Содержание
- О «Слове» в нескольких словах Авторство
- Жанр
- Композиция
- Герои
Краткое содержание
Долгий путь «Слова»
О «Слове» в нескольких словах
Интерес к произведению не остывает с момента первого сообщения о находке.
Авторство
Автор поэмы – очевидец, свидетель, описавший поход князя Игоря непосредственно по следам событий 1185 г. Исследователи на протяжении двух веков после появления текста выдвигали множество теорий о том, кто мог быть автором поэмы. Версии рождались и опровергались, споры не утихали. Одно не подвергали сомнению – автор писал о событиях, современником которым был он сам, а не со слов потомков участников похода.
Исследователи едины и в мнении, что автор был сам родом из Киева или его окрестностей, страстно любил родину, природу, был предан князю Святославу. А кем был автор – священнослужителем, летописцем, дружинником, боярином – установить уже невозможно. Можно сказать, что перед читателем «Пушкин» того времени
Проблематика слово о полку игореве
Если признать Слово… подлинным текстом, то также встает вопрос об его авторстве. Возможно, автором был сам князь Игорь (князь Новгород-Северский Игорь Святославович, которых пошел на половцев в мае 1185 года) или его дружинники. События в этом текста описываются реальные, но автор — точно не автор летописей, поскольку летопись написана совершенно другим языком:
— в летописи князья всегда восхваляются, а враги описываются отрицательно. Здесь же образ Игоря неоднозначен.
— отличается способ изложения событий. Летопись описывает все документально и сухо, а Слово… написано художественным красочным языком.
— в Слове..
присутствуют выразительные описания природы (представленной как действующее лицо), а в летописи на природу внимание не обращается
Система героев и образов
Практически все персонажи «Слова» — это реальные исторические личности. Как раз о судьбе некоторых из них можно узнать из научных сведений, ведь их судьба в поэме не раскрывается.
Несмотря на то, что автор рассказывает о настоящем событии и людях, он добавляет также мистику и фантастические элементы. Например, плач Ярославны имеет такую силу, что достигает границ русских земель и пробуждает высшие силы помочь Игорю. А бояре помогают Святославу Киевскому истолковать вещий сон о поражении Игоря и Всеволода. В реальности такого произойти не могло, но с помощью этих приемов автор расширяет границы своего произведения.
Композиция и ключевые моменты сюжета
Произведение делится на пять частей: введение и заключение, а также три блока основного действия. Разберем краткое содержание каждой части:
- Введение. Здесь читатель знакомится с автором, а тот размышляет о том, как бы ему рассказать историю о князе Игоре и его походе на половцев. Автор также упоминает сказителя Бояна, который, возможно, поведал бы о тех же самых событиях в своем стиле.
- Первая часть. Описывается князь Игорь, который вместе со своим братом Всеволодом, а также сыном и племянником отправляется в поход на половецкие земли. Он игнорирует все дурные знаки, и уже после первой победы русских воинов ждет полный разгром. Игорь и другие князья попадают в плен.
- Вторая часть. Действие переносится к князю Киевскому Святославу, который узнает о неудачном походе Игоря и Всеволода. Он осуждает их, ведь разгром привел к тому, что теперь на Русь стали нападать враги, а князья враждуют между собой. Вместе с автором Святослав обращается к образам умерших правителей, призывая на помощь их мудрость и силу.
- Третья часть. Знаменитый «плач Ярославны». Жена Игоря тоскует по князю и всем воинам, погибшем в бою. В отчаянии она обращается ко всем русским землям, природе и высшим силам – она хочет, чтобы они помогли Игорю вырваться из вражеского плена. Ее горе и любовь настолько искренны и сильны, что природа откликается на призыв женщины.
- Заключение. В финальной части произведения Игорь возвращается домой. За ним гонятся половцы, и все заканчивается благополучно только благодаря тому, что ему помогают разбуженные Ярославной высшие силы.
В последних строках автор восхваляет всех русских князей, которые защищают родину от нападок врагов. Однако судьба некоторых главных героев (Всеволода, Владимира, Святослава Ольговича) остается неизвестной, а мораль князя Игоря – сомнительной. О том, как развивались события дальше, мы можем узнать уже только из исторических источников.
Художественные средства
Структура поэмы достаточно сложная не только из-за древнерусского языка, но еще и из-за того, что автор использует многочисленные художественные приемы. Среди них — гиперболы, метафоры, сравнения, контрасты, эпитеты, олицетворения. Все они помогают задать «Слову» определенное настроение, передать переживания персонажей и самого автора, а также охватить в небольшой поэме обширное пространство всей Руси (территориальное, природное и духовное). Автор пишет не просто об одном князе, совершившим неудачный поход, а о целом народе – и для того, чтобы расширить границы «Слова», он как раз прибегает к гиперболам, контрастам и олицетворениям.
Князь Игорь Святославович
«Слово» рассказывает в основном о походе князя против кочевников. Игорь – второй сын Святослава Ольговича и внук Олега Святославовича, знаменитого своими междоусобицами с Мономахом. Родился князь Игорь в 1151 году, и ко времени похода у него было уже трое сыновей от первой жены. Дочь князя Ярослава была второй женой Игоря, на которой он женился за год до похода. Наголову разбитый Рюриковичем в 1180 году Игорь спасся со своим союзником, а в будущем — злейшим врагом Кончаком.
Когда возникла необходимость объединения русских князей, глава ольговичей Святослав отказался от союза с половцами и выступил одним из организаторов объединения. Это сказалось и на Игоре, который решительно рвет с кочевниками, становится их ярым противником и ставит перед собой безумную задачу – своими силами найти Тмутаракань и дойти до Черного моря, сотню лет закрытого для русичей.
Что двигало князем Игорем? Воинская честь и раскаяние в прежних поступках, ненависть к недавним союзникам, ставшими свидетелями его позора, самолюбие и преданность общерусской политике, — во всем этом особый трагизм похода Игоря. Трагизм, приковавший к нему взгляды летописцев, составивших о нем повести. Поход Игоря ярко показал, что против половцев невозможно действовать в одиночку и только объединенные походы могли иметь успех.
На примере несчастного похода князя Игоря автору «Слова» было удобно показать отсутствие единения русских князей, поэтому главной идеей произведения «Слово о полку Игореве» стал призыв к согласованному отпору половцам. После похода 1185 года северские князья еще дважды выходили против кочевников под предводительством Игоря. О княжении Игоря ничего не известно. Игорь умер в 1202 году, и так и остался бы одним из удельных князей, если бы не «Слово», безвестный автор которого обессмертил князя, превратив его в образ.
Композиция и ее роль в раскрытии идеи «Слова о полку Игореве»
Талантливейшие
произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» было написано на
рубеже 7-8 веков, незадолго до опустошительного нашествия на Русь
татаро-монгольских орд.
Разрозненная
страна, терзаемая княжескими междоусобицами, была легкой добычей воинственных
кочевников. Автор с болью пишет:
Сказал брат
брату:
«Это мое, и то
мое же»
И стали князья
про малое
«Это великое»
говорить
и сами на себя
крамолу ковать.
Неудачный поход
князя Игоря на половцев послужил для автора поводом для страстного обращения к
князьям с призывом объединиться перед лицом общего врага.
«Слово о полку
Игореве» было написано почти сразу после возращения князя Игоря из плена,
поэтому автор не считает необходимым вдаваться в подробности, хорошо известные
современникам.
«Начало Слово о
полку Игореве» непосредственно не связано с описываемыми событиями, здесь
помещены размышления автора. Возвышенный, патетический тон вступления готовит
читателя к восприятию важных исторических событий.
В экспозиции
дается короткая характеристика Игоря и причины его похода в половецкие степи.
Завязку сюжета
составляют рассказ о выступление русских войск. «Тогда вступил Игорь–князь в
золотое стремя и поехал по чистому полю» и повел он свои «храбрые полки на
землю половецкую за землю русскую». Сведения о том, откуда вышла дружина и по
какому маршруту она двигалась, в произведении отсутствуют. В пути дружинники
наблюдают различные природные явления, которые как бы предсказывают их судьбу.
В первом
сражении с половцами русские полки одержали победу. Была взята богатая добыча.
«Покрывалами, накидками и опашнями, и разными узорочьями половецкими стали
мосты мостить по болотам и топким местам».
Перед вторым
сражением природа предвещала несчастие.
В час ранний
Кровавые зори
свет возвещают;
Черные тучи с
моря идут.
Это сражение
описано очень ярко, с достоверными деталями; создается ощущение, что автор сам
в нем участвовал:
С раннего утра
до вечера
С вечера до
света
Летят стрелы
каленые,
Гремят сабли о
шлемы.
Трещат копья
булатные
В поле
незнакомом
Среди земли
половецкой.
Поражение
войска князя Игоря является кульминацией сюжета «Слова о полку Игореве». Оно
приводит к тяжелым последствиям для Руси.
А в Киеве князь
Святослав видит страшный сон, из которого узнает о поражении Игоря. И сказал
Святослав свое «золотое слово», в котором призывает князей постоят за «Землю
Русскую», отомстить «за раны Игоревы», прекратить междоусобицы.
«Золотое слово»
Святослава занимает центральное место в произведении. Этим автор подчеркивает
свою приверженность объединительной идее.
Для композиции
«Слова о полку Игореве» очень важное значение имеет плачь Ярославны:
На Дунае
Ярославнин голос слышится,
Кукушкою
безвестною рано кукует:
«Полечу, —
говорит, — кукушкою по Дунаю,
омочу шелковый
рукав в Каяле — реке,
утру князю
кровавые его раны
на могучем его
теле».
Обращаясь к
силам природы, прося у них помощи, Ярославна как бы подготавливает бегство
князя Игоря из половецкого плена.
Побег Игоря
являлся развязкой произведения. Князь возвращается на родную землю.
Композиция
«слово о полку Игореве» полностью соответствует основной авторской идеи – идее
объединения Руси. И из-за того, что не услышали князья этого призыва, не
осознали грозившей опасности, Россия была обречена на трехсотлетнее
татаро-монгольское иго.
В. Г. Белинский
назвал «Слово о полку Игореве» прекрасным благоухающим цветком славянской
народной поэзии, достойным внимания, памяти и уважения.
Тема, идея и проблематика
В «Слове о полку Игореве» автор рассказывает своим читателям историю неудачного похода князя Игоря на половцев. С самого начала дружину преследовали дурные предзнаменования, но Игорь вместе с несколькими другими князьями (среди которых был его брат, племянник и сын) все равно отправляются на вражеские семьи. При этом они не просят помощи у других русских правителей, так как: а). рассчитывают справиться с половцами самостоятельно; б). не хотят делить с кем-то боевую славу. Следует подчеркнуть, что никакой необходимости в этом походе не было: враги не нападали на русские земли и только недавно были побиты Святославом Киевским и другими князьями. Единственная причина этого похода – желание Игоря, поддерживаемое его братом Всеволодом и племянником Святославом Ольговичем.
Таким образом, одной из центральных проблем «Слова» является безответственность и опрометчивость Новгород-северского и нескольких других князей. Такой подход стоил жизни многим воинам и привел к тому, что самих правителей пленили, а на русских землях начался раздор.
После провала Игоря на Русь начали нападать половцы и другие враги, а саму страну разрывали междоусобицы. Сам рассказчик и один из персонажей – князь Киевский Святослав сокрушались по поводу того, какую беду накликали на свою родину Игорь и Всеволод.
Во второй части «Слова о полку Игореве» автор уделяет особенного много внимания проблеме разобщенности. Он говорит о том, что сила Руси – только в единстве, без него враги и сами князья (которые начали драться друг с другом вместо того, чтобы вместе защищать свою родину) быстро уничтожат страну.
Проблема авторства и датировки
Сразу после находки рукописи начались споры о ее авторстве. Существовало две версии: первая — Слово… это поздняя подделка, поскольку подлинник так и не был найден, и рукопись содержала множество непонятных мест. Вторая — Слово… изначально было написано не на русском языке и переведено. Но тогда вопрос: кто автор перевода?
Споры ненадолго утихли, но возобновились в середине XIX века, т.к. был найден еще один текст — Задонщина, некоторые фрагменты которой едва ли не дословно повторяют те же фрагменты Слова…. Следовательно, возникла новая теория об авторстве: предположили, что автор Слова… знал Задонщину и решил написать похожий текст. Но однозначного мнения по этому вопросу не существует до сих пор.
История создания
«Слово о полку Игореве» считается эпическим произведением, так как оно дошло до нас через многие поколения русских людей. Точная дата написания поэмы неизвестна, но это произошло в XII веке. Ученые предполагают, что «Слово» было создано в 1185-1187 годах. Как раз в 1185 году произошел поход князя Игоря на половцев, описанный в произведения.
На сегодняшний день автор поэмы продолжает оставаться неизвестным, а историки до сих пор не пришли к единому мнению в этом вопросе. Однако точно известно, что в XII веке образованных людей было немного (большинство жителей русских земель были воинами, ремесленниками или крестьянами, учение было доступно только привилегированным слоям общества), а написать «Слово» мог только такой человек. Большинство ученых сходятся во мнении, что это был монах, который сам стал свидетелем неудачного похода князя Игоря и решил занести его в историю, несколько приукрасив фантастическими событиями.
Интересно, что сам автор неоднократно заявляет о себе в поэме и позиционирует себя как авторитетный источник. Образ рассказчика четко проглядывается в «Слове», но никаких намеков на его реальную личность нет.
«Слово о полку Игореве» долгое время было утеряно. С XII по XVIII век никто о нем ничего не знал и не слышал. Только в 1800 году русский государственный деятель А. И. Мусин-Пушкин обработал старинную рукопись (по его уверениям – оказавшуюся у него случайно) и представил ее общественности. При этом некоторые ученые полагают, что именно Мусин-Пушкин был ее настоящим автором, решившим выдать собственное сочинение за исторический памятник. Однако на сегодняшний день явного подтверждения или опровержения этой теории не существует.
Смысл названия
Полное название произведения длиннее, чем привычное нам «Слово о полку Игореве». В оригинальной версии также упоминается, о каком именно князе Игоре идет речь: «Игоря сына Святъславля, внука Ольгова». Также некоторые историки уверены, что сам жанр «слово» (сейчас он уже не используется, но в древнерусской литературе встречался часто) не был упомянут в авторском названии, а добавился уже позже, для того, чтобы представить произведение обществу XVIII века.
Так или иначе, основа названия – это «полк Игоря». Речь идет о дружине князя, вместе с которой он отправился в поход на половцев в 1185 году. После нескольких дней боев русское войско было полностью разбито, всего несколько человек были пленены врагами, остальные – убиты.
Жанр произведения
Произведение относится к жанру «слово», характерного для древнерусской литературы. Если переложить его на современную классификацию, то «Слово о полку Игореве» можно считать эпической поэмой. Произведение имеет ряд признаков, подходящих под этот жанр: образ рассказчика, лирический мотив, описание героических событий из прошлого, отсылки к истории. К тому же, битва с половцами 1185 года, описанная в «Слове», происходила в действительности и повлияла на ход русской истории в целом.
Жанр
Жанр произведения заявлен в самом названии – слово. Слово – один из самых распространенных жанров древнерусской литературы. Если взглянуть на это произведение с точки зрения современной литературы, оценивая его жанровое своеобразие, то его можно отнести к жанру «эпическая поэма», так как оно соответствует всем правилам написания этого жанра.
Невозможно судить и о направлении этого произведения, в нём такое жанровое своеобразие и композиционное построение, что можно только говорить о гениальности автора, создавшего «Слово». Об этом подтверждают и слова критика В. Г. Белинского, выражающие восторг, сравнивающие «Слово» с цветком русской поэзии, достойной уважения.