Легитимность власти: определение в обществознании

Типы легитимности

Различные виды легитимности редко существуют отдельно. На практике способность управлять и воздействовать основана на их сочетании, несмотря на разницу между ними.

Традиционная

Такая легитимная власть была распространена в древних и средневековых обществах. Считалось, что право управлять народом является божественным даром и передаётся по наследству. Она основана на праве наследования престола. Большую роль в поддержке лидера нации играла религия.

Демократическая

Этот способ предоставления властных полномочий популярен в настоящее время.

Он основывается на проведении выборов и подробно регламентируется действующим законодательством.

Подразумевается, что избиратели, изучив программу той или иной политической партии, сделают свой рациональный выбор, обеспечив явку.

Однако на практике существует много различных факторов, которые влияют на голосование.

Харизматическая

Народ может доверить управление политическому лидеру, который имеет особую харизму. Фактически речь идёт о наработанном в предыдущие годы авторитете и о вере граждан в наличие у него особых способностей к руководству страной.

В рассматриваемой ситуации доверие носит в основном эмоциональный характер

При передаче возможности управления, воздействия и навязывания своей воли такому руководителю обычно принижается важность формального выполнения необходимых юридических норм

Технократическая

Государственная власть управляет судьбами миллионов людей. Цена ошибок, допущенных ею, очень велика.

Поэтому её способность эффективно решать задачи, возникающие в процессе управления страной, является одной из наиболее важных.

Технократическая легитимность относится именно к этому аспекту деятельности государственных органов. Она определяется не только конституцией, но и профессиональностью работы органов управления государством.

При этом необходимо принимать во внимание, что политика представляет собой профессиональную сферу деятельности, требующую соответствующего уровня квалификации. Если же к управлению страной приходят политики, действующие непрофессионально, то их деятельность со временем может превратиться в политиканство. Чем большая степень эффективности демонстрируется в деятельности государственных органов, тем выше становится легитимность власти в глазах народа

Верно также и обратное утверждение: чем менее профессиональным является руководство, тем меньшей становится легитимность власти вследствие потери доверия граждан

Чем большая степень эффективности демонстрируется в деятельности государственных органов, тем выше становится легитимность власти в глазах народа. Верно также и обратное утверждение: чем менее профессиональным является руководство, тем меньшей становится легитимность власти вследствие потери доверия граждан.

Онтологическая

Такой тип определения легитимности был широко распространён в древнем мире.

В наше время он существует в обществах, которые организованы на основе традиционных принципов.

Граждане воспринимают существующий порядок в качестве единственно возможного, а нарушение его как анархию и катастрофу.

Благополучие связывается с личностью лидера, с успехом его действий. Считается, что в случае его смерти в обществе наступит хаос.

Легитимность Макса Вебера

В этом контексте модернизации Макс Вебер разработал типологию форм легитимности (законной власти), которая до сих пор является одной из важнейших точек отсчета.

Он различал традиционный, харизматический и юридически-рациональный тип легитимности.

  • Традиционная легитимность, формирующаяся на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам;
  • Рациональная (демократическая) легитимность, возникающая в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти (это, собственно, и есть легальность власти);
  • Харизматическая легитимность, складывающаяся в результате веры людей в признаваемые ими выдающиеся качества политического лидера.

Веберовское описание современного типа легитимности как юридически-рационального указывает на несколько вариантов такой легитимности:

Конституционалистская концепция законности уделяет наибольшее внимание регулярным процедурам, используемым для формулирования воли народа, а также нормативным ограничениям и судебному контролю за правящим большинством для обеспечения равного обращения и свободы личности. Концепции демократической легитимности в англосаксонском мире больше фокусируются на аспектах участия населения и подотчетности режима, обеспечиваемых свободными и справедливыми выборами в сочетании с системой политических сдержек и противовесов (в отличие от юридического подхода межведомственного контроля в конституционалистской перспективе)

Другая линия мышления о демократической законности, которая имеет в основном французское происхождение, имеет другое, более коллективистское понимание воли народа. Не столько правила и возможности для участия, сколько эмоциональная приверженность сообществу и его административным представительствам закладывает основу для демократической легитимности. Как следствие, патриотизм и гражданский национализм обеспечивают лояльность системе управления.

Коллективистские подходы к демократической легитимности, основанные на материалистическом мировоззрении, видят легитимность правящего режима в первую очередь в обеспечении экономического процветания и равенства. В коммунистических государствах этот образ мышления привел к подчинению всех социальных подсистем политической системе, поскольку только полный контроль, особенно над экономической системой, позволяет политической системе осуществлять волю народа.

В западных странах после Второй мировой войны размышления о демократической легитимности больше концентрировались на результатах или эффективности демократических режимов. Взаимосвязь между легитимностью и эффективностью политической системы была сформулирована главным образом в такой форме, что легитимность рассматривалась как замена эффективности. В такой перспективе легитимность создает запас доброй воли (диффузная поддержка) и повышает готовность людей мириться с недостатками эффективности (что снижает конкретную поддержку).

В то время как в англосаксонском мире взаимосвязь между законностью и эффективностью была в центре дискуссий, дискурс о законности в Германии традиционно имел другой фокус — взаимосвязь между формой (законностью) и содержанием (моралью) законного правления. Разграничение формы/процедур и нормы/содержания законного правления послужило основой для создания светского и либерального государства и отличия “позитивного” права от теологии и философии. Тем не менее, опыт Германии с бесчеловечным нацистским режимом, который официально основывал свое правление на народном согласии и бюрократических механизмах реализации политики, оживил конституционалистскую традицию дополнения и ограничения формально законного правления материальными ценностями.

Сущность

Любое государство существует не потому что существует, а потому что существующий статус-кво поддерживает большинство населения страны. Без легитимности ни одно государство существовать не может.

Следует различать легальность (законность) и легитимность. Государственная власть может быть легальной, но нелегитимной. Пример: царская Россия конце февраля 1917 года, когда началась Февральская революция. Население шло на демонстрации с лозунгами «Долой царя», «Долой самодержавие», «Вся власть Советам».

Отсюда можно сделать вывод, что именно власть Петроградского Совета была легитимной, но нелегальной, поскольку самодержавие так и не передало ему полномочия. А передало из Временному комитету Государственной думы, которое стало Временным правительством.

Если это качество теряется, государство пытается себе его вернуть. Эта ситуация называется кризисом легитимности.

По сути, можно употребить термины: девальвации власти (ее обесценивания) и ревальвации (повышения в цене). Когда данная политическая система выполняет свои функции и отвечает на требования гражданского общества удовлетворением его потребностей, тогда власть ценится и идет ее ревальвация. В противном случае, в случае не соблюдения государством своих обязательств, власть девальвирует.

Вот ключевые признаки кризиса легитимности:

  • СМИ «огосударствляются» — независимости средств массовой информации приходит конец.
  • Любая оппозиция ставится вне закона.
  • Случаи попрания прав человека и гражданина становятся массовыми.
  • Стремительно наращивается репрессивный аппарат.
  • Растет количество недовольных данной политической системы в геометрической прогрессии.
  • Повышается налоговый гнет.

Все это может привести к очень серьезным последствиям: к рекам крови, к гражданской войне. Но это крайние случаи. В массе своей такой политический режим просто перестает работать, функционировать и постепенно рушится под давлением внешних или внутренних факторов.

Третий тип

Рассматривая все три типа легитимности, обязательно нужно особенное внимание уделить харизматическому. Фундаментом для него выступает конкретная личность, получившая в обществе сильный авторитет, ставшая популярной и на основании этого управляющая группой лиц

Приобрести достаточно мощный авторитет может политический деятель, реформировавший сообщество. Нередко предпосылкой для формирования такой управленческой структуры становится революция, меняющая общество, его внутренние процессы.

В человеческой истории зафиксировано много случаев, когда харизматическая легитимность была основанием для управления сообществом. Именно на ней основывались периоды правления:

  • Наполеона;
  • Сталина;
  • Ленина;
  • Гитлера.

Формируется образ лидера, в какой-то степени обусловленный личностными качествами, но не только лишь ими. Властная структура, государственный аппарат перестраивают общественное мнение целенаправленно для подержания авторитета лидера. Влияние происходит через СМИ, акции, мероприятия и другие доступные правителю (действующему или потенциальному) методы, средства.

Типологии легитимности

Основателем теории легитимности является немецкий социолог и философ М. Вебер. Ученый утверждал, что характер легитимности власти определяет ее природу, выделял 3 типа легитимного господства:

  • Традиционный – опирается на силу обычаев и привычку людей жить согласно этим обычаям, присущ патриархальным и сословным обществам.
  • Харизматический – преданность подданных обеспечивается доверием к лидеру, признанием его выдающихся личностных качеств. Такой тип легитимности возникает в моменты социально-политических кризисов, когда народные массы наделяют властью вождей, веря, что они способны изменить ситуацию в лучшую сторону.
  • Рационально-легальный – основан на вере в правильность формальных правил, по которым формируется власть. В нем выделяют демократический тип легитимности (власть основана на свободном волеизъявлении граждан) и технократический (власть базируется на умении властвовать при помощи политических технологий).

Американский политолог Д. Истон связывает легитимность с истинностью и справедливостью власти. Ученый рассматривает власть как социально-психологическое отношение между индивидами и правящей элитой, в основе которого лежит согласие по основным политическим вопросам. В его концепции выделено 3 типа легитимности:

  • идеологический – основан на разделении большинством населения идеологии правящей элиты;
  • структурный – строится на убежденности граждан в ценности структуры и норм политического режима;
  • персональный – основан на оценках личности, осуществляющей управление обществом и соответствия ее качеств занимаемой должности.

Согласно теории Д. Истона отношение индивидов к власти определяется политическим доверием – суждением граждан о способности политиков, институтов, политических курсов реализовать их интересы и ожидания. Дальнейшее развитие теоретической мысли раскрывает различные аспекты легитимности власти, ее взаимосвязи с эффективностью управления, гражданско-политической активностью общества, постоянным наращиванием социальных обязательств государства перед гражданами. Выявленные типы легитимности идеальны: в чистом виде не существуют ни в одном обществе. Легитимность строится, как правило, на многоэлементной основе.

В большинстве государств мира легитимность является основой существования и гарантией эффективности власти. Но существуют страны, где она отсутствует. В тоталитарных режимах, где власть отражает интересы и ценности правящего класса и обладает достаточными ресурсами для навязывания своих стандартов всему обществу, попытки оспорить ее легитимность жестоко подавляются и потому крайне редки. Например, в беднейших странах Азии и Африки население не связывает социально-политические проблемы с неэффективностью власти, вопрос ее легитимности отсутствует в сознании большинства.

Легитимность и легальность

В международном праве легитимная власть – та, которая получена на легальных (законных) основаниях и функционирует в нормативно-правовом поле. Такую власть признает не только народ данного государства, но и все мировое сообщество. В политологии легитимность и легальность – разные понятия, характеризующие природу политического лидерства и мотивацию подчинения.

Легитимность – это этический, оценочный, моральный аспект власти, отражающий лояльность граждан к ней, одобрение и добровольное подчинение. Показателями легитимности служат:

  • уровень принуждения при поведении в жизнь властных решений;
  • наличие попыток свержения;
  • соотношение гражданской поддержки и неповиновения;
  • результаты выборов и референдумов.

Легальность (от лат. lex – закон)– юридический, этически нейтральный аспект власти, характеризующий ее законность, юридическую правомерность. Подчинение власти носит формальный характер, базируется исключительно на силе принуждения и не предполагает ни одобрения народа, ни согласия подчиняться. Легальность и легитимность могут находиться в состоянии конфликта: законно функционирующая власть не признается народом или напротив – народ признает власть, приобретенную в результате государственного переворота, революции.

Легитимность закона

Закон также может быть легитимным или нелегитимным. Легитимность закона – это показатель того, насколько население принимает его, поддерживает и соглашается добровольно соблюдать.

В политологии выделяют два условия, при соблюдении которых закон можно называть легитимным:

  • была соблюдена формальная процедура подготовки закона, его принятия и вступления в силу.
  • население признаёт легитимность законодательной власти и согласно с политикой, которую проводит государство.

Очевидно, что некоторые законы могут не нравиться населению, однако это не делает их нелегитимными. К примеру, если будет принят закон о введении нового налога или повышении пенсионного возраста, но большинство граждан страны будет согласно с тем, что это необходимо, такой закон будет обладать легитимностью.

Легитимность государства

Идея легитимного государства исходит из двух понятий: власть и легитимность. Государство такого типа, по сути, имеет полное право требовать от своих граждан послушания, поскольку в этих обществах на первом месте стоит власть закона. Следовательно, независимо от личностей отдельных членов правительства народ должен подчиняться действующим в данном государстве законам. Если же граждан не удовлетворяют эти законы, и они не желают повиноваться им, то у них есть несколько выходов: эмиграция (отъезд из данного государства в другое), свержение власти (революция), неподчинение, которое чревато наказанием, предусмотренным в законодательстве этой страны. Легитимное государство является механизмом передачи от одного поколения к другому права выбора.

Легитимация, делигитимация и кризис легитимности

Легитимация — это процесс признания обществом власти или политического лидера.

Пример: в России в начале XVII века воцарилась династия Романовых. Поначалу ее легитимность была под вопросом — цари вынуждены были созывать Земские соборы для обсуждения важнейших решений. Однако к концу XVII века положение династии упрочилось, ее легитимность перестала вызывать сомнения, и в стране установился абсолютизм — абсолютная власть монарха. Так произошла легитимация власти Романовых.

Делигитимация власти — это обратный процесс, потеря народного доверия. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власти приходится опираться на силовое принуждение.

Кризис легитимности — это крайняя ситуация, в которой народ не верит в право политической элиты руководить государством, открыто выражает недоверие власти и не хочет подчиняться ее решениям. Кризис легитимности может быть вызван вызвана противоречием интересов народа и политической элиты, конфликтами между ветвями власти и т.п.

Что это такое?

Легитимность (от лат. legitimus – правомерный, надлежащий, должный) – длительное согласие большинства принять правление данного класса, группы, личности в качестве законного, правомочного, соответствующего данному обществу. Власть является легитимной, если народ признает ее господство, соглашается с политическими решениями и выполняет властные распоряжения без сопротивления. Термин означает:

  • моральную и социальную оправданность власти, политических процессов и институтов;
  • согласованность решений и действий с юридическими законами.

Власть легитимна, если обладает следующими признаками:

  • соответствует правилам, принятым в обществе или установленным с ее приходом;
  • эти правила базируются на вере или идеологии, разделяемой властью и народом;
  • обладает авторитетом для народа и имеет поддержку с его стороны.

Выделяют 3 уровня легитимности:

  • национальный – признание власти населением данной страны;
  • внешний – признание власти со стороны других государств и международных организаций;
  • индивидуальный – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Источниками легитимности служат:

  • убежденность граждан в справедливости и целесообразности политического строя;
  • консервативность общества, его приверженность устоявшимся структурам и нормам государственной власти, механизмам ее формирования;
  • положительная оценка личностных качеств политического лидера;
  • политическое принуждение – убеждение, поощрение, демонстрация превосходства.

Легитимность может инициироваться и формироваться не только населением, но и правительством, и проправительственными политическими структурами. Она зависит от способности властей создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости, оптимальности сложившихся политических институтов и проводимого ими курса. В особых условиях легитимность может формироваться под воздействием внешних сил – дружественных государств, международных организаций.

Легальность и легитимность – определения и отличия

Легитимность — народное признание правительства, политического режима или системы управления. Слово «легитимность“ может быть истолковано либо нормативным образом, либо «позитивным» способом. Первое значение относится к политической философии и касается следующих вопросов:

  • Каковы правильные источники легитимности?
  • Заслуживает ли признания конкретный политический порядок или режим?
  • Является ли легитимность классической темой политической философии?

Второе значение основано на эмпирических подходах, которые пытаются измерить степень общественного признания существующих режимов или пытаются исследовать причинно-следственные связи для объяснения низкой или высокой степени легитимности.

Легальность власти — её юридическое обоснование, законность, её соответствие существующим в государстве правовым нормам. Легитимность, в отличие от легальности, не юридический факт, а социально-психологическое явление. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, — легальна, но она может быть нелегитимна, то есть не признаваться народом.

Источники легитимности власти

Источники легитимности – это факторы, обеспечивающие легитимность действующей власти. В качестве наиболее важных современная политология называет такие источники как:

  • Система ценностей. Народ принимает и поддерживает провозглашаемую систему ценностей. Данный источник обеспечивает так называемую идеологическую легитимность.
  • Уверенность в оптимальности правовой системы. Народ уверен, что действующая власть и поддерживаемая ей правовая система подходят ему лучше всего. Этот источник обеспечивает структурную легитимность.
  • Удовлетворённость соблюдением принципов демократии. Население страны считает, что действующая власть в полной мере представляет его интересы и придерживается принципов демократии. Это источник демократической легитимности.
  • Уверенность в компетентности власти. Граждане уверены, что все представители действующей власти обладают достаточными знаниями и навыками для того, чтобы грамотно и эффективно управлять страной. Этот источник обеспечивает технократическую легитимность.
  • Зависимость от большинства. Власть представляет интересы большинства населения и учитывает его мнение. Это источник мажоритарной легитимности.
  • Осознание общности с властью. Народ осознаёт свою этническую, религиозную или другую идентичность с руководством страны и доверяет ему. Это источник конструктивной легитимности.
  • Признание авторитета. Лидер страны обладает неоспоримым авторитетом, граждане ему доверяют. Данный источник обеспечивает так называемую персональную легитимность.

Легитимация и делигитимация

Легитимация – процедура обретения общественного признания политическим лидером, институтом или политической системой, опирающаяся на принятые в данном обществе ценности. Легитимация призвана подтверждать авторитет власти, обеспечивать повиновение без принуждения. Основой легитимации могут быть:

  • традиции и обычаи;
  • харизма политического лидера;
  • конституционные нормы;
  • демократические выборы;
  • референдум или плебисцит.

Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Она не означает юридически оформленной законности власти, ее не следует путать с легализацией.

Власть не может быть одинаково легитимной для всех – в любом обществе всегда будут силы, социальные группы, не признающие ее, не одобряющие ее действий и отказывающиеся подчиняться. Кроме того, легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, то есть характер и степень поддержки общества. Существует понятие порога легитимности – уровня доверия населения к действующей власти. Считается, что если он опускается ниже 30%, такая власть не является легитимной, то есть утрачивает поддержку и признание у народа. Кризис доверия – утрата уверенности в способность политической силы решать социально-экономические проблемы, обеспечивать нормальные условия жизни граждан и их социальную защищенность.

Ситуация, в которой правомерность существующего социального порядка подвергается сомнению, называется кризисом легитимности. Его основные причины:

  • противоречия между господствующими в обществе идейными ценностями и стремлениями правящей элиты;
  • противоречия между официально провозглашенными принципами правления и реальной политической практикой;
  • присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия;
  • неспособность правительства осуществлять свои функции и адаптироваться к изменяющимся условиям;
  • бессилие власти перед преступностью, коррупцией, бюрократией;
  • давление на средства массовой информации;
  • невыполнение политическими лидерами программ и обещаний;
  • раскол внутри правящей элиты;
  • конфликт ветвей власти.

Неразрешенность, откладывание решения проблем приводит к социальным конфликтам, межгрупповой борьбе. Итогом развития кризиса легитимности становится полная утрата властью общественного доверия – делигитимация власти. Для предупреждения кризисных состояний и поддержания доверия общества правящей элите следует:

  • поддерживать постоянный контакт с населением;
  • проводить разъяснительную работу относительно своих целей;
  • контролировать соблюдение прав граждан;
  • обновлять законодательство;
  • обеспечивать равновесие ветвей власти;
  • обеспечивать равные возможности всем участникам политических отношений;
  • повышать правовую грамотность и политическую активность граждан.

В каждой стране есть своя система обеспечения легитимности власти. Ее элементами являются органы государственной власти и управления, средства массовой информации, силовые структуры. Режим может оставаться легитимным даже при выраженном недоверии к отдельным институтам власти или руководителям государства.

↑ Делегитимация власти

Делегитимация

  • противоречие между универсальными ценностями, господствующими в обществе, и интересами властвующей элиты;
  • противоречие между идеей демократии и социально-политической практикой. Это проявляется в попытках решить проблемы силовым путем, нажимом на средства массовой информации;
  • отсутствие в политической системе механизмов по защите интересов народных масс;
  • нарастание бюрократизации и коррумпированности;
  • национализм, этнический сепаратизм в многонациональных государствах, проявляющиеся в отвержении федеральной власти;
  • потеря правящей элитой веры в правомерность своей власти, возникновение внутри нее острых социальных противоречий, столкновение разных ветвей власти.

Проявление легитимной власти

При рассмотрении легитимности можно отметить, что эти виды власти не являются независимыми друг от друга. Часто их проявление не обособлено, а носит характер разнообразных сочетаний. Кроме того, применение одного типа власти может оказать влияние на прочие.

Обращение к власти принуждения способно ослабить референтную власть, что связано со свойственной людям неприязнью к наказаниям, их исполнителям и приказчикам. Личность, обладающая высоким статусным положением в обществе, как правило, крайне привлекательна для других людей, исходя из этого, следует, что наличие легитимной власти часто приводит к возрастанию референтной. В свою очередь референтная власть способна увеличивать власть экспертную и легитимную, что связано с предположительной привлекательностью высокостатусных персон и во многих других отношениях.

Очевидно, что чем больше источников власти имеет личность, тем более успешным будет ее влияние на окружающих. Однако недостаточно обладания потенциальной возможностью осуществлять влияние, необходимо понимание и убежденность со стороны объектов влияния в возможностях субъекта.

Пример 8

Официальный руководитель обладает возможностями поощрения или наказания подчиненных, имеет глубокие познания в своей профессиональной области, но если подчиненные не уверены в наличии этих моментов, то склонность с готовностью выполнять поручения будет значительно ниже.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Легитимная власть

Легитимной называют власть, которую признаёт и считает оптимальной большинство населения. То есть, даже если стопроцентной народной поддержки у власти нет, она всё равно может считаться легитимной, если большинство соглашается с её политикой.

Британский политолог Дэвид Битэм в своей монографии «Легитимация власти» предложил такое понятие как «структура легитимности». Оно включает 3 обязательных элемента (условия):

  • власть соответствует правилам, существующим в данном обществе.
  • данные правила выражают веру, разделяемую властью и народом.
  • согласие народа с властью доказано и не подлежит сомнению.

Таким образом легитимность связана с легальностью. По сути, это показатель того, имеет ли право действующая власть занимать своё место и осуществлять свои полномочия от имени народа. И всё же это разные понятия. Легитимность отражает признание власти населением, а легальность – её соответствие действующему законодательству.

Любая власть стремится поддерживать свою легитимность на максимально высоком уровне. Для этого она может прибегать к таким средствам как:

  • поддержание в обществе законности и порядка;
  • пропаганда, призванная повысить популярность принимаемых законов;
  • использование народных традиций в законотворческой деятельности;
  • принятие законов, оправдывающих выбранный властью путь развития страны.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: