Сны Раскольникова после преступления
После убийства, находясь в возбужденном и бредовом состоянии, Раскольникову снится сон, где полицейский совершает избиение хозяйки квартиры, в которой живет герой. несмотря на совершенное преступление, он сам плохо относится к насилию над людьми. Кроме того во сне выражается страх перед заслуженным наказанием. Раскольников очень боится, что его разоблачат и отправят в тюрьму.
В другом сновидении Родион практически повторяет совершенное наяву. Он отправляется в дом старухи-процентщицы и собирается ее убить. Только старуха не боится его, а лишь смеется над его попытками. Благодаря этому сну главный герой понимает, что он не «особенный человек», которому позволено быть вершителем судеб.
Последний сон Раскольников видит уже на каторге. он окончательно рушит его теорию о «сверхлюдях», так как если следовать ей, то в мире окончательно теряются нравственные основы и становится трудно разобрать, где добро, а где зло.
-
Цитаты из сериала герои
-
Урок не закрепленный кровью плохо усваивается чья цитата
-
Не пытайтесь понять женщину цитаты
-
Цитаты парень с нашего кладбища
- Цитаты в стиле пин ап
Сейчас читают
Старожилы одного местечка водили гостей в удивительный местный музей. Приезжие приходят туда, чтобы полюбоваться прекрасными портретами бывших хозяев дома. На одном полотне изображена представительница семейства Ляпуновых
Рассказ «Листригоны» красочно показывает нам быт и времяпровождение крымских рыбаков, которые рискуя собственной жизнью, в любые погодные условия добывают рыбу. Куприн описывает жизнь реальных людей
Рассказ «Исследователи» представляет собой воспоминания бывшего студента-практиканта одной из школ, который вместе со своим наставником однажды оказался в затруднительной ситуации.
Источник
Главные герои
Родион Раскольников
Главный герой романа. Молодой человек 27-ми лет. Замкнут, задумчив, несчастен. Находится в бедственном положении. Нищенское состояние и гордыня порождают в голове Родиона идею о «наполеоновском человеке», способном на убийство ради выгоды. Именно к таким людям и причисляет себя герой, но он ошибается. После совершения преступления Раскольников оказывается на грани сумасшествия.
Алена Ивановна
Она была неприятной личностью во всех планах: внешне и по характеру. Она думала только о собственной выгоде и была равнодушна к чужому горю. Обладая богатством, не собиралась делиться им со своей больной сестрой Лизой.
Семен Мармеладов
Отец семейства. Будучи бедным, он начинает пить, что и мешает ему получить работу. У героя нет средств к существованию. Из-за пристрастия к алкоголю он вводит в бедственное положение всю семью.
Мармеладов способен к милосердию и состраданию. Все поступки героя искренни. Он противен сам себе, потому что осознает, в какое положение он привел близких.
Соня Мармеладова
Дочь Семена Мармеладова от первого брака. Это добрый, жалостливый человек, готовый к самопожертвованию. Для того чтобы прокормить семью, она переступила свои принципы, стала проституткой.
Катерина Ивановна
Жена Мармеладова. По происхождению – дворянка. Но жизнь ее сложилась так, что в молодости она осталась одна с тремя детьми. Несмотря на бедственное положение, героиня до последнего не опускает руки и борется за существование. Она представляет образ сильного человека.
Дуня Раскольникова
Младшая сестра Родиона. Это красивая девушка 22-х лет, обладающая стойким характером. Гордая и образованная, работала гувернанткой, чтобы прокормить себя, мать и брата. Несмотря на плохое материальное положение, не сдавалась, всегда держала себя достойно, и даже в бедном платье выглядела красиво. Дуня представляет образ женщины, готовой пожертвовать своим счастьем ради родных.
Дмитрий Разумихин
Друг Раскольникова. Дворянин, сирота с веселым нравом, отличается оптимизмом, простотой. Самые важные качества — ум и честность. Дмитрий умеет любить. Именно поэтому писатель доверяет ему сестру Дуню, пережившую столько тягот бедной жизни.
Свидригайлов
Порочный человек. Был шулером, сидел в долговой тюрьме, женился на Марфе Петровне из-за денег, изнасиловал девочку, которая потом покончила с собой, довел до самоубийства лакея Филиппа. Является двойником плохой стороны Раскольникова, тем самым человеком без совести.
Образец 4
В своем социально-философском романе Достоевский очень хорошо показал, как соединяется реальность с подсознанием, используя различные художественные приемы. Как один из таких приемов, автор задействует сны Родиона Раскольникова. Описание сновидений героя дает нам возможность увидеть его подробный психологический портрет, его внутренние конфликты и душевные муки. Ведь именно во сне человек становится самим собой, говорит и думает без прикрас, действует так, как он хочет, в отличие от реальной жизни, где он скован социальными рамками и общественным мнением.
В течение всего романа Раскольников видит символические сны. В первом сне, еще до убийства старухи, он видит себя семилетним мальчиком, идущим с отцом за руку, мимо большого кабака. Это место и его шумные обитатели вызывали в нем отвращение и страх. Далее он видит, как пьяный мужик Миколка и другие усаживаются гурьбой в телегу, запряженную всего лишь одной тощей саврасой кобылкой. Бедное животное не может двинуться с места, а Миколка, обезумев от злости, начинает нещадно сыпать ударами по бокам кобылы. Остальные кричат и хохочут, а маленькому Родиону жалко кобылку до слез, и он смотрит на эти зверства в беспомощности.
Проснувшись, Раскольников испытывает ужас и омерзение от увиденного насилия, он рад, что это был всего лишь сон, но вместе с тем начинает задавать себе вопрос, как же он сам решится на жестокое убийство? Как сможет занести топор над головой живого человека, как будет скользить в теплой крови, грабить, а потом прятаться?
Накануне преступления, пребывая в болезненном состоянии, он видит еще один сон, в котором он будто находится в Египте, вокруг него золотой песок, голубая вода, красивые камни. Такая картина является полной противоположностью действительности, в которой он находится. Египетская пустыня символизировала собой новый мир Раскольникова, о котором он так мечтал и надеялся построить.
После совершения преступления он чувствует себя ужасно, впадает в беспамятство, и видит очередной кошмар: полицейский Илья Петрович почти до смерти избивает хозяйку квартиры, в которой живет Раскольников. Он слышит крики и вопли хозяйки, звуки ударов и хрипящий голос полицейского, выкрикивающий безобразные ругательства. От испуга его бьет дрожь, он понимает, что Илья Петрович придет и за ним, но ничего не может сделать, ни спрятаться, ни убежать, ни затворить дверь. Все его существо снова противится жестокости, тому, что сделал он со старухой, но разгоряченный мозг твердит о правильности его теории, что убийство-это естественное явление в жизни. Но этот кошмар показывает нам, насколько Раскольников боится быть пойманным, опозоренным, он понимает, что сотворил нечто страшное и необратимое.
В четвертом сновидении герой идет вслед за таинственным человеком, который подзывает его рукой. Он ведет его в квартиру процентщицы, а затем исчезает. Раскольников узнает это место, а затем видит и саму старуху, сидящую на стуле и прячущую лицо. Он хватает топор и начинает бить ее по голове, но удары не вредят ей, как бы сильно он не бил. Он заглядывает ей в лицо и видит, что она смеется, и люди в соседней комнате тоже начинают смеяться. Этот сон показывает, что его теория и попытки изменить мир смешны, что все было тщетно и бесполезно. Он убил людей просто так, ничего, кроме страданий он не получил, а только загубил свою жизнь.
Мы видим, как в самом начале подсознание главного героя пытается с ним говорить посредством первого сна, уберечь от ошибки. Но Раскольников игнорирует этот знак, охваченный идеей своеволия и принципом разделения людей на категории
Остальные сны тоже имеют важное значение, посредством их мы видим, что испытывает герой, как он мучается и борется с самим собой
Краткий анализ первого сна Раскольникова
Итак, первый сон Родион увидел после того, как решился доказать себе, что он не «тварь дрожащая и право имеет», то есть осмелился на убийство ненавистной старухи. Анализ сна Ракольникова подтверждает, что само слово «убийство» пугало студента, он сомневается, что сможет это совершить. Юноша испытывает ужас, но все же отваживается доказать, что принадлежит к высшим существам, имеющим право проливать «кровь по совести». Раскольникову придает храбрости мысль о том, что он выступит в роли благородного спасителя для многих убогих и униженных. Только вот Достоевский первым сном Родиона разбивает подобные рассуждения героя, изображая ранимую, беспомощную душу, которая заблуждается.
Раскольников видит во сне детские годы в родном городке. Детство отображает беззаботный период жизни, когда не нужно принимать важные решения и отвечать за свои поступки. Не случайно Достоевский возвращает Родиона ночью в детство. Это говорит о том, что проблемы взрослой жизни привели героя к угнетенному состоянию, он пытается убежать от них. С детством также связана борьба добра со злом.
Родион рядом с собой видит своего отца, что очень символично. Отец считается символом защиты и безопасности. Они вдвоем идут мимо кабака, из него выбегают пьяные мужики. Эти образы Родион каждый день наблюдал на улочках Петербурга. Одному мужику, Миколке, вздумалось прокатить остальных на его телеге, в упряжи которой была исхудавшая крестьянская кляча. Вся компания садится в телегу с удовольствием. Хилая лошадь не в состоянии тянуть такой груз, Миколка изо всех сил бьет клячонку. Маленький Родион с ужасом наблюдает, как от ударов заливаются кровью глаза лошади. Пьяная толпа призывает добить ее топором. Остервеневший хозяин добивает клячу. Раскольникову-ребенку очень страшно, от жалости он бросается на защиту лошади, но с опозданием. Накал страстей доходит до предела. Злобная агрессия пьяных мужиков противопоставлена непереносимому отчаянию ребенка. На его глазах произошло жестокое убийство бедной лошадки, что переполнило душу жалостью к ней. Чтобы передать экспрессивность эпизода, Достоевский после каждой фразы ставит восклицательный знак, что помогает сделать анализ сна Раскольникова.
Сны в психологии
Изучение личности человека — очень тонкая наука, балансирующая между точными установками и философскими умозаключениями. Психология часто оперирует такими загадочными и неоднозначными категориями, как «сознание», «бессознательное», «психика». Здесь для разъяснения поступков человека главенствующим является его внутренний мир, скрытый порой даже от самого пациента. Свои аморальные мысли и чувства он загоняет глубоко вовнутрь, стыдясь признаться в них не только окружающим, но даже самому себе. Это вызывает душевный дисбаланс, способствует развитию неврозов и истерий.
Для разгадывания состояния человека, истинных причин его моральных страданий психологи часто используют гипноз или разгадывание сновидений. Именно сон в психологии — это выражение бессознательного в психике человека, его подавленного «я».
Удобная таблица по снам Раскольникова
Сны Раскольникова в романе занимают важное место. Каждый из них является знаковым для судьбы Раскольникова
Приходят они в особо ярких состояниях и имеют очень символичное значение. Наиболее удобно символику и значение снов героя отобразить таблица «Сны Раскольникова».
Сон | Значение | Символика | |
Сон о лошади | Далекое детство Родиона. Они с отцом направляются в церковь и проходят мимо кабака. Родя видит, как выпившие мужики жестоко избивают маленькую слабую лошадь, которая запряжена в очень большую, несоразмерную ей телегу. Родя хочет заступиться за животное, но на его глазах лошадь убивают, прибив до конца железным ломом. | Сон как бы подготавливает Раскольникова, остерегает его, говорит о том, что задуманное злодеяние противоречит чистой душе и положительным качествам героя. | Церковь и кабак как противопоставление жизненных позиций, но находятся они совсем рядом друг с другом. Кабак является олицетворением зла и жестокости, пьянства, которое приводит к негативным последствиям. Церковь же – олицетворение чистого и светлого начала в человеке, Бога.
Церковь и кабак не случайно находят недалеко друг от друга: это показывает, что каждый человек волен сам выбирать, по каким принципам ему жить, а от добра до зла может быть всего один шаг. |
Сон об Африке | Египет, оазис, голубая вода и теплый песок. | Жажда души, стремление к чистому и прекрасному. Сон снится на кануне убийства, герой все еще может остановиться и выбрать путь чистой жизни. | Оазис, голубая вода, тепло – как чистота побуждений и образа жизни среди океана нищеты и разрата, грязных мыслей и злобных затей. |
Сон об Илье Петровиче и хозяйке | Сон происходит как в бреду. во сне приходит полицейский Илья Петрович и Родион якобы слышит, как внизу он бьет хозяйку квартиры. | Страх Родиона быть разоблаченным, пойманным за свое преступление. Раскольников боится, что его арестуют и ничего не предпринимает для спасения хозяйки. | Сцена выступает как композиционный двойник убийства старухи и Лизаветы. Родион мог остановить себя, одуматься, но ничего не сделал. |
Сон о смеющейся старухе | По зову какого-то человека, Раскольников приходит в квартиру процентщицы и видит ее сидящей в углу. Герой пытается расправиться со старухой, но у него не получается, он слышит только ее смех.
Раскольников сбегает и оказывается под взглядом множества людей, которые притаились и молча ждут, что он будет делать. |
Сон символизирует внутреннее состояние героя. Не зря сон снится именно перед приходом Свидригайлова, который сознается, что все знает.
Сон означает полный провал эксперимента над собой. |
Смех выступает как победа старухи – убил ее, но не выиграл, а проиграл ей, испытывая муки совести. |
Сон о конце света | Все люди подвержены страшной болезни. Они должны погибнуть, заражены злобой и жестокостью, убивают друг друга и плодят ужас на Земле. Только некоторые избранные могут выжить с помощью того, что несут в мир свет и чистоту. | Сон снится Раскольникову, когда он находится на каторге, после всех перенесенных им мук. Рядом с ним – Соня, которая умеет сострадать и несет в себе всю боль человечества, очищение и страдание.
Каторга и Соня становятся для героя началом новом жизни и искупления своего страшного греха. |
Сон как символ обновления души, ее очищения. |
С помощью данной таблицы можно написать сочинение на тему «Сны Раскольникова», указать их значение и символический смысл.
Краткий анализ первого сна Раскольникова
Итак, первый сон Родион увидел после того, как решился доказать себе, что он не «тварь дрожащая и право имеет», то есть осмелился на убийство ненавистной старухи. Анализ сна Ракольникова подтверждает, что само слово «убийство» пугало студента, он сомневается, что сможет это совершить. Юноша испытывает ужас, но все же отваживается доказать, что принадлежит к высшим существам, имеющим право проливать «кровь по совести». Раскольникову придает храбрости мысль о том, что он выступит в роли благородного спасителя для многих убогих и униженных. Только вот Достоевский первым сном Родиона разбивает подобные рассуждения героя, изображая ранимую, беспомощную душу, которая заблуждается.
Раскольников видит во сне детские годы в родном городке. Детство отображает беззаботный период жизни, когда не нужно принимать важные решения и отвечать за свои поступки. Не случайно Достоевский возвращает Родиона ночью в детство. Это говорит о том, что проблемы взрослой жизни привели героя к угнетенному состоянию, он пытается убежать от них. С детством также связана борьба добра со злом.
Родион рядом с собой видит своего отца, что очень символично. Отец считается символом защиты и безопасности. Они вдвоем идут мимо кабака, из него выбегают пьяные мужики. Эти образы Родион каждый день наблюдал на улочках Петербурга. Одному мужику, Миколке, вздумалось прокатить остальных на его телеге, в упряжи которой была исхудавшая крестьянская кляча. Вся компания садится в телегу с удовольствием. Хилая лошадь не в состоянии тянуть такой груз, Миколка изо всех сил бьет клячонку. Маленький Родион с ужасом наблюдает, как от ударов заливаются кровью глаза лошади. Пьяная толпа призывает добить ее топором. Остервеневший хозяин добивает клячу. Раскольникову-ребенку очень страшно, от жалости он бросается на защиту лошади, но с опозданием. Накал страстей доходит до предела. Злобная агрессия пьяных мужиков противопоставлена непереносимому отчаянию ребенка. На его глазах произошло жестокое убийство бедной лошадки, что переполнило душу жалостью к ней. Чтобы передать экспрессивность эпизода, Достоевский после каждой фразы ставит восклицательный знак, что помогает сделать анализ сна Раскольникова.
Символика в романе
В романе много символичных сцен, которые имеют большое значение для понимания смысла произведения. Ярким примером являются сны Раскольникова. Через образы сновидений к нему приходят важные мысли, а читатель более точно понимает внутренние переживания героя.
Сон о лошади
В главе об этом сне Родион видит себя в детском возрасте. Он идет к церкви мимо кабака. Раскольников замечает пьяных мужичин, которые избивают маленькую лошадь. Родион не может им помешать. Церковь здесь олицетворяет добро, а кабак, где пили мужчины — зло. Они находятся рядом, потому что каждый сам волен выбирать между добром и злом. Сон призывает Родиона увидеть, что он должен выбрать добро.
Сон об Африке
Родион видит голубую воду, песок, оазис. Это олицетворение чистоты. Сон снится перед убийством, говоря о том, что Раскольников еще может выбрать чистое сердце, не оскверняя его грехом.
Сон об Илье Петровиче и хозяйке
В этом эпизоде Родиону снится сон на грани бреда. Ему кажется, что пришел полицейский Илья Петрович и на нижнем этаже избивает хозяйку квартиры. Эта сцена выступает двойником убийства, которое совершил Родион. Герой боится быть пойманным и ничего не предпринимает для спасения хозяйки во сне.
Сон о смеющейся старухе
Родион оказывается в квартире процентщицы и видит ее там. Он пытается убить старуху, но она только смеется над ним. Родион выбегает из квартиры и видит, что там на него смотрит толпа. Смех — это победа старухи — убил ее, но не выиграл, а проиграл ей, испытывая муки совести. Это означает полное крушение теории Раскольникова о «наполеоновском человеке».
Сон о конце света
Люди больны ужасной болезнью. Они убивают друг друга. Шанс на спасение имеют только те, кто несет в мир добро. Сон снится Родиону на каторге и означает очищение души и избрание правильного пути.
Сочинение на тему «Преступление и наказание»
Роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» носит социально-психологический характер. В данном произведении автором ставятся значимые социальные вопросы, которые волновали людей того времени. Достоевский не даёт готовые ответы на поставленные в романе вопросы, тем самым заставляя читателя глубоко задумываться над ними.
Основное место в романе достаётся бедному студенту Раскольникову, совершившему убийство. Что послужило поводом для совершения этого страшного преступления? Ответ на такой вопрос Достоевский ищет путём тщательного анализирования психологического портрета этого человека.
Преступление Раскольникова стало своеобразной реакцией на условия жизни того времени. Петербург отражает в романе непотребный город, где воцарилась нищета и разврат и повсюду расположены распивочные. В таком мире униженных и оскорблённых рождается преступление. Раскольников так описывал Соне свою «конуру»: «А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!!».
Раскольников пытается всячески найти выход из социального дна, хочет понять, как стать «властелином» и возвыситься над «толпой». Раскольникову совсем не хочется приписывать себя к тем людям, которые не способны изменить свою жизнь, в результате, задаваясь вопросом «вошь ли я, как все, или человек», он принимает непростое решение – проверить себя на деле. Я считаю, что в чём-то герой романа был прав, например, в осуждении людей за их бездействие, за то, что они не решаются изменить свою жизнь. Его правда также в том, что он самостоятельно искал путь, который может привести к изменениям к лучшему.
Однако для Раскольникова этот путь стал преступлением. Согласно его теории сверхчеловека, всех людей можно разделить на «обыкновенных» и «необыкновенных». Главный герой считал, что для принесения человечеству пользы «необыкновенные» люди имеют право перешагнуть через большие препятствия, если идеи того потребуют. По мнению Раскольникова, такие люди «должны, по природе своей, быть непременно преступниками». Так он оправдывал преступления, совершённые ради благородных целей.
В своём преступлении Раскольников, конечно, был не прав. В первую очередь, сомнительна была сама теория сверхчеловека. Я считаю, что самое главное заблуждение Раскольникова – это то, что после совершения убийства он не считал его преступлением, искал себе оправдание и не чувствовал своей вины относительно совершённого преступления. Ф. М. Достоевский в своём романе явно осуждает и наказывает такую теорию сверхчеловека.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Преступление и наказание» читают:
Сочинение на тему любовь с аргументами из литературы
Сочинение на тему «От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле»
Сочинение по картине Попова «Первый снег»
Краткий анализ первого сна Раскольникова
Итак, первый сон Родион увидел после того, как решился доказать себе, что он не «тварь дрожащая и право имеет», то есть осмелился на убийство ненавистной старухи. Анализ сна Ракольникова подтверждает, что само слово «убийство» пугало студента, он сомневается, что сможет это совершить. Юноша испытывает ужас, но все же отваживается доказать, что принадлежит к высшим существам, имеющим право проливать «кровь по совести». Раскольникову придает храбрости мысль о том, что он выступит в роли благородного спасителя для многих убогих и униженных. Только вот Достоевский первым сном Родиона разбивает подобные рассуждения героя, изображая ранимую, беспомощную душу, которая заблуждается.
Раскольников видит во сне детские годы в родном городке. Детство отображает беззаботный период жизни, когда не нужно принимать важные решения и отвечать за свои поступки. Не случайно Достоевский возвращает Родиона ночью в детство. Это говорит о том, что проблемы взрослой жизни привели героя к угнетенному состоянию, он пытается убежать от них. С детством также связана борьба добра со злом.
Родион рядом с собой видит своего отца, что очень символично. Отец считается символом защиты и безопасности. Они вдвоем идут мимо кабака, из него выбегают пьяные мужики. Эти образы Родион каждый день наблюдал на улочках Петербурга. Одному мужику, Миколке, вздумалось прокатить остальных на его телеге, в упряжи которой была исхудавшая крестьянская кляча. Вся компания садится в телегу с удовольствием. Хилая лошадь не в состоянии тянуть такой груз, Миколка изо всех сил бьет клячонку. Маленький Родион с ужасом наблюдает, как от ударов заливаются кровью глаза лошади. Пьяная толпа призывает добить ее топором. Остервеневший хозяин добивает клячу. Раскольникову-ребенку очень страшно, от жалости он бросается на защиту лошади, но с опозданием. Накал страстей доходит до предела. Злобная агрессия пьяных мужиков противопоставлена непереносимому отчаянию ребенка. На его глазах произошло жестокое убийство бедной лошадки, что переполнило душу жалостью к ней. Чтобы передать экспрессивность эпизода, Достоевский после каждой фразы ставит восклицательный знак, что помогает сделать анализ сна Раскольникова.
Краткий анализ первого сна Раскольникова
Итак, первый сон Родион увидел после того, как решился доказать себе, что он не «тварь дрожащая и право имеет», то есть осмелился на убийство ненавистной старухи. Анализ сна Ракольникова подтверждает, что само слово «убийство» пугало студента, он сомневается, что сможет это совершить. Юноша испытывает ужас, но все же отваживается доказать, что принадлежит к высшим существам, имеющим право проливать «кровь по совести». Раскольникову придает храбрости мысль о том, что он выступит в роли благородного спасителя для многих убогих и униженных. Только вот Достоевский первым сном Родиона разбивает подобные рассуждения героя, изображая ранимую, беспомощную душу, которая заблуждается.
Раскольников видит во сне детские годы в родном городке. Детство отображает беззаботный период жизни, когда не нужно принимать важные решения и отвечать за свои поступки. Не случайно Достоевский возвращает Родиона ночью в детство. Это говорит о том, что проблемы взрослой жизни привели героя к угнетенному состоянию, он пытается убежать от них. С детством также связана борьба добра со злом.
Родион рядом с собой видит своего отца, что очень символично. Отец считается символом защиты и безопасности. Они вдвоем идут мимо кабака, из него выбегают пьяные мужики. Эти образы Родион каждый день наблюдал на улочках Петербурга. Одному мужику, Миколке, вздумалось прокатить остальных на его телеге, в упряжи которой была исхудавшая крестьянская кляча. Вся компания садится в телегу с удовольствием. Хилая лошадь не в состоянии тянуть такой груз, Миколка изо всех сил бьет клячонку. Маленький Родион с ужасом наблюдает, как от ударов заливаются кровью глаза лошади. Пьяная толпа призывает добить ее топором. Остервеневший хозяин добивает клячу. Раскольникову-ребенку очень страшно, от жалости он бросается на защиту лошади, но с опозданием. Накал страстей доходит до предела. Злобная агрессия пьяных мужиков противопоставлена непереносимому отчаянию ребенка. На его глазах произошло жестокое убийство бедной лошадки, что переполнило душу жалостью к ней. Чтобы передать экспрессивность эпизода, Достоевский после каждой фразы ставит восклицательный знак, что помогает сделать анализ сна Раскольникова.
Третий сон
Бредовый сон, сон-кошмар,
который снится Раскольникову на
следующий день после убийства. Он
находится во второй главе второй
части романа. Это сон во сне —
он спал и проснулся. Ему мерещится,
что на лестнице квартальный надзиратель
страшно избивает его квартирную
хозяйку. Много свидетелей, разговоры,
стоны, жалобы. Потом все затихает.
Раскольников испытывает «безграничный
ужас», его мучает страх разоблачения.
Это самый жизнеподобный из всех
снов, принадлежащий к виду необъявленных
снов. Страх, испытываемый Раскольниковым
в комнате («Он хотел было запереться
на крючок, но рука не поднялась…»), заставляет
вспомнить пережитый ужас после
убийства, когда он обнаружил, что
дверь была не заперта на крючок,
а потом притаился за дверью и
слушает, как снаружи стучат, зовут
старуху, разговаривают о том, что
дверь «не на замке, а на запоре,
на крючке то есть» — «значит, кто-нибудь
из них дома». Когда он стоял тогда
за дверью, ему казалось, что «он
точно окостенел, что это точно
во сне, когда снится что догоняют,
близко, убить хотят, а сам точно
прирос к месту и руками пошевелить
нельзя».
Кроваво-красный месяц
этого сна ритмически перекликается
и с «ярким закатом яркого красного
солнца», которое Раскольников увидел
накануне убийства, проходя через
мост.
«Не старуху убил, а себя
убил» — вот что предвещает третий сон.
Эпизод сна дает ответ главному герою
и читателю, что эксперимент был затеян
зря, предчувствие того, что напрасное
убийство повлечет за собой наказание.
Детские страхи героя
Сон Раскольникова о забитой кляче возвращает его в детство, где ему всего 7 лет. Достоевский в кратком содержании этого эпизода затрагивает воспоминания Родиона из реальной жизни. Герой довольно тяжело переносит плохое обращение с животными. Он часто видит, как люди избивают лошадей по глазам. В сновидении главный персонаж возвращается в беззаботный период, в котором с ним рядом находится отец, а следовательно, мальчик вроде бы защищен.
Родион в этой сцене наблюдает за поведением пьяной компании, которая хочет заставить коня ехать вскачь. Но животное слишком тощее и чересчур маленькое, поэтому несправедливость этой ситуации налицо. Оно не способно сдвинуться с одного места, а желающих покататься становится все больше. Ребенку очень больно от того, что кобылу хотят замучить.
Однако толпа не желает замечать абсурдности событий. Люди бьют клячу по бокам, неистово хлещут по глазам и морде. От подобной несправедливости у Раскольникова случается истерика. Мальчик хочет защитить коня и спасти его. Но он неспособен ни морально, ни физически достучаться до окружающих.