедливый воин — даже правитель! Мне сложно сказать, могу ли я как-то характеризовать этого героя — мои чувства к нему слишком противоречивы.

Безграничное уважение у меня вызывает, как ни странно, не главный герой, Пётр Андреевич Гринёв, а Маша Миронова, капитанская дочка, невзрачная молоденькая девушка, слабая здоровьем, ранимая и нежная, «трусиха» по признанию её матери. Эта героиня нравится мне тем, что она сумела полностью изменить себя ради того, чтобы справиться со всеми невзгодами. На долю Марии Ивановны выпали страшные испытания.

Она увидела гибель родителей, вынуждена была скрываться, а после с трудом уберегла свою честь, на которую посягал подлый поручик Швабрин. Несмотря на это, Маша осталась верна себе. Она нашла защиты у Пугачёва и даже сумела спасти от ссылки своего возлюбленного, Петрушу. На мой взгляд, именно Маша Миронова, а не Пётр, является ключевым персонажем романа.

Остальные герои служат лишь ступенями к раскрытию образа героини. Именно на их фоне расцветают бесконечное мужество, благородство и нравственная сила девушки. Позже критики напишут о Машеньке как об образце христианской любви, её квинтэссенции.

Роман «Капитанская дочка» очень впечатлил меня той простой и откровенной мудростью, которая читается в строках

Эта книга пробуждает в читателе всё лучшее, что есть в его душе, ещё раз напоминает о том, как важно в любых обстоятельствах оставаться человеком

Основные проблемы

Проблема власти. В своем произведении Александр Сергеевич поднял весьма серьезную социальную проблему: какой тип власти является наиболее эффективным – монархический (правление Екатерины), стихийный (Пугачевщина) или же анархический. Каждый социальный класс общества отдавал предпочтение той или иной власти, в результате чего в обществе назрели серьезные противоречия. Народ оказался разделен на два лагеря, непримиримых и ожесточенных по отношению друг к другу. Историческая проблематика, поднятая писателем, заключается, прежде всего, в вопросах о справедливости и целесообразности бунта, оценки нравственных качеств его организатора, правомерности действий Екатерины Второй. Проблема человека в истории. Пушкину было весьма интересно поднять такую проблему как влияние исторических событий на судьбу конкретного человека. Безусловно, крестьянское восстание сыграло огромную роль в жизни Петра Гринева. Жизненные испытания закалили характер юноши, выявили самые лучшие качества, заложенные в нем природой и родительским воспитанием. Даже в самые критические минуты герой не изменил своим нравственным убеждением, и до последнего оставался верным своим принципам. При помощи одной из самых темных и смутных страниц истории России писатель оттенил характеры персонажей, показал их во всем их разнообразии. Проблема воспитания и становления личности. Что должен испытать человек, чтобы перешагнуть из беззаботного детства и отрочества во взрослую жизнь? Пугачевское восстание стало катализатором, при помощи которого Гринев повзрослел в считанные дни, превратившись из избалованного дворянина в настоящего воина. Однако цена этого взросления и возмужания была заплачена немалая. Проблема нравственного выбора. Петр Гринев и Алексей Швабрин – это герои-антагонисты, которых автор намеренно сталкивал друг с другом на протяжении всего произведения. В разных жизненных ситуациях они вели себя совершенно по-разному, демонстрируя те или иные черты своего характера. И если Гринев неизменно ставил честь выше собственных интересов, то Швабрин предпочитал выбирать предательство ради достижения своего блага. Но отчего поведение героев, столь схожих по многим критериям, так разительно отличается? Что оказало влияние на нравственное становление двух молодых людей? В ходе повествования Александр Сергеевич приходит к заключению, что корни безнравственного поведения лежат в детстве человека: если в семье высоко ценят моральные качества, пестуют нравственность, то ребенок вырастает глубоко порядочным человеком. В противном случае человек, не имеющий внутреннего нравственного стержня, попросту не способен противостоять суровым жизненным испытаниям. В трудные минуты он быстро позабудет о чести, и выберет путь лицемерия, жульничества, предательства. Проблема чести и долга

На примере Петра Гринева автор продемонстрировал досадный парадокс: люди чести, подобные главному герою, видят свое прямое предназначение в верной службе императрице, вот только эта преданность на поверку оказывается не столь важной для самой Екатерины. Социальное неравенство является, пожалуй, одной из главных проблем произведения

Именно оно оказалось тем яблоком раздора, которое привело к кровопролитному противостоянию между жителями Российской империи. Против социальной несправедливости восстал Емельян Пугачев, который видел в нем проблему бедственного положения простого народа. В нем не было ненависти непосредственно к дворянам, и это она доказал на примере с Петром Гриневым. Однако Пугачев глубоко презирал и ненавидел их высокомерное отношение к трудовому народу, который безропотно батрачил на представителей высшей касты.

В чем смысл высказывания Белинского: «Читая Пушкина можно. » (см)?

В чем смысл высказывания Белинского: «Читая Пушкина можно великолепным образом воспитать в себе человека».

Разноплановы проблемы, которые волновали Пушкина. Глубоки его философские мысли, точны и тонки подмеченные писателем житейские мудрости, просты и понятны движения души пушкинских героев. Автор не просто талантлив, он умён, обладает чувством юмора, небезразличен как ко внутренней жизни отдельного человека, так и к жизни целого государства.

Пушкин — прекрасный собеседник, который не поучает, но воспитывает, заставляет откликнуться, задуматься над тем, о чём пишет. Именно поэтому он является мудрым наставником, который через свои гениальные произведения воспитывает в читателях разных возрастов лучшие человеческие качества.

В формировании русской национальной культуры роль Пушкина сравнима с ролью Шекспира в английской литературе. Его произведения стали отправной точкой в развитии русской литературы и русского литературного языка. Тонко чувствующий лирик, великий драматург, легкомысленный сатирик, мастер короткого рассказа, и, наконец, человек, фактически создавший русский роман, его влияние на современников и последующие поколения невозможно переоценить.

Тот факт, что среди бумаг и рукописей декабристов были найдены стихи Пушкина говорит не только об их популярности, стихи Пушкина — это гимн, знамя, руководство к действию, с ними декабристы шли на каторгу, с ними они умирали. Честь, любовь к родине, верность самым высоким идеалам — основная тема произведений Пушкина.

Даже в своих сказках, созданных для детей, он акцентирует внимание на таких вечных ценностях, как честность, благородство, способность к отстаиванию своих принципов и идеалов. Но, в первую очередь, Пушкин, без сомнения, певец любви

Читая любовную лирику Пушкина, получаешь такое эстетическое наслаждение, что поневоле хочется разделить эту частичку до сих пор не остывшего тепла со своими друзьями и близкими, хочется стать чище, хочется верить в любовь и чувствовать ее в каждом человеке

Но, в первую очередь, Пушкин, без сомнения, певец любви. Читая любовную лирику Пушкина, получаешь такое эстетическое наслаждение, что поневоле хочется разделить эту частичку до сих пор не остывшего тепла со своими друзьями и близкими, хочется стать чище, хочется верить в любовь и чувствовать ее в каждом человеке.

Все те чувства и стремления, которые мы ценим в настоящем человеке, все они, в той или иной мере, нашли свое отражение в творчестве Пушкина.

Достоинства романа


Переходя к анализу романа, Белинский выдвигает несколько парадоксальный на первый взгляд тезис:

В дальнейшем он расшифровал свое утверждение.

Недостатком романа автор посчитал, как и многие критики того времени, то, что Пушкин показал в нем не современное им общество.

Мира, который Пушкин обрисовал в своем романе, уже не существовало на тот момент, показанные им взаимоотношения в обществе являлись устаревшими.

– восклицает критик и ставит в заслугу поэту то, что он сумел запечатлеть в своем произведении «действительность известного мгновения из жизни общества».

Иными словами, Белинский считал историзм романа одновременно его недостатком и достоинством – недостатком, с точки зрения пользы для современного общества, достоинством – с точки зрения художественной.

Ко второму достоинству «Евгения Онегина» автор отнес его народность. Комментируя журнальные споры, возникшие вокруг романа, критик утверждает, что роман является национальным произведением, обладающим подлинной народностью:

Под народностью он понимал вовсе не изображение жизни простого народа. Он спрашивает, почему современные критики считают, что

Цитируя Гоголя, автор полностью соглашается с ним:

К достоинствам романа критик относил то, что он написан прекрасным русским языком, в нем отражены типические русские характеры, весь его дух пронизан чем-то исконно русским, народным, подобно ранней пушкинской поэме «Руслан и Людмила».

Поэтому, несмотря на то, что главные герои романа в стихах – дворяне, Белинский называет «Евгения Онегина» первым подлинно русским произведением.

Критик поддержал Пушкина в его выборе героев – представителей высшего света.

Война 1812 года дала большой толчок патриотическому движению в России, особенно в дворянской среде

Поэтому Пушкину важно было показать тот слой дворянского общества, в котором назревали недовольство и протест против общественно-политического устройства страны и из которого впоследствии вышли декабристы. С точки зрения историзма и развития цивилизации, в тот отрезок времени именно дворянское общество сыграло ведущую роль в судьбе России

Романтическое начало в романе «Герой нашего времени»

Романтическое начало в романе «Герой нашего времени» перекликается c лирикой поэта Лермонтова, стихотворения которого рассказывали об одиночестве и грусти, об испытаниях, которые проходит человеческая душа, вынужденная существовать в определенных условиях.

Разочарование и потерянность – постоянные спутники героя лирики Лермонтова, и они же сопровождают главного героя романа Печорина. Он переживает разочарование в любви, когда черкешенка Белла нелепо умирает, он размышляет о том, что любить вечно невозможно, а полюбить на время – не стоит его усилий. И несмотря на то, что его взгляды на жизнь кажутся циничными, Печорин все равно открывается перед читателями и с другой стороны.

История создания

Когда в начале 19 столетия в России стали переводить произведения шотландского поэта и прозаика Вальтера Скотта, русская публика очень высоко оценила его произведения, для которых было характерно полное погружение в иную историческую эпоху и неизменная авантюрная составляющая сюжета. Работы Вальтера Скотта вдохновили Пушкина, который в то время занимался исследованием знаменитого пугачевского бунта. Собрав в достаточном количестве исторический материал, Александр Сергеевич решил приступить к работе и раскрыть читателям ключевые моменты восстания крестьян 1773 года.

Первоначальной задумкой автора была описание не нравственного подвига молодого дворянина, а совершенное им предательство. Пушкин намеревался сделать центральным персонажем историческое лицо – атамана Емельяна Пугачева, чья личность его очень интересовала. И лишь на фоне описания главного героя он планировал продемонстрировать мотивы, побудившие русского офицера нарушить присягу и присоединиться к крестьянскому бунту. Прототипом такого героя должен был послужить реально живший Михаил Шванович, который из страха смерти перешел на сторону бунтовщика и даже состоял при его канцелярии. Однако Александр Сергеевич сомневался, что подобная история благополучно пройдет цензуру и будет опубликована. После долгих размышлений он решил изменить сюжет произведения и выбрать более патриотичную тематику. Так центральным персонажем «Капитанской дочки» стал положительный во всех смыслах Гринев, в то время как все отрицательные качества Пушкин воплотил в его антиподе – офицере Швабрине.

«Капитанская дочка» была опубликована в журнале «Современник» еще при жизни писателя, от лица Петра Гринева. Манера повествования была настолько мастерски передана Александром Сергеевичем, что многие никак не могли взять в толк, кто же оказался истинным автором повести. К слову сказать, цензура все-таки вмешалась, и запретила к публикации главу, посвященную крестьянскому бунту в Симбирской губернии, откуда был родом Гринев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: