Три периода творчества
Чтобы выявить и перечислить основные темы и мотивы лирики Лермонтова, нужно разобраться с периодизацией его творчества.
Лермонтов жил во время жесточайшей политической реакции, возникшей после декабристского восстания, проведенного в 1825 году. Несмотря на то что классик не участвовал в этом масштабном событии, он сочувствовал идеям его вдохновителей. Поэтому по стихам поэта можно проследить печальную судьбу целого поколения, оставившего важный след в истории Российской империи.
По словам В. Белинского, занимавшегося исследованием лермонтовского наследия, его творчество условно делится на три больших этапа. Они представлены в таблице:
Название этапа | Даты |
«Юношеский» | с 1828 по 1832 год |
«Петербургский» | с 1833 по 1836 год |
«Кавказский» | с 1837 по 1841 год |
В самом начале своего творчества Лермонтов уделял огромное значение самопознанию, раздумьям над философскими концептами Добра и Зла и другими метафизическими вопросами. Идейным вдохновителем молодого литератора был Д. Г. Байрон — известный английский поэт-романтик, близкий ему по духу и ставший достойным примером для подражания. Лермонтов восхищался вольной тематикой байроновских стихотворений и его героями-бунтарями, стремящимися к безграничной свободе и страдающими от отсутствия внутренней гармонии.
Начало второго этапа творчества Лермонтова ознаменовано рождением его собственных тем и мотивов, среди которых:
- осознание собственной избранности, влекущее за собой душевное одиночество;
- поиск ответов на глобальные вопросы мироздания;
- надежда на обретение настоящей любви;
- исследование границ свободы и вольности человеческой личности.
В этот период было написано несколько поэм, среди которых «Боярин Орша» (1834), «Аул Бастунджи» (1833−1834), «Литвинка» (1832) и три драмы («Странный человек» (1834−1836), «Арбенин» (1836), «Маскарад» (1835)). Однако главным прорывом этого этапа стало появление первых прозаических сочинений автора, таких как «Вадим» (1833) и «Панорама Москвы» (1833).
Третий период лермонтовского творчества тесно связан с его кавказской ссылкой, ставшей реакцией на публикацию стихотворения «Смерть поэта». Несмотря на то что Лермонтов был молодым человеком, полным сил и жажды жизни, он словно предчувствовал скорый уход и стремился выразить все недосказанное в своих произведениях.
Автор продолжает исследование выбранных ранее тем и мотивов, но совершенствует их, доводя до идеала, создавая пронзительные, поразительно мудрые стихотворения, полные то светлой грусти по несбывшемуся, то горечи по тому, что было бесповоротно утрачено.
Во многих стихотворениях, написанных в последние годы, нет какой-либо автобиографичности или исповедальности. Они являются максимально отчужденными от эмоций, лишенными напрасной патетики. Наиболее знаковым произведением последнего этапа литературного творчества автора является роман «Герой нашего времени» (1840), поэмы «Сказка для детей» (1840) и «Сашка» (1839), а также стихотворения «Бородино» (1837), «Дума» (1838), «Родина» (1841) и «Выхожу один я на дорогу» (1841).
https://youtube.com/watch?v=QKqedE_tIag
Ранняя, любовная и философская лирика
Михаил Юрьевич выбрал себе необычное художественное направление для того времени. В основном Лермонтова можно назвать борцом с обществом, которое, по его мнению, было настроено против него.
Также поэт пытался размышлять по поводу смысла жизни, единения человека с природой. В целом его стихи отличались по настроению.
Свои силы в написании стихов автор попробовал ещё в детстве. Он создавал произведения во многих жанрах, но за основу выбрал лирику. Поэт не обращал внимания на устоявшиеся традиции, а выдавал читателю своё видение.
В ранней лирике просматривается очень романтическая личность. Это видно в произведениях:
- «Я видел тень блаженства».
- «Я не унижусь пред тобой».
Также в начале своей деятельности затрагивалась тема любви. Завершается этот этап стихотворением «Нет, я не Байрон».
Тему любви следует выделить отдельно. При чтении стихов Лермонтова появляется грусть, так как его творчество переполнено пессимизмом. У поэта много произведение о безответной любви.
Лирический герой всегда готов полностью отдаться прекрасному чувству, но у героини это только интрижка. Явным примером является стихотворение «Заблуждение купидона». В любовной лирике поэта постоянно есть надежда, но она заменяется разочарованием.
«Поэт»: яркость символов и особенности построения стихотворения
Еще одно яркое стихотворение, в котором реализуется тема поэта и поэзии. В лирике Лермонтова очень много ярких образов, которые находят свое продолжение в виде аллюзий и реминисценций в последующих литературных произведениях. Это знаменитый парус, одинокий утес, листок и другие. Еще один образ — это кинжал, под которым подразумевается поэтический дар. Начало стихотворения «Поэт» необычно. Здесь рассказывается вовсе не о поэтическом творчестве, а о кинжале, который верно служил своему хозяину, но, к сожалению, после смерти его он долго валялся в лавке, а затем был кем-то куплен, повешен на стену в качестве аксессуара. Но у него другое предназначение. Его булат был создан для битв, для драк и походов, а не для того, чтобы быть блестящей игрушкой. И вот начинается вторая часть стихотворения. Читателю становится понятным, почему это стихотворение о поэзии. Ведь, подобно этому кинжалу, поэт перестал играть важную роль в жизни современников. И в этом виноват не только он сам, но и общество, которое привыкло слушать сладкую ложь, ублажающие слух речи. А ведь когда-то голос поэта был значим, к нему прислушивались, его боялись. Стихотворение заканчивается риторическим вопросом, в котором Лермонтов выражает надежду на то, что однажды «осмеянный пророк» проснется для мщения и вынет свой клинок.
Роман «Герой нашего времени»
Это прозаическое произведение, в котором также ярко представлены особенности творчества Лермонтова. Роман очень полемический. Различны трактовки характера главного персонажа — Печорина. Исследователи спорят и о том, как относился к своему герою Лермонтов и можно ли назвать Печорина двойником самого поэта. Безусловно, как и все творчество М. Лермонтова, этот роман имеет автобиографическую подоплеку. Сходство героя с писателем на лицо: он служит на Кавказе, он одинок, противопоставляет себя другим людям. Однако в Печорине слишком много черт демонических и сугубо отрицательных, благодаря чему мы пониманием, что для самого автора Печорин явно не герой в полном смысле этого слова.
В романе реализовались умения писателя-психолога. С одной стороны, Печорин вызывает у читателя симпатию, но с другой, мы не можем сказать, что он хороший человек. Он обманывает девушек, он презирает людей и даже убивает Грушницкого на дуэли. Но зато он умен, он честен, принципиален. Лермонтов использует такой художественный прием психологизма, как деталь. Негативные стороны характера Печорина проявляются в самых маленьких деталях: в движениях, которые говорят о его скрытности, в его поведении с Максимом Максимычем, которое говорит о его холодности и безразличии к людям, даже в его слезах, которые происходят не от горя, а от уязвленной гордости. Кроме того, в романе мы можем найти примеры психологического параллелизма.
Роман с полной уверенностью можно назвать философским. В нем автор рассуждает и о дружбе, и о любви, и о судьбе. Все действие сконструировано на центральном персонаже — Печорине, и все сюжетные линии сводятся к нему. Однако роман не получился скучным: настолько многогранна и сложна личность Печорина.
Сочинение Основные темы лирики Лермонтова.
Тема Родины проходит через творческий путь Лермонтова. Он испытывает смешанные чувства по отношению к России. В своём творении «Родина» автор отмечает «странную» привязанность к Отечеству. Поэт презирает чиновников, так как они не заботятся о населении, но он боготворит традиции и культуру Отчизны. Автор восхищается танцами с «топаньем и свистом под говор пьяных мужиков». В «Бородино» Лермонтов прославляет военных людей и историю страны.
Любовную лирику в творчестве поэта сопровождает печаль и одиночество. Поэт не обретает счастье: «счастье без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях отражена безнадёжность грея, отчаяние, светлые чувства его не посещают, поэтому он считает любовь таким чувством, которое посещает человека раз и на всю жизнь. Не забывая о мимолётных увлечениях, которые быстро проходят.
Различные пейзажи страны считаются частью конкретных произведений. В таких стихотворениях природа имеет простые краски: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студёный ключ», «белеющие берёзы». Он стал внедрять в литературу приём одушевления и сравнения человека с природой: «Он был похож на ветер ясный…». Ещё автор отмечает, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревоги». В основном герой Лермонтова испытывает одиночество, поэтому природа помогает автору раскрыть душу этого героя. Природа помогает отразить душевные переживания.
Тема одиночества идёт фактически в каждой работе Лермонтова. В полном объёме тема раскрыта в стихотворении «Узник». Поэт чувствует, что заперт во времени, ведь с современниками у него не получается диалога. В «Пророке» автор подчёркивает, что его лирика не нужна людям, они не желают его слушать, поэтому он желает уйти в пустыню и получить покой.
В лирике Лермонтова отражены грусть, печаль, чувство одиночества, читая его поэзию, изучая его поэзию, люди могут заглянуть в душу поэта и узнать его человеческие качества.
Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения о лирике Лермонтова, чтобы понять и рассмотреть его произведения. Не забывая анализировать все мысли поэта.
Личная жизнь Лермонтова
Противоречивая и чувствительная натура Михаила Лермонтова, конечно же, не давала ему покоя и в личной жизни. По признанию поэта впервые он влюбился в 11 лет, когда ездил с бабушкой на Кавказ. Там он встретил 10-летнюю девочку, которую уже и не помнил, как зовут и как она выглядит, но образ хранил в сердце долго.
Екатерина Сушкова
Юношеской влюбленностью поэта стала Екатерина Сушкова, с которой он познакомился летом 1930 года, когда проводил каникулы у родственников
Девушка тогда совсем не обратила внимание на нескладного застенчивого юношу и откровенно издевалась над ним, чем больно ранила. Позднее поэт жестоко отомстил девушке
Уже став известным в светских кругах, он узнал, что Е. Сушкова помолвлена с его приятелем Алексеем Лопухиным. Лермонтов приложил все свое обаяние, чтобы внушить Сушковой, что он безумно в нее влюблен, и она должна ответить ему взаимностью и отменить свадьбу.
Сушкова Е.А. Миниатюра неизвестного художника
Девушка долго колебалась, но в итоге уступила мольбам «влюбленного» (видимо, слава и богатство Лермонтова сыграли свое дело). Когда же она расторгла помолвку, Михаил глядя ей в глаза, объявил, что все это был розыгрыш с его стороны. Однако в письме близкому другу поэт признался, что все равно не считает себя до конца отомщенным, потому что «она заставила страдать сердце ребёнка, а я только помучил самолюбие старой кокетки». Судя по всему, мадемуазель Сушкова, действительно, была довольно хладнокровной и расчетливой дамой. Во всяком случае, она уже через пару лет вполне удачно вышла замуж, а позднее оставила записки, которые дали ценные сведения о Лермонтове.
Наталья Иванова
Еще одной сердечной привязанностью Лермонтова стала Наталья Федоровна Иванова, которой он посвятил ряд стихотворений, позднее названный критиками «ивановским циклом».
Наталья Федоровна Иванова. Акварель М. А. Кашенцева, 1834 год
Но долгосрочных отношений между поэтом и девушкой не сложилось, так как она через некоторое время стала с ним холодна и неприветлива. Михаил сильно переживал этот разрыв, доходил в мыслях даже до самоубийства. Но эти сильные эмоции и переживания стали источником и большого вдохновения, отразившегося в творчестве.
Варенька Лопухина
И, наконец, самые сильные и глубокие чувства Лермонтов испытывал к Варваре Александровне Лопухиной. Молодые люди познакомились в Москве, им было по 18 лет, и их чувство было взаимным. Вполне возможно, дело дошло бы до свадьбы, но против этого союза категорически возражали родители Вареньки.
Варенька Лопухина (возлюбленная Лермонтова) — Изображение Шереметевский дворец — музей музыки, Санкт-Петербург
Через некоторое время девушку выдали замуж за «подходящего человека». Лермонтов тяжело переживал это известие и до конца своих дней помнил возлюбленную, посвящал ей стихи и произведения, не признавая ее новую фамилию «Бахметьева», всегда подписывал «Варваре Лопухиной». Девушка, судя по всему, в браке счастлива не была. Варвара Александровна тяжело пережила известие о смерти Лермонтова: буквально чахла на глазах и через 10 лет после ужасной вести умерла.
М. Ю. Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов — русский поэт, прозаик и драматург, один из самых крупных литературных деятелей первой половины XIX века. Период активного творчества Лермонтова совпал с тяжелым периодом в истории Российской Империи, что нашло непосредственное отражение в произведениях писателя. Родившись более двухсот лет назад, М. Ю. Лермонтов и по сей день остаётся одним из самых известных и узнаваемых русских авторов. Творчество М. Ю. Лермонтова относится к Золотому веку русской литературы.
Лермонтов прожил лишь 27 лет, за это время успев создать множество гениальных произведений, занявших своё почётное место в списке лучших произведений российских авторов. После смерти поэта император Николай I объявил: «Получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».
Замечание 1
Основные мотивы творчества М. Ю. Лермонтова — это тоска и одиночество.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Лермонтов в русской литературе 470 руб.
- Реферат Лермонтов в русской литературе 270 руб.
- Контрольная работа Лермонтов в русской литературе 220 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Такие настроения связаны как с детством поэта, так и с политической ситуацией в России 1830-ых, разочаровавшейся в идеях декабристов.
С самого юного возраста Лермонтов демонстрировал задатки своего поэтического таланта. Будучи болезненным ребёнком, развлечение будущий писатель находил не в обыкновенных детских играх и забавах, а в своём воображении. В неоконченное автобиографической повести Лермонтов писал: «Он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души». Очень рано духовно развившись, поэт встретился со своим первым разочарованием: никто из окружающих не мог понять его душевных стремлений. Потому в ребёнке начали развиваться недовольство окружающим миром и вместе с тем сочувствие к тем, кто был так же, как он, одинок и несчастен.
Вслед за А.С. Пушкиным, чью гражданскую позицию Лермонтов горячо поддерживал, поэт тяжело воспринял поражение дворянской революции, что тоже оказало значительное влияние на его дальнейшее творчество.
Основные темы лирики М.Ю. Лермонтова касались роли поэта и поэзии и судьбы русского народа. Лермонтов часто обращался к теме природы и одиночества. В произведениях автора прослеживаются горячая любовь к народу и острая ненависть к самодержавию, против которого поэт смело высказывался в своих стихотворениях. Презрение у Лермонтова вызывало и молодое поколение, инертное и не понимающее, что делать. В молодых людях поэт видел «лишних людей», безразличных к тому, что происходит в их стране.
Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Творчество М.Ю. Лермонтова литературоведы традиционно делят на два этапа:
- Этап становления поэта (1828 — 1836 гг.);
- Зрелость.
Границей между двумя этими периодами стала гибель А.С. Пушкина, которой Лермонтов посвятил стихотворение «Смерть поэта», прославившее его на всю страну.
Мотив борьбы
Как мы говорили ранее, поэзия Лермонтова насквозь пронизана романтическими мотивами, идеями, образами. Влияние лорда Байрона на молодого юношу сохранилось на всю оставшуюся жизнь.
Самые первые стихотворения М. Ю. Лермонтова пронизаны героичностью, отсутствием полутонов, страданиями от несовершенства реального мира и непонятости устремлений поэта.
Особенно полно настроения и переживания юноши передаются в трех произведениях – «Пленный рыцарь», «Узник» и «Парус».
В них преобладают пейзажно-символические образы. Например, в «Парусе» мы видим отображение внутренних событий в душе поэта, который пытается их изобразить с помощью затерянного в море суденышка.
Стихотворение «Узник» отражает не просто пребывание Лермонтова за решеткой из-за крамольной «Смерти поэта». В большей степени это мысли молодого человека о его месте в Российской империи при существующем режиме.
Данная тема продолжается и в «Пленном рыцаре». Оно тоже написано в заключении, последовавшем после дуэли с Барантом. В произведении мы наблюдаем постепенно разворачивающийся конфликт общества и индивидуума.
Таким образом, подобные строфы отражают нежелание Михаила Юрьевича сдаваться под натиском общественных рамок и условностей.
Политическая и гражданская позиция
Расцвет творчества Лермонтова проходил во времена очень жестокой политической реакции, которая наступила в 1825 году, после восстания декабристов. Такая обстановка сильно повлияла на поколение поэта, что отразилось и на характере творчества.
В стихах прослеживается судьба поколения. Между действительностью, уничтожающей самые высокие чувства, и поэтом появился конфликт. Общество убило человека в Лермонтове, но создало поэта, который, возможно, предугадал свою раннюю кончину. Он стал оценивать действительность исходя из существующих прав личности.
В зрелой лирике прослеживается больше:
- Социальных переживаний.
- Острых тем.
- Конкретики.
Стихотворение «Дума» стало протестом. Здесь явный упрёк поколению Лермонтова в его жизни без целей.
Михаил Юрьевич Лермонтов является типичным представителем романтизма в России. В его стихотворениях лирический герой борется со светским обществом и толпой. Также он всегда одинок. Довольно часто автор вспоминает прошлое, например, детские годы или исторические события. Утешением для поэта становится лишь любовь, но она всегда безответна и трагична.
Творческий путь
Творческий путь М. Ю. Лермонтова обычно разделяют на 2 этапа. А чертой между ними является 1837 год.
Ранний Лермонтов брал пример с таких литературных деятелей:
- Байрон.
- Пушкин.
- Шиллер.
На этом этапе произведения поэта обращены к самому себе. Лирический герой постоянно противопоставляется внешнему враждебному миру. Это для Лермонтова стало лейтмотивом — образом, который проходил через все стихотворения и сочинения.
Таблица основных тем творчества Лермонтова:
Тема | Пример стихотворения |
Отрицание действительности | «Жалобы турка», «Умирающий гладиатор» |
Одиночество | «Узник», «Выхожу один я на дорогу» |
Родина | «Бородино», «Новгород», «Родина» |
Судьба молодого поколения | «Монолог» |
Природа | «Кавказ», «Утёс», «Дары Терека» |
Любовь и дружба | «Сонет», «Нет, не тебя так пылко я люблю» |
Детские произведения Лермонтова
Тема детства отразилась в ряде работ и всегда была спутником всего его творчества. Детские стихи знаменитого поэта необыкновенно нежны и лиричны. Они наполнены какой-то особенной добротой и теплотой. Детские произведения Лермонтова включают в себя такие великолепные стихотворения, как «Ребенку», «Казачья колыбельная песня», «Ребенка милого рожденье» и другие.
Непростая получилась жизнь у Лермонтова, но, несмотря на все это, пору детства и все его «золотые денечки» он всегда считал самым прекрасным периодом жизни человека.
Все произведения Лермонтова с точки зрения литературы являются неповторимыми и уникальными. Поэтому они до сих пор интересны любому поколению читателей.
Образ России в лирике Лермонтова
Родина в его произведениях представлена сильной державой, но слышится и тревога, скорбь за Родину за ее население. Одновременно с этим он желает показать врагам свою страсть по Отчизне, хотя, будучи сосланным, дается автору это особенно тяжело.
Не устает восхищаться автор красотой русской природы в каждом произведении. Отражают это цитаты Лермонтова о родине:
«Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье»
«..И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез
Важно! Березы – этот народный российский символ впервые обозначил именно Михаил Юрьевич в своих стихах. Родина в стихотворении выглядит «страной рабов, страной господ»
И образ ее многогранен: великая держава с многотомной историей, богатой природой, чей народ угнетен, а знать веселится и не замечает общий социальный упадок
Родина в стихотворении выглядит «страной рабов, страной господ». И образ ее многогранен: великая держава с многотомной историей, богатой природой, чей народ угнетен, а знать веселится и не замечает общий социальный упадок.
Анализ стиха Родина
https://youtube.com/watch?v=PSvToklCucY
Лирика Лермонтова в русской литературе
Сочинения
Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.
Темы и мотивы лирики Лермонтова
Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.
Ранняя лирика Лермонтова
Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.
В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.
Любовная лирика Лермонтова
Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.
Философская лирика Лермонтова
Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.
Родина в лирике Лермонтова
В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.
Одиночество в лирике Лермонтова
На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
Тема Родины и одиночества
В своих произведениях автор затрагивал и тему Родины. Но в своих стихах он противопоставляет понятия отечества и государства. Лермонтов говорит, что политическое устройство и его схемы управления уже давно прогнили. Он утверждает о России, что это страна рабов и господ. Но всё же Родину в своих стихотворениях он любил. Поэт восхищался пейзажами, самобытностью и необузданной природой. Это можно почувствовать в стихотворении «Русская мелодия».
Одиночество — одна из наиболее важных тем в творчестве Лермонтова. Хотя читателю заметно, что для автора это вполне естественно. Он в душе всегда себя чувствовал чужим, поэтому лирический герой всё время находится в поисках покоя для души, старается сбежать от общества. Тема одиночества отлично раскрыта в произведениях «Узник» и «Пленный рыцарь».
Корни противоречий
Жизнь и творчество Лермонтова М. полны противоречий. Он рожден в семье, где происходят постоянные столкновения близких. Враждующие между собой мать и отец, бабушка. Смерть матери и разрыв с отцом в раннем детстве — это еще один вариант борьбы, где спокойное детство не сумело выстоять против тяжелой действительности. Застрелившийся на Новогоднем балу дед Миши, по рассказам бабушки, тоже был полон внутренних конфликтов.
И вот, в 15 лет на свет уже рождаются бессмертные «Демон» и «Испанцы», а через год знаменитый «Маскарад». Похоже, что такие чувства, как тягостные сомнения, мрачные предчувствия, ожидание рокового конца, жажда забвения, были свойственны всей семье поэта.
Лишь редко в произведениях певца души звучат радость и надежда. Свою жизнь писатель охарактеризовал двумя стихотворениями. Это «Что толку жить» и «Для чего я не родился».
Ощущение собстсвенной элитарности, избранности заставляет поэта отбирать для публики шедевры из шедевров. Прекрасно охарактеризовал Михаила Юрьевича Брюсов, назвав поэта неразгаданным творцом. Брюсов увидел художественное своеобразие творчества Лермонтова в создании четких, словно «кованых» стихов.
Фигура Лермонтова — это и по сей день загадка. Жизнь и смерть лирика — тайна, но его вклад в русскую литературу неоценим.
Сочинение Основные темы лирики Лермонтова.
Тема Родины проходит через творческий путь Лермонтова. Он испытывает смешанные чувства по отношению к России. В своём творении «Родина» автор отмечает «странную» привязанность к Отечеству. Поэт презирает чиновников, так как они не заботятся о населении, но он боготворит традиции и культуру Отчизны. Автор восхищается танцами с «топаньем и свистом под говор пьяных мужиков». В «Бородино» Лермонтов прославляет военных людей и историю страны.
Любовную лирику в творчестве поэта сопровождает печаль и одиночество. Поэт не обретает счастье: «счастье без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях отражена безнадёжность грея, отчаяние, светлые чувства его не посещают, поэтому он считает любовь таким чувством, которое посещает человека раз и на всю жизнь. Не забывая о мимолётных увлечениях, которые быстро проходят.
Различные пейзажи страны считаются частью конкретных произведений. В таких стихотворениях природа имеет простые краски: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студёный ключ», «белеющие берёзы». Он стал внедрять в литературу приём одушевления и сравнения человека с природой: «Он был похож на ветер ясный…». Ещё автор отмечает, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревоги». В основном герой Лермонтова испытывает одиночество, поэтому природа помогает автору раскрыть душу этого героя. Природа помогает отразить душевные переживания.
Тема одиночества идёт фактически в каждой работе Лермонтова. В полном объёме тема раскрыта в стихотворении «Узник». Поэт чувствует, что заперт во времени, ведь с современниками у него не получается диалога. В «Пророке» автор подчёркивает, что его лирика не нужна людям, они не желают его слушать, поэтому он желает уйти в пустыню и получить покой.
В лирике Лермонтова отражены грусть, печаль, чувство одиночества, читая его поэзию, изучая его поэзию, люди могут заглянуть в душу поэта и узнать его человеческие качества.
Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения о лирике Лермонтова, чтобы понять и рассмотреть его произведения. Не забывая анализировать все мысли поэта.
Для 9 класса
Основные мотивы лирики Лермонтова – таблица с примерами
Основной мотив | Суть, пример |
Смешанный | Для ряда рассказов характерна многоплановость. Критики часто сталкивались с проблемой поиска основной темы. Автор начинает стих с рассказа об отечестве, переходит к описанию личностных переживаний, заканчивая стихотворение рассказом о своем одиночестве. Ярким примером является стих «Спеша на север издалека». |
Любовный | Поэт уделяет мало внимания любовной лирике. Данное направление характерно для юности творца. В жизни ему не везло в любви, но своим возлюбленным писатель посвящал прекрасные строки. Пример: «Оставь напрасные заботы», «Она не гордой красотою». |
Гражданский | Сражение народа с государственным устоем, самодержавие, тема светского общества редко встречаются в произведениях. В шестнадцать лет он создал стих «Предсказание», который предсказал смену самодержавного строя. Еще один пример – «На смерть поэта». |
Одиночество | Тяжелое детство, отрочество поэта наложили отпечаток на его творчество. В большинстве стихов поднимается тема одиночества, тоски. Она проявляется в любовной лирике, стихотворениях об отечестве. Примеры стихов посвященных теме одиночества: «Листок», «Утес», «И скучно, и грустно», «Тучи». |
Смотри также: Смысл названия романа «Герой нашего времени»: версии о названии