Краткое содержание
Раскольников планирует убить старуху-процентщицу, «бесполезную вошь». Для начала он навещает её и закладывает часы. По дороге назад Раскольников знакомится с Мармеладовым. Семён Мармеладов рассказывает, что его жена и трое детей голодают, дочь от первого брака Соня вынуждена заниматься проституцией, чтобы прокормить семью, а сам Мармеладов крадёт у больной жены деньги и пропивает. Раскольников провожает Мармеладова и оставляет его семье немного денег.
Раскольников получает письмо от матери и узнаёт, что его сестра Дуня пошла работать к Свидригайловым, чтобы оплатить учёбу брата. Там девушку унижали, она бросила эту работу и планирует выйти замуж за состоятельного Петра Лужина. Образы Сони Мармеладовой и сестры Дуни, вечных жертв, мучают Раскольникова. Ему снится сон об избитой до смерти лошади.
Раскольников убивает Алёну Ивановну топором. Ему приходится убить и не вовремя вернувшуюся домой Лизавету. Студент забирает у процентщицы какие-то ценности, прячет их. На нервной почве сильно заболевает. За ним ухаживают Настасья и Разумихин.
Родион уже хочет сознаться в преступлении, но на улице видит, как карета сбивает пьяного Мармеладова. Он отдаёт Мармеладовым последние деньги. В Петербург приезжают Дуня и Пульхерия Александровна, которые готовятся к браку Дуни и Лужина. Раскольников знакомится с Лужиным и убеждается, что это негодяй. Разумихин влюбляется в Дуню.
Раскольников приходит в полицейский участок, чтобы узнать у Порфирия Петровича, как вернуть часы, сданные им Алёне Ивановне в залог. Порфирий Петрович говорит с Раскольниковым о его «теорийке», которую студент описал в статье: для великого дела человек имеет право совершить преступление. Люди делятся на обыкновенных, которые права на убийство не имеют, и необыкновенных, для которых не может быть закона (как, к примеру, Наполеон).
Раскольникова мучит раскаяние. Он много беседует с истинно религиозной Соней Мармеладовой.
В Петербург приезжает Аркадий Свидригайлов. Он добивается встречи с Дуней. Родиону отвратителен Свидригайлов, домогавшийся Дуни, но в то же время студент понимает, что это именно такой человек, которого он описывал в своей статье, — человек, способный переступить через жертву и пойти дальше.
Раскольников уже готов признаться в убийстве, но вдруг выясняется, что вину взял на себя маляр Микола.
На поминках Семёна Мармеладова Лужин пытается оклеветать Соню, однако Лебезятникову удалось уличить его во лжи, и правда выясняется.
Родион говорит Соне, что это он убил старуху-процентщицу. Соня жалеет его и понимает его муки. Раскольников, уступая просьбам Сони, кается в убийстве. Он сослан в Сибирь. Соня едет за ним.
В Сибири Раскольникову снится сон о трихинах (кошмар, в котором люди заражаются жестокостью и уничтожают друг друга). Он осознаёт гибельность своей идеи. Раскольников позволяет себе полюбить Соню Мармеладову. Начинается новая жизнь.
«Преступление и наказание»: история создания романа
Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.
Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.
Раскольников и Соня Мармеладова
Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.
Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.
Спор студента с офицером о старухе
…Позволь я тебе серьезный вопрос задать хочу, — загорячился студент. — Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?
— Ну, понимаю, — отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.
— Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, — и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!..
Что толкнуло Раскольникова на преступление
Герои романа раскрыты Достоевским с пониманием и глубиной. Мотивы преступления Раскольникова не лежат на поверхности, как кажется с первого чтения. Только внимательное и вдумчивое изучение содержания романа даст полную картину исканий главного героя. Не глупый, образованный молодой человек вынужден влачить нищенское существование. А ведь в нём содержится зерно доброты и человечности. Он видит, что люди, которые гораздо хуже него, богаты. Они живут в роскоши.
Можно ли всё изменить? Почему всё общество разделено на тех, кто имеет на всё право. Эти люди не соблюдают устоев морали, закреплённой в человеческом обществе. Им вынуждены прислуживать те, кто гораздо выше их духовно и нравственно.
Сочинение Причины преступления Раскольникова
В центре сюжета произведения Достоевского «Преступление и наказание» характер студента Раскольникова, который проживает в бедствии. Он идет на убийство процентщицы, а также ее сестры Лизаветы. Что стало причиной такого поступка и какие мотивы убийства? Даже в конце романа мы не можем дать окончательного ответа на этот вопрос.
Мотивы совершения преступления главным персонажем раскрываются не сразу. Они описываются на протяжении всего романа: в авторском рассказе, в беседах Раскольникова с Разумыхиным и Заметовым, а также со следователем Порфирием Петровичем, и, конечно, в речи героя после самого убийства.
К причинам, что толкнули Раскольникова на совершение преступления, конечно, относятся невыносимая бедность, отсутствие возможности заплатить за обучение, жизнь в каморке, что напоминает гроб, на протяжении полугода, унижение достоинства героя. Он имел другой выход, мог зарабатывать, давая уроки, однако его душа была «поражена» не только личными страданиями, но и горем окружающего мира.
Но есть также совершенно другая, главная причина совершения этого преступления. Родион в своих размышлениях придумывает теорию, ужасною по своей сути, хотя, с первого взгляда убедительную. Он пишет статью, и в ней высказывает мнение, что все люди делятся на два типа: на «материал» и на «необычных» людей, которые могут изменить историю. Последних существует очень мало, и у них есть право управлять людьми и переступить закон. Таких, как Наполеон, Ликург, Магомет никакие трудности не могут остановить на пути к задуманному. Родион убежден в правильности своих убеждений, считает ее решением всех проблем. Парень решил выяснить, к какому типу людей он принадлежит.
Совершив правонарушение, главный герой и дальше верит в правильность своих убеждений, но совесть сильно его терзала. Душевные страдания героя стают невыносимыми. Он пытается убрать мысли о матери и сестре, ведь иначе необходимо выбирать к какому типу отнести и их. Трагедия персонажа усиливается, ведь теория, на которую он так надеялся, наоборот усугубляет ситуацию.
Страх преследует героя с каждым шагом, испытания совести и мысли о том, что он — не Наполеон, а «тварь дрожащая» не дают ему покоя. Родион и его теория переживает невыносимый крах.
Можно сделать вывод, что какими бы ни были причины совершенного, они ни в коем случае не оправдывают преступление Раскольникова.
История создания
У старухи-процентщицы из романа Достоевского есть несколько прототипов. Работая над романом, писатель, вероятно, использовал материалы об убийстве, произошедшем в Москве летом 1865 года. Тогда жертвой убийцы стали две женщины, кухарка и прачка. Убийцей оказался 27-летний приказчик, сын купца, некий господин Чистов. Заметка об этом преступлении вышла в журнале «Голос». Детали убийства во многом совпадают с тем, что описано в романе, поэтому исследователи творчества Достоевского считают, что писатель мог использовать информацию об этом преступлении в работе над текстом.
Федор Достоевский
Убийца Чистов по вероисповеданию был раскольником, что, вероятно, стало толчком к появлению фамилии главного героя романа — Раскольников. Убийца пробрался в квартиру между семью и девятью часами вечера и убил двух старух — кухарку и прачку. Орудием убийства оказался топор, а целью проникновения — грабеж. Убийца выпотрошил сундук и украл деньги, а также золотые и серебряные вещи. Вытащенные из сундука вещи оказались разбросаны по квартире.
Еще одним прототипом старухи-процентщицы исследователи считают тетку писателя, некую А.Ф. Куманину. Эта женщина приходилась сестрой матери Достоевского. Была необычайно богатой, но сумасшедшей старухой. У Куманиной было много бедных родственников, однако женщина завещала собственное состояние не им, а церкви — на украшение храмов и помин души. Старуха-процентщица в романе Достоевского оставила такое же завещание и так же оставила без средств к существованию собственную слабоумную сестру Лизавету.
История создания
Достоевский отмечал, что замысел этого романа пришёл к нему ещё в ту пору, когда писатель отбывал каторгу. И более десяти лет спустя, в 1865 г., Достоевский подписывает контракт с книгоиздателем. Условия контракта кабальные, но деньги очень нужны. Писатель обязуется к ноябрю 1866 г. предоставить рукопись романа, получает гонорар и… проигрывает его в рулетку.
Живёт он на тот момент в отеле. Хозяева отеля не выселяют Достоевского, но прекращают кормить и отключают в номере свет. В таких условиях Достоевский практически дописывает роман, а потом сжигает его и пишет другой. Именно этот второй роман и известен нам как «Преступление и наказание».
Проблематика:
- общественные проблемы (семья Мармеладовых);
- нравственные проблемы (Родион Раскольников);
- добро и зло (Родион Раскольников; Аркадий Свидригайлов);
- право распоряжаться чужой жизнью (Родион Раскольников).
Смысл названия: название заставляет осмысливать представленную нам историю в философском контексте: всякое преступление влечёт за собой наказание. Причём наказанием может быть как лишение свободы, так и муки совести.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: философский роман.
Жанровые особенности: в «Преступлении и наказании» мы легко обнаруживаем черты разных жанров: это и детектив (мы изначально знаем, кто убил старуху, но вот выяснит ли это следователь Порфирий Петрович?), и бытовой очерк (как говорил сам автор, история о «бедненьких и пьяненьких»), и публицистический материал (имеется в виду включённая в роман статья Раскольникова «О преступлении»). При этом философский контекст, подкреплённый перефразированными и прямыми цитатами из Библии, не даёт нам забыть, что мы всё-таки имеем дело с философским романом, в котором решаются проблемы самого высокого порядка.
Время и место действия: действие романа происходит в Петербурге в середине XIX в. Сразу отметим, что Петербург в «Преступлении и наказании» — это тесные съёмные квартиры, похожие на гробы, тёмные переулки, трактиры, чёрные лестницы и всякие места, «где грязь и вонь, и всякая гадость».
Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов
Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.
Сочинение 2
Роман «Преступление и наказание» написан русским писателем Федором Михайловичем Достоевским в девятнадцатом веке. Главным героем романа является студент, проживающий в городе Петербург, по имени Родион Романович Раскольников. В ходе развития сюжета произведения главный действующий герой совершает преступление: убийство старухи-процентщицы Алены Ивановны. Это сочинение-рассуждение включает в себя размышления о причинах, мотивах Раскольника, которыми он руководствовался, убивая старушку.
Раскольников жил в Питере и был достаточно беден для студента, поэтому вынужден снимать убогую комнатку и брать для этого деньги у старой процентщицы. Алена Ивановна, следовало б заметить, была мало того, что женщиной не самой приятной наружности, но при этом жадной скрягой. Она не за что не желала ждать и постоянно требовала что-то от нищенствующего студента.
Однажды, сидя в кафе, герой вслушался в разговор двух студентов, которые говорили плохо про эту самую Алену Ивановну. У одного из них из уст проскользнула фраза, что если бы ее не стало, то лучше жилось бы ста людям, если не больше. Тогда Родион Раскольников задумался об этом, придав большое значение организации правильного убийства старухи – избавления мира от вши или «твари».
У Раскольникова была теория, действенность которой он хотел проверить. Может ли так называемый «сверхчеловек» лишать жизни вшей, которые, по его мнению, не достойны существовать и поганить это общество. Он надеялся, что, уничтожив старуху, убьет двух зайцев сразу: и не надо возвращать будет деньги, взятые под процент, и проверит свою теорию. Возможно, что мотив проверки теории был даже покрепче, чем нежелание возвращать финансы. А разговор параллельных студентов стал импульсом к совершению действия.
По теории Раскольникова человек, убирающий ненужных и вредных для общества людей, совершая свои «благие дела» не должен колебаться после этого процесса. Раскольников хотел проверить, не является ли он «тварью дрожащей». Получилось все не совсем так, как того желал герой.
Убил. И сразу после этого начались проблемы с психическим здоровьем. Постоянные обмороки, трясучки, нездоровый цвет лица даже и не думал покидать Родиона. Таким образом, Достоевский показывает читателю, что Раскольников не Сверхчеловек. Но герой был упрямым и поэтому до конца остался верен себе, что совершил правильный поступок, на благо всего общества, убрав, как биологический мусор, старуху-процентщицу.
Побудившие факторы
От природы Раскольников был горделив и надменен. В своём университете он заслужил оценку скрытного и молчаливого человека, который ни с кем не общается и с презрением смотрит на всех окружающих. Именно поэтому он не особо стыдился своей нищеты и относился к этому как ко временному недоразумению. Тем не менее она тоже внесла свою лепту и была одним из тех кирпичиков, которые составляли всю решительность Раскольникова в плане совершения преступления.
Хотя мотивы преступления Родиона Раскольникова и были сведены к проверке одной лишь теории, но было множество предпосылок, которые побудили его сделать это. Повлияла целая таблица факторов, из числа которых ведущими можно назвать:
- желание проверить собственные силы;
- теснота и давящая атмосфера каморки, где он жил;
- угрюмость погоды Петербурга;
- нищета;
- желание справедливости;
- постоянные совпадения и намёки на то, чтобы он предпринял попытку убийства.
Вполне возможно, что в совокупности это и дало такой результат, ведь мало задаться мыслью и идеей, надо ещё создать условия для её существования и развития. Последние же как нельзя лучше подходили для неё и способствовали воплощению задуманного. Как только в Раскольникове что-то перевернулось и он ощутил свою мечту как нечто осязаемое, с того момента он начал ходить по острию лезвия. Внутренне он только и ждал момента и знака, чтобы решиться на это. В это время мало что зависело от него самого, хотя он до последнего верил в полный самоконтроль и то, что может вдруг, несмотря ни на что, отказаться от всего задуманного.
https://youtube.com/watch?v=jJ19L5wzz0E
Роль предзнаменований
После встречи со студентами был ещё ряд случаев, когда он всё более и более укреплялся в своей идее. Например, встреча с Мармеладовым произвела на него крайне тяжёлое впечатление. Вполне вероятно, что после исповеди Семёна Семёныча он внутренне негодовал на ту же несправедливость. Его бедствующая семья, больная жена и голодные маленькие дети были причиной этого. Он сразу вспомнил про свою идею, и что неплохо было бы решиться на преступление хотя бы ради помощи этим людям.
Однако решающую черту поставил другой момент. Как бы ни был продуман его замысел, он всё равно был несовершенен. В частности, он боялся внезапного появления Лизы, сестры старухи, которая могла испортить всё дело. Чисто случайным образом он узнал точное время, когда её не будет дома. Не сказать, что он был суеверен, но на фоне всех прочих намёков это поставило точку в его голове. Он почему-то решил, что такой момент может являться только раз в жизни и его ни в коем случае нельзя упускать.
Человечность героя
Раскольников не был извергом или что-то в этом роде. В его преступлении есть скрытый мотив, который, впрочем, был непонятен и следователям после раскрытия его дела. Слишком непохоже было всё на простое ограбление, потому как он даже не воспользовался награбленным.
Дотоле же он успел зарекомендовать себя как крайне порядочный человек, который не скряжничал и даже в своём нищенском положении умудрялся помогать нуждающимся.
В чистосердечном же признании в качестве причины убийства он указал, что сделал это в целях улучшения своего материального положения и восстановления на учёбе.
На самом деле причина уходила глубже корнями, и понять её мог тот, кто сам испытывал подобные чувства. После убийства он понял следующее:
- собственную ничтожность и слабость;
- несовершенность своей теории;
- бессмысленность дальнейшей жизни;
- невозможность находиться в социальных условиях.
Его больше ущемляло осознание своего жалкого состояния и то, что теория провалилась. То, о чём он думал на протяжении долгих дней и о чём строил арифметические подсчёты, было так складно и ясно, а на деле оказалось тлетворно. Он думал, что, перешагнув через мёртвые тела, он станет сильнее и прочнее укрепится в своей идее, но в реальности же только потерял самообладание и наделал кучу ошибок. Свидригайлов сказал Соне, что у Родиона есть только два выхода: или пуля в лоб или каторга.
Почему Раскольников убил старуху-процентщицу? (причины убийства)
Чтобы разобраться, почему Раскольников убил старуху-процентщицу, нужно проанализировать все обстоятельства, которые подтолкнули героя к преступлению. Достоевский очень тонко сплетает все события в жизни главного героя таким образом, что у него не остаётся выбора, убивать или нет. Он двигается по единственно возможному пути – проверяет теорию, созданную самолично.
Теория и её проверка
Раскольников выносил и впитал своим сознанием теорию, которая стала его наваждением. Именно благодаря ей он решился на смертельный грех. Все люди, по его мнению, делятся на две группы: высшие существа, гении, великие люди, подобные Наполеону (они правят миром, вершат судьбы, добиваются успеха и богатства) и простые “твари”, которые служат “материалом” для достижения целей теми, кто сильнее и умнее. Детище Раскольникова не даёт ему покоя, он страстно желает проверить, относится ли он к первой категории людей, сможет ли он стать Наполеоном?
Убийство не кажется ему чем-то противоестественным, греховным, если оно “приправлено” великими целями, достижением общих благ для большинства за счёт некоторого количества низших человекоединиц. Разрешив себе, таким образом, убить старуху, которая не просто “ненужный человек”, а скорее – “причина страданий” множества людей.
Мотивы преступления Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского
Нами будет рассмотрена классика отечественной литературы в основе романа Ф. М. Достоевского. Мотивы преступления Раскольникова, его взгляды на современность и основной жизненный путь героя-убийцы.
Достоевский, его роман и современный читатель
Роман “Преступление и наказание” внесён в школьную программу и уже много лет заставляет задумываться над проблемой преступления. Что руководит преступником? Какое влияние на личность, склонную к преступлению, оказывает окружающая среда? Происходит ли внутри человека борьба с самим собой? На многие из всех этих вопросов можно найти ответ в произведении, которое создал Достоевский,
Раскольников – герой, прошедший весь путь внутренних терзаний. Но роман был бы лишён всякого смысла, если бы содержал только то, что творилось в воспалённом мозгу убийцы. Ценность этого уникального литературного шедевра в том, что человек всегда взаимодействует с другими людьми.
Что толкнуло Раскольникова на преступление
Герои романа раскрыты Достоевским с пониманием и глубиной. Мотивы преступления Раскольникова не лежат на поверхности, как кажется с первого чтения.
Только внимательное и вдумчивое изучение содержания романа даст полную картину исканий главного героя. Не глупый, образованный молодой человек вынужден влачить нищенское существование.
А ведь в нём содержится зерно доброты и человечности. Он видит, что люди, которые гораздо хуже него, богаты. Они живут в роскоши.
Можно ли всё изменить? Почему всё общество разделено на тех, кто имеет на всё право. Эти люди не соблюдают устоев морали, закреплённой в человеческом обществе. Им вынуждены прислуживать те, кто гораздо выше их духовно и нравственно.
В чем главная причина преступления раскольникова
Убийство – это преступление, страшное преступление перед людьми и Богом. Нужно подробно изучить произведение и разобраться, каковы же мотивы преступления Раскольникова.
Убийство совершает, казалось бы, абсолютно безобидный человек. Он не богат, без претензий на что-либо в этой жизни. Его очень тяготит жизненная несправедливость угнетения одних людей другими.
Бог создал всех по своему подобию, почему же происходит такое разделение в обществе?
Фантасмагория
Тема Раскольникова присутствует на каждой странице произведения. По-другому быть не может. Это герой главный, который испытывает мучительные переживания, он видит знаковые сны. Эти сны Достоевский специально приводит в романе, чтобы подчеркнуть высшую степень терзаний, не покидающих Раскольникова даже в краткие моменты забытья в объятиях Морфея.
Что увидел он перед убийством? Родиону приснился мальчик, на глазах у которого избивают измождённую лошадь. Животное умирает. Раскольников протестует, возмущается. Но это безмолвный душевный протест. Писатель показывает своему читателю, что герой не безнадёжен, в его душе есть место сочувствию и состраданию.
Мотивы преступления Раскольникова постепенно становятся ясны. Вся жизнь униженных и оскорблённых людей проходит на глазах молодого человека. Все они обречены на медленную смерть.
Она не думают о себе, семья бедствует. А что главный герой предпринимает в этой ситуации?
Забитая насмерть лошадь в сновидении провоцирует страшный замысел, зародившийся в воспалённом сознании. Теория об избранности объясняет мотивы преступления Раскольникова, так как он себя именно к таким “избранным” и причисляет.
Он пытается доказать, что это на самом деле так. Доказать прежде всего самому себе.Намерения Родиона благие: он желает помочь семье, ему не хочется, чтобы рано или поздно его сестра Дуня повторит судьбу Сонечки Мармеладовой.
Мотивы преступления Раскольниковапрояснились, но принесло ли ему желаемое удовлетворение убийство? Старуха-процентщица, по мнению героя, существо жалкое, всех обдирает, как липку. Разве может такая женщина жить на свете. Логика преступника вполне объяснима.
Но чем помешала Раскольникову Лизавета? Она в чём провинилась перед убийцей, разве она его притесняла, ссужала деньги? А ведь какой вполне оправданный получился бы главный мотив преступления Раскольникова: восстановить справедливость и помочь своим близким.
Только Достоевский делает важное предупреждение для читателей романа. Одно преступление повлечёт за собой другие
Человек уже перешёл черту дозволенного, не имеет он правалишать жизни другого.
Пересказ романа Преступление и наказание (детальный пересказ)
8 Август 2012 » В начале июня, когда на улицах Санкт-Петербурга было жарко и душно, Родион Раскольников вышел из своей каморки и осторожно спустился, чтобы не встретиться с квартирной хозяйкой, у которой юноша снимал свое убогое жилище. Он жил очень бедно, одежда его давно износился, он недавно бросил университет и жил в нищете, не имея даже заплатить за комнату
Выйдя из дома, Раскольников направился к старухи-процентщицы, чтобы взять у нее денег под залог.
В голове у него созревает план, который он уже несколько месяцев обдумывает, готовясь реализовать.
Он знает, сколько шагов отделяют его дом от дома процентщицы, вдруг его поражает мысль, что его шляпа слишком бросается в глаза.
Он с отвращением думает, что так какая-нибудь незначительная деталь способна все испортить. Жара только усугубляет его нервное возбуждение, тем Родион думает отказаться от своего замысла: «все это гадко, гадко, гадко!», Полагает он. Но потом снова мысленно возвращается к задуманному, мимоходом замечая, что в доме старой освобождается квартира, — значит, останется только одна занята … Самая старая, Алена Ивановна, живет в двухкомнатной квартире со своей сестрой, безмолвной и покорной Елизавета, которая находится у Алены Ивановны в «полном рабстве» и «поминутно ходит беременная».
Оставив старой серебряные часы и получив гораздо меньше денег, чем планировал, Раскольников заходит в пивную, где знакомится с Семеном Захаровичем Мармеладовым.
Мармеладов, грязный и постоянно пьяный, рассказывает новому знакомые о своей жизни, об увольнении со службы, о семье, которая страдает от бедности. Жена Мармеладова Катерина Ивановна имеет трех детей от первого брака, она вдова офицера, после смерти мужа осталась без средств, поэтому от безнадежности и затруднения согласилась выйти замуж за Мармеладова.
Дочь же Мармеладова Соня вынуждена была пойти на панель, чтобы как-то помочь сводным брату и сестрам и Катерине Ивановне. Мармеладов берет деньги у Сони, ворует последнее из дома, чтобы очередной раз пропить, постоянно плачет и кается, во всем винит себя, но пить не прекращает.
Раскольников отводит мужа домой, где поднимается скандал. Уходя оттуда еще более угнетенным от услышанного и увиденного, Родион оставляет на подоконнике несколько монет.
На следующее утро Родион получил длинное письмо от матери. Она объясняет, почему так долго не писала и не имела возможности послать сыну денег.
Чтобы помочь ему, сестра Раскольникова Дуня пошла служить к господам Свидригайловых, где взяла в долг сто рублей вперед, поэтому и не могла освободиться, когда Свидригайлов начал приставать к ней.
Марфа Петровна, жена Свидригайлова, узнала о намерениях мужа, но во всем обвинила девушку, осоромившы ее на весь город.
Через некоторое время у ее мужа проснулась совесть и он показал жене письмо Дуни, в котором он отвергает все предложения Свидригайлова и просит его подумать о Марфе Петровне. Тогда госпожа Свидригайлова посещает все семьи в городе, рассказывая об этой досадной оплошности и пытаясь восстановить репутацию Дуни.
Подготовка к преступлению и внутреннее состояние героя
Когда Раскольников начинает готовиться к убийству, его останавливают не сомнения в своей теории, а инстинктивный страх перед умерщвлением живого существа. В этом плане значимым является первый сон героя, в котором он видит убийство лошади. Его чувства подсказывают, что это зло независимо от обстоятельств.
Подготовка Раскольникова к преступлению выглядит внешне продуманной и спокойной — он пришивает петлю к изнанке пальто, заранее готовит фальшивый заклад. Однако его спокойствие рушится, как только он не обнаруживает топора на привычном месте, что косвенно показывает, как трудно ему покушаться на жизнь человека и сколько внутренних терзаний он испытывает.