Выборы и референдум

Выборы и референдум сходства и отличия. Выборы и референдум – отличия и сходства избирательного права в таблице

В современном обществе каждый человек, достигший совершеннолетия, имеет право участвовать в политической жизни, влияя тем самым на принятие важных государственных вопросов. Основными формами такого участия являются выборы и референдум. Узнаем, в чем состоит их сходство и различие.

Это одна из форм участия граждан в политике. Голосовать можно на выборах и референдумах. В этом состоит избирательное право.

Виды избирательного права: активное (участие дееспособных лиц, достигших 18 лет, в выборах президента, представительных органов власти), пассивное (право быть избранным в представительные органы власти: в нашей стране – с 21 года).

Нужна помощь в подготовке к ЕГЭ по обществознанию? Наши профессиональные репетиторы помогут вам сдать ЕГЭ на 80+ баллов!

  • регистрация избирателей по месту жительства;
  • использование единого списка кандидатов и бланков для всех регионов страны;
  • присутствие независимых наблюдателей для гарантии честности процедуры;
  • официальное представление результатов.

Здесь необходимо отметить некоторые важные аспекты.Тайна голосования обеспечивается наличием на избирательных участках специальных кабинок и отсутствие какой-либо подписи избирателя на бюллетенях. Во время голосования избирателям представляются два или более кандидатов. Выборы могут происходить в один или два тура, то есть могут быть назначены дополнительные выборы, если ни одни из кандидатов не набрал больше половины голосов.

Людей, выступающих и отдающих свои голоса за определенную партию, называют электоратом. За него борются все партии, так как именно отданные за них голоса позволяют им играть свою роль в политике государства.

Выборы и референдум

Две основные формы участия граждан в политической жизни обладают рядом общих и отличительных черт.

Представим в виде таблицы “Отличия и сходства выборов и референдума”.

Отличие референдума от выборов

Что такое референдум будет проще понять, если сравнить его с выборами. Волеизъявление народа в форме референдума не имеет заданной периодичности и проводится по мере возникновения проблемных ситуаций, требующих народного волеизъявления.

Предмет референдумов гораздо шире и может охватывать любые вопросы от получения суверенитета до смены наименования региона. Выборы же ограничены задачей формирования власти.

Период действия решений референдума не ограничен, а полученные в результате выборов властные полномочия имеют конкретный срок. Инициатором референдума может выступить практически любой гражданин, а выборы проводятся в установленном законом порядке.

Повышаем политическую грамотность: чем отличается референдум от выборов?

Граждане, достигшие соответствующего возраста, в определенное время приглашаются к избирательным урнам. От них требуется высказать собственное мнение по тому или иному вопросу. Но ание бывает разным.

Давайте разберемся, чем отличается референдум от выборов, чтобы никогда больше не путаться, с какой целью проводится опрос граждан. Это имеет значение для всех членов общества, имеющих активную гражданскую позицию. Ведь каждому приходится столкнуться с дилеммой: пойти к урне или заниматься своими делами.

Чем рискует отказавшийся в той и иной ситуации? А это зависит от ответа на вопрос, чем отличается референдум от выборов. Сейчас сами все поймете.

Определения

Чтобы понять, чем отличается референдум от выборов, необходимо охарактеризовать оба мероприятия. В процессе их изучения выясним и сравним основные черты.

Начнем с референдума. Это, по сути, опрос граждан демократического государства. Людям предлагается ответить «да» или «нет» на конкретный вопрос. Иногда необходимо выбрать вариант из более развернутых предложений. Но все равно суть сводится к тому, что граждане изъявляют свою волю.

То же самое происходит и на выборах. Мероприятие выглядит очень похоже, но смысл у него иной. У избирательного процесса иная цель.

Граждане отдают свой голос за кого-то из кандидатов на место их представителя в определенном органе. К примеру, законодательство РФ разрабатывается Государственной думой.

Каждый субъект федерации выдвигает в этот орган своих представителей с тем, чтобы эти люди лоббировали их интересы.

Получается, что важные для граждан вопросы решаются по-разному. В случае референдума – напрямую, при выборах – опосредованно. Это и есть ответ на наш вопрос. Референдум отличается от прямых выборов тем, что в ходе проведения первого осуществляется прямая демократия, второго – представительная. Имеет ли это значение для обычного гражданина? Давайте разбираться.

Чем отличается референдум от выборов: главные отличия

У каждого из рассматриваемых мероприятий есть собственные характерные черты. Они и объясняют, чем референдум отличается от выборов. Кратко описать их можно по следующей схеме. Мы рассмотрим:

  1. Периодичность.
  2. Круг вопросов.
  3. Целеполагание.
  4. Результат.
  5. Срок действия.

Рассмотрев первый пункт, увидим, что референдум проводится только в случае возникновения важного вопроса, имеющего значение для всего общества. Выборы – это регулярное мероприятие, обусловленное действующим законодательством

По второму пункту тоже есть различия.

На выборах граждане отдают свое предпочтение партиям или личностям, высказывают доверие. В ходе референдума людьми реализуется право на участие в жизни страны.

К примеру, плебисцит может принимать решение по таким вопросам, как изменение конституции, отказ от использования ядерной энергетики и тому подобное.

Целеполагание, результат и сроки действия

Голосование относится к методам непосредственной демократии. Оно дает возможность гражданам высказать свое мнение. Но в ходе ания идет формирование представительских органов власти. Референдум же решает более важные вопросы, которые невозможно доверить депутатам.

Получается, что последний, с точки зрения власти, главнее. Его результаты имеют высшую силу. Референдум дает легитимность решению по контурному вопросу. В отличие от него, выборы только подтверждают мандат.

А вот решение общенародного волеизъявления (референдума) действует бессрочно. Отменить его возможно только организацией такого же плебисцита.

Общие черты мероприятий

Мы с вами коротко рассмотрели, чем отличается референдум от выборов. Однако у процессов есть и общие характеристики. Следует сказать, что каждое из мероприятий может быть организовано в пределах всего государства или определенного округа. Оба процесса строго описаны в законодательстве, нарушать которое в ходе проведения недопустимо.

Кроме того, от граждан требуется прийти к урне и определиться со своим мнением. То есть оба мероприятия являются формами проявления демократии. К тому же они осуществляются сходными по виду формами. Граждане получают информацию, чтобы сформировать свое мнение. Затем им предоставляется возможность его выразить путем ания.

Последний этап мероприятий – определение решения граждан.

Выборы

Политические выборы – демократическая процедура формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностных лиц, осуществляемая путем голосования и регламентируемая избирательным правом страны. Одним из важнейших понятий демократии является признание народа единственным источником власти, обладающим исключительным правом распоряжения ею. Выборы – главный механизм демократии, главная форма проявления народного суверенитета. Функции выборов:

  • реализация представительства разнообразных интересов населения;
  • отбор и смена политических элит и лидеров;
  • легитимация политического режима – организация граждан в политические объединения;
  • оценка обществом политического курса, контроль над деятельностью избираемых представителей интересов народа;
  • формирование оппозиции, критикующей деятельность правительства и предлагающей альтернативные власти проекты;
  • мирное разрешение конфликта между политическими силами и их лидерами;
  • определение дальнейшего пути общественного развития;
  • политическое воспитание и включение граждан в политический процесс.

Выборы различают по нескольким признакам:

  • территориальному – национальные, региональные, муниципальные;
  • количественному – всеобщие и частичные;
  • по периодичности – очередные, досрочные, повторные, дополнительные;
  • по способу волеизъявления – прямые и непрямые;
  • по объекту – парламентские, президентские, выборы мэра, губернатора.

Выборы эффективны только тогда, когда в стране существует развитая избирательная система, функционирует избирательное право.

Избирательная система – общественный институт, регулирующий процесс организации и проведения выборов, определения результатов голосования. Она включает в себя:

  • принципы и условия участия граждан в выборах;
  • порядок назначения, организации и проведения выборов;
  • круг участников избирательного процесса;
  • правила установления итогов голосования и определения результатов выборов.

Необходимые условия для демократических выборов:

  • свобода выбора – недопустимость давления на избирателей;
  • альтернативность выбора – наличие в стране многопартийной системы и нескольких кандидатов;
  • законность – соблюдение кандидатами правовых и этических норм;
  • равенство возможностей кандидатов – предоставление им одинаковых условий для предвыборной агитации;
  • общественное доверие к выборам – обуславливает активность избирателей.

Избирательное право – отрасль конституционного права. Она представлена совокупностью юридических норм, регулирующих действия и отношения, возникающие в процессе выборов. Активное избирательное право – право граждан избирать своих представителей, участвовать в референдумах. Пассивное избирательное право – право гражданина быть избранным.

Исходными началами, принципами, на которых базируется правовое регулирование всех избирательных отношений, являются:

  • обязательность – признание выборов единственным законным способом формирования органов государственной власти;
  • всеобщность – предоставление активного избирательного права всем совершеннолетним гражданам, исключая недееспособных лиц и лиц, находящихся в местах лишения свободы;
  • периодичность – выборы должны проводиться через определенные законом интервалы времени;
  • независимость избирательных комиссий – недопустимость вмешательства в их деятельность, присвоения их полномочий со стороны иных органов или лиц;
  • гласность – открытость деятельности избирательных комиссий на всех этапах выборов;
  • территориальная основа организации выборов – формирования избирательных округов, участков, комиссий, регистрации избирателей, подсчета голосов;
  • тайна голосования – контроль над волеизъявлением избирателей запрещается.

Типы избирательных систем:

  • Мажоритарная (фр. majorite – большинство) – избранным признается кандидат, за которого подано большинство голосов. Правом выдвижения обладают как политические партии, так и граждане в порядке самовыдвижения.
  • Пропорциональная (от лат. proportio – соотношение) – предусматривает распределение депутатских мандатов между партиями в пропорциональной зависимости от числа поданных за них голосов. Правом выдвижения обладают только политические партии, а избиратели голосуют не за отдельных кандидатов, а за партийные списки.
  • Смешанная – сочетает черты мажоритарной и пропорциональной систем: избиратель голосует и за кандидата и за список партии.

Выборы являются выражением демократичности государства и политической зрелости общества.

Принципы проведения местного референдума

Назначает местный референдум представительный орган муниципального образования (если его нет, либо его решение не принято, то эту функцию берет на себя суд). Этот орган имеет право отказа в назначении референдума, однако только в случае нарушений нормативных правовых актов (которые регулируют подготовку/ проведение референдума) в процессе выдвижения инициативы его проведения. Если такой референдум был назначен судом, то его организацией занимается избирательная комиссия муниципального образования, а проведением — исполнительный орган госвласти субъекта страны (допускаются иные органы, на которые суд возложил обеспечение его проведения).

Замечание 3

Голосование на референдуме может проводиться только в воскресенье.

Предпраздничные и нерабочие праздничные дни, а также в день, который следует после нерабочего праздничного дня и воскресенье, которое объявлено рабочим днем, не допускаются для этой цели. Решение о назначении дня местного референдума должно быть официально опубликовано в СМИ (в срок не менее 45 дней до назначенного дня голосования).

Согласно законам субъектов государства, уставами муниципальных образований может назначаться срок, на протяжении которого нельзя проводить местный референдум по вопросу, имеющему такую же смысловую составляющую, как у недавно проведенного. Такой срок может длиться не более двух лет, начиная с дня, в который были официально опубликованы результаты референдума.

Пример 2

Статья 5 Закона Свердловской области №20-03 содержит в себе норму, имеющую отсылки к уставам муниципальных образований. Согласно ей, срок в 2 года можно устанавливать только относительно референдумов, проводимых в Свердловской области. Подобное вполне соответствует принципам, которые учитывают местные традиции и которые заложены в законодательстве местного самоуправления.

Установление прочих обстоятельств, которые могут исключить назначение/проведение местного референдума, не является допустимым. Согласно законодательству субъекта Российской Федерации, не позже, чем за 25 дней до установленного дня голосования на референдуме уполномоченный орган может перенести это голосование согласно уставу муниципального образования на более поздний срок, который, однако, не должен превышать 90 дней ради его совмещения с голосованием на выборах в государственные органы власти или органы местного самоуправления, а также с днем голосования на другом референдуме.

Инициаторами референдума могут выступать:

  • граждане РФ, которые обладают правом участвовать в местном референдуме и проживают на территории того муниципального образования, в котором он должен состояться;
  • избирательные и прочие общественные объединения, чьи уставы позволяют участвовать в выборах/референдумах и которые зарегистрированы в должном порядке, а также в сроки, которые предусмотрены федеральным законом;
  • представительный орган муниципального образования совместно с главой местной администрации.

Проведение местного референдума не может быть инициировано представительным органом и главой муниципального образования раздельно друг от друга — важна именно их совместная инициатива. При этом стоит учитывать факт вероятности сомнения в правильности того, что инициатором референдума является представительный орган. В таких случаях продолжение процедуры оформления выдвижения инициативы проведения референдума не имеет смысла, ведь именно этот орган выносит решение о его назначении. И в таком случае возникает вопрос — сможет ли он отвергнуть свою собственную инициативу? Скорее всего — нет. Поэтому считается целесообразным исключение представительного органа из числа тех, кто может выдвигать инициативы проведения референдумов местного значения.

Чтобы инициатива проведения референдума была выдвинута гражданами, в ее поддержку формируется инициативная группа. Ее может организовать как отдельный гражданин, так и целая группа граждан РФ, которые имею право на участие в подобных мероприятиях. Количественный состав такой инициативной группы устанавливается законом того субъекта государства, в котором будет проводиться референдум.

Замечание 4

Во всяком случае, граждане имеют право образовать подобную инициативную группу, состоящую не менее чем из 10 человек, которые обладают правом участия в местном референдуме. Чтобы назначить этот референдум, инициативная группа представляет в муниципальную избирательную комиссию подписи участников предполагаемого мероприятия в качестве поддержки инициативы его проведения.

Различия в процедурах

Несмотря на наличие общих признаков, формы народовластия существенно отличаются друг от друга. Разница состоит в целях, задачах и результатах мероприятий.

Периодичность проведения

Выборы производятся через определённые интервалы времени. В России голосование проходит 1 раз в 3−6 лет. Только в случаях, предусмотренных законодательством, процедура может инициироваться чаще. Например, если президент досрочно снял с себя полномочия. Периодичность выборов гарантирует стабильность работы органов власти и их сменяемость. В РФ срок действия полномочий депутатов и должностных лиц регламентирован законом.

Голосование на референдуме проводится намного реже. Процедура инициируется, когда в обществе возникает вопрос, требующий волеизъявления народа.

https://youtube.com/watch?v=nSilQ94dsCE

Особенности голосования

Ответственность по организации и проведению мероприятий лежит на Центральной избирательной комиссии РФ. В отдельных случаях допускается формирование отдельной комиссии референдума.

Сама процедура голосования на прямых выборах и референдуме не имеет существенных различий. Организаторы мероприятий опираются на общие принципы избирательного права:

  • гласность;
  • равенство;
  • отсутствие давления на избирателей;
  • добровольность;
  • всеобщность.

Гражданин может выбрать только одного кандидата. Человек должен делать осознанный, свободный выбор. Для избирательного права характерна тайная подача голосов и невмешательство власти.

Главное отличие заключается в содержании бланков для голосования. На выборах избирателю предоставляется список кандидатов.

Предлагается только 2 варианта ответа: да или нет. Избиратель должен решить, какой результат он считает оптимальным, и поставить соответствующую отметку.

Подсчёт голосов тоже осуществляется по-разному. Выборы считаются состоявшимися при достижении относительно небольшого порога явки. Побеждает кандидат, набравший наибольшее количество голосов. Для утверждения результатов референдума необходимо, чтобы проголосовало около половины дееспособного населения страны.

Значение мероприятий

Результаты открытых выборов действуют ограниченный срок. Итоги референдума являются бессрочными и имеют высшую юридическую силу.

Основные различия между выборами и референдумом указаны в следующей таблице:

Параметр Выборы Референдум
Цель Формирование органов власти Решение иных вопросов, влияющих на жизнь населения
Подсчёт голосов Результат может быть засчитан при низкой явке Голоса засчитываются, если участвовала бо́льшая часть населения
Периодичность 1 раз в 3−6 лет По мере возникновения важных вопросов
Срок действия результатов Ограниченный интервал времени, регламентированный законодательством Бессрочно

Виды народовластия не должны подменять друг друга. Например, решать кадровые вопросы можно только на выборах. В законодательстве перечислены проблемы, которые невозможно устранить посредством референдума:

  1. Изменение срока полномочий депутатов или президента.
  2. Принятие чрезвычайных мер по обеспечению безопасности населения.
  3. Изменение статуса субъекта РФ, если он уже закреплён в Конституции.
  4. Вопросы амнистии, помилования.

Выборы и референдум

Две основные формы участия граждан в политической жизни обладают рядом общих и отличительных черт.

Представим в виде таблицы “Отличия и сходства выборов и референдума”.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Выборы

Референдум

Формы непосредственной демократии – участия граждан в политической жизни

Участвуют все граждане (дееспособные и совершеннолетние)

Результаты обязательны для исполнения государственными органами

Выборы президента или участников представительных органов власти

Решение каких-либо иных важных вопросов

Самый популярный способ участия в политической жизни

Отодвинут многими странами на второй план, проводится на местном уровне

Обязательно участие большинства населения

Не обязательно участие большинства населения

Что мы узнали?

Выборы и референдум – формы участия людей в политической жизни государства, выражения своего мнения по тем или иным важным вопросам, результаты которых обязательно должны быть исполнены. Но выборы организуются при назначении президента или лиц в представительные органы и являются одним из самых популярных способов народного волеизъявления. Референдум назначается для решения важных вопросов, касающихся государства, но в последнее время потерял свое значение и больше используется на местном региональном уровне. В этом состоят отличия и сходства выборов и референдума.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

    Избирательное право – это возможность:

    • Участвовать в решении важных государственных вопросов
    • Влиять на политику государства
    • Быть избранным на государственные должности
    • Все перечисленное

Условия проведения референдума

Порядок проведения референдума в России регулирует №5-ФКЗ от 28.06.2004 года. В соответствии с этой нормой на народное голосование не может выноситься вопрос, противоречащий Конституции и направленный на умаление или ограничение прав и свобод граждан.

В п.5 ст.6 №5-ФКЗ перечислены остальные вопросы, которые не выносятся на референдум:

Российское законодательство не допускает организацию и проведение референдума в условиях введения чрезвычайного или военного положения, во время проведения избирательной кампании на всей территории РФ, а также в последний год полномочий Президента и Госдумы.

Инициировать организацию референдума могут:

О порядке организации референдума в России можно посмотреть тут:

Чем отличается референдум от выборов

Наука
/ Обществознание

Граждане конкретной страны наделены различными правами и свободами. Одной из самых важных свобод считается волеизъявление. В зависимости от ситуации, она может выражаться различными способами, включая выборы и референдум. Обычно эти понятия трактуются как синонимы. С юридической же точки зрения, референдум существенно отличается от выборов.

Первый референдум, если верить историческим источникам, был проведен в 1439 году в Швейцарии. В российской истории также были примеры подобных явлений – народные вече в Великом Новгороде, Пскове, Киеве и других городах. В Древней Руси многие общественно важные вопросы решались обсуждением наиболее почтенных граждан. Разумеется, после утверждения государственных органов, подобные мероприятия были упразднены. Вплоть до революции 1917 года в нашей стране сохранялся монархический строй, не подразумевавший демократических свобод. Однако затем появилось право на проведение всенародного опроса по собственной инициативе или по требованию одной из союзных республик, закрепленное в конституции СССР от 1936 года. Можно сказать, что Президиум Верховного Совета утвердил право на первые референдумы в российской истории. Однако, несмотря на юридически предоставленную возможность, в советский период референдумы практически не проводились. На современном этапе в основном законе РФ закреплено право народа на свободные выборы и проведение референдумов. В части второй ст.32 обе формы непосредственной демократии определены как взаимосвязанные, равноценные и дополняющие друг друга. Законом не установлен приоритет той или иной формы.

Референдум и свободные выборы не могут проводиться в целях принятия решений, противоречащих Конституции, а также для ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий их выполнения.

Выборы проводятся в целях избрания представителей органов государственной и муниципальной власти, в то время как на референдуме принимаются решения правового характера.

Выборы, наравне с референдумом, являются одной из форм непосредственной демократии. Процесс представляет собой всенародное голосование граждан в сходных условиях.

Выводы:

  1. Референдум и свободные выборы – две формы демократии, выражаемые в идентичных процедурах всенародного голосования.
  2. Референдум и свободные выборы не могут проводиться в целях принятия решений, противоречащих Конституции.
  3. Выборы и референдум проводятся в разных целях.
  4. Выборы, наравне с референдумом, являются одной из форм непосредственной демократии.

Сравнительная таблица

Краткое сравнение двух понятий по основным тезисам выглядит следующим образом:

Критерий сравнения Выборы Референдум
1 Суть, цель процедуры Избиратели решают, кто будет представлять их волю и интересы в органах власти на высшем, государственном, или местном – региональном – уровне. Процедура направлена на выбор президента или депутатов, но не связана с нормативными актами или законопроектами. На рассмотрение выносится законопроект. Граждане могут голосовать «за» или «против» внесения правок или дополнения к существующим конституционным статьям или другим законам. Но процедура не предусматривает выбора полномочных лиц на конкретные должности.
2 Периодичность Проводятся регулярно, в России – каждые 6 лет. Возможна организация внеочередных, досрочных выборов. Организовывается только по требованию. Периодичность нехарактерна.
3 Явка Имеет принципиальное значение. Показатель ниже 50 % свидетельствует о несостоявшемся голосовании, требуется повторная процедура. Не имеет значения. Процентный показатель проголосовавших влияет только на статистику и конечное решение – «за» или «против» (либо другой вариант, актуальный для конкретной ситуации).
4 Результат Дают легитимность мандату избранных депутатов. Делает легитимным конкретный вопрос – закон, правку или другую позицию, вынесенную на голосование.
5 Актуальность в современном мире Самый популярный способ участия граждан в политической жизни страны. Используется все реже, многими странами отодвинут на второй план.

Наконец, у результатов выборов есть определенный срок действия, а для итогов референдума дедлайн не предусмотрен.

План ответа по теме «Выборы, референдум, плебисцит как формы прямой демократии»

1. Значение прямой демократии в государственном управлении.

2. Понятие политических выборов. Функции выборов. Признаки, по которым классифицируют выборы:

  • территориальный;
  • количественный;
  • периодичность;
  • способ волеизъявления;
  • объект выборов.

3. Понятие и сущность избирательной системы. Условия проведения выборов:

  • свобода выбора;
  • альтернативность выбора;
  • законность;
  • равенство возможностей кандидатов;
  • общественное доверие к выборам.

4. Избирательное право – понятие и виды. Принципы правового регулирования избирательных отношений:

  • обязательность;
  • всеобщность;
  • периодичность;
  • независимость избирательных комиссий;
  • гласность;
  • территориальная основа организации выборов;
  • тайна голосования.

5. Типы избирательных систем:

  • мажоритарная;
  • пропорциональная;
  • смешанная.

6. Понятие референдума. Классификация референдумов:

  • по юридической силе – консультативный, императивный;
  • по территории действия – всенародный, региональный, местный;
  • по предмету – конституционный, законодательный, административный, международно-правовой;
  • по условиям проведения – обязательный, факультативный;
  • по времени проведения – превентивный, утверждающий.

7. Понятие формулы референдума. Стадии референдумного процесса.

8. Понятие и сущность плебисцита.

9. Значение выборов, референдума, плебисцита, их сходства и различия.

Тесты по предметам

  • Тест по обществознанию
  • Тест по истории
  • Тест на грамотность по русскому
  • Тест по литературе
  • Тест по биологии
  • Тест по географии

Другие тесты

  • Короткий тест по обществознанию
  • Тест по терминам в обществознании
  • Тест на перенос слов по русскому
  • Тест по Второй мировой войне
  • Тест по истории СССР
  • Тест по Всемирной истории
  • Тест по Царской Руси
  • Тест по Удельной Руси
  • Тест по современной истории России

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География
  • Экономика

Сервисы

  • Математические калькуляторы
  • Демоверсии ЕГЭ по всем предметам
  • Демоверсии ОГЭ по всем предметам
  • Списки литературы онлайн
  • Расписание каникул

Онлайн-школы

  • Умскул
  • Фоксфорд
  • Тетрика
  • Skypro
  • Учи Дома

Политика

  • 15 сложных планов по блоку «Политика»
  • Базовые термины по политике, которые проверяют на экзамене
  • Социальная политика и социальные гарантии государства

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

В чем разница

Уже из определений и описаний каждого из видов голосования можно понять главную разницу между ними. Если говорить проще о референдуме, то это своеобразный опрос населения, который, однако, имеет юридическую силу и влияет на политическую сферу страны. Но есть и другие различия между рассматриваемыми понятиями, которые нужно знать и учитывать.

Периодичность проведения

Разница между рассматриваемыми видами голосования по этому критерию очевидна. Выборы проводятся с определенной периодичностью, которая разнится в зависимости от законов конкретной страны. В России, например, они проходят каждые 6 лет.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность «Экономика предприятия»

Кроме того, данный процесс обязателен, а референдум организовывается только при необходимости. И если выборы бывают внеочередными, то к голосованию посредством референдума этот термин неприменим.

Правила голосования

Сам процесс волеизъявления во время выборов и референдума практически не имеет различий. Чтобы проголосовать на выборах или референдуме, гражданину нужно поставить «галочку» или любой другой знак в специальном квадратике. Допуск к голосованию осуществляется только при предоставлении документа, подтверждающего личность.

Если между выборами и референдумом столько общего, то есть ли разница? Да, она касается процентного показателя явки граждан на участки. Выборы считаются действительными, если в избирательные пункты явилось не менее 50 % граждан. Иначе процедура считается несостоявшейся и проводится повторно.

Значение

Выборы и референдум, несомненно, важны для политической жизни государства. Но говорить, что один из этих видов голосования имеет более весомое значение, чем другой, нельзя.

Выборы важны для страны, поскольку они дают возможность избрать наиболее достойного кандидата на пост президента или распределить депутатские мандаты. Референдум же – одна из форм демократии, которая основывается на выражении гражданами своего согласия или несогласия с принимаемыми законами или поправками к ним.

Вопросы и задания к документу[править | править код]

Документ из работы философа И. А. Ильина.

Есть минимальный уровень образования и осведомлённости, вине которого всякое голосование становится своею
собственной карикатурой. Здесь нужна не элементарная грамота, которая позволяет человеку вместо «приложения руки», вымазанной чернилами, нарисовать буквами свою фамилию. Здесь нужно понимание самого выборного
процесса и предлагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического
строя страны и его нужд, верное видение политических, международных и военных опасностей и, конечно, приобщённость к источникам правдивых сведений …

Есть уровень необразованности, малообразованности и неосведомлённости, при котором голосует не народ, а обманываемая толпа; и из этого возникает не демократия, а охлократия (правление тёмной толпы). И нужно быть
совсем наивным, чтобы воображать, будто люди, которым обманно морочили головы 80—40 лет, завтра станут сознательными гражданами», способными разобраться в государственном вреде и политической пользе: стоит только
провозгласить «свободу» и «равенство» — и все сейчас же объявят себя сторонниками республики и федерации.

Прокомментируйте, опираясь на текст параграфа, первый абзац фрагмента. Когда голосование на выборах становится «своею собственной карикатурою»? Объясните почему.

Это означает,что если человек не достаточно сведущ в политике, то он может выбрать кандидата наугад, действуя бессознательно,что является противоположным смыслу голосования в демократическом государстве, который состоит в том, чтобы делать выбор сознательно, а не просто присутствовать на выборах для галочки.

Актуальны ли сегодня размышления автора, опубликованные им в середине прошлого века? Аргументируйте ответ, привлекая материалы СМИ, практический опыт своих знакомых.

Да,высказывание автора является актуальным и на сегодняшний день, так как большинство людей, совершая выбор,не задумываются о его последствиях, и выбирают кандидатов наугад. Особенно часто это касается молодежи, имеющей крайне относительное отношение к политике.

Значение выборов и референдума

Разобравшись в этих двух понятиях, можно точно уяснить, в чем состоят отличия между ними.

  • Выборы – контролируемый процесс, благодаря которому происходит формирование органов исполнительной и законодательной власти, путем сбора голов граждан страны, принимающих в этом процесс участие.
  • Референдум – форма управления, которая осуществляется гражданами страны, высказывающие мнение по различным важным государственным вопросам.

В выборах могут выдвигать свои кандидатуры представители от общественных движений, партий и просто самовыдвиженцы. Выборы бывают двух видов:

  1. Местные. Происходит формирование местного совета управления, а также представителя, города, региона или губернии.
  2. Всеобщие. Процесс избирания членов парламента или представителя государства.

Выборы считаются демократичным способом формирования органов власти, но при условии соблюдения всех требований и правил всем участниками процесса.

Референдум организуется по мере изъявления воли гражданами и необходимости. Он может быть:

  1. Общегосударственным.
  2. Региональным.
  3. Местным.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: