Электротехническая промышленность

Особенности и направления развития

Электроэнергия – это основа жизни современного общества. Даже незначительные перебои в электроснабжении показывают беспомощность нашего существования. Поэтому электротехнической отрасли, как и электроснабжающим организациям, отводится особое место в жизнедеятельности. Это говорит о высокой конъюнктуре рынка, о востребованности продукции. Развитие профильных компаний осуществляется по следующим направлениям:

  • Достижение эффекта масштаба с сохранением качественных характеристик. Низкая стоимость и хорошее качество – это основа завлечения иностранных и отечественных потребителей.
  • Энергосбережение. На текущий момент многие ученые, исследователи и практики отмечают, что производство электрической энергии, выработка большей мощности менее эффективны, чем энергосбережение. Это главный тренд отрасли, который предполагает создание более приемлемых материалов и изделий в разрезе снижения энергопотерь.
  • Структурная модернизация. Для реализации двух вышеназванных трендов требуется комплексное переоборудование, перестройка представленной сферы машиностроения. Большинство предприятий создавалось еще в советское время, что говорит о неполном использовании рыночных механизмов.

Что касается проблемных моментов, то здесь выделяется создание простой продукции электротехнического назначения. Релейная защита, элементы системы SmartGrid и прочие изделия создают лишь единицы. Тем не менее, современная отрасль способна не только работать на внутреннем, но и на внешнем рынке. Это подтверждается существенным количеством примеров.

Газовая промышленность

Газовое топливо обладает рядом положительных свойств: высокая теплотворная способность, транспортабельность, экологичность.

Это увеличивает процент его применения в коммунальном хозяйстве, индустрии, транспорте. Поэтому процент природного газа в мировой энергосистеме возрастает.

Главные газовые державы: Российская Федерация, США, страны Западной Азии и Северной Африки. Значительная часть мировых запасов газа сосредоточена в развивающихся странах, хотя в разработке газовых месторождений лидирую развитые страны.

20% добываемого топлива экспортируется. Газ перемещают по магистральным газопроводам или с помощью танкеров-газовозов сжиженного газа. Крупными поставщиками газового топлива в 2018 году стали Россия, Норвегия, Катар и США.

Основные факторы

Машиностроение — трудная отрасль производства, на успешную реализацию которой должны быть направлены усилия нескольких предприятий и тысяч обученных кадров.

При размещении завода учитываются такие факторы:

  • Наукоёмкость. Современные типы машиностроения опираются на производство сложных механизмов — электроники, радиотехники, приборных компонентов, прошивки. Для этого в составе технологического комплекса должны присутствовать квалифицированные научные кадры и соответствующее оборудование. Особенно это относится к авиакосмической, корабельной, военной сферам.
  • Трудоёмкость. Для строительства машины нужны рабочие — начиная от грузчиков и перевозчиков и заканчивая инженерами, калибровщиками, техниками. Потому заводы стоит размещать в районах с высокой плотностью населения и доступом к квалифицированным кадрам. Особенно это касается производства станков и приборов.
  • Кооперирование. Сложные механизмы состоят из десятков тысяч различных деталей, которые невозможно произвести на одном или нескольких заводах. Потому один из главных пунктов в таблице факторов размещения машиностроения — кооперация заводов, их взаимосвязь. Нередко предприятия строятся в непосредственной близости друг от друга, создавая целые экономические районы машинной промышленности.
  • Металлоёмкость. При производстве расходуется множество ресурсов, основной из которых — металл. Потому заводы стараются размещать рядом с металлургическими базами, карьерами, выплавляющими фабриками.
  • Потребительство. Специализации, работающие с крупными машинами (сельскохозяйственными компаниям, горным оборудованием, поездами), стараются строить предприятия неподалёку от районов-покупателей продукции. Этот фактор учитывается при размещении около 20% производственных мощностей.
  • Военно-стратегическая обстановка. Фактор важен только для заводов военного и оборонного машиностроения. Как правило, их размещают вдалеке от государственных границ. Доступ на предприятия или даже в прилегающие к ним города и районы может быть ограничен или закрыт для широкой публики.

Факторы, влияющие на размещение предприятий

На размещение большей части производственных мощностей влияет целый ряд особенностей и их сочетание:

  1. Кто является потребителем продукции.
  2. Расположение транспортных магистралей.
  3. Металлоемкость отрасли.
  4. Трудоемкость отрасли.
  5. Наукоемкость отрасли машиностроения.

Кто является потребителем продукции

Многие предприятия машиностроения производят свою продукцию под конкретного потребителя. В основном это касается оборудования, имеющего большой вес и значительные габариты, из-за чего его сложно перевозить на дальние расстояния. Поэтому таким предприятиям предпочтительнее производить свою продукцию рядом с ее потребителем, в одном регионе.

В качестве примера можно привести производство комбайнов для уборки зерна, которое сосредоточено на Северном Кавказе. А вот трактора, предназначенные для транспортировки леса, выпускают исключительно в Карелии, где сосредоточено лесозаготовительное производство.

Расположение транспортных магистралей

Такие машиностроительные отрасли как автомобилестроение не могут располагаться рядом с потребителем, потому что потребители этого вида продукции рассредоточены по всей территории нашей большой страны.

В то же время особенности автомобильной промышленности, предполагающие процессы кооперации между производителями, вынуждают налаживать производство в нескольких крупных центрах, находящихся рядом с развитыми транспортными узлами.

По этой причине производство автомобилей сосредоточено в Поволжье и Центре РФ, где расположено множество транспортных магистралей, позволяющих перевозить выпускаемую продукцию на любые расстояния в любых направлениях.

Металлоемкость отрасли

Самыми металлоемкими предприятиями машиностроения традиционно считаются заводы, выпускающие оборудование для сферы энергетики, а также горно-шахтное и металлургическое оборудование. Их производство требует наличия в качестве сырья большого количества металла.

Поэтому заводы тяжелого машиностроения находятся рядом с крупными металлургическими базами — на Урале (в Екатеринбурге) и в Сибири (в Красноярске и Иркутске).

Трудоемкость отрасли

Большинство предприятий машиностроительной отрасли требует наличия квалифицированных кадров — как рабочих, так и инженерно-технических работников. Для производства техники необходимо затратить большое количество трудовых часов (то есть требуется большое количество трудовых кадров).

Именно поэтому важно сосредотачивать наиболее трудоемкие отрасли машиностроительных комплексов в регионах, где традиционно присутствует большая плотность населения, и где достаточно кадров, имеющих высокую квалификацию. К самым трудоемким отраслям относят:

  • производство электротехнического оборудования (крупные центры расположены в Новосибирске и Ульяновске);
  • авиационное машиностроение (представители авиационной отрасли — Казань и Самара);
  • станкостроение (крупнейшие предприятия располагаются в Подмосковье).

Наукоемкость отрасли машиностроения

Одним из определяющих факторов расположения предприятий машиностроительной промышленности является ориентация на научный потенциал.

Поэтому производства, завязанные на выпуск высокотехнологичной продукции (такие отрасли, как атомная и авиакосмическая промышленность, радиотехника, электроника), сконцентрированы в районах и центрах, где высоко развита научная база: опытные заводы, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты и центры.

Это связано с острой потребностью в высококвалифицированных инженерно-технических кадрах и в научных разработках. Большинство наукоемких производств на территории РФ сосредоточено в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске.

Во многом с указанными тенденциями размещения и развития предприятий связаны такие факторы, как кооперация и специализация.

Специализация делает возможным привлечение на предприятие эффективного и мощного оборудования, тем самым обеспечивая автоматизацию производственных процессов.

Специализация делится на:

  1. Технологическая специализация — дает возможность выполнять серию определенных технологических операций либо выпускать полуфабрикаты.
  2. Предметная специализация — позволяет выпускать определенные разновидности готовой продукции.
  3. Детальная специализация — допускает возможность выпускать конкретные детали для определенного оборудования.

Специализация неотделима от кооперации.

Определение

Кооперация — объединение нескольких предприятий с целью выпуска какого-то конкретного конечного продукта.

Для таких предприятий экономически выгодно размещаться недалеко друг от друга.

Электроэнергетика

Данный вид промышленности обеспечивает электрической энергией другие отрасли хозяйства. Её роль особенно значима для новых и новейших областей индустрии.

Электроэнергия вырабатывается всеми государствами, но больше половины всей электроэнергии производят — страны Северной Америки, РФ, Япония, Германия, КНР. Индекс энергообеспеченности страны — объем ее выработки на душу населения. Высокие показатели у Норвегии, Канады, Швеции и США. Наименьшие — в африканских государствах и Индии.

Традиционно электроэнергии вырабатывают станции трех видов: тепловая, водная и атомная. ТЭС преобладают в Голландии, Польше, ЮАР, Румынии, Китае, Мексики, Италии. ГЭС распространены в Норвегии, Бразилии, Канаде, Албании, Эфиопии. Львиную долю энергии на АЭС вырабатывают во Франции, Бельгии, КНДР, Скандинавии, Испании.

Основные проблемы электроэнергетики:

  • сокращение и удорожание первичных энергоресурсов;
  • повреждение почвы и естественных ландшафтов при добыче топлива;
  • ТЭС загрязняют атмосферу и изменяют ее состав;
  • строительство ГЭС изменяет микроклимат территории;
  • АЭС приводят к захоронению радиоактивных отходов.

Главное решение проблем — поиск и использование альтернативных источников энергии. Геотермальная, приливная, солнечная и ветровая уже используются в Исландии, Италии, Франции, Венгрии, Японии, США, Испании, РФ, Китае, Канаде, Дании, Швеция, Германия, Англии, Голландии.

Проблемы отечественного машиностроения

Российской промышленности присущ ряд проблем, главные из которых перечислены ниже:

Недостаточное развитие наукоемкого машиностроения и переизбыток металлоемкого

Следует в первую очередь уделять внимание развитию наукоемких отраслей.
В связи с возникшим перекосом в сторону отдельных направлений машиностроения, необходимо уравновесить развитие всех сфер отрасли.
Основная задача — перепрофилирование крупных предприятий с учетом современных тенденций и сложившихся обстоятельств в рыночной среде.
Многие предприятия были ориентированы на развитие военно-промышленного комплекса. Требуется частично переориентировать их на гражданскую промышленность, произвести конверсию предприятий.
Выпуск морально устаревшей продукции из-за низких темпов обновления оборудования, его износа

Стоит задача по ускорению темпов его замены на новое.
Низкое качество отечественного оборудования не дает возможности занять лидирующие позиции в Европе и на международном рынке.
Зависимость от импорта оборудования из-за низкого качества, произведенного в РФ. Необходимо уменьшить зависимость машиностроительных отраслей от поставок импортного оборудования.
Машиностроительная продукция российского производства уступает импортной по техническому уровню и надежности (особенно это касается товаров массового потребительского спроса). Это сказывается на ее низкой конкурентоспособности. Стоит задача по повышению уровня конкурентоспособности отечественной продукции.
Производственные мощности таких отраслей как электроника, приборостроение, станкостроение растут недостаточно быстро. В перспективе — обеспечить ускорение их роста.
Отсутствует должный контроль за качеством продукции, из-за чего уже через год требуется наладка и ремонт части оборудования.
Недостаточно высокое качество поставляемого отечественного металла. Необходимо добиваться повышения качества российского сырья (металла).
Низкая эффективность производственной кооперации. Не отлажена на должном уровне организация технологических связей.
Использование устаревших технологий. Необходимость модернизировать производственные процессы.
Неэффективное использование многих производственных линий из-за их простоя.
Спад, либо низкие темпы развития ведущих отраслей машиностроения.
Нехватка финансирования для проведения полной программы преобразований стратегического характера (из-за низкой инвестиционной и кредитной привлекательности отечественных машиностроительных предприятий).
Острая нехватка квалифицированных кадров.

Примечание

Причиной многих из проблем машиностроения является сильный спад производства в этой отрасли после распада Советского Союза. Это объясняется разрывом налаженных производственных связей между предприятиями бывшего СССР.

Резкое снижение темпов развития производства из-за кризисов, недостаточное количество научно-технических инновационных разработок, износ оборудования (как физический, так и моральный) не способствуют повышению инвестиционной привлекательности российских машиностроительных предприятий.

Кроме того, на производственные способности машиностроительной промышленности сильно влияет покупательная способность компаний-потребителей продукции. А она, в свою очередь, также зависит от инвестиций и экономической конъюнктуры рынка.

Принципы размещения предприятий

Предприятия строятся на планово-научной основе. Проектирование заводов предопределено рядом факторов, каждый из которых устанавливает свои условно-территориальные ограничения по размещению промпредприятий. Их характеристики сведены в таблицу:

Факторы размещения Характеристика фактора
1. Сырьевой Тракторные машины относятся к металлоёмкой продукции, поэтому заводы целесообразно располагать вблизи металлургических комплексов.
2. Потребительский Номенклатура тракторной техники разнообразна, в зависимости от экономической ориентации района организуются производства: в степных районах — сельскохозяйственной техники, в лесозаготавливающих — тяжёлых тракторов.
3. Интеллектуальный Для выпуска современной конкурентоспособной техники большое значение имеет близость специализированных научно-исследовательских институтов и учебных заведений для подготовки квалифицированных кадров.
4. Транспортный Тракторная техника громоздка, сложна в транспортировке, предприятия удобнее располагать вблизи транспортных сетей.
5. Трудоресурсный Машиностроительные заводы по выпуску тракторов построены по универсальному принципу. Помимо основного, развиты вспомогательные производства: заготовительное, инструментальное, кузнечно- прессовое. Численность персонала достигает нескольких тысяч человек, многие предприятия являются градообразующими.

Главным фактором размещения станкостроения является интеллектуальный. Специфика производства требует наиболее квалифицированных инженерно-технических и рабочих кадров, высокий уровень технологической оснащённости, тесный контакт с научной базой. Соответствие местоположения промышленных комплексов факторам создаёт предпосылки для планомерного развития.

Становление тракторостроительной отрасли

Датой рождения отрасли принято считать 1923 год, когда из ворот петроградского завода вышла первая серийная машина. Позже, в годы индустриализации в Советском Союзе, заработали крупные тракторные заводы в городах: Челябинске, Сталинграде, Харькове. Начавшаяся война заставила перепрофилироваться на выпуск военной техники.

Восстановительный период

После Великой Отечественной войны тракторостроение получило дополнительное развитие: производство различных моделей тракторов было налажено на Урале, в Сибири, во многих советских республиках.

Машиностроительный комплекс: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития

Машиностроительный комплекс — совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины и механизмы. В состав машиностроительного комплекса входит более 70 отраслей. Это, прежде всего электротехника и приборостроение, станкостроение и инструментальная промышленность, сельскохозяйственное и строительно-дорожное машиностроение.

Машиностроительное производство имеет ряд особенностей, которые влияют на его размещение.

Во-первых, в машиностроении широко развиты специализация (сосредоточение предприятия на выпуске одного или нескольких видов продукции) и кооперирование (форма организации производства, при которой в производстве готовой продукции участвует несколько предприятий).

Например, автомобильный завод выпускает один вид продукции — автомобили, а детали и узлы получает от других предприятий, число которых может быть значительным. Поэтому многие отрасли машиностроения размещаются в районах, где хорошо развита транспортная сеть — Центральная Россия, Поволжье.

Таким образом, транспортный фактор — важнейший для размещения машиностроения.

Военно-стратегический фактор определяет размещение предприятий, выпускающих оборонную продукцию. Они удалены от границ, многие расположены в так называемых «закрытых» городах (Саров, Новоуральск, Снежинск и др.), либо размещены вблизи военных баз.

Производство многих видов машин требует больших затрат труда людей, высокой квалификации рабочих. Особенно трудоёмки — приборостроение, станкостроение. Они тяготеют к районам с высокой концентрацией населения — Москва, Воронеж, Пенза, Рязань.

Металлоёмкость определяет размещение предприятий тяжёлого машиностроения, продукция которых требует много металла (производство энергетического, металлургического оборудования). Такие предприятия ориентируются либо на крупную металлургическую базу, например —Урал — Екатеринбург, Сибирь — Иркутск, Красноярск. Либо на привозное сырьё, например — Санкт-Петербург.

Машиностроение развито во всех районах страны, но специализация его различна.

Машиностроение — ведущая отрасль материального производства, оно обеспечивает машинами и механизмами другие отрасли, тем самым, обеспечивая прогресс в хозяйстве страны в целом.

Но на сегодняшний момент российское машиностроение находится в состоянии кризиса, развиваясь низкими темпами, оно не может обеспечить прогресс других отраслей. Происходит отставание в гражданском секторе машиностроения, низкие темпы обновления оборудования, а на устаревшем оборудовании нельзя создать конкурентно способную технику.

Перспективными направлениями в машиностроении является — развитие наукоёмких производств, выпуск качественных потребительских товаров, демонополизация и установление новых хозяйственных взаимосвязей.

Лёгкая промышленность

Лёгкая промышленность состоит из 30 крупных областей, которые объединяются в группы: 

  • первичная переработка сырья; 
  • текстильная промышленность;
  • швейная промышленность; 
  • обувная промышленность. 

Места расположения легкой промышленности определяют сырьё и потребитель.

Текстильная индустрия распространенна по всему миру. Больше всего хлопчатобумажных тканей производят КНР, Индия, РФ. В изготовлении синтетических тканей лидируют США, Индия, Япония. В производстве шёлковых тканей доминируют США, Япония, Китай, а шерстяных — Россия, Италия.

На мировой рынок поступают ткани, изготовленные в развивающихся странах, где есть дешевая рабочая сила. Главные экспортёры — Гонконг, Пакистан, Индия, Египет, Бразилия. 

В развитии мировой лёгкой промышленности установились тенденции к: сокращению производства тканей из химических волокон; увеличению роли развивающихся стран в производстве текстиля; расширению ассортимента выпускаемой продукции. 

В современной промышленности динамично развиваются наукоемкие производства, связанные с машиностроением и химической индустрией.

Экономически развитые страны доминируют в выпуске продукции наукоемких отраслей, а в развивающихся государствах преобладают отрасли горнодобывающей, нефтеперерабатывающей, легкой и пищевой промышленности. 

Смотри также

Мировое хозяйство:

  • География мировой торговли и туризма
  • География основных международных экономических и политических организаций
  • География основных отраслей сельского хозяйства мира
  • Международное географическое разделение труда
  • Основные этапы формирования мирового хозяйства

Проблемы машиностроения России

Проблемы российского машиностроения

Отрасли машиностроения значительно пострадали от экономического кризиса, возникшего вследствие возросшей в 1990 годы конкуренции зарубежных производств, резкого сужения рынков сбыта продукции, износа оборудования.

Особенно сократилось производство сельскохозяйственной техники, выпуск станков, продукции точного машиностроения.

Сейчас положение изменяется в лучшую сторону. Привлекаются инвестиции, началось строительство новых заводов, реконструкция действующих предприятий. Связи между производителями постепенно налаживаются.

Электроэнергетика

Электроэнергетика – это отрасль топливно-энергетического комплекса (ТЭК), которая занимается производством электроэнергии, ее транспортировкой и распределением. От уровня ее развития зависит все народное хозяйство страны.

Данная отрасль энергетики считается важной, так как у нее большие преимущества относительно других видов энергии, а именно: распределение между потребителями, ее легко транспортировать на большие расстояния и превращать в другую энергию (тепловую, механическую, световую, химическую и др.). Отличительная черта электрической энергии – это ее одновременность в генерации и потреблении энергии, так как по сетям электрический ток распространяется почти со скоростью света

Генерация электроэнергии — это процесс, при котором различные виды энергии преобразовываются в электрическую энергию. Это происходит на электростанциях.

Топливо Факторы размещения Особенности электростанций
положительные отрицательные
Тепловые электростанции
Разные виды: природный газ, мазут, уголь, торф. Топливо и потребитель. Строятся быстро и дешево в разных районах; используют разные виды топлива. Используют невозобновимые энергетические ресурсы, выбрасывают твердые и газообразные отходы.
Гидроэлектростанции
Энергия воды. Крупные реки, малообжитые районы. Низкая себестоимость энерги.и Долго строятся — 20 лет. Затапливают речные долины – ценные Земли. Зарегулируют сток рек. Вода после турбин мертвая, нарушена миграция рыб. Изменен климат территории.
Атомные электростанции
Ядерное топливо: уран, плутоний, торий (Энергия 1 кг ядерного топлива = Энергии 3000 т каменного угля). Потребитель. Энергия стоит дешевле, чем на ТЭС. Не зависит от источников ресурсов. Строятся долго, дорогое оборудование. Радиоактивное загрязнение при аварии, проблема хранения и переработки отходов.

Альтернативные источники энергии

Название Факторы размещения Особенности электростанций
положительные отрицательные
Геотермальная – энергия горячих источников планеты В сейсмически активных районах Земли Неисчерпаема и независима от времени суток и времени года, экологически чистая. Возможно оседание грунта и пробуждение сейсмической активности. Выходящие из-под земли газы создают в окрестностях шум и могут, содержать отравляющие вещества.
Солнечная – электромагнитное излучение Солнца Повсеместно, но выгоднее в южных районах страны, на открытых пространствах Неисчерпаема и постоянна, доступна в любой точке, бесшумность, экологическая чистота. Непостоянство солнечного света. Нужны большие площади для строительства. Применяются дорогостоящие и редкие компоненты.
Ветряная – кинетическая энергия ветра Повсеместно, но выгоднее на открытых ветряных местах Неисчерпаема и постоянна, не загрязняет атмосферу вредными выбросами, занимает мало места, удобно строить в удаленных местах. Сила ветра переменчива. Перед строительством ВЭС необходимо разработать карту ветров. Производят много шума, поэтому их строят вдали от мест проживания людей.
Приливные — движение воды в океанах и морях Морские побережья, где высоки суточные колебания уровня воды Неисчерпаема и постоянна, не загрязняет атмосферу и почву вредными выбросами. Дорогое строительство, могут оказывать негативное влияние на морскую флору и фауну. Создается водохранилище вне естественных границ.

Электростанции России

  • Мутновская ГеоЭС — геотермальная электростанция, на западном побережье Камчатки, вблизи села Паужетка, рядом с вулканом Камбальный. Фото с сайта: http://www.photokamchatka.ru.

  • Сакмарская ТЭЦ — расположена в Оренбурге. Теплоэлектроцентра́ль — разновидность ТЭС, которая производит электроэнергию и тепловую энергию в виде пара и горячей воды. Фото с сайта: http://cs607818.vk.me.

  • Саяно-Шушенская ГЭС — крупнейшая по мощности в России и 9-я  в мире, расположена на реке Енисей, на границе Красноярского края и Хакасией.  Фото с сайта: http://old.khakassia.travel.

  • Балаковская АЭС — крупнейшая атомная электростанция, расположена в Саратовской области. Начало ввода в эксплуатацию в мае 1986 года. Фото с сайта: http://dic.academic.ru.

  • Кислогубская ПЭС — единственная приливная электростанция в России расположена в Мурманской области, на побережье Баренцева моря, в губе Кислая. Введена в эксплуатацию в 1968 году. Фото с сайта: http://blog.rushydro.ru.

AdmirorGallery 5.0.0, author/s Vasiljevski & Kekeljevic. Secured & Audited by: Security Audit Systems

Топливный фактора размещения производств

Из названия этого фактора уже понятно, что он подразумевает под собой различные топливо. Топливо позволяет приводить в движение большие механизмы, которые будут вырабатывать полезную энергию

Топливо очень важно в таких сферах, как чёрная металлургия, энергетика и так далее. Обычно, в качестве топлива использую различные минеральные ресурсы, например, уголь, газ, нефть и так далее

Часто бывает так, что ресурсы для добывания топлива заканчиваются и людям приходится находить другие, которые ещё не были разработаны. Часто, они находятся в далёких регионах, доступ к которым сильно затруднён. Например, всё чаще нефть начинают добывать со дна океана. Для этого приходится строить огромные нефтяные станции прямо на воде, их ещё называют нефтебазы. Но часто, такая добыча ресурсов может приводить к гибели окружающей среды. Кроме того, привозить нефть на материк довольно проблематично, из-за чего увеличивается стоимость топлива, что конечно же не выгодно потребителям и владельцам различных заводов, требующих большое количество минерального топлива.

Водный фактор размещения производства

Вода — это очень важный ресурс в некоторых отраслях. К этим отраслям относятся: химическая, обработка чёрной и цветной металлургии, производство бумаги и многие другие. Кроме того, большинство предприятий размещаются рядом с крупными источниками воды из-за того, что вода — это ещё и источник энергии. На крупных реках размещаются большинство предприятий, связанных с выработкой электроэнергии.

Также, вода используется, как охладитель на предприятиях. Некоторые механизмы выделяют большое количество энергии, из-за чего возникает необходимость в их охлаждении. Для таких целей и используют воду.

На первый взгляд может показаться, что вода есть везде, если говорить про СНГ, то тут полно рек, с довольно сильным течением. Однако, концентрация рек на территории неравномерная. Например, в Европейской части рек довольно мало, а на тех, которые пригодны для строительства предприятий по выработке энергии или любой другой промышленности, вода стоит очень дорого. На востоке же ситуация обратная: рек тут очень много, а следовательно и стоимость воды за 1 кубический метр намного ниже.

Природные ресурсы и сырьё

Один из важнейших факторов при определении оптимального размещения машиностроения — сырьевые и природные ресурсы.

Стоит учитывать, что важно не только само их наличие в области региона, но также доступность и скорость транспортировки, цена, наличие нескольких постоянных поставщиков, развитая сеть сотрудничества.

Во многом этот фактор зависит от особенностей местности и ландшафта. Залежи природных ресурсов привлекают инвесторов, открывающих металлургические и химические заводы, за ними приходят производители деталей и машин. Облюбованная зона становится привлекательнее для новых компаний, постепенно преобразуясь в слаженный комплекс.

Топливно-энергетическая промышленность

Сочетает отрасли, занимающиеся добычей и переработкой источников энергии.

Топливная индустрия прошла три периода развития:

  1. В 1900-1950 гг. продолжался угольный этап, когда в структуре топливного баланса преобладает использование угля. В 1913 году использование угля достигает максимума. Но затем начинается спад в потреблении угля вплоть до 1970 года. Это падение добычи и использования угля вызвано повышением потребления нефти. Но в 70-х годах начинается энергетический кризис. Многие страны «севера» ощутили свою зависимость от импорта нефти, поэтому может быть, уголь как топливо себя не изжил.
  2. 1950-1970 гг. — нефтяной этап. С большой скоростью растет добыча нефти. Растет потребление газа, но на этом этапе все-таки использование его не достигло своего максимума, так как еще в это время не продуманна его транспортировка.
  3. 1970-2000 гг. — нефтегазовый этап. Растет потребление газа в связи с тем, что решается проблема транспортировки газа (газ перевозится по газопроводам и в метановозах в сжиженном виде), разведаны большие месторождения газа — газ экологически более чистый вид топлива по сравнению с нефтью и углем. В Западной Европе и Северной Америке благодаря совершенствованию технологий начался переход к энергосберегающему типу развития.

Топливная индустрия состоит из: угольной, нефтяной и газовой отрасли.

Центры машиностроения в России

Изначально выпуск оборудования для оснащения заводов черной металлургии и горной добычи осуществлялся промышленными предприятиями, сосредоточенными на Урале и в меньшей степени — в Сибири. Самым крупным заводом до 90-х годов ХХ века являлся «Уралмаш», построенный на территории города Екатеринбург. Предприятие специализировалось на производстве прокатных станов, шагающих экскаваторов, гидравлических прессов, бурового и другого оборудования. В настоящее время промышленный комплекс был поделен на несколько самостоятельных производственных объектов, которые выпускают продукцию в меньших объемах и менее разнообразную.

Большое влияние на развитие отрасли оказало энергетическое производство в Санкт-Петербурге. Электроэнергия в России вырабатывается по большей части с применением турбин и генераторов, которые были изготовлены на этих предприятиях.

К примеру, Ижорский завод производит технологическое оснащение для атомных электростанций. Судостроение еще со времен правления Петра I сосредоточено в Санкт-Петербурге. В данном регионе существует несколько судостроительных предприятий, которые выпускают, как правило, суда военного назначения. В городе Северодвинск Архангельской области изготавливают атомные подводные лодки. Нижний Новгород считается центром речного судостроения.

Свободным размещением по географии характеризуются менее металлоемкие отрасли машиностроения. К примеру, предприятия, специализирующиеся на производстве локомотивов, построены вблизи путей железнодорожного сообщения. Выпуск тепловозов характерен для Центрального района, а электровозы изготавливают в Новочеркасске. Тракторостроение, как отрасль машиностроения, получило развитие в начале 30-х годов ХХ столетия. Предприятия размещались в районах, где производилось зерно.

В связи с этим, первые тракторные заводы сосредоточены в степной зоне нашей страны, поблизости от металлургических баз, то есть в Челябинске и Вологде. В дальнейшем были основаны предприятия в Липецке, Владимире, Петрозаводске, выпускающие тракторы для лесного хозяйства, а также на территории Чебоксар, где производили тракторную технику для горной промышленности и строительства. Выпуск тракторов является специализацией Кировского завода в Санкт-Петербурге.

Предприятия сельскохозяйственного машиностроения, как правило, размещают в регионах потребления продукции.

Примечание

Статус крупнейшего в мире завода, специализирующегося на выпуске зерноуборочных комбайнов, длительное время сохранял за собой «Ростсельмаш», расположенный в Ростове-на-Дону. Годовые объемы производства предприятия достигали 90 тысяч единиц техники. В настоящее время данный показатель составляет несколько тысяч комбайнов в год.

Отрасль автомобилестроения претерпела существенные изменения. К примеру, был сокращен выпуск грузовых и легковых транспортных средств отечественных брендов в Москве, Ижевске, Нижнем Новгороде. Одновременно с этим, основано множество заводов, направлением деятельности которых является сборка автотранспорта из импортных комплектующих.

К таким предприятиям относят объекты в Таганроге (Ростовской области), Всеволожске (Ленинградской области), Санкт-Петербурге, Калуге и Калининграде. На территории Москвы неподалеку от заброшенных корпусов строго автозавода были возведены новые объекты предприятия «Автофрамос». Компания собирает автомобили «Рено». В перспективе такие производства должны перейти к использованию продукции отечественного изготовления взамен импортных комплектующих.

Общая картина производства легкового автомобильного транспорта в настоящее время складывается лучшим образом по сравнению с состоянием отрасли во времена СССР. Например, завод в Тольятти характеризуется относительно благоприятным положением, что обуславливает низкий процент сокращения производства.

С другой стороны, предприятие испытывает трудности в условиях конкуренции с зарубежными марками автомобилей российской сборки. Авиастроение в основном размещено вблизи крупных городов. В Центральной России это Москва, Воронеж, Нижний Новгород; в Поволжье — Казань, Ульяновск, Самара; в Сибири — Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ; на Дальнем Востоке — Комсомольск-на-Амуре (ведущее предприятие компании «Сухой») и Арсеньев.

Примечание

Развитие машиностроения представляет собой перспективное направление экономики и не предусматривает изоляцию от мирового рынка. Повышение качества продукции является оперативной реакцией на изменения в требованиях потребителей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: