Какие качества важны для коммуникации?

Теоретические основы лексических норм

Сначала необходимо познакомиться с определением лексических норм. Оно содержит в себе сразу несколько признаков и отражает функции данного инструмента речи. Кроме того, чтобы лучше понять тему, следует подробно рассмотреть и виды лексических норм.

Определение лексических норм. Толковые словари

Само по себе слово «норма» многозначное. Оно может выступать и как закон, обязательный для исполнения всеми гражданами страны (правовая норма), и как общепринятое правило поведения в обществе (моральная норма). Но определение лексической нормы немного отличается. Оно высказывает свою принадлежность к порядкам русского языка, к грамматическим и лексическим правилам. Ожегов в своем толковом словаре дает следующее объяснение норме как лексическому инструменту:

«Установленный, признанный обязательным порядок, общепринятый строй в лексикологии».

А Ушаков немного иначе видит это понятие:

«Узаконенное установление».

С одной стороны, ни в каком законе не написано о том, что лексические нормы необходимо соблюдать. Но без этого русский язык превратится в хаос слов и словосочетаний, где каждый будет искать смысл написанного.

Таким образом, лексические нормы представляют собой общеобязательный установленный порядок употребления слов в русском языке. Отклонение от этих правил не грозит никакими ужасными санкциями, но если не делать этого, основной замысел и функции предложений и текста в целом потеряются.

Функции лексических норм. Роль в русском языке

В русском языке лексические нормы имеют большое значение. Они, словно жандармы, следят за исполнением всех речевых правил

Это важно, потому что в противном случае слова будут путаться, их настоящее лексическое значение будет утрачиваться. Из-за этого люди будут в вечном заблуждении и абсолютном непонимании того, что происходит в тексте

Этот важный элемент выполняет следующие функции:

  • уничтожает все ужасные, непригодные для употребления слова и словосочетания, борется со словами-паразитами;
  • объясняет значение многообразия слов в русском языке и показывает правильность их постановки в контексте предложения;
  • верно выделяет стилистические признаки того или иного слова с помощью рядом стоящих лексических единиц;
  • подчеркивает многозначность слов, их омонимичность, а также объясняет схожесть слов-паронимов.

Именно поэтому лексические нормы незаменимы в структуре русского языка. Их отсутствие подобно городу без полиции – будет положено начало полному бесправию в русском языке.

Распространенные ошибки. Трудность лексических норм

Именно в употреблении слов чаще всего совершают ошибки не только на письме, но и в разговорной речи. Это сказывается на общем виде предложения и всего текста в целом. Отсюда и появляются те самые речевые ошибки, которые выносятся в сочинении проверяющими. Иными словами, неправильное употребление не только истребит смысл, но и станет ошибкой при написании работы.

Чаще всего допускают следующие неточности словоупотребления:

  • неверное написание паронима. Пример: пугливый змеей боится и шороха в кустах/пуганный змеей боится и шороха в кустах;
  • сопоставление несопоставимого. Пример: в биологии точно так же, как и в обществознании, используют эмпирические методы познания;
  • использование совершенно несовместимых понятий. Пример: Арина бросила глаза на маленького мальчика, стоящего в углу/Арина бросила взгляд на маленького мальчика, стоящего в углу;
  • неверное употребление синонимов: духовные и душевные мысли у Алексея, несомненно, были/духовные и набожные мысли у Алексея, несомненно, были.

Чтобы их не допускать, важно знать значение каждого омонимичного и синонимичного слова. С этим можно ознакомиться в толковых словарях, список которых очень большой

К самым известным относятся такие издания, как:

  • Толковый словарь Ожегова;
  • Толковый словарь Даля;
  • Толковый словарь Ушакова;
  • Большой толковый словарь Скворцова.

Это самые популярные и востребованные издания, которые помогут разобраться со всеми лексическими значениями слов. При возникновении трудностей, лучше обратиться к ним, чтобы не допустить грубых ошибок в употреблении.

Как логически выстроить речь с вашими идеями.

Чтобы сделать речь логичной, необходимо знать и, соответственно, соблюдать условия, которые способствуют достижению логичной речи. Они делятся на экстралингвистические (лат. extra — вне, над) и интралингвистические (лат. intra — внутри). Первое условие связано с владением логикой мышления, с умением мыслить: «Кто правильно думает, тот правильно говорит» (народная мудрость). Второе условие основано на знании языка, его системы средств, способствующих организации смысловой связности и логической последовательности элементов и частей языкового произведения. Если первое условие действует на уровне сознания и мышления, отражая процесс овладения логикой познания окружающего мира, то второе условие проявляется непосредственно на уровне «языка в действии», то есть в речи, и свидетельствует о том, насколько хорошо человек владеет логикой выражения мыслей. Более того, логика речи/вербальной репрезентации отличается от логики познания четкой ориентацией на адресата и речевую ситуацию.

Каждый пишущий или говорящий, который обращается к другому человеку и хочет понять его, должен поставить перед собой цель научиться логически мыслить, чтобы научиться логически говорить и писать. Для этого он должен, как минимум, знать и практически освоить основные законы логики, потому что каждый акт мышления, развивающийся в вербальной (в широком смысле — языковой) форме, должен подчиняться законам логики. Необходимо формировать в себе способность мыслить строго, стремиться избегать логических ошибок и сбоев в процессе мышления. Следует помнить и о том, что логичными могут быть только те сведения о явлениях и фактах, о которых идет речь и в процессе обучения, из которых автор сообщения соблюдает логику их усвоения, но процесс языкового представления фактического материала может быть нелогичным. И, наоборот, логика лингвистических рассуждений может быть соблюдена, и сообщение о фактах, информации оказывается логически неверным.

Проанализируем с позиции вышеупомянутых положений, приведенных во вступительном очерке о периоде коллективизации, в котором его автор смешал разрозненные исторические факты из разных эпох и не сумел связать их с темой работы, да и вряд ли мог это сделать, поскольку «очерк» показывает, что у автора отсутствует логика усвоения использованной им информации. Здесь мы находим данные об аграрных реформах П.А. Столыпина (1862-1911), государственного деятеля, министра внутренних дел и председателя Совета министров с 1906 года, идеолога и руководителя аграрных реформ. Более того, ошибочно объединяются сразу совершенно разные попытки преобразования российской деревни: неудачная столыпинская реформа начала ХХ века и форсированная коллективизация 20-30 годов прошлого века. Здесь упоминается, какая революция, «нанесшая особенно большой вред», хотя опять же неясно, кому и чему, и от нее абитуриент резко переходит в современность, говоря о «декулакизации многих крестьян». При этом абитуриент не только смешивает различные факты истории, но и сваливает разнородные явления «в одну кучу». Декулакизация, голод и смерть людей во многих странах современного мира, тяжелый труд крестьян и т.д. Разрозненные факты, не находящие структурной и системной связности в речевом произведении и свидетельствующие о нелогичности мышления говорящего и пишущего, следует квалифицировать как логические ошибки неязыкового или нелингвистического, иначе логико-фактологического характера.

Следует еще раз отметить, что одной из предпосылок способности к логическому мышлению является наличие знаний о предмете мышления. В то же время эти знания должны предстать в нашем сознании в виде системы, а не в хаотичном виде. В противном случае его языковая репрезентация (или языковая коммуникация) будет столь же бессистемной, хаотичной, с большим количеством различных языковых лингвистико-логических нарушений.

Альтернативная точка зрения

Ученые отмечают неоднозначность понятия «коммуникативная целесообразность». По мнению Б.Н. Головина, В.Г. Костомарова, А.А. Леонтьева, в речевом акте принцип коммуникативной целесообразности выходит на первый план. Ученые высказывают весьма прогрессивную для 70-х гг. 20 века идею о том, что коммуникативная целесообразность, в отличие от нормы, которая статична, выводит отношения языковой личности за пределы языковой структуры, «в сложную область связей и отношений языка и действительности, языка и сознания». Если норма, как правило, утверждает один вариант, то коммуникативная целесообразность позволяет из множества вариантов в короткое время выбрать тот (не всегда нормированный), который необходим в конкретных условиях общения и значим для автора в плане реализации задуманного.

В.Г. Костомаров в качестве одного из ведущих принципов при определении нормы выделяет именно принцип коммуникативной целесообразности. При этом ученый, отмечая естественные процессы изменений в современном русском языке и его коммуникативные функции, делает вывод, что ключом к пониманию коммуникативной целесообразности выбора тех или иных языковых средств сегодня может стать общая социальная атмосфера, торжествующая мода, определяющие общественный вкус. В.Г. Костомаров справедливо подчеркивает, что в современной массовой культуре, к сожалению, регулятором культурно-речевого поведения часто становится абсурдная мода, которая меняет представления о правильном и эффективном использовании языка.

Что такое речевая ошибка

Речевая ошибка — это неправильное употребление слов. В отличие, например, от грамматической, ее можно увидеть только в контексте.

Ошибки делают нашу речь неточной, некрасивой и даже непонятной.

Это может быть неправильное применение синонимов, антонимов, омонимов, неудачное употребление выразительных средств, неуместное использование диалектизмов, жаргонизмов, а также плеоназм (наличие в высказывании слов, имеющих одно и то же значение) и тавтология (повторение одинаковых или однокоренных слов).

Для наглядности классификация речевых ошибок по видам, с примерами и исправлениями, представлена в таблице:

Вот еще показательные примеры предложений с речевыми ошибками:

  • Ему захотелось заглянуть на небо (неразличение оттенков значения слова, вносимых приставкой или суффиксом, правильно-взглянуть).
  • Мы назначили встречу после дождичка в четверг (искажение образного значения фразеологизма в неудачно сформулированном контексте).
  • Прозвучал не грустный, но и не минорный мотив (неверное построение антитезы и выбор антонимов).
  • В этом пространстве располагался офис (ошибочный выбор синонима, правильно-помещение).
  • Этот писатель написал много замечательных рассказов (тавтология — повторение близких по смыслу слов).
  • Дождь шел всю ночь. Дождь даже не собирался заканчиваться (неоправданные повторения слова).
  • Когда я вышел на улицу, то встретил своих друзей. Когда мы поболтали, я пошел в школу (однообразие в составлении предложений).

Если умные взрослые способны контролировать свою речь, то у детей это процесс иного рода. Богатый русский язык дает широкий простор для неуемной детской фантазии и творчества.

Особенно часто речевые ошибки можно встретить у младших школьников. Окунаясь с головой в процесс познания, они допускают их, не задумываясь, на ходу исправляют, совершают новые и так постигают все премудрости родного языка.

Самые распространенные у них ошибки в речи — это:

  • неправильное склонение по падежам (исполнение мечт);
  • неверное употребление слов во множественном или единственном числе (одна качель);
  • произвольное словообразование (дватый вместо второй);
  • неточное использование предлогов (ходили в концерт).

В целом, допускаемые учащимися речевые ошибки можно подразделить на типы: лексико — стилистические, морфолого — стилистические, синтаксисо — стилистические.

Причины речевых ошибок

Почему мы совершаем ошибки в своей речи?

Причинами речевых ошибок принято считать:

  • влияние среды;
  • низкий уровень речевых навыков;
  • индивидуальные особенности речи.

Речь окружающих оказывает влияние и на нашу речь. Это может быть диалектная, просторечная лексика (одежа, скипятить, послабже), а также не всегда соответствующая нормам литературного языка речь средств массовой информации.

Неправильное употребление лексических средств выразительности, непонимание значения употребляемых слов, склонение несклоняемых существительных и неверное согласование с ними прилагательных, ошибки типа “масло масляное”, несочетаемые слова — все это говорит о невысоком уровне речевых навыков.

Индивидуальные особенности речи, связанные с отклонением от норм литературного словоупотребления, могут выражаться в неуместном повторении какого-либо слова или выражения, склонности к использованию иностранных слов в разговоре, постоянном проглатывании слов в предложениях.

План текста

В первом уроке мы уже говорили о том, что составление плана очень важно, так как он помогает эффективно организовать работу над текстом. В равной мере он помогает структурировать и ваши мысли

План – это скелет текста. Без него текст разваливается в бессвязную последовательность предложений. Конечно, идеального или универсального плана не бывает: он зависит от вашей темы, целей и выбранного стиля, однако существует четыре наиболее распространённых типа плана, применимых практически в любой ситуации.

1

Второй тип плана – аналитический.

Аналитический план принято ассоциировать с научными текстами, но он также может быть успешно использован в публицистических и даже официально-деловых текстах. Этот план хорошо подходит темам, которые требуют последовательного углубленного рассмотрения. В данном случае не нужно представлять разные точки зрения на проблему, но необходимо описать ситуацию и проанализировать её причины и последствия. Причём анализ должен продвигаться от наиболее очевидных аспектов к менее очевидным. В качестве иллюстрации, если дана тема «Военное вмешательство стран Западной Европы и Северной Америки во внутреннюю политику развивающихся стран на рубеже XX-XXI веков», то начать текст можно с рассмотрения идеологического уровня программных заявлений и лозунгов, затем перейти к политическим аспектам этого вмешательства и, наконец, к его экономическим причинам и последствиям.

3

Третий тип плана – исторический.

Этот план наиболее удобно использовать в текстах, основной задачей которых является проследить развитие, эволюцию, изменение каких-либо феноменов за определённый промежуток времени. Стрела времени задаёт хронологическую структуру повествования. Чаще всего рассмотрение продвигается от более ранних периодов к более поздним. Впрочем, возможна и реверсивная структура изложения, когда сначала обрисовывается наличная ситуация, а потом анализируются более ранние стадии, которые к ней привели. Этот приём часто используется в художественных текстах, но также может очень эффектно выглядеть в текстах публицистических.

4

Последний тип плана – тематический.

Такой план можно использовать в текстах на обширную и обзорную тематику. Примеры таких тем: «Современные подходы к обучению иностранным языкам», «Теории происхождения государства». Цель этого плана состоит не в том, чтобы углубляться в заданную проблематику, но в том, чтобы представить наиболее полную картину и на основе этого сделать какие-то обобщающие выводы.

Законы логики в тексте копирайтера

Изложение в тексте сложных аргументов
может быть облегчено для аудитории за счет логичности – отсутствия
противоречий, обоснованности, последовательности. И наоборот:
простые аргументы можно запутать, сделать непонятными для
потребителя. Для того чтобы текст был правильно воспринят, он должен
быть изложен в соответствии с законами логики, следующим законам
человеческого восприятия. Их четыре:

– закон тождества,

– закон противоречия,

– закон исключения третьего,

– закон достаточного основания.

Закон тождества

Закон тождества заключается в том, что
каждая объективно истинная и логически правильная мысль, каждое
понятие о предмете должны быть оп­ределенными и сохранять свою
одно­значность на протяжении всего рассу­ждения. То есть в тексте не
должно быть расплывчатых, беспредметных суждений. В основе должны
быть четкие конкретные
определения и понятия, которые
при нарушении данного закона подменяются, искажая общий смысл. Также
нарушение возникает, когда в начале текста обещается доказательство
одного, а в конце доказывается что-то совсем другое.

Например,

«Гражданин Потапов А. В. получил наказание в виде
лишения свободы на срок 2 года условно, т.е. остался безнаказанным…»

Закон противоречия

Закон противоречия утверждает то, что
одновременно не могут быть истинными два несовместимых вы­сказывания
(два противоположных ут­верждения или утверждение и отрица­ние) об
одном и том же предмете, в од­но и то же время, в одном и том же
от­ношении. Одно из них обязательно бу­дет ложным, а другое – или
истин­ным, или ложным.

То есть описываемый предмет или
явление не могут одновременно иметь несовместимые свойства. Дверь,
как известно, не может открываться одновременно и вправо, и влево.
Но в разные периоды с ней это может происходить, если ее, например,
перевесить. Одновременно в разные стороны могут открываться разные
двери. Предмет не может быть одновременно и большим, и маленьким.
Попытки придачи одному объекту противоположных свойств приводят к
нарушению логики подачи сведений, к невозможности качественного
восприятия информации потребителем.

Например,

«Выходной день. Семен Петрович собирается на
работу…»

Закон исключенного третьего

Закон исключенного третьего
заключается в том, что два противоречащих вы­сказывания об одном и
том же предме­те, взятом в одном и том же отноше­нии и в одно и то
же время, не могут быть вместе и истинными, и ложными: если одно из
них будет истин­ным, то другое – ложным, третьего не дано. Этот
закон тре­бует выбирать одно из противореча­щих высказываний в
качестве истин­ного. То есть из утверждения «предмет маленький» и
«предмет большой» нужно в качестве истинного выбрать что-то одно.
Третьего суждения о предмете не существует.

Например,

«– Дай мне одну из твоих собак.

– Какую?

– Черную.

– Черная мне милее белой!

– Тогда дай белую.

– А белая мне милее обеих! …

Закон достаточного основания

Закон достаточного основания
утверждает, что любая мысль, чтобы стать несомненной, должна быть
обос­нована другими мыслями, истинность которых доказана или
самоочевидна. Таким образом обеспечивается доказательность мышления.
Соответственно, все рассуждения, выводы создателя текста должны
строиться на соответствующих фактах и безукоризненной логике.

Например,

«Девка с полными ведрами – к добру; пустые ведра – к
худу…»

Как избежать ошибок

Необходимо следить за своей мыслью, тщательно вычитывать готовый текст.

Помочь в оформлении текста могут вводные слова «во-первых», «во-вторых», «итак» и другие слова, которые служат для оформления мысли. Например, «чтобы про аргументировать свое мнение, я хотел бы сослаться…», «в качестве аргумента я могу привести…», «примером этого может служить…» Эти слова помогут дисциплинировать мысль и не позволят ей остаться необоснованной.

Помочь не сбиться с темы способен и обычный план.

Чтобы текст был логичным и понятным, его необходимо разбить на абзацы, внутри каждого из которых имеется своя микротема.

Что мы узнали?

Логичность речи – это соответствие высказывания законам логики, правильного мышления. Чтобы текст был понятен, он должен быть логичным, то есть последовательным и доказательным. Надо стараться не допускать логических ошибок: подмены тезиса, противоречивости, алогизмов и т.д. Аргументы должны подтверждать высказывания, а вывод – следовать из рассуждений. Помочь в создании логичного текста могут особые слова и план.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Формы логического мышления

Форма мышления – это структура мысли, определяющая взаимосвязи между отдельными её элементами.

Существует три основных формы мышления:

  1. Понятие. Это мысль о конкретном объекте, явлении или свойстве. Это может быть кто-то одушевленный (другой человек), что-то материальное (автомобиль) или нематериальное (любовь).
  2. Суждение. Это цепочка взаимосвязанных понятий. К примеру, у нас есть понятие о том, что ответственность – это хорошо. И если мы думаем о том, что какой-то человек ответственный – это суждение, состоящее из двух понятий (человек + качество).
  3. Умозаключение. Это вывод, который делается на основе нескольких суждений и при этом содержит в себе новую информацию. К примеру, если мы знаем, что наш знакомый является ответственным человеком, мы можем сделать вывод, что ему можно доверять.

Какие бы мысли ни крутились сейчас в вашей головы, каждая из них относится к одной из этих трёх форм. Наш жизненный опыт включает знание миллионов разных понятий, которые мы мгновенно объединяем в суждения и делаем на их основе определённые умозаключения.

Основные законы и требования

Любой оратор не только должен хорошо разбираться в материале, но и уметь его качественно преподнести. Грамотное изложение и выражение своих мыслей позволит слушателям в точности воспринять информацию, сделать корректные выводы и избежать двусмысленности. Независимо от цели высказывания речь говорящего должна строиться на основных законах:

  • закон тождества (на протяжении всего разговора предмет мысли должен оставаться одним и тем же, а частой ошибкой автора является склонность к смене темы);
  • закон противоречия (противоречащие друг другу высказывания не могут быть одновременно истинными, иногда ораторы высказывают противоположные суждения во время рассуждений на одну и ту же тему);
  • закон исключения третьего (между двумя противоречащими суждениями не бывает третьего, считающегося верным в том же отношении);
  • закон достаточного основания (любое высказывание должно иметь обоснование, которое доказано неопровержимыми фактами).

В некоторых случаях проявляются логические нарушения, которые являются ошибками с точки зрения семантики, но подчеркивают проявление вежливости, например: «Не подскажете, где находится…?». Такой оборот называется формулой вежливости и разрешен исключительно в разговорной речи, но не в деловом документообороте. Также допускаются обороты со словом «кроме», например: «Лекцию посетили все, кроме Петровой».

По определенным причинам в выступлениях допускается лирическое отступление — незначительное отклонение от основной темы доклада, которое усиливает смысл сказанного и на несколько минут отвлекает слушателя от сути. Это своеобразный прием эмоциональной разрядки, который применяется в процессе продолжительных выступлений.

Закон непротиворечия

Логическое мышление характеризуется непротиворечивостью. Противоречия разрушают мысль, затрудняют процесс познания. Требование непротиворечивости мышления выражает формально-логический закон непротиворечия.

Закон непротиворечия:

два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно.

Закон формулируется следующим образом:

неверно, что А и не-А (не могут быть истинными две мысли, одна из которых отрицает другую).

Два противоположных суждения не могут быть одновременно ис­тинными, по крайней мере, одно из них необходимо ложь. Другими словами, при истинности одного из противоположных суждений второе необходимо ложно, но они могут быть одновременно ложными.

Т.е. нельзя одновременно утверждать и отрицать что-либо. Закон непротиворечия действует в отношении всех несовместимых суждений.

Закон непротиворечия выражается формулой ():

    • В классической логике: не может быть одновременно А и не-А, А и В.
    • В символической логике: ┐(р Λ ┐р) (неверно, что р и не-р одновременно истинны),

где р — любое высказывание, ┐р – отрицание высказывания р, знак ┐ перед всей формулой – отрицание двух высказываний, соединенных знаком конъюнкции.

Замечание

Некоторые авторы формулируют этот закон как закон противоречия:

  • «А не может в одно и то же время быть В и не-В», или:
  • «из двух суждений, из которых одно утверждает то, что другое отрицает, одно должно быть ложным».

Смысл этого закона заключается в том, что ничто не может в одно и тоже время, в одном и том же отношении иметь противоречащие качества.

Мы, например, никак не можем себе представить, чтобы бумага была в одно и то же время и белая и не-белая, например красная. Ни одно качество не может в одно и то же время и присутствовать и отсутствовать.

Таким образом, закон противоречия требует, чтобы мы одной и той же вещи, в одно и то же время, в одном и том же отно­шении не приписывали противоречащих предикатов В и не-В.

Подробнее о законе непротиворечия

Для правильного его понимания необходимо иметь в виду следующее:

утверждая что-либо о каком-либо предмете, нельзя, не противореча себе, отрицать (1) то же самое (2) о том же самом предмете, (3) взятом в то же самое время и (4) в том же самом отношении.

Закон противоречия выражает одно из коренных свойств логического мышления — непротиворечивость, последовательность мышления. Его сознательное использование помогает обнаруживать и устранять противоречия в своих и чужих рассуждениях, вырабатывает критическое отношение ко всякого рода неточности, непоследовательности в мыслях и действиях.

Закон непротиворечия требует от мышления непротиворечивости, после­довательности рассуждения.

Ошибка при нарушении закона непротиворечия:

«Противоречивость в рассуждении». В случае ошибки допускается следствие: (p Λ ­ р) → q, читается: если р и не-р, то q, что означает: «из лжи следует все что угодно».

Значение закона непротиворечия для работы юриста

Умение вскрывать и устранять логические противоречия, нередко встречающиеся в показаниях свидетелей, обвиняемого, потерпевшего, играет важную роль в судебной и следственной практике.

Одно из основных требований, предъевляемых к версии в судебном исследовании, состоит в том, чтобы при анализе совокупности фактических данных, на основе которых она построена, эти данные не противоречили друг другу и выдвинутой версии в целом

Наличие таких противоречий должно привлечь самое серьезное внимание следователя. Однако бывают случаи, когда следователь, выдвинув версию, которую он считает правдоподобной, не принимает во внимание факты, противоречащие этой версии, игнорирует их, продолжает развивать свою версию вопреки противоречащим фактам

Понятие и условия

Логичность речи является ее коммуникативным свойством, которое выражается в последовательном и аргументированном изложении мыслей. Благодаря соблюдению основных законов логики оратор точно и грамотно может донести до слушателя собственные рассуждения, передать информацию и даже воздействовать на подсознание.

Нелогичность в русском языке следует отличать от неточности. Последняя означает несоответствие действительности тому, что говорящий пытается передать словами. Определение логики заключается в четкой структуре речи, знании подходов к ее построению, а также в осмысливании языковых единиц и их сопоставлении. Специалисты выделяют основные условия логичности:

  • экстралингвистические (осваивание логики рассуждения);
  • лингвистические (овладение навыками изложения).

Чтобы иметь возможность выражаться и писать логично, необходимо уметь рассуждать и мыслить. Эти два условия неотделимы друг от друга. Структурной основой логического мышления является способность максимально точно употреблять слова, составлять предложения, а затем выстраивать целый текст. В соответствии с экстралингвистическим условием логичности структура речи должна содержать:

  • тезис — мысли или предположения, которые требуют доказательства;
  • аргументы или доводы — положения, которые служат обоснованием тезиса;
  • демонстрация — совокупность умозаключений, выступающих формой доказательства.

Кроме того, логичность высказывания предполагает структурирование текста на смысловые части, разбивку на абзацы. При этом не допускается излишнее дробление мысли или, наоборот, чрезмерное усложнение громоздкими предложениями.

Возможные ошибки

Однако иногда возникают логические ошибки. Они могут быть связаны с разными факторами. Во-первых, это могут быть ошибки мышления, если говорящий или пишущий сам точно не знает, что он хочет сказать. В этом случае его рассуждение становится нелогичным, оно крутится на одном месте, или автор текста высказывает необоснованное утверждение.

Однако бывает и так, что автор текста отлично понимает, о чём он собирается говорить или писать, но текст не получается. Рассмотрим примеры таких ошибок.

Подмена тезиса. Так называется ошибка, возникающая, если автор начал говорить об одном, но перескочил на другое. Скажем, тема сочинения требовала разбора лирики Ахматовой, посвященной творчеству, а школьник незаметно для себя сузил ее до темы «Образ Пушкина в стихах Ахматовой».

Противоречивость высказывания. Автор пишет одно и сразу же другое, противоположное первому. Например, уверяет, что «самым отвратительным персонажем поэмы Гоголя» является Собакевич, а через абзац обвиняет в том же Плюшкина. Но только один из них может быть «самым отвратительным».

Ошибки, связанные с аргументацией. Их несколько. Какое-то высказывание может быть неаргументированным. Например, «Пушкин посвятил много стихов осени, потому что это его любимое время года. Мы можем это доказать, так как поэт любил осень.» Но тут нет доказательства: автор сочинения просто сказал то же самое другими словами.

Аргумент на самом деле ничего не доказывает. Например, в доказательство того, что Печорин любил Веру, автор сочинения приводит эпизод дуэли с Грушницким. Но дуэль никак не доказывает чувства Печорина к Вере.

Аргумент «повис в воздухе». Это ошибка, при которой автор сочинения аргументирует непонятно что. Предложения не связаны между собой, и похоже, что это просто разрозненные высказывания.

Алогизм. Употребление несочетаемых понятий вместе. Например, «нагрудный карман джинсов».

Необоснованное сужение или расширение понятия. Примером может служить высказывания «Его произведения читают миллионы стран», «Он читал лекции в МГУ, передавая знания студенчеству».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: