Женские образы в мировой литературе

Непростая Аксинья

Любовная линия «Тихого Дона» строится на одном из самых ярких и впечатляющих женских персонажей – на Аксинье Астаховой. Ее образ в романе весьма противоречив. Если люди считают ее нехорошей, падшей женщиной, не имеющей ни совести, ни чести, то для Григория она – любящая, нежная, верная, искренняя, готовая пойти ради него на что угодно.

Аксинья – девушка с непростой судьбой и нелегкими отношениями с миром и людьми. Ее еще совсем молодой выдали замуж за казака Степана, однако этот союз не принес ей ничего – ни счастья, ни любви, ни детей. Аксинья невероятно красива, горда и упряма, всегда и во всем она отстаивает свои интересы, даже в своей «неправильной» с точки зрения общественности любви к парубку Григорию. Ее отличительной чертой является честность – вместо того чтобы скрывать правду ото всех, она предпочла открыто ее показать и стоять на своем до конца.

Идеалы и герои своего времени

Ничто так не характеризует характер, как его кумиры. Русская литература, постоянно порицая пороки общества и борясь с негативными сторонами прогресса, пытаясь сохранить душевность, патриотизм и любовь к природе, также рисовала такие идеальные образы:

  1. В литературе Древней Руси ими были герои житий, причисленные к сану святых князья и служители церкви, чьи деяния были уроком для каждого русского человека;
  2. В литературе XVIII века «героем своего времени» стал Василий Кориотский, матрос, персонаж анонимного произведения «Гистория о Василии Кориотском»;
  3. В XIX веке таковым были названы «лишние люди» — Григорий Печорин, Илья Обломов, Александр Чацкий, Евгений Онегин — и «маленькие люди» — Самсон Вырин, Акакий Башмачкин, Евгений из «Медного всадника»;
  4. В XX веке всенародно любимым героем стал неунывающий солдат Василий Тёркин.

В персонажах отразились ценности русских людей и кризисы, переживаемые русским народом.

В главных произведениях русской литературы всегда находила место огромная любовь авторов к своей стране и к своему народу. Эта любовь и переживание за страну часто порождали произведениях, в которых писатели критиковали российские реалии, стараясь указать обществу на его пороки, чтобы ты можно было бы исправить.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Так и не нашли ответ на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе нужна помощь

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/514778/http://m.vuzlit.ru/590267/lirika_epos_komponenty_hudozhestvennogo_proizvedeniya_izobrazhenii_natsionalnogo_haraktera_russkoy_literaturehttp://spravochnick.ru/literatura/russkaya_literatura/russkiy_harakter_v_russkoy_literature/

Образ декабристок и крестьянок

Если говорить о сильных женщинах в русской литературе, то нельзя обойти стороной поэмы Некрасова, в которых представлены образы женщин, готовых пожертвовать всем ради своих мужей.

С болью и неподдельным интересом Николай Алексеевич показывает судьбы крестьянок. Он указывает, что ключи от их счастья давно утрачены. Но несмотря ни на что, это не сломило их женской гордости и чувства собственного достоинства. Именно такой предстает перед читателем Дарья, которая является главной героиней поэмы «Мороз, Красный нос». Ее литературный образ — это чистая, нежная, красивая девушка, с чистым сердцем и душой.

В сочинении «Образ русской женщины в известных произведениях» нельзя обойти стороной декабристок. Они имеют огромное значение для всей мировой литературы. Они отправились за своими мужьями в ссылку, в Сибирь. Их не пугали:

  • морозы;
  • смерть;
  • невзгоды.

Они всем сердцем любили своих супругов и были готовы на все ради них. Княгини Волконская и Трубецкая оставили не только родителей, но и все свои богатства. Их не могло остановить ничего. Это сильные и смелые женщины, которые сохранили в своих сердцах теплоту и нежность для тех, кого они любили.

Скромность Маши Мироновой

Другая яркая представительница женского образа — Мария Миронова из произведения «Капитанская дочка». Она является своего рода противопоставлением Татьяне Лариной и другим дамам. Ведь внешне — это совершенно непривлекательный герой. Но только на первый взгляд.

Если присмотреться, то эта девушка собрала внутри себя не только стремление и умение любить, но и внутреннюю твердость характера, которая сочетается со скромностью.

Девушка настолько сильна духом, что готова принести себя в жертву ради любимого человека и родителей. И это является ярким показателем того, что роль женщины в жизни общества всегда была крайне высока. Писатель же своим художественным образом смог показать это в полной мере.

Золотой век русской литературы

«Золотым веком» русской литературы считается первая треть XIX в., время великих поэтов: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Это век настоящей русской поэзии, который начался поэтами–романтиками: В.А. Жуковским, Е.А. Баратынским, К.Н. Батюшковым. Завершен творчеством Ф.И. Тютчева.

Впервые в литературе поэты пытались осмыслить свое предназначение, общественную роль. Поэта в России стали называть пророком.

Начала развиваться проза, вначале под влиянием английских исторических романов Вальтера Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Впервые историческую отечественную повесть «Капитанская дочка» о временах Пугачевского бунта создает А.С. Пушкин.

В литературу благодаря «Евгению Онегину» входит образ «лишнего человека», из гоголевской «Шинели» читатель узнает о «маленьком человеке». Таким образом, формируется реализм, который надолго займет в литературе главенствующее место.

Примечание

Писатели поднимают общественно-политические проблемы. Развивается жанр городского реалистического романа. Создают свои произведения Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. В литературу приходит исследование психологии личности.

В этот период поэзия приобретает социальную проблематику, которая четко обозначена в некрасовской поэме «Кому на Руси жить хорошо?», где ярко показана тяжелая и беспросветная жизнь русского народа. Мастером литературного жанра — рассказа стал А.П. Чехов. Пьесы Максима Горького отличаются драматичностью и яркими характерами. 

Древнерусская литература

Первые тексты появились в рукописном виде. Это были исторические и религиозные тексты Киевской и Московской Руси. Первые книжники на Руси были греками. Поэтому вся литература состояла из переводов с греческого.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Основные жанры:

  • житие;
  • слово;
  • евангелие;
  • летопись.

Примечание

«Повесть временных лет» — пример древнейшей русской летописи.

С принятием христианства и появления письменности началось развитие русской литературы. Сначала были переписчики и переводчики. Книги писались на пергаменте. Письменные источники имели прикладной характер и были религиозными по содержанию.

Из сохранившихся древнейших русских рукописей XI-XIII веков абсолютное большинство — это Евангелия, Псалтыри, богослужебные книги, например, «Слово о законе и благодати».

Каждая книга носила канонический характер, т. к. писалась с соблюдением принятых норм. Новизна исключалась.

Во второй трети XIII века книжная культура практически не развивалась из-за порабощения Руси Золотой Ордой.

В XV веке появилась первая публицистическая литература.

В XVI веке зародилась поэзия.

Примеры произведений древнерусской литературы

«Остромирово евангелие» — это древнейшая рукописная книга, автор — мастер книжного дела Григорий завершил ее 1057 году. Рукопись была заказана киевским князем Изяславом Ярославичем. Содержит 294 листа, украшенных миниатюрами с изображением евангелистов. Хранится в петербургской публичной библиотеке.

Особое место занимает литературный памятник «Слово о полку Игореве», автор которого не установлен, считается главным памятником древнерусской литературы. Повествует о походе князя Игоря на половцев, который окончился поражением и пленом. Жанр — эпическая песнь. Написано не позже XIII века.

«Слово» отличает поэтический ритм. В нем звучат мотивы русской народной поэзии. Присутствуют поэтические описания природы. Главная идея — объединение русских князей для борьбы с половцами. Сделано несколько переводов «Слова» на современный русский язык. Наиболее талантливыми считаются варианты у Василия Жуковского, Николая Заболоцкого, Дмитрия Лихачева.

Одним из наиболее ярких памятников русской средневековой литературы считается «Житие» Протопопа Аввакума.

Современная русская литература

Освободившись от цензуры, литература начала набирать новую силу и формировалась под воздействием возвращенной литературы.

Этот период отличает многообразие форм и направлений. Основной жанр — проза. Поэзия отходит на второй план. Романы, повести выходят на все вкусы и потребности общества. Это исторические, любовные, приключенческие, бульварные романы, детективы, фэнтези.

На полках книжных магазинах можно найти в изобилии интеллектуальную и массовую литературу.

Определение

Определение

Массовой или паралитературой (от греч. παρα- — около) стали называть тексты, основное назначение которых — коммерческий спрос. Эти книги обычно называют легким чтением, не требующим серьезного размышления. Типичный пример — Дарья Донцова.

Не случайно в это период выходит огромное количество детективов, любовных романов, авторы которых женщины: Александра Маринина, Татьяна Устинова, Екатерина Вильмонт и др.

В то же время активно развивается интеллектуальная литература. Это книги, предназначенные для вдумчивого чтения, требующие подключения интеллекта во время чтения. Пищу для ума можно найти в книгах Даниэля Орлова, Андрея Волос, Валерия Бочкова, Михаила Тарковского и др.

В связи со сменой идеологи изменились взгляды на роль писателя. Он перестал играть значимую роль в обществе, которую выполнял прежде.

Сегодня огромное количество авторов публикуется в интернете на различных порталах, например, «Проза.ру». Блогеры публикуют свое творчество на различных каналах. Поэтому значимость автора часто определяется количеством подписчиков.

Примечание

Издатели, отслеживая уровень популярности авторов по этому признаку, предлагают опубликовать тексты отдельной книгой, как коммерческий проект, который принесет автору неплохую прибыль. Появилась новая оценка творчества: если тебя читают в интернете, значит, ты — писатель.

Русская литература советского периода

Литература советского периода делится на две большие группы: советские писатели, работавшие в жанре социалистического реализма на родине, и писатели русского зарубежья, вошедшие в эмиграцию второй и третьей волны.

Основные этапы литературы советского периода:

  1. В начале 20-х годов в творчестве существовала свобода, которая породила многообразие школ, направлений, литературных группировок. После усиления идеологического нажима писатель должен был стать проводником идей пролетариата, иначе его книги для народа переставали существовать.
  2. В 30-е и до половины 50-х годов прошлого века не было создано сколько-нибудь значимых произведений. Представители официальной литературы создавали свои произведения под надзором советской цензуры и нажимом социалистической идеологии.
  3. Во второй половине 50-х начинается новый этап, названный «оттепелью». В политической системе начинается «застой». Ломаются каноны соцреализма. Литература поднимает нравственные и экологические проблемы. Писатели обращаются к злободневным темам современности, среди них Валентин Распутин, Виктор Астафьев.
  4. С начала перестройки, с 1985 года, начался новый период литературного развития. Наступил период возвращения литературы русского зарубежья. До этого года страна не знала авторов русской эмиграции. Публиковать их было запрещено, из библиотек изымали книги уехавших на запад авторов. Произведения распространялись тайно. Называлось они самиздатом, а хранение их грозило лишением свободы.

После перестройки авторов зарубежья начали публиковать толстые литературно-художественные журналы. Среди возвращенных значимые публикации:

  • романы «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова;
  • «Новое назначение» Александра Бека;
  • «Доктор Живаго» Бориса Пастернака;
  • «Колымские рассказы» Варлама Шаламова;
  • книги Михаила Булгакова;
  • произведения Василия Аксенова;
  • книги Александра Солженицина.

«Но я другому отдана; я буду век ему верна»

Еще один невероятный, запоминающийся и великолепный образ женщины воссоздал А. С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» — образ Татьяны Лариной. Она буквально влюблена в русский народ, в русскую природу, в патриархальную старину, и эта ее любовь насквозь пронизывает все произведение.

Великий поэт создал женский образ в романе «Евгений Онегин» предельно простым и понятным, но цепляющим и уникальным. «Натура глубокая, любящая, страстная», Татьяна предстает перед читателем настоящей, живой и прекрасной в своей простоте, личностью цельной и сформированной.

О ее безответной любви к повесе Онегину знает только верная няня – больше ни с кем Татьяна не делится своими переживаниями. Но несмотря ни на что, она уважает супружеские отношения: «Но я другому отдана; я буду век ему верна».

Татьяна Ларина довольно серьезно относится к жизни и к своему долгу, хоть и любит она не мужа, а Онегина. У нее сложный душевный мир, очень глубокие и сильные переживания – все это в ней взрастила тесная связь с русской природой и русским народом. Татьяна предпочитает мучиться от своей любви, но не нарушать нравственных устоев.

Женские образы в русской классике

Один из самых знакомых образов русской литературы — Татьяна Ларина. У нее, согласно описанию автора, нет румянца, ярких глаз, статной осанки, Александр Пушкин описывает свою героиню иначе, сравнивая ее с сестрой Ольгой:

«…Ни красотой сестры своей, / Ни свежестью ее румяной / Не привлекла б она очей…»

Татьяна Ларина / кадр из фильма «Евгений Онегин»

Красота же Ольги проявлялась в полном лице, румянце, белокурых вьющихся волосах: «Кругла, красна лицом она». Дмитрий Быков, писатель, литературный критик, публицист отмечает, что Татьяна — первая настоящая женщина в русской литературе, олицетворение чистоты, честности, долга. При этом героиня не соответствует стандартным критериям красоты в отличие от Ольги.

И вот что я рискну сказать: русские писатели предпочитают автопортрет в женском образе. Почему? Во-первых, тогда точно на вас не подумают. Во-вторых, потому что это портрет души. И очень многие (разумеется, кроме тех, у кого женщина играет роль чисто служебную), они оставили по одному женскому такому автопортрету. Конечно, Татьяна — в огромной степени автопортрет Пушкина. И письмо, выдающее интонацию очень многих пушкинских текстов, и романтическое, вот это фаталистическое мироощущение, и суеверность, и аристократическое представление о долге, который выше выбора, — это Пушкин.

В русской литературе широко известен собирательный образ «тургеневской девушки» — чувственная, скромная, начитанная девушка, которая, как правило, родилась в глухом поместье и не видела светской жизни. Она робка в общении — в современном обществе ее скорее всего назвали бы интровертом.

Внешность идеальной девушки в романах Тургенева совершенно разная. У героинь были некоторые черты типичных русских девушек — длинная коса, белая кожа, русые волосы. Но вместе эти черты не были воплощены в одном персонаже. Девушки могли быть смуглыми, сутулыми, с большим носом.

Была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями.

В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти «дурнушкой». Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным.

Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед.

В произведениях Михаила Лермонтова женский образ имел некоторые мифические черты. Например, в главе «Тамань» Печорин воспринимает героиню как русалку, и называет ее «Ундиной». У нее правильный нос, «белая фигура», «длинные русые волосы». В то же время сам автор отмечает, что красавицей ее нельзя было назвать. Печорина во многом привлекает «ее порода», и описания черт лица во многом рисуют психологический портрет: «выразительные глаза и непослушный взгляд». Тем не менее, даже в воинственной контрабандистке прослеживаются типичные черты русской красавицы.

Тамара из «Демона», которая становится возлюбленной главного героя, имела «шелковые кудри», «черные брови». Сам автор подчеркивает ее красоту: «С тех пор как мир лишился рая, // Клянусь, красавица такая // Под солнцем юга не цвела».

Тамара / «Демон»

Поиск идеальной дамы

В своих произведениях каждый из писателей стремился представить образ идеальной женщины, которая сочетает в себе все самые лучшие черты русского народа. Ни в одном из произведений мировой литературы нет столько чистых и искренних обликов представительниц прекрасного пола, как в русских. От всех остальных девушек отличает непередаваемая душевная красота и любящее, верное сердце.

Только в произведениях русских авторов столь много внимания уделяется внутреннему миру и сложным переживаниям женской души. Эта дама готова на все, на любой подвиг ради того, кого она искренне любит. И таких женщин множество — все они красивые, ранимые, нежные и очень сильные.

О русском характере

Литературу как вид искусства смело можно назвать «человековедением». С самого своего зарождения она, будучи созданием человеческих рук, исследовала душу и поступки своего создателя. На ранних этапах осмыслению в большей степени подвергались природные или общественные явления, и только к XVIII — XIX веку мировая литература по-настоящему обратилась к глубокому внутреннему миру человека, однако так или иначе это искусство всегда было зеркалом человеческой жизни. В этом зеркале отражались важные для стран исторические события и, конечно же, сами люди и их характеры.

В русской литературе отразился, соответственно, русский национальный характер. Его черты впервые появились ещё в литературе древнерусского периода, в дальнейшем преобразившись и перейдя в литературу XVIII — XXI веков.

Художественное освоение национального характера в русской литературе всегда преследовало цель проникнуть в тайну души русского человека, понять его мотивы и желания, проанализировать основы ментальности русского народа.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Филолог XX века А.Ф. Лосев писал: «Наша философия должна быть философией Родины и Жертвы». Эта фраза довольно ёмко описывает ценности русского народа, передаваемые из поколения в поколение.

Словосочетание «русский характер» умещает в себе психологический портрет, стремления и ценности целого народа. Потому данное понятие является очень обобщённым и порой абстрактным; сложно в нескольких фразах охарактеризовать многонациональную общность, говорящую на разных языках, поддерживающую разные традиции и живущую на единой, но огромной территории.

Ф.И. Тютчев высказал эту мысль в своём коротком стихотворении «Умом Россию не понять»:

«Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить».

Однако, когда говорят о «настоящем» русском характере, о той его части, что нашла отражение в литературе, всегда подразумевают приблизительно одинаковые характеристики:

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

  1. «Русские долго запрягают, но быстро едут»;
  2. Патриотизм и стремление защитить всё родное;
  3. Наличие глубокой веры во что-либо;
  4. Привязанность к семье;
  5. Жертвенность и умение рисковать;
  6. Гостеприимство, душевность и весёлый нрав.

Находят отражение и свойственные русскому человеку негативные черты:

  • Покорность;
  • Лень;
  • Подозрительность к незнакомцам;
  • Угрюмость и хмурость.

Многие из этих черт, традиционно в литературе и других видах искусства приписываемых типичному русскому человеку, со временем превратились в стереотипы о русских

Важно понимать, что данные рассуждения не являются стопроцентной истиной

Огромное влияние на формирование русской ментальности оказало принятие в X веке христианства. Религия быстро стала огромной частью жизни русского государства, войдя в каждый дом. На протяжении столетий она была напрямую связана с властью. Религиозное сознание оставило значительный отпечаток на литературном искусстве.

Русская литература Серебряного века

Серебряный век — это небольшой, до 1917 года, период развития русской словесности. Назван по аналогу золотого века. Термин ввел русский философ, поэт и литературный критик В. С. Соловьёв. Это время появления целой плеяды талантливых поэтов, новых литературных направлений, время поиска эстетического идеала. Век отличает появление поэтических шедевров, вошедших в мировую художественную культуру.

Поэты-символисты Александр Белый, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, ранний Александр Блок создавали новое мистическое искусство. На грани развала старого мира они уходили от действительности в постижение души, Божественной сущности мира.

В противовес им акмеисты ратовали за реальную действительность. Это четко проявилось в поэзии Николая Гумилева, Анны Ахматовой.

Футуристы — Владимир Маяковский, Велемир Хлебников — вышли на арену поэзии с отрицанием всей предшествующей культуры, призывая сбросить мастеров прошлого с «парохода современности». Называлось это «пощечиной общественному вкусу».

Имажинистов отличали бунтарство и эпатажность. В это же время возникает жанр новокрестьянской поэзии, куда входили поэты крестьянского происхождения. Среди них выделялся Сергей Есенин.

Татьяна (русская душою)

В школьной программе ученикам предлагается написать сочинение на тему «Русские женщины в литературе». И чаще всего описание образов начинается с Татьяны Лариной. В своем произведении А. С. Пушкин на протяжении всего повествования показывал, что она по-настоящему «русская душой». Девушка любит:

  • народ;
  • природу;
  • патриархальную старину и ее обычаи.

Она предстает перед читателем человеком с чувственной, глубокой душой страстной натурой. Ее отличают от других персонажей искренность, простота. Если девушка любит, то по велению сердца, показывая истинные чувства, а не рисуясь и стараясь показать себя не такой, какая она на самом деле.

Татьяна любит Евгения Онегина, но об этом чувстве не знает никто, кроме ее няни. Характер девушки и чувство долга не дают ей предать мужа. Она понимает, что это любовь, которой не суждено стать вечной. Поэтому признается Евгению, что любит его, но всегда будет верна своему супругу.

В своем творении А. С. Пушкин представил образ истинно русской женщины, для которой долг, любовь и честь очень важны. Все чувства девушки напрямую связаны с русской природой и тем менталитетом, который сформирован у народа. Ее душа красивая и широкая.

https://youtube.com/watch?v=hGIwB7L05EE

Роковая ошибка

Решившись пойти на рыбалку с Митькой Коршуновым, Лизавета совершает роковую ошибку. Парень, не сумев устоять, насилует ее, и по деревне мгновенно распространяются сплетни. Митька хочет жениться на Лизавете, но отец, Сергей Мохов, отсылает ее на учебу. И жизнь девушки идет, можно сказать, под откос. К 21 году Лиза становится окончательно распущенной и морально разложившейся. Она живет с врачом-венерологом, а после, устав от него, с легкостью меняет на казака Тимофея, предлагая тому жить вместе. Для тех времен, когда разворачивается действие романа «Тихий Дон», такое поведение считалось недопустимым и крайне осуждалось общественностью.

Но и Тимофея Лизавета терпит сравнительно недолго. Она находит свою прелесть в частой смене партнеров, а к отцу не испытывает искренней дочерней любви. Ей нужны от него только подарки и деньги. Любить, быть честной, открытой – не в характере Лизы. Ей свойственны совсем другие черты, такие, как самолюбие, зависть, злоба, грубость. Только свое мнение она считает единственно верным и не придает значение ничему другому.

Такие разные судьбы, такие сложные судьбы

У каждой героини романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» своя непростая судьба, свой характер. Если писать по нему сочинение, женские образы нельзя упускать, ведь они составляют немаловажную его часть и делают таким, какой он есть.

Все героини отличаются друг от друга. Если описанная выше Аксинья твердая, честная и гордая, то Дарья противоположно другая – подчас резкая, нетерпимая, любящая легкую жизнь и не желающая признавать какие бы то ни было правила. Она не желает подчиняться – ни обществу, ни его правилам, ее не интересуют домашние дела, семья и каждодневные обязанности. Дарья любит погулять, повеселиться, выпить.

А вот Ильинична, мать Петра, Дуни и Григория, являет собой настоящее воплощение хранительницы домашнего очага. На первый взгляд может показаться, что ее роль в романе довольно незначительна, но именно в этот образ Шолохов вложил всю многогранность понятия «мать». Ильинична не только хранит очаг, но и сохраняет саму семью, поддерживает спокойствие, мир и взаимопонимание.

Красавицы из русских сказок

Женские образы в детских сказках были близки к идеалам — невинные падчерицы, покорные жены, мудрые девушки, обладающие волшебными силами. Как правило, не было подробных описаний внешности героинь, а высшая степень красоты обозначалась так: «ни в сказке сказать, ни пером описать». Характеризовали девушек также через имена: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная. Таким способом у них сразу же выделяли наиболее яркие черты личности.

Настенька в «Морозко» проявляла терпеливость и по-доброму относилась к жестокой мачехе. Аленушка из «Аленького цветочка» Аксакова любила сестер, несмотря на их зависть и упреки, заботилась о своем отце и готова была пойти на жертву, чтобы его спасти. «Было у того купца три дочери, все три красавицы писаные, а меньшая лучше всех… Меньшую дочь любил больше, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее», — Аленушку выделяли из всех не по внешности, а по отношению к отцу и характеру. В частности, девушка проявляла скромность. В то время как старшая просила привезти зеркало, благодаря которому она могла стать «краше», Аленушка пожелала лишь аленький цветочек.

Тем не менее, читатели могли уловить общие черты: белые руки и лицо, румяные щеки, длинные косы, лебединая осанка и глаза «словно звезды». В движениях прослеживались легкость (например, в сказке «Царевна-лягушка»), а иногда робость («Морозко»).

Кадр из фильма «Царевна-лягушка»

На контрасте с такими чертами, как покорность, сострадание, доброта, жертвенность были жадность, зависть, лживость. Отрицательные персонажи, а именно, злодеи всегда были уродливы — горб, седые волосы, длинный нос. Прием перевоплощения в животных использовался в сюжетах, где были проклятия — Царевна стала лягушкой. А в сказке «Белая уточка» — княжну наказали за нарушение запрета и превратили в уточку. Образы стройных высоких красавиц складывались благодаря книжным иллюстрациям и мультфильмам — в самих сказках не говорилось о росте, размерах и отдельных чертах лица героинь.

Основные направления и особенности периодов

Развитие русской литературы связано с историческими событиями, происходившими как в нашей стране, так и в мире.

  1. Древнюю Русь ослабляли княжеские междоусобицы, ссоры феодалов, набеги кочевых племен. Поэтому в «Слове о полку Игореве» звучит патриотическая тема объединения русских князей и защита русских земель от врагов.
  2. В период реформы Петра I под влиянием западной культуры рождается русская светская культура, и появляется литература, обслуживающая интересы дворянства. В литературе зарождаются классицизм, сентиментализм.
  3. Восстание декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. и жестокая расправа с участниками восстания заставили писателей задуматься о судьбе с России. Поэтому в литературу приходит гражданская лирика. Развивается новое направление — реализм.
  4. В период реакции резко пресекается всяческое свободомыслие. Наступает «эпоха безвременья». В русской литературе появляются мрачные настроения, создающие ощущение безвыходности. Начинается эпоха сатиры, пример, творчество Н. В. Гоголя. Развивается гражданская тематика: конфликт личности и общества звучит в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
  5. С приходом к власти Александра II и в период отмены крепостного права, в 1861 году, начинается рост освободительного движения. В литературе появляется тема нигилизма, отрицавшего ценности дворянства, пример, И. С. Тургенев, роман «Отцы и дети». Социалистические и революционные идеи общества находят отражение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  6. К концу века реализм, выразив себя в полной мере, начинает угасать. На смену приходит декадентская литература. Ее отличительные черты: мистицизм, религиозность и предчувствие перемен в стране.
  7. На рубеже XIX и XX веков наступает очень короткий период: время расцвета русской поэзии, время экспериментов в искусстве. Направления: неореализм, футуризм, акмеизм, символизм, имажинизм, новокрестьяская поэзия. В то же время в обществе возникает ощущение кризиса цивилизации, понимание краха капитализма как общественного строя и одиночества человека. Эта тема звучит в поэзии Александра Блока: «Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!»
  8. Наступивший после Октябрьской революции хаос в стране, трагически сказавшийся на судьбах людей, отражается в творчестве Сергея Есенина, «Русь Советская», в романе Михаила Шолохова «Тихий Дон», романе Михаила Булгакова «Белая гвардия».
  9. В период сталинского режима, когда был установлен тоталитарный режим контроля над творчеством, обостряется проблема художника и власти. Ее развивает Михаил Булгаков в романе «Мастер и Маргарита», рассказывая о трагической судьбе настоящего писателя-мастера. Весь ужас времени испытали на себе поэты О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева, писатели А. П. Платонов, М. М. Зощенко, Б. Л. Пастернак.
  10. Великая Отечественная война, 1941 – 1945 гг., стала началом большого литературного направления, поднявшего тему патриотизма. На долгие годы эта тема вошла в литературу и стала одной их доминирующих. «Окопную правду» показал Виктор Некрасов в повести «В окопах Сталинграда». Б. Л. Васильев в повести «А зори здесь тихие». Эта тема привела в литературу талантливых авторов: Василя Быкова, Владимира Богомолова, Виктора Астафьева и других.
  11. В 70-е годы начинается взлет советской поэзии. Популярной становится тема гражданской лирики. Поэты выходят на площади, выступают в университетах, собирают огромные аудитории. Среди наиболее популярных Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Бэлла Ахмадулина. Появляется бардовская или авторская поэзия, которую пели под гитару Булат Окуджава, Владимир Высоцкий.
  12. В «эпоху застоя», 70-е – 80-е годы, появляются писатели-«деревенщики», в произведениях которых звучат темы разрушения русской деревни. Это Валентин Распутин, Федор Абрамов, Василий Шукшин, Василий Белов.
  13. В период перестройки впервые открыто вошла в литературу тема Гулага, или «лагерная» тема. Ее открыл Александр Солженицын рассказом «Один день Ивана Денисовича».
  14. В последние два десятилетия активно развивается направления постмодернизма и модернизма, которые представляют Татьяна Толстая, Виктор Пелевин, Владимир Сорокин, Дмитрий Глуховский и др.

От классики прошлых веков до современности – становление женского образа в мировой литературе

Права, обязанности, поведение женщин меняются от века в век. Раньше — сто, двести лет — назад отношение к женщине было непохожим на отношение сегодняшнее, оно прошло через множество исторических событий и изменений. Соответственно, поменялся и женский образ в литературе.

Вопросом о том, что такое женственность, люди задались не так давно – в начале XVIII века, когда впервые была опубликована книга Руссо «Эмиль». Именно в «Эмиле» впервые говорилось о «новой женственности», и книга имела большой успех во многом благодаря этому. После нее и заговорили о женщинах не так, как прежде – по-новому.

В Европе тех времен произведения, подобные «Эмилю», находили живой отклик. Рассуждения о женщинах и женственности, конечно же, не могли не наложить отпечаток и на литературу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: