Машиностроение

Машиностроение в Центральном регионе России

Крупные машиностроительные комплексы изначально сложились в центральной части России. И сегодня машиностроение центрального региона лидирует по объему выпускаемой продукции и численности занятого в нем персонала. На предприятиях региона производиться около 41% всей машиностроительной продукции России.

Приоритетные направления в регионе получили авиастроение и ракетно-космическая отрасль, электронное машиностроение, производство железнодорожной техники, робототехника, оборонные заказы. Причем предприятия радиоэлектроники и приборостроения выпускают порядка 75% российских электронных изделий.

В сферах точного, тяжелого и среднего машиностроения выделяются заводы Московской области по производству всевозможного оборудования для нужд оборонного комплекса, а также:

  • кузнечно-прессового;
  • металлургического;
  • нефтехимического;
  • подъемно-транспортного.

Выпускаемая продукция разнообразна по номенклатуре: оборудование для транспорта, вагоностроения, горной металлургии, строительства, энергетики, сельского хозяйства, приборостроения. Это единственный регион, где выпускаются магистральные тепловозы.

Развитые машиностроительные комплексы функционируют в Тверской, Костромской, Рязанской, Тульской, Смоленской областях. Там налажен выпуск бурового, горно-рудного, дорожно-строительного оборудования, железнодорожной техники, развернуты сборочные производства автомобилестроения.

Белгородскую область характеризует котлостроение, производство оборудования для автотракторной аппаратуры, пищевой промышленности.

В Брянской области налажен выпуск дизельных агрегатов, тепловозов, дорожно-строительной техники.

Большая доля продукции машиностроения принадлежит Владимирской области. Здесь выпускаются трактора, тепловозы, экскаваторы, приборы точного машиностроения, большой ассортимент бытовой техники: мотоциклы, холодильники, телевизоры.

Воронежская область занимает нишу самолетостроения, в больших объемах выпускаются технологические установки для химической промышленности.

Ивановская область получила широкую известность благодаря выпуску разнообразной подъемной техники, автокранам, признанным на мировом рынке.

Орловская область специализируется на выпуске станков и механизмов для текстильной, пищевой, стекольной промышленности, налажен выпуск дорожной автотехники, вычислительных машин.

В сфере наукоемкого машиностроения явным лидером является Москва. Здесь сконцентрирован выпуск оборудования для аэрокосмической промышленности, автомобиле — и станкостроения, радиоэлектроники и приборостроения и много других более мелких специализированных производств.

Промышленные отрасли Урала

Отраслями рыночной специализации Уральского экономического района являются горнодобывающая промышленность, черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно – бумажная промышленность.

Важное значение имеет также производство строительных материалов ( цемента, строительного кирпича и др. )

Урал производит от 20 до 40 % общероссийского выпуска металлорежущих станков, экскаваторов, нефтеаппаратуры, химического оборудования и машин для сельского хозяйства, свыше 35 % чугуна, около 15 % деловой древесины и пиломатериалов, почти 20 % бумаги.

Топливная промышленность, электроэнергетика , пищевая и легкая промышленность, а также сельского хозяйство дополняет хозяйственный комплекс Урала.

Существенное влияние на формирование хозяйства Уральского экономического района оказывает его чрезвычайно выгодное экономико – географического положение. Урал занимает центральное положение в стране. Он входит в состав Западной экономической зоны России , граничит с районами Восточной зоны, отсюда – относительная близость к разнообразным минерально – сырьевым и топливно – энергетическим ресурсам Сибири, к рынкам сбыта готовой продукции, которая потребляется как в западной , так и в восточных районах страны.

Урал имеет важное значение как машиностроительная база освоения восточных районов. Благоприятное экономико – географическое положение Урала способствует повышению его роли в межрайонном территориальном разделении труда

Крупные предприятия Центрального экономического района

Машиносторение и металлообработка ЦЭР

  • Московский автозавод им. И. А. Лихачева (ЗИЛ)
  • Завод малолитражных автомобилей (АЗЛК)
  • Коломенский тепловозостроительный завод им. В.В. Куйбышева
  • Тверской машиностроительный завод
  • Красный пролетарий (производство станков полуавтоматических)
  • Завод им. С. Орджоникидзе (агрегатные станки)
  • Динамо, им. Владимира Ильича и Москабель (электротехника)
  • Завод им. А.В Ухтомского (сельхоз. машины)

Химическая промышленность ЦЭР

  • Физприбор, Манометр, Энергоприбор (часовые заводы)
  • Новомосковский химический комбинат
  • Щекинский химический комбинат
  • Дорогобужский завод
  • ПО “Минудобрения”

Агропромышленность ЦЭР

Представленные предприятия присутствуют во многих экономических районах, в том числе и в Центральном экономическом районе, среди многочисленных организаций, выделены самые крупнейшие.

  • АПХ Мираторг
  • ОАО Группа Черкизово
  • ОАО Эфко
  • ООО Группа компаний Русагро
  • ООО ГК Агро-Белогорье
  • ГК Продимекс
  • Агропромышленная группа Продо
  • ЗАО Приосколье
  • ОАО ОМПК
  • Агропромышленный холдинг «БЭЗРК-Белгранкорм»

Особенности развития

Машиностроение имеет ряд особенностей, которые влияют на размещение основных его производственных мощностей. На основании нижеперечисленных факторов и их сочетания производят классификацию данной сферы. Выделяют тяжелый, средний, общий машиностроительный комплекс.

Наукоемкость

Большие производства, выпускающие технологически сложную продукцию, размещаются вблизи крупных научно-образовательных центров. Это вызвано потребностью в квалифицированных кадрах, новых разработок в различных сферах промышленности. Например, в России основные наукоемкие производства находятся неподалеку Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга.

Трудоемкость

Для правильной организации производственного процесса на предприятиях машиностроительной отрасли необходимы квалифицированные кадры. Для выпуска большей части оборудования и машин необходимо затратить огромное количество рабочего времени.

Именно поэтому основные предприятия данной сферы преимущественно размещаются неподалеку крупных городов с большой концентрацией населения. При этом к используемым рабочим кадрам предъявляются высокие требования относительно их квалификации. Самая большая трудоемкость присуща следующим отраслям машиностроения:

  • станкостроение. Самые крупные предприятия размещаются неподалеку Москвы;
  • авиационная отрасль. Хорошо развита в Самаре, Казани;
  • производство электротехники. Крупнейшие предприятия находятся в Ульяновске, Новосибирске.

Металлоемкость

Все отрасли машиностроения являются потребителями огромного количества черных и цветных металлов. Поэтому заводы, которые особенно сильно нуждаются в этом ресурсе, тяготеют к крупным металлургическим базам. К самым большим металлоемким отраслям относят:

  • производство горно-шахтного оборудования;
  • металлургическая промышленность;
  • энергетическая сфера.

Наличие развитых транспортных узлов

Некоторые отрасли машиностроения при размещении своих производств ориентируются на возможность организации кооперирования. К таким сферам относят автомобилестроение. Основные его производства размещаются в Центре и Поволжье. Это вызвано тем, что выпускаемая продукция в виде автомобилей перевозится на большие расстояния и в разных направлениях. Поэтому данные предприятия находятся около крупных транспортных магистралей.

Потребитель продукции

Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются только на своих потребителей. Это вызвано сложностью перевозки изготовленного оборудования из-за их больших габаритов и значительного веса. Такую продукцию более выгодно производить непосредственно в регионе ее потребления.

Например, выпуск тракторов для транспортировки леса осуществляется только в Карелии. Производство комбайнов для переработки зерновых культур хорошо налажено на Северном Кавказе.

Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения

Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения входит в состав Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» и в Алтайский кластер аграрного машиностроения.

На заводе производится преимущественно почвообрабатывающая техника. На всех стадиях производства производится контроль качества выпускаемой продукции.

В организации постоянно приобретается новейшее оборудование и происходит модернизация производства.

Стоит отметить, что завод разрабатывает новые виды сельскохозяйственной техники в рамках программы импортозамещения. В ближайшее время планируется запуск посевного комплекса.

Инвестиционная привлекательность машиностроения России

Инвестиционная привлекательность предприятий машиностроения России является очень низкой. Это связано с резким снижением темпа развития во время кризисов, моральным и физическим износом оборудования, отсутствием перспективных научных разработок. Все представленные факторы негативно влияют на развитие экономики всей страны, которая пребывает в тесной взаимосвязи с машиностроением.

На сегодняшний день Россия занимает 30 место в мире по числу поданных заявок на патенты и 31 место по расходам на научно-исследовательские работы. Поэтому она находится позади многих стран мира.

Машиностроение в большой степени зависит от экономической конъюнктуры рынка. При снижении инвестиционной способности компаний, покупающих производимое отраслью оборудование, снижается производственные возможности всей промышленности. Поэтому данная отрасль сильно зависима от чередования периодов экономического роста и кризисов.

Другие особенности машиностроения России

Машиностроение имеет огромное значение в экономике России, а его эффективное функционирование обеспечивается наличием широкой сети межотраслевых и внутриотраслевых связей. При изучении данной сферы производства можно выделить следующие ее особенности:

Значение машиностроительный комплекс в Экономике России

  • на долю машиностроения приходится треть от всего объема производимой Россией продукции;
  • 40% промышленно-производственного персонала страны занято в данной сфере;
  • 25% основных производственных фондов приходится на долю машиностроения;
  • выпускаемая данной отраслью продукция отличается большим разнообразием.

Предприятия машиностроения распространены по всей территории страны. Данная отрасль представлена практически во всех регионах России. Только в одних она является ведущей, а в других функционирует для обеспечения исключительно внутренних потребностей.

Отрасли машиностроения

Машиностроение отличается большим отраслевым разнообразием. Для большего удобства принято выделять несколько основных его видов

:

  • Тяжелое машиностроение – занимается производством оборудования для металлургической и горнодобывающей промышленности, подъемно-транспортных механизмов, энергетических блоков.
  • Общее машиностроение – включает в себя все виды транспортного машиностроения, сельскохозяйственное машиностроение, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности (кроме пищевой и легкой).
  • Среднее машиностроение – занимается производством технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности. К этой отрасли принадлежит инструментальная промышленность, станкостроение.
  • Точное машиностроение – выпускает самую разнообразную продукцию электронной, радиотехнической, электротехнической промышленности.
  • Производство металлических заготовок и изделий (фурнитура, столовые приборы, скобяные и замочные изделия, проволока, крепеж, гвозди).

Рис. 2. Сельскохозяйственная продукция.

Восточная экономическая зона

Состав экономических районов РФ Востока представляет собой 3 района: Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. К общим чертам этих районов можно отнести обширную территорию с малым количеством населения; суровость природных условий, создающих трудности в освоении; большее значение водного и воздушного транспорта, на юге – железнодорожного; контрастность территории производства и его «сдвинутость» на юг; непомерный ресурсный потенциал, при этом его использование сегодня находится на сравнительно низком уровне.

Западно-Сибирский район является крупнейшим ресурсным центром, в особенности по уровню топливных ресурсов. Весь район по специализации хозяйства можно разделить на три составляющих части: «нефтяной центр», «угольно-машиностроительный и зерновой юг», «газовый север».

Восточно-Сибирский район. Основой экономического развития является выработка электроэнергии через ГЭС и тепловые предприятия, работающие на дешевом угле. Регион богат графитом, лесом, слюдой, асбестом. Выделяется т.н. «недоиспользованность» ресурсов по отношению к их использованию.

Дальневосточный район. Ведущими отраслями экономического развития здесь является горнодобывающая промышленность, следует подчеркнуть добычу алмазов в Якутии и золота; металлургия; машиностроение; рыбная и лесная промышленность; здесь расположены самые крупные порты РФ на Тихом океане – Южно-Сахалинск, Находка, Владивосток.

Экономические районы, федеральные округа РФ в Восточной экономической зоне имеют огромную территорию, при низкой численности населения, вероятно, это и есть причина низкого уровня использования богатейших ресурсов Зауралья.

Заводы сельскохозяйственного машиностроения и факторы их размещения

Предприятия сельскохозяйственного машиностроение располагаются в разных регионах страны. Посевные площади России масштабны, поэтому и предприятия сельхозмашин специфичны по своему географическому расположению.

Необходимо учитывать следующие факторы:

  • близкое расположение к источникам сырья;
  • хорошо развитая транспортная развязка;
  • потребительский спрос;
  • масштабность производства;
  • широта номенклатуры продукции;
  • параметры изделий;
  • трудоемкость процесса;
  • необходимость сообщения с другими предприятиями.

Таким образом, расположение заводов обуславливается малотранспортабельностью техники. Предприятия, производящие тракторы, комбайны и другую спецтехнику, расположены в районах определенной сельскохозяйственной специализации.

Зерноуборочные комбайны производятся на Северном Кавказе, в Сибири. В Центральном, Уральском, Волго-Вятском, Центрально-Черноземном, Поволжском районах производятся сельхозмашины различного назначения.

Центры машиностроения в России

Изначально выпуск оборудования для оснащения заводов черной металлургии и горной добычи осуществлялся промышленными предприятиями, сосредоточенными на Урале и в меньшей степени — в Сибири. Самым крупным заводом до 90-х годов ХХ века являлся «Уралмаш», построенный на территории города Екатеринбург. Предприятие специализировалось на производстве прокатных станов, шагающих экскаваторов, гидравлических прессов, бурового и другого оборудования. В настоящее время промышленный комплекс был поделен на несколько самостоятельных производственных объектов, которые выпускают продукцию в меньших объемах и менее разнообразную.

Большое влияние на развитие отрасли оказало энергетическое производство в Санкт-Петербурге. Электроэнергия в России вырабатывается по большей части с применением турбин и генераторов, которые были изготовлены на этих предприятиях.

К примеру, Ижорский завод производит технологическое оснащение для атомных электростанций. Судостроение еще со времен правления Петра I сосредоточено в Санкт-Петербурге. В данном регионе существует несколько судостроительных предприятий, которые выпускают, как правило, суда военного назначения. В городе Северодвинск Архангельской области изготавливают атомные подводные лодки. Нижний Новгород считается центром речного судостроения.

Свободным размещением по географии характеризуются менее металлоемкие отрасли машиностроения. К примеру, предприятия, специализирующиеся на производстве локомотивов, построены вблизи путей железнодорожного сообщения. Выпуск тепловозов характерен для Центрального района, а электровозы изготавливают в Новочеркасске. Тракторостроение, как отрасль машиностроения, получило развитие в начале 30-х годов ХХ столетия. Предприятия размещались в районах, где производилось зерно.

В связи с этим, первые тракторные заводы сосредоточены в степной зоне нашей страны, поблизости от металлургических баз, то есть в Челябинске и Вологде. В дальнейшем были основаны предприятия в Липецке, Владимире, Петрозаводске, выпускающие тракторы для лесного хозяйства, а также на территории Чебоксар, где производили тракторную технику для горной промышленности и строительства. Выпуск тракторов является специализацией Кировского завода в Санкт-Петербурге.

Предприятия сельскохозяйственного машиностроения, как правило, размещают в регионах потребления продукции.

Примечание

Статус крупнейшего в мире завода, специализирующегося на выпуске зерноуборочных комбайнов, длительное время сохранял за собой «Ростсельмаш», расположенный в Ростове-на-Дону. Годовые объемы производства предприятия достигали 90 тысяч единиц техники. В настоящее время данный показатель составляет несколько тысяч комбайнов в год.

Отрасль автомобилестроения претерпела существенные изменения. К примеру, был сокращен выпуск грузовых и легковых транспортных средств отечественных брендов в Москве, Ижевске, Нижнем Новгороде. Одновременно с этим, основано множество заводов, направлением деятельности которых является сборка автотранспорта из импортных комплектующих.

К таким предприятиям относят объекты в Таганроге (Ростовской области), Всеволожске (Ленинградской области), Санкт-Петербурге, Калуге и Калининграде. На территории Москвы неподалеку от заброшенных корпусов строго автозавода были возведены новые объекты предприятия «Автофрамос». Компания собирает автомобили «Рено». В перспективе такие производства должны перейти к использованию продукции отечественного изготовления взамен импортных комплектующих.

Общая картина производства легкового автомобильного транспорта в настоящее время складывается лучшим образом по сравнению с состоянием отрасли во времена СССР. Например, завод в Тольятти характеризуется относительно благоприятным положением, что обуславливает низкий процент сокращения производства.

С другой стороны, предприятие испытывает трудности в условиях конкуренции с зарубежными марками автомобилей российской сборки. Авиастроение в основном размещено вблизи крупных городов. В Центральной России это Москва, Воронеж, Нижний Новгород; в Поволжье — Казань, Ульяновск, Самара; в Сибири — Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ; на Дальнем Востоке — Комсомольск-на-Амуре (ведущее предприятие компании «Сухой») и Арсеньев.

Примечание

Развитие машиностроения представляет собой перспективное направление экономики и не предусматривает изоляцию от мирового рынка. Повышение качества продукции является оперативной реакцией на изменения в требованиях потребителей.

Машиностроение в Северо-Западном регионе России

Машиностроение, несомненно, является базовой отраслью экономики региона. Его вклад составляет примерно 25% всей выпускаемой в этом районе продукции и около 15% экспорта России.

В Северо-Западной зоне сконцентрированы все основные машиностроительные отрасли:

  • общее машиностроение;
  • среднее машиностроение;
  • тяжелое машиностроение.

Крупные промышленные предприятия сосредоточены в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях.

Среди развитых промышленных зон других городов несомненно выделяется Санкт-Петербург. В этом индустриальном центре сетью заводов представлено и приборостроение, и судостроение, и станкостроение, и выпуск изделий электроники.

В составе экспортного выпуска доминирует энергетическое и металлургическое оборудование, сельскохозяйственная техника.

Несмотря на эти достижения уровень развития машиностроения недостаточен. Анализ показывает, что для поступательного развития экономики, доля  продукции машиностроения должна быть более 38%, потому что именно через нее материализуется научно-технический потенциал остальных отраслей экономики. Этот подход, безусловно, распространяется и на другие регионы, учитывая масштабы нашего государства.

Проблемы отечественного машиностроения

Можно выделить следующие проблемы машиностроения, которые присущи в отечественной промышленности:

  • недостаточные темпы развития ведущих отраслей или в некоторых случаях даже их спад;
  • простои многих производственных линий, что вызвано разными причинами;
  • неправильная организация технологических связей;
  • из-за низкого контроля качества 20-30% производимой продукции нуждается в ремонте спустя год эксплуатации;
  • необходимость обеспечения ускоренного роста производственных мощностей станкостроения, приборостроения и электроники;
  • в мировом хозяйстве отечественное оборудование не занимает ведущих позиций из-за низкого качества;
  • недостаточные темпы обновления оборудования, что приводит к выпуску морально устаревшей продукции;
  • раньше большинство предприятий были ориентированы на обеспечение потребностей оборонной отрасли;
  • необходимость перепрофилирования крупных заводов;
  • потребность в устранении диспозиций для уравновешивания развития всех сфер машиностроения.

Состояние российского сельхозмашиностроения

Несмотря на сокращение общего числа тракторов, специалисты отмечают неплохой темп обновления парка сельхозмашин. Немаловажную роль в этом сыграли государственные программы развития аграрно-промышленного комплекса. Хотя уровень импорта сельхозтехники высок, отмечается рост выпуска отечественной продукции. Но не смотря на это главным преимуществом по-прежнему остается низкая стоимость, а вовсе не их технологичность.

Крупнейшим производителем сельхозтехники в России является «Ростсельмаш» и концерн «Тракторные заводы». Отличительной частью их является использование минимума импортных комплектующих.

В 2021 году было выпущено около 6,7 тысяч тракторов, и лишь половина из них была отечественными, 52% была собрана из импортных деталей.

Военно-промышленный комплекс

Урал всегда был опорой России. В 19 веке ижевские оружейники внесли огромный вклад в победу над Наполеоном. Во время Великой Отечественной войны регион разместил на своих территориях 40 % оборонных предприятий, в том числе эвакуированных из других округов: из Ленинградской области, Москвы, Поволжья, Воронежа.

Сегодня на Урале работает несколько десятков предприятий военно-промышленного комплекса. Крупнейшими и стратегически важными являются:

  1. Курганмашзавод.
  2. Уралвагонзавод.
  3. Уфимское моторостроительное объединение.
  4. Группа «Мотовилихинские заводы».
  5. Уральский оптико-механический завод.

Организации производят тяжелую и легкую бронетехнику, оборудование для авиации и морского вооружения, двигатели для истребителей серии СУ, прицельные системы, оптико-локационные станции, комплектующие для вертолетов.

Центры машиностроения в России

Машиностроительные центры нашей страны:

  • Москва. На её территории сосредоточены предприятия, производящие автомобили, станки, продукцию точечного машиностроения.
  • Санкт-Петербург. Город прославлен заводами, изготавливающими изделия космического, точного, тяжёлого, энергетического машиностроения. В силу своего географического расположения, северная столица обладает судостроительным производством и оборонными предприятиями.
  • Екатеринбург. Центр Урала – это мощнейшее сосредоточение тяжёлой промышленности и целого ряда организаций по выпуску станков.
  • Южные регионы. Астрахань, Краснодар, Ростов-на-Дону поставляют на рынок сельскохозяйственную технику: комбайны, трактора, агротехнические агрегаты.
  • Поволжье. Нижний Новгород, Казань, Ульяновск, Тольятти – известнейшие центры автомобилестроения.
  • Дальний Восток. Один из наиболее удалённых регионов страны активно развивает: лесозаготовительную отрасль (Хабаровск), производство энергетического оборудования (Комсомольск-на-Амуре), судостроение (Благовещенск).
  • Практически каждый большой (а иногда и средний) город в стране имеет машзавод или иное машиностроительное предприятие государственного значения.

Всего отрасль насчитывает 40 000 предприятий, из которых 2 000 – наиболее крупные. Структура машиностроения России включает в себя: 19 комплексов по различным направлениям, свыше 100 подотраслей и ряд отдельных предприятий узкого профиля.

Машиностроение

Принципы районирования

В настоящее время существует три основных принципа районирования территории России:

1.Экономический. Данное разделение специализирует отдельные части государства по принципам народного хозяйства. Исходя из экономических соображений, этот способ приводит к снижению затрат труда, а также других средств производства. При этом производство внутри взятого экономического района должно быть эффективнее, чем за его пределами, собственно для этого и производится специализация экономических районов РФ.

2.Национальный. Границы экономических районов РФ при этом очерчиваются исходя из национального состава и исторически сложившихся форм хозяйствования.

3. Административный. Этот принцип определяет единение территориальное устройство государства и экономическое районирование.

Выше перечисленные принципы районирования на сегодняшний день являются основополагающими в теории и практике экономической науки в области районирования.

Тяжелое машиностроение


металлоемкое машиностроение

Активное развитие этого вида в России началось еще в советские времена. В настоящее время 60 % всей производимой машиностроением продукции приходится на эту отрасль. Особенности производства заключаются как в функционировании предприятий полного цикла, так и использовании кооперирования предприятий. Заводы в основном ориентированы на наличие сырьевой базы. В некоторых случаях также на районы потребления.

Места размещения предприятий

К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

  • Центральный район.
  • Урал.
  • Сибирь.
  • Санкт-Петербург.

Горнодобывающее оборудование выпускают в основных угольных районах страны: на Урале (Екатеринбург, Копейск), Западной Сибири (Прокопьевск, Кемерово), Восточной Сибири (Черемхово, Красноярск).

Кузнечно-прессовое оборудование и тяжелые станки – специфический товар, который выпускают иногда даже штучно. Основное производство налажено в таких городах, как Екатеринбург, Воронеж, Коломна, Новосибирск.

Энергетическое оборудование не столько требовательно к базам сырья, сколько к профессиональной рабочей силе. Турбины и генераторы производят в Санкт-Петербурге и Новосибирске. Дизели для судов в Брянске, Хабаровске и все том же Санкт-Петербурге. Дизельное оборудование для тепловозов – в Пензе и Коломне.

На заводах региона Урал сосредоточено производство техники для добычи полезных ископаемых, оборудования для доменных печей. Это обусловлено острой необходимостью данной продукции в этом регионе.

Оборудование для газовой и нефтедобывающей промышленности по тем же причинам размещено в Поволжье.

Одна из старейших отраслей – железнодорожное машиностроение. Заводы по производству тепловозов сосредоточены в Брянске и Муроме, тепловозов – в Коломне и Санкт-Петербурге.

Крупнейший район судостроения – побережье Балтийского моря (Выборг, Калининград, Санкт-Петербург)

Таблица “Отрасли машиностроения”

Отрасль машиностроения

Продукция

Значение в хозяйстве

Транспортная

Автомобили, поезда, суда, самолеты

Обеспечивает перемещение пассажиров, сырья, товаров

Сельскохозяйственная

Тракторы, уборочные машины, сеялки

Обеспечивает сельскохозяйственные работы

Станкостроение

Деревообрабатывающие и металлорежущие станки

Обеспечивает работу металлургического производства, строительства, лесной промышленности

Приборостроение

Часы, измерительные и оптические приборы, оргтехника, средства обработки информации

Обеспечивает работу с точными вычислениями, техника широко используется в быту

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: