«старосветские помещики» — краткое содержание повести н.в. гоголя

«Старосветские помещики» краткое содержание

Краткое содержание «Старосветские помещики» Гоголя для читательского дневника:

«Два старичка прошедшего века» вспоминаются автору «среди модных фраков». Такие старики — украшение отдаленных деревень Малороссии. Афанасию Ивановичу Товстогубу — шестьдесят лет, Пульхерии Ивановне Товстогубихе — пятьдесят пять. Они чрезвычайно добры и радушны.

Старушка всегда готова угостить всем, что у нее есть в доме. Старик всегда улыбается приветливо. Он совершенно не эгоистичен, никогда не ворчит и не хвастает прошлыми заслугами. Детей они за всю жизнь не нажили, поэтому вся их любовь сосредоточилась друг на друге. Живут старосветские помещики в домике с низенькими комнатками, где от огромных печей, которые топятся соломой, всегда чрезвычайно темно.

У Пульхерии Ивановны множество мешочков с семенами, клубков с шерстью, сундуков и сундучков — запасливая хозяйка, она копит вещи, хотя и не знает, на что их потом употребить. В доме полным-полно мух и даже шмелей и ос. В доме содержатся крепостные девушки, которым иногда поручается какая-то работа, но в основном они едят и спят.

Афанасий Иванович мало занимается хозяйством, а Пульхерия Ивановна постоянно что-то сушит, солит, варит и заготавливает впрок.

Присмотр за своим лесом и пашнями эти милые старички поручили приказчику, который безжалостно их обкрадывает: вырубает лес на продажу, свозит в амбары помещиков самую худую муку. Но благословенная украинская земля столько всего производит, что убытка как будто вовсе не замечается.

Главное развлечение помещиков — постоянная еда: за коржиками с салом следуют пирожки и соленые рыжики, за час до обеда — чарочка водки, которая заедается сушеными рыбками. На обед — множество горшочков с блюдами старинной кухни. После обеда полагалось поспать, а после сна на столе появлялся арбуз. Впрочем, если Афанасий Иванович хочет подшутить над супругой, он затевает разговоры о том, что бы сталось, если бы дом сгорел, и кухня сгорела, и кладовая сгорела… Простодушная старушка пугается, и муж ее улыбается довольно.

В приеме гостей, в щедром хлебосольстве выражается вся бесхитростность и доброта души старосветских помещиков.

У Пульхерии Ивановны была серенькая кошечка, которую та любила гладить по шейке. Однажды кошечку сманили дикие коты, обитавшие в лесу за садом. Она пропадала долго, вернулась одичавшая и отощавшая. Поела — и убежала обратно в лес. Суеверная старушка решила, что это смерть за ней приходила. Она так и объявила мужу, что летом непременно умрет. Старик рыдал, как ребенок.

Готовясь к смерти, старушка дает распоряжения ключнице Явдохе — как ухаживать за паном. Она совсем не думает о себе и о той страшной минуте, что ее ожидает — только о своем спутнике жизни.

Рыдал старый помещик, провожая покойницу на кладбище, горевал, видя ее опустелый стул. И спустя пять лет после смерти Пульхерии Ивановны он все еще плакал, когда подавали за столом одно из ее любимых кушаний.

Афанасий Иванович после смерти той, что составляла смысл его жизни, прожил некоторое время в скорби и печали. Однажды ему во время прогулки по саду послышалось, что женский голос зовет его по имени-отчеству. Он тут же решил, что это покойная жена зовет его к себе. «Положите меня возле Пульхерии Ивановны», — последние слова, что он произнес перед смертью.

Имение после смерти помещика было окончательно разорено.

Казалось бы, о чем эта небольшая повесть? О пирожках с капустой, соленых грибочках и галушках, о сундучках и мухах, о кошках и предрассудках? Это — повесть о любви.

Это интересно: Повесть Гоголя «Сорочинская ярмарка» входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», в котором все произведения объединены общей тематикой – противодействием добра и зла. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Сорочинская ярмарка» по главам. Пересказ книги пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Краткое содержание

Николай Васильевич Гоголь, в произведении он выступает в роли рассказчика, делится воспоминаниями о двух ранее живших стариках. Афанасий и Пульхерия Товстогубы жили скромно в одной из отдалённых деревушек. Такие места в Малороссии обычно называли старосветскими. Жизнь в деревне протекала спокойно и все, кто погружались в неё, понимали — в такие моменты нет места грусти.

Афанасию Ивановичу шестьдесят лет, а его супруга была на пять лет моложе. Товстогуб был очень улыбчивым человеком. Пульхерия, наоборот, женщина серьёзная и рассмешить её практически невозможно. Несмотря на это, героиня была очень добрым человеком, это можно было легко понять по её глазам. Глядя на лица супругов, любой может увидеть, что они прожили яркую жизнь, в которой не было место печали и плохим поступкам.

Жизнь супругов

В доме Товстогубов было несколько небольших комнат, заполненных различными вещицами. А также в каждой была установлена печка, так как старики любили находиться в тепле. Афанасий Иванович не занимался практически никакими домашними делами и всё хозяйство лежало на плечах его супруги.

У Пульхерии Ивановны было несколько ежедневных обязанностей: открывать и закрывать кладовку, а также заниматься урожаем. У них в огороде росло множество овощей, фруктов и растений, которые женщина солила, сушила и варила. Во все остальные дела Пульхерия не вмешивалась, чем активно пользовался наглый приказчик, и не стесняясь обкрадывал супругов. Пара даже не замечала недостач, так как их земля была очень плодородной.

У Пульхерии и Афанасия была одна большая страсть — они оба любили поесть. На протяжении дня супруги постоянно что-то ели. Герои часто принимали в своём доме гостей. Они пытались выполнить любые их пожелания и всегда угощали самыми лучшими продуктами. Кроме того, супруги никогда не отпускали гостей в тот же день, и всегда оставляли их на ночь. Все дни героев проходили мирно, они жили в полной гармонии.

Однажды их спокойствие было нарушено одним неприметным событием. Любимую кошку Пульхерии Ивановны заманили в лес дикие коты. Через три дня беглянка вернулась домой, уставшая и похудевшая. Хозяйка её накормила, и кошка вновь убежала через окно, даже не дав себя погладить. Такое поведение животного женщина восприняла как знак. Героиня была уверена в том, что смерть её придёт этим летом.

После смерти Пульхерии

Пульхерия Ивановна рассказала о своём предчувствии мужу. Героиня очень переживала, что когда она умрёт, за Афанасием будет некому ухаживать. Женщина наказала своей ключнице беречь её супруга, словно родное дитя. Пульхерия была уверена в скорой смерти, и в действительности она умерла спустя несколько дней.

Афанасий Иванович перестал понимать, что творится вокруг него и ко всему происходящему относился бесчувственно. Осознание пришло к нему в тот момент, когда он после похорон вернулся в пустой дом. Мужчина стал безутешно рыдать, и слёзы его лились без остановки. Спустя пять лет в доме Афанасия воцарилась полная разруха.

Мужчина так и не смог смириться со смертью супруги. Он стал очень задумчивым и рассеянным. Как-то раз, прогуливаясь по саду, Афанасий услышал голос, зовущий его. Мужчина обернулся, но рядом никого не оказалось. В тот момент он понял — это зовёт тётушка Пульхерия. Герой не стал сопротивляться и угас словно свеча. Напоследок он попросил лишь об одном — похоронить его возле жены.

Несмотря на обыденную жизнь героев, Гоголь относился к ним с особым трепетом. Он любил их за доброту и честность. Люди, обладающие такими качествами, были по-настоящему счастливы. После изучения краткого пересказа сюжета читать «Старосветских помещиков», рекомендуется и в полной версии — это поможет точнее понять основную мысль.

Краткое содержание

Рассказчик (лицо обобщённое, человек из народа, но есть в нём что-то и от писателя) предается воспоминаниям о двух старичках «прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет».

Афанасий Иванович Товстогуб и его супруга Пульхерия Ивановна ведут «скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими». Ничто не нарушает привычный ход их спокойной размеренной жизни, такой тихой, что погрузившись в нее, понимаешь – на свете нет места ни печалям, ни разочарованиям.

Афанасию Ивановичу – шестьдесят лет, Пульхерия Ивановна моложе своего супруга на пять лет. На лице Товстогуба почти всегда играет легкая улыбка, независимо от того, рассказывает он что-либо или просто слушает. Жена его, напротив, женщина серьезная, которую крайне сложно рассмешить. Но в лице и глазах ее «написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было у них лучшего», что улыбка на этом славном добром лице была бы уже слишком слащавой.

По лицам обоих супругов можно с легкостью прочесть всю их жизнь – ясную и спокойную, не отягощенную сильными душевными страданиями или дурными поступками. Детей у них никогда не было, и всю силу своей любви и сердечной привязанности они направляют друг на друга.

Маленькие низенькие комнаты в их доме заполнены всевозможными вещицами, и в каждой из них расположена большая печь – старики очень любят тепло.

Афанасий Иванович практически не занимается хозяйством, и «все бремя правления» лежит на его дражайшей супруге. Ежедневные обязанности Пульхерии Ивановны заключаются «в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении, варении бесчисленного множества фруктов и растений».

В «прочие хозяйственные статьи вне двора» Пульхерия Ивановна не вмешивается, чем пользуется наглый приказчик, безбожно обкрадывающий супружескую пару. Но благословенная земля дает такие богатые урожаи и «производит все в таком множестве», что «все эти страшные хищения казались вовсе незаметными в их хозяйстве».

Для Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановна единственной сильной их страстью является любовь к еде. В течение дня, помимо основных приемов пищи, они беспрестанно что-то перекусывают.

Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна буквально преображаются с приходом гостей. Они стараются всячески угодить и угостить самым лучшим, что только уродило их хозяйство. При этом гость ни в коем случае не отпускается восвояси того же дня: «он должен был непременно переночевать» в доме радушных хозяев.

Тихой чередой идут мирные дни супружеской пары, живущей в необыкновенной гармонии. Но однажды их привычный уклад нарушается одним непримечательным событием. Дикие коты заманивают в лес домашнюю серую кошечку – любимицу Пульхерии Ивановны. Спустя три дня беглянка возвращается, чрезвычайно худая и изможденная. Она отъедается у доброй хозяйки, но, не дав той погладить себя, выскакивает в окно. Бедная женщина уверена, что это смерть ее приходила за ней, и она непременно умрет этим летом.

Пульхерия Ивановна делится своим предчувствием с супругом и переживает лишь о том, что некому будет за ним ухаживать. Она наказывает своей ключнице следить за паном и беречь его, «как глаза своего, как свое родное дитя». Полная уверенность женщины в своей близкой кончине «так была сильна и состояние души ее так было к этому настроено», что спустя несколько дней она умирает.

Афанасий Иванович поражен: он не осознает, что происходит, и глядит на все бесчувственно. Но, придя после похорон в пустой дом, он рыдает сильно и безутешно, и слезы, словно река, льются из его тусклых глаз.

Спустя пять лет после печального события рассказчик вновь приезжает в знакомый дом. Он поражается той разрухе, что царит во дворе. Хозяин так и не смог свыкнуться с потерей любимого человека: он стал рассеян, задумчив, неряшлив.

Однажды, гуляя по саду, Афанасий Иванович слышит, будто кто-то зовет его по имени, но никого не видит вокруг. Тогда он понимает, что это Пульхерия Ивановна зовет его к себе. Покорившись своему убеждению, он «сохнул, кашлял, таял как свечка и наконец угас». Все, что он успел перед своей кончиной, – попросить похоронить рядом с супругой.

После смерти супружеской четы их имущество было растащено ключницей и приказчиком. Неизвестно откуда взявшийся дальний родственник окончательно пустил по ветру нажитое долгими годами добро Товстогубов.

Читать краткое содержание Гоголь Старосветские помещики

Очень красивы и аппетитны описания, с которых и начинается повесть. Пища – практически единственное, что заботит стариков. Вся жизнь подчинена ей: утром покушали то или то, дальше закусили тем-то… Из того, что предлагает на обед старуха, всегда выбирают оба варианта. А ночью в жаркой комнате старик стонет – живот болит. Так лечение опять в принятии пищи: кислого молока попил и сразу лучше. Действительно, наливки, например, так и воспринимаются я – лекарствами. Это от зуда, та от ломоты.

Если приезжают гости, то уж у стариков пир. Автора угощали, раскрывая все секреты: солений, напитков… Он объедался, но невозможно просто было себя сдержать. Гостя всегда оставляли ночевать, пугая разбойниками. Кстати, дед любил попугать свою тихую супругу. К примеру, что будет, если их дом сгорит? А Пульхерия Ивановна страсть как боялась потерять покой – их мирную жизнь.

А запасов в доме было столько, что, хоть и вся дворня ела до дурноты, воровала, разносила по гостям, всё равно было изобилие. Старики вроде и старались контролировать хозяйственные процессы, но довольствовались внешним. Они верили обманщикам, которые воровали у них лес и всё остальное.

Однажды кошка, которую баловала Пульхерия, сбежала. Через несколько дней вернулась одичавшей. Поела, снова пропала. И Пульхерия с чего-то решила, что, значит, срок настал. Видимо, действительно, настал, раз такое придумала. Она начала методично готовиться к смерти: раздавала указания по хозяйству, собирала платье, прощалась со стариком. Своеобразное понимание дальнейшего у Пульхерии, она говорила, мол, делайте по-моему, а то я буду рядом с Христом, так я ему всё про вас скажу, если ослушаетесь. И слегла она, и в несколько дней сгорела. Афанасий Иванович никак не мог поверить в её смерть. Ему всё стало безразлично, он не мог, как малый ребенок, поесть, не измазавшись. В то время заехал к нему Гоголь, посочувствовал резко постаревшему Афанасию, который не мог о Пульхерии говорить без слёз. Гоголя не удивило, что вскоре старик скончался. Кстати, перед смертью он будто слышал, как умершая жена звала его в саду. Уход его был похож на то, что получилось с его женой.

Для контраста писатель приводит историю о молодом человеке, у которого возлюбленную рано отняла смерть. Больше его ничего не интересовало. Его закрыли дома родные, прятали от него острые предметы. И всё же пару раз он попытался покончить с собой… Но прошли годы, покалеченный герой женился снова, он счастлив, весел. Может быть, и правильно, что юноша не потерял вкус к жизни, но автору от этого грустно. Иногда более простые, приземленные люди проявляют более возвышенные чувства.

Эта повесть стала первой в цикле Гоголя «Миргород».

Оцените произведение:

3.02

Голосов: 62 Читать краткое содержание Старосветские помещики. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Главные герои

Афанасий Иванович Товстогуб

– хозяин небольшого богатого поместья, гостеприимный хозяин.

Пульхерия Ивановна Товстогуб

– его супруга, женщина очень добрая, мягкая, хозяйственная.

Рассказчик, в котором легко угадывается Николай Васильевич Гоголь, предается воспоминаниям о двух старичках « прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет ».

Афанасий Иванович Товстогуб и его супруга Пульхерия Ивановна ведут « скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими ». Ничто не нарушает привычный ход их спокойной размеренной жизни, такой тихой, что погрузившись в нее, понимаешь – на свете нет места ни печалям, ни разочарованиям.

Афанасию Ивановичу – шестьдесят лет, Пульхерия Ивановна моложе своего супруга на пять лет. На лице Товстогуба почти всегда играет легкая улыбка, независимо от того, рассказывает он что-либо или просто слушает. Жена его, напротив, женщина серьезная, которую крайне сложно рассмешить. Но в лице и глазах ее « написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было у них лучшего », что улыбка на этом славном добром лице была бы уже слишком слащавой.

По лицам обоих супругов можно с легкостью прочесть всю их жизнь – ясную и спокойную, не отягощенную сильными душевными страданиями или дурными поступками. Детей у них никогда не было, и всю силу своей любви и сердечной привязанности они направляют друг на друга.

Маленькие низенькие комнаты в их доме заполнены всевозможными вещицами, и в каждой из них расположена большая печь – старики очень любят тепло.

Афанасий Иванович практически не занимается хозяйством, и « все бремя правления » лежит на его дражайшей супруге. Ежедневные обязанности Пульхерии Ивановны заключаются « в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушении, варении бесчисленного множества фруктов и растений ».

В « прочие хозяйственные статьи вне двора » Пульхерия Ивановна не вмешивается, чем пользуется наглый приказчик, безбожно обкрадывающий супружескую пару. Но благословенная земля дает такие богатые урожаи и « производит все в таком множестве », что « что все эти страшные хищения казались вовсе незаметными в их хозяйстве ».

Для Пульхерии Ивановны и Афанасия Ивановна единственной сильной их страстью является любовь к еде. В течение дня, помимо основных приемов пищи, они беспрестанно что-то перекусывают.

Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна буквально преображаются с приходом гостей. Они стараются всячески угодить и угостить самым лучшим, что только уродило их хозяйство. При этом гость ни в коем случае не отпускается восвояси того же дня – « он должен был непременно переночевать » в доме радушных хозяев.

Тихой чередой идут мирные дни супружеской пары, живущей в необыкновенной гармонии. Но однажды их привычный уклад нарушается одним непримечательным событием. Дикие коты сманивают в лес домашнюю серую кошечку – любимицу Пульхерии Ивановны. Спустя три дня беглянка возвращается, чрезвычайно худая и изможденная. Она отъедается у доброй хозяйки, но, не дав той погладить себя, выскакивает в окно. Бедная женщина уверена, что это смерть ее приходила за ней, и она непременно умрет этим летом.

Пульхерия Ивановна делится своим предчувствием с супругом, и переживает лишь о том, что некому будет за ним ухаживать. Он наказывает своей ключнице следить за паном и беречь его, « как глаза своего, как свое родное дитя ». Полная уверенность женщины в своей близкой кончине « так была сильна и состояние души ее так было к этому настроено », что спустя несколько дней она умирает.

Афанасий Иванович поражен – он не осознает, что происходит, и глядит на все бесчувственно. Но, придя после похорон в пустой дом, он рыдает сильно и безутешно, и слезы, словно река, льются из его тусклых глаз.

Спустя пять лет после печального события рассказчик вновь приезжает в знакомый дом. Он поражается той разрухе, что царит во дворе. Хозяин так и не смог свыкнуться с потерей любимого человека: он стал рассеян, задумчив, неряшлив.

Однажды, гуляя по саду, Афанасий Иванович слышит, будто кто-то зовет его по имени, но никого не видит вокруг. Тогда он понимает, что это Пульхерия Ивановна зовет его к себе. Покорившись своему убеждению, он « сохнул, кашлял, таял как свечка и наконец угас ». Все, что он успел перед своей кончиной – попросить похоронить рядом с супругой.

После смерти супружеской четы их имущество было растащено ключницей и приказчиком. Неизвестно откуда взявшийся дальний родственник окончательно пустил по ветру нажитое долгими годами добро Товстогубов.

Общая характеристика сборника «Миргород»

1835 год – год величайшего творческого подъема Гоголя (рис. 1). Рис. 1. Николай Васильевич Гоголь ()

В этом году написано столько, что непонятно, как Николай Васильевич успевал все это. Был буквально за полтора месяца написан «Ревизор», вышел сборник «Арабески» (рис. 2),

Рис. 2. Титульный лист сборника «Арабески» (1833)

где одновременно с критическими статьями, с эссе Гоголь начинает публиковать свои петербургские повести, а именно: «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего».

Рис. 3. Титульный лист сборника «Миргород» (1835) ()

В этом же году появляется сборник «Миргород» (рис. 3), который состоит из четырех повестей: «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». И сразу же возникает множество вопросов, которые возникли и у тогдашней критики. Критика устами Белинского (рис. 4) расхвалила этот новый этап в творчестве Гоголя.

Рис. 4. В.Г. Белинский

Белинский говорил о том, что Гоголь стал серьезнее, стал глубже проникать в тайны жизни. В то же время Белинский высказывал и ряд недоумений, особенно это касалось первой повести: «Возьмите его «Старосветских помещиков»: что в них? Две пародии на человечество в продолжение нескольких десятков лет пьют и едят, едят и пьют, а потом, как водится исстари, умирают. Но отчего же это очарование? Вы принимаете участие в персонажах повести, смеетесь над ними, но без злости, и потом рыдаете с Палемоном о его Бавкиде, сострадаете его глубокой, неземной горести…» Создается впечатление, что от критики ускользала проблематика повестей Гоголя.

Можно поговорит и о названии. С одной стороны, понятно, что речь идет об одном из совершенно заурядных провинциальных малороссийских городков. Гоголь пишет, что главной достопримечательностью этого городка была огромная лужа посреди городской площади. Но с другой стороны, в этом названии звучат и другие слова: «Миргород», «мир», «город». Возможно, самое название намекает на некую более универсальную и масштабную проблематику. Но больше всего вопросов возникает по другому поводу: перед нами четыре повести, совершенно разные не только по сюжету, но и по жанру.

Первая повесть посвящена двум старичкам, горячо и искренне любящим друг друга: Пульхерии Ивановне и Афанасию Ивановичу, которые едят и пьют, а потом умирают.

Вторая повесть совершенно иного плана: мощные героические фигуры Тараса Бульбы и его сыновей, Остапа и Андрия, подвиги, страшные исторические события отдаленных эпох.

Третья повесть написана в жанре романтической фантастики: ведьмы, черти, потусторонние существа, храбрый казак Хома Брут, который не смог одолеть самого Вия и оказался жертвой демонической панночки.

И, наконец, четвертая повесть, написанная в духе жесткого реализма. Достаточно гадкие обыватели маленького жалкого городка с их маленькими страстями, с их грязной повседневной и унылой жизнью.

Что может объединять эти повести? И действительно ли они объединены неслучайно? Составляют ли они просто некое собрание повестей, или же здесь можно говорить о некоем единстве, идеологическом, художественном? Для этого последовательно рассмотрим каждое из этих произведений.

Анализ повести Гоголя «Старосветские помещики»

Повесть «Старосветские помещики» входит в сборник «Миргород», который вышел вслед за «Вечерами на хуторе близ Диканьки», и сильно отличается от сказочно-фантастичной книги. В ней описывается жизнь и смерть двух стариков, которые очень дороги Гоголю.

Главная мысль

Многие современники совершенно по-разному поняли замысел автора. Ведь история помещиков Товстогубов может показаться пустой, скучной, бессмысленной. Ничего ценного и интересного в ней нет. Некоторые читатели увидели иронию Гоголя над старой супружеской парой, над их мыслями, желаниями. Такой деятельный человек, как Николай Васильевич, думали они, не может по-настоящему любить таких никчемных стариков, жизнь которых прошла только вокруг разговоров о еде и засолке огурцов. Но идея автора «Старосветских помещиков» заключается в том, чтобы показать тихую гавань настоящего искреннего чувства, которое не только объединяет двух людей, но и делает их добрее, мягче и счастливее.

По моему мнению, писатель начинает повесть именно с искреннего признания в любви их образу жизни, тому старому милому ему укладу, хотя и пишет, что очень был рад окунуться ненадолго в эту атмосферу спокойствия, доброты, радушия и чистосердечия. Их он противопоставляет шуму и толпе Петербурга, торгашам и ябедам, заполонившим столицу. Товстогубы прожили честную, спокойную жизнь. Автор открыто выражает им свою симпатию, хотя и считает их жизнь низменной буколической.

Главные герои

  1. Афанасий Иванович – помещик, высок ростом, всегда ходит в одном и том же бараньем тулупе и беспрестанно дарит окружающим улыбки. Они с супругой были бездетны, и всю свою привязанность посвятили друг другу. Муж очень ласково и нежно обращался к жене, является смешливым и разговорчивым собеседником, которому все любопытно. Он с удовольствием расспрашивает рассказчика о том, что происходит в окружающем мире, так как сам не выбирается из своего родового гнезда.

Тема любви

Гоголь любит людей с их достоинствами и недостатками. И в этом произведении я увидела, что он восхищается, по его мнению, настоящей любовью, которую Товстогубы пронесли через всю жизнь. Это повесть о великой любви. Не зря ей противопоставляется рассказ автора о бешеной страсти одного молодого человека к юной даме, которая умирает. Пылкий влюбленный жутко страдает, несколько раз пытается покончить жизнь самоубийством, но проходит время, и он женится на другой. Прошлое сильное чувство забыто. Это вообще, наверняка, не было любовью.

А вот между Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной возникло настоящее высокое чувство, на которое только способны люди. Они постоянно заботятся друг о друге. Пожилая хозяйка дома, как только понимает, что скоро умрет, наказывает ключнице беречь и ухаживать за Афанасием Ивановичем. Она знает, что ему будет очень тяжело без нее.

Боль от потери жены заполняет всю жизнь овдовевшего старика, ее не может вылечить даже время. Тоска и печаль по своей единственной подруге жизни не утихают. Он вскоре умирает.

Особенности произведения

Гоголь очень подробно описывает быт старосветских помещиков, обустройство их комнат, теплоту и уют их дома. Как всегда, с присущей талантливому писателю фантазией он пишет о поющих разными голосами дверях. Все это навевает ему приятные воспоминания о деревенской жизни, в которой он вырос. И читатель вместе с Гоголем, благодаря такому тщательному рассказу почти о каждой мелочи в доме, оказывается в гостях у добродушных помещиков Товстогубов.

Их жизнь во многом типична. Приказчик со старостой воруют безбожно у них под носом, люди в доме тоже, но всего оказывается в достаточном количестве, и остается незаметным для хозяйства.

День Товстогубов состоит из поедания пищи и сна, причем на столе оказывается множество разнообразных блюд, которые непременно все съедаются. Хозяева они очень гостеприимные, и автор любит приезжать к ним и признается, что всегда сильно объедается, но, видно, воздух в Малороссии улучшает пищеварение.

Но вся их простая жизнь, состоящая из мелких забот, меркнет перед большим чувством. Они по-настоящему любили друг друга. Это и есть основная мысль в повести «Старосветские помещики». Весь их путь, кажущийся бестолковым, тонущим в бесполезной суете, освещает их сильная привязанность, искреннее чувство доброты к людям. В этом Гоголь видит настоящую человеческую ценность.

Разделение на части

Для того чтобы лучше понять суть произведения, необходимо текст разбить на смысловые подзаголовки. Каждая глава описывает основные действия, происходящие в произведении, например:

  1. Знакомство с семейной парой.
  2. Описание быта стариков.
  3. Пропажа любимого питомца.
  4. Приход кошки.
  5. Мысли Пульхерии Ивановны.
  6. Смерть хозяйки дома.
  7. Печаль и тоска Афанасия Ивановича.
  8. Приезд рассказчика.
  9. Гибель поместья.
  10. Кончина старика.

Несмотря на то, как просто и неинтересно жили старославянские помещики, Гоголь отзывался о них с большой любовью. В этих людях он рассмотрел искренность, чистоту и простоту души, без которых человек не может нормально жить и существовать. Искренние и чувственные люди даже в одиночестве счастливы.

Текст для читательского дневника

С самого начала повести Гоголь признаётся в любви к Малороссии: её природе, нравам, обычаям, людям… Герои старик со старухой живут просто, думая только о кушаньях, боясь перемен. Частый гость в их доме – Николай Васильевич сочувствует смерти старушки Пульхерии, которой представилось, что в образе её загулявшей кошки приходила, приходила к ней сама смерть. Без жены старик Афанасий живёт ещё лет десять в запущенном доме, но никак не может смириться с печальной мыслью. Гоголь приводит для контраста историю юноши, который из-за смерти возлюбленной сам упорно пытался покончить с собой, но через время успокоился, женился, жил весело… Не всегда преданность должна ассоциироваться с молодостью и горячностью.

Главные герои

  1. Афанасий Иванович – помещик, высок ростом, всегда ходит в одном и том же бараньем тулупе и беспрестанно дарит окружающим улыбки. Они с супругой были бездетны, и всю свою привязанность посвятили друг другу. Муж очень ласково и нежно обращался к жене, является смешливым и разговорчивым собеседником, которому все любопытно. Он с удовольствием расспрашивает рассказчика о том, что происходит в окружающем мире, так как сам не выбирается из своего родового гнезда.
  2. Пульхерия Ивановна – помещица, кругленькая старушка с добрым лицом. Она не так оживлена и улыбчива, как муж, зато в хозяйство находится полностью на ее попечении. Именно она формирует меню, которое так нравится рассказчику. Героиня – искушенная домохозяйка, она знает все кулинарные хитрости и балует ими супруга, руководя слугами, которые все это готовят. Она – мужественная женщина: предчувствуя скорую кончину, она не впадает в отчаяние, а заботится о будущем мужа.
  3. Рассказчик – это частый гость в доме старосветских помещиков. Он сентиментален, красноречив и наблюдателен. Его глазами мы видим пасторальный портрет героев, светящийся нежностью и добротой.

Вий

Хома Брут остался на ночлег у старухи, которая оказалась ведьмой. Ведьма оседлала парня и скакала на нём под ночным небом, пока Хоме не удалось сбросить её с себя. Избив палкой ведьму, Хома в страхе убежал в Киев. Его тут же выслали к сотнику, у которого помирала дочь. Панночка велела отыскать Хому, чтобы именно он читал молитвы у её тела. Отказаться парень не мог и нехотя согласился. Увидев панночку, Хома понял – это и есть та самая ведьма, жаждущая мести.

Две ночи провёл Хома в церкви, молясь у гроба девушки. Каждый раз она вставала из гроба, но не могла прорваться через круг, очерченный Хомой вокруг себя. На третью ночь ведьма вызвала Вия, который смог указать своим приспешникам на Хому. Черти тут же бросились на несчастного, и тот сразу же околел от страха. (Подробнее)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: