Патриотизм и гражданственность в обществознании

. 2.1. Изучение наличия патриотизма у современных школьников

Для выявления уровня патриотизма у учеников в современной школе мы составили анкету для учащихся 6-х классов.

Анкета «Патриотизм». 1. Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм? а) любовь к Родине б) любовь к своей семье, близким в) любовь к народу г) прославление побед Родины д) любовь к родному городу, деревне, дому 2. Закончите предложения. а) каждый из нас верит… б) каждый из нас имеет… в) каждый из нас готов… г) подвиги героев заставили нас задуматься… д) защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и… е) когда я задумываюсь о будущем своей страны, то… ж) быть достойным гражданином своей страны – значит быть… 3. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего? а) Умение ценить настоящую дружбу; б) Готовность помочь другу в трудную минуту; в) Взаимопонимание; г) Честность, порядочность, принципиальность; д) Приятная внешность; е) Хорошие манеры; ж) Умение модно одеваться; з) Сила воли; и) Смелость; к) Решительность; л) Интерес, знание литературы, искусство, музыка; м) Интерес к политике; н) Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.; о) Наличие денег на всякие расходы; п) Способности. 4) Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания? а) Нет желания; б) Нет возможности; в) Считаю это не нужным. 5) Есть ли среди Ваших знакомых те, кого можно назвать патриотами? В чём это проявляется? (Свободный вопрос).

14 стр., 6804 слов

Патриотическое воспитание младших школьников 2

… своему народу, действующего в интересах Родины. Формирование патриотизма происходит во время обучения, социализации и воспитания учащихся. Но развитие патриотизма не ограничивается социальным пространством в рамках … самореализации на благо Отечества Следзевский, И. В. Основные направления гражданско — патриотического воспитания детей и молодежи в российском образовательном пространстве / И. В. …

6)Назовите авторов современного российского гимна: Автор музыки Автор слов 7) Насколько хорошо вы знаете выдающихся деятелей древней Руси? а) Рюрик и все б) 1-2 князя в) Пару тройку знаю г) Многих знаю д) Могу назвать свыше десятка выдающихся политических и духовных деятелей древней Руси 8) Считаете ли вы себя патриотом? а) Да; б) Нет; в) Частично; г) Не знаю. Пояснение к анкете: 1) Первый вопрос помогает определить уровень базисного понимания 6тиклассником понятия «патриотизм». 2) Второй вопрос помогает более широко определить уровень понимание 6тиклассником понятия «патриотизм», помогает 6тикласснику сопоставить себя с «патриотом», понять каков «патриот» в глазах ребенка. 3) Третий вопрос помогает выяснить нравственные ценности 6тиклассника(ов) и его окружения. 4) Четвертый вопрос помогает выявить сложности с осознанием понятий «Патриот», «Патриотизм». 5) Пятый вопрос необходим для самовыражения ребенка.

По нему наиболее конкретно можно определить уровень патриотизма, самосознания в обществе, нравственности и гражданской ответственности 6тиклассника. 6) Шестой вопрос позволяет выявить уровень гражданственности ученика 6го класса. 7) Седьмой вопрос дает нам представление об уровне знания 6тиклассников ранней истории своей страны, как одной из базисных тем на которых строится патриотизм. 8) Восьмой вопрос – вопрос-заключение.

Ребенок должен сам вынести себе вердикт, что даст представление о честности ученика и позволит ему(ей) развивать в себе концепцию «я-патриот». В заключении можно сказать о том что мы советуем родителям и учителям задуматься над проблемой уровня патриотизма детей, как гарантии развития в них полноценной личности.

Необходимо различными методами проверять данный уровень, в том числе и способом анкетирования. Анкеты для данных целей необходимо добывать у профессиональных педагогов и психологов занимающихся проблемой патриотизма напрямую или через их издания в книжном или интернет форматах. 2.2.

Правовая культура и предупреждение правонарушений учащихся

Для того, чтобы дети знали и выполняли правовые нормы в своем повседневном поведении, необходимо формировать грамотную правовую культуру учащихся.

Правовая культура  —  это элемент общей  сложившейся  социальной культуры,  которая определяется  степенью правового сознания и правовой активности общества. 

Учащиеся, которые склонны к совершению правонарушений, чаще всего имеют искаженные знания и представления о социальных ценностях. Истоки  деформации нравственного и правового сознания школьников находятся в первую очередь в семье. Неблагоприятную атмосферу для формирования личности ребенка содержат семьи, члены которых имеют отклоняющиеся поведение  (алкоголизм, судимость, наркомания т.д.), а так же семьи, где за внешним благополучием скрывается неблагоприятный психологический климат и  тяжелая эмоциональная обстановка. Поэтому одним из условий предотвращения правонарушений является эффективная работа с семьями учащихся.

Так же для подростка важно мнение его сверстников, поэтому необходимо положительно влиять на мотивы и характер действий неформальных групп, придавать им общественно ценную направленность. Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Что такое гражданственность?

Гражданственность – это качество личности, связанное с патриотизмом и позволяющее индивиду осознавать себя частью общества, чувствовать ответственность за будущее этого общества, своего народа и страны в целом. Гражданственность подразумевает уважение к государству, государственным символам, конституции и законам. В зависимости от контекста, это понятие может обозначать эмоциональное состояние, свойство личности или нравственную позицию индивида.

У гражданственности есть 2 обязательных элемента:

  • Высокая степень независимости индивидуальных суждений (то есть, развитое критическое мышление и отсутствие склонности к конформному поведению).
  • Сильная социальная солидарность, стремление участвовать в жизни общества и влиять на будущее своей страны.

Индивид, которому свойственно конформное поведение, тоже может демонстрировать сильную социальную солидарность и активность. Но поскольку она полностью основывается на конформизме, говорить о гражданственности в данном случае неуместно. Гражданственность – это качество политически зрелой личности, способной самостоятельно анализировать события и подвергать критическому осмыслению любые навязываемые мнения, в том числе экспертные.

С понятием гражданственности тесно связаны такие понятия как активная гражданская позиция и гражданское общество.

Активная гражданская позиция – это осознанное участие индивида в жизни общества, направленное на реализацию общественных ценностей. Человек с активной гражданской позицией воспринимает социальную активность как важную часть своей самореализации.

Гражданское общество – это совокупность не связанных с властью граждан, способных дискутировать на равных с государством и влиять на политические решения. Его наличие считается обязательным для формирования правового государства. Также его называют посредником между гражданами и государственной властью.

Можно ли воспитать гражданственность в себе?

Несмотря на то, что в большинстве случаев гражданственность – это результат воспитания человека в детском возрасте, ее можно в определенной мере развить и взрослому человеку. Изменится может каждый.

Но, для этого необходимо следовать нескольким важным советам:

  1. Больше сил тратить на свое образование. Образованным людям значительно проще понимать явления, происходящие в государстве и обществе, понимать самого себя. Кроме того, нельзя воспитать в себе такое качество без знания основ права собственной страны.
  2. Более толерантно и уважительно относится к окружающим. Уважение к другим членам общества выступает еще одной неотъемлемой частью гражданственности. Поэтому, если осознанно быть добрее к людям, помогать им, уважать, то параллельно у человека будет формироваться и правильная гражданская позиция.
  3. Старательно изучать историю своей страны и того региона, в котором человек родился. Без знания своей истории человек также не может быть ответственным и достойным гражданином государства. Не знать, истории страны, в которой родился – это значит не уважать свою Родину и свои корни.
  4. Сознательно анализировать себя и свои мысли. Не допускать в свое сознание неуважения к людям, уважать законы и моральные нормы общества, постоянно стремится к самосовершенствованию.

Что такое гражданственность

Что такое гражданство? Существует много трудностей в интерпретации этой концепции, как теоретических, так и практических. Главная проблема заключается в том, что термин «гражданственность», известный и понятный на ежедневной основе, не имеет научного обоснования.

Гражданство можно понимать как:

  • общественный и государственный патриотизм, т.е. осознание и ощущение принадлежности к многонациональному государству и обществу. В это явление входит уважение к Конституции, Закону, символам государственной системы, готовность защитить государственные системы, законы и порядки;
  • интегрированное качество, позволяющее человеку ощущать юридическую, социальную, моральную и политическую компетентность.

Специфика подхода к определению понятия «гражданственность» отражена в определении, предложенном автором «Толкового словаря живого великорусского языка» — Владимиром Ивановичем Далем.

Даль определил два значения для термина «Гражданин»:

  1. Житель города, гражданин, посадский.
  2. Член общины или лицо, состоящее из одной общей администрации; любое лицо или лицо из числа учредителей, земли, государства.

Далее он соотносит понятие «гражданский» с «относящимся к гражданам, к государству, к народному управлению и подданству». Он отмечает, что «гражданские обязанности двояки: по отношению к правительству и по отношению к ближнему». Еще одно определение Даля:

Поэтому понятие «гражданственность» связано не только с правовым статусом сторон, но и с уровнем образования, а также социальной нормативностью. В словаре Даля также описывается «гражданские добродетели», среди которых — честь, любовь и истина.

Это специфическая особенность понимания гражданства в России: акцент на приоритетах должен быть выше закона (позиция решения вопросов с точки зрения не столько правовых, сколько моральных принципов), с акцентом на духовное и моральное единообразие в принципах.

В России в советское время понятие гражданства было связано с национальной идеологией. Гражданственность не существовала как самостоятельное явление, но выражалась понятиями патриотизма и гражданского долга. Теперь мы считаем, что эти понятия не отражают суть гражданства, а скорее обозначают его проявления.

Российская педагогическая энциклопедия определяет гражданственность как «интегральное качество личности, позволяющее человеку чувствовать себя юридически, социально, морально и политически способным».

Георгий Николаевич Филонов придерживается несколько иной точки зрения. На его взгляд, гражданственность — это субъективные черты личности, которые проявляются:

  • в отношениях и действиях человека, выполняющего основные социальные и ролевые функции;
  • в сознательной законопослушности;
  • в патриотической преданности служению своей Стране и защите ее интересов;
  • искренне, и без учета руководящих принципов общепринятых норм и моральных ценностей, в том числе в сфере работы, семейных, межнациональных и межличностных отношений.

Основываясь на вышеупомянутых подходах к определению гражданства, можно составить следующее определение:

Наиболее важными элементами гражданственности являются:

  • гражданское понимание своих прав и свобод, их практическое применение;
  • уважение прав и свобод других граждан;
  • личная ответственность гражданина за свое поведение и выбор;
  • повышение осведомленности о правовых и моральных обязательствах перед государством и обществом;
  • эффективное и критическое отношение к социальной реальности, основанное на свободном личном выборе, моральных убеждениях и идеалах равноправия граждан;
  • способность вести позитивный диалог с властями, другими гражданами и гражданскими объединениями;
  • осознание своей гражданской идентичности — принадлежности к государству, обществу и стране, их правовому, культурному и языковому пространству.

В зависимости от уровня гражданской активности человека можно выделить уровень гражданственности:

  • уровень I — характеристики граждан (ответственность, совесть, совесть);
  • уровень II — гражданский статус (определенное отношение человека как гражданина к тому, что происходит вокруг него);
  • III уровень — гражданская компетенция (является механизмом обеспечения прав и обязанности в соответствии с гражданством).

Центры гражданско-патриотического воспитания

Проблема гражданского патриотического воспитания настолько важна и глобальна, что его реализация стоит в приоритете у государства. В помощь школам и семьям в городах и районах открываются волонтерские центры гражданско-патриотического воспитания для детей и молодежи. Все чаще инициативу берут в свои руки молодые люди, студенты, подростки, осознавая свою роль в будущем нашей страны.

Цель подобных центров:

  • Внедрение дополнительных программ, имеющих социально-педагогическое направление;
  • Реализация художественных программ в сфере декоративно-прикладного искусства;
  • Нормативно-правовое регулирование работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи;
  • Организация «шефства» воинских частей над учебными заведениями в рамках военно-патриотического воспитания;
  • Методическое сопровождение специальных программ по патриотическому воспитанию, реализуемых педагогами в школах и ДОУ, внедрение в их деятельность специальных форм, методов и средств воспитательной работы.



Гражданско-патриотическое воспитание в ДОУ

Важно
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования

С 1 января 2014 введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

Дошкольный возраст определяется, как важный период становления личности. В этом возрасте открываются возможности для формирования у детей нравственных чувств, одно из которых чувство патриотизма.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников является основной целью социально-коммуникативного развитие, как образовательной области. Его цель – приобщить детей к социальным и культурным нормам общества, к традициям семьи и народа.

Гражданско-патриотическое воспитание в ДОУ ориентировано на:

  • воспитание ребенка с осознанием себя, как полноценной личности;
  • воспитание у детей уважения к семье, как к носителю национальной культуры и языка;
  • формирование у дошкольников чувства гордости за родной край (дом, семья, детский сад, город, страна);
  • прививание любви к своей Родине, к ее культурному наследию;
  • воспитание у детей толерантного отношения к представителям других народов, других культур и национальностей.

Для дошкольного учреждения, гражданско-патриотическое воспитание – задача сложная и требует комплексного и слаженного подхода. В силу своего возраста, дошкольники пока не способны осознать всю глубину понятия «патриотизм». Их нравственные качества еще только начинают формироваться, поэтому сам процесс воспитания достаточно сложен, и, по сути, является только первой, отправной ступенью. Основная роль в гражданско-патриотическом воспитании принадлежит школе.

Программа работы классного руководителя по формированию патриотизма у подростков

С целью формирования мы разработали программу работы классного руководителя в 6 классе.

Цель программы: формирование патриотизма у учащихся 6-х классов в современной школе. Задачи программы: 1) Поэтапное формирование патриотизма у 6тиклассников; 2) Планирование мероприятий гражданско-патриотического характера; 3) Формирование патриотизма согласно возрастным особенностям 6тиклассников; 4) Интеллектуальное развитие детей в контексте формирования патриотизма; Идея нашей программы: Классный руководитель играет роль проводника патриотизма в современной школе. Срока реализации программы: 1 год. Для примера приведем разработку дискуссии «Патриотизм и национальное самосознание» Темы для обсуждения: 1) Рассуждение на тему «Моя хата с краю, я ничего не знаю» В данной теме мы говорим о причастности гражданина к государственным делам, о необходимости участия человека в проблемах своей Родины. 2) «Уважение к своим предкам, любовь и проявление терпимости к своим землякам» В данной теме мы говорим о роли русского народа в истории отечества, а так же о терпимости российских народов друг к другу. 3) Защита родины: принуждение или почетная обязанность.

В данной теме мы обсуждаем службу в вооруженных силах страны, роль гражданина в сохранении мира и стабильности в России.

Программа работы классного руководителя по формированию патриотизма у учащихся 6го класса. п/п Виды деятельности Наименование мероприятий Планируемый результат I четверть.

Сентябрь.

Сентябрь Дискуссия «Патриотизм и национальное самосознание» «Страна, в которой мне хотелось бы жить» Формирование у учащихся первоначальных представлений о понятии «нравственные ценности», патриотизма развитие у учащихся умения осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности Формирование гражданствен-ности и патриотизма ответственности, желания быть полезным своей стране I четверть.

Октябрь.

Октябрь Культурно-массовые мероприятия Поход в городской музей Просмотр военной хроники Осознание своей связи с культурой предков, культурным наследием Осознание подвигов своего народа, формирование уважения к ветеранам.

II четверть.

Ноябрь.

Ноябрь Классный час «Календарь жизни замечательных людей.

Серафим Саровский» «Вернуть нельзя, забыть невозможно. Ценности семьи в фотографиях» Знакомство с личностью святого Серафима Саровского; осмысление значение его деятельности в истории России; формирование у учащихся стремления и потребности совершать добрые дела и поступки Воспитание уважительного отношение к нравственным ценностям своей семьи; развитие интереса и потребности быть причастным к истории своей семьи и страны в фотографиях семейного архива, формирования чувства патриотической привязанности.

II четверть. Декабрь. В течение месяца Акции милосердия и встреча с ветеранами Сбор средств, игрушек, книг, канцтоваров для детей детского дома Встреча с ветеранами ВОВ Формирование нравственных ценностей: доброта, милосердие, гуманность Формирование уважение к пожилым людям, ветеранам, зарождение патриотизма III четверть.

Январь. Январь Дискуссия «Я люблю Россию» «Я русский: из старины в современность» Формирование у учащихся нравственных, патриотических качеств, формирование национального самосознания Формирование у учащихся нравственных, патриотических качеств, формирование национального самосознания IV четверть. Апрель. Апрель Практико-ориентированные проекты Подготовка и защита презентации «Пасха — праздник светлый, праздник народный» Подготовка радиопередачи «Пасха — праздник светлый, праздник народный» Формирование уважительного отношения к традициям и обычаям своего народа; развитие познавательной мотивации к изучению традиций и обычаев; воспитание гордости и ответственности за сохранение культурных традиций своей страны IV четверть.

Май. Май Конкурсы Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне «Кто говорит, что на войне не страшно » Формирование уважительного отношения к исторической памяти своего народа, традициям своей страны; развитии эстетического и литературного вкуса, интереса к поэзии, способности воспринимать неравнодушно литературное творчество Таким образом, с нашей точки зрения данная программа позволит сформировать чувство патриотизма у учащихся, разнообразие содержания и форм будет способствовать созданию чувства гордости за героическую историю страны, уважению к предкам и развитию гражданского самосознания.

Примеры проявления гражданственности

Можно найти много различных проявлений гражданственности в своей повседневной жизни. Например, это выражается в преодолении случаев дискриминации в обществе по признаку нации, религии или расы. Гражданственность также можно наблюдать в семье, когда родители своим примером показывают ребенку, что свою страну и окружающих людей нужно любить и ценить. Тогда и он будет относится ко всем остальным членам общества с уважением и терпимостью.

Служба в армии также рассматривается как проявление гражданского статуса. Когда человек поступает на военную службу, он готов защищать свою страну от потенциальных угроз. В то же время защита страны во время реальных боевых действий является одним из самых ярких примеров гражданства.

Такое отношение к стране мы видим и в литературных произведениях. Это особенно заметно в классической литературе: писатели и поэты ясно выражают любовь к своей стране, своему народу, уважение к ее традициям и культуре.

Примеры проявления гражданственности в наши дни: люди с активной гражданской позицией проводят митинги, пикеты, мирные шествия, собрания, развешивают агитационные плакаты, идут в Администрацию области, края, президента, пишут открытые письма в газеты, выкладывают обращения в соцсетях.

В годы ВОВ весь советский народ совершил гражданский подвиг, Юрий Гагарин полетел в космос — это тоже примеры проявления гражданственности.

Какие преимущества она дает человеку

В понимании многих людей гражданственность лишь накладывает обязанности на человека. Но это мнение в корне неверно. Развитая гражданственность дает человеку:

  • осознание себя как части чего-то большего, что приводит к самоуважению;
  • здоровую гордость за свою страну, ее историю, народ и культуру;
  • огромное уважение к стране, ее культуре и людям, которые в ней живут;
  • силу и решимость для защиты свей семьи, страны и народа, что отражается и в других сферах жизни человека.

Развитие в себе такого качества позволяет вам не только раскрыть свой потенциал, совершенствоваться, но и стать достойной частью общества.

Заключение

Какие преобразования произошли с терминами «гражданственность» и «патриотизм» в 21 веке? Наша страна сумела завоевать авторитет во многих европейских странах. Именно поэтому так актуально в наши дни формирование в подрастающем поколении гражданственности, патриотизма.

В стране уже не господствует тоталитаризм, ему на смену пришла демократия. Именно поэтому в последнее время стали востребованными, актуальными институты социологических исследований, связанные с оценкой сформированности гражданственности у населения страны. На основании полученных результатов вносятся изменения в воспитание школьников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: