Судьба художника
Василий Суриков, чей род происходил из донских казаков, родился и вырос в Красноярске. Считалось даже, что его предки пришли в Сибирь вместе с Ермаком. Воспитание ребенок получил вполне в традиции прародителей: ездил с отцом на охоту, забавлялся кулачным боем, в том числе и как участник. При этом Вася был очень наблюдательным мальчиком, любившим часами разглядывать людей, а затем рисовать их.
Москва ошеломила Сурикова. Во-первых, он нашёл много схожего с родными местами. А во-вторых, его пронзила историчность места: «Больше всего захватил меня Кремль с его стенами и башнями. Сам не знаю почему, но почувствовал я в них что-то удивительно мне близкое, точно давно и хорошо знакомое. Как только начинало темнеть, я… отправлялся бродить, по Москве и всё больше к кремлёвским стенам. Эти стены сделались любимым местом моих прогулок именно в сумерки. Спускавшаяся на землю темнота начинала скрадывать все очертания, всё принимало какой-то незнакомый вид, и со мною стали твориться странные вещи. То вдруг покажется, что это не кусты растут около стены, а стоят какие-то люди в старинном русском одеянии, или почудится, что вот-вот из-за башни выйдут женщины в парчовых душегрейках и с киками на головах. Да так это ясно, что даже остановишься и ждёшь: а вдруг и в самом деле выйдут…».
В 19-м веке картины на исторические сюжеты были крайне популярны и выполнялись несколько в торжественной манере. Триумф, величие, помпезность. Суриков же был против академизма. Он изображал прошлое в его мрачности и суровости. Его лихорадочно, грубо и грязно, но вдохновенно написанные картины пугали публику, привыкшую к совершенству исполнения. Вероятно, поэтому у него не было ни учеников, ни последователей. Даже мастерской специальной он не имел — всегда писал там, где жил.
В последние годы Суриков писал много портретов и автопортретов, которые раньше выполнял факультативно, для забавы. Последними словами художника было мистическое «Я исчезаю». Скончался он в 1916 году в Крыму, куда отправился поправить здоровье.
Вариант №2
Картина великого автора погружает зрителя в тяжелые времена. Стрельцы подняли бунт и теперь будут наказаны, а именно: лишены своей жизни. Однако, глядя на лица мужчин, можно заметить, что их нисколько не смущает этот факт.
Картина угнетает смотрящего. Собор, который виднеется на заднем плане окрашен в мрачные тона. Всё вокруг, затаив дыхание, ожидает печального конца. Собор словно затянут туманной дымкой. Соборные стены сильно потускнели. Складывается впечатление, что окружающая среда скорбит о происходящем.
Не случайно автор подобрал подобные краски. Он словно сравнивает власть Петра Первого с монолитностью картины. У собора уже стоят виселицы. Жизнь бунтовщиков скоро закончится. Власть всегда хочет побыстрее избавиться от тех, кто мыслит иначе.
Инакомыслие в те времена стоило жизни. Сейчас есть свобода слова и человек может говорить, что пожелает. Раньше нужно было отвечать за каждое слово. И его цена была очень высокой.
Стрельцы отличаются особой храбростью и уверенностью. За свои убеждения каждый из них должен был умереть страшной, позорной и мучительной смертью. Однако, их не пугал этот факт. Потому что личные взгляды и понимания стоили для них дороже бренного существования.
На казнь пришёл и простой народ. Люди потрясены происходящим. Возможно, среди стрельцов есть их родственники. Подсудимые доставлены к месту казни на тележках. Бойцы находятся в сидячем положении, так как их ноги забиты в колоды. Стрельцов одели в белые рубашки. Каждый из них держит в руке свечу. Это не случайно. Свеча выступает прообразом. Она символизирует жизнь, которая скоро подойдет к концу. Лица стрельцов объяты печалью. Они осознают, что больше не имеют никакого влияния на ситуацию в стране. Теперь их жизни ничего не стоят.
Стрельцы предстали пред народом, как законопреступники, которые посягнули на установленный режим.
Справа изображён царь, сидящий на коне. Он излучает уверенность и внимательно следит за происходящим. Стрельцы вот-вот подвергнутся казни, но, несмотря на это, они сохраняют враждебное отношение к царю. Это можно заметить благодаря позиции одного из бунтовщиков. Он как будто бы снова хочет что-то учинить. Пусть это будет последнее действие в его жизни. Всё равно терять уже нечего. От таких людей можно ожидать чего угодно.
В глазах стрельца отражается ярая ненависть и злость по отношению к государю. Его абсолютно не устраивает правящая власть. Он понимает, что некоторые из сидящих и скорбящих рядом, чувствуют то же самое. Однако, они никогда не решатся противостать установленной власти.
Множество людей хотело бы, чтобы их близкие вернулись домой. Но власть прекрасно знает, что бунтовщики не останавливаются, не достигнув своих целей. Царь и его дружина внимательно следят, чтобы всё было, как надо. Это ещё и показательная порка, чтобы никто больше не хотел поступать подобным образом.
Несмотря на это, стрельцы полны решительности. Их не напугаешь ни смертью, ни позором, ни стыдом, ни слезами близких. Они ни перед чем не остановятся, поэтому их легче убрать.
Популярные сочинения
- Сочинение по картине Земская школа в Московской Руси Кустодиева 6 класс Борис Кустодиев отображал на своих полотнах простую жизнь и бытовые моменты. В этом он видел особенный смысл. Его картина «Земская школа в Московской Руси» очень нравится зрителям
- Сочинение Роль учителя в жизни человека Первыми учителями в жизни ребенка становятся его родители. Но социальное общество так устроено, что часть воспитательного процесса маленького человека перекладывается на плечи
- Мир в семье — сочинение рассуждение Какие люди являются самыми близкими? Конечно, это, прежде всего, семья. Семьи могут быть разными: большими, состоящими из родителей, бабушек и дедушек, множества братьев и сестер, теть и дядь
Автор
Василий Иванович Суриков (1848-1916) – признанный ещё при жизни мастер исторического полотна. В творческом наследии живописца кропотливые художественные исследования судьбоносных событий из истории России разных эпох, позволяющие зрителям прочувствовать и понять характеры героев, причём каждого по отдельности, а также сами явления и происходящие действия, важные или трагические эпизоды из прошлого. Особенности почерка мастера состоят в детальной прорисовке бытовых мелочей и красноречивых портретов (даже в многофигурных картинах), динамизме композиции, внимании художника к цветовым акцентам и поразительной достоверности.
Стрелецкий бунт
Во время прибывания Петра I с Великим посольством в Европе четыре полка московских стрельцов общей численностью более 2 тысяч человек подняли восстание. Стрельцы в столице были серьезной организованной силой, которая могла навязывать правителям свое мнение. Во время войны они участвовали в походах, а в мирное время жили с семьями в отдельных слободах и исполняли охранные и полицейские функции в порядке дежурства.
Николай Дмитриев-Оренбургский «Царица Наталья Кирилловна показывает взбунтовавшимся стрельцам царевича Ивана»
За службу, которая передавалась по наследству от отца к сыну, стрельцы получали жалованье и различные привилегии. В свободное время они занимались торговлей и ремеслами, что роднило их с казаками, а не с обычными солдатами. Причиной бунта стало сокращение размера жалованья, которое постоянно задерживалось, усталость от военных походов молодого царя и засилья иностранных офицеров, назначенных на высшие армейские посты.
Алексей Корзухин «Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Петр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением»
Результатом восстания стал бой у Новоиерусалимского монастыря 17 июня 1989 года, в котором царские воеводы при помощи новых солдатских полков разбили стрелецкую гвардию. В сражении погибло 22 бунтовщика, а остальных арестовали и посадили в подвалы Воскресенского монастыря.
Судьба родственников восставших
Внимание на переднем плане привлекает фигура молодой женщины с прильнувшим к ней ребёнком. Женщина плачет и, наверное, голосит от горя, как можно догадаться по её приоткрытому рту
Это, по всей видимости, жена и сын того стрельца, которого палач уводит на казнь.
По свидетельству секретаря австрийского посольства Иоганна Корба, ужас предстоящей смерти увеличивали жалостные вопли жён, стоны и раздирающие вопли умирающих поражали громаду несчастных».
Ещё ближе к зрителю находятся фигуры сидящих в грязи и проливающих слёзы матери, жены и маленькой дочери другого стрельца.
Все они не только оплакивали своих родных сыновей, мужей и отцов, но как будто предчувствовали собственную судьбу. Пётр I повелел всем родным казнённых стрельцов покинуть Москву. Под страхом смертной казни царь запретил своим подданным давать изгнанницам работу или милостыню. Таким образом, тысячи стариков, женщин и детей были обречены на голодную смерть.
Описание картины
Художник преследовал цель передать душевное состояние стрельцов, а не показать ужасы расправы над ними. На полотне нет насилия, кровавых сцен; трагизм передан им через выражение лиц, безысходность в глазах, скорбные позы, заламывание рук.
В центре сюжета – молодой царь Петр, восседающий на коне, и рыжебородый стрелец, связанный по рукам и ногам, не опустивший головы и гневно взирающий на монарха. Приговоренный к смертной казни преисполнен сознания своей правоты. Столь же ярко изображены и другие стрельцы, не покорившиеся Петру, дерзко смотрящие ему в глаза. Каждый отдельно взятый персонаж написан Суриковым с особой тщательностью.
Вместе с тем, живописец мастерски изобразил противостояние народа и государства. Взгляните на полотно: за толпой народа – разноцветные нарядные купола собора Василия Блаженного; за спиной Петра – монументальные стены Кремля. Слева – мятущаяся толпа, справа – шеренги солдат. Сама история смотрит на нас с картины, и мы понимаем, что не личности делают историю, а она сама несет людей, подобно тому как бурный поток двигает огромные валуны.
В противовес существовавшей в исторической живописи «моде», художник всячески старался избегать величия и помпезности. Он изобразил утро перед казнью как оно было, со всей его мрачностью и суровостью
Важное место в картине занимает Москва. Автор, будучи родом из Красноярска, приехал в Первопрестольную уже в сознательном возрасте
Город произвел на художника грандиозное впечатление, особенно, Кремль. Живописец решил непременно изобразить их на картине. Во второй половине XIX века исторические сюжеты были весьма популярны в изобразительном искусстве.
Полотно впервые представили широкой публике 1 марта 1881 года на художественной выставке, и картину немедленно купил Третьяков для пополнения коллекции.
Художественные приёмы
Картина была первым большим полотном автора (218 х 379 см), основанном на историческом сюжете. Туманное утро после дождливой ночи было выбрано им специально, чтобы подчеркнуть мрачным фоном трагизм происходящего. Для того чтобы создать впечатление огромной толпы, Суриков искусственно сблизил стену Кремля и Лобное место, уменьшив масштабы Красной площади.
В глазах солдат царя читается сочувствие к осужденным на смерть стрельцам. Живописцу удалось показать, что разделенный историческими событиями народ остается единым, несмотря ни на что.
Описание картины «Утро стрелецкой казни»
Сюжет картины – сцена, предшествующая казни стрельцов. Они уже доставлены к Лобному месту на Красную площадь, эмоции среди них и окружающей толпы накаляются с каждой минутой. Реакция осуждённых, находящихся на краю гибели, в последние минуты жизни, похожа, ведь они объединены общей судьбой и трагическим концом. Но чувства и поведение каждого обречённого на смерть всё же различны, так же как уникален каждый человек. Вот первого уже повели к виселице, отрешённо опустил он голову. Кто-то затравленно озирается, как бы ища спасения, кто-то на грани безумия, кто-то, смирившись, прощается. Крики и слёзы женщин и детей заполоняют эту картину. Красные вкрапления одежд на Красной площади приобретают зловещий оттенок смерти, но отнюдь не праздничного зрелища, какими они могут быть.
Царь Пётр и рыжебородый стрелец – центральные персонажи-антагонисты. Взгляды их скрещиваются, непримиримые и острые, словно кинжалы. Царь, безусловно, победит физически, ведь за ним сила, а стрелец лишь безоружная часть недовольного народа. Но кто сильнее в схватке взглядов, ещё вопрос.
Композиция полотна имеет перекликания человеческих фигур с архитектурными элементами. Так, отдельно стоящая кремлёвская башня на фоне серого неба соответствует одиноко возвышающейся фигуре царя. Башня, которая ближе, монументальна, как толпа знатных наблюдателей у правого края картины. Ровный солдатский строй подобен крепкой кремлёвской стене за ним. Все сооружения перемещены художником к Лобному месту – приём сближения планов позволил добиться эффекта бесчисленной толпы. Это море людей упирается в собор, но его верхушка словно не вместилась на полотно – «обезглавленный» центральный шатёр будто укоряет людей за бесчеловечность казни вообще.
Стрелецкий бунт
В июне 1698 года в России разразился мятеж четырёх стрелецких полков, недовольных условиями службы и невыплатой жалованья. Бунт был подавлен верными правительству элитными «полками нового строя», созданными Петром I. В результате следствия, проведённого по горячим следам, из числа выживших и взятых в плен стрельцов было казнено 56, более 2000 сослано или посажено в тюрьмы.
Пётр I, находившийся в это время за границей, узнав о восстании стрельцов, ускорил свой отъезд в Россию. Царь был убеждён, что стрельцы восстали, тайно подстрекаемые его сестрой Софьей, заключённой в монастырь. По возвращении Пётр был совершенно недоволен мерой наказания, назначенной стрельцам. Он решил подвергнуть их жесточайшим репрессиям, чтобы их казни навели страх на всю Россию.
По сравнению с расправой, которую Пётр I учинил стрельцам, померкли легендарные ужасы Опричнины и Батыева нашествия. Царь велел доставлять в село Преображенское стрельцов из ссылок и тюрем и лично рубил им головы, чего не делал ни до него, ни после него ни один российский монарх. Пётр I собственноручно срубил головы пяти стрельцам. Мало того, он заставил участвовать в казнях своих приближённых. Некоторые делали это охотно. Так, любимец Петра Александр Меншиков хвастался, что снёс головы двадцати мятежникам.
Когда царю надоело самому рубить головы, он устроил массовые публичные казни, каких Москва не видела и во времена Ивана Грозного. С 11 по 21 октября непрерывно лилась кровь на Лобном месте. Всего было казнено больше 1100 человек. На картине изображён один из дней таких массовых казней.
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Белорусский язык (родной язык моей семьи) Стоит сказать о том, что, проживая в такой замечательной стране, как Беларусь, моя семья продолжает говорить на русском языке в большинстве случаев. Однако, это совершенно не означает, что мы позабыли о своем родном языке – белорусском.
- Основные проблемы романа Тихий Дон сочинение М.А. Шолохов в своем произведении в первую очередь раскрывает проблему казачества. Он описывает его традиции, быт, взгляды на жизнь. Они участвовали в гражданской войне, стояли то на стороне советской власти, то против нее.
- Сочинение по рассказу Невский проспект Гоголя (10 класс) Одно из самых мистических мест Петербурга – Невский проспект. Здесь регулярно случаются необъяснимые наукой происшествия. А Николай Гоголь – автор знаменитых мистических произведений
Популярные сочинения
- Сочинение Равнодушие человека к природе Равнодушие к миру является в чем-то положительным качеством, человек может не вовлекаться во внешние обстоятельства и стимулы, а мы знаем как много в современном мире ерунды и всяческих негативных воздействий
- Дневниковая запись по картине Церковь Вознесения Назаренко сочинение-описание Дорогой дневник, сегодня я увидела картину Назаренко «Церковь Вознесения». Татьяна Назаренко великая русская художница. Всю свою жизнь она прожила в столице России – Москве
- Составьте рассказ о своей учёбе используя план В школе мы изучаем много разных предметов. Мы учимся правильно писать на уроке русского языка, грамотно строить предложения. Учим слова и фразы по-английски на уроке иностранного
Анализ картины «Утро стрелецкой казни»
Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» признана одним из лучших произведений этого замечательного русского художника. Данный шедевр рассказывает зрителям о неоднозначном и кровавом событии в истории Русского государства. В стране едва не произошел переворот — сестра Петра I Софья, заручившись поддержкой стрелецкого войска, захотела сместить Петра с трона и забрать всю власть в стране в свои руки.
После разоблачения заговора и подавления мятежа, Петр I принял жестокое, но необходимое решение: казнить участников вооруженного восстания. Об этом и повествует картина Василия Сурикова. Но художник вместо сцен расправы показывает нам душевное и моральное состояние участников стрелецкой казни.
В центральной части полотна художник изобразил самих стрельцов, ведомых на казнь, и их близких. Множество персонажей, так тщательно прорисованных Суриковым, ведут себя совершенно по-разному. Например, хорошо одетая женщина, видимо, жена одного из стрельцов, вздымает руки к небу от безысходности, а в её одежды уткнулся маленький мальчик — её сын. Ещё одна женщина от страха перед неизбежностью закрыла лицо руками. Старая женщина от горя и бессилия опустилась на землю, рядом с ней что-то кричит маленькая девочка в красном платке.
На лицах стрельцов тоже читаются самые разные эмоции. Один покорился обстоятельствам и в отчаянии повесил голову, другой — уже пожилой — не верит в происходящее и смотрит вокруг невидящим взглядом. Чернобородый стрелец сидит с каменным лицом — он собрал всю свою внутреннюю силу в кулак чтобы не дать себе слабину и с честью выдержать суровые испытания, выпавшие на его долю. А стрелец с рыжими волосами и красной шапке прямо и с ненавистью смотрит на царя Петра I.
Огромное напряжение чувствуется в позе самого Петра, сидящего на коне и несколько возвышающегося над остальными участниками действия. От него исходит огромная сила и ощущение могущества.
Картина Василия Сурикова «Утро стрелецкой казни» показывает противостояние старого и нового, говорит зрителю о том, что для рождения чего-то нового, должно быть уничтожено старое, изжившее себя.
Описание картины
Действие, изображённое на полотне, происходит рано утром на Красной площади вблизи храма Василия Блаженного. Композиционно картину можно разделить на 3 части: место казни, осуждённые и их семьи, император со свитой.
Изображение места казни
Для создания мрачной атмосферы предстоящей казни художник изображает серое небо, чёрную землю с лужами. Даже красочный храм Василия Блаженного выглядит бледным в этот трагический день. Художник осознанно выбрал приглушённые тона для изображения сооружения. Вершины куполов храма обрезаны верхним краем полотна
В анализе критиков этому художественному приёму уделяют особое внимание. Суриков обезглавил символ народной веры, подчёркивая жестокость и несправедливость события.
На заднем фоне можно видеть:
- часть кремлёвской стены;
- подготовленные виселицы;
- ворон, кружащихся над башней.
Портреты стрельцов
Центральное место в композиции занимают портреты стрельцов и их родственников. Каждый персонаж тщательно проработан живописцем и наделён индивидуальным характером. На полотне изображено 50 фигур осуждённых и членов их семей.
Для описания многолюдной толпы Василий Суриков использует свой любимый приём — ограничение пространства для персонажей. Стрельцы с жёнами, детьми и родителями занимают небольшое место на площади. Благодаря такому приёму, толпа воспринимается, как единый организм.
Стрельцы резко контрастируют с другими персонажами. На мрачном сером фоне их белые рубахи выглядят ярко и необычно. В руках осуждённые держат свечи, которые являются обязательными атрибутами поминальной службы. Суриков помещает этот предмет в руки живым людям, подчёркивая их обречённость. Не меньшего внимания заслуживают образы родственников стрельцов. На картине можно видеть:
- плачущую жену начальника стрелецкого полка;
- женщину с опущенной головой;
- маленькую дочку бунтовщика.
Император со свитой
В правой части полотна изображён правитель государства Пётр Первый. Исходя из рассказов историков, Суриков не раз высказывался о неоднозначном отношении к фигуре императора. С одной стороны, он восхищался его мудростью и смелостью, а с другой стороны, художник осуждал его чрезмерную жестокость. Но портрет правителя получился нейтральным.
Изображён строгий образ Петра I, который с гневом и яростью смотрит на непокорного мятежника. Эта композиция связывает левую и правую часть картины. Возле императора можно рассмотреть:
- Офицеров Преображенского полка;
- Иностранных наблюдателей;
- Александра Меньшикова, расположенного спиной к наблюдателю;
- Представителей старого дворянства.
Легендарное полотно выставлено в Третьяковской галерее. Рассмотрев работу художника, можно проникнуться трагедией минувшей эпохи и сделать кратко описание картины «Утро стрелецкой казни».
Бесы
Работа шла трудно – художника, все мысли которого были заняты задуманным, по ночам мучили кошмары. Голосящие родные осуждённых, сами стрельцы, их глаза и свечи в руках преследовали восприимчивого живописца, чувствующего кожей трагизм происходящего. Иногда он просыпался с ощущением, что пахнет кровью.
В мастерской бывали коллеги. «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова производило на них сильное впечатление. Оглядывая работу на разных стадиях готовности, многие отворачивались, как бы не желая впускать в душу страдания – уже тогда проявлялось влияние картины на самочувствие легко возбудимых художников с тонкой душевной организацией. Александр Бенуа стал часто по ночам «встречать бесовского стрельца», который чуть не поджёг квартиру. В том, что это происходит наяву, Бенуа был совершенно уверен. На Виктора Васнецова больше действовали стенания жён и плач детей перед казнью мужей и отцов – этот вой изводил художника и рвал сердце.
Когда картина была почти готова, в мастерскую зашёл Илья Репин, тоже мастер передачи народных страданий. Ему как раз не хватило сильных эмоций, и он посоветовал на переднем плане изобразить висельника. Суриков так и сделал. Наутро зашедшая в мастерскую старая няня буквально лишилась чувств, лишь взглянув на картину. Позже приехал Третьяков, который не одобрил идею с висельниками. В итоге живописец их закрасил, как сам говорил, чтобы меньше травмировать зрителей.
Лишь на третий год «Утро стрелецкой казни» было завершено и представлено публике на 9-й Передвижной выставке (март 1881 года, Санкт-Петербург). С этого момента художник-передвижник, написавший «Утро стрелецкой казни», стал считаться во всех кругах, близких к искусству, признанным и непревзойдённым мастером. Картина ещё висела в демонстрационном зале, а её уже приобрёл Павел Третьяков за 8 тысяч, огромные по тем временам деньги. Вид искусства «Утра стрелецкой казни», историческая живопись, всегда высоко ценился.
В.И. Суриков: описание картины «Утро стрелецкой казни»
Как считает М. Волошин, композиция родилась, когда художник смотрел на горящую свечу, которая отбрасывала на белую стену золотистые отсветы. Освещенная горящей свечой днем белая рубаха с отблесками просто преследовала и не отпускала художника. В конце концов она воплотилась в белые рубахи обреченных на смерть стрельцов. В XIX веке свеча, которая горит днем, у каждого вызывала мысль о похоронах, покойнике и смерти. Это для современного человека она имеет иной смысл.
Композиция достаточно сложна. Она опирается на горящие свечи.
Имеется еще один композиционный прием, который применил автор картины «Утро стрелецкой казни». Он сознательно исказил в сторону уменьшения размеры Красной площади, сблизив Лобное место, собор Покрова Богородицы и стену Кремля. Этим Суриков достиг впечатления на ней огромной толпы. На самом деле скопление людей составляет около 20 человек, а не двух сотен, как кажется, когда бросаешь на полотно первый взгляд. К тому же он сильно обрезал купол храма Пресвятой Богородицы.
Популярные сочинения
- Сочинение-описание картины Будущие летчики Дейнеки (6 класс обществознание) Картина Александра Александровича создавалась в Крыму. Незадолго до начала Великой Отечественной войны. Скорее всего, Александр сам очень любил самолёты и всё, что с ними связано. В те годы почти все мальчишки мечтали быть лётчиками и космонавтами.
- Тамара в поэме Лермонтова Демон (Образ и характеристика) Лермонтов М. Ю великий русский поэт. Поэма Демон имела для Лермонтова огромное значение. Он писал ее всю свою жизнь. В самом стихотворении написана история любви и земной женщины.
- Сочинение Лука в пьесе На дне (Образ и характеристика) Лука — пожилой странник. У него нет своего дома, поэтому он вынужден скитаться по миру и останавливаться в ночлежках
Два главных персонажа картины
Два человека противостоят друг другу – суровый сосредоточенный Петр, который с детства ненавидит этот сброд, и рыжий стрелец со свечой. С него начались первые эскизы к картине. Репин выискал натуру для Сурикова. Это был кладбищенский могильщик. Художник еле-еле уговорил его позировать. В результате получился образ человека с несгибаемой волей.
Если все снова повторить, то стрелец, заранее зная, что ему грозит, пойдет против царя, защищая уклад, сложившийся веками. Их соединяет условная диагональ, символизируя антагонизм. Царь уверен в себе и спокоен. Он навсегда раздавит эту замшелую, упорствующую в своей косности Русь. Стрелец, закованный в колодки, готов хоть сию минуту вцепиться в горло Петра и уничтожить его со всеми его преобразованиями.
Первый приговор
Под пытками стрельцы признались, что хотели возвести на престол царицу Софью — сестру Петра по отцу. Еще в 1682 году восставшие стрельцы сделали Софью регентом при малолетнем Петре и ее единокровном брате Иване, который умер в 1696 году.
Среди стрельцов ходил слух, что Петр «онемечился», отрекся от православной веры или вовсе умер в Европе
В ходе следствия боярин Алексей Шеин казнил 56 организаторов восстания, 140 человек избили плетями и сослали в Сибирь, 1965 человек разослали в разные тюрьмы и монастыри. Царица Софья была отстранена от власти и насильственно пострижена в монахини.
«Утро стрелецкой казни»
Кратко о живописном полотне
«Утро стрелецкой казни» — одна из самых известных полотен великого русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916). Работа на полотном велась в 1878 по 1881 год, холст, масло. 218 ? 379 см. В настоящее время полотно находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Картина «Утро стрелецкой казни» посвящена историческому событию — казни стрельцов, которые устроили бунт в 1698 году. Художник обратился к эпохе царствования Петра I, когда царевна Софья возглавила так называемый Стрелецкий бунт. Бунт был подавлен, а бунтовщики казнены. Всего было казнено около 2000 стрельцов, наказаны, биты кнутом, клеймены и сосланы 601. Известно, что пятерым приговорённым Петр I отрубил головы лично.
На полотне Василий Иванович Суриков не стал изображать сам момент казни, однако момент прощания с жизнью и родными выглядит не менее волнительно. Приговорённых стрельцов привезли на место казни, и Василий Иванович Суриков попытался передать, что чувствует каждый из них в последний момент жизни. Картина получилась очень эмоциональной и наполненной острым трагизмом.
На полотне представлено два главных героя. Эти герои легко читаются, так как являются двумя противоположными центрами. Со стороны власти здесь представлен сам Пётр I на коне, который смотрит на приговорённых непримиримым взглядом. Он рассержен и полон уверенности в правоте своего решения. Второй главный персонаж находится в левой части холста — мужчина с гневным взглядом и со свечой в руках. Он смотрит в сторону Петра I озлобленным взглядом. Несмотря на то, что участь его решена, он закован и находится в полной власти своих пленителей, он не сдался и не смирился со своей участью. Он также уверен в правоте собственных поступков и полон ненависти к царю и власти.
Не менее эмоционально показаны и другие персонажи картины. Стрелец с чёрной бородой мрачно озирается вокруг; седой стрелец рядом прощается с детьми; позади стоит ещё один бунтовщик, склонив голову, тем самым показывая, что участь его предрешена; солдаты ведут на виселицу очередного приговорённого; молодая стрелецкая жена кричит в отчаянии; мать одного из стрельцов обессиленно опустилась на землю; на земле лежит одежда, которая уже не нужна и которую некому больше носить; тлеет огонёк упавшей свечи, которая является символом души человека, чья жизнь вот-вот потухнет.
Помимо душераздирающего зрелища, картина интересна и своими композиционными решениями. Василий Иванович Суриков визуально сблизил Храм Василия Блаженного, Кремлёвскую стену и Лобное место. Этот приём помог ему добиться эффекта большой толпы. Для того чтобы картина передавала весь ужас массовой казни, Василий Иванович Суриков выбрал для времени изображения раннее утро, когда ещё не до конца рассвело и после дождливой ночи стоит утренний туман. Интересно и месторасположение двух центральных сюжетов. Приговорённые стрельцы изображены Василием Ивановичем Суриковым на фоне храма Василия Блаженного, тем самым подчёркивая собственную роль мучеников, а Пётр I, высокопоставленные люди и солдаты изображены на фоне кремлёвской стены и кремлёвских башен над которыми кружат вороны.
Полотно «Утро стрелецкой казни» была первым большим произведением Василия Ивановича Сурикова на историческую тему. Больше того, она стала первой, выставленной Василием Ивановичем Суриковым на суд зрителей. Впервые работа была показана 1 марта 1881 года на выставке Товарищества передвижных художественных выставок, где произвела огромное впечатление на ценителей живописи и обычных зрителей. Павел Третьяков тут же приобрёл «Утро стрелецкой казни» для личной коллекции.
Искуствовед Некрылова Л.П.
Х
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
Василий Иванович Суриков «Утро стрелецкой казни»Также бесплатно скачивайте «Утро стрелецкой казни» на странице сайта!
История возникновения картины
Произведение написано в стиле исторической живописи, на что повлияло оказанное на художника впечатление от подавленного Петром I бунта стрельцов. Суриков рассказывал, что идея создания картины нахлынула на него внезапно, когда он решил прогуляться вдоль стен Кремля. Тогда в его голове в мельчайших подробностях возник образ готовящихся к казни стрельцов. Вероятно, именно это стало причиной того, что события перенесены автором из села Преображенского в Москву.
Работать над своим детищем художник начал 1878 году, но окончательную версию полотна представил лишь спустя несколько лет — в 1881. Суриков трудился над произведением очень тщательно, стараясь не отвлекаться на посторонние события. Ночами ему даже стали сниться кошмары с казнями, кровью и покойниками. Ему пришлось самому практически пережить весь ужас, который был уготован стрельцам и их семьям.
Прежде чем написать полотно, художник провёл огромную подготовительную работу, создав множество эскизов, которые, однако, не сохранились.
В.И.Суриков — Утро стрелецкой казни (сочинение по картине)
Услышав название картины, в воображении предстает картина казни стрельцов, но на полотне мы видим не казнь, а только подготовку к ней показывает художник. Перед нами Красная площадь, куда привезли приговоренных на казнь. Еще только раннее утро, стоит туман. Те, у которых сегодня последнее утро одеты в белые рубахи, в руках у них похоронные свечи, за ними Храм Василия блаженного. Мы видим много разных людей, тех, кого мы видим, Суриков писал с натуры, например, длиннобородого человека с красным кафтаном он писал со своего дяди, а рыжебородого стрельца он писал с гробовщика, которого когда-то видел на кладбище. Он покорил художника своим видом, он не сдавался и был очень силен духом, он всегда боролся с проблемами, выпадавшими на его долю, и никогда не отчаивался, это хорошо читается по его образу
Справа сам Петр он горд, величав и приковывает внимание, на лице можно прочитать чувства, которые он испытывает к бунтовщикам. У Петра всплывают детские воспоминания
Царевна Софья перед приходом к власти удалила Петра в село Преображенское, а перед этим стрельцы жестоко расправились с родственниками Петра. Девятилетнего мальчика вывели на крыльцо и на его глазах разбушевавшиеся стрельцы срубали головы, сажали на кол родственников Петра и приближенных людей, которых он знал буквально с ранних лет. Все это Петр припомнил стрельцам.
В 1697 году Петр отправляется в Европу к нему пришло известие, что стрельцы устроили новый бунт и восстание, они несколько месяцев не получают жалование и не довольны реформами, хотят вернуть на трон Софью. Петр возвращается назад, к моменту его возвращения восстание было подавлено, но он на этом не упокоился, он снова начинает расследование, начинаются допросы, благодаря выбитым показаниям 700 человек было казнено.
На лицах осужденных ярко изображена боль, печаль и безысходность, они понимают, что это последние минуты их жизни, кто-то из них прощается с женами, кто-то с детьми. У многих стрельцов опущены головы, они в отчаянии, некоторые не скрывают эмоций и плачут, закрывая лицо руками. Справа изображен государь и его приближенные, на их лицах надменность, осуждение. Им нисколько не жалко этих людей. Вся картина пропитана скорбью и печалью, на картине преобладают темные и мрачные тона. Картина вызывает сочувствие и жалость к осужденным.
Cочинения по картинам → В.И. Суриков — Боярыня Морозова (сочинение по картине)
Cочинения по картинам → Суриков «Портрет дочери художника» (сочинение по картине)
Cочинения по картинам → Картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка» (сочинение по картине)
Cочинения по картинам → В. Суриков – Взятие снежного городка (сочинение по картине)