“Война и мир” — том 3, краткое содержание
Война 1812 года, июнь. Андрей Болконский проходит службу в штабе Кутузова. Он просит о переводе в армию на Западе. По пути он заезжает к Ростовым, где все идет своим чередом. Князь Василий приглашает поговорить Болконского, после долгих речей Андрей уезжает.Наташа заболевает, и благодаря прочтению молитв, ей становится лучше. Петя Ростов хочет уехать в армию, несмотря на маленькие годы. Старый князь Болконский умирает в Богучарово, его дочь Марья хочет вернуться в Москву. Но крестьяне не дают ей выехать, случайно оказавшийся там Николай Ростов помогает покинуть имение.Безухов приезжает в армию, чтобы своими глазами увидеть Бородинское сражение. Андрея Болконского сильно ранили, и он отправляется в госпиталь, где видит своего врага Анатоля Курагина, которому он хотел отомстить за Наталью. Пьер помогает солдатам в батарее у Раевского, но не может видеть, сколько солдат мучается. Происходящее оставляет негативный эффект, и он отправляется пешком до Можайска. Кутузов признает свое поражение после Бородино, отдает приказ о дальнейшем отступлении, и говорит о невозможности защищать Москву. Наполеон входит в Москву, в которой все горит. Семья Ростовых уезжает из Москвы и берет с собой часть раненых. Среди солдат оказывается и Андрей Болконский. Наталья берется за его уход. Пьер остается в Москве, и хочет убить Наполеона, но его захватывают французские солдаты.
Рис. 8. Наташа и Соня. Алексей Николаев
Краткое содержание I тома
Каждый знает дату написания «Войны и мира» это 1869 год. На тот момент эпопея стала одной из самых читаемых, она была оценена и в литературных кругах. В первой главе писатель знакомит нас с главными персонажами – Пьером и князем Болконским. Князь планирует отправиться на войну. Пьеру приходится переехать в Москву. Также автор знакомит нас с еще одним персонажем «Войны и мира». Анна Михайловна – это фигура, которая играет в развитии событий немаловажную роль.
Внимание! Будучи воспитанным вдалеке от России, Пьер преклоняется перед идеями Наполеона. Лесть Пьер воспринимает как знак любви, он практически ничего не понимает в жизни
Болезнь старика Безухова
В VII главе первой части Анна Михайловна сообщает, что старый граф Безухов болен и практически находится при смерти. Болезнь графа Безухова прогрессирует, и он составляет завещание.
Вместе с Анной Михайловной Пьер отправляется к умирающему отцу. О его смерти сообщает Пьеру Анна Михайловна.
Наследники безуспешно пытаются украсть портфель с завещанием, согласно которому все состояние должен получить Пьер. Их не очень волнует болезнь графа Безухова, для них главное – возможность получить деньги.
Неожиданным поворотом событий продолжается начало романа «Война и мир». Анна Михайловна, один из наиболее ярких второстепенных персонажей, мешает коварным планам. Она не дает своровать портфель, и Пьер получает наследство. Он становится вхож во многие дома высшего общества и женится на прекрасной Элен. Болконский идет на войну.
Трусость Николая
Сцены мирной жизни чередуются с военными в романе «Война и мир». Краткое содержание по главам знакомит читателя с дальнейшим развитием событий. Николай Ростов живет вместе с Василием Денисовым. Как-то раз у последнего был украден кошелек. Николай узнал, что это дело рук Телянина. Однако этот поступок бросил бы тень на весь полк, и Ростова заставляют отказаться от обвинений и извиниться. Николай не извиняется, но забирает свое обвинение назад. Ростов оказывается ранен, и, видя приближающихся врагов, бежит. Однако в дальнейшем он перевирает историю своего сражения, говорит, что «рубил направо и налево».
Том заканчивается ранением князя Болконского. Упав на поле боя, он смотрит, как по огромному голубому небу плывут облака. Все те мечты, что очаровывали князя раньше, теперь кажутся ему ничтожными.
Внимание! Борис Друбецкой (иногда его фамилию путают с «Трубецким») – это сын Анны Михайловны. Через мать он приходится родственником Ростовым
Борис испытывал нежные чувства к Наташе. Борис Трубецкой в «Войне и мире» гордый, амбициозный персонаж. Он с ранних лет мечтает о большой карьере. Через князя Василия Анна Михайловна сумела выхлопотать ему место в гвардии.
Характеристика главных героев для понимания краткого содержания романа
- Андрей Болконский — молодой и очень свободолюбивый юноша, мечтает прославиться, хорош собой. Добился немалых успехов на военной службе, был дважды ранен, умирает на руках своей возлюбленной.
- Наташа Ростова — возлюбленная Андрея Болконского, образованная, хорошая девушка, но склонна к любовным авантюрам, зависима от мужского внимания.
- Пьер Безухов — неуклюжий, ведущий иногда себя, как ребенок, но добрый молодой человек. Из-за европейского воспитания, отличается мыслями о масонстве и верой в высшие силы. Боготворит Наполеона.
- Мария Болконская — сестра Андрея, жертвенная, до последнего находилась со строгим отцом, князем Болконским.
- Элен Курагина — первая жена Пьера, красивая и эффектная женщина. Вышла замуж только ради денег.
- Анатоль Курагин — брат Элен, хитрый молодой человек. Все время попадает в плохие ситуации, злоупотребляет алкоголем.
Рис. 2. Салон Анны Павловны Шерер. Алексей Николаев
Глава тридцатая
Ростовы выехали очень поздно и вынуждены были разместиться в одной из изб, находящихся в Мытищах, потому что поезд довез их только до этого места. В осенней темноте ночи страшно звучали стоны раненого, который находился в соседней от Ростовых избе и испытывал сильные боли из-за разбитой кисти руки.
Вдруг все увидели другой пожар, который начался в Москве, и уже испугались. Тушить его было некому. Напуганные люди вздыхали, молились, но сделать ничего не могли.
Глава тридцать первая
Вернувшись, камердинер доложил графу Илье Андреевичу, что в Москве начались пожары. Все Ростовы пришли в ужас от этого известия: графиня Наталья заплакала, Соня испугалась, Наташа поникла и побледнела
Сраженная известием о ранении Андрея Болконского, она говорила теперь невпопад и мало на чем могла сосредоточить внимание. Она сидела неподвижно, в глазах читалось какое-то решение, но что именно, родные понять не могли
Сначала Наталья притворилась, что спит, а затем, под покровом ночи, когда все родные уснули, вышла в сени, а оттуда – во двор. Девушка преследовала цель увидеть Андрея Болконского. И нашла своего любимого в избе, среди раненых. «Он был такой же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее». Увидев Наталью, он протянул ей руку.
Глава тридцать вторая
После того, как князь Андрей Болконский очнулся на перевязочном пункте, который находился на Бородинском поле, он почти постоянно был в беспамятстве. Ранение казалось настолько серьезным, что он должен был умереть уже очень скоро. Однако, вопреки прогнозам, на седьмой день Андрей съел хлеб и выпил чаю. Доктор заметил, что состояние больного улучшилось. Но когда Болконский был перевезен в Мытищи, оказавшись в избе, из-за сильной боли, вызванной передвижением, снова потерял сознание. Придя в себя, он потребовал чаю. Пульс больного улучшился, и доктор, будучи убежденным, что жить этому раненому осталось совсем немного, даже огорчился, предполагая, что Андрей все равно умрет, но даже в больших страданиях, чем сейчас.
Выпив чаю, Андрей попросил Евангелие, но не для того, чтобы читать его. Он хотел приобщиться к этой Святой Книге, и, ощущая ее рядом, размышлял о Божьей любви к человечеству. «Любить ближних, любить врагов своих. Все любить — любить Бога во всех проявлениях, – думал Андрей. – Любить человека дорогого можно человеческой любовью; но только врага можно любить любовью Божеской». «Божья любовь не может измениться» – радовался в душе Болконский.
Затем он стал вспоминать о Наташе, пролистывая в памяти события, связанные с его отказом ей, осознавая жестокость разрыва отношений, понимая ее стыд и раскаяние по поводу произошедшего. И вдруг, к своему безмерному удивлению, Андрей увидел настоящую живую Наташу Ростову возле своей постели. Она стояла на коленях, целовала его руку и просила прощения. «Я Вас люблю» – промолвил Андрей, – я люблю тебя больше, лучше, чем прежде».
Разбуженный по причине происходящего доктор сделал влюбленным строгое замечание, приказав Наташе уйти. Графиня Ростова уже обнаружила исчезновение дочери и, догадавшись, где она может быть, послала за ней Софью. Наташа вернулась в избу, и, рыдая, упала на свою постель. С тех пор она постоянно ухаживала за раненым Болконским. Графиня не противилась дочери, невзирая на то, что Андрей могу умереть в любую минуту на ее руках.
Часть 3
Народная война отличается тем, что оружие берут в руки простые люди. Они непредсказуемы в своей ярости, ими руководит острое желание прогнать со своей земли толпу агрессивных человечков, которые даже говорят на чужом смешном и непонятном языке. Так нарастает партизанское движение, в котором воюют люди, переполненные чувством патриотизма.
В отряде партизан Денисова погибает юный Петя Ростов, по воле случая освободив пленного Пьера. Французская армия отступает панически, солдаты грабят обозы соседних отрядов с целью добыть еду. Так просто величие, лишенное доброты, простоты и правды превращается в ничтожество.
Война и личность человека
Человеческому разуму не дано понимание событий, которые являются судьбоносными для истории государства, есть нечто сильнее и мощнее человеческого разума, именно это управляет человечеством. Автор высказывает следующую мысль: “Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни”. Таким образом, вторая часть эпилога, вполне самостоятельное композиционное целое, его смысловое наполнение не связано с сюжетом “Войны и мира”. Оно по своей законченности и отдалённости от проблематики произведения претендует на отдельное художественное целое. Если воспринимать эпилог как структурную часть, в которой содержится основная мысль произведения, последующие события из жизни героев, их судьба, то его вторая часть содержит основное идейное ядро.
Глава двенадцатая
До первого сентября, то есть до того времени, когда неприятель займет Москву, Ростовы оставались в городе. Графиня-мать очень переживала за своих сыновей – Петю и Николая, которые служили в армии. Мысль о том, что они могут погибнуть, страшила бедную женщину. И во сне ей чудились убитые сыновья. Чтобы успокоить Ростову, граф посодействовал тому, чтобы Петя был переведен в полк Безухова, формирующийся под Москвой. Графиня надеялась, что ее любимый мальчик будет поближе к дому и в таких местах службы, где нет сражения. Матери казалось, что никого из детей она не любила так, как Петю.
Хотя уже все выехали из Москвы, Наталья ничего и слышать не хотела до тех пор, пока не вернется ее сокровище. Но когда двадцать восьмого августа он приехал, то специально обходился с мамой холодно и избегал ее нежностей, чтобы не позволить жалеть самого себя. Петя держался общества сестры Натальи, к которой питал нежные братские чувства. «С двадцать восьмого по тридцать первое августа вся Москва была в хлопотах и движении. Каждый день в Дорогомиловскую заставу ввозили и развозили по Москве тысячи раненных в Бородинском сражении, и тысячи подвод, с жителями и имуществом, выезжали в другие заставы…» Готовились к отъезду и Ростовы, которые были в хлопотах и движении. Соня занималась тем, что складывала вещи, но была особенно грустной, узнав о том, что в письме Николай упомянул о княжне Марье. Зато графиня искренне радовалась, видя в этом промысел Божий и будучи уверенной, что ее сын и Марья соединят свои судьбы.
Петя и Наташа не помогали родителям собираться в дорогу, но наоборот, мешали всем. Они были веселыми – Петя находился в предвкушении новых, по его мнению, интересных событий, связанных со сражениями; Наташа слишком долго была грустной, а теперь выздоровела, и для печали не оставалось больше причин.
Глава тринадцатая
В последний день августа в доме Ростовых была суета, связанная с предстоящим отъездом. Двери были открыты настежь, мебель вывезена, сняты картины. Наташа никак не могла сосредоточиться на каком-либо деле, душа ее ни к чему не лежала.
Вдруг, выйдя во двор, она услышала голос бывшей ключницы, Мавры Кузьминичны, которая утешала раненого офицера, лежащего на телеге, и предлагала пристанище в доме ее хозяев, которые уезжают.
Наташа, мгновенно оценив ситуацию, подошла к майору и попросила разрешения, чтобы раненые остановились у них. Тот согласился, но нужно было еще согласие отца. Граф Ростов на просьбу дочери отреагировал рассеянно, разрешив раненым быть у них, но при этом настаивая на срочном отъезде его семьи.
Петя Ростов за обедом сообщил, что на «Трех горах» будет большое сражение и сказали готовиться, чем вызвал большое расстройство матери, которая не хотела, чтобы сын снова шел на войну, но воспрепятствовать никак не могла, понимая, что чувство патриотизма у Пети преобладает даже над любовью к родным. Он не захочет прислушиваться ни к каким доводам.
Глава четырнадцатая
Страх графини Ростовой еще более усугубился от рассказов о бесчинствах, которые творятся в городе.
После обеда Ростовы стали укладывать вещи, готовясь к скорому отъезду. В этом участвовали все – и взрослые, и Петя, и Соня, и даже Наташа, которая считала, что не нужно брать старую посуду и ковры. Из-за этого во время сборов получилось разногласие.
Как ни спешили Ростовы, отъезд пришлось отложить до утра, потому что и к ночи не все было собрано.
События на фоне войны
В третьей части описаны события, затрагивающие период с 1808 по 1809 год. Русские войска объединяют силы с французами, чтобы совместно напасть на Австрию. Далее краткое описание по главам:
- Болконский наблюдает реформы Пьера в собственных имениях, много читает, размышляет о смысле собственной жизни.
- Поездка Андрея к Ростовым. В Отрадном он испытывает противоречивые чувства к Соне, и подслушивает их разговор с Наташей.
- Меланхолия Болконского проходит, он осознает, что 31 год — это только начало.
- Возвращение Андрея в Петербург.
- Встреча с графом Кочубеем и Сперанским.
- Болконский получает новое назначение, теперь он начальник комиссии.
- Пьер возглавляет масонскую ложу в Петербурге, он уезжает за границу, чтобы получить высший чин. Вернувшись пытается предложить свой план развития, но получив отказ уходит из ордена.
- Вновь поддавшись унынию, Пьер мирится с женой.
- Элен в центре высшего общества, у нее собственный салон.
- Пьер не понимает, почему никто не замечает глупости его жены и ревнует к Друбецкому.
- Ростовы из-за финансовых проблем едут в Петербург. Вера получает предложение от знакомого графу офицера и принимает его.
- Наташа расцветает, как девушка. Друбецкой проявляет к ней интерес.
- Ростова просит мать поговорить с Борисом, поскольку он не в ее вкусе.
- Наташа очень нервничает перед своим первым балом.
- Описание новогоднего пиршества у Екатерининского вельможи.
- Впечатления юной девушки от танцев и торжества.
- По просьбе Пьера, Андрей соглашается потанцевать с Натальей.
- В Болконском просыпается интерес к Ростовой и возникает разочарование в Сперанском.
- Визит князя к Ростовым.
- Вечер у Бергов.
- Пьер замечает влюбленность Андрея.
- Пара объявляет о своих чувствах. Безухов опять в унынии.
- Андрей просит у отца разрешить женится, тот ставит условие, что даст благословение, но только через год.
- Объявление о свадьбе через год, уезд князя и депрессия Наташи.
Завершение сюжетных линий
Четвертая часть самая маленькая из всего тома. В первых главах Николай возвращается домой, поскольку дела в семье совсем плохо. Но ничего не понимая, отстраняется от своих обязанностей. С третьей по шестую главы описывается охота Ростовых. Николай знакомится со своим соседом, зная о вражде семейств, сразу испытывает к нему ненависть, но после общения меняет мнение.
Седьмая глава рассказывает о том, как Наташа с Андреем гостят у дядюшки в деревне. Из-за критического финансового положения графиня Ростова сватает сыну Карагину, но тот отказывается от выгодного брака. Николай влюбляется в Соню, а Наталья боится, что стареет. На святки девушки гадают. Ростов ссорится с матерью и уезжает в полк. Девушки со старым графом уезжают в Москву.
Пятая часть рассказывает о событиях из жизни Пьера. Отдалившись от масонства, он возвращается в общество и начинает много читать. Старый Болконский входит в оппозицию правительства и начинает ухаживать за компаньонкой Марьи. Его дочь страдает, не имея возможности общаться с «божьими людьми». Борис делает предложение Жюли Карагиной.
Съездив на прием к Болконским, Наташа расстраивается. Позже в опере она влюбляется в Анатоля, понимая, что ее прежние чувства были ненастоящими. Между ними завязываются отношения. Курагин признается девушке в любви, всячески уговаривает сбежать с ним. Наташа разрывает помолвку с Андреем, но позже узнает, что Анатоль женат и пытается отравиться мышьяком. Позже Пьер будет просить Болконского простить девушку, но тот не согласится. Безухов случайно признается Наталье в своих чувствах к ней.
Том второй
События этого тома кратко:
- Дуэль Безухова и Долохова.
- Николай проигрывает деньги Долохову.
- Описывается любовная связь Наташи и князя.
- Анатоль хочет украсть Наташу, но его ложь раскрывается.
- Разрыв девушки с Болконским.
Дальнейшие события
Во втором томе сюжет романа продолжается приездом Николая домой на время отпуска. Его принимают как настоящего героя. Николай сближается с Долоховым.
Последний делает предложение руки и сердца Соне, но получает отказ. Долохов, желая отомстить Ростову, обыгрывает его на крупную сумму денег.
Старик Болконский получает новость о смерти сына, однако также в письме написано, что он может быть жив. Ведь Андрей не был найден среди раненых.
Терзания Пьера по поводу неверности своей супруги Элен продолжают сюжет «Войны и мира». Кратко описывая развитие событий, можно упомянуть о том, что мучимый сомнениями Пьер вызывает на дуэль Долохова. Пьер становится членом масонской ложи и переживает восторг от той истины, которая просветлила его ум. Вернувшись, Пьер посещает своего друга, Болконского. Общение с молодым человеком придает князю сил.
Николай Ростов, навещая раненого Денисова, поражается виду страдающих бойцов в лазарете, запаху гниения. Также его поражает и то, что с французами общается Борис Трубецкой. Так в романе «Война и мир» Толстой показывает бессмысленность войны и того ужаса, который она несет.
Наташа и Болконский
Князь Андрей восторгается государственным деятелем Сперанским – так продолжается сюжет «Войны и мира». Кратко события описываются так: Пьер в это время разочаровывается в масонстве и примиряется с Элен (по крайней мере, внешне). Князь Андрей отправляется к Ростовым, слышит восторженный разговор Наташи.
Граф Ростов вместе с Наташей отправляются в гости к Болконским, однако те не оказывают им расположения. Наташе это очень неприятно. В театре она знакомится с Анатолем, сыном Карагина. Он хочет украсть ее тайком от всех (Анатоль к этому времени уже женат, но не спешит об этом распространяться).
Но его планам не суждено сбыться – о лжи Анатоля узнает Соня, и похищение срывается. Болконский узнает об отказе Наташи, о ее интрижках с Анатолем и возвращает все те письма, которые она ему когда-то писала. Неожиданно для себя самого Пьер признается в нежных чувствах к Ростовой. Уже на этом этапе можно сделать предположение, чем закончится роман «Война и мир» а именно, с кем же ожидает Наташу Ростову счастливая жизнь.
Роль эпилога в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир»
Мысли мои — плод всей умственной работы моей жизни… Л. Толстой Лев Николаевич Толстой — художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающий о смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия. Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении «Война и мир». На протяжении романа автор много размышляет об интересующих его Готовое сочинениех. В наше быстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо его колоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобы проникнуться «русским духом», патриотизмом, истинной народностью, а не той наносной суетой, которая так активно насаждается в последнее время различными источниками.
Философию Толстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа «Война и мир» приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться или не соглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам — читателям XXI. Но истинный художник, он предвидел изменения, грядущие во времени, и гениально сказал об этом. «Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого,— так и каждая личность носит в самом себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим… Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов». Разворачивая огромное полотно исторических событий 1805-1820, Толстой поначалу неспешно ведет рассказ, включая в повествование огромные пространства и бесчисленное количество героев. Главным историческим событием, 1812 годом, это неспешное повествованием заканчивается, и в эпилоге автор конкретно рассказывает о дальнейших судьбах своих любимых героев: Безуховых и Ростовых. Жизнь не останавливается, что бы ни происходило, и герои подчиняются течению времени, а не наоборот.
Жизнь намного мудрее, чем все рассуждения философов о ней. В эпилоге мы видим идеал женщины, созданный писателем. Княжна Мария и Наташа Ростова, некогда романтические девушки, становятся добрыми подругами мужей, верными наставницами детей, истинными ангелами-хранительницами семейного очага. Налет романтичности сошел, как ненужный, а осталась душевность, искренность, доброта. Они ограничиваются кругом семейных проблем, но исподволь влияют и на мужей. Так, Николай Ростов невольно смягчается под влиянием жены, становится терпимее к людским слабостям и несовершенствам. И когда все же «срывается», именно Мари помогает мужу обрести душевное равновесие. Но не только о ценностях семьи говорит Толстой, писатель рассказывает о тех политических изменениях, которые произошли в русском обществе после 1812 года. Толстой предполагал написать продолжение романа, где бы показал декабристское восстание. Можно предположить, что Пьер не остался бы в стороне от столь великих событий. А Наташа? Она последовала бы за мужем.
Но нам остаются только догадки и домыслы. А в эпилоге — конкретное описание семейного уклада людей первой четверти XIX века, их мысли, переживания, мечты и помыслы. Многое изменилось с тех пор, но неизменными остались патриотизм, трепетное отношение к Родине, непреходящая ценность семьи и воспитания детей. Рассуждая в эпопее о важных общественных проблемах и событиях, Толстой лишь в эпилоге приступает к тому идеалу, который видел в предназначении женщины — матери и хранительницы домашнего очага. Без него был бы понятен образ «опустившейся» Наташи, ее нежелание жить в свете. Л. Н. Толстой, нисколько не принижая ли женщины, высказывает свои взгляды на воспитание детей, тобовь, общественную роль человека в жизни страны.
В эпилоге повествование убыстряет свое течение, события концентрированы и даны автором в общем виде. Понимаешь, что дальше последует продолжение, жизнь не обрывается концом романа. Но писателю не удалось продолжить эпопею, осуществить задуманное. Эпилог к роману «Война и мир» явился не столько послесловием к произведению, сколько достойным завершением его, связующим с жизнью. Ибо герои, созданные фантазией художника, продолжают жить в нашей памяти.
Глава восемнадцатая
Тревожные слухи о ходе войны распространялись в Москве. 11 июля был получен манифест о воззвании к народу. В воскресный день Ростовы, как было принято поехали к обедне в домовую церковь Разумовских. И Наталья активно участвовала в произносимых молитвах, прося Бога научить и вразумить ее, как поступать, молясь даже за Анатоля как за врага, хотя он причинил ей столько зла. Она была в благоговении, взывая: «Боже, предаю себя Твоей воле». Неожиданно для прихожан «дьячок вынес скамеечку, ту самую, на которой читались коленопреклоненные молитвы в Троицын день, и поставил ее перед царскими дверьми». Оказалось, что из синода получили молитву о спасении России от нашествия вражеских полчищ. Эта молитва, произнесенная вслух священником, особенно подействовала на Наталью, и она взывала к Богу сердцем. Девушке казалось, что Он ее слышит.
Глава девятнадцатая
Пьера Безухова перестал мучить вопрос о тщетности жизни, он заменился другим – осознанием, что в сердце его, тайно от всех, зародилась любовь к Наталье Ростовой, и это приносило ощущение счастья. Перед тем воскресеньем, когда читали молитву, Безухов обещал Ростовым, что привезет воззвание к России, а также последние письма из армии. Когда письма были получены, среди них было то, которое писал Николай к семье, а также последние приказы по армии, где между известиями о раненых и награжденных Пьер увидел имя Николая Ростова, которому вручили Георгиевский крест 4-й степени за храбрость, проявленную на поле боя, и там же – сообщение о назначении Андрея Болконского командиром егерского полка. Письма были переправлены по назначению.
Глава двадцатая
В воскресенье Пьер Безухов приехал на обед к Ростовым. Хозяева встретили гостя приветливо, но сам он был немало удивлен, услышав голос Наташи, которая исполняла солфеджио в зале, ведь девушка не пела с тех пор, как заболела. Они разговорились, и Пьер был безмерно рад переменам к лучшему, которые произошли с Наташей. Девушка обрадовалась также тому, что ее брат Николай награжден Георгиевским крестом.
После обеда решили прочитать «Манифест». Воззвание к народу произвело большое впечатление на присутствующих, особенно на Петю Ростова, который во что бы то ни стало захотел служить в армии, защищая Отчизну.
Пьер Безухов, находясь у Ростовых, чувствовал взгляд Наташи, который смущал его, ведь, понимая, что влюблен, он не мог обнаружить свои чувства. Правильным в этой ситуации Пьер посчитал уехать домой и не посещать более дом Ростовых.
Вторая часть эпилога
Вторая часть посвящена рассуждениям автора об истории жизни человека и народа; что такое власть и она ли движет народами или существует иная сила, управляющая историей и о том, что приказывающий человек меньше всего участвует в событиях. Толстой упрекает историков в неверном указании истинных причин исторических событий, которые на самом деле не зависят от воли одной личности.
Заключение
Автор в эпилоге обобщает свои мысли о семейных ценностях, политических переменах тех десятилетий и философских размышлениях о нарядах и государствах. В нём читатель узнаёт конечный пункт духовного и нравственного становления главных героев, каждый из которых изменился во время событий романа.