Тема Родины в лирике С. Есенина
/ Сочинения / Есенин С.А. / Разное / Тема Родины в лирике С. Есенина
Скачать сочинение |
Тема Родины — главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его произведениях. Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике “Радуница”) автор предстает перед нами как пламенный патриот.
Так, в стихотворении “Гой ты, Русь моя родная!”, написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:
Если крикнет рать святая:
“Кинь ты Русь, живи в раю!”
Я скажу: “Не надо рая,
Дайте родину мою”.
Тогдашние его представления о родной земле еще очень детские.
Родина для Есенина — это село Константинове, где он родился, ближайшие окрестности села. “Рязанские поля была моя страна”, — вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.
Но уже и тогда родина не предстает ему идиллическим “заоблачным раем”. Поэт любит реальную крестьянскую Русь кануна Октября. В его стихах мы находим такие выразительные детали, говорящие о тяжелой мужицкой доле, как “забоченившиеся избы”, “тощие поля”, “черная, потом пропахшая выть” и другие.
Элементы социальности все чаще проявляются в лирике поэта в период I мировой войны: его героями становятся ребенок, просящий кусок хлеба; пахари, уходящие на войну; девушка, ждущая с фронта любимого. “Грустная песня, ты — русская боль!” — восклицает поэт. Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. “Радуюсь песней я смерти твоей”, — бросает он старому миру.
Однако новый мир поэт понял не сразу. Есенин ждал от революции идиллического “земного рая” для мужиков (стихотворение “Иорданская голубица”). Стоит ли говорить, что эти надежды поэта не оправдались? И Есенин переживает глубокий духовный кризис, но не может понять, “куда влечет нас рок событий”.
Своеобразным выражением этого взгляда на новую жизнь стал жеребенок, тщетно пытающийся обогнать паровоз:
Милый, милый, смешной дуралей,
Но куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
С течением времени шире стал взгляд Есенина на жизнь. Шире стал взгляд Есенина на мир.
Если раньше родиной была для него одна деревенька, то теперь он становится гражданином мира, чуждым всякой национальной ограниченности. “Я брат вам по крови”, — обращается Есенин к грузинским поэтам.
Он мечтает о тех временах, когда “по всей планете пройдет вражда племен”, “когда на земле будет один язык, и лишь “историк”, сочиняя труд о нашей розни, вспомнив, улыбнется”. Но, став пламенным интернационалистом, Есенин не оставил естественного для каждого чело века чувства “того места, где он родился”.
С названьем кратким “Русь”.
167863 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
Рассуждение
Философия как особая форма восприятия мира была присуща всем представителям Золотого века. За писателями и поэтами ХІХ столетия даже утвердился статус пророков, жаждущих истины и гармонии, просвещающих и обучающих своих читателей. Михаил Юрьевич Лермонтов – таинственная «луна» на небосклоне русской литературы, представитель Золотого века, который был не только поэтом, но и философом по своей сути.
Он, слишком молодой, и слишком талантливый человек своей эпохи, искал золотую середину не только в своей поэзии, но и в личной жизни. Он, мятежен и тих, лиричен и резок, благочестив и порочен, порою трагичен, находился в постоянных философских размышлениях. О чем думал и писал гениальный поэт? Конечно же о человеке, об его внутренней борьбе, отношение к жизни, борьбе добра и зла, гармонии. Поэзия «Парус» именно о такой борьбе, поиске себя. Лирический герой «не ищет счастья, и не от счастия бежит», он мятежен и просит бури, но есть ли в бурях покой? Где золотая середина? Ее нужно искать. Ведь «под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой…». Возможно, для кого-то счастье – это штиль и простое созерцание красоты, а кому-то нужен всплеск эмоций и буря.
В стихотворении «Пророк» Михаил Лермонтов поднимает проблему сложной жизни поэта и вечного странника, которого не смогло до конца понять и принять общество: «провозглашать я стал любви и правды чистые ученья. В меня все ближние мои бросали бешено каменья». И как следствие пишется стихотворение «Молитва», где лирический герой обессилен и печален, он просит Бога забрать у него талант, избавить «от страшной жажды песнопенья», он желает пойти трудным путем спасения и поиска истины. Но стоит ли боятся жизни? Ведь чаша бытия может быть пустой, без сладкого напитка под названием «мечта». М. Лермонтов сумел ответить на этот вопрос, написав стихотворение «Я жизни не боюсь». Устами лирического героя поэт говорит, что не стоит бояться жизни, ведь «своим бодрящим шумом она дает гореть, дает светиться думам».
Отдельное внимание также следует уделить библейской философии Михаила Лермонтова. В чем ее суть? Наверное, в борьбе добра и зла, светлого и темного начала в душе каждого человека
В стихотворении «Я не для ангелов и рая» лирический герой некоторое время борется с неверием в себя, темными силами, утверждая, что лишь всесильный Бог знает для чего он живет, страдая. Постепенно «темные» мотивы в стихотворениях Лермонтова поменялись на более светлые и жизнеутверждающие. В стихотворении «Молитва» (В ми -нуту жизни трудную…) лирический герой от всего сердца твердит молитву и вдруг «с души, как бремя скатится сомненье далеко, и верится, и плачется, и так легко, легко…».
Следовательно, несмотря на все сомнения, человек тянется к всему светлому и прекрасному, и это дает надежду на лучшее.
10 класс
Зрелый период творчества поэта
Уже в ранних сочинениях Лермонтова передовая критика увидела страстное желание дать оценку происходящим историческим событиям, понять истинное предназначение поэта в обществе и силой своей прозорливости угадать пути, ведущий к «полному блаженству» и добру. Период с 1836 года по день смерти считается временем зрелого творчества Лермонтова. Философия политической обстановки в современной ему России выразилась в стихотворениях «Смерть поэта» и «Прощай, немытая Россия».
Россия, по мнению поэта, является страной «рабства и господ», где душится любая прогрессивная мысль. Тяжело переживая гибель своего поэтического учителя, Лермонтов угрожает «наперсникам разврата», тем, кто погубил Пушкина, «божьим судом». Это справедливый и неподкупный суд, который вынесет справедливое наказание «свободы, гения и славы палачам».
Глубоко и задушевно звучит стихотворение «Выхожу один я на дорогу». В нем воплотились и особенности его мировоззрения, и смелая поэтическая фантазия. Поэт хочет избавиться от душевных страданий хоть на минуту, но в то же время он страстно желает жить по-другому. Забвение изображается в виде сна, где слышатся людские голоса, и хочется туда, где прекрасная природа, мир и любовь. В стихотворении очень ярко выражена мечта о счастье человечества. Зрелая лирика Лермонтова говорит о печали, одиночестве, ненужности человеческой жизни:
- Настроения многих передовых людей, современников поэта, выражены в стихотворении «И скучно, и грустно».
- Воображение Лермонтова занимает образ узника, пленного рыцаря «Узник», «Гляжу на прошлое с тоской», «Благодарность».
История успеха
21 сентября 1895 года в селе Константиново в Рязанской области (губернии) родился русский поэт Сергей Александрович Есенин. Родители «желтоволосого» мальчика «с голубыми глазами» – Татьяна Федоровна и Александр Никитич — были крестьянского происхождения. В их среде было принято выдавать юных девушек замуж против их воли, и такие браки обычно распадались. Так и произошло в семье Сергея, у которого было 2 сестры – Екатерина (1905-1977гг) и Александра (1911-1981гг).
Практически сразу после свадьбы отец Есенина – Александр – вернулся в Москву для заработка: там он работал в мясницкой лавке, пока его жена – Татьяна – вернулась в «отчий дом», именно там маленький Сергей провел большую часть своего детства. Денег в семье не хватало, несмотря на работу отца, и мать Есенина уехала в Рязань. Именно тогда за воспитание ребенка взялись бабушка с дедушкой. Титов Федор Андреевич – дед Сергея – был знатоком церковных книг, тогда как бабушка будущего поэта — Наталья Евтихиевна — знала множество народных песен и стихов. Такой «семейный тандем» подтолкнул юного Сережу к написанию своих первых будущих прозаических работ, ведь уже в свои 5 лет Есенин научился читать, а в 8 – попытался написать первые стихи.
В 1904 году Есенин пошел в Константиновское земское училище, где после получения «грамоты» с отличием (1909) решил поступить в церковно-приходскую второклассную учительскую школу. Юноша, скучающий по родным, приезжал в Константиново только во время каникул. Именно тогда он начинает писать свои первые стихи: «Наступление весны», «Зима» и «Осень» — приблизительная дата создания 1910 год. Спустя 2 года, в 1912 году, Есенин получает диплом по специальности «учитель грамоты» и решает уехать из дома в Москву.
Работа в мясной лавке Крылова, конечно, не была предметом мечтания молодого Есенина, поэтому после ссоры с отцом, под началом которого он работал, он решает уйти работать в типографию И.Д.Сытина. Почему эта должность стала одной из самых важных «ступенек» на пути к исполнению его желаний? Именно там он познакомился со своей первой гражданской женой – Анной Изрядовой – и открыл самому себе доступ к литературно-музыкальному кружку.
Поступив в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет в 1913 году, Есенин вскоре бросил институт и полностью посвятил себя написанию стихотворений. Уже через год он начинает печататься в журнале «Мирок» («Береза» (1914)), а уже спустя несколько месяцев большевистская газета «Путь правды» публикует еще несколько его стихотворений. 1915 год стал особенно значим в судье русского поэта – он знакомится с А. Блоком, С. Городецким и Н.Гумилевым. В октябре того же года в журнале «Проталинка» выходит «Молитва матери», посвященная Первой мировой войне.
Сергей Есенин был призван на войну, но благодаря своим влиятельным друзьям он был назначен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны – именно там он стал еще больше отдаваться «духу времени» и посещать литературные кружки. Впоследствии была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».
Опустив подробности жизни великого поэта в Москве, можно так же сказать о том, что его «революционное настроение» и попытка бороться за «русскую правду» сыграли с ним злую шутку. Есенин пишет несколько небольших поэм, — «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик» – которые были полностью пронизаны ощущением изменения жизни, но далеко не это изменило его статус и придало известности. Его свободолюбивые порывы только привлекли жандармов на его выступления. Значительно на его судьбу повлияло совсем другое обстоятельство — знакомство с Анатолием Мариенгофом и заигрывание с новыми модернистскими течениями. Имажинизм Есенина – описание патриархального уклада жизни «бедных крестьян», которые утратили способность бороться за собственную независимость («Ключи Марии» 1919). Однако эпатаж деревенского парня в рубахе, подпоясанной красным кушаком, начинает надоедать публике. И уже спустя год в его творчестве появляется образ пьяницы, хулигана и скандалиста, которого окружает «сброд» («Исповедь хулигана»). Этот мотив был встречен жителями столицы с одобрением и восторгом. Поэт понял, где лежат ключи от успеха, и стал активно разрабатывать свой новый имидж.
Дальнейшая «история успеха» Есенина базировалась на его скандальном поведении, бурных романах, громких разрывах, поэзии саморазрушения и гонении на советскую власть. Исход ясен – убийство, инсценированное под самоубийство 28 декабря 1925 года.
Периодизация творчества поэта
Что касается этапов творчества Есенина, то здесь существует несколько различных вариантов периодизации жизни и творчества русского поэта. Одной из общепринятых точек зрения является концепция Б. Розенфельда, согласно которой вся жизнь поэта может быть условно поделена на пять периодов:
- Первая фаза длится с 1914 по 1919 год. Это дореволюционный этап в его творчестве. К данной ступени относятся поэтические сборники «Радуница», «Голубень». Тема любви в творчестве Есенина практически не возникает на этом этапе. Однако уже появляется показательное в этом отношении произведение 1916 года под названием «Не бродить, не мять в кустах багряных…». В нем образ возлюбленной сливается с образом родной природы.
- Вторая и третья ступени (длятся с 1919 по 1922 год) отражают реакцию поэта на события революции. Второму этапу свойственно положительное восприятие перемен, третьему – отрицательное. К данному периоду относятся сборники «Преображение», «Триптих», пьеса «Пугачев».
- Четвертый этап длится с 1922 по 1923 год. Произведения на данном этапе относятся главным образом к узко-личной лирике. Главный сборник – «Москва кабацкая». Однако уже в эти годы творчества Есенина он становится «последним поэтом деревни», превращаясь в свидетеля «Руси уходящей».
- Заключительный этап длится с 1923 по 1925 год. Основной поэтический сборник – «Русь советская». В его произведениях отражается отношение Есенина к новой действительности в стране.
Анализ произведений на уроке
При изучении философской лирике поэта на уроках литературы нельзя опустить тему быстротечности бытия в лирике Есенина. На прежнем уроке дети получили задание прочитать дома стихотворение «Спит ковыль». При обсуждении домашнего задания задаются следующие вопросы:
- Что вы чувствовали при чтении стихотворения?
- Можно ли выделить здесь главное переживание поэта?
Дети отвечают, что в стихах чувствуется не просто легкая грусть, а тяжелая, безысходная печаль. Это как исповедь человека, прошедшего нелегкий жизненный путь. Учитель рассказывает о сложной поре в жизни Есенина в 1924—1925 годы. Учащиеся читают наизусть стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу»
Обсуждая содержание, школьники обращают внимание на его эмоциональный настрой: в отличие от прежнего стихотворения, здесь поэт от светлой грусти переходит к размышлениям о том, что жизнь человеческая короткая, но она есть
Образ розового коня звучит как символ несбывшихся надежд: «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?». Смягчить трагичность помогают описания природы. Лирический герой видит в этом уже не безысходность, а закономерность. Более ценит жизнь лирический герой стихотворения «Мы теперь уходим понемногу». О том, что жизнь проходит, и все в этом мире бренно — здесь это тоже присутствует, но жалеть о прожитом не стоит. Героя не волнует «тишь и благодать» потустороннего мира, ему гораздо милее то, что «в душу облекает плоть».
Эта мысль актуальна и в наше неспокойное время. Для закрепления темы можно про
Особенности поэзии
Особенность поэзии Сергея Есенина заключается, прежде всего, в том, что она самым тесным образом связана с народными традициями и фольклором, максимально приближена к простому народу. В своих произведениях поэт мог себе позволить и нецензурную брань, и реалистичное описание окраин, которые были для городских литераторов настоящей экзотикой. Подобным колоритом он покорил капризную публику, которую было уже трудно чем-либо удивить. Она нашла в творчестве деревенского поэта национальную самобытность, и полюбила его.
В русской поэзии Сергей Есенин держался особняком, так и не примкнув к одному из популярных в те времена модернистских течений. Весьма непродолжительным было его увлечение имажинизмом. Вскоре он смог отыскать собственное звучание, благодаря чему стал одним из выдающихся русских поэтов.
Многие стихотворения Есенина были положены на музыку, и эти песни стали по-настоящему народными. Секрет их непреходящей популярности заключается в том, что поэт смог разгадать секрет истинно русской души и показать ее во все величии и многообразии.
Выразительные средства
Этот стих Есенина, как и другие его работы, пронизан лучшими выразительными средствами. Некоторые из них:
- антитеза;
- эпитеты и т. д.
Эти приемы позволяют расставить в этом стихотворении необходимые акценты, передать настроение поэта, его взгляд на указанную тематику. Эпитет «розовый» отображает ноты радости, которые характерны для юности — это своеобразный образ всего доброго и светлого. Однако молодость быстро проходит, на ее место становится разочарование.
В этом замечательном стихотворении автор применяет такое художественное средство, как антитеза. Например, в произведении «белых яблонь дым» противопоставляется «осеннему увяданию». В результате старость сопоставляется с молодостью, а мечты юности — разочарованию зрелости. Кроме того, в стихотворении можно встретить и другие средства выражения:
- сравнение;
- риторический вопрос;
- аллитерация;
- инверсия.
Сергей Александрович умело использовал средства выражения в произведении «Не жалею, не зову, не плачу». Вся красота и мелодичность душевного состояния героя были полностью переданы читателю. Это замечательное стихотворение великого русского поэта спустя время было положено на музыку. Для большинства композиция стала любимой.
Образ Есенина в лирике
Сергею Есенину довелось жить и творить в очень непростое время, когда в российском государстве произошел мощнейший раскол. Революционные события 1905-1917 гг., Гражданская война оказали на поэта колоссальное влияние. Он не мог остаться в стороне от происходивших в стране событий, и все свои мысли, переживания, надежды отразил в своем творчестве.
Лирический образ Есенина – это собрание самых лучших качеств поэта, которые нашли свое отражение в стихотворениях. К примеру, искреннее восхищение вызывает его патриотизм в стихотворении «Поэт»:
Тот поэт, врагов кто губит, Чья родная правда мать, Кто людей, как братьев, любит И готов за них страдать.
Для лирики Сергея Есенина весьма характерна и так называемая «любовная чистота», которая особенно заметна в цикле «Любовь хулигана». В нем лирический герой признается в своих светлых чувствах музам, раскрывает перед ними всю свою глубокую, многогранную душу.
Стоит отметить, что в своей лирике Есенин зачастую предстает эдаким нежным и робким поклонником, к которому любовь бывает зла и несправедлива. Лирический герой восхищается Женщиной, одаривает ее комплиментами, цветистыми эпитетами и восторженными репликами. При этом он намеренно оскорбляет себя, и даже бахвалится хмельной удалью, сильной натурой и сломанной судьбой.
В унижении Есенин видел способ произвести впечатление сложного, никем не понятого и обманутого в лучших чувствах возлюбленного. Однако на деле именно он становился инициатором разрывов с женщинами, опускаясь до измен и избиений в хмельном угаре. Однако эти нелицеприятные моменты в лирике Есениным упускались, и речь шла лишь об обманутых надеждах и его разочаровании. Ярким примером тому служит его знаменитое «Письмо к женщине».
Есенин стремился идеализировать собственную личность, обогащал собственную биографию разного рода мистификациями. Он даже датировал свои зрелые работы более ранними сроками, чтобы создать иллюзию, будто он был с самого рождения феноменально одаренным поэтом.
Поначалу Сергей Есенин, как истинный мятежник и борец, с большим энтузиазмом принял идеи революции. Но со временем он глубоко разочаровался в новой России, в которой чувствовал себя чужеземцем. Положение крестьян в деревнях еще больше ухудшилось с приходом большевиков. Появилась жесткая цензура, и власть все чаще стала вмешиваться в искусство. По этой причине со временем в репликах лирического героя стали все более заметны желчные ноты и саркастические интонации.
Быстротечность человеческого бытия в творчестве Есенина
Жизнь Сергея Есенина была непланомерной, неоднозначной. В рамках биографий ее можно считать даже одной из самых трагичных, быстротечных, наполненных огромным количеством постоянных переездов и перемен. Естественно, что это отразилось и в творчестве поэта, который известен любовью к родине, лирическими отступлениями о родных просторах.
В стихотворениях автор часто одушевляет неодушевленные до этого предметы. Например, березы, сама Русь, природа в общем ее понимании. Есенин редко использует метафоры, чаще сравнения, подчеркиваемые словами «как бы», «словно». Творчество Сергея Есенина быстротечно, как и сама жизнь. Лирические герои за несколько строк переживают моменты падений и взлетов, что заметно в работе «Под венком лесной ромашки»:
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Жизнь словно ручей: она несется, забирая с собой и главного героя. Он расстроился из-за потерянного колечка, но уже через несколько строк решает «недавнюю» проблему, практически забывая о ней.
Не забывает поэт выразить чувства и по отношению к Родине. Сергей Есенин любил Россию, просторы, что отражено в таких стихотворениях, как «1 мая», «Белая свитка и алый кушак…», «Богатырский посвист», «В зеленой церкви за горой…», «В хате» и другие. Поэт превозносит Родину практически до небес. После переезда в столицу Родины, творчество Есенина во многом становится эпатажным: «Я нарочно иду нечесаный….». Позже стихотворения о стране и ее просторах тесно переплетутся с лирической темой по отношению к женщинам, создав известную сегодня работу «Письмо женщине». Добавятся после жизненных потрясений и ноты грусти, разочарования в стихотворениях, уйдет «мечтательность».
Последние произведения под авторством Сергея Есенина и вовсе будут трагичными, ведь непризнание народа поэт видит как безответную любовь Родины, которую он всегда боготворил. Эту часть жизни в работах читатель видит также по-философски, в поэзии появляется много философских строк, меняется воспринимается иначе понятия счастье и жизнь.
Поэт относит себя к числу деревенских творческих личностей, которые остались в России. Однако общество его воспринимает плохо, не желая ставить на один уровень с остальными именитыми поэтами страны. После этого в творчестве Есенина просматривается больше трагических строк и разочарований, перераспределяя приоритеты.
Тема поэта и поэзии в творчестве есенина
Характерной особенностью русской лирики во все времена была ее гражданственность, наполненность общественной проблематикой, патриотический пафос. Тема поэта и поэзии волновала С. Есенина на протяжении всей жизни. Он пытался понять и как можно более точно проследить свое поэтическое родословное древо. Писал он об этом в своей статье «Ключи Марии», упоминал в поэмах и стихах.
Например, в стихотворении «Поэт» Есенин рассказывает о нелегкой доле поэта, подчеркивая, в каких тяжелых условиях (на чердаке, при свече) рождаются стихи («песни грустных дум»). Для поэтического творчества не существует материального мерила. В стихотворении подчеркивается явная несоизмеримость душевных затрат в процессе создания стихов и материального вознаграждения, показывается альтруистический характер поэтического творчества. По тематике это довольно сильно напоминает «Разговор с фининспектором о поэзии» В. Маяковского: «Изводишь слова единого ради тысячи тонн словесной руды».
В другом стихотворении, которое также называется «Поэт», Есенин на первый план выдвигает патриотическую направленность поэзии. Правдивость провозглашается одним из главных критериев художественности:
Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.
Другим непременным условием настоящей лирики является творческая свобода, дающая возможность соблюсти «правду жизни», сказать людям слово о них и о жизни. В стихотворении «Быть поэтом — это значит то же. » Есенин писал:
Быть поэтом — это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.
Поэтическое творчество требует от автора полной самоотдачи, величайшего напряжения душевных струн.
Никакие другие соображения никогда не заслоняли в поэзии С. Есенина главного: стремления достойно воспеть любимую Россию, родной дом, увековечить в лирике близких, дорогих сердцу людей, обыденную жизнь простого русского села.
Своим гуманизмом, органичностью, приверженностью традициям Есенин в понимании назначения поэзии был близок к русским классикам. В маленькой поэме «Русь бесприютная» он прямо называет имена тех, чьи традиции свято чтил в литературе:
И наш Некрасов в них.
Одним из стихотворений, в которых наиболее ярко проявились представления Есенина о предназначении поэта и поэзии, является стихотворение «О Русь, взмахни крылами. ».
Это произведение поэт читал на открытии памятника поэту Алексею Кольцову, имя которого упоминается во второй строфе. В произведении названы и другие имена: поэт религиозной и крестьянской ориентации Н. Клюев и А. Чапыгин, создатель исторических романов о крестьянском движении. Упоминает поэт и себя в этом ряду. Дело в том, что в переломную эпоху начала XX века в обществе было много споров о дальнейших путях развития России. Есенин связывал идеальное общественное устройство с патриархальным крестьянским укладом, поэтому и в лирике был приверженцем новокрестьянского направления.
Центральным образом, который передает особенности понимания Есениным этой темы, является дорога, символизирующая выбор исторического и творческого пути. Рисуя бескрайние просторы родной земли, автор подчеркивает необходимость широты горизонтов для свободного полета творчества, утверждает, что подлинная поэзия должна быть тематически масштабной. В основе есенинского отношения к славе лежит не эгоистическое стремление выделиться, прослыть известным, а попытка сказать свое слово в истории и сделать это слово услышанным.
Есенин подчеркивает органичность создаваемых им и его единомышленниками образов, близость к природе («Изтрав мы вяжем книги»). Поэтическая новизнаже видится ему в оптимистическом пафосе грядущей литературы:
Довольно гнить и ноять,
И славить взлетом гнусь —
Уж смыла, стерла деготь
В образной форме поэт подчеркивает, что критический пафос, долгое время господствующий в передовой литературе XIX века, необходимо сменить, обновив при этом проблематику произведений.
Итак, тема предназначения поэта и поэзии у Есенина крайне многогранна. Наряду с темой родины она занимает центральное место в его творчестве. Быть с народом в его радостях и бедах, бескорыстно служить людям — в этом истинное предназначение поэта. Прослеживая свои поэтические «родственные» связи, Есенин отдает дань классической традиции, вбирая в свое творчество лучшие ее достижения и выводя на новый, неведомый доселе уровень.
Народность поэзии Есенина, ее глубоко народный характер, высочайший гуманизм сделали его одним из самых любимых русских поэтов.
Главные мотивы
В лирике Сергея Есенина ведущими являются мотивы страсти, раскаяния, саморазрушения и переживания за судьбу родины. В более поздних сборниках на смену чистым, возвышенным чувствам приходит пьяный угар, глубокое разочарование и тоска по несбывшимся надеждам. Подобная перемена в лирике является зеркальным отражением поведения самого Есенина, который быстро спивается, проявляет агрессию внутри семьи, теряя таким образом близких людей. В этот период в его творчестве все чаще воспевается красота духовной и физической деградации. Любовь, которая раньше воспевалась Есениным почти в каждом произведении, отныне приобретает форму тоски, страдания, глухого отчаяния.
Жизнь поэта была не слишком продолжительной, однако удивительно яркой, насыщенной важными масштабными событиями. Есенин был прямым свидетелем смены идеалов в России, и это не могло не отразится на его творчестве. Ярким примером тому служит стихотворение «Возвращение на Родину», в котором есть следующая строчка: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».
Тема борьбы противоположностей
Философская лирика Лермонтова наполнена переживанием борьбы двух начал: света и тьмы, добра и зла, страдания и радости. По суждению поэта, сама жизнь – это борьба стихий и страстей. Поэтому в своем знаменитом стихотворении «Парус» Лермонтов рисует пред читателями образ мятущейся человеческой души, тянущейся к страстям и одновременно жаждущей света.
«Может ли человек на земле обрести счастье?» – спрашивает устами своего лирического героя Лермонтов. И отрицательно отвечает на этот вопрос. Даже покоя бедный «парус» обрести не может.
«Чаша жизни» готовит для человека лишь горький напиток. Отсюда пессимизм и трагизм поэтического творчества Лермонтова: