Происшествия на станции
МКС – это сложный механизм, а все аппараты имеют свойство выходить из строя: может наблюдаться сбой в работе, ломаются какие-то детали. Все такие поломки сразу же ремонтируются командой космонавтов.
Большая трагедия на станции была только в 2003 году. Тогда корабль «Коламбия» погиб. После этого случая на протяжении двух лет американские шаттлы не летали в космос (был наложен запрет). По этой же причине произошло замедление строительства станции, и оно по сей день не завершено.
Нередко выходят из строя солнечные батареи, установленные на обшивке корабля. Астронавты сразу же выходят в космос для их починки.
На российских модулях было зафиксировано три отказа электроники. В 2006 году произошло задымление станции.
Международное сотрудничество в сфере освоения космоса
Первая космическая гонка являлась частью холодной войны, но после ее окончания исследование космического пространства перестало быть соперничеством, превратившись в международное сотрудничество.
Тесное международное сотрудничество в области космонавтики возникло в 60-х годах XX века по причине высокой стоимости космических проектов, а также заинтересованности всех государств в эффективности практической деятельности и результатов в освоении космического пространства.
С тех пор все участники, которые используют и исследуют космическое пространство должны следовать принципам сотрудничества, взаимно помогать друг другу, осуществляя космическую деятельность с учетом интересов других стран.
Еще до того, как появились международные договора о космосе, государства соблюдали принципы и нормы использования космического пространства на уровне обычаев. Например:
- не распространять государственный суверенитет в космосе;
- все государства имеют равные права в области исследования и использования космоса;
- космическая деятельность должна полностью соответствовать общему международному праву;
- наличие международной ответственности каждого государства за свою космическую деятельность.
В 1959 году 24-мя государствами был основан Комитет ООН, работа которого направлена на регулирование мирных целей в космическом пространстве и оказание содействия в реализации программ под эгидой ООН в сфере космоса. На сегодняшний день в Комитете состоит более 70 государств.
В 1967 году был заключен Договор между Советским Союзом, США и Великобританией, который составил основу международного космического права. Впоследствии к Договору о космосе присоединилось множество других стран.
Взаимная работа по освоению и использованию внеземного пространства строится по двум основным формам:
1. между организациями, которые занимаются космической деятельностью;<bt>
2. работа в совместных международных космических проектах и программах.
По такому сотрудничеству создаются многосторонние и двусторонние международные договоры. Россия такие договоры имеет со многими странами, в частности, по вопросам запуска космических объектов российскими ракетами-носителями, а также по вопросам использования космодрома Байконур (с Казахстаном).
Из организаций в пример можно привести следующие:
- Европейское космическое агентство;
- Международная организация морской спутниковой связи;
- Европейская организация по использованию метеорологических спутников;
- Арабская корпорация спутниковой связи и прочие.
Существуют также специализированные учреждения ООН, для регулирования определенных вопросов космического сотрудничества, такие как:
- Международный союз электросвязи;
- Всемирная метеорологическая организация;
- Международная организация гражданской авиации;
- Международная морская организация.
Благодаря совместному взаимодействию удается охватить различные сферы космической деятельности – создавать образцы космической техники, проводить научные исследования, осуществлять совместные полеты, использовать результаты космической деятельности и прочее.
Ярчайший пример международного сотрудничества – создание и использование международной космической станции (МКС), создание Международной программы КОСПАС-САРСАТ для поиска и спасения людей при помощи получения информации со спутников о бедствии воздушных и морских судов.
Любопытным на заметку
Странное желание увидеть МКС может посетить каждого человека точно так же, как желание покорить горную вершину. Несмотря на то, что результат воплощения такой мечты не несёт никакой практической пользы, попробовать увидеть станцию всё-таки стоит. Хотя бы ради чувства морального удовлетворения.
Интересно узнать, что длина МКС превышает 100 м. Весит она более 400 000 кг. Жилой объём комплекса 916 м². Обитаемой станция стала в 2000 году. Изначально экипаж состоял всего из трёх человек. В настоящее время это количество возросло до шести. Не менее интересно будет узнать, на какой высоте летает МКС. Станция находится более, чем в 400 км от земли. Она никогда не отходила от планеты дальше 418 км, но и не подходила ближе 413 км. Можно упомянуть и другие интересные факты о станции:
- Существуют телекомпании, специализацией которых являются трансляции планеты со станции в режиме реального времени.
- Американские и российские астронавты используют разные источники питьевой воды, находясь на станции. Чтобы контролировать уровень бактерий в воде, американцы предпочитают йод. Для этих же целей российские астронавты применяют серебро. Эти вещества нельзя смешивать, чтобы не испортить оборудование.
- На борту МКС был снять фантастический фильм «Апогей страха». Кинолента так и не вышла в прокат.
- Астронавты на борту любят смотреть фильмы и мультфильмы на космическую тематику, например, «Аватар».
- Российские астронавты вынуждены брать с собой в космос оружие. В случае внештатных ситуаций неизвестно, на какой высоте и где именно летает МКС. Если станция приземлиться в незапланированном месте, например, в лесу, астронавты должны будут защищать себя от диких зверей.
- Сотрудники станции встречают рассветы и закаты каждые 45 минут. Связано это с тем, что станция ежедневно огибает планету 15,5 раз;
- Сеть ресторанов «Горячая пицца» провела рекламную акцию, доставив на МКС свою продукцию. За право доставить пиццу компания заплатила $ 1 000 000 Российскому космическому агентству. Одна из самых громких рекламных кампаний была проведена в 2001 году.
[править] Хронология существования станции
МКС в июле 2000 года, задолго до первой экспедиции
- Первый модуль Международной космической станции — функционально-грузовой блок «Заря» был выведен на орбиту 20 ноября 1998.
- Первый основной экипаж (Уильям Шеперд, Сергей Крикалев и Юрий Гидзенко) прибыл на станцию 2 ноября 2000 года на корабле «Союз ТМ-31», и с тех пор МКС является постоянно обитаемой.
- В 2001 году на корневом сегменте Z1 был установлен энергетический модуль P6, на орбиту были доставлены лабораторный модуль «Дестини», шлюзовая камера «Квест», стыковочный отсек «Пирс», две грузовые телескопические стрелы, дистанционный манипулятор. 2002 года станция пополнилась тремя фермен конструкциями (S0, S1, P6), две из которых оборудованы транспортировочными устройствами для перемещения дистанционного манипулятора и астронавтов во время работы в открытом космосе.
- В связи с катастрофой американского корабля «Колумбия», произошедшей 1 февраля 2003 года, строительство МКС приостановилось, а постоянный экипаж уменьшился с трех до двух человек для экономии ресурсов, поскольку основными поставщиками стали корабли Прогресс, имеющих небольшую грузоподъемность, по сравнению с шаттлами (2,5 т против 20).
- В 2006 году после возобновления полетов шаттлов строительство МКС продолжилось, а количество членов экипажа увеличилась с двух до трех. На станцию были доставлены новые секции солнечных батарей, что значительно повысило ее энерговооруженность.
- В конце 2007 года МКС пополнилась двумя герметичными модулями. В октябре шаттл «Дискавери» STS-120 привез на орбиту изготовленный в Италии по заказу США соединительный модуль Node-2 «Гармония» (Harmony) (Node-1 под названием «Юнити» работает в составе станции с декабря 1998 года). В ноябре Node-2 «Гармония» (Harmony), с помощью манипулятора станции был установлен на свое штатное место — на осевой порт модуля «Дестини». По своему назначению Node-2 является соединительным узлом между тремя лабораторными модулями: американским «Дестини», европейским «Колумбус» (Columbus) и японским «Кибо». Кроме того, осевой стыковочный узел Node-2 стал основным причалом для шаттлов.
- Европейский лабораторный модуль «Колумбус», предназначен для постоянной работы в составе МКС, в феврале 2008 года был выведен на орбиту шаттлом «Атлантис» (миссия STS-122), и 11 февраля с помощью манипулятора этого корабля установлен на свое штатное место. 14 марта и 4 июня было пристыкован два из трех элементов модуля Кибо — экспериментальный модуль обеспечения и герметичный отсек.
- 9 марта 2008 года состоялся первый запуск европейского автоматического грузового корабля, корабль доставил 7,7 т груза. Планируется 5 запусков до 2015 с промежутками между запусками 13-15 месяцев.
- 29 мая 2009 года начал работать первый постоянный экипаж из шести человек, доставленный двумя кораблями Союз ТМА. Увеличение количества членов экипажа произошло в результате роста возможностей обеспечения.
- 10 сентября 2009 года состоялся первый запуск японского автоматического грузового корабля, грузоподъемность корабля 6 т. Корабль не имеет собственной системы сближения — аппарат подлетает как можно ближе к станции, схватывается манипулятором и присоединяется к модулю «Гармония».
- 3 февраля 2010 года Многосторонний совет по управлению МКС подтвердила, что не существует никаких известных технических ограничений по продлению эксплуатации станции после 2015 года.
- В 2011 году закончились полеты многоразовых кораблей Спейс Шаттл.
- 25 мая 2012 года к станции пристыковался первый в мире частный космический корабль Дракон.
- 18 сентября 2013 года к станции пристыковался частный грузовой космический корабль Сигнус.
Космическое время
Время на МКС лондонское. Оно отличается от нашего, московского. Космонавты встают в 6 утра. Их рабочий день начинается с докладов на Землю, причем экипаж связывается каждый со своей страной. Обычно одновременно на станции присутствует 6-7 человек — представителей государств, участвующих в проекте.
Все доклады можно увидеть и послушать в режиме онлайн. Это уникальные записи. Часть из них проходит на русском языке. Время докладов: 7:30-8:00. Рабочий день завершается еще одним докладом, который выполняется в 18:30-19:00.
Каждый день экипаж должен заниматься на тренажерах, а также проводить различные биологические и технологические эксперименты по заказу НИИ. Некоторые опыты требуют выхода в открытый космос. Если на станции происходят сбои, то сотрудники должны провести диагностику и разрешить возникшую проблему.
При просмотре работы космонавтов одним из захватывающих зрелищ является стыковки шаттлов, грузовых кораблей. Это впечатляет. Американцы свернули программу запуска космических кораблей, а ее представители добираются до МКС с российскими космонавтами на корабле «Союз».
У космонавтов есть свободное время, которое они проводят за чтением разнобразных книг или рассматривая в иллюминатор космос и Землю.
И днём, и ночью
Увидеть станцию можно и в дневное, и в ночное время суток, поскольку за одни земные сутки она делает 15 с половиной оборотов вокруг нашей планеты. На один оборот в среднем уходит более 90 минут. В ясную погоду МКС отражает солнечный свет при определённой позиции. В этот промежуток времени она становится видимой на земле без специальных устройств. Однако смотреть на ярко светящийся объект неудобно. К тому же, станция не всегда поворачивается в нужное положение. Вот почему попытаться увидеть её рекомендовано ночью. Тем же, кто намерен любоваться главной «звездой» на небосклоне днём, могут принять к сведению следующие советы:
- Узнать станцию можно по такому признаку, как движение с запада на восток. Она похожа на очень яркий и быстро падающий метеорит. При появлении объект кажется белым. Затем он достаточно быстро меняет цвет на оранжевый.
2. Время полёта МКС над Москвой или другим российским городом рассчитать трудно. Никто не захочет провести весь день или всю ночь перед окном, вглядываясь в звёздное небо. Самый простой способ следить за станцией – подписаться на рассылку NASA, которая называется SpottheStation. Чтобы оформить рассылку, нужно зайти в раздел SignupforAlerts. Здесь необходимо выбрать свою страну и населённый пункт, а также ввести адрес электронной почты. Кроме этого, вам нужно указать, какие полёты вы хотели бы отслеживать. Система будет оповещать вас о предстоящем полёте станции над вашим городом за 12 часов. Единственный недостаток системы – она оповещает жителей только крупных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Волгограда, Новосибирска и т. д. Чтобы узнать, как увидеть МКС с земли невооружённым глазом, жителям других населённых пунктов, придётся искать другие источники.
3. Отслеживать станцию можно и благодаря некоторым другим интернет-ресурсам. В социальной сети Твиттер есть специальный бесплатный сервис Twisst. Google предлагает свой собственный мониторинг передвижения. Полезными могут оказаться сайты SatelliteFlybys и HeavensAbove.
Вглядываясь в ночное звёздное небо, мы надеемся увидеть падающую звезду. По легенде, если в этот момент успеть загадать желание, оно непременно сбудется. Однако яркий стремительно несущийся объект в небе – это не всегда метеорит, который называют звездой. Зная, как увидеть МКС невооружённым глазом, вы получите возможность загадывать желания не один раз в сутки.
https://youtube.com/watch?v=8QiWek04PZ0
Как увидеть МКС невооруженным глазом?
Многие задаются вопросом: «Можно ли увидеть МКС с Земли?». Если Великая Китайская стена – единственное видимое из космоса сооружение, созданное человечеством, то МКС – единственное творение рук человека в космосе, видимое с Земли невооруженным глазом. МКС является третьим по яркости постоянным небесным объектом, уступая лишь Солнцу и Луне. Иногда станция опускается на четвертое место в этом своеобразном рейтинге, но лишь в том случае, если происходит вспышка «Иридиума» — явления, представляющего собой отражение солнечного света гладкими антеннами спутников связи.
Видимые пролеты МКС непросто зафиксировать с помощью оптических приборов из-за большой скорости движения станции. Поэтому не обязательно использовать бинокль или телескоп – увидеть МКС над Москвой или любым другим крупным городом можно невооруженным взглядом. Все, что для этого понадобится, это безоблачное небо. Наблюдать за полетом можно и днем, однако из-за солнечного света делать это неудобно. Поэтому лучше приступать к наблюдению ясной ночью.
Чтобы наблюдать за пролетом МКС с Земли, нужно смотреть в южную сторону небосвода. Орбита станции расположена под углом в 51° над земной поверхностью, поэтому в северном полушарии и, в частности, в России ее пролет представляет собой яркую точку на небосклоне, двигающуюся с юго-запада на северо-восток. Максимальной высоты в 40° над горизонтом МКС занимает практически по южному азимуту.
Уходя в восточном направлении, станция будет снижаться, после чего войдет в тень Земли и исчезнет из обзора зрения. Но перед этим МКС окрасится в красный цвет – так на солнечных антеннах МКС отражаются лучи заходящего солнца. Каждый день в одной и той же местности МКС будет появляться в одной точке небосвода, но из-за орбиты и скорости движения с каждым днем немногим раньше. Общий цикл движения повторяется каждые четыре недели, по истечении которых станция снова появится на небосводе в то же самое время, что и месяц назад.
Так как увидеть МКС в телескоп сложнее, чем невооруженным взглядом, то этот прибор нечасто используется для наблюдения. Однако использование специальной оптики может дать новые ощущения – в окуляр можно даже рассмотреть антенны и само «тело» станции. Для этого понадобится мощная профессиональная техника – нужен телескоп с апертурой не менее 100 мм и минимум 70-кратным увеличением. Однако даже с такой оптикой изображение вряд ли будет четким – МКС буквально утопает в своем свете, а из-за высокой скорости движения картинка будет смазанной.
Чтобы посмотреть МКС с Земли сегодня, нужно знать точное время начала пролета станции в данной местности – если упустить момент, то придется ждать полтора часа.
Чтобы увидеть пролет МКС, нужно в указанное время занять удобную позицию, при необходимости вооружиться телескопом или биноклем и смотреть в юго-западную часть небосвода. Быстро двигающаяся на фоне звезд и планет яркая точка и является Международной космической станцией.
А вы наблюдали за МКС?
Нет, но обязательно сделаю это 52.38%
Наблюдал невооруженным глазом 33.33%
Наблюдал с помощью оптики 0%
Пробовал – не получилось 14.29%
МКС – самый дорогой проект, когда-либо созданный человеком. На сборку и поддержание эксплуатации было израсходовано более 160 млрд. долларов, с каждым годом расходы лишь увеличиваются. По планам NASA и Роскосмоса, МКС пробудет на орбите, по крайней мере, до 2030 года, так что эта цифра значительно возрастет. Однако ценность МКС измеряется не в прибыли, которую она не приносит, а в получаемом научно-исследовательском опыте и самом осознании, что человечество может не только кратковременно покорить космос, но и способно задержаться в нем надолго.
Нравится
2018
США могут заказать у РФ корабль для доставки астронавтов на МКС
США намерены заказать в России изготовление космического корабля “Союз” для доставки своих астронавтов на Международную космическую станцию в 2020 году в связи с задержкой в изготовлении американских коммерческих космических кораблей, сообщил РИА Новости источник в ракетно-космической отрасли.
По его словам, контракт планируется заключить между корпорацией Boeing и РКК “Энергия”. Аналогичный договор был заключен на доставку американских астронавтов в 2018 и первой половине 2019 года.
Собеседник РИА Новости уточнил, что для заключения контракта потребуется разрешение от американских законодателей, которые могут выступить с критикой зависимости NASA от России.
Проблемы могут возникнуть и с российской стороны. Ранее СМИ сообщали, что тогдашний вице-премьер Дмитрий Рогозин в апреле потребовал, в частности, от ракетно-космической отрасли согласовывать с ним заключение всех контрактов со странами, наложившими на Россию санкции.
После закрытия проекта Space Shuttle в 2011 году США потеряли независимый доступ в космос. Полеты американских астронавтов на Международную космическую станцию с тех пор осуществляются только на российских кораблях “Союз”.
NASA: санкции помешают США доставлять грузы на МКС
США через 2 года не смогут доставлять свои грузы на МКС из-за санкций, запрещающих совместную коммерческую деятельность с компаниями “Роскосмоса”, сообщается в отчете генерального инспектора NASA Пола Мартина.
Сейчас американские грузы доставляется на МКС при помощи российских двигателей РД-181, которые используются в самой важной части полета – в первой ступени ракеты-носителя.
В момент введения санкций США и при Бараке Обаме, и при Дональде Трампе конгресс утверждал поправку, которая разрешает США до 2020 г. покупать российские ракетные двигатели.
РД-181 производства российского АО “НПО Энергомаш” используются в американских ракетах-носителях Antares 230 компании Orbital ATK.
В отчете управления генерального инспектора NASA подчеркивается, что разработки США по созданию замены РД-181 далеки от практической реализации. США постепенно отказываются от услуг “Роскосмоса”.
SpaceX начала поставки грузов на МКС в 2012 г., а Orbital ATK – в 2014 г.
В январе 2016 г. NASA выбрало три компании США – Orbital ATK, SpaceX и Sierra Nevada – для второго раунда контрактов на поставку грузов к МКС до 2024 г.
В декабре 2015 г. США заказали у России 20 ракетных двигателей РД-180 производства российского АО “НПО Энергомаш” для ракет-носителей семейства Atlas. В 2016 г. корпорация Orbital Sciences Corporation (США) приняла решение о реализации опциона на закупку еще 8 двигателей РД-181, сообщали ранее “Вести. Экономика”.
Запуск робота IBM
28 февраля 2018 года стало известно, что компании Airbus и IBM объединили усилия по разработке интерактивного помощника CIMON (Crew Interactive MObile CompanioN) — подвижного робота размером с набивной мяч, оснащенного технологией искусственного интеллекта (ИИ) Watson.
Издание Newsweek отмечает, что CIMON станет первым «летающим компьютером» в космосе, когда робот будет доставлен на Международную космическую станцию (МКС) для работы с космонавтами. Робот весит примерно пять килограмм и сделан из металла и пластика посредством 3D-печати. Подробнее здесь.
Какие двигатели есть на МКС
Что касается «моторов», которых на МКС всего 42, то основными из них является пара жидкостных реактивных двигателей коррекции и сближения (ДКС) многократного включения типа 11Д442 с мощностью (тягой) в 417+16 килограмм-сил (кгс) каждый. При помощи этих агрегатов можно корректировать орбиту станции во время её полёта, создавая дополнительное ускорение. Кроме этого режима тяги эти жидкостные реактивные двигатели (ЖРД) имеют ещё и режим перекачки топлива, во время которого они могут перемещать горючее из баков с низким давлением в баки с давлением высоким.
Для стабилизации основного функционально-грузового блока (ФГБ) станции используют 24 ЖРД многократного включения типа 11Д45-8. Каждый из них обеспечивает тягу в 40+2,0 кгс. В классификации эти «моторы» обозначаются как ДПС – двигатели причаливания и стабилизации.
Для стыковки МКС с космическими кораблями типа Space shuttle или Crew Dragon станция оснащена 16 двигателями точной стабилизации (ДТС) многократного включения 17Д58Э. Как и все агрегаты, эти тоже имеют вытеснительную систему подачи горючего. Каждый из 16 ДТС имеет мощность 1,36+0,06 килограмм-сил.
История создания МКС
Первоначально Международная космическая станция создавалась как противовес советской станции «Мир», поэтому в ее создании участвовали лишь страны Запада и Япония. О проекте под кодовым названием Freedom («Свобода») было заявлено президентом США Р. Рейганом в 1984 году – в самый разгар Холодной войны.
Блок «Заря» и модуль «Unity»
Однако стоимость проекта была слишком велика даже для богатых стран, к тому же к началу 90-х годов изменилась и политическая ситуация в мире. Независимая Россия, первоначально планировавшая построить станцию «Мир-2», столкнулась с финансовыми трудностями. Поэтому было принято объединить усилия в прошлом противоборствующих лагерей. 17 июня 1992 года Российское космическое агентство и NASA заключили соглашение о совместном исследовании космоса.
В рамках программы «Мир – Шаттл» и родилась идея о строительстве МКС. 2 сентября 1993 года правительства РФ и США объявили о совместном создании орбитальной станции, получившей свое нынешнее название. В 1995 году был утвержден ее эскиз, а годом позже была утверждена конфигурация МКС.
Запуск первого модуля МКС
Запуск первого модуля Международной космической станции был произведен в 1998 году. Сначала ракетой «Протон-К» на орбиту был выведен российский грузовой блок «Заря». Двумя неделями позже к нему пристыковался американский модуль «Юнити», который и поныне отвечает за стыковку с МКС всех космических кораблей. 10 декабря 1998 на борт станции зашли первые люди – космонавт С. Крикалев (Россия) и астронавт Р. Кабан (США).
«Протон-К» с модулем «Звезда»
В 2000 году сборка станции была продолжена. Российский сегмент МКС пополнился служебным модулем «Звезда», на ранних стадиях отвечавшим за жизнеобеспечение станции. В этом же году на МКС был доставлен экипаж первой постоянной экспедиции в составе космонавтов С. Крикалева и Ю. Гидзенко (Россия), а также астронавта У. Шепарда (США).
В дальнейшем сборка МКС была продолжена: в 2001 году к МКС были пристыкованы научная лаборатория «Дестини» (США), робот-манипулятор «Канадарм2» (Канада) и шлюзовые отсеки «Квест» (США) и «Пирс» (Россия). Сборка станции была приостановлена в 2003 году в связи с катастрофой американского многоразового шаттла «Колумбия». Лишь в 2005 году на орбиту был поднят новый модуль – внешняя складская платформа ESP-2. К 2011 году сборка основной конфигурации станции была закончена, после чего развитие МКС было временно остановлено.
Доставка на стартовую площадку грузового корабля с модулем «Звезда»
В 2016 году доставка модулей была возобновлена. Причиной многолетней паузы стало окончание использования многоразовых космических челноков «Спейс шаттл». Российские корабли из-за своих технических характеристик не могли доставлять на орбиту модули МКС. Лишь на ранних стадиях проекта два российских блока были доставлены космическими кораблями «Протон». Остальную работу по доставке орбитальных модулей выполняли американские корабли. Сначала полеты совершали многоразовые шаттлы, в последние годы эстафету подхватил корабль Dragon компании SpaceX. Доставку экипажей и обычных грузов также выполняют российские корабли серий «Прогресс» и «Союз».
Как уже говорилось, по состоянию на 2020 год станция состоит из 15 основных модулей и нескольких второстепенных. Однако развитие станции не остановилось. По планам, в будущем планируется доставить на орбиту 4 российских модуля («Наука», ERA, «Причал» и НЭМ-1), которые могут составить основу национальной российской станции после вывода МКС из эксплуатации.