Краткое содержание зелёная лампа александра грина

Анализ повести Грина «Алые паруса»

1. История создания произведения.

«Алые паруса»

— повесть, над которой Александр Грин трудился несколько лет. Первые записи по этому произведению датируются 1916 годом. На создание романтической истории юной девушки Ассоль и капитана Грея автора натолкнула увиденная им в витрине магазина игрушечная лодочка с белым шелковым парусом. Грин подумал, а что будет, если заменить цвет паруса, сделать его алым, таким ярким и ликующим? И вот уже писатель трудится над созданием своего замысла. Опубликованы «Алые паруса» в 1923 году, у них есть и адресат посвящения — вторая жена Грина, Нина.

2. Жанр произведения. Признаки жанра.

Жанр произведения – повесть-феерия. Докажем, что «Алые паруса» — повесть. Об этом свидетельствуют следующие характеристики: большой объем произведения, разветвленная система образов, несколько сюжетных линий. Признаки же, относящие данное произведение к феерии, таковы: торжество добра над злом, волшебные события, сказочные герои.

3. Название произведения и его смысл.

Алые паруса – символ мечты, надежды на ее исполнение. Традиционно паруса белого цвета, в этом же произведении они имеют свое особенное значение: победу добра надо злом, радость и ликование душ, обретших, наконец, счастье.

4. От чьего лица ведется повествование? Почему?

Повествование ведется от лица автора, именно из его уст мы и узнаем историю Ассоль. Создается такое впечатление, что эту историю Грин услышал от кого-то, а теперь передает ее нам, читателям.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Если говорить о теме этого произведения, то можно отметить несколько ее разветвлений: автор повествует о сбывшейся мечте, о жизненных перипетиях людей, не похожих на остальных, не таких, как все, отличных от толпы, о выборе жизненного пути.

Ну а главной проблемой этого произведения становится противостояние реальности и мечты и, соответственно, жителей Каперны и семьи Лонгрена, а точнее его мечтательной дочери Ассоль.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Повесть «Алые паруса» начинается с описания детства главной героини. Завязкой же сюжета является встреча девочки в восьмилетнем возрасте с собирателем сказок Эглем. Именно он делает предсказание, исполнения которого Ассоль ждет на протяжении всей своей юности.

Это же предсказание становится продолжением конфликта между жителями Каперны и семье Лонгрена. начат он был тогда, когда старый моряк не помог трактирщику Меннерсу, его лодку унесло в шторм в открытое море. Теперь же конфликт разыгрался с новой силой: Ассоль высмеивали, считали чудачкой, а некоторые попросту сумасшедшей.

Ключевые эпизоды повести: встреча с собирателем легенд, встреча Грея со спящей Ассоль, рассказ о девушке в трактире Меннерса, корабль с алыми парусами у берегов Каперны.

7. Система образов произведения.

Главные персонажи повести: мечтательная Ассоль

, воспитанная угрюмым и замкнутым отцом по имени Лонгрен, капитанАртур Грей , богатый наследник, получивший от родителей все, чего хотел, добившийся всех поставленных целей.

8. Композиция произведения.

Повесть состоит из семи глав, каждая из которых завершена и позволяет сделать определенные выводы.

9. Художественные средства, приемы, раскрывающие идею произведения.

Идею произведения мы видим в исполнении мечты. Автор показывает, как вера помогает, приводит к желаемому. И главным художественным средством, отражающим ее, становится символичный образ алых парусов.

10. Мое читательское восприятие произведения.

Повесть не оставляет равнодушным. Она позволяет понять, что исполнение мечты возможно, если сильно верить, ждать, не сомневаться и не обращать внимания на окружающих.

Главные герои

В произведении «Зелёная лампа» главными героями являются только два человека, а также имеется один второстепенный персонаж. Их характеристика:

  1. Джон Ив — в начале рассказа описан как плохо одетый человек 25 лет. Сирота родом из Ирландии, воспитанный в семье лесничего, человек с непростой судьбой, сменивший немало профессий (углекоп, матрос, слуга в трактире) и приехавший в Лондон попытать счастья, но столкнувшийся с безденежьем. Впоследствии он — образованный, талантливый хирург, серьёзный, высокий мужчина с грустным взглядом. Это упорный, способный, целеустремлённый человек, умеющий добиваться поставленных высот. Он добр и великодушен: к примеру, его доброта проявляется в том, что после всего он предлагает разорившемуся Стильтону работу в амбулатории.
  2. Стильтон — хорошо одетый высокий джентльмен 40 лет, холостой, хозяин торговых складов в Сити, владеющий состоянием в 20 миллионов фунтов. Пресыщен жизнью и развлечениями, которые можно купить за деньги, вёл праздный образ жизни. Считал себя человеком огромного воображения и фантазии, хотя на самом деле это было не так. Судя по всему, привык сорить деньгами. Глуп и циничен, поскольку позволял себе жестокие шутки над судьбой бедных людей, лишённые доброты и смысла. Главный аргумент, который он привёл, задумывая шутку с лампой, — «Игрушка из живого человека — самое сладкое кушанье». Можно сказать, что он беден духовно. Полностью разорившись, становится беден и в материальном плане, превращаясь в грязного, плохо одетого старика с измождённым лицом. Однако в итоге он всё же раскаивается.
  3. Реймер — друг Стильтона, богатый толстый джентльмен. Брезглив: называет лежащего на земле человека «падалью» и выдвигает предположение, что тот пьян или умер. Достаточно равнодушен и презрителен даже к задумкам своего приятеля. Однако не лишён рассудительности: называет Стильтона «дураком», не видя ничего весёлого в его игре с живым человеком.

Сюжет повести «Зеленая лампа» за 3 минуты

Краткое содержание «Зеленая лампа» Грин:

В Лондоне зимой 1920 года двое богатых приятелей средних лет, выйдя из фешенебельного ресторана, наткнулись на молодого бродягу. Он без чувств лежал на тротуаре.

Один из богачей, Стильтон, с любопытством разглядывал бедолагу, второй, Реймер, брезгливо предполагал, что парень мертвецки пьян или просто мертв. Но юноша не умер – с ним случился голодный обморок, о чем он слабым голосом и сообщил.

Между тем, Стильтону в голову пришла идея, которая казалась ему на редкость удачной шуткой: сделать из человека живую игрушку. Он усадил парня в экипаж, отвез в трактир, накормил и услышал его печальную, хотя и типичную для многих, историю. Джон Ив (так звали бедолагу) был ирландцем, сиротой, и до 15 лет жил на родине, в семье лесничего.

Когда лесничий умер, а дети его разъехались по миру в поисках своего счастья, Ив сам стал зарабатывать себе на жизнь. Трудился на ферме, был углекопом, матросом и слугой, а в 22 года, переболев воспалением легких, решил найти свое место под солнцем в Лондоне. За три года он впал в крайнюю нищету: работы было мало, а желающих работать – много.

Жизненный путь холостяка Стильтона был совсем другим, к сорока годам он изведал все удовольствия и сколотил состояние в 20 миллионов фунтов. В трактире он напустил на себя таинственный вид, отказался назвать свое имя, и предложил парню сделку.

Тот получит 10 фунтов в месяц, если снимет квартиру в центре города и будет каждый вечер, строго с 5 часов до полуночи, ставить на окно зажженную керосиновую лампу под зеленым абажуром.

Пока лампа будет гореть (год или гораздо больше лет), Джону запрещено покидать квартиру, принимать гостей. Стильтон даже намекнул, что однажды за эту услугу Джона озолотят некие люди, члены тайной организации, для которых свет лампы будет сигналом, знаком.

Следующим вечером Стильтон с Реймером пришли полюбоваться на болвана с лампой

Того, кто задешево продал себя, свое время, и думает, что участвует в каком-то важном деле. Человека, ставшего игрушкой в руках Стильтона

Через восемь лет в больницу для бедных доставили грязного старика, вопящего от нестерпимой боли. Он сломал ногу в каком-то притоне. Молодому хирургу пришлось ампутировать ему правую ногу. Врач (а это был Джон Ив) узнал в пациенте Стильтона. Парень не спился, и не сошел с ума у лампы, а стал врачом. А вот богачу изменила удача: три года назад он разорился.

Джон добросовестно зажигал лампу, увлекся чтением, взял в руки книжку по анатомии – и захотел пойти в медицину. В библиотеке ему объяснили, какие предметы нужно знать будущему врачу (от математики до латыни). Знакомый студент помог поступить в медицинский колледж. Правда, Джон со временем немного нарушил условие сделки: он уходил из дома по вечерам.

Однажды он даже столкнулся под окнами с самим уже разоренным Стильтоном. Тот бормотал о своем банкротстве и дураке, ради которого он выбросил на ветер кучу денег. Ив не ударил его, ведь эти фунты дали ему шанс купить учебники и попасть в любимую профессию. Спустя полтора года он осуществил свою мечту и стал студентом.

После его рассказа в Стильтоне проснулась совесть. Давно он не был под окнами дома, где горела лампа. Теперь ему казалось, что она все еще светит во тьме. Он попросил прощения у Джона, а тот предложил старому бродяге работу: записывать имена приходящих пациентов. Вот только пусть будет осторожнее на лестницах, и в темноте зажигает «хотя бы спичку».

Вывод:

Богач сделал добро нехотя, хотя имел для добрых дел все возможности. Зеленая лампа еще и символ надежды, веры в себя, людей и свое будущее. Издевательское обещание богача сбылось: герой был вознагражден за свою услугу. Хорошему человеку нужна лишь рука помощи, чтобы подняться.

Тема раскаяния, благодарности, награды даже за невольное добро, благородства, великодушия, прощения. Тема одиночества, эгоизма и впустую растраченной жизни. Каждый несет ответственность за свои поступки, за путь, который он выбирает. Нельзя играть человеческой судьбой. Деньги – преходящи, добро – вечно.

Мечты сбываются

30 предложений/ 409 слов

Повесть-феерия Александра Грина «Алые паруса» была написана в 1916-1922 годы и является наиболее известным произведением автора. А. С. Грин сам прожил нелегкую жизни и своей повестью хотел показать всепобеждающую силу мечты. Это произведение повествует о жизни девочки по имени Ассоль, которая с детства верила в мечту.

Она родилась и выросла в бедной семье в небольшой деревушке. Мать Ассоль умерла, когда девочка была совсем маленькой, поэтому она воспитывалась отцом, грозным и замкнутым Лонгреном. Лонгрен в прошлом был матросом огромного брига, на котором прослужил десять лет. После внезапной смерти жены он был вынужден оставить службу и заняться воспитанием дочери.

Ассоль росла впечатлительной и мечтательной девушкой с доброй душой. Они с отцом жили отчужденно и мало общались с односельчанами. Всему виной был один случай. Когда местного трактирщика на лодке унесло в море, его видел Лонгрен, но и пальцем не пошевелил, чтобы помочь. Перед смертью трактирщик рассказал всем о жестокости моряка, но умолчал о том, что сам когда-то не помог жене Лонгрена, которая нуждалась в деньгах и еде. Именно из-за этого бедняжка Мери отправилась в город заложить обручальное кольцо, а по дороге смертельно простудилась.

После этого все односельчане считали Лонгрена жестоким, а Ассоль и вовсе прослыла полоумной, после встречи с собирателем сказок по имени Эгль. Тот представился волшебником и рассказал восьмилетней девочке, что однажды за ней приедет красивый и отважный принц на белом корабле с алыми парусами. Ассоль поверила в эту историю и всегда знала, что так и будет. В деревне ее стали обзывать «Ассоль Корабельная» и подшучивать над ней. Однако она не отчаивалась и до конца верила в свою мечту.

Однажды в Лисс причалил корабль смелого моряка и капитана собственного судна Артура Грэя. Во время рыбалки у берегов Каперны Грэй наткнулся на спящую в кустах красавицу и влюбился в нее. В подарок он оставил на ее мизинце свое старинное кольцо. В таверне он узнал, что это Ассоль, которая все ждет своего принца на корабле с алыми парусами.

Тогда у Грэя созрел план воплотить мечту девушки. Увидев поутру кольцо на своем пальце, Ассоль уже догадывалась, что ее принц скоро появится. Так и получилось. Грэй украсил мачту своего корабля алым шелком, нанял бродячих музыкантов и предупредил свою команду, что намерен жениться на самой лучшей девушке, которая ждет его с самого детства.

На мой взгляд, своим произведением автор хотел сказать, что любому человеку нужна заветная мечта. Когда человек чего-то желает всем сердцем, то это обязательно сбывается. Более того, А. С. Грин хотел показать, что жить можно как в мире реальности, так и в мире мечты.

см. также:Другие сочинения по произведению Алые паруса, Грин

Темы и проблемы

Основные темы повести «Алые паруса» – это мечта, чудо, природа, выбор жизненного пути и судьба. Тематика произведения действительно фееричная.

  • Мечтами пронизано все произведение – это и грезы Ассоль, и грезы Грэя.
  • В повести основную роль играют невероятно живые пейзажи, в которых растения становятся друзьями. Природа утешает Ассоль, а море дарит ей надежду на перемены к лучшему.
  • Чудо обещает Эгль маленькой героине, чудо совершает Грэй, отдав служанке все свои сбережения для ее свадьбы и исполнив сказку для Ассоль.
  • Молодой человек сам выбирает свой жизненный путь, осознанно отказавшись быть просто знатным человеком. Девушка так же самостоятельно творит свою судьбу, выбрав жизнь в мечтах, а не прозябание среди злых, завистливых и пустых местных жителей. Странных, не похожих на окружавших их людей героев сводит фатум, и никто из них не сомневается в том, что так надо. Грэй влюбляется в спящую Ассоль и готов ради нее совершить чудо; Ассоль, увидев корабль с алыми парусами, уверена, что приплывший на нем принц сделает ее счастливой.

Грин затрагивает в своей повести многие проблемы: зло, месть, гнет общества и мнение посторонних людей. Проблематика произведения не сказочная, а социальная. Так, на протяжении всего произведения читатель видит, насколько мерзкие люди живут в Каперне:

  • никто не помог больной женщине с маленьким ребенком за просто так;
  • одинокого и горевавшего Лонгрена обходили стороной;
  • дети и взрослые издевались над маленькой Ассоль, потому что им нравилось думать, что они лучше нее.
  • Лонгрен не помог Меннерсу из мести, ведь тот требовал от его жены любви за деньги, и все сразу же забыли, каким лжецом был трактирщик и как сильно любил моряк свою Мери, и стали презирать вдовца. Нищий, не получив от Лонгрена табака, потому что тот не хотел будить уснувшую у него на руках Ассоль, рассказал местным о чуде, которое пообещал Ассоль волшебник, добавив, что отец и дочь сошли с ума. По его словам, Лонгрен даже гнался за ним и угрожал расправой.

Сюжет повести «Зеленая лампа» за 3 минуты

Краткое содержание «Зеленая лампа» Грин:

В Лондоне зимой 1920 года двое богатых приятелей средних лет, выйдя из фешенебельного ресторана, наткнулись на молодого бродягу. Он без чувств лежал на тротуаре.

Один из богачей, Стильтон, с любопытством разглядывал бедолагу, второй, Реймер, брезгливо предполагал, что парень мертвецки пьян или просто мертв. Но юноша не умер – с ним случился голодный обморок, о чем он слабым голосом и сообщил.

Между тем, Стильтону в голову пришла идея, которая казалась ему на редкость удачной шуткой: сделать из человека живую игрушку. Он усадил парня в экипаж, отвез в трактир, накормил и услышал его печальную, хотя и типичную для многих, историю. Джон Ив (так звали бедолагу) был ирландцем, сиротой, и до 15 лет жил на родине, в семье лесничего.

Когда лесничий умер, а дети его разъехались по миру в поисках своего счастья, Ив сам стал зарабатывать себе на жизнь. Трудился на ферме, был углекопом, матросом и слугой, а в 22 года, переболев воспалением легких, решил найти свое место под солнцем в Лондоне. За три года он впал в крайнюю нищету: работы было мало, а желающих работать – много.

Жизненный путь холостяка Стильтона был совсем другим, к сорока годам он изведал все удовольствия и сколотил состояние в 20 миллионов фунтов. В трактире он напустил на себя таинственный вид, отказался назвать свое имя, и предложил парню сделку.

Тот получит 10 фунтов в месяц, если снимет квартиру в центре города и будет каждый вечер, строго с 5 часов до полуночи, ставить на окно зажженную керосиновую лампу под зеленым абажуром.

Пока лампа будет гореть (год или гораздо больше лет), Джону запрещено покидать квартиру, принимать гостей. Стильтон даже намекнул, что однажды за эту услугу Джона озолотят некие люди, члены тайной организации, для которых свет лампы будет сигналом, знаком.

Следующим вечером Стильтон с Реймером пришли полюбоваться на болвана с лампой

Того, кто задешево продал себя, свое время, и думает, что участвует в каком-то важном деле. Человека, ставшего игрушкой в руках Стильтона

Через восемь лет в больницу для бедных доставили грязного старика, вопящего от нестерпимой боли. Он сломал ногу в каком-то притоне. Молодому хирургу пришлось ампутировать ему правую ногу. Врач (а это был Джон Ив) узнал в пациенте Стильтона. Парень не спился, и не сошел с ума у лампы, а стал врачом. А вот богачу изменила удача: три года назад он разорился.

Джон добросовестно зажигал лампу, увлекся чтением, взял в руки книжку по анатомии – и захотел пойти в медицину. В библиотеке ему объяснили, какие предметы нужно знать будущему врачу (от математики до латыни). Знакомый студент помог поступить в медицинский колледж. Правда, Джон со временем немного нарушил условие сделки: он уходил из дома по вечерам.

Однажды он даже столкнулся под окнами с самим уже разоренным Стильтоном. Тот бормотал о своем банкротстве и дураке, ради которого он выбросил на ветер кучу денег. Ив не ударил его, ведь эти фунты дали ему шанс купить учебники и попасть в любимую профессию. Спустя полтора года он осуществил свою мечту и стал студентом.

После его рассказа в Стильтоне проснулась совесть. Давно он не был под окнами дома, где горела лампа. Теперь ему казалось, что она все еще светит во тьме. Он попросил прощения у Джона, а тот предложил старому бродяге работу: записывать имена приходящих пациентов. Вот только пусть будет осторожнее на лестницах, и в темноте зажигает «хотя бы спичку».

Вывод:

Богач сделал добро нехотя, хотя имел для добрых дел все возможности. Зеленая лампа еще и символ надежды, веры в себя, людей и свое будущее. Издевательское обещание богача сбылось: герой был вознагражден за свою услугу. Хорошему человеку нужна лишь рука помощи, чтобы подняться.

Тема раскаяния, благодарности, награды даже за невольное добро, благородства, великодушия, прощения. Тема одиночества, эгоизма и впустую растраченной жизни. Каждый несет ответственность за свои поступки, за путь, который он выбирает. Нельзя играть человеческой судьбой. Деньги – преходящи, добро – вечно.

Сочинение о рассказе Грина

После прочтения произведения «Зеленая лампа» Александра Грина на душе остается осадок теплоты и добра. Казалось бы, такой небольшой рассказ, но в нем имеется уйма смысла.

Рассказ был написан автором в тяжелые для него времена, именно с себя он и взял образ для главного героя произведения, для Джона Ива. Вторым героем произведения является Стильтон, миллионер, который попробовал все, что можно купить за деньги и которому в жизни стало скучно.

Джон Ив простой работяга из Ирландии приехал в Лондон попытать здесь свое счастье. Но удача была не на его стороне, и ему пришлось слоняться по улицам.

В один из таких дней у Джона случился обморок, именно в этот момент его и находит Стильтон. Ему приходит в голову пошутить над бродягой, что он в итоге и делает еще, не зная, что все может обернуться не так как он задумал.

Миллионер Стильтон возомнивший себя человеком, который может купить все что угодно, покупает главного героя для того чтобы он зажигал зеленую лампу в определённом месте и в определенное время, обещая тому, что скоро к нему придут люди, которые сделают его богатым.

Стильтон, придумавший эту шутку, ожидал, что вскоре бродяга сойдет с ума или же просто сопьется, он принимает Джона лишь за игрушку в своих руках, даже не задумываясь, что это живой человек.

Два года Джон Ив выполнял все то что ему было велено, но так и не дождавшись никого он решил что-то предпринять и он начал читать книги, что привело к тому что Джон поступил в медицинский колледж и стал врачом. А Стильтон в это время разорился.

Грин в своем рассказе «Зеленая лампа» показал, к чему может привести материальный переизбыток и его утрата. Стильтон всю жизнь был богатым и успешным и не смог справиться с небольшими трудностями. Он опустил руки и даже не попытался что-то исправить в своей жизни, а лишь взялся за бутылку.

Джон же с раннего детства боролся, падая, всегда вставал и шел вперед к своей цели. Именно это и хотел донести автор до своих читателей, что никогда и не при каких обстоятельствах нельзя сдаваться, нужно идти, вперед преодолевая все трудности на своем пути.

Вывод

Мне нравится6Не нравится

Жанр и направление

Произведение «Алые паруса» относится к жанру «повесть-феерия». Произведение достаточно большое по объему, с несколькими сюжетными линиями и конфликтами и с довольно разветвленной системой сложных образов. Но почему Грин называл свою работу феерией? В некоторых источниках указывается, что феерия в литературе – это «использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста». Однако каких-либо магических черт в «Алых парусах» мы не видим. Феерия – это театральный жанр, который до сих пор популярен. Он отличается зрелищными визуальными эффектами, роскошными декорациями и совмещает в себе театральное и музыкальное искусства. Это напоминает сказку, которую создает Грэй для Ассоль – пышные алые паруса, оркестр на палубе, приодетые и ухоженные моряки. Возможно, называя свое произведение феерией, Грин имел в виду именно этот эпизод, выделяя его как основной и заключительный.

В повести «Алые паруса» прослеживаются два направления – символизм и неоромантизм. Символизм обозначен в системе образов произведения (алые паруса, туман в голове, ровная швейная строчка), а неоромантизм – в характеристике героев (их одиночество среди людей, близость к природе, особенно — к морю, их отчужденность и исключительные события, происходящие с ними). Благодаря этому сюжет как будто находится на стыке сказки и реальности.

Вариант 2

Жанровая направленность произведения представляет собой повесть в стиле феерии, раскрывающей несколько сюжетных мотивов с использованием разветвленной системы образов при достаточно объемном повествовании с включением волшебных событий, необычных сказочных образов.

Основной тематикой произведения является изображение сбывшейся человеческой заветной мечты, а также о необходимости правильного выбора жизненного пути.

Композиционная структура повести представляется в виде семи частей, каждая из которых содержит в своем повествовании какое-либо важное событие при расположении элементов сюжетной линии в правильной последовательности. При этом значимая роль отводится несюжетным элементам в виде описания пейзажей, изображения портретов

В экспозиции произведения рассказывается о семье главной героини, представленной в образе Ассоль, в завязке повести представляется сказочное предзнаменование, предсказанной девушке незнакомым мужчиной о ее встрече с прекрасным принцем. Развитие сюжетной линии изображается в виде мечты героини, а также описании истории Грэя. В развязке повествуется о встречи Грэя и Ассоль.

Отличительной особенностью повести является относительная завершенность каждой главы произведения, подталкивающей к конкретным выводам.

Главной героиней повести является девушка Ассоль, представленная в образе мечтательной особы, верящей собственным фантазиям, ожидающей встречи с прекрасным принцем на корабле, имеющим алые паруса.

Ключевым персонажем в произведении также является Грэй, изображенный автором в образе двадцатилетнего молодого человека, капитана собственного судна, выходца из состоятельной семьи, отличающегося целеустремленностью и отвагой, верящего в чудеса, как и Ассоль.

Своеобразием повести является использование автором в повествовании образа алых парусов, представленных ярким, образным, удивительным языком, символизирующих мечту, надежду, любовь, счастье, радость, победу добра над злом, помогающим раскрытию основной идеи произведения, заключающейся в сохранении светлой мечты вопреки жизненным обстоятельствам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: