Сочинение по картине перова последний кабак у заставы

Допетровская эпоха

В 1474 году, при Иване III, впервые была сделана попытка навести хоть какой-то порядок в алкогольной сфере. Царь запретил свободно варить мёд и пиво, а также употреблять хмельные напитки в иные дни, кроме праздников.

Василий III, в свою очередь, выстроил в Москве посад под названием Налейки. Там можно было баловаться хмельными напитками когда угодно и сколько угодно, но это касалось только иноземцев. Русских туда не пускали.

В 1552 году по указу Ивана Грозного в столице открыли первый «царев кабак», где подавали «зелено вино». Простые люди могли только покупать его в кабаках, чтобы средства шли в казну, тогда как аристократии и приближенным царя разрешалось производить и потреблять спиртное дома. Между прочим, царским опричникам в кабаках подавали водку, а все остальные вынуждены были довольствоваться вином.

При этом за появление в общественных местах в нетрезвом виде пьяниц (на Руси их звали «питухами») сажали в так называемую «бражную» тюрьму. Там их держали, пока они не трезвели. Если человека задерживали за пьянство вторично, его подвергали битью батогами. В третий раз – били уже кнутом и приговаривали к тюремному заключению.

Если же нарушитель задерживался за пьянство неоднократно, то его могли посадить в бочку со спиртным. Содержимое её состояло из продуктов брожения и перегонки и было таким крепким, что несчастный буквально мариновался заживо. Иногда плоть отделялась от костей и человек погибал страшной смертью.

Патриарх Никон ввёл запрет на спиртное в монастырях, если кто-то нарушал это табу, его могли лишить духовного сана и сослать куда-нибудь в отдаленную обитель, а в храмах стали читаться проповеди против пьянства.

Если человек умирал от пьянства, его хоронили вне пределов кладбища, обычно у перекрестков, в назидание другим.

В правление царя Алексея Михайловича Тишайшего питейные заведения вынесли за городские границы, да и количество их уменьшилось. При этом спиртное стало стоить втрое дороже, и одному человеку запрещалось отпускать более одной чарки (это около 150 граммов). Если же кого-то уличали в подпольном производстве и продаже алкогольных напитков, то ему грозило тюремное заключение вкупе с конфискацией имущества. Также запрещалось продавать спиртное в постные дни, религиозные праздники и определенные дни недели.

При Петре I политика по отношению к пьянству была двоякой. С одной стороны, царь регулярно устраивал «ассамблеи», где спиртное подавалось в довольно приличных количествах. С другой – подданные, злоупотреблявшие спиртными напитками, при нём подвергались довольно суровому наказанию: им на грудь вешали медаль «За пьянство» весом до 12 килограммов.

Анализ стиха «О красном вечере задумалась дорога»

Главное чувство, лежащее в основе поэзии С. Есенина, — любовь. Любовь, сострадание и милосердие ко всему сущему на земле. Художественный мир его стихов необычайно ярок, красочен, звучен.

Лирический герой испытывает чувство восторга и наивного детского удивления перед красотой и таинственностью мира. Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» поражает прежде всего необычностью цветовых эпитетов, их яркостью и свежестью.

Всё в этой картине поражает покоем, гармонией, умиротворённостью, чувством какого-то благоговения грустной нежности перед мирной деревенской тишиной.

Всё в этой картине живёт, движется, мыслит, чувствует, всё одухотворено и очеловечено. Дорога задумалась. С помощью этого олицетворения раскрывается основной мотив лирики Есенина – тоска земли по небу и мечта о воссоединении с ним. Образ избы персонифицирован:

Изба в мифологии Есенина соединяет землю и небо. Метафора «Пахучий мякиш тишины» — это синтез трёх человеческих чувств: обоняния, осязания и слуха.

Многоцветная картина осеннего вечера дополняется мотивом неопределённости, расплывчатости, неясности мира природы: Кусты рябин туманней глубины. Это сравнение характерно для поэтики Есенина: конкретное сравнивается с отвлечённым. «Мгла» осеннего холода, «хмарь» в хлеву создают ощущение таинственности и загадочности мира.

В центральной части стихотворения желтоволосый отрок противопоставлен кому-то «сгинувшему в ночи».

В этих двух образах заключена метафора жизни, а также движение есенинского лирического героя от созерцания к странничеству, от жизни к смерти. Глагол «лучит» удивительно точно передаёт внутреннее состояние «желтоволосого отрока».

Мы так и видим эти лучистые детские глаза, которые с чистой непосредственностью, восторгом и удивлением созерцают красоту вечера «сквозь синь стекла». Отрок начинает жить, с радостным любопытством вглядываясь в окружающий мир. А кого-то уже нет, он «сгинул в ночь».

Ночь – символический образ смерти. Мы узнаём о прошлом этого героя, о его странничестве из инфинитивных предложений:

Картину осеннего вечера в конце стихотворения дополняют звуковые образы – не резкие, а нежные, грустные, приглушённые, протяжные:

Всё в этой картине благостно, кротко, ласково, всё живёт в каком-то любовном чувстве всего друг к другу: зола обнимает печь, вздох целует клюв совы, солома нежно охает, коровы кивают словно в знак согласия, приятия мира. Опоэтизирована крестьянская изба, сам быт русской деревни.

Есенин – поэт обладает удивительной способностью: он умеет в простом и обыденном увидеть красоту.

Труба, овсяный двор, поветь (помещение под навесом на крестьянском дворе), зола, печь, хлеб, ячменная солома – всё это предметы и реалии крестьянского быта. Они с любовью и нежностью опоэтизированы поэтом, наделены человеческой душой, наполнены какой-то особенной красотой.

Пейзажное стихотворение перерастает в философские размышления о красоте мира и краткости жизни.

Мне нравится2Не нравится

«Тройка» (1866)

Свой замысел картины Перов объяснял в письме к Д. Григоровичу:

В процессе работы автора над полотном постоянно менялась композиционная идея. Написав «пристяжных» детей, Перов долго выбирал модель для центрального персонажа. Об этой истории с поиском Перов пишет в рассказе «Тетушка Марья». Ребенка, подходившего для картины, художник встретил случайно на улице. Этот мальчик вместе с матерью шел молиться в храм.   Поначалу женщина, испугавшись сглаза, ответила на просьбу художника отказом, но затем согласилась. Спустя четыре года после создания картины она сообщила живописцу о смерти сына Васи и попросила показать ей эту работу. Художник повел ее в галерею П. М. Третьякова. Увидев своего мальчика, мать сказала: «Вот он – как живой! Вот и зубик его сломанный!»

В. Г. Перов и П. М. Третьяков на какое-то время оставили женщину одну у холста. Вернувшись, они увидели ее стоящей на коленях перед картиной. Известно, что впоследствии Перов написал для несчастной матери портрет ее сына.

Описание картины «Тройка»

Действие происходит в Москве. На место действия указывает силуэт Рождественского монастыря на заднем плане картины. На фоне глухой монастырской стены изображены мастеровые, везущие в санях чан с водой.  Дети являются центром всей композиции. Их лица озарены теплым светом.

Все вокруг них тонет в морозной дымке большого города: отдаляющиеся человеческие фигуры, заиндевевшие деревья и заблудившаяся в тумане небольшая стая птиц.  Сердобольный прохожий подталкивает сани сзади.  Автор намерено не изображает его лица, словно он не присутствует на картине и является всего лишь частью мрачного пейзажа.

Дети, запряжённые в повозку, безропотно смирились со своей нелегкой участью. Путь у них был долгим. Безжалостный ветер распахивает полы верхней ветхой одежды. Заметенная снегом дорога и непосильный груз за плечами замедляет ход. Выплескивающаяся из кадки вода нарастает льдом на стенах бочек и полозьях саней. Рогожа, прикрывающая чан, взвилась от ветра вверх и вот-вот спадет вниз.

Центральной фигурой «тройки» является самый старший из детей. Мальчик рвется вперед, но веревки, перетянувшие грудь, мешают ему дышать, возвращая назад.  Осознавая безвыходность положения и превозмогая боль, он впрягается в узду обеими руками, взяв на себя большую тяжесть груза. Его щеки обморожены. Глаза полны отчаяния. Роль лидера ему досталась по старшинству, и он ее упорно выполняет.

Мальчик с левого края «Троицы» тащит воз из последних сил. Безвольно висящая правая рука отяжелела и ослабла. Его взгляд отрешен. Мышцы на вытянутой тонкой шее напряжены. Он падает от усталости, но не сдается.

В одной упряжке с мальчиками изображена маленькая девочка. Из-под распахнутого старого тулупа видна тонкая юбка. С головы спадает легкий платок. Волосы треплет ветер. Она не смотрит вперед, в ее полузакрытых глазах скрывается горькая обреченность. Замерзшие руки будто пристыли к веревке, перекинутой через плечо. На ногах большие тяжелые ботинки.

Впереди повозки бежит оскаливший зубы дворовый пес.   Он как бы ведет детей до мастерской, разделяя вместе с ними их страдания.

Эта драматическая картина стала своего рода протестом против узаконенного детского труда, типичного для России того времени.

История создания

В самом начале истории создания поэмы писатель находился в Болдинском поместье. Он много размышлял об истории российского государства, о его правителях и самодержавной власти. В то время общество разделялось на два типа людей: одни полностью поддерживали политику Петра Великого, относились к нему с обожанием, а другой тип людей находил в великом императоре сходство с нечистой силой, считали его исчадием ада и соответственно к нему относились.

Писатель прислушивался к разным мнениям о правлении Петра, итогом его размышлений и сбора различной информации стала поэма «Медный всадник», завершившая его болдинский период творчества, год написания поэмы – 1833.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Медный всадник»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Медный всадник»

для самых компанейских —

Главные герои «Медный всадник»

для самых занятых —

Читательский дневник «Медный всадник»

для самых крутых —

Читать «Медный всадник» полностью

«Ядреный орех» и талант

Собакевич, торгуясь с Чичиковым во время продажи «мертвых душ», называет своих крестьян «ядреным орехом». Про каждого он может сказать доброе слово:

  • Михеев делал кареты, слава о которых плыла по соседним губерниям.
  • Максим Телятников шил сапоги, сравнимые с произведениями искусства.
  • Милушкин создавал отличные печи в любом месте.
  • Степан Пробка имел богатырскую силу.

Мужики Собакевича старались работать, отдавать барину оброк и содержать свои семьи. Они кормили и одевали всю Русь, сами оставаясь полураздетыми и голодными. Их судьбы вызвали в голове бездушного Чичикова множество мыслей. Автор надеется, что с такими мужиками Русь не погибнет.

Удивительна русская речь. Безграмотный мужик способен подобрать меткое слово, передающее точно характер или свойства предмета. Великий классик восхищается: «сам самородок, живой и бойкий русский ум». Мужику можно дать в руки топор, и он соорудит такую избу, что ей позавидует любой заморский архитектор. Крестьян не пугает климат, он сам соорудит себе рукавицы и выживет даже на Камчатке. Листок, испещренный именами умерших крестьян, не воспринимается как список мертвых душ. Они настолько живые, насколько мертвы души тех, кто пытается их продать за большую цену, не зная, во что вложит полученные деньги. Монеты будут лежать по мешочкам или растрачены на ерунду.

ТРАКТИНЫЕ МАРКИ

Также на месте питейных заведений частенько попадаются круглые, шестиугольные, восьмиугольные или иной формы монетки без герба. На них обозначен только платежный номинал — 5 копеек, 15 копеек, 25 рублей и т.д. Это разменные суррогаты (платежные жетоны), которые называют трактирными марками. Эти «суррогаты» появились в середине XIX века и поначалу использовались только для расчета между официантом, кассой и посетителями в трактирах. Проще говоря, это был своеобразный кассовый чек.

Немного позже, оценив удобство использования, трактирные марки стали применять вместо мелочи при расчете с клиентами питейных заведений. Однако такие жетоны можно было «отоварить» только там, где они и были получены.

Тема любви

Гоголь любит людей с их достоинствами и недостатками. И в этом произведении я увидела, что он восхищается, по его мнению, настоящей любовью, которую Товстогубы пронесли через всю жизнь. Это повесть о великой любви. Не зря ей противопоставляется рассказ автора о бешеной страсти одного молодого человека к юной даме, которая умирает. Пылкий влюбленный жутко страдает, несколько раз пытается покончить жизнь самоубийством, но проходит время, и он женится на другой. Прошлое сильное чувство забыто. Это вообще, наверняка, не было любовью.

А вот между Афанасием Ивановичем и Пульхерией Ивановной возникло настоящее высокое чувство, на которое только способны люди. Они постоянно заботятся друг о друге. Пожилая хозяйка дома, как только понимает, что скоро умрет, наказывает ключнице беречь и ухаживать за Афанасием Ивановичем. Она знает, что ему будет очень тяжело без нее.

Боль от потери жены заполняет всю жизнь овдовевшего старика, ее не может вылечить даже время. Тоска и печаль по своей единственной подруге жизни не утихают. Он вскоре умирает.

Темы

  1. Основной темой повести является, конечно, тема — человек и природа. Автор показал взаимодействия людей и окружающего мира. Кто-то норовит выжать из природы побольше соков и безразличен к ее судьбе, а кто-то видит в ней опору и вдохновение. Автор встает на сторону тех, кто прислушивается и присматривается к пейзажу, хочет приникнуть в тайны окружающего мира и стать его частью. Такие люди различают все оттенки красоты природы и любят ее, поэтому получают удовольствие от каждого дня, проведенного в гармонии с окружающей средой, дающей силу, здоровье и мотивацию.
  2. Поиск своего места в жизни. Уже в первой части герои рассуждают о том, нужно ли Егорушке образование и каково его место в мире. Сам мальчик не хочет покидать маму и дом, боится неизвестности и одиночества. Его дядя утверждает, что не нужно ребенку никакое благородное образование, и лучше бы он научился практическим вещам, которые реально пригодятся в жизни. Мама Егорошки хочет, чтобы «все было по-благородному» и очень ценит образование. Отец Христофор, напротив, возражает Кузьмичову: «А ежели все будут торговать и хлеб сеять, тогда некому будет учения постигать». Эти прения не отвечают на поставленный вопрос, а лишь демонстрирует многообразие точек зрения и дорог для каждого из нас. Узнавая биографию людей, мы видим бесчисленное множество судеб и путей, и нет правильного — есть возможные для каждого из нас.
  3. Любовь к Родине. Несмотря на унылое однообразие степи, автор глазами мальчика видит величие нашей бескрайней Родины — красивой, сильной и властной. Даже голая степь населена тысячами уникальных живых существ, образующих сложную экосистему и наше национальное богатство. В этих пейзажах каждый наш соотечественник узнает свою просторную душу, вбирающую в себе каждый колосок родных полей. Чехов описал Россию поэтично, с большой любовью. Думая об Отчизне, Егор фантазировал: «Кто по ней ездит? Кому нужен такой простор? Непонятно и странно. Можно, в самом деле, подумать, что на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья Разбойника, и что еще не вымерли богатырские кони».
  4. Тема одиночества. Егор тяготится своим одиночеством, потому не хочет ехать учиться. Он боится остаться один, и сам вид голой и бескрайней степи подавляет его.
  5. Тема бренности бытия. Повесть начинается с воспоминаний Егора о смерти бабушки. Весь текст пронизывает мотив гибели и увядания: то череп встретится на пустой дороге, то мрачное воспоминание промелькнет у героя. Природа, отягощенная производствами и человеческим безразличием, тоже омертвела и осунулась. Так автор подчеркивает хрупкость всего того, что нас окружает, и необходимость беречь это.

Функции природы

Чертой, на основе которой противопоставляются друг другу герои произведения, является пейзаж. С помощью этого аспекта можно сразу понять, на стороне какого персонажа будут симпатии Л. Н. Толстого. Герои, к которым автор относится лучше, то есть дает им хорошие характеристики, всегда:

  • открыты к добру и миру;
  • более сознательно и душевно относятся к природе, ее величию.

Персонажи, которые не замечают знаков окружающей среды, обращаются с ней холодно и порой жестоко. Они не занимают место в сердце Толстого, к ним он не испытывает теплых чувств, не проявляет симпатию.

Природа играет важную роль в произведении. Она не только раскрывает главных персонажей и дает понять, кто заслуживает любви и внимания читателя, а кто нет, но и позволяет воссоздать обстановку, предшествующую какому-нибудь событию, например, Бородинскому сражению. В начале битвы солнце, которое сквозь туман брызнуло на поля, стало знаком к наступлению для Наполеона.

Образ дуба

Развитие характера Андрея Болконского осуществляется с помощью описания этого дерева. Оно несет большую символическую нагрузку, отождествляет собой могущество, непобедимость. Князь приходит к дубу дважды, поэтому можно разделить влияние дерева на жизнь главного героя на 2 этапа:

  • весенний;
  • летний.

Такое разделение происходит, поскольку князь Андрей меняется на протяжении всего романа. Трансформация состояния дерева показана глазами Болконского. В нем он видит своего союзника, который разделяет его боль и мысли. Толстой использует этот образ, чтобы приоткрыть внутренний мир Андрея, ведь он не рассказывает о своих переживаниях. В переломные моменты в жизни князя именно через состояние дерева читатель понимает, что творилось в его душе.

Андрей Болконский подходит к дубу в первый раз с мрачным настроением, он переживает смерть жены и поражения в австрийских сражениях. После зимней спячки дерево было засохшим и старым, таким же автор изображает состояние героя. По сравнению с березами дуб во много раз выше, кора у него местами содранная или отпавшая. Силуэт его некрасивый и грустный, казалось, все радости этого мира были не для него.

Когда судьба дала шанс любви и духовного возрождения, Андрей Болконский чувствует прилив сил и уверенность. Он понимает, что жизнь преподнесла ему вместо всех проблем графиню Ростову, которая подарила ему заново красоту окружающего мира.

Однажды, возвращаясь домой, Андрей искал знакомый силуэт старого истощенного дерева и чуть не пропустил его, ведь оно преобразилось:

  • листья стали темно-зеленого цвета, обрели «живой» вид;
  • дуб начал шевелить своими могущественными ветками;
  • под густой кроной не было заметно ран, которые раньше заполняли его облик.

Тогда Андрей Болконский решил, что его жизнь еще не кончена, ему ведь всего тридцать один год, он не может взять и прекратить только начатый путь. Перед его глазами встал облик Наташи Ростовой, которая видела в этом мире лишь хорошее. Но главное то, что она умела любить и учила этому всех.

https://youtube.com/watch?v=1-DMHocsMYY

Живопись

Школа живописи была окончена Перовым в 1861 году. В копилке художника оказалась золотая медаль 1-го класса за произведение «Проповедь в селе». Описав бытовой сюжет и специфичный социальный срез, в том же году Перов создал картину, аналогичную по стилю и тематике, «Сельский крестный ход на Пасху».

Картина Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасху» / Третьяковская галерея

Оба произведения описывали российскую действительность, невежество и безнравственность, царящие в низших слоях населения. Критики обсуждали работы мастера, его смелость, мастерство. Дискуссии вокруг произведений привели к тому, что картину было запрещено демонстрировать в России. Но ее приобрел Павел Третьяков под страхом неодобрения Синода и ссылки для автора творения.

Несмотря на споры вокруг творчества, Перов написал картину «Чаепитие в Мытищах». На ней ленивый священник находится за столом и пьет чай, а рядом стоят голодающие нищие, которых верный слуга не подпускает к господину.

Картина Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» / Третьяковская галерея

1862 год принес Перову стипендию и содержание, пожалованное Императорской академией художеств, а значит, он мог отправиться за границу

Бывая в европейских городах, живописец делал зарисовки бедных кварталов, обращал внимание на работу простолюдинов и жизнь обездоленных. Сюжеты, подмеченные им, легли в основу картин «Слепой музыкант», «Парижская шарманщица» и др

Вдали от дома Перов тосковал и до завершения стажировки за рубежом просил Совет академии художеств о возвращении на родину. Художник мотивировал свое желание отсутствием вдохновения и удовлетворенностью от созданных на чужбине работ.

Картина Василия Перова «Тройка» / Третьяковская галерея

На родной земле он продолжал работать в направлении реализма, интересуясь социальным контекстом. К 1860-м на картинах автора появлялись городские дети, служащие высокопоставленных чиновников, крестьяне. В 1869-м Перов стал участником кружка «передвижников». Товарищество передвижных художественных выставок впервые открыло экспозицию в 1871 году. На ней, помимо картин «Рыболов», «Охотники на привале», Перов представил и несколько портретов.

Василий Перов пробовал себя в качестве педагога, преподавая в Московской школе живописи, ваяния и зодчества, а также делал первые шаги на литературном поприще. Его рассказы имели в основе сюжет о художественном опыте мастера. Из-под пера художника вышли «Тетушка Марья», «На натуре (Фанни под № 30)».

Картина Василия Перова «Охотники на привале» / Третьяковская галерея

Несколько абстрагировавшись от социальной тематики, Перов увлекся зарисовками жизни русской деревни и портретами. На его полотнах появлялись литераторы Александр Островский, Иван Тургенев, кисти автора принадлежит «Портрет Ф. М. Достоевского». Последний называют ярким примером русской портретной школы.

Василий Перов проникся интересом к исторической живописи и собирался написать 3 полотна, посвященные восстанию Емельяна Пугачева. Свет увидела только картина «Суд Пугачева». Остальные сюжеты сохранились лишь в виде набросков. В 1881 году автор завершил последнюю работу «Никита Пустосвят. Спор о вере».

Зачем нужны средства художественной выразительности?

Во-первых, зная, в каких случаях используются те или иные приемы, легче понять мотивацию автора, его отношение к персонажам, сюжетным поворотам и событиям.

Кроме того, способность идентифицировать литературные приемы может прояснить для читателя общий смысл или цель произведения. Например, роман «Лев, колдунья и платяной шкаф» К. С. Льюиса является религиозной аллегорией. Понимая это, легче разобраться, почему автор использует определенный язык для описания персонажей, и почему некоторые события происходят именно так, как происходят.

Наконец, средства художественной выразительности делают тексты более интересными, увлекательными и литературными, то есть использующими творческую свободу для создания эффектов и впечатлений, невозможных в реальности. Поэтому те, кто считает, что жизнь – лучший драматург, не осознают, сколько тысяч банальных историй ей требуется, чтобы создать сценарий, который даже писатель средней руки придумает с закрытыми глазами с помощью лишь некоторых тропов, даже не касаясь фигур речи. Литература, а тем более, хорошая литература – это весьма сложный и хитроумный мир, где любая деталь, кажущаяся мелочью, может оказаться ключом к пониманию истинного смысла и красоты произведения; так что, читая роман, не зная литературных приемов, вы скорее всего упустите многие смысловые уровни, заложенные в историю.

Как «лечили» пьяниц

В средневековых травниках встречается множество рецептов от пьянства. Например, рекомендации добавлять в спиртное порошок из толченых клопов, слизь жаб и лягушек, конский навоз и даже трупных червей.

Если к представителям высших слоёв общества ещё относились снисходительно (например, во время застолий к перебравшим спиртного приставлялись специальные люди, выводившие их «проветриться» и облегчить желудок), то для простых крестьян или ремесленников возлияния могли закончиться плачевно – в лучшем случае насильственным «лечением», а в худшем — плетями, тюрьмой, а то и смертью.

В. Г. Перов с огромным мастерством создает такие произведения, где затрагиваются темы глубоко драматические, даже трагедийные. Картина «» произведение наиболее совершенное по художественным образам и живописным достоинствам в творческом наследии Перова. Уходит к горизонту зимняя дорога, испещренная полозьями сане»й. Вдоль дороги небольшие деревянные дома окраины. Вдали видны столбы городских ворот с двуглавыми орлами. У дверей последнего у заставы кабака стоят в ожидании своих хозяев две упряжки. Видимо, они здесь давно. В санях сидит, закутавшись в платок от холодного ветра, одинокая женская фигура, она в терпеливом, покорном ожидании. Есть в «Последнем кабаке у заставы» чувство щемящей тоски и скорби от безотрадной крестьянской доли, приводящей в кабак в поисках единственного забвения. Внешне простая картина обладает большим драматическим напряжением. Синевато-серый снег, неприглядные темные домишки с красновато-желтыми огоньками подслеповатых окон, у горизонта, за ними, черные силуэты строений городской заставы вызывают чувство тревоги. Вся картина, выдери/санная в единой тональности, передает чувство одиночества и холода. Если на переднем плане среди холодных красок встречаются теплые тона, то к горизонту они становятся все холоднее и холоднее. Это передает и ощущение сумерек, опускающихся на город. Морозный ветер, разгулявшийся вдоль широкой улицы, заносит снегом стоящие сани, окна домов и пронизывает до костей крестьянку, ожидающую в санях. Эмоциональность пейзажа раскрывает содержание картины «»- трагическую обреченность русского крестьянства.
Усиление эмоциональной роли пейзажа вообще становится в этот период характерным для русской литературы и живописи. У Перова эмоциональный пейзаж стал средством раскрытия психологической характеристики действующих лиц и событий.
Н. Ф. ЛЯПУНОВА
В. Г. Перов
(М., Искусство, 1968)

Крестовская застава. Как жили ямщики?

Ямщики здесь начали селиться еще при Иване Грозном. Эта ямская слобода стала называться Переяславской. Тут же находились мытные дворы, там мытники взимали мыто — пошлину с товаров. Кроме «неявленной» водки древние таможенники взимали плату за многие товары, пополняя казну. Мытниками служили «инвалиды» — тогда это слово обозначало просто отставного военного.

История Москвы продолжалась —таможенные границы отменили, но заставы остались, там просто проверяли документы въезжающих и выезжающих из города. Да и с лошадьми надо было разобраться.

В. Г. Перов, «Последний кабак у заставы», 1868 г. Фото: ru.wikipedia.org

В Третьяковской галерее находится довольно мрачная картина Перова «Последний кабак у заставы». Столбы и шлагбаум, видимо, остались позади. Очень скупой вид: зима, замерзающая женщина, только два места, где можно согреться — кабак да виднеющаяся впереди церковь. Так могла выглядеть часть московской заставы, по крайней мере — зимой.

Летом же у жителей слободы цвели сады:

А ямщики работали. Были они едва ли не отдельным сословием, пусть и неофициально, чувствовали себя посвободнее: дорога — вещь непредсказуемая, требуется и решительность, и смекалка, и храбрость, и просто немалая физическая сила. Профессия передавалась по наследству, община была крепкой. Бурная жизнь на заставах начиналась «со вторых петухов», прекращалась ночью.

Дома у ямщиков были просторные, двухэтажные. Это и понятно: свой дом мог стать не то чтобы постоялым двором, но неким гостевым домом для знакомых проезжающих.

И столы были огромные, за каждым могло поместиться до двадцати человек. Питались ямщики в скоромные дни неплохо — соответственно тяжелой работе:

До конца XIX века был и один главный ямщик, кто заведовал всей Крестовской слободой. Это был дед знаменитого русского художника К. Коровина. Дед был богат, дружил с Мамонтовым и другими промышленниками. Потом, правда, разорился (технический прогресс), но связи остались. Они пригодились и внуку.


Фото: Галя Константинова, личный архив

Но времена стремительно менялись. По расчетам гениального инженера Шухова встали две огромные водонапорные башни (позже — снесены), началось строительство железой дороги в Прибалтику, в стиле русских дворцов XVII века был выстроен Рижский вокзал (тогда — Виндавский). Вокзал действующий, еще и с музеем, а вот о судьбе архитектора неизвестно ничего (30-е годы.).


Фото: Галя Константинова, личный архив

Москва разрасталась. От Крестовской заставы не осталось ничего. Сама площадь стала назваться Рижской, название Крестовский сохранилось только за мостом.


Фото: Галя Константинова, личный архив

В этих местах нет никаких особых «московских легенд». Но есть память и ощущение «пути», живые истории о путниках, будь то ямщики, будь то паломники-богомольцы, будь то нынешние, вечно куда-то нервно спешащие люди.

Теги: Москва, ямщик, история Москвы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: