Этапы развития экономической теории

Меркантилизм (V – конец XVII в.)

Меркантилизм – это система экономических и политических взглядов, происходящих из бульонизма – теории о том, что наличие драгоценных металлов равняется богатству.

Исторический фон – великие географические открытия и приток руд в Европу.

Политический фон – абсолютная монархия во Франции при царствовании Людовика XIV, Жан-Батиста Кольбера.

Меркантилисты считали, что:

  • цель государственной политики – достижение положительного сальдо торгового баланса, т. е. профицита внешней торговли;
  • государство должно добиваться максимального притока руд в страну и ограничения их оттока за границу (бульонизм);
  • европейские страны напрямую конкурируют друг с другом, а страна, которая имеет больше богатства, выигрывает эту конкуренцию;
  • страна должна экспортировать больше товаров и услуг, чем импортировать;
  • процветание и сила между собой тесно связаны – национальная сила в международной системе, в значительной степени, вытекает из благосостояния и процветания;
  • золото и серебро являются синонимами богатства, а экономические блага являются более важными, чем другие;
  • благоприятный торговый баланс является ключевым элементом в увеличении в данной стране своих драгоценных металлов;
  • необходим протекционизм – поддержка внутреннего производства и экспорта, а также борьба с импортом посредством запретов и пошлин (допускается только импорт сырья, которое может быть использовано для производства более дорогой продукции на экспорт);
  • необходима независимость экономики от внешней торговли, в частности от импорта (автаркия);
  • целью должны стать «таможенные войны», исчезновение международной торговли;
  • государство должно поддерживать инвестиции в инфраструктуру (строить дороги и каналы);
  • нужно добиваться низких цен на продукты питания при низкой заработной плате рабочих.

Наследие: автаркия, протекционизм, экономический национализм.

Виднейшие представители: Антуан де Монкрентьен и Томас Манн.

Эволюция: основные этапы развития экономики

Экономика как наука прошла долгий путь развития. Впервые о ней упоминают мыслители Ксенофонт и Аристотель в 4 веке до нашей эры.Слово «Экономика»имеет древнегреческое происхождение, которое переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства».

Обмен товарами в доисторическом обществе стал толчком к появлению экономики. Она зародилась во времена, когда люди сами обеспечивали себя всем необходимым, ведя натуральное хозяйство. Рынок уже существовал, там можно было покупать, продавать и обменивать товары. Развитие общества, разделение труда и проблема ограниченности ресурсов – это причины появления экономики.

Первый научный труд назывался «Экономикос». Появление новых мыслей привело к формированию школ экономических учений, которые объединяли ученых, имеющих одинаковые взгляды на проблемы в экономике.

Известно несколько основных этапов экономики.

Каждый период зарождения и развития экономической мысли имел огромное значения для эволюции науки.

1. Зарождение экономической мысли. В этот период образовались зачатки науки. Целью было решение проблем, с которыми в процессе жизнедеятельности сталкивалось население: удовлетворение потребностей (питание, вода, безопасность) для выживания. Уровень экономических знаний был низким.

2. Второй этап – появление экономики как науки, формирование новых экономических знаний. Выделяют несколько таких учений:

Они отличались друг от друга мнением о предмете науки.

В меркантилизме главным двигателем экономики считали торговлю. Экономисты-физиократы полагали, что важнее всего для развития сельское хозяйство.

Классическая модель регулирования экономики применяется сегодня во многих странах. Главным в ней является производство продукции. Государство не вмешивается в деятельность фирм. В классической экономической модели органы государственной власти могут только контролировать и регулировать деятельность при помощи законов (например, покупатель может вернуть некачественный товар в магазин). Модель может применяться только в условиях соперничества между продавцами. Цена на товар зависит от того, насколько он популярен и распространен.

Сторонники классической модели регулирования экономики считали, что когда предприятия не соблюдают законы и правила, то государство должно вмешаться в их деятельность.

На этом этапе началось формирование русской школы. Она основывалась на учениях мировых экономистов. В разные годы мыслители поддерживали течения меркантилизма и физиократов. В этот период произошло формирование готовности развития экономической мысли и приверженности к одной школе, которые отразились на экономике русского государства.

3.На третьем этапе произошел раскол классической модели экономики. Экономические учения разделились на несколько. Они отличались взглядами на цели и объекты науки. Самые распространенные из них:

  • Марксизм. Это учение отвергает частную собственность, и создает одинаковые условия труда и зарплаты для всех граждан;
  • Неокейнсианство, в отличие от классической модели рыночной экономики, допускает воздействие государства на экономику.

Этот период ознаменован появлением рыночной экономики, которая является основой экономических систем многих государств в современном мире.

Основные этапы происхождения и развития экономики повлияли на формирование мировой экономической мысли. Выделяются основные этапы мировой экономики:

  • Мануфактурная стадия производства, когда все товары производились ручным трудом;
  • Промышленная революция привела к тому, что стали использовать рабочее оборудование, это позволило заменить труд людей на машинный;
  • Научно-техническая революция, которая продолжается сегодня. Она основана на том, что главным фактором производства является наука, из-за ее участия появляются новые современные методы хозяйствования.

Сегодня остро стоит вопрос формирования социально-ответственного бизнеса, современный взгляд на него показывает, что если у предпринимателей главной целью будет получение дохода, то государство не будет развиваться. Социальная ответственность бизнеса заключается не только в производстве товаров или уплате налогов, но и участии в общественной жизни. Например, это может быть вложение средств в строительство детских садов, культурных или спортивных учреждений, создание предприятий, которые не наносят вред окружающей среде.

Экономические цели и функции государства (8 класс, 11 класс)

Предметом споров уже не одно столетие является и вопрос о формах вмешательства государства в рыночные отношения. В странах Западной Европы и США до конца XIX в. государство почти не вмешивалось в экономические процессы. Однако со временем свободная конкуренция привела к появлению крупных фирм, которые начали контролировать целые отрасли экономики (такие фирмы называются монополиями) и навязывать рынку необоснованно высокие, выгодные им цены. Появилась потребность в защите экономических интересов предпринимателей и потребителей.Свободная конкуренция привела к крайностям в распределении доходов — богатству и бедности. Государство стремилось сгладить экономическое неравенство между людьми. Углубляющиеся проблемы окружающей среды также неизбежно требовали вмешательства государства, устанавливающего правила природопользования для промышленных фирм и наказания за нарушение этих правил. В условиях роста числа людей, ищущих работу, в государственном регулировании нуждались взаимоотношения между работодателями и наёмными работниками.Основные экономические задачи, решаемые сегодня большинством государств мира, можно свести к следующим: перераспределение доходов граждан и хозяйственных организаций; защита прав собственности; перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом; забота о том, чтобы каждый, кто может и хочет работать, имел работу; регулирование трудовых отношений; организация производства общественных благ, предоставляемых государством всем гражданам на равных началах (например, оборона, общественный транспорт, мосты и дороги, охрана здоровья и окружающей среды, освещение улиц, бесплатное образование и т. д.).Справляться с этими задачами государству помогает набор различных средств, таких, например, как регулирование им своих доходов и расходов, механизм налогообложения.

Главная цель государственного вмешательства в экономику – достижение макроэкономической стабильности и экономического роста в изменяющихся условиях. Эта главная цель достигается за счет частных целей:

  1. Выравнивание экономического цикла и достижение экономического роста в экономике страны. В рамках этой цели государство стремится смягчить динамику спадов и подъемов производства, обеспечить стабильный рост ВВП, национального дохода и других экономических показателей.
  2. Регулирование рынка труда с целью поддержать постоянный уровень занятости населения, уменьшить уровень безработицы, обеспечить наиболее полное и эффективное использование человеческого труда, повысить уровень жизни граждан страны.
  3. Стабилизация ценообразование, сдерживание инфляции, поддержание минимального темпа роста цен с целью создать возможность для здоровой конкуренции на рынке.
  4. Регулирование импорта, экспорта и других экономических отношений с зарубежными странами, так как внешняя торговля оказывает влияние на курс волюты государства, на сумму его внешнего долга, а также на денежное обращение в национальной экономике.
  5. Контроль за денежным обращением и движением платежных средств в стране с целью снизить темпы инфляции и стабилизировать рост цен.

В экономике страны государство также выполняет ряд важнейших функций:

  • Защита частной собственности, так как именно этот институт обеспечивает возможность существования и развития рыночной экономики.
  • Производство общественных благ (строительство дорог, парков, наличие общественного транспорта).
  • Перераспределение доходов с целью уменьшить социальное неравенство (льготы для малообеспеченных групп населения: многодетных, инвалидов, пенсионеров и т.д.).
  • Обеспечение занятости (создание бирж труда, курсов повышения или смены квалификации), поддержание нормального уровня безработицы.
  • Проведение антиинфляционной политики.
  • Стимулирование экономического роста.
  • Обеспечение национальной и экономической безопасности.

Государство не только регулирует рыночную систему с помощью законов, но и само участвует в производстве. Государственный сектор в экономике – это хозяйственные объекты, которые полностью или частично принадлежат органам власти различного уровня (например, завод может принадлежать как государству, так и отдельному региону страны). Государственный сектор также дополняет те отрасли экономики, где вливание частного капитала невыгодно (например, услуги ЖКХ).

Неравенство доходов (8 класс)

В любой стране доходы, которые получают те или иные участники экономических отношений, не равны. Согласно данным Мирового банка вероятность оказаться за чертой бедности у человека с высшим образованием намного меньше, чем у того, кто не имеет образования или имеет только начальное образование. Разница в заработной плате работников различных отраслей и предприятий тоже может быть достаточно ощутимой.Неравенство доходов людей изначально обусловлено неодинаковой ценностью и неодинаковым объёмом находящихся в их собственности факторов производства.Люди используют факторы производства с разной степенью успешности, и в этом заключается ещё одна причина неравенства в доходах.Заметим, что неравенство в доходах может быть связано и с не зависящими от человека различными жизненными обстоятельствами. Экономисты изучают причины неравенства и сравнивают различия в доходах населения разных стран. Они условно выстраивают различных людей и их семьи друг за другом в зависимости от величины их доходов. Первые 10% и последние 10% в этом ряду семей показывают, каковы доходы самых богатых и самых бедных граждан страны. Чем больше разрыв между ними, тем больше неравенство и, как говорят экономисты, поляризация доходов.

Научный социализм (марксизм)

Марксизм — экономическая школа, созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом на основе достижений классической политэкономики. В основе теории лежат социалистические принципы:

  • полная занятость всего трудоспособного населения;
  • одинаковая плата за равный труд;
  • отсутствие эксплуатации одних людей другими;
  • общественная собственность на сырьё и орудия труда.

Марксистские представления стали основой для попытки создания утопического общества, регулируемого из центра. В России идеи учёного нашли много последователей.

Самые известные продолжатели учения Маркса:

  • Георгий Плеханов;
  • Михаил Бакунин;
  • Владимир Ленин.

Марксизм можно кратко охарактеризовать как вариант развития классической экономической школы. Основная идея марксистов в России состояла в том, что результаты труда не принадлежат тому, кто их создал. Всё, что произведено рабочими, переходит в общественную собственность и распределяется государством в соответствии с потребностями граждан.

Преимущество такого подхода в том, что стоимость труда значительно уменьшается, так как становится возможным определить её произвольно. Следовательно, заплатить за труд можно меньше. Последовательность и логичность взглядов К. Маркса признавали даже его противники.

Определение экономики

Термин «экономика» разделяют на два значения:

  • Экономика как хозяйство — система хозяйствования, которая обеспечивает общество материальными и духовными благами.
  • Экономика как наука — наука, которая изучает способы удовлетворения постоянно растущих потребностей общества в условиях ограниченности ресурсов.

Если кратко, то экономика — это система, которая охватывает производство, продажу, распределение, а также потребление товаров и услуг.

Основная проблема экономики — ограниченность доступных нам ресурсов и постоянный рост потребностей людей.

Функции экономической теории:

  • познавательная — обнаруживает новые принципы и методы в процессе развития науки;
  • практическая — развивает действующие подходы ведения хозяйства, занимается поиском решения важных проблем;
  • прогностическая — создает различные модели развития экономики государства и мира или отдельного экономического субъекта;
  • мировоззренческая — в процессе изучения экономики человек узнает новые грани окружающего мира, закономерности процессов;
  • методологическая — отражает способность науки создавать новые понятия и теории;
  • идеологическая — формирует модель мировоззрения в процессе изучения науки;
  • критическая — подвергает сомнению любые явления для создания новых теорий;
  • теоретическая — наука постоянно развивается для поиска новых направлений.

Существует два уровня экономики:

  • макроэкономика изучает поведение общей экономики государства и мира, а также рыночных систем;
  • микроэкономика изучает поведение отдельных потребителей и предприятий.

Основные вопросы экономики:

  1. Что производить?
  2. Как производить?
  3. Для кого производить?

История появления

Экономика — это система взаимоотношений между людьми и обществом в процессе создания, а также потребления жизненных благ.

Предмет и история экономической науки неразрывно связаны между собой. Учёные считают, что всё началось с осознания того, что можно систематизировать отношения между людьми, рационально использовать ресурсы и время, правильно планировать доходы и расходы на будущее.

Первым письменным упоминанием считаются “Законы Ману”, датируемые 4-3-м веками до нашей эры. Их авторами являются древнеиндийские мыслители. Активное развитие происходило в Древней Греции благодаря таким философам, как Платон, Аристотель, Ксенофонт и др.

Более научным образом к экономической науке стали подходить начиная с 16-17-го веков. Это характеризовалось появлением определённых течений, которые выводили и доказывали свои закономерности и правила. С этого момента начинают формироваться известные экономические школы: меркантилизм, физиократия и другие. После этого в 18-м веке возникло учение, возглавил его Адам Смит.

Его исследования назвали классической экономической теорией, которой придерживались учёные на протяжении многих лет. В 19-м веке из этих учений появился марксизм, который развивал Карл Маркс. Затем возникли неоклассическая экономическая теория, кенсианство, монетаризм, инстуционализм и т. д.

Экономические мысли, которые формируются у нынешних учёных, принято считать течением под названием мейнстрим. Однако серьёзных вызовов или опровержений мыслей предыдущих мыслителей ещё совершенно не было.

Роль экономической науки в обществе

Роль экономической науки в развитии общества невозможно переоценить. Она, как и любая другая имеет предмет исследования, а также систему способов и методов научного поиска. В зависимости от степени развития общества, изменяется и роль науки в экономике.

На начальных этапах, развитие экономической науки служило лишь инструментом для как можно более эффективного управления домашним хозяйством. Однако, по мере развития экономика берет на себя роль инструмента регулирования процесса торговли и накопления. В средние века в связи с расширением географии торговых отношений на страны Востока происходит смещение внимания исследователей на изучение конкуренции.

В эпоху становления капиталистической системы хозяйствования происходит расширение роли экономики, благодаря изучению проблем регулирования быстро расширяющихся рынков. Также, изменением подверглась и сама экономическая система. Требовалось найти объяснение происходящим явлениям и исследовать закономерность их появления.

Можно без преувеличения утверждать, что экономическая наука играет важную роль в формировании целостной системы научных знаний, связанных с производством и потреблением продукции, развитием общества и формированием общественного сознания. Без нее не может существовать экономическая практика и профессиональное экономическое образование, а также именно ею закладываются основы экономических знаний и мышления.

Экономическая наука является основой для создания следующих отраслей научных знаний:

  • Науки, связанные с различными отраслями экономики.
  • Науки, связанные с различными аспектами экономической деятельности.
  • Науки, находящиеся на стыке других дисциплин (демография, экономическая география и т.д.).
  • Науки, изучающие историю развития и формирования экономики.
  • Науки, связанные с изучением идеологий.

Генезис маржинализма

Это экономическое учение возникло в середине XIX века. Его основатели переосмыслили и дополнили разработки Маркса. Маржинализм стал своего рода ответом марксизму.

Видные представители этого этапа становления экономической мысли:

  • У. С. Джевонс;
  • Л. Вальрас;
  • К. Менгер;
  • Эйген-Бем-Баверк;
  • Ф. Визер.

Маржинализм называют школой предельного анализа. Суть этого учения в том, что оно оперирует не постоянными величинами, а их предельными значениями, ставшими результатом изменений. В свою очередь, поскольку колебания одной величины приводят к уменьшению или увеличению другой, последователи маржинализма полагали, что стоимость товара должна изменяться в зависимости от того, насколько он полезен для потребителя. Одна из теорий касается предельной полезности и изучает зависимость спроса от стоимости.

https://youtube.com/watch?v=6d-nRsTQ85g

*§ 12-0. Экономика как наука

Экономические школы. Основу деления экономистов по направлениям и школам составляют различия в понимании предмета и задач исследования, методах анализа, в подходах к изучению экономических проблем и логически вытекающих выводах для экономической политики. Экономические школы получают своё наименование по географическому признаку, по имени своего основоположника или в соответствии с чертами методологии.

Деление на школы и направления в известной мере условно. В пределах одного направления может существовать несколько школ. Позиции и взгляды многих экономистов не остаются неизменными, они эволюционируют.

Школы Представители Основные идеи
Меркантилизм (XVI−XVIII вв.) Томас Ман, Антуан Монкретьен Меркантилисты (от лат. mercari — торговать) накопление золота и серебра рассматривали в качестве главной хозяйственной цели и главной заботы государства. Необходимо меньше товаров ввозить в страну и больше вывозить, а для того, чтобы вывозить товары, надо поощрять развитие их производства и защищать отечественного производителя (протекционизм)
Физиократы (XVIII в.) Франсуа Кенэ Физиократы (от франц. physiocrates, др.-греч. φύσις — природа и κράτος — сила, власть, господство, т. е. «господство природы»). Исследовали влияние природных явлений на экономику общества, основным источником богатства является производство, хотя и существует только одна его отрасль — сельское хозяйство, где богатство возникает естественным путём и представляется даром природы. Однако сама по себе природа без приложения капитала и труда не может постоянно умножать богатство общества
Классическая школа (конец XVIII в. — первая пол. XIX в.) Адам Смит, Давид Рикардо, Жан-Батист Сэй, Томас Мальтус В экономике действует естественный порядок, поэтому рынок не нуждается в государственном регулировании. Представители классической школы установили, что источником богатства является не только сельское хозяйство, но и труд во всех сферах общественного производства. Рост богатства происходит тогда, когда первоначально затраченная сумма прирастает на дополнительную величину (прибавочную стоимость, или прибыль)
Марксизм (вторая пол. XIX в. — XX в.) Карл Маркс, Фридрих Энгельс Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали оригинальные учения и концепции: товара, цены производства, денег, производительности труда, воспроизводства, экономических кризисов, общественно-экономических формаций и пр. Основа развития общества — материальное производство. При капиталистическом способе производства прибавочная стоимость присваивается капиталистом в виде прибыли, в чём и выражается эксплуатация им рабочего
Неоклассическая школа (конец XIX в. — XX в.) Альфред Маршалл Разработана современная теория рынка: проанализированы механизмы рыночного ценообразования, формирования рыночной равновесной цены, взаимодействия спроса и предложения, влияние на них различных факторов и др.
Институционализм (XIX−XX вв.) То́рстейн Веблен Институционалисты отстаивали решающую роль внеэкономических факторов, в первую очередь социальных институтов, в экономическом поведении, хозяйственной деятельности, в экономических процессах вообще
Кейнсианство (XX−XXI вв.) Джон Кейнс Рынок не в состоянии справиться с такими негативными, внутренне присущими ему явлениями, как кризисы, инфляция, безработица, монополизация, потери общества от которых столь велики, что необходимо государственное вмешательство. Кейнс обосновал необходимость, формы, методы государственного регулирования рыночной экономики
Монетаризм (XX−XXI вв.) Милтон Фридман Отстаивают свободу предпринимательства и целесообразность существенно ограничить сферу и изменить формы государственного вмешательства в экономику. Монетаристы считают, что деньги в современном обществе играют чрезвычайно важную роль и что путём регулирования объёма денежной массы можно оказывать влияние на экономику

Таким образом, экономическая теория непрерывно развивалась в соответствии с требованиями хозяйственной практики. Ряд направлений и школ оказали решающее влияние на экономический прогресс и развитие общества (марксизм, кейнсианство, монетаризм). Современная экономическая теория представлена разнообразными идеями, концепциями, школами и направлениями. Основное течение экономической мысли включает в себя школы и направления, которые в той или иной мере разделяют идеи неоклассической школы.

Используя интернет-ресурсы, найдите информацию о лауреатах Нобелевской премии по экономике за последние 3 года. Представители каких стран стали лауреатами? Каким темам посвящены исследования этих учёных?

Основные понятия экономики

Производство — процесс изготовления материального блага с помощью факторов производства, которое имеет определенную ценность в данных обстоятельствах.

Распределение ресурсов — предоставление ограниченных ресурсов разным субъектам производственной деятельности. Если речь идет о распределении прибыли, то подразумевается передача готового товара или денежного эквивалента совладельцам предприятия.

Потребление — это конечный этап цикла товара или услуги, их использование для удовлетворения нужд и потребностей человека.

Потребность — это необходимость в чем-либо для поддержки и развития жизни человека и общества в целом. Удовлетворение потребностей — главный мотив для реализации экономической деятельности.

Блага — средства, с помощью которых можно удовлетворить потребности. Выделяют три категории благ:

  1. Экономические блага — это ограниченные средства, которые необходимы для удовлетворения потребностей людей. Для приобретения экономических благ нам приходится отказываться от других благ. Чтобы их создать, нужны определенные затраты.

  2. Свободные блага — блага, которые существуют в открытом неограниченном доступе. Например, солнечный свет, воздух, вода в реке.

Капитал — совокупность созданных человеком ресурсов производства. Капитал бывает двух видов:

  1. Физический капитал — оборудование, здания, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или транспортировки.
  2. Финансовый капитал — ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного процесса, то есть для обогащения.

Приглашаем на уроки подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: