Меркантилизм (V – конец XVII в.)
Меркантилизм – это система экономических и политических взглядов, происходящих из бульонизма – теории о том, что наличие драгоценных металлов равняется богатству.
Исторический фон – великие географические открытия и приток руд в Европу.
Политический фон – абсолютная монархия во Франции при царствовании Людовика XIV, Жан-Батиста Кольбера.
Меркантилисты считали, что:
- цель государственной политики – достижение положительного сальдо торгового баланса, т. е. профицита внешней торговли;
- государство должно добиваться максимального притока руд в страну и ограничения их оттока за границу (бульонизм);
- европейские страны напрямую конкурируют друг с другом, а страна, которая имеет больше богатства, выигрывает эту конкуренцию;
- страна должна экспортировать больше товаров и услуг, чем импортировать;
- процветание и сила между собой тесно связаны – национальная сила в международной системе, в значительной степени, вытекает из благосостояния и процветания;
- золото и серебро являются синонимами богатства, а экономические блага являются более важными, чем другие;
- благоприятный торговый баланс является ключевым элементом в увеличении в данной стране своих драгоценных металлов;
- необходим протекционизм – поддержка внутреннего производства и экспорта, а также борьба с импортом посредством запретов и пошлин (допускается только импорт сырья, которое может быть использовано для производства более дорогой продукции на экспорт);
- необходима независимость экономики от внешней торговли, в частности от импорта (автаркия);
- целью должны стать «таможенные войны», исчезновение международной торговли;
- государство должно поддерживать инвестиции в инфраструктуру (строить дороги и каналы);
- нужно добиваться низких цен на продукты питания при низкой заработной плате рабочих.
Наследие: автаркия, протекционизм, экономический национализм.
Виднейшие представители: Антуан де Монкрентьен и Томас Манн.
Эволюция: основные этапы развития экономики
Экономика как наука прошла долгий путь развития. Впервые о ней упоминают мыслители Ксенофонт и Аристотель в 4 веке до нашей эры.Слово «Экономика»имеет древнегреческое происхождение, которое переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства».
Обмен товарами в доисторическом обществе стал толчком к появлению экономики. Она зародилась во времена, когда люди сами обеспечивали себя всем необходимым, ведя натуральное хозяйство. Рынок уже существовал, там можно было покупать, продавать и обменивать товары. Развитие общества, разделение труда и проблема ограниченности ресурсов – это причины появления экономики.
Первый научный труд назывался «Экономикос». Появление новых мыслей привело к формированию школ экономических учений, которые объединяли ученых, имеющих одинаковые взгляды на проблемы в экономике.
Известно несколько основных этапов экономики.
Каждый период зарождения и развития экономической мысли имел огромное значения для эволюции науки.
1. Зарождение экономической мысли. В этот период образовались зачатки науки. Целью было решение проблем, с которыми в процессе жизнедеятельности сталкивалось население: удовлетворение потребностей (питание, вода, безопасность) для выживания. Уровень экономических знаний был низким.
2. Второй этап – появление экономики как науки, формирование новых экономических знаний. Выделяют несколько таких учений:
Они отличались друг от друга мнением о предмете науки.
В меркантилизме главным двигателем экономики считали торговлю. Экономисты-физиократы полагали, что важнее всего для развития сельское хозяйство.
Классическая модель регулирования экономики применяется сегодня во многих странах. Главным в ней является производство продукции. Государство не вмешивается в деятельность фирм. В классической экономической модели органы государственной власти могут только контролировать и регулировать деятельность при помощи законов (например, покупатель может вернуть некачественный товар в магазин). Модель может применяться только в условиях соперничества между продавцами. Цена на товар зависит от того, насколько он популярен и распространен.
Сторонники классической модели регулирования экономики считали, что когда предприятия не соблюдают законы и правила, то государство должно вмешаться в их деятельность.
На этом этапе началось формирование русской школы. Она основывалась на учениях мировых экономистов. В разные годы мыслители поддерживали течения меркантилизма и физиократов. В этот период произошло формирование готовности развития экономической мысли и приверженности к одной школе, которые отразились на экономике русского государства.
3.На третьем этапе произошел раскол классической модели экономики. Экономические учения разделились на несколько. Они отличались взглядами на цели и объекты науки. Самые распространенные из них:
- Марксизм. Это учение отвергает частную собственность, и создает одинаковые условия труда и зарплаты для всех граждан;
- Неокейнсианство, в отличие от классической модели рыночной экономики, допускает воздействие государства на экономику.
Этот период ознаменован появлением рыночной экономики, которая является основой экономических систем многих государств в современном мире.
Основные этапы происхождения и развития экономики повлияли на формирование мировой экономической мысли. Выделяются основные этапы мировой экономики:
- Мануфактурная стадия производства, когда все товары производились ручным трудом;
- Промышленная революция привела к тому, что стали использовать рабочее оборудование, это позволило заменить труд людей на машинный;
- Научно-техническая революция, которая продолжается сегодня. Она основана на том, что главным фактором производства является наука, из-за ее участия появляются новые современные методы хозяйствования.
Сегодня остро стоит вопрос формирования социально-ответственного бизнеса, современный взгляд на него показывает, что если у предпринимателей главной целью будет получение дохода, то государство не будет развиваться. Социальная ответственность бизнеса заключается не только в производстве товаров или уплате налогов, но и участии в общественной жизни. Например, это может быть вложение средств в строительство детских садов, культурных или спортивных учреждений, создание предприятий, которые не наносят вред окружающей среде.
Экономические цели и функции государства (8 класс, 11 класс)
Предметом споров уже не одно столетие является и вопрос о формах вмешательства государства в рыночные отношения. В странах Западной Европы и США до конца XIX в. государство почти не вмешивалось в экономические процессы. Однако со временем свободная конкуренция привела к появлению крупных фирм, которые начали контролировать целые отрасли экономики (такие фирмы называются монополиями) и навязывать рынку необоснованно высокие, выгодные им цены. Появилась потребность в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей.Свободная конкуренция привела к крайностям в распределении доходов — богатству и бедности. Государство стремилось сгладить экономическое неравенство между людьми. Углубляющиеся проблемы окружающей среды также неизбежно требовали вмешательства государства, устанавливающего правила природопользования для промышленных фирм и наказания за нарушение этих правил. В условиях роста числа людей, ищущих работу, в государственном регулировании нуждались взаимоотношения между работодателями и наёмными работниками.Основные экономические задачи, решаемые сегодня большинством государств мира, можно свести к следующим: перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций; защита прав собственности; перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом; забота о том, чтобы каждый, кто может и хочет работать, имел работу; регулирование трудовых отношений; организация производства общественных благ, предоставляемых государством всем гражданам на равных началах (например, оборона, общественный транспорт, мосты и дороги, охрана здоровья и окружающей среды, освещение улиц, бесплатное образование и т. д.).Справляться с этими задачами государству помогает набор различных средств, таких, например, как регулирование им своих доходов и расходов, механизм налогообложения.
Главная цель государственного вмешательства в экономику – достижение макроэкономической стабильности и экономического роста в изменяющихся условиях. Эта главная цель достигается за счет частных целей:
- Выравнивание экономического цикла и достижение экономического роста в экономике страны. В рамках этой цели государство стремится смягчить динамику спадов и подъемов производства, обеспечить стабильный рост ВВП, национального дохода и других экономических показателей.
- Регулирование рынка труда с целью поддержать постоянный уровень занятости населения, уменьшить уровень безработицы, обеспечить наиболее полное и эффективное использование человеческого труда, повысить уровень жизни граждан страны.
- Стабилизация ценообразование, сдерживание инфляции, поддержание минимального темпа роста цен с целью создать возможность для здоровой конкуренции на рынке.
- Регулирование импорта, экспорта и других экономических отношений с зарубежными странами, так как внешняя торговля оказывает влияние на курс волюты государства, на сумму его внешнего долга, а также на денежное обращение в национальной экономике.
- Контроль за денежным обращением и движением платежных средств в стране с целью снизить темпы инфляции и стабилизировать рост цен.
В экономике страны государство также выполняет ряд важнейших функций:
- Защита частной собственности, так как именно этот институт обеспечивает возможность существования и развития рыночной экономики.
- Производство общественных благ (строительство дорог, парков, наличие общественного транспорта).
- Перераспределение доходов с целью уменьшить социальное неравенство (льготы для малообеспеченных групп населения: многодетных, инвалидов, пенсионеров и т.д.).
- Обеспечение занятости (создание бирж труда, курсов повышения или смены квалификации), поддержание нормального уровня безработицы.
- Проведение антиинфляционной политики.
- Стимулирование экономического роста.
- Обеспечение национальной и экономической безопасности.
Государство не только регулирует рыночную систему с помощью законов, но и само участвует в производстве. Государственный сектор в экономике – это хозяйственные объекты, которые полностью или частично принадлежат органам власти различного уровня (например, завод может принадлежать как государству, так и отдельному региону страны). Государственный сектор также дополняет те отрасли экономики, где вливание частного капитала невыгодно (например, услуги ЖКХ).
Неравенство доходов (8 класс)
В любой стране доходы, которые получают те или иные участники экономических отношений, не равны. Согласно данным Мирового банка вероятность оказаться за чертой бедности у человека с высшим образованием намного меньше, чем у того, кто не имеет образования или имеет только начальное образование. Разница в заработной плате работников различных отраслей и предприятий тоже может быть достаточно ощутимой.Неравенство доходов людей изначально обусловлено неодинаковой ценностью и неодинаковым объёмом находящихся в их собственности факторов производства.Люди используют факторы производства с разной степенью успешности, и в этом заключается ещё одна причина неравенства в доходах.Заметим, что неравенство в доходах может быть связано и с не зависящими от человека различными жизненными обстоятельствами. Экономисты изучают причины неравенства и сравнивают различия в доходах населения разных стран. Они условно выстраивают различных людей и их семьи друг за другом в зависимости от величины их доходов. Первые 10% и последние 10% в этом ряду семей показывают, каковы доходы самых богатых и самых бедных граждан страны. Чем больше разрыв между ними, тем больше неравенство и, как говорят экономисты, поляризация доходов.
Научный социализм (марксизм)
Марксизм — экономическая школа, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе достижений классической политэкономики. В основе теории лежат социалистические принципы:
- полная занятость всего трудоспособного населения;
- одинаковая плата за равный труд;
- отсутствие эксплуатации одних людей другими;
- общественная собственность на сырьё и орудия труда.
Марксистские представления стали основой для попытки создания утопического общества, регулируемого из центра. В России идеи учёного нашли много последователей.
Самые известные продолжатели учения Маркса:
- Георгий Плеханов;
- Михаил Бакунин;
- Владимир Ленин.
Марксизм можно кратко охарактеризовать как вариант развития классической экономической школы. Основная идея марксистов в России состояла в том, что результаты труда не принадлежат тому, кто их создал. Всё, что произведено рабочими, переходит в общественную собственность и распределяется государством в соответствии с потребностями граждан.
Преимущество такого подхода в том, что стоимость труда значительно уменьшается, так как становится возможным определить её произвольно. Следовательно, заплатить за труд можно меньше. Последовательность и логичность взглядов К. Маркса признавали даже его противники.
Определение экономики
Термин «экономика» разделяют на два значения:
- Экономика как хозяйство — система хозяйствования, которая обеспечивает общество материальными и духовными благами.
- Экономика как наука — наука, которая изучает способы удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов.
Если кратко, то экономика — это система, которая охватывает производство, продажу, распределение, а также потребление товаров и услуг.
Основная проблема экономики — ограниченность доступных нам ресурсов и постоянный рост потребностей людей.
Функции экономической теории:
- познавательная — обнаруживает новые принципы и методы в процессе развития науки;
- практическая — развивает действующие подходы ведения хозяйства, занимается поиском решения важных проблем;
- прогностическая — создает различные модели развития экономики государства и мира или отдельного экономического субъекта;
- мировоззренческая — в процессе изучения экономики человек узнает новые грани окружающего мира, закономерности процессов;
- методологическая — отражает способность науки создавать новые понятия и теории;
- идеологическая — формирует модель мировоззрения в процессе изучения науки;
- критическая — подвергает сомнению любые явления для создания новых теорий;
- теоретическая — наука постоянно развивается для поиска новых направлений.
Существует два уровня экономики:
- макроэкономика изучает поведение общей экономики государства и мира, а также рыночных систем;
- микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей и предприятий.
Основные вопросы экономики:
- Что производить?
- Как производить?
- Для кого производить?
История появления
Экономика — это система взаимоотношений между людьми и обществом в процессе создания, а также потребления жизненных благ.
Предмет и история экономической науки неразрывно связаны между собой. Учёные считают, что всё началось с осознания того, что можно систематизировать отношения между людьми, рационально использовать ресурсы и время, правильно планировать доходы и расходы на будущее.
Первым письменным упоминанием считаются “Законы Ману”, датируемые 4-3-м веками до нашей эры. Их авторами являются древнеиндийские мыслители. Активное развитие происходило в Древней Греции благодаря таким философам, как Платон, Аристотель, Ксенофонт и др.
Более научным образом к экономической науке стали подходить начиная с 16-17-го веков. Это характеризовалось появлением определённых течений, которые выводили и доказывали свои закономерности и правила. С этого момента начинают формироваться известные экономические школы: меркантилизм, физиократия и другие. После этого в 18-м веке возникло учение, возглавил его Адам Смит.
Его исследования назвали классической экономической теорией, которой придерживались учёные на протяжении многих лет. В 19-м веке из этих учений появился марксизм, который развивал Карл Маркс. Затем возникли неоклассическая экономическая теория, кенсианство, монетаризм, инстуционализм и т. д.
Экономические мысли, которые формируются у нынешних учёных, принято считать течением под названием мейнстрим. Однако серьёзных вызовов или опровержений мыслей предыдущих мыслителей ещё совершенно не было.
Роль экономической науки в обществе
Роль экономической науки в развитии общества невозможно переоценить. Она, как и любая другая имеет предмет исследования, а также систему способов и методов научного поиска. В зависимости от степени развития общества, изменяется и роль науки в экономике.
На начальных этапах, развитие экономической науки служило лишь инструментом для как можно более эффективного управления домашним хозяйством. Однако, по мере развития экономика берет на себя роль инструмента регулирования процесса торговли и накопления. В средние века в связи с расширением географии торговых отношений на страны Востока происходит смещение внимания исследователей на изучение конкуренции.
В эпоху становления капиталистической системы хозяйствования происходит расширение роли экономики, благодаря изучению проблем регулирования быстро расширяющихся рынков. Также, изменением подверглась и сама экономическая система. Требовалось найти объяснение происходящим явлениям и исследовать закономерность их появления.
Можно без преувеличения утверждать, что экономическая наука играет важную роль в формировании целостной системы научных знаний, связанных с производством и потреблением продукции, развитием общества и формированием общественного сознания. Без нее не может существовать экономическая практика и профессиональное экономическое образование, а также именно ею закладываются основы экономических знаний и мышления.
Экономическая наука является основой для создания следующих отраслей научных знаний:
- Науки, связанные с различными отраслями экономики.
- Науки, связанные с различными аспектами экономической деятельности.
- Науки, находящиеся на стыке других дисциплин (демография, экономическая география и т.д.).
- Науки, изучающие историю развития и формирования экономики.
- Науки, связанные с изучением идеологий.
Генезис маржинализма
Это экономическое учение возникло в середине XIX века. Его основатели переосмыслили и дополнили разработки Маркса. Маржинализм стал своего рода ответом марксизму.
Видные представители этого этапа становления экономической мысли:
- У. С. Джевонс;
- Л. Вальрас;
- К. Менгер;
- Эйген-Бем-Баверк;
- Ф. Визер.
Маржинализм называют школой предельного анализа. Суть этого учения в том, что оно оперирует не постоянными величинами, а их предельными значениями, ставшими результатом изменений. В свою очередь, поскольку колебания одной величины приводят к уменьшению или увеличению другой, последователи маржинализма полагали, что стоимость товара должна изменяться в зависимости от того, насколько он полезен для потребителя. Одна из теорий касается предельной полезности и изучает зависимость спроса от стоимости.
https://youtube.com/watch?v=6d-nRsTQ85g
*§ 12-0. Экономика как наука
Экономические школы. Основу деления экономистов по направлениям и школам составляют различия в понимании предмета и задач исследования, методах анализа, в подходах к изучению экономических проблем и логически вытекающих выводах для экономической политики. Экономические школы получают своё наименование по географическому признаку, по имени своего основоположника или в соответствии с чертами методологии.
Деление на школы и направления в известной мере условно. В пределах одного направления может существовать несколько школ. Позиции и взгляды многих экономистов не остаются неизменными, они эволюционируют.
Школы | Представители | Основные идеи |
Меркантилизм (XVI−XVIII вв.) | Томас Ман, Антуан Монкретьен | Меркантилисты (от лат. mercari — торговать) накопление золота и серебра рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства. Необходимо меньше товаров ввозить в страну и больше вывозить, а для того, чтобы вывозить товары, надо поощрять развитие их производства и защищать отечественного производителя (протекционизм) |
Физиократы (XVIII в.) | Франсуа Кенэ | Физиократы (от франц. physiocrates, др.-греч. φύσις — природа и κράτος — сила, власть, господство, т. е. «господство природы»). Исследовали влияние природных явлений на экономику общества, основным источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль — сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путём и представляется даром природы. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества |
Классическая школа (конец XVIII в. — первая пол. XIX в.) | Адам Смит, Давид Рикардо, Жан-Батист Сэй, Томас Мальтус | В экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании. Представители классической школы установили, что источником богатства является не только сельское хозяйство, но и труд во всех сферах общественного производства. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль) |
Марксизм (вторая пол. XIX в. — XX в.) | Карл Маркс, Фридрих Энгельс | Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали оригинальные учения и концепции: товара, цены производства, денег, производительности труда, воспроизводства, экономических кризисов, общественно-экономических формаций и пр. Основа развития общества — материальное производство. При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего |
Неоклассическая школа (конец XIX в. — XX в.) | Альфред Маршалл | Разработана современная теория рынка: проанализированы механизмы рыночного ценообразования, формирования рыночной равновесной цены, взаимодействия спроса и предложения, влияние на них различных факторов и др. |
Институционализм (XIX−XX вв.) | То́рстейн Веблен | Институционалисты отстаивали решающую роль внеэкономических факторов, в первую очередь социальных институтов, в экономическом поведении, хозяйственной деятельности, в экономических процессах вообще |
Кейнсианство (XX−XXI вв.) | Джон Кейнс | Рынок не в состоянии справиться с такими негативными, внутренне присущими ему явлениями, как кризисы, инфляция, безработица, монополизация, потери общества от которых столь велики, что необходимо государственное вмешательство. Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования рыночной экономики |
Монетаризм (XX−XXI вв.) | Милтон Фридман | Отстаивают свободу предпринимательства и целесообразность существенно ограничить сферу и изменить формы государственного вмешательства в экономику. Монетаристы считают, что деньги в современном обществе играют чрезвычайно важную роль и что путём регулирования объёма денежной массы можно оказывать влияние на экономику |
Таким образом, экономическая теория непрерывно развивалась в соответствии с требованиями хозяйственной практики. Ряд направлений и школ оказали решающее влияние на экономический прогресс и развитие общества (марксизм, кейнсианство, монетаризм). Современная экономическая теория представлена разнообразными идеями, концепциями, школами и направлениями. Основное течение экономической мысли включает в себя школы и направления, которые в той или иной мере разделяют идеи неоклассической школы.
Используя интернет-ресурсы, найдите информацию о лауреатах Нобелевской премии по экономике за последние 3 года. Представители каких стран стали лауреатами? Каким темам посвящены исследования этих учёных?
Основные понятия экономики
Производство — процесс изготовления материального блага с помощью факторов производства, которое имеет определенную ценность в данных обстоятельствах.
Распределение ресурсов — предоставление ограниченных ресурсов разным субъектам производственной деятельности. Если речь идет о распределении прибыли, то подразумевается передача готового товара или денежного эквивалента совладельцам предприятия.
Потребление — это конечный этап цикла товара или услуги, их использование для удовлетворения нужд и потребностей человека.
Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержки и развития жизни человека и общества в целом. Удовлетворение потребностей — главный мотив для реализации экономической деятельности.
Блага — средства, с помощью которых можно удовлетворить потребности. Выделяют три категории благ:
-
Экономические блага — это ограниченные средства, которые необходимы для удовлетворения потребностей людей. Для приобретения экономических благ нам приходится отказываться от других благ. Чтобы их создать, нужны определенные затраты.
-
Свободные блага — блага, которые существуют в открытом неограниченном доступе. Например, солнечный свет, воздух, вода в реке.
Капитал — совокупность созданных человеком ресурсов производства. Капитал бывает двух видов:
- Физический капитал — оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или транспортировки.
- Финансовый капитал — ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного процесса, то есть для обогащения.
Приглашаем на уроки подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!