Анализ №3
Мотив тоски и одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Он был младшим современником А. С. Пушкина, любил его творчество, учился на его произведениях. Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей. Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили. Яркими примерами этого могут служить стихотворения «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…», «Утес» и многие другие. Одним из самых запоминающихся является стихотворение «Тучи».
Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении.
За стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели великого Пушкина, которую он переживал, как смерть самого близкого человека, Лермонтов был отправлен на Кавказ к новому месту службы. На самом деле это была настоящая ссылка. Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству самого Бенкендорфа поэт возвращается в Петербург. Здесь он проведет два года и напишет лучшие свои произведения. Однако в скором времени за дуэль с сыном французского посла де Барантом вновь последовало наказание. Друзья поэта понимали, что это лишь повод отправить неугодного поэта из столицы. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы:
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же изгнанники С милого севера в сторону южную.
По свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники»: гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить. Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя. Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению».
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную». Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера»:
Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания», они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные».
Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании. И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания»! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую». В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли. Бабушка перевезла тело внука в Тарханы, где прошли недолгие счастливые годы детства поэта.
Отношение Пушкина к своим произведениям
Отзыв на стихотворение Пушкина «Узник» мало беспокоит поэта. По сведениям хорошо знавших его людей, Александр Сергеевич всегда оставался недоволен написанными произведениями. Как-то в беседе с Александрой Осиповной Смирновой-Россет Пушкин признался, что самые прекрасные стихи к нему являются во сне, но он их не успевает запомнить.
Поэт очень тщательно подбирал каждое слово, работая над своим произведением, как огранщик, осторожно и бережно шлифующий грани драгоценных камней. Но когда доводил его до совершенства, мало заботился о том, как оценят его произведение
Кроме того, по воспоминаниям той же Смирновой-Россет, Пушкин абсолютно не умел читать свои сочинения. В его исполнении оценить красоту стиха было невозможно. Со стороны казалось, что свое произведение успело ему изрядно надоесть.
Таков был в глазах своих современников Александр Сергеевич Пушкин — узник судьбы и обстоятельств.
Всего двенадцать строк, а сколько в них вложено смысла, чувств и недосказанности…
Риторические вопросы
Автор использует в обращении к тучам риторические вопросы. То есть, адресуя вопросы им, по сути, обращается к самому себе в произведении «Тучи» Лермонтов. Анализ особенностей этого приема помогает понять, для чего Михаил Юрьевич применяет его. Риторические вопросы, как известно, ответа не требуют
Они употребляются в речи для того, чтобы привлечь внимание, заострить тему. Символом одиночества становится емкий и точный образ небесных туч
Они символизируют неприкаянность, а также вечный поиск смысла жизни. Поэту благодаря данному образу удается точно передать в стихотворении мир собственных переживаний, страстей и сомнений.
На этом завершаем анализ стиха Лермонтова «Тучи». Михаил Юрьевич хотел нам сказать о том, что пороков у природы нет, в отличие от людей, у которых их множество. Тучи плывут над всей мирской суетой. Человеку, к сожалению, не дано стать столь же возвышенным, как они.
Литературные средства
Тема небольшого стихотворения «Узник» А.С.Пушкина – неволя, плен. Желание улететь, вырваться из клетки – основной лейтмотив.
Свобода, желание ее обрести скрыто за каждым словом, наружу прорываются лишь чувства. Само слово остается под запретом.
Олицетворение
Такие средства встречаются в конце: гуляет ветер. Можно ощутить дуновение свободного ветра, теплого и свежего, как дыхание природы. Вольный ветер как душа человека
рвется туда, где ей комфортно и легко.
Сравнение
Такой способ позволяет увидеть противоречие: клетка – воля, решетка – свобода
. «Вскормленный в неволе орел молодой» завидует тому, кто питается естественной пищей. Росли птицы по-разному, но желают одного: полета за тучи, за горы.
Эпитеты
Выражения помогают представить все состояние, которое стремится передать автор. Угрюмость, безрадостность существования подневольного человека
, состояние ограничения в свободе. Эпитеты:
- в темнице сырой;
- кровавая пища;
- орел молодой.
Птице нужна свобода, полет. Но и человек внутри птица. Он летает в мечтах, создает желания и невообразимые полеты мыслей.
Другими эпитетами в стихотворении «Узник»: «морские края» — передаются светлые мечты
, создается контраст с кровью и грустью начальных строк.
Недосказанность
Многоточие встречается в конце: «лишь ветер… да я!». Сложно и в то же время легко представить себя одного среди пустующего синего неба, где ветер гонит облака, освобождая места для полета человеческих мыслей.
вырваться из плена тягостного окружения. Тема стихотворения – свобода и огромное желание жить так, как хочет душа.
Россия хоть и признала Пушкина величайшим русским поэтом, но не вознесла его на мировой уровень, не отвоевала место рядом с Гомером, Шекспиром, Данте и Гете.
Жизнь и смерть поэта — самая горестная трагедия во всей истории России.
История создания
Анализ «Ангела» Лермонтова нужно начать со знакомства с историей, предшествовавшей его написанию. Она связана, возможно, с самым дорогим воспоминанием поэта, с его матерью. Матушки Михаила Юрьевича не стало, когда ему было всего три года. И одним из нежных и светлых воспоминаний о ней была колыбельная, которую она ему пела.
И 1831 году Лермонтов написал «Ангел». Тогда ему было всего 16 лет, но он смог создать удивительное по красоте и смыслу произведение. В основу стихотворения легла та самая колыбельная из детства, слова которой поэт уже тогда позабыл. Но то светлое чувство, связанное с ней, он помнил. Из колыбельной он позаимствовал размер, а сюжет уже придумал сам.
Предзнаменование
Предзнаменование — это когда автор косвенно намекает через такие вещи, как диалоги, описание или действия персонажей, — на то, что должно произойти позже в рассказе. Это устройство часто используется для придания напряженности повествованию.
Пример: Допустим, вы читаете художественный рассказ Амелии Эрхарт. Перед тем, как она сядет в свой (что мы знаем, как неудачно) полет на самолете, друг говорит ей: «Будь осторожен. Я бы не хотел, чтобы ты заблудился — или того хуже». Эта строка может быть примером предзнаменования, потому что она подразумевает, что с Эрхартом случится что-то плохое («или хуже»).
Настроение
Настроение — это общее чувство, которое писатель хочет, чтобы у аудитории было. Писатель может добиться этого с помощью описания, настройки, диалога и выбор слова.
Пример: Вот отрывок из J.R.R. Толкина Хоббит: «У него была идеально круглая дверь, похожая на иллюминатор, выкрашенная в зеленый цвет, с блестящей желтой латунной ручкой точно посередине. Дверь открывалась в зал в форме трубы, похожий на туннель: очень удобный туннель без дыма, с обшитыми панелями стенами, и полы, выложенные плиткой и коврами, снабженные полированными стульями и множеством крючков для шляп и пальто — хоббит любил посетителей ». В этом отрывке Толкин использует подробное описание декораций, чтобы создать уютное, успокаивающее настроение. Из надписи видно, что дом хоббита ухожен и спроектирован так, чтобы обеспечивать ему комфорт.
СПАДИЛО.РУ
Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном,
Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно; Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим!
Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края, Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»
Краткое содержание
Узник томился в темнице и вел наблюдение за орлом, который также являлся невольником. Птица была пленена клевала кровавую пищу по окну темницы. Герой сравнивал себя с орлом, который был вскормлен в темнице. Орла он называл своим товарищем.
Узник задумался о побеге. Ему показалось, что крылатый товарищ одобрил его намерения. Орлы являются вольными птицами. Поэтому орел желал, как и узник, совершить побег. Герой говорил, что орел взглядом и голосом призывал его вырваться из темницы.
Орел и узник рвались освободиться и отбыть на белую гору за тучей, к морю, туда, где бы они гуляли в компании свободного ветра.
История создания
Стихотворение «Узник» было написано А. С. Пушкиным в 1822 г. Ряд исследователей считает, что поводом к созданию могло стать посещение поэтом Кишиневского острога, во время которого один из заключенных рассказал ему о готовящемся побеге.
Смысл названия
Со службы в Кишиневе началась Южная ссылка Пушкина. Вдали от столичной жизни он чувствовал себя настоящим узником, положение которого можно сравнить с преступником, находящимся в тюрьме.
Главная тема произведения
Главная тема произведения — стремление к свободе.
В стихотворении просматривается явный намек на судьбу самого автора. В ряде других произведений этого периода он с горечью описывает ссылку, наложившую ограничения на его физическую свободу. Более того, слежка за Пушкиным имела целью ограничить и его творческую и духовную свободу.
При создании стихотворения Пушкину шел двадцать третий год, поэтому лирический герой — «вскормленный в неволе орел молодой». Его пытаются лишить самого лучшего и плодотворного периода жизни. Романтически настроенный поэт превыше всего ценил свободу, а его определили на место простого чиновника, от которого требовалось лишь неукоснительное исполнение распоряжений начальства. Правда Пушкин так и не смирился с назначением и всячески избегал возложенных на него обязанностей.
«Грустный товарищ» лирического героя символизирует оставшихся на родине близких друзей поэта. Его призыв «Давай улетим!», возможно, связан с планами Пушкина о побеге за границу, которые, к счастью для всей русской литературы, так и не были осуществлены.
«Вольные птицы» ассоциируются в стихотворении с истинными поэтами и писателями. Вдохновение может прийти к ним только в условиях абсолютной творческой свободы. Слепое следование любым цензурным требованиям и ограничениям превращают труд поэта в казенную однообразную работу, результат которой ничтожен.
Бескрайние воздушные просторы, «где синеют морские края», «гуляем лишь ветер… да я!», означают для автора необъятность творческой фантазии, которую невозможно заключить в узкие рамки.
Проблематика
Южная ссылка Пушкина стала результатом его первого столкновения с неумолимым и грозным политическим режимом. Вольнолюбивые стихотворения молодого поэта вызвали гнев императора и многих важных чиновников. До конца жизни Пушкину придется бороться с проблемой запрета или искажения его произведений.
Не исключено, что автор аллегорически коснулся и более серьезной проблемы: в условиях деспотического политического режима большинство заключенных невиновны. Отсутствие реальной свободы неизбежно толкает любого честного и справедливого человека на путь борьбы против произвола. В этом плане стихотворение «Узник» можно считать пророческим, так как до восстания декабристов оставалось всего лишь три года.
Размер, композиция и художественные средства выразительности
Стихотворение написано амфибрахием с парной рифмовкой. Оно состоит из трех строф, где последовательно описываются: заключение, призыв на волю и счастье на свободе.
Пушкин использует яркие эпитеты («сырой», «кровавую», «вольные»), олицетворения («грустный товарищ … задумал», «вымолвить хочет», «гуляем лишь ветер…»). Эмоциональное напряжение постепенно нарастает, особенно в финальном трехкратном лексическом повторе («туда, где…»).
Чему учит автор
Стихотворение «Узник» представляет собой своеобразный гимн свободе. Стремление к воле нельзя уничтожить. Человека можно посадить за решетку, но над его мечтами и надеждами на освобождение никто не властен.
«Приятные стихи, нечего сказать»
Александр Христофорович Бенкедорф, шеф жандармов, глава политического сыска империи, судя по всему, не слишком горел желанием заводить дело на Лермонтова.
Но тут светская сплетница Анна Хитрово на одном из приемов, сделав наивное выражение лица, поинтересовалась у Бенкедорфа: отчего это он не принимает мер по отношению к автору стихов, оскорбляющих весь высший свет и несправедливо обвиняющих знать в гибели Пушкина?
Деваться Бенкендорфу было некуда. Так появилось «Дело о непозволительных стихах, написанных корнетом лейб-гвардии гусарского полка Лермонтовым и о распространении оных губернским секретарем Раевским».
В записке Николаю I Бенкендорф писал: «Я уже имел честь сообщить вашему императорскому величеству, что я послал стихотворение гусарского офицера Лермонтова генералу Веймарну, дабы он допросил этого молодого человека и содержал его при Главном штабе без права сноситься с кем-либо извне, покуда власти не решат вопрос о его дальнейшей участи, и о взятии его бумаг как здесь, так и на квартире его в Царском Селе. Вступление к этому сочинению дерзко, а конец — бесстыдное вольнодумство, более чем преступное. По словам Лермонтова, эти стихи распространяются в городе одним из его товарищей, которого он не захотел назвать».
Император наложил резолюцию: «Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся ещё другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону».
Надо сказать, что Николаю I стихи попали не под заголовком «Смерть поэта», а с кем-то поставленным заглавием «Воззвание к революции». Император, хорошо помнивший 1825 год, понятно, восторга по этому поводу не испытал.
Лермонтова действительно освидетельствовали на предмет психического заболевания, но отклонений у него не нашли. Он поначалу наотрез отказывался называть имя человека, который распространял стихи. Затем Лермонтова разговорили, убеждая, что приятель не пострадает, а сам поэт, в случае запирательства, будет отдан в солдаты. Михаил Юрьевич сдался, решив, что бабушка, души не чаявшая во внуке, этого просто не переживет.
«Стоглав» и словарь вредных слов. Как в царской России развивалась цензура Подробнее
Художественные средства
Лермонтов написал стихотворение «Нищий» в возрасте 16 лет, но к этому времени он был достаточно образованным и начитанным молодым человеком. В произведении прослеживаются литературные ассоциации. Например, мотив осуждения бездушия молодых дам звучит в балладе Шиллера «Перчатка», перевод которой юный автор выполнил за год до написания «Нищего». Характер проповеди в христианской культуре не может не вызвать воспоминаний о Библии.
Для создания поэтических образов М.Ю. Лермонтов использует различные художественные средства. Для большей выразительности портрета нищего поэт использует эпитеты «иссохший, чуть живой», в его взгляде «живая мука». Относительно страдания лирического героя автор использует устойчивое выражение «горькие слёзы», часто используемое в лирике романтизма.
Основной приём этого стихотворения – параллелизм (обманутый нищий – отвергнутый влюблённый), на нём построено произведение.
История создания
Это стихотворение посвящено А. С. Пушкину, его трагической гибели. Оно было написано в январе 1837 года, спустя несколько дней после того, как Лермонтов узнал о злосчастной дуэли. Потрясённый трагедией, нелепой смертью великого человека, а также слухами, которыми полнились “обе столицы”, поэт пишет гневное, трогательное стихотворение, в котором обвиняет общество в потери бесценного для России поэта.
Оно молниеносно распространяется в высшем обществе, переписывается тысячью копий, передаётся из уст в уста, доходит до императора Николая I. Полная версия стихотворения, подаётся царю с вердиктом о революционной направленности произведения. Лермонтова берут под стражу, спустя некоторое время – ссылают на Кавказ за “непозволительные” стихи.
Популярность молодого поэта находится на пике, его цитируют, им восхищаются, литературные критики видят в нём гений не меньший, чем у Пушкина. Жаль, что тот, кому посвящено стихотворение, никогда о нём не узнает. Последние 16 строк поэт добавил в уже готовый стих, узнав о том, что общество одобряет действия Дантеса, защищает его, не понимая исторической сути потери. Впервые опубликовано стихотворение было за границей в Германии в 1852 году, на русском языке оно было напечатано без 16 последних стихов в 1858, полная версия – в 1860 году.
История создания
Стихотворение написано в 1838 году. В 1839 году оно опубликовано в “Отечественных записках”. Смерть А.С.Пушкина глубоко взволновала поэта, он продолжал тему поэта и его предназначения в стихотворении “Поэт”.
Ссылка на Кавказ не сломила поэта, к тому же он стал широко известен после гонений за произведение, посвящённое смерти Пушкина. К тому же знание оружия и военного дела сказывается в тексте, поэт как никто знал ценность и силу кинжала, который стал центральным образом в стихотворении. Год написания был сложным, как и вся короткая жизнь поэта.
Он продолжал отстаивать свои взгляды, боролся за свободу слова, искал вдохновение и смысл жизни. Он продолжает верить, что дар поэта не случаен, он дан не для забавы, а чтобы влиять на судьбы и события. Его тяготят запреты, преследования и рамки.
Обстоятельства, предшествовавшие написанию стихотворения
Стихотворение «Узник» Пушкин написал, будучи в Кишиневской ссылке. Немаловажную роль при этом сыграли жизненные обстоятельства, в которых оказался поэт.
1820 год. Коллежский секретарь А.С. Пушкин по надобности службы отправлен в Южный край России – так в подорожном листе, выданном поэту, значилась цель его поездки, на самом деле являвшейся ссылкой. За плечами остался Царскосельский лицей, служба в Коллегии иностранных дел и шумный Петербург с многочисленными друзьями. На новом месте Александр Пушкин служит мелким чиновником канцелярии и выполняет монотонную рутинную работу, угнетающую даже обычного человека, не говоря уже о такой выдающейся творческой личности, каковой являлся гениальный поэт.
Генерал Иван Никитич Инзов, его непосредственный начальник, понимал это и старался не сильно загружать поэта работой. Он относится к нему весьма благосклонно. Пушкина приняли и в аристократических кругах Кишинева. Иногда Александр Сергеевич позволял себе публично критиковать действия правительства и военных, но Инзов, по долгу службы вынужденный делать донесения на своих подчиненных, в докладах в Петербург указывал, что высказывания Пушкина носят подражательный характер и не являются его образом мышления. Было ли донесение такого характера следствием признания таланта и симпатии к А. С. Пушкну, или Инзов действительно так считал – останется тайной для потомков.
На поле Куликовом (Блок А.А.)
На поле Куликовом
Автор — Блок Александр Александрович 1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной — В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы — ночной и зарубежной — Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь…
И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль…
И нет конца! Мелькают версты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! 7 июня 1908
2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат…
На пути — горючий белый камень. За рекой — поганая орда. Светлый стяг над нашими полками Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою, Говорит мне друг: «Остри свой меч, Чтоб недаром биться с татарвою, За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена! 8 июня 1908
3
В ночь, когда Мамай залег с ордою Степи и мосты, В темном поле были мы с Тобою,- Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим, Средь ночных полей, Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей.
С полуночи тучей возносилась Княжеская рать, И вдали, вдали о стремя билась, Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы Реяли вдали. А над Русью тихие зарницы Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом Угрожал бедой, А Непрядва убралась туманом, Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей, Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу На стальном мече, Освежила пыльную кольчугу На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда. 14 июня 1908
4
Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали…
Умчались, пропали без вести Степных кобылиц табуны, Развязаны дикие страсти Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей, Я рыщу на белом коне… Встречаются вольные тучи Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моем, И падают светлые мысли, Сожженные темным огнем…
«Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи!» Вздымается конская грива… За ветром взывают мечи… 31 июля 1908
5
И мглою бед неотразимых Грядущий день заволокло. Вл. Соловьев
Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной, За разливающейся мглой Не слышно грома битвы чудной, Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.- Молись! 23 декабря 1908
1908
Анализ стихотворения №3
Стихотворение «Поэт» одно из ярких произведений в творчестве М.Ю. Лермонтова, оно было написано в 1838 году. Относится оно к гражданской лирике, в нем описаны личные переживания и стремления автора, здесь он представлен как главный герой. Как гражданина, Лермонтова волновала судьба своей страны, ее будущее и ее отношение к своим подданным, что привыкли уповать на оплот и защиту со стороны Отчизны.
Основной составляющей данного поэтического текста является его особенное композиционное построение, что помогает принять ему глубокую смысловую нагрузку. Первая часть стихотворения посвящена кинжалу, его описанию и предназначению. Судьба этого, некогда славного орудия, трагична. Погибает его владелец, тогда сам кинжал видится автору заброшенным и ненужным, пока не попадает на стену, и становится обычным украшением.
Вторая часть произведения более понятна в свете описания участи кинжала. Она посвящена поэту и его дальнейшей роли в жизни общества. Сравнивая былую славу могучих слов поэта, автор показывает, что современный поэт утратил свое назначенье и силу.
Эпитеты, точно справляются со своей ролью передавать тягостное настроение, сравнимое со смертью. Поэт мертв не физически, а духовно, он уже не служит той возвышенной цели, которая у него первоначально была. Мечтая о возрождении роли поэта, Лермонтов для усиления своих чувств, использует ряд ярких эпитетов и точных сравнений. В конце автор задает вопросы, которые смело можно назвать риторическими, и это дает возможность понять всю тщетность его желаний. Еще один прием использует поэт для того, чтобы ясно выказать свою обеспокоенность обсуждаемой в стихотворении темой, это – горький пафос.
Легкость и плавность речи Лермонтова достигается тем, что он написал свое произведение взлетающим ритмом ямба с изящным вкраплением пиррихия.
Основная идея
Анализируемое стихотворение очень метафорично. Оно отображает душевное состояние Александра Сергеевича Пушкина во время его южной ссылки. Сам поэт ощущал себя узником, который не мог вернуться в любимый город, встретиться с близкими и друзьями. Творец стремился выплеснуть все мысли и чувства на бумагу, тем самым облегчив свои душевные терзания.
В произведении Александр Сергеевич Пушкин говорит о том, что не нужно саму ограничивать себя, придумывать несуществующие рамки
Важно не забывать о надежде, не опускать руки, смерившись с печальной участью. Человеческие проблемы временны, они рано или поздно закончатся, перестанут нас волновать
Таков смысл стихотворения «Узник».
Главное никогда не сдаваться и помнить, что зачастую свобода — это лишь наше мировосприятие. За стенами темниц всегда существуют белые горы, морские края и вольный ветер. Мы должны стремиться к свободе, а не к жизни, полностью состоящей из ограничений. В этом главная мысль стихотворения «Узник».
Отмщение
Но Михаил Юрьевич Лермонтов не был тем всепрощающим человеком, который, отступая от своей цели, забывал о собственных обидах. Да, мстительность и решительность всегда присутствовали в его характере. Шанс отомстить ему все же в итоге подвернулся. Прошло время, около пяти лет. В 1835 году Сушкова созрела для романа с Лермонтовым, увидев его все таким же влюбленным и боготворящим ее. К тому времени он уже стал гусаром, более уверенным и смелым, умевшим ухаживать и дарить комплименты женщинам. Но теперь все это стало для него заманчивой и искусной игрой. Ему удалось влюбить в себя Екатерину Сушкову, расстроить ее свадьбу со своим другом Алексеем Лопухиным. Потом он прилюдно унизил ее и объявил, что она смешна и ему более неинтересна. Вот такая была месть за все то, что когда-то чуть не убило его и заставило сильно страдать.
Проблемы
Стоит уделить особое внимание и проблематике «Узника». Вы можете ознакомиться с основными проблемами, затронутыми автором в стихотворении
- Проблема принятия своей участи очень хорошо проиллюстрирована Александром Сергеевичем Пушкиным. Молодой орёл смирился со своей несвободой. Он сидит под окном лирического героя, а значит, спокойно может улететь на волю. Его не ограничивает клетка. Однако птица привыкла к заточению. Человек, наоборот, очень хочет сбежать, выбраться из своей «сырой темницы». Его бунтующий дух не может привыкнуть к заключению. Лирический субъект отказывается принимать сложившуюся ситуацию, в его сердце всё ещё теплится огонёк надежды.
- Проблема несоответствия реальной действительности и идеальной фантазии . В данном пункте речь пойдёт о романтическом двоемирии. Герой находится «в темнице сырой», однако он жаждет поскорее убежать, мечтает о воле, в своих мыслях представляя свободную стихию, ветер, высокие горы. То место, где лирический субъект находится в момент, показанный читателям в стихотворении, полностью отличается от его идеальной картины мира. Но данный факт лишь раззадоривает бунтующую душу персонажа, заставляет его мечтать и верить в лучшее.
Анализ стихотворения «Монолог» Лермонтова (сочинение)
После поражения восстания 14 декабря 1825 года горечь и разочарование надолго поселились в сердцах россиян. Надежд на благоприятные перемены в общественной жизни почти не осталось. Люди, ощущающие в себе необъятные силы, готовые к деятельности на благо Отечества, оказались лишними. Это настроение выражено в стихотворении Лермонтова «Монолог». «Из детских вырвавшись одежд», поэт испытывает острую потребность в действии. Однако в условиях реакции талант, знания, добрые намерения граждан остаются невостребованным.
Основная часть стихотворения написана белым стихом, что, на мой взгляд, наиболее соответствует его монологической форме. Настроение лирического героя выражено путём использования метафор и сравнений:
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветём недолго, быстро увядаем.
Основная метафора («дети севера») указывает, как мне кажется, на мироощущение гражданина, живущего в обществе, где царит произвол. Жизнь воспринимается лирическим героем в унылых тонах. Состояние безысходности, переживаемое лирическим героем и его современниками, усиливается посредством применения однородных синтаксических конструкций с повторяющимся союзом «и»:
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Заключительные строки «Монолога» Лермонтова написаны рифмованным стихом. Размеренная интонация сменяется сжатым, категоричным стилем. Темп стихотворения убыстряется к концу.
В целом своими мотивами стихотворение предваряет лермонтовскую «Думу», которая будет написана значительно позднее. Там также прозвучит разочарованность исходом событий 1825 года, получит отражение духовная опустошённость, присущая николаевскому времени. Первостепенное значение в этом стихотворении приобретает не мироощущение героя, а его отстранённый взгляд на судьбу своего поколения. И «Монолог», и «Дума» ценны для нас не только своими эстетическими достоинствами: оба эти стихотворения раскрывают историю эпохи.
Справедливо сказал В.Г. Белинский: «Лермонтов уникален своей трагичностью». Удивительна несовместимость его разочарованности и огромной любви к жизни, холодности ума и пылкости души.
Лермонтова не останавливает фатальное сознание обречённости. Фатализм Лермонтова особый — не исключающий, а включающий сомнение, которое не отменяет решительности. Поэт доказал своей жизнью, творчеством, что он не отверг возможности «употребить» с пользой для отечества свои «глубокие познанья, жажду славы, талант» и даже «пылкую любовь свободы».
Сопоставление
Сопоставление — это сравнение и противопоставление двух или более различных (обычно противоположных) идей, персонажей, предметов и т. Д. Этот литературный прием часто используется для помощи создавать более четкое представление о характеристиках одного объекта или идеи, сравнивая их с характеристиками другого.
Пример: Одним из самых известных литературных примеров сопоставления является вступительный отрывок из романа Чарльза Диккенса. Повесть о двух городах:
«Это были лучшие времена, это были худшие времена, это был век мудрости, это был век глупости, это была эпоха веры, это была эпоха недоверия, это было время Света, это была пора тьмы, это была весна надежды, это была зима отчаяния … «
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал»)
Стихотворение было написано в 1838 году. Здесь Лермонтов поднимает тему поэта и его предназначения. Он использует символ-иносказание для сравнения поэта с грозным некогда оружием.
Стихотворение отчетливо распадается на две части. В первой центральным образом является боевой кинжал. Он был снят отважным казаком с убитого господина, а затем стал предметом купли-продажи. В конце концов, кинжал превратился в игрушку с золотой отделкой. Такой кинжал безвреден, но и бесславен. Центральный образ второй части стихотворения — поэт. Его судьба подобна судьбе кинжала. В прошлом голос поэта звучал, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных». Но нынче поэзия также не выполняет свое предназначение. Лермонтов обвиняет своих современников-поэтов в том, что они отреклись от борьбы, от своей миссии, предпочитая «золотую отделку». В финальной строфе он обращается с вопросом к современным поэтам:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк,
Иль никогда, на голос мщенья
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья.