Каролингское возрождение — причины проявления, деятели и значение

Что изобрели в эпоху Ренессанса

Страница Библии, напечатанной Гутенбергом. 1454–1456 годы 

Помимо печатного станка (Иоганн Гутенберг, 1440-е), телескопа (Галилео Га­лилей, 1609), микроскопа (Захарий Янсен, Корнелиус Дреббель — конец XVI ве­ка) и устойчивого к качке магнитного компаса, Ренессанс дал миру еще одно важнейшее устройство, определившее судьбы человечества, — унитаз со смыв­ным бачком. Изобретателем механизма был придворный поэт Елиза­веты I, переводчик Ариосто сэр Джон Харингтон: свое творение он окрестил «Аяксом», а из руководства по сборке умудрился сделать политическую сатиру. Один из первых экземпляров (1596) был презентован королеве, но та не оценила ни подарок, ни оригинальную форму его описания — автор на несколько лет был изгнан со двора.

Общая характеристика Ренессанса

Ренессанс – это, прежде всего, возрождение интереса к человеку как к центральному субъекту искусства, его личности как высшей ценности. Такой подход получил название гуманизма. Идеями гуманизма пропитано все искусство Ренессанса, все стили и направления, зародившиеся в данный период. Тому было несколько предпосылок.

Во-первых, это рост и развитие городов-республик, где формировались принципиально новые, отличные от феодальных, социально-экономические отношения. Там не было землевладельцев и крестьян, зато были торговцы, ремесленники, банкиры и прочие группы населения, без которых городская жизнь и городская инфраструктура невозможны как таковые. Вполне логично, что у них были свои взгляды на жизнь, изрядно отличавшиеся от взглядов консервативного и набожного сельского населения.

Вторым важным фактором, повлиявшим на идеологию Ренессанса, стало падение Византийской империи. Оно сопровождалось массовым исходом населения из охваченных военными конфликтами земель. Бывшие подданные Византии оседали в Европе, знакомили местное население с достижениями своей культуры, усваивали нормы и правила городской жизни, в результате чего рождался уникальный симбиоз культур, ставший основой новой эпохи в искусстве.

Возможно, что и переселенцы, пережившие стресс, связанный с военными действиями у себя на родине и кардинальной сменой привычного образа жизни, тоже стали носителями запроса на новые веяния в культуре и искусстве. Так или иначе, Ренессанс – это принципиально новое явление в искусстве, с которым мы и познакомимся в данном уроке. Начнем, как обычно, с архитектуры.

Понятие и периодизация

Значение эпохи Возрождения для европейской культуры настолько огромно, что определило дальнейшее развитие всех областей: от науки до поэзии. Оно стало переходным между Средневековьем и Просвещением, но сделанные за этот период творения делают эпоху Ренессанса по-настоящему особенной. Все началось с Италии, как таковые термины тоже были придуманы итальянцами, в том числе и название «ренессанс», который означает «заново рожденный». Возникновение эпохи Возрождения действительно стало рождением нового мира. Рост влияния сословий создает людей, которым была чужда религиозная, аскетичная культура, созданная Средневековьем. Потому строится новая культура, где личность провозглашается центром мироздания. За образец были взяты эстетика и идеология античности. Она благодаря изобретенному книгопечатанию распространилась по всей Европе.

Эпоха Возрождения длилась с XIV века по конец XIV века. Этапы развития таковы:

  1. Проторенессанс (Раннее Возрождение) – с XIV века по начало XV века;
  2. Высокое Возрождение (Наивысший расцвет эпохи, который простирался во времени со второй половины XV века по первую половину XVI века);
  3. Позднее (Северное) Возрождение – с конца XVI, а в некоторых странах начало XVII века. Когда в Италии уже началась эпоха Барокко, другие народы лишь постигали ее перезревший плод.

Однако Позднее Возрождение становится более мрачным. Кризис идей происходит неизбежно, ибо беды и битвы продолжаются, и наивное утверждение, что человек – центр чего-либо, подвергается сомнению. Возвращается мистицизм, средневековое мировоззрение, знаменуя собой эпоху Барокко.

архитектура

черты

Отсрочка с готическим стилем

Идеи архитекторов эпохи Возрождения шли вразрез с готическими идеями создания конструкций с высоким уровнем сложности их дизайна и большой высоты..

Вместо этого они цеплялись за классические идеи создания чистых конструкций, которые были бы максимально простыми. Это привело к созданию округлой архитектуры.

причины

Экстерьер зданий эпохи Возрождения раньше украшали классические мотивы, такие как колонны и арки..

Чтобы создать эти мотивы, внешность раньше была довольно плоской, служа своего рода холстом, который можно будет украсить позже. На этих поверхностях были четко отражены идеи древнего традиционного искусства..

здания

Наиболее распространенными зданиями того времени были церкви, городские особняки и эксклюзивные особняки в сельской местности. Многие из самых известных дизайнов архитектуры эпохи Возрождения были созданы итальянским художником Палладио.

представители

Брунеллески

Этот автор признан одним из самых важных архитекторов в истории, кроме того, считается первым инженером современной эпохи.

Он был одним из отцов-основателей эпохи Возрождения и одним из первых художников, которые стали планировщиками и строителями своих собственных работ..

Это признано главным образом для разработки техники, способной с предельной эффективностью представлять линейную перспективу, распространенную в эпоху Возрождения..

Альберти

Альберти называют образцовым человеком эпохи Возрождения. Он привносил разные идеи в разные гуманистические области, дополняя друг друга, создавая уникальный стиль того времени..

Его обычно признают за его работу над архитектурными фасадами, так как это была область, в которой он наиболее выделялся.

шпагат

Донато Браманте был первым архитектором, который представил художественный стиль архитектуры эпохи Возрождения в Милане, в дополнение к стилю последнего периода эпохи Возрождения в Риме. Он даже разработал Базилику Сан-Педро, работу, которую Микеланджело позже выполнил.

Антонио да Сангалло

Сангалло создал одно из самых важных произведений эпохи Возрождения в Италии; на самом деле, он признан в основном за создание Палаццо Фарнезе, здание, где жила престижная семья Фарнезе.

Сангалло был одним из главных учеников Браманте, и его архитектура находилась под влиянием этого художника.

Palladio

Андреа Палладио был архитектором, который эволюционировал в эпоху Возрождения Венеции. Влияние, которое он имел на древнеримское и греческое искусство, сделало его одной из самых важных фигур в истории архитектуры..

завод

-Собор Флоренции, Ди Камбио и Брунеллески, 1436.

-Базилика Сан-Педро, Браманте, Мигеля Анхеля, Мадерно и Бернини, 1626 г..

-Дворец Фарнезе, Антонио да Сангалло, 1534.

-Ротонда, Палладио, 1592.

-Базилика Сан-Лоренцо, Брунеллески, Микеланджело, 1470.

Как случился кризис Ренессанса

К 1509 году Леонардо, Рафаэль и Микеланджело покинули Флоренцию, оставив после себя целый пласт нового направления, которому рвались подражать художники двух школ. Главой первой школы был Фра Бартоломео, талантливый живописец. Будучи монахом, он выбирал для своих картин религиозные сюжеты, но не забывал о принципах Леонардо и Рафаэля: геометрическом расположении фигур, естественных источниках света и оптических эффектах.

В 1510 году Фра Бартоломео пишет «Мадонну с младенцем и Святого Иоанна», где чувствуется его крепкая связь с принципами натурализма. Он смешивает техники Рафаэля и Леонардо, но основной особенностью становятся цвета, одновременно бледные и яркие, которые как бы подсвечивают не только фигуры, но и окружающий их пейзаж. Действующие лица образуют геометрическую композицию, они прописаны уверенно и четко. Граница неба очень естественно теряется на горизонте, движения главных героев плавны, а дерево на заднем плане представляет собой удачный композиционный элемент.

Эта работу можно считать гармоничным представителем позднего Ренессанса.

«Мадонна с младенцем и Святой Иоанн», 1510. Источник

Глава другой мастерской, Андреа дель Сарто, живо интересовался техниками цветопередачи. В своей работе «Мадонна с гарпиями» он демонстрирует детальную работу с цветом и светом, благодаря которой фигуры как бы сливаются с интерьером и неразделимы визуально. Но эта картина уже напоминает бронзовый идеал, она уже не дышит и не способна вдохновлять других.

«Мадонна с гарпиями», 1517. Источник

К 1517 году Высокое Возрождение исчерпало себя и довольно быстро угасло в тех же мастерских, где оно предположительно должно было найти своих последователей.

Средневековье – начальная школа Европы

Совсем недавно наши представления о средневековье были туманны. Поскольку это был период господства церкви, основное философское мировоззрение сводилось к христианскому богословию, то есть, прежде всего, к Ветхому и Новому заветам и примыкающей к ним патристической литературе, т.е. к писаниям Отцов церкви.
Сквозь даль времен проступали бесконечная череда Римских Пап, монахи и церковники с их опиумом для народа, крестоносцы, костры инквизиции. Одним словом – мрак и жуть. Таково традиционное видение. Повинны в том не только советские учебники. Здесь господствовали другие авторитеты.

Ещё Вольтер писал о средневековье: «Историю этих времён стоит знать лишь для того, чтобы её презирать». Гегель говорил об «ужасной ночи средневековья». Но ближе к ХХ веку выяснилось, что существует раннее (482-911), зрелое (911-1273) и позднее средневековье (1273-1555), и – что главное – за средневековьем стоит не только мракобесие, но и высокая культура. В «ночи», длившейся более тысячи лет, шёл великий учебный процесс, всеохватный и повсеместный.

Ученик – Подмастерье – Мастер. Школяр – Студент – Бакалавр – Магистр. Паж – Оруженосец – Рыцарь. Вот основные учебные классы той поры. Именно в этой «ночи» оказался выпестован корпус институтов «просвещающего» научения. Нам, людям эпохи НТР, почти без изменений достались результаты: университет, лекция, студент, стипендия, диспут, экзамен, диссертация и, наконец, весёлая пирушка после славной защиты…

Средневековый мир можно видеть и как нравственную школу, где главным Учителем был Иисус Христос, а главной книгой – Библия. Христианство универсально, и потому церковь – носитель и проводник христианской идеи – объемлет, пронизывает, скрепляет все сферы жизни этой поры. Правда, её влияние неоднозначно. Впервые нам, узкому кругу аспирантов, обо всём этом поведал полвека назад известный германист профессор Борис Иванович Пуришев. К сегодняшнему дню, как зафиксировал филолог от Бога Сергей Аверинцев, мы уже научились говорить: «средневековый гуманист», и это не вызывает недоумения. 20 лет назад в московском издательстве «Книга» появился великолепный том медиевиста Вадима Рабиновича «Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух». Эти учёные мужи помогут нам по-новому взглянуть на интересующий нас период истории.

Музыка

В XIV веке в Италии наступает эпоха перемен в музыке. Путь развития искусства от средневековья до Позднего Ренессанса был периодом развития строгого стиля − полифонии. Вершиной развития одухотворённой музыки считается творчество композитора Джованни Пьерлуиджи да Палестри́на Giovanni Pierluigi da Palestrina).

Концертная жизнь Ренессанса обогащается новыми жанрами: оперой, сольной песней, лиричными музыкальными пьесами на 3-4 голоса (фротолла). Толчком для возникновения итальянской оперы стала идея Винченцо Галилея объединить античную драму с музыкой. Первая опера − «Эвридика» (автор музыки Якопо Пери).

Композиторы Возрождения начинают ориентироваться на современную танцевальную культуру, появляются новые жанры в инструментальной музыке. Популярными становятся школы исполнения на лютне и вёрджинеле. Орган в начале эпохи был основным инструментом музыкантов. Постепенно концертные выступления обогащаются семейством струнных. Мастера по изготовлению смычковых инструментов разделяются на две противоборствующие группы. Приверженцы аристократического стиля пропагандируют виолу.

Любители народной музыки отдают предпочтение скрипке. В XV веке появляются разновидности клавишных инструментов − клавесин, чембало, клавикорд.

Культура эпохи возрождения

Возрождение — качественно новый этап в истории западноевропейской культуры. Суть его — переход от эпохи средневекового видения мира к культуре Нового времени. Переход этот совершался во всех областях мировоззрения и мироощущения человека — в науке, религии, искусстве.

Ярче всего этот «культурный переворот» выразился в изменении целей и способов творческой деятельности.

Новые методы приобретения научных знаний и образования, новая изобразительная система в живописи, новые жанры в литературе, новые формы социального поведения.

Культурное движение Возрождения, несмотря на формулу, заключенную в названии, было не возвращением античности (человечество не может вернуться к своему прошлому), а диалогом античной философии и эстетики, христианского мировидения и реалистического сознания нарождавшегося буржуазного общества.

В этом диалоге рождались гармония реального и идеального, материально-природного и духовно-божественного, рождался новый тип эстетического сознания.

Эпоха Возрождения была не временем воскрешения античной древности, а эпохой рождения принципиально новой европейской культуры.

Технические достижения эпохи Возрождения

Для философии Возрождения характерна пантеистическая тенденция. Наиболее ярко пантеизм проявился в трудах Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно и Томмазо Кампанеллы. Так, для учения Телезио характерно то, что и бог, и его творение, включая бессмертную человеческую душу и целесообразно построенную природу, оказываются безличными началами.

У Патрици выше всего свет, а все мироздание вместе с человеком и материальными вещами есть только иерархийная эманация этого первосвета, т.е.перед нами неоплатонизм.

Бруно создал одну из самых глубоких и интересных форм пантеизма в Италии XVI в.; в основе его учения о красоте божественной вселенной и, следовательно, о красоте каждого отдельного элемента такой вселенной, героически стремящегося слиться с божеством (оно же тут и материальная вселенная), лежит основной онтологический принцип — все во всем (этот принцип используется в науке XX в.).

Весьма противоречива пантеистическая система Кампанеллы, так как в ней выступает самый настоящий монотеистический бог и вместе с тем провозглашается полная свобода чувственного восприятия человека, полная свобода основанной на нем логики, гносеологии и науки, а тем самым и полная независимость от божества и его установлений.

Противоречия системы Кампанеллы и его заигрывания с точными науками, в которых он мало что понимал, свидетельствуют как о прогрессирующем развале Ренессанса, так и о прогрессирующем становлении новейшего естествознания.

Одним из самых ярких явлений эпохи Ренессанса в традиционном изложении обычно представляется гелиоцентрическая система Коперника и учение о бесконечных мерах Джордано Бруно.

Тем не менее открытие Коперника было передовым и революционным событием для последующих веков, но для Ренессанса это было явлением не только упадка, но даже возрожденческого самоотрицания. Дело в том, что Ренессанс выступил в истории западной культуры как эпоха возвеличивания человека, как период веры в человека, в его бесконечные возможности и в его овладение природой.

Область применения и происхождение термина

Термином «каролингское возрождение» обозначают культурный подъем, преимущественно во Франкском государстве, в конце VIII – первой половине IX века, то есть во время правления Карла Великого, его сына Людовика Благочестивого и внука Карла Лысого. Хотя это явление имеет некоторые общие черты с Возрождением начала нового времени, различия все же очень значительны.

Термин был предложен французским ученым Ж.-Ж. Ампером в 1830-е годы. Историк сделал это в ходе полемики, специально для противопоставления его понятию о средневековья как о «темных веках». Употребление его не является вполне унифицированным. Однако для характеристики культурного развития указанного периода словосочетание «каролингское возрождение» применяется часто.

Философия и литература

В противовес религиозным убеждениям Западной Европы философы Возрождения создают идейное движение − гуманизм. Петрарка, Данте, Боккаччо, другие мыслители ставят Человека с его земными и неземными потребностями в центр мироздания.

Никколо Макиавелли

Государственный деятель, мыслитель, дипломат Никколо Макиавелли (Niccolo di Bernardo dei Machiavelli) был значимой персоной в Тоскане. Его пьесы пользовались успехом у публики, а философские трактаты вызывали разногласия и критику. Известные работы − «Государь», «Рассуждения…», «Десятилетия». Взгляды Макиавелли (1469-1527) мешали новым властям проводить свою политику. Писателя дважды отправляли в отставку, арестовывали и даже пытали на дыбе.

После освобождения из тюрьмы он стал писать книги, которые вошли в историю философии периода Ренессанса. В 1559 году свободолюбивый философ попал в «чёрный» список иезуитов, а все сочинения отнесли в разряд запрещённых книг.

Данте Алигьери

Яркий представитель итальянского Проторенессанса − богослов, философ, поэт Данте Алигьери (1265 − 1321). Переплетение старых традиций и новых веяний периода сказалось на философских взглядах автора «Божественной комедии». Последний поэт средневековья первым заложил в произведениях основы гуманизма, создал итальянский литературный язык.

Роман «Новая жизнь» впервые описывает чувства обычного человека. В трактате «Пир» появляются предпосылки ренессансной теории стиля. Данте верит в безграничные возможности творческой личности и утверждает: счастье каждого человека заключается в земном существовании. Учение о земной и божественной природе человека отходит от средневековых взглядов и становится основой гуманизма.

Франческо Петрарка

Апофеозом жизни главы старшего поколения гуманистов Проторенессанса Италии стала коронация лавровым венком от Римской курии. Человек нового типа, Франческо Петрарка (1304−1374), начал эпоху Ренессанса в Италии и распространил идеи по всей Европе. С лучшим стихотворцем Рима в то время никто не мог соперничать. Всемирное признание, круг общения, знание философии приводят к научному осмыслению Ренессанса.Достижения Петрарки:

  1. Первым объяснил исторический принцип в понимании эпохи. Нашёл преемственную связь и отличия между античностью, средневековьем и Возрождением.
  2. Проанализировал рукописи древних авторов, содержание которых не знали 10 веков.
  3. Описал миропонимание гуманистов.
  4. Написал «Сонеты», «Книгу песен», «Триумфы», «Африка». Автор трактатов, полемических сочинений, литературных произведений разработал основы для научного понимания Ренессанса.

Джованни Боккаччо

Итальянский гуманист был выдающимся учёным. Он знал астрономию, изучал греческую литературу, собирал и переписывал рукописи, основал кафедру греческого языка во Флоренции. Боккаччо (1313 − 1375) возглавил компанию по защите научных трудов в монастырских библиотеках и побуждал современников к изучению древней литературы.

Автор исторических произведений составил генеалогию языческих богов, описал 106 биографий знаменитых женщин, был поэтом и прозаиком. В историю Возрождения вошёл как гуманист, отвергающий аскетизм. Главное произведение − собрание ста повестей «Декамерон», посвящённых ироничному рассказу о жизни и нравах итальянского общества.

ОБРАЗОВАНИЕ

Говоря о Каролингском возрождении, нельзя обойти вниманием сферу образования. Нововведения позволили значительно повысить уровень грамотности населения (в первую очередь верхушки общества). Центрами культуры и просветительства, во времена Карла, стали монастыри

Центрами культуры и просветительства, во времена Карла, стали монастыри.

В 787 году издают «Капитулярий о науках». Документ, предписывающий открытие школ при монастырях. В таких учебных заведениях обучали клириков, основная задача школ — обучить:

  • влиять на народные массы, укрепляя влияние церкви, как государственного института;
  • искоренять ересь ( не стоит забывать, что христиане раннего средневековья были уверены, что конец света настанет в 1000 г., поэтому к этой дате необходимо было спасти максимальное число душ).

Кроме монахов получить образование могли обеспеченные граждане империи.

Для управления просветительскими заведениями, Карл привлекал на службу чиновников из более культурно развитой Италии. среди известных деятелей в области образования можно назвать:

  • Павела;
  • Диакона;
  • Теодульфа;
  • Лейдарда .

Именно в монастырях начинается возрождение античной культуры. 

Примечания и ссылки

  1. Паскаль Бриоист , Возрождение: 1470-1570 , Атланда,2003 г., стр.  25
  2. Ариана Болтански и Алиоха Мальдавский, Возрождение с 1470-х по 1560-е годы , Éditions Bréal ,2002 г., стр.  12
  3. Дидье Ле Фюр , La France de la Renaissance , Tallandier ,2013, стр.  8
  4. Мари-Софи Масс , La Renaissance, des Renaissances: 8-16 вв. , Klincksieck ,2010 г., стр.  8
  5. прочтите до Возрождения и итальянское Треченто
  6. (еп) Стивен Гринблатт , Ренессанс Self-вылепляя. От More to Shakespeare , University of Chicago Press ,2005 г., 321  с.
  7. см. Статью Гиббона « История упадка и падения Римской империи ».
  8. Такое восприятие сопровождает позитивное имперское восстановление человечества в эпоху колониальных империй . Смотрите выражение: бремя белого человека .
  9. использовать текущий перевод, когда их работа называется Kritik der Aufklärung , то есть Critique des Lumières .
  10. По этому поводу прочтите испанско-мавританское искусство .
  11. прочтите Анри Канисиуса и Люка д’Ачери .

Средневековое Возрождение ( Историография )

Каролингов Ренессанс  • Македонский ренессанс  • Ренессанс Оттонов  • млн  • XII — го  века  • Треченто
  • Портал истории
  • Портал европы

Революция в искусстве

Искусство Ренессанса произвело настоящую революцию, но начали ее не хре­стоматийные Леонардо, Микеланджело и Рафаэль. Одним из важнейших художественных нововведений эпохи стала масляная живопись. Со времен Вазари принято было считать, что изобрел ее нидерландский мастер Ян ван Эйк (1390–1441). На самом деле в Афганистане разведенные в расти­тельном масле пигменты использовались в VI веке (археологи обнаружили это уже в наши дни, когда стали исследовать пещеры, открывшиеся за спинами взорванных талибами бамианских Будд), а до Северной Европы масляная живо­пись дошла к XII веку (она упоминается в трактате пресвитера Теофила «О раз­личных искусствах»). Однако именно ван Эйк довел эту технику до вир­туозного со­вершенства.

В Италию масляная живопись проникла как заморская мода: фер­рарец Козимо Тура изучал ее по работам фламандца Рогира ван дер Вейдена из собрания своего патрона, герцога Лионелло д’Эсте, а Антонелло да Мессина осваивал азы при неаполитанском дворе, куда Альфонсо Арагонский свез мастеров со всех концов Европы, в том числе и из Нидерландов. Вместе с маслом оттуда в Ита­лию пришли многие композиционные новинки, которыми мы теперь лю­буемся на полотнах Беллини, Карпаччо и других известных мастеров, — опти­ческие и световые эффекты, скрытый символизм, обыгрывание интерьеров, утверждение светского портрета как самостоятельного жанра.

Мазаччо. Троица. Фреска в церкви Санта-Мария-Новелла. Флоренция, около 1427 года

Законы перспек­тивы первым применил Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи, вошедший в историю под прозвищем Мазаччо. Самый известный при­мер — «Троица» из флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла (1425–1427), но эксперимен­тировать Мазаччо начал уже в первой своей работе — «Триптих Сан-Джовена­ле». Считается, что науку перспективы Мазаччо осваивал под руководством Филиппо Брунеллески — человека, впервые с античных времен замахнувшегося на сооружение купола (техника эта была полностью утеряна). Флорентийский собор Санта-Мария дель Фьоре, завершенный Брунеллески, стал одним из главных строений эпохи.

Что такое каролингское возрождение

С начала восьмого и до середины девятого веков в Западной Европе правила династия Каролингов. 

Один из наиболее известных правителей этого времени — Карл Великий, который объединил под своей властью большую часть европейского континента. В этой династии также правили Людовик Благочестивый, Карл Лысый.

Предыдущий исторический период характеризовался застоем во всех основных сферах жизни средневекового общества. Карл Великий собрал при дворе наиболее талантливых людей своего времени. Он сделал это для того, чтобы возродить культурную жизнь после веков упадка. 

Одной из целей было дать образование в философской, научной и художественной сферах представителям различных общественных классов на самом высоком доступном в это время уровне.

Один из фактов, который характеризует степень отсталости в это время — это то, что король не смог в своём государстве найти качественно сделанную Библию и полный текст правил Бенедиктинского ордена. За ними пришлось посылать в Рим.

Одной из причин такого усердия Карла Великого является, кратко говоря, то, что он хотел достигнуть единства франкской церкви на всей территории его государства

Это было для него особенно важно в связи с тем, что он имел полный над ней контроль.

Каноны женской красоты

Все церковные заперты и табу были в этот период сняты. Душа стала второстепенной, на первое место выходила природная естественность. К красоте, как явлению, перестали относиться, как к дьявольскому искушению. Подчеркнутые женские половые признаки стали залогом интереса.

С другой стороны, мода на здоровье диктовала женщине необходимость иметь большую грудь. Красивыми в обществе считали широкие бедра, крепкую талию и большие ягодицы.

Девичья легкая красота уступала очертаниям зрелой женщины после 35 лет. Именно поэтому великие художники эпохи Возрождения считали своим долгом создать рисунок обнаженной натуры, а затем перенести его на холст.

Понятие Возрождения. Гуманизм

Наряду с понятием «Возрождение» широко используется понятие «гуманизм», производное от латинского humanis — человеческий. Оно тесно связано с понятием «Возрождение», но не равнозначно ему. Термин «Возрождение» обозначает весь комплекс явлений культуры, характерных для данной исторической эпохи. «Гуманизм» представляет собой систему взглядов, сформировавшихся в ренессансную эпоху, согласно которым признаётся высокое достоинство человеческой личности, её право на свободное развитие и проявление своих творческих способностей.

В эпоху Возрождения понятие «гуманизм» обозначало также комплекс знаний о человеке, о его месте в природе и обществе. Особый вопрос представляет отношение гуманистов к религии. Гуманизм вполне уживался с христианством, наиболее ярким свидетельством чего стало активное участие священнослужителей в гуманистическом движении и, особенно, покровительство со стороны римских пап. В эпоху Возрождения религия из предмета слепой веры превратилась в объект сомнений, размышлений, научного изучения, даже критики. Но, несмотря на это, Италия в целом осталась религиозной, преимущественно католической страной. В итальянском обществе по-прежнему сохранялись всевозможные суеверия, процветали астрология и другие лженауки.

Возрождение прошло через несколько этапов. Раннее Возрождение (XIV и большая часть XV в.) характеризуется зарождением ренессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисциплин, расцветом гуманизма в целом. В период Высокого Возрождения (конец XV — первая треть XVI в.) происходил небывалый расцвет изобразительного искусства, однако уже наметился явный кризис гуманистического мировоззрения. В эти десятилетия Возрождение вышло за пределы Италии. Позднее Возрождение (большая часть XVI в.) — период, когда его развитие продолжалось параллельно с религиозной Реформацией в Европе.

Столицей итальянского Возрождения стал главный город Тосканы — Флоренция, где сложилось уникальное сочетание обстоятельств, способствовавших стремительному подъёму культуры. В разгар Высокого Возрождения центр ренессансного искусства переместился в Рим. Папы Юлий II (1503—1513 гг.) и Лев X (1513—1521 гг.) прилагали тогда огромные усилия, чтобы возродить былую славу Вечного города, благодаря чему он действительно превратился в центр мирового искусства. Третьим крупнейшим центром итальянского Возрождения стала Венеция, где ренессансное искусство приобрело своеобразную окраску, обусловленную местными особенностями.

Палаццо Веккьо. Флоренция

Панорама Венеции

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: