Исторические особенности культуры древней греции и рима. « культура античной греции и рима

Прием римского искусства

Специфика и успехи римского искусства

Группа Марса и Венеры, II — го  века . Лувр , Ma 1009

От распространения греческого искусства к оригинальным произведениям переход идет постепенно. Одно из значений «эклектизма», столь осуждаемое в римском искусстве, состоит в том, что очень рано то, что является греческим, является словарным запасом (греческие типы скульптур …), а то, что римское, является синтаксисом (способ упорядочивания элементов для создания чего-то новый из них). Таким образом, II — го  века , то скульптурная группа Марса и Венеры , как в Лувре , является соседство с Афродитой типа Капуа (греческого создания IV — го  века  до нашей эры. , Которую Венера Милосская является копия … эллинистический), которая находит свое отражение в щите, и Арес -типа Боргезе (произведение Алкамен V — го  века  до нашей эры. ). Смысл в другом: Венера одевает возлюбленного и больше не любуется собой в зеркало.

Общий Tivoli , II — го  века  до нашей эры. Национальный римский музей нашей эры , Рим

Аналогичным образом , из II — го  века  до нашей эры. Н.э. портреты конца Римской республики вырезаны на телах, скопированных с героической обнаженной натуры в греческой традиции. Однако на «республиканских» портретах изображены лица с выдолбленными морщинами, лысые черепа, раскосые носы не для реализма или сходства, а для воплощения аристократических идеалов severitas , gravitas , frugalitas (в тот самый момент, когда роскошь восточных завоеваний захлестнула Рим ). Успех римского искусства, проиллюстрированный статуей генерала Тиволи (Рим, Национальный римский музей ), заключается в соединении явно противоречащих друг другу форм, без исторической связи между ними, в гармоничное целое и богатое смыслом. Такая смесь неизвестна в греческом мире.

Акведуки и триумфальные арки. Содружество красоты и пользы

Кроме купола, одним из важнейших достижений инженерной мысли Древнего Рима считается строительство акведуков. Эти сооружения выполняли важнейшую функцию — по ним в города поступала вода. Справедливости ради стоит отметить, что подобные сооружения уже строили на Древнем Востоке. Но по масштабу построек с римлянами не мог сравниться никто!

Акведук — это не весь водопровод, который часто скрывался под землей, а только его наземная часть, пересекающая реки и овраги. В последнем случае акведук перекрывался сверху, чтобы вода не приносила в город грязь и мусор. Там, где акведук возвышался над землей, строились арочные пролеты. Именно благодаря аркам эти громадные сооружения выглядят очень изящно. Акведуки имели множество ярусов, что не только выглядело красиво, но и обеспечивало устойчивость всей конструкции.

Акведук в Сеговии, Испания. Самый длинный из сохранившихся в Западной Европе древнеримских акведуков

К началу ХХ века сохранились три действующих акведука: Аквиа Марена, Аквиа Вирго, Аквиа Трояна. Воистину, римляне строили на века!

Кроме акведуков, был еще один тип сооружений, не знающий аналогов в архитектуре древнего мира: триумфальные арки. Римляне возводили их для прославления и увековечивания в камне великих побед своих императоров. Через главный пролет такой арки, под рев ликующей толпы, победитель въезжал в город на колеснице с трофеями и захваченными пленниками. Яркие примеры сооружений этого типа — стройная и торжественная арка Тита, арка Септимия Севера.

Знаменитая триумфальная арка императора Константина, построенная в честь его победы над Максенцием, — одна из самых больших за всю историю Рима. Она и стала символом заката Великой империи. Началась новая страница в истории Европы и европейской архитектуры.

https://youtube.com/watch?v=ViB2fGxNTfk

Поделиться ссылкой

Рим: наследники греков и этрусков

Римская копия скульптуры Мирона «Дискобол» (оригинал — V в. до н. э.)

Древние римляне познакомились с культурой греков примерно в III веке до н. э. А столетие спустя, покорив
Грецию, римляне стали массово вывозить произведения искусства из греческих городов-полисов.

Под влиянием греческого искусства начало развиваться и римское искусство. Римляне внесли свои дополнения в греческий архитектурный канон: у зданий появились арки и купола. Беря за образцы произведения скульптуры из завоеванной Греции, римляне создавали огромное множество их копий и подражаний: статуи и бюсты императоров и полководцев стояли буквально в каждом богатом доме. Сохранились до нашего времени и некоторые уникальные произведения древнеримских скульпторов, например бронзовая конная статуя Марка Аврелия (II в. н. э.).

О римских фресках и мозаиках мы можем судить в основном по образцам, найденным при раскопках городов Помпеи и Геркуланум, полностью засыпанных пеплом во время извержения вулкана Везувий в 79 году н. э. Благодаря многометровой толще пепла, очень хорошо сохранились улицы, дома и внутреннее убранство помещений.

Помпейские фрески высоко ценятся любителями античности, но многие их сюжеты и доныне представляют собой загадку. Например, фрески на стенах «Виллы Мистерий» изображают какое-то обрядовое действо, но что это за обряд и к какому культу он относится, ученым установить не удалось.

Помпейская фреска «Персей и Андромеда» (I в. н. э.)

Эпидавр, Пелопоннес


Известные памятники культуры древней греции

Всемирно известный древний театр Эпидавр на Пелопоннесе, несомненно, является одним из самых важных древнегреческих сооружений, которые используются до сих пор. Амфитеатр в Эпидавре, построенный в 4 веке до н.э. как часть спа-салона и святилища, посвященного греческому богу медицины Асклепию, сегодня считается крупнейшим древнегреческим театром.

Однако другая особенность делает его еще более особенным — его акустика. Эпидавр, идеально вписанный в природный ландшафт, с безупречными строительными решениями, кажется звукоизолированным. Даже на самых высоких рядах, на высоте 60 метров, посетители могут четко слышать любой звук с центральной части (сцены) — от речи до музыкальных инструментов.

Эпидавр также является одним из наиболее хорошо сохранившихся древних амфитеатров в Греции и сегодня используется для проведения театральных представлений и концертов. Если вы планируете летний отдых в Греции на Пелопоннесе, у вас будет возможность посетить летний фестиваль искусств в Эпидавре, который длится в течение всего сезона, и посетить спектакли древнегреческой драмы, которые вернут вас назад на два с половиной тысячелетия.

скульптура

черты

Привязанность к классике

Подобно живописи, ренессансная скульптура в целом определялась теми же характеристиками, что и скульптура до средневековья..

Черты каждой скульптуры были явно вдохновлены классической скульптурой, и цель состояла в том, чтобы найти большую степень реализма в каждой работе посредством анатомически пропорциональной резьбы.

Увеличение инвестиций

В эпоху Возрождения местные органы власти каждого города (в частности, Флоренции) вложили значительные средства в скульптуру..

В свою очередь, люди, которые имели большие экономические возможности, также вкладывали большие суммы денег, нанимая скульпторов для создания персонализированных работ.

Число новых работодателей, заинтересованных в инвестировании в скульптуры, значительно расширило их создание, что, в свою очередь, сделало скульптора более прибыльной профессией..

Создание бюстов было также распространено в эту эпоху, когда известные художники создавали произведения этого стиля с 1450 года..

Следует отметить, что Церковь также оказала большое влияние на скульптуру, как это произошло с живописью эпохи Возрождения. Из-за этого многие работы, созданные по просьбе Церкви, были на христианские темы..

Ренессанс пионеризм

Скульптура была первым из великих искусств, сделавших шаг к тому, что сейчас известно как Ренессанс. Говорят, что создание скульптурных дверей для собора Флоренции было первой работой с явным классическим влиянием, которая была создана в Италии..

Творческий потенциал скульптуры в начале Ренессанса был даже больше, чем у живописи. Во многом это было связано с творческим потенциалом одного из его первых представителей: Донателло.

представители

Донателло

Донателло был одним из самых влиятельных художников эпохи Возрождения благодаря большому количеству оригинальных идей, которые он внес в скульптуру..

У него был бесподобный художественный талант, который позволял ему комфортно работать с различными материалами, такими как бронза, дерево и глина..

Он работал с несколькими помощниками и смог разработать новый метод для лепки небольших деталей, хотя его основной работой было создание работ для архитектурных работ.

Miguel Angel

Хотя Микеланджело был влиятельным художником, область, в которой он больше всего выделялся, была скульптурой.

Он создал две самые влиятельные скульптурные работы в истории человечества: La Piedad и Дэвид. Влияние Микеланджело было весьма существенным во всех основных направлениях искусства эпохи Возрождения

Лоренцо Гиберти

Гиберти был одним из первых влиятельных художников эпохи Возрождения. Ему было поручено создать первоначально двери баптистского района собора Флоренции, которые были названы тем же Микеланджело, что и Райские врата.

Джамболонья

Джамболонья был художником родом из нынешней Бельгии, но жил и работал в Италии. Он высоко оценен как один из ведущих художников маньеризма эпохи Возрождения. Его работы с бронзой и мрамором оказали большое влияние на художников того времени..

Андреа дель Веррочио

Дель Веррочио был одним из художников эпохи Возрождения, чье влияние было довольно значительным, но помимо своих работ он узнал по количеству художников, которых он обучал.

Он владел важной художественной школой во Флоренции, и это привело к подготовке таких важных художников, как Леонардо да Винчи и Пьетро Перуджино.

завод

-Дэвид, Донателло, 1440.

-Скульптура Бартоломео Коллеони, Андреа дель Веррочио, 1488.

-Дэвид, Микеланджело, 1504.

-La Piedad, Микеланджело, 1515 г..

-Геркулес и Неко, Джамболонья, 1599 г..

Материалы и технологии

Римляне использовали кирпичи для строительства стен, арок, колонн, полов. Мрамор, как дорогой материал, употребляли гораздо реже. Многообразие кирпичных форм – удлиненные, квадратные, треугольные, пирамидной формы- помогали создавать крепкие конструкции и захваты.

Именно поэтому их часто заменяли блоками туфа и травертина, или другими материалами. Чтобы ускорить строительство стен, римляне начали использовать искусственный конгломерат или римский бетон (calcestruzzo).

Когда эту же технологию применяли для наполнения полостей двух несущих стен из кирпича или камня, то ее называли muratura a sacco. Таким образом, римляне получали толстые крепкие стены, экономя время и ресурсы. Техника не отражалось на эстетике, т.к. бетонная часть была внутри.

Архитектура Древнего Рима: строительство стен

Внешнюю кладку стен можно характеризовать по основным строительным традициям —

  • opus quadratum,
  • opus reticulatum,
  • opus incertum,
  • opus latericium.

Оpus quadratum

При работе с таким материалом, как мягкий туф, крупные камни в виде параллелепипеда были разрезаны и расположены рядами одинаковой высоты (opus quadratum); если использовался твердый известняк, такой как травентино, каждый элемент принимал свою собственную многоугольную форму (opus poligonalis).

Оpus reticulatum

При этой технике цемент вливался между стенками, образованными небольшими пирамидальными каменными блоками, основания которых, образовывали регулярную ромбовидную сетку.

Древнеримская каменная кладка: опус квадратум и опус ретикулатум

Оpus latericium

Обожжённые кирпичи прямоугольной формы (около 45 см х 30 см) накладывались в чередующимся порядке. Начиная с эпохи Августа его использование учащается. Благодаря тому, что со временем толщина кирпичей и их цвет менялись, легко установить хронологический порядок архитектурных конструкций.

Opus mixtum

Несмотря на то, что кирпич обычно использовался однородно (opus testaceum), встречаются примеры его использования с другими камнями и рядами других кладок, создавая opus mixtum.

Каменная кладка Древнего Рима: опус латеричиум, опус инчертум, опус микстум

2.Греческая скульптура.

В V веке до н. э. греки достигли изумительного мастерства в скульптуре. Скульпторы стремились показать в своих произведениях лучшие качества греческих граждан, доставившие Греции победу над персами: храбрость, любовь к родине, умение не падать духом в опасности и мужественно переносить трудности боевой жизни. Они изображали юношей или людей зрелого возраста с мужественными, благородными лицами, со стройными, мускулистыми телами.

Греческие скульпторы научились передавать движения человеческого тела. Чтобы лучше показать прекрасное тело человека, его обычно изображали обнажённым или полуобнажённым в момент спортивных игр или во время сражения. Одних людей скульпторы показывали бегущими, других — бросающими копьё или диск, третьих — борющимися. Древние греки раскрашивали мраморные статуи в телесный цвет и рисовали им глаза.

В храмах, на площадях и улицах стояли мраморные и бронзовые статуи богов, знаменитых людей Греции и победителей на играх.

Наиболее выдающимися скульпторами V века до н. э. были Мирон и Фидий.

Мирон замечательно передавал в своих статуях движения человеческого тела. Наиболее известна его статуя «Дискобол», то есть метатель диска.

Фидий руководил при Перикле строительством зданий на акрополе в Афинах. Современников поражали величие и красота созданных им статуй (рис. 78).

3. Афинский акрополь.

В V веке до н. э. на афинском акрополе строились здания; которые должны были украсить и прославить Афины.

Главный храм акрополя — Парфенон — был сооружён в честь богини Афины — покровительницы города. Он был построен из мрамора.

По наружной стене здания шёл пояс рельефов. Рельефы изображали торжественно шествие афинян в праздник, посвященный богине.

В Парфеноне всё очень просто и очень строго. В нём нет никаких лишних украшений. Строители Парфенона сумели создать необыкновенное по красоте здание. Хотя впоследствии Парфенон подвергся большим разрушениям, он и сейчас поражает зрителей своей красотой. (Парфенон в современном виде изображён на рисунке 108 и в конце книги.)

Афинский акрополь, реконструкция Лео фон Кленце 1846 года (над акрополем возвышается статуя Афины Промахос)

Внутри Парфенона было два зала. В одном из них стояла одиннадцатиметровая статуя Афины работы Фидия. Статуя была сделана из дерева. Лицо, руки и ноги статуи были покрыты тонкими пластинками из слоновой кости. Это придавало им цвет человеческого тела. Одежда богини была сделана из золота. В другом зале Парфенона хранилась казна Афинского государства и морского союза.

На фронтонах  (см. объяснение к рис. 105) Парфенона стояли группы статуй. Одна группа изображала сцену из мифа о споре Афины и Посейдона. Миф рассказывал, что покровителем города должен был стать тот из богов, который сделает гражданам более ценный подарок. Посейдон ударил своим трезубцем по скале, и из неё забил источник воды. Афина воткнула в землю копьё, и в этом месте выросло оливковое дерево. Подарок Афины был признан более полезным, и она стала покровительницей города. Миф показывает, какое значение в Афинах придавали разведению олив.

Древние греки считали Афины красивейшим городом своей страны. Древний греческий писатель сказал: «Да ты чурбан, если не видел Афин! Если видел и не восторгался, ты — осёл, а если добровольно покинул Афины, то ты — верблюд!»

Цветная иллюстрация XI. Афинский акрополь в V веке до н. э. Акрополь стоит на холме. Он окружён каменными стенами, сохранившимися от того времени, когда здесь была крепость. Вход на акрополь через портики; правее их-небольшой храм богини победы. На акрополе против входа — огромная статуя богини Афины, отлитая Фидием из бронзы. Её позолоченные шлем и остриё копья моряки видели, ещё подплывая к Пирею. Статуя была сооружена на средства от добычи, захваченной афинянами в Марафонской битве. Правее статуи — храм Парфенон; около него приносят жертвы — сжигают внутренности и куски мяса животных. Слева — храм в честь Афины и Посейдона, около него — священное оливковое дерево, будто бы посаженное Афиной. Акрополь изображён во время праздника; туда несут сосуды с маслом и вином и ведут животных для жертвоприношений.

Фидий показывает друзьям, в том числе Периклу и Аспасии, парфенонский фриз. Картина Л. Альма-Тадемы, 1868. 

  • < ТЕАТР В ГРЕЦИИ
  • -> ПИСЬМЕННОСТЬ И НАУКА В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ >

Спа в Древнем Риме и декоративно-прикладное искусство

Спа-процедуры очень популярны в современном обществе. Но мало кто задумывается, где они впервые стали модными и востребованными. Произошло это еще в период развития культур древних цивилизаций: Египта, Греции, Рима. Но тем более, мало кто связывает эту традицию с развитием искусства. Однако, именно в связи с культом человеческого тела стало развиваться искусство строительства и оформления терм. Здесь мы сталкиваемся как с искусством архитектуры, так и с живописью, скульптурой и декоративно-прикладным искусством.

Любая терма начиналась с «прихожей» — аподитерии. В следующем зале для посетителей был устроен бассейн, размерами сопоставимый с небольшим озером. В термах были холодные, теплые и горячие бани с чашами-бассейнами, гимнастические залы, залы для отдыха и общения, трапезные и библиотеки, даже комнаты с театральными подмостками.

Термы строились по указанию императоров для народа и были бесплатными. Они как по размеру, так и по оформлению более напоминали дворцы. В их декоре использовались богатейшие мозаики, фресковые росписи, скульптурные изображения атлетов. Да и сам термальный «ритуал» вполне можно сравнить с искусством.

Колонна Траяна, 110 г. н.э.

Колонна Траяна — одна из многих общественных работ, построенных по заказу императора Траяна после того, как он завоевал Дакию (современная Румыния) в 107 году н. э., Победа, которая распространила Римскую империю до ее величайших размеров. Эта колонна, которая также служила могилой Траяна, имеет высоту более 100 футов и украшена непрерывным спиральным фризом в память о двух битвах против Дакии. Хотя колонна использовалась археологами для лучшего понимания как военной стратегии римлян, так и неуловимой дакийской культуры, остаются предположения относительно точности ее повествования.

Фриз содержит более 2000 фигур, вырезанных неглубоким рельефом, Траян представлен 58 раз. В одной из сцен солдаты Траяна преподносят ему две отрубленные вражеские головы. Колонна была шедевром пропаганды. Он был построен вскоре после битвы, около 110 г. н.э., и до сих пор стоит на своем первоначальном месте, на Форуме Траяна в Риме. Хотя первоначально он находился между двумя библиотеками, остальная часть форума превратилась в руины, что сделало колонну единственным напоминанием о военной доблести императора.

Оракул Дельфи, Центральная Греция


Оракул Дельфи, Центральная Греция

Самый важный оракул древней Греции, Дельфы, сегодня выглядит впечатляюще, и, независимо от ваших интересов в археологии и древнегреческих зданиях, он наверняка вас порадует.

Дельфы — небольшой городок в центральной Греции, расположенный на юго-западных склонах горы Парнас, в 15 км к северу от побережья Коринфского залива в Ионическом море. Город расположен в красивой природной среде, в месте с фантастическим видом на Коринфский залив и его северный порт Iteja. То, что это маленькое горное место известно всему миру — это место археологических раскопок Дельфи, одного из самых важных археологических памятников в Греции, расположенного всего в нескольких сотнях метров от центра современного Дельфи к вершине горы Парнас.

Для древних греков Дельфы были одним из самых почитаемых святынь и языческих пророчеств. Святилище Аполлона в Дельфах вместе со святилищем в древней Олимпии было одним из двух самых важных святилищ древней Греции. В древние времена Дельфы считались центром мира.

Во-первых, в позднюю микенскую эпоху Дельфи посвятили себя Гайе, богине планеты Земля. Страшным хранителем Дельфи был змея Питон, один из сыновей Гайи. Позже Питон был убит Аполлоном стрелой, чтобы наказать его за страдания, которые он причинил своей матери Лети. В месте, где он убил питона, возле кастильского ручья, Аполлон основал святилище.

Пары, испускаемые кастильским потоком, помогли Сибил или Пифий, пророчицам из Дельфи, предсказать будущее. Она сидела на земле, вдыхала пары и произносила пророчества, чаще всего связанные с моралью, религией и политикой. Ее неоднозначные советы и пророчества также искали многие знаменитости древней Греции, и ее также почитали в Лидии, Карии и Египте. Даже многочисленные правители принимали важные государственные и военные решения только после консультаций с Пифией.

В VIII веке до нашей эры Дельфы были заселены моряками с Крита, и с тех пор культ Аполлона начал распространяться, и Дельфы начали развиваться как великое святилище. Первые храмы в честь бога Аполлона и богини Афины были построены в 7 веке до нашей эры, только чтобы полностью утратить свое значение во 2 веке. Святилище окончательно прекратило свое существование в 391 году, когда римский император Феодосий I приказал уничтожить все языческие храмы.

Археологические раскопки этого места все еще проводятся. До настоящего времени были обнаружены остатки целого святилища Аполлона, древнего источника Кастилии, гимназии, стадиона, амфитеатра, святилища Афины с толосом и сокровищницы афинян.

Искусство периода Республики

Основная статья: Искусство Древнего Рима периода Республики

В период так называемых Пунических войн с Карфагеном (264—146 до н.э.) и поздней республики (III в. — первые три четверти I в. до н.э.) специфически римская рациональность и строгость стиля порой сочетались с изысканностью, навеянной искусством Великой Греции (Южная Италия) и захваченных римлянами восточных греческих городов.  

По мере формирования композиции римского форума (в Помпеях II в. до н.э., и Риме, II — I вв. до н.э.) складывались важнейшие особенности планировки древнеримских архитектурных комплексов: тяготение к симметричности, осевое построение, акцентировка фасада главного здания и устройство подъёма к нему от торжественного входа. С развитием городов и уплотнением застройки композиция жилища развивалась в глубину, сохраняя осевую симметрию.

Тенденции к слиянию архитектурной композиции с природой нашли выражение в загородных виллах, живописно расположенных на склонах холмов. Великолепие аристократических жилищ с многочисленными помещениями, водоёмами, декоративной скульптурой и росписью («террасные» дома в Геркулануме) контрастировало с рядовой застройкой городских кварталов многоэтажными домами-инсулами. Со II в, до н.э. применение бетона упростило кладку несущих конструкций и создало возможность для возведения обширных крытых помещений. На протяжении II — 1-й половины I вв. до н.э. складывались и совершенствовались важнейшие типы римских построек: базилики, термы, различные зрелищные сооружения (в том числе обширные амфитеатры, где, в отличие от древнегреческих театров, места для зрителей располагались на вспомогательных конструкциях с галереями и лестницами), акведуки, мосты, склады и др.

В изобразительном искусстве эпохи поздней республики широко распространились портретные статуи (в том числе созданный римлянами тип статуи «тогатус», изображавший оратора в тоге) и бюсты, отличавшиеся чётко выявленной пластической структурой, суровой простотой и отточенной правдивостью образов (голова бронзовой статуи мужчины — так называемый Брут, 3 в. до н.э.).

Наряду с официальной портретной скульптурой, устанавливавшейся в городах, создавались и портреты по частным заказам, предназначавшиеся для домов и гробниц. В период поздней республики появились рельефы с изображением исторических событий, а иногда и сцен гражданской жизни, украшавшие общественные здания, городские ворота, храмы, алтари и др. Жизненная, а порой и подчёркнутая обыденность обстановки сочетались в них с мифологическими элементами (так называемый Алтарь Домиция Агенобарба, конец II — начало I вв. до н.э.). Развивалось также эллинизирующее направление, приобрело широкий размах копирование греческих статуй.

Важное место занимала и монументально-декоративная живопись, доведённая римлянами до высокого совершенства. Развивалось также искусство мозаики из цветного камня и глиптики (геммы из твёрдых пород полудрагоценных камней)

Общая характеристика древнеримской культуры

Основная статья: Периодизация истории и общая характеристиа культуры

Рим — древний город в Италии, возникший (по античному преданию) в 754 — 753 до н.э. и к середине III в. до н.э. подчинивший себе Апеннинский полуостров; в дальнейшем — крупнейшая рабовладельческая держава в Средиземноморье, включавшая также территорию Западной и Юго-Восточной Европы, Малую Азию, Западное Причерноморье, побережье Северной Африки, Сирию, Палестину и другие районы. Культура Рима (философия, мифология, естественные, исторические и юридические науки, медицина, литература, театр, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство), представляющая собой завершающий этап развития античной культуры, сыграла важную роль в сложении европейской цивилизации. В своём развитии она опиралась на богатейшее художественное наследие Древней Греции, а также на местные древнеримские и этрусские традиции.

Если для древних греков главное значение имели нравственные воспитательные задачи искусства, то для римлян на первый план выступали его утилитарные функции. Для римлянина в гораздо большей степени, чем для грека, искусство являлось одним из средств разумной организации жизни.

Ведущую роль в Риме играла архитектура со свойственными ей инженерно-конструктивными поисками, основанными на ясных практических и рациональных строительных началах

Важное место занимали скульптурный портрет (бюст, статуя), полный пристального внимания к конкретной человеческой личности, и рельеф, посвященный реальным историческим событиям, имеющим значение для римского государства. Античная мифология, составлявшая почву древнегреческого искусства, не сыграла такой же плодотворной роли в искусстве Рима

И хотя художественные формы и образы, созданные греками, широко использовались в искусстве Рима, в римской интерпретации они нередко утрачивали свою художественно-поэтическую сущность.

Реальный элемент преобладал в древнеримском искусстве над вымыслом, а жизненно-повествовательное начало — над отвлечённо философским. Кроме того, в Риме существовало чёткое разграничение между официальным искусством, служившим общественным задачам, и искусством, рассчитанным на интересы частного потребителя. Официальное искусство играло важную роль в римской политической жизни, будучи активной формой утверждения господствующей идеологии.

В архитектуре Рима идеологические функции сочетались с задачами организации общественного быта; в строительной практике была разработана гибкая система конструктивных, планировочных и композиционных приёмов, применявшихся для различных по назначению типов построек. Распространяя своё художественное влияние в провинциях империи и зависимых странах, римляне в то же время легко усваивали и претворяли опыт других народов (стран эллинизированного Востока, «варварских» племён и др.). Нередко древнеримское искусство давало новые импульсы местному творчеству, порождая синкретические художественные явления.

Культурные традиции

Наиболее яркие и своеобразные традиции римской культуры античного периода представлены в брачной церемонии.

Накануне свадьбы девушка, как бы прощаясь с детством, должна была пожертвовать свои игрушки и одежду. Голову обвязывали красной шалью, невесту одевали в белую тунику, которую перевязывали поясом из овечьей шерсти.

Свадебное платье в Древнем Риме было красного цвета, которое надевалось поверх туники. На голову накидывалось ярко-желтое покрывало, которое совпадало цветом с обувью.

Сама же церемония сопровождалась жертвоприношением свиньи. По ее внутренностям определялось, будет ли счастливым брак. И если да, то проводивший обряд гадания давал свое разрешение.

Уже во времена античного периода составлялись брачные договоры, в которых прописывалось приданое невесты и порядок деления имущества в случае развода. Контракт зачитывали вслух при десяти свидетелях, после чего эти свидетели ставили свои подписи.

Особенности культуры Древнего Рима

Важной особенностью культуры Древнего Рима является то, что она складывалась из других культур. В неё вошли этрусские, греческие и римские традиции и черты, свойственные культуре народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой ступени развития

Как и греки, римляне не мыслили жизнь вне гражданской общины, служить которой – долг и благо, вне свободы и независимости, вне связи с богами и полубогами. Не имея своей развитой мифологии, римляне почти полностью переняли ее у греков, назвав богов своими именами: Зевса — Юпитером, Афродиту — Венерой, Ареса — Марсом, Диониса — Вакхом и т.д. При этом религия была тесно связана как в дохристианском Риме, так и после провозглашения христианства основной религией.

Некоторые особенности древнеримской культуры

Другой особенностью был практический характер древнеримской культуры. Он прослеживается во всём – в трезвости мышления, нормативном представлении о целесообразности порядка, скрупулезности римского права (тесно связанного с религией), учитывавшего все жизненные явления, тяготении к точным историческим фактам. Научные и философские идеи, литература и искусство — все переосмысливалось с точки зрения «Рим – центр Мира». Безусловной заслугой древнеримской культуры явилось стремление установить приоритет закона над властью. Только в Риме возникла целостная система государственности и законности – знаменитое римское право. Древнеримская культура отличалась большей прагматичностью и целесообразностью по сравнению с древнегреческой.

Четыре тетрарха, 300 г. н.э.

Четыре тетрарха, спрятанные в углу площади Сан-Марко, не замечают многие посетители Венеции. Тем не менее, сюжет, стиль и материалы скульптуры намекают на увеличенную структуру поздней Римской империи. Она сделана из порфира, редкого египетского камня с отчетливой красновато-пурпурной окраской, и призвана подчеркнуть имперскую мощь. Скульптура представляет Тетрархию, правительство, созданное императором Диоклетианом для прекращения гражданских войн и иностранных захватчиков, которые десятилетиями осаждали Рим. Империя становилась слишком большой для одного человека, чтобы править, поэтому он создал Тетрархию, или «правило четырех», где он разделил империю пополам и назначил императора и вице-императора с каждой стороны.

Четыре похожие на вид фигуры разделены на пары, на каждой половине изображены один бородатый и один гладколицый император. Каждый из четырех императоров держит свой меч одной рукой, символизируя доблесть и власть, а другой рукой обнимает своих собратьев, подчеркивая дружбу. Эти фигуры, вероятно, не предназначены для обозначения конкретного правителя, а скорее напоминают о власти офиса. Этот стиль подавления индивидуальной идентичности в пользу коллектива отклоняется как от веризма, так и от классицизма, и вместо этого больше напоминает раннехристианский стиль. Статуя не всегда была в Италии — ее украли из Константинополя в 13 веке, где она находилась почти 1000 лет.

Колизей — арена кровавых представлений

Конечно, римляне не во всем следовали грекам в архитектуре. У них были и свои изобретения в этой области. Специфически римскими сооружениями являются овальные амфитеатры. Самый известный из них — Колизей. Этот проект должен был показать Риму мощь правящей династии Флавиев.

Колизей был самым грандиозным амфитеатром древности: длина его арены достигала 85,75 метра, ширина — 53,6 метра. Он вмещал в себя около 50 тысяч зрителей

Несмотря на величественность, у Колизея была недобрая слава. Все главные развлечения римлян, кровавые и жестокие: гладиаторские бои, травля зверей, охоты, — устраивались именно здесь.

Внешний облик каменного колосса был величавым и торжественным. Снаружи он был облицован мрамором и украшен статуями. Внутри Колизей похож на современный стадион: вверх поднимались 80 рядов зрительских мест, 64 арочных входа впускали в амфитеатр толпы зрителей. Все было настолько продумано, что не случалось никакого столпотворения.

Колизей — четырехъярусное сооружение. Хотя римляне по-разному относились к основным греческим ордерам и отдавали предпочтение самому пышному из них — коринфскому, Колизей декорирован всеми типами ордеров.

Настоящим шедевром инженерной мысли была арена Колизея. Она представляла собой деревянный пол, который обычно засыпали песком. Пол мог опускаться и подниматься. Иногда арена заполнялась водой с помощью подведенного к зданию рукава акведука — античного водопровода, и тогда в Колизее устраивались навмахии — настоящие морские сражения с участием настоящих морских кораблей. Римляне знали толк в зрелищах!

После падения Римской империи Колизей начал постепенно разрушаться. В конце XIII века он был превращен в каменоломню. В настоящее время на месте исполинского сооружения остался лишь остов великого амфитеатра. И все же руины Колизея до сих пор поражают своим величием.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: