История становления и развития социального образования в россии (первая четверть xviii — начало xxi века) старовойтова лариса ивановна

Структура образования

Много лет функционирует привычная система образования в России. Образовательный процесс делится на пять формальных звеньев, каждый из которых представляет собой ряд учебных заведений. Первое звено включает в себя дошкольное обучение, второе – общеобразовательные заведения, школы, гимназии и лицеи, третье – учреждения для получения среднего профессионального образования, четвертое – высшее образование, и пятое – послевузовское.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Сущность образовательного института и его функции

Данное понятие позволяет передать будущим поколениям накопленный опыт и знания прежних цивилизаций.

Кроме того, сущность института состоит в:

  • передаче опыта;
  • обучении навыкам;
  • пояснении норм, ценностей;
  • выработке уважения к национальным особенностям;
  • формировании любви к Родине;
  • уважении государственных управляющих органов.

Сущностью института образования считают также развитие индивидуальных способностей людей, групп, самого государства, правильно организованной системы обучения в стране, контроля и регламентации соответствующих правовых норм.

Социологические аспекты образовательную систему рассматривают в двух качествах:

  1. Формальность. Данная форма основана на общепринятой системе обучения, работе стандартизированных учреждений, с четко распределенными обязанностями по иерархии. Здесь существует ряд стандартов и идеологических мотивов.
  2. Неформальность. Представленная форма относится к части социализации личности. Она помогает осознать индивиду его место в мире, сформировать кругозор и правильное восприятие общественных процессов. Здесь индивид усваивает знания и навыки, которые помогают ему заботиться о себе, развивать самосознание и внутреннюю культуру, формировать коммуникационные связи с другими индивидами.
  3. Сущность образовательного института представлена также дополнительными функциями:
  4. Культурная. Реализация духовных и нравственных ценностей от одного поколения другому. Любая нация имеет свою самобытность, культуру, традиции и особенности. Благодаря институтам, формируется связь поколений и происходит передача этнических и других ценностей.
  5. Социализация. Направляет и адаптирует человека к меняющимся общественным условиям на всех этапах его жизни, разделяясь по возрастным категориям. Особенно сильно влияет на вхождение молодого поколения в общественную систему.
  6. Социальная селекция. Осуществляет особый подход к учащимся, который заключается в выявлении талантливых индивидов. Помогает в формировании личности и определении своего места в среде людей, согласно способностям.
  7. Общественное изменение. Происходит с помощью участия в процессе научных исследований и экспериментов, способных внести вклад развитие системы образования. Здесь определяется четкая взаимозависимость социума и обучающих этапов.

Образование занимает важное место в современном мире. Данный институт имеет важное государственное значение, так как дает обществу образованных квалифицированных специалистов, организует любые процессы во всех сферах существования граждан

Образование считают основным фундаментом цивилизационного развития социума, способного накапливать, обобщать, систематизировать и передавать познавательную информацию последующим поколениям.

Тесты по предметам

  • Тест по обществознанию
  • Тест по истории
  • Тест на грамотность по русскому
  • Тест по литературе
  • Тест по биологии
  • Тест по географии

Другие тесты

  • Короткий тест по обществознанию
  • Тест по терминам в обществознании
  • Тест на перенос слов по русскому
  • Тест по Второй мировой войне
  • Тест по истории СССР
  • Тест по Всемирной истории
  • Тест по Царской Руси
  • Тест по Удельной Руси
  • Тест по современной истории России

Классы

  • 11 класс
  • 10 класс
  • 9 класс
  • 8 класс
  • 7 класс
  • 6 класс
  • 5 класс
  • 4 класс
  • 3 класс
  • 2 класс
  • 1 класс

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География
  • Экономика

Сервисы

  • Математические калькуляторы
  • Демоверсии ЕГЭ по всем предметам
  • Демоверсии ОГЭ по всем предметам
  • Списки литературы онлайн
  • Расписание каникул

Онлайн-школы

  • Умскул
  • Фоксфорд
  • Тетрика
  • Skypro
  • Учи Дома

Человек и общество

  • 10 сложных планов по блоку «Человек и общество»
  • Основные понятия по теме «Человек»
  • Базовые термины по блоку «Общество»
  • Основные термины по разделу «Познание»
  • Список понятий по блоку «Культура»

Эссе по обществознанию

  • Топ-50 примеров эссе по темам (высказываниям)
  • Структура, план, шаблон для эссе
  • Аргументы для эссе по всем темам
  • Клише для эссе по любому высказыванию
  • Критерии оценивания эссе
  • Как писать эссе по обществознанию с нуля?

ЕГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами
  • 50 примеров сложных планов по блокам
  • Список нормативных правовых актов для ЕГЭ
  • Как подготовиться к ЕГЭ и не сойти с ума?
  • Помесячный план подготовки к экзамену
  • Как правильно решать задание с определением

ОГЭ по обществознанию

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами

Школа как способ приобщения к основам науки. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов ( 10 класс)

  1.  дошкольное образование;
  2.  начальное общее образование;
  3.  основное общее образование;
  4.  среднее общее образование.

С 5 класса в расписании уроков появились новые предметы: история, естествознание, обществознание и др., изучение которых поможет узнать много полезного и интересного. Чтобы применять знания при решении различных задач, которые встречаются не только в школе, но и в повседневной жизни, нужны ещё и умения

Например, очень важно уметь быстро читать, грамотно писать, составлять план рассказа или алгоритм решения математической задачи. Повседневные занятия позволят перевести умение в навык

«Школа в современном обществе нужна для того, чтобы дать качественное образование, т.е. помочь человеку стать хорошим специалистом, быть полезным и необходимым своим близким и обществу в целом».

Общее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.

Основная школа (основное общее образование) начинается с 5 класса.

По окончании 9 классов выдается аттестат об основном общем образовании.

После 9 класса ученик становиться перед выбором –

поступать ли в колледж или училище, где начнётся профессиональная подготовка. Или же продолжить учиться в школе и получить среднее (полное) общее образование. Оно необходимо тому, кто решит получать высшее образование — поступать в институт, университет, академию и т. д.

Не получив высшего образования, нельзя, к примеру, стать врачом, юристом, инженером, психологом, учёным.

А первые самостоятельные шаги к вершинам знаний делаются в школе.

История развития и признаки

Развитие письма повлекло за собой развитие общества и формирование человека как высокоморального думающего существа. С древних времён возникали зачатки разных наук, которые через столетия смогли разрастись и дать плоды. Ярким примером первых учёных являются философы Древней Греции и Рима, основным занятием которых был поиск смысла жизни и человеческой истины.

Первая классификация общих знаний появилась в Древней Греции и позже стала использоваться по всему миру. В XVI—XVII вв. произошло ускорение в развитии науки. Это отразилось на технике и технологиях, человечество начало активно прогрессировать, формируя целые научные институты. С этого периода началось удвоение количества экспериментов и исследований всех сфер человеческой деятельности. Были сформированы такие институты:

  1. Социальный.
  2. Гуманитарный.
  3. Природный.

Благодаря чередованию экстенсивных и революционных периодов развитие науки ускорилось. Это положительным образом сказалось на углублении принципов познания, увеличении классификаций и создании новых категорий. Активно развиваются фундаментальные и прикладные исследования. В этот период сформировались основные признаки науки:

  1. Исследования человека являются знаниями, которые зафиксированы в определённой системе знаков и составлены на основе чётких правил. Изучение не может возникнуть без материальной базы или произойти произвольно, это регламентированный общественный процесс.
  2. Наука должна фиксироваться на языковом уровне. В устной форме передача большого объёма данных негативно сказывается на эффективности и длительности исследований.
  3. Наука состоит из знаний, которые постоянно изменяются и расширяются. В процессе экспериментов и поисков ответов на волнующий общественный сегмент вопросов знания расширяются.

Процесс изучения состоит из предмета, над которым проводится опыт, ряда теорий и гипотез, которые нужно доказать или исключить в процессе работы. Наука не может рассматриваться без методов и фактов, а также детального описания эмпирического материала.

Структура образования: компоненты

  • Комплекс образовательных программ и стандартов.
  • Органы образования.
  • Комбинация принципов, определяющие функционирование системы обучения.

Основные способы получения образования:

  • обучение в образовательных учреждениях.
  • образование в семье.
  • самообразование – это когда человек получает знания, навыки и знания без помощи окружающих.

Образование может быть разделено на две категории:

  • Общее – обучение в школах и детских садах. Дети изучают родные языки и литературы, биологии, физики и других предметов, формирующих основу мировосприятия.
  • Профессиональное образование является специализированным видом образования, реализуемым в школах с специальным профилем, в кружках, секций, в лицеях, колледжах, институте. В данном случае человек идет на обучение для того, чтобы быть специалистом в какой-либо сфере, т.е. получает профессии.

Человек называется образованным в том случае, если он усваивает достаточные знания и навыки, необходимые в определенном обществе, чтобы реализовать их в практическом, научном, социальном, познавательном и профессиональном деле.

Система образования Античности

Первые
теоретические основы образования были заложены в Древнем Риме и Древней Греции.

Эпоха
античности поставила перед образованием новые цели. Они заключались в
формировании идеального человека, наделенного определенными моральными
ориентирами по активности, физическим качествам и интеллектуальным
способностям. 

В
разных городах древнего мира складывались свои модели воспитания, имеющие
определенные цели и задачи.

Итак,
целью обучения в Спарте было создание воина, наделенного определенными
физическими качествами: силой, выносливостью, выносливостью. Кроме того,
спартанцам пришлось стать рабовладельцами, а это значит, что они с раннего
детства научились управлять рабами и содержать их. Детей воспитывали очень
строго. Ограничения коснулись всех сфер жизни. Будущие воины должны
были быть неприхотливыми в еде, терпеть любую нужду, уметь преодолевать
трудности, терпеть поражения, сражаться из последних сил. Воспитание
спартанцев осуществлялось в специальных учреждениях, в которые помещали
мальчиков с семи лет. В 18 лет мальчики проходили военную подготовку. Что
касается девочек, то, как ни странно, в их воспитании особое внимание уделялось
физическому развитию. Девочки остались дома, научились работать по дому и
управлять рабами.        

Целью
воспитания в Афинах было формирование идеального человека. Афиняне видели
в таком человеке всесторонне развитую личность, наделенную умственными
способностями, физическими качествами и нравственными установками. Особое
внимание уделялось физическому развитию детей, особенно мальчиков. Также
детей читали литературу, учили игре на музыкальных инструментах, счету и
грамоте. Девочки выросли в семье и узнали о домашнем хозяйстве.    

Целью
воспитания Древнего Рима было формирование всесторонне развитой и гармоничной
личности. Воспитание в Риме имело свои особенности, заключающиеся в том,
что в каждой семье оно реализовывалось в зависимости от ее статуса и
социального положения. Так, дворянские семьи учили своих детей дома, их
учили грамоте, математике, философии, языкам, литературе. Мальчиков
обучали мужским профессиям, а девочек — рукоделию и ведению домашнего
хозяйства. В крестьянских семьях обучением детей, как правило, занимались
родители. Они передали им свой опыт и знания, научили их сельскому
хозяйству. Дети не изучали никаких наук.      

Примеры социальных институтов

Чтобы лучше понять, что такое социальный институт, рассмотрим основные примеры, наглядно демонстрирующие суть данного понятия:

  • Семья. Это важнейший институт, с которым в своей жизни сталкивается каждый из нас. У семьи есть несколько функций: репродуктивная (рождение детей), воспитательная (совместное воспитание детей, формирование у них основных ценностей, норм и принципов поведения), экономическая (совместное использование ресурсов, ведение общего хозяйства).
  • Государство. Данный институт решает большое количество задач, направленных на обеспечение безопасности, стабильности и развития, а также на реализацию базовых потребностей каждого члена общества. Государство регулирует экономику, обеспечивает медицинское обслуживание и образование, строит и поддерживает инфраструктуру, защищает население от преступности, обороняет страну от внешних опасностей.
  • Право. Это система обязательных норм поведения, направленная на обеспечение стабильности и общего благополучия. В отличие от норм морали, правовые нормы являются общеобязательными и регулируются государством. Основные функции права – это определение правил поведения, полезных для общества, и обеспечение их выполнения.
  • Образование. Задача этого института заключается в том, чтобы передавать подрастающим поколениям накопленный опыт, знания и навыки, необходимые для продуктивной работы. К функциям образования относятся адаптация молодых людей к будущей самостоятельной жизни информирование у них профессиональных навыков, социализация.
  • Наука. Задача этого института заключается в том, чтобы добывать объективные знания, накапливать и интерпретировать их. К функциям науки относятся познание мира, определение взглядов на мир, интерпретация знаний, интеллектуальное и техническое развитие.
  • Церковь. Этот институт формируется на основе веры. К функциям церкви относятся формирование мировоззрения, объединение верующих, выработка моральных и нравственных норм.
  • СМИ. Это институт, обеспечивающий публичную передачу информации с помощью доступных технических средств. Функции СМИ включают сбор, анализ, упорядочивание и распространение информации.

Разумеется, это далеко не полный список институтов, так или иначе влияющих на нашу жизнь

Важно отметить, что некоторые из них сложились исторически и выглядят примерно одинаково в разных культурах (например, семья). Другие же сформированы целенаправленно для обеспечения порядка и развития (например, право)

Цели воспитания первобытнообщинного общества

В
первобытнообщинном строе постепенно начинает формироваться организованная
система воспитания.

В
этот период воспитание имело свои организационные особенности, обусловленные
структурой общества. Поскольку человек жил в естественной среде, процесс воспитания
был обусловлен необходимостью адаптации к ее условиям. Если не следовать
определенным правилам, отклоняться от каких-то действий, то выживание вам не
светит. Это означает, что цели воспитания этого периода полностью
соответствовали его методам и средствам, а результаты воспитания — своему
прямому назначению.   

Образование в
первобытном обществе было направлено на:

  1. Получение жизненного опыта.
  2. Приобретение навыков для работы.
  3. Воспитание трудолюбия.
  4. Приобретение повседневных навыков и умений.

Воспитательный
процесс осуществлялся на основе подражания. По сути, дети делали то же
самое, что и взрослые. В этот период начали складываться традиционные
формы воспитания, когда мальчиков обучали охоте и собирательству, земледелию и
скотоводству. Им были даны такие качества, которые способствовали бы
обеспечению семьи, ее защите и выживанию. Девочки освоили ведение
домашнего хозяйства и уход за детьми.    

В
основе процесса воспитания первобытного общества лежали естественные
потребности человека в приобретении новых знаний и навыков, формировании
коллектива и построении в нем оптимальной системы взаимодействия.

С
раннего детства ребенок приучен к коллективу и его правилам. Он столкнулся
с ограничениями, которые были обязательными и соответствовали нормам и
структуре команды. Таким образом, ребенок был приобщен к соблюдению норм
социального поведения и усвоению навыков, которые были жизненно важны и
необходимы для выживания.  

Функции государственного образования

Экономическая — образование создает социально-профессиональное общество, в котором люди могут освоить научные, технические инновации и эффективно их использовать в профессиональной работе. Главная задача — охватить потребности трудового ресурса во всех областях экономической деятельности.

Социальная — социализация личности, формирование социально значимых навыков. В семье начинается учебный процесс, а затем идет в школу и другие учебные заведения.

Культурная функция дает возможность передать культурную ценность подрастающим поколениям для воспитания и развития творческого потенциала.

Контролирующая — образовательное учреждение осуществляет контроль над поведением, сформирует нравственные и нравственные нормы поведения. Образование в качестве социального института состоит из нескольких учреждений, управлений и большой системы правил и норм. Ниже рассмотрим, как в РФ выглядит образовательная система.

Эпоха Средневековья и педагогика Нового времени

В Средние века большую роль играла церковь и её служители. Там хранились письма, которые были на латинском языке. Школы существовали при храмах и соборах, поэтому много говорили о религии и мировоззрении.

В Западной Европе, для светских феодалов существовала специальная рыцарская система воспитания. В её основу положено 7 рыцарских добродетелей:

  • Верховая езда.
  • Плаванье.
  • Использование копья.
  • Фехтование.
  • Охота.
  • Шахматы.
  • Игра на музыкальных инструментах или сложение стихов.

С развитием городов обучение требовало перехода на новый уровень. Начинают появляться университеты в Париже, Оксфорде, Кембридже, Кракове. Возникают новые факультеты: богословский, юридический, артистический.

В Западной части Европы известными учёными и философами стали Франсуа Рабле, Мишель Монтень, Эразм Роттердамский. На Востоке поддерживали идеи таких учёных: Омар Хайям, Ибн-Сина, Аль-Фараби и других.

Образование на Руси начинает набирать оборотов в период появления письма и алфавита Кирилла и Мефодия – в девятом столетии. Появилась народная педагогика, которая имела характер советов, правил, раскрывалась в народных традициях, обычаях и фольклоре.

С приходом христианства появляются приходские и церковные школы, в которых учили читать, писать и считать. Большую роль при том играла вера. В то время появляются «Изборник Святослава», «Поучение князя Владимира Мономаха детям», «Домострой».

Как отдельная наука, педагогика Нового времени начала существовать с 17 столетия. На это повлиял трактат Бэкона «О достоинстве и увеличении наук», где он попробовал разделить все науки по видам. Большой вклад в развитие зарубежной педагогики внесли:

  • Коменский Я. А. – обосновал принципы дидактики и внёс идею о классно-урочной системе обучения.
  • Локк Дж. – большую роль в обучении придавал психологии.
  • Руссо Ж.-Ж. – ввёл основы «свободного воспитания».
  • Песталоции И. – довёл теорию элементарного обучения всестороннего развития ребёнка.
  • Гербарт И. – ввёл понятие «воспитывающее обучение».

В отечественный период выделяют деятельность Ломоносова, который выдвигал идею общеобразовательного типа средней школы. Бецкий принял участие в создании Смольного института благородных девиц. Радищев высказал своё мнение об идеальном образе человека и его воспитании, придерживаясь демократических и антикрепостнических утверждений. Чернышевский и Добролюбов рассматривали проблему воспитания и обучения женского пола.

Ушинского К. Д. считают основоположником отечественной педагогической системы. Он написал первую большую работу в сфере педагогической антропологии под названием «Человек как предмет воспитания». Также довольно известными стали работы Толстого, Лесгафта, Пирогова.

Роль образования в развитии общества

Роль образования в современном обществе крайне высока. Ведь мир постоянно сталкивается с глобальными проблемами, среди которых аномальное потепление, экологические загрязнения, постоянный рост населения, нехватка продовольственных ресурсов, обеспечение высоких социальных условий жизни и другие.

Многие учёные и эксперты сходятся во мнении, что справиться с этими вопросами можно с помощью образования. А всё потому, что оно выполняет ряд функций, которые важны для общества.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Функции образования в современном обществе

Проявление роли образования в жизни современного общества выражается в выполнении трёх функций:

  1. Экономической. Роль системы образования заключается в том, чтобы сформировать общественные группы, в которых люди получают современные и эффективные знания и смогут применить их в работе, улучшая экономические показатели страны и мирового сообщества.
  2. Социальной. Через обучение человек получает социальные навыки и учится взаимодействовать с людьми.
  3. Культурной. Одна из важнейших ролей образования в обществе — это передавать культурные ценности, воспитывать личность человека и раскрывать его творческие способности.

Основные тенденции развития образования

Поскольку роль образования в жизни человека и общества постоянно возрастает, меняются основные тренды и векторы его развития. На сегодняшний момент в образовательном процессе наметились такие направления:

Образование становится массовым и демократическим. Ещё недавно обучение являлось роскошью, доступной элитным представителям высшего общества. Но сегодня практически все страны мира ввели обязательное начальное образование. А университеты принимают всех, кто готов и хочет обучаться.
Растёт продолжительность обучения. Знания становятся сложнее, а требования к профессиональным навыкам выше. Всё это увеличивает общую продолжительность учёбы.
Образование становится более гуманным. Сегодня в центре внимания не учебная программа, а личность самих учащихся. Обучение выстраивают с учётом их интересов, особенностей и запросов.
Увеличивается количество гуманитарных дисциплин

В современном обществе всё большую важность приобретают такие социальные навыки, или soft skills, как умение общаться и взаимодействовать. Поэтому растёт роль гуманитарных направлений — социологии, политологии, экономики, правоведения.
Образование приобретает интернациональный характер

Это значит, что образовательные системы разных стран ищут точки соприкосновения, разрабатывают единые модели (Болонский процесс), развивают программы студенческого обмена и запускают другие инициативы. Что ещё раз доказывает высокую роль образования в жизни общества.
Образование становится технологическим. В каждой школе и университете уже есть компьютерные классы, многие вузы предлагают полностью дистанционное обучение, внедряют адаптивное образование. Развитие технического прогресса активно влияет на обучение.

Сложно представить обучение без компьютеров и ноутбуков

Педагогика в XX столетии

Большие изменения в систему образования внесла Первая мировая война, которая длилась с 1914 по 1918 год. После окончания войны усилилась централизация управления образовательными учреждениями и обучение продлилось на определённое время во многих странах. Касалось это начальной школы.

Главной задачей педагогики стала создание нового идеального образа человека и методов его формирования. Дьюди развивал теорию и значении детского опыта под присмотром педагога. Ввёл систему индивидуального образования «Виннетка – план» и индивидуализированного обучения под названием «Дальтон – план». Он означал правильное распределение нагрузки, которое предусматриваем совместное планирование учениками и учителями.

В Германии в 1919 году для детей работников фабрики «Вальдорф-Астория» открылась отдельная школа. Также известна под названием «Вальдорфская школа». Разработчиком стал Рудольф Штейнер. Он считал, что развивать личность ребёнка необходимо через искусство.

После Октябрьской революции 1917 года, образование в России очень изменилось. В основу педагогики легла коммунистическая идеология. Главная задача – воспитание физически здорового человека. Обучение могли позволить себе люди любого материального положения, так как оно было бесплатным. Обучать стало одновременно мальчиков и девочек.

Школа считалась учреждением светского типа. Вводились уроки со строгим расписанием занятий. В конце учебного года проводились специальные проверки по каждому предмету. Идею коллективного трудового воспитания выдвинул Макаренко А. С. Также большой клад внесли такие особы:

  • Сухомлинский В. А. – выступал за идею гуманного обучения.
  • Блонский П. П. – поддерживал трудовую народную школу.
  • Каптерев П. Ф. – написал учение про педагогическую организацию.
  • Вахтерев В. П. – предоставил концепцию «эволюционной педагогики».

Вторая Мировая война стала толчком к возникновению единой системы образования и повышению обучения на интеллектуальном уровне. При воспитании и образовании начали учитывать потребности и возможности каждого ребёнка, его духовное и физическое развитие. Права человека и ребёнка признаны международными конвенциями. Давыдов, Эльконин, Лернер и Гальперин создали концепции развивающего, проблемного и программированного обучения.

Вывод

Социальные и экономические факторы повлияли на появление в системе образования таких направлений: экологическое воспитание, борьба с детской преступностью и наркоманией. Пришли к выводу, что не обойтись без компьютерных технологий. В конце 20 столетия были развиты принципы демократии, гуманизма.

Определение 1

На сегодня, развитие педагогики – это появления новых концепций, образовательных технологий, методов и средств обучения, способов учебной и воспитательной организации. 

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями

Наверное, ты замечал, что словами иногда можно сделать человеку больнее, чем руками. Синяк заживёт, а обида долго будет помниться.

Прислушайся, звучит ли в твоём классе неуважительное обращение «Вовка», «Танька», «Ленка». А может, и просто безымянное: «Ты, дай ручку!» Бывает ли, что кто-нибудь за какую-то мелочь или даже просто так обзывает грубым словом, не уступает, смеётся над чьей-нибудь неудачей?

Помни, что от доброго слова людям тепло на сердце, а от злого дружба может разрушиться. Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово ранит».

Некоторым мальчикам и девочкам почему-то нравится обижать своих товарищей. Особенно они любят дразнить и обзывать тех ребят, которые на это обижаются, давать им разные обидные прозвища. Обидят и веселятся! А может быть, они просто не могут придумать что-нибудь хорошее, какое-то доброе дело?

И ещё об одном. Нетрудно заметить, что многие мальчики и девочки кричат во весь голос, когда хотят в чём-то убедить своих товарищей. Как будто, если они будут разговаривать тихо и уважительно, им никто не поверит! А ведь в любом деле толк будет только тогда, когда люди, глядя в глаза, смогут спокойно выслушать друг друга и постараются понять. Говорят, истина рождается в споре. Но спор — это не ссора. Любой спор должен быть доброжелательным. От крика могут родиться только обиды.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: