Социализация личности

Средства, методы, механизмы социализации

Методы социализации отличаются по степени целенаправленности, организованности, по методам контроля.

Каждое общество, каждая организация, каждая социальная группа (малая или большая) вырабатывает в своей истории набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций – способов внушений и убеждений, предписаний и запретов, мер принуждения и давления, вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих мер и способов поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Агенты + факторы = механизмы социализации.

1) Социально-психологические механизмы.

Импринтинг (запечатление) – фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Подражание – следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае – один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) – процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Эмпатия (от греч. empatheia – сопереживание) – способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

Рефлексия – внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

2) Социально-педагогические механизмы социализации:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.).

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры.

Стадии процесса социализация личности по Эриксону

Эрик Эриксон – известный психолог в сфере психологии развития и психоаналитик. Согласно его, есть следующие стадии процесса социализации:

1

Младенчество (от рождения до полутора лет). На самой ранней стадии социализации происходит формирование базового доверия к миру. Главную роль в этом играет мать ребёнка, и динамика развития доверия зависит именно от неё. Если общения с матерью будет слишком мало, произойдёт замедление психологического развития ребёнка.

2

Раннее детство (от 1,5 до 4 лет). Происходит формирование независимости и автономности ребёнка. Ребёнок начинает ходить, уже сам может убирать за собой игрушки и т.д. Родители постепенно приучают ребёнка к опрятности и аккуратности.

3

Детство (от 4 до 6 лет). В процессе игры у ребёнка формируется чувство предприимчивости и инициативности, он развивает своё творческое начало, память, логическое мышление, получает представления о взаимодействии людей между собой. Он активно расширяет область своих знаний о мире. Если лишить ребёнка возможности развиваться и социализироваться через игру, это отразится пассивностью, безынициативностью и неуверенностью в себе в будущем.

4

Младший школьный возраст (от 6 до 11 лет). На этой стадии социализация происходит уже не только при участии родителей. Школа приобщает ребёнка к нормам поведения, а в общении с одноклассниками он получает необходимый ему социальный опыт. Успех или неуспех в учёбе может отразиться на дальнейшем развитии личности. Если, например, ребёнку не даётся учёба, а вместо помощи он получает от учителей и родителей упрёки, это может привести к неуверенности, потере интереса к учёбе и даже чувству неполноценности.

5

Отрочество (от 11 до 20 лет). На этой стадии индивид сильно озабочен тем, как он выглядит в глазах окружающих его людей. Отчасти это связано с половым созреванием. Перед подростком появляется необходимость самоопределиться и найти своё профессиональное призвание

6

Юность (от 21 года до 25 лет). Человек ищет спутника жизни, активно взаимодействует с другими людьми, особенно внутри своей социальной группы. Появляются чувства близости и единства с другими людьми, нередко индивид начинает идентифицировать себя с социальной группой. В то же время из-за кризиса идентичности человек часто чувствует себя одиноким и изолированным.

7

Зрелость (от 25 до 55-60 лет). Человек вкладывает себя в любимое дело, развивает чувство идентичности. Большое значение имеет взаимодействие с другими людьми, особенно с детьми.

6

Старость (от 55-60 лет до смерти). Для этой стадии характерны переосмысление своей жизни и размышления о прожитых годах. Человек понимает, что жизнь подходит к концу. В связи с этим он может отстраниться от происходящего вокруг него.

Конечно же, данная тема намного шире и интереснее, и в рамках одной статьи вряд ли удастся сказать обо всем. Однако сказанного уже вполне достаточно, чтобы составить представление о социализации, а также сделать определенные выводы о своем развитии и развитии своих детей.

Надеемся, эта статья была вам полезна. Желаем успехов!

Принципы семейного воспитания

К принципам семейного воспитания, обуславливающим благополучное развитие ребенка, относится:

  • гуманность (с детьми легко, когда им рады, а не наоборот);
  • открытость и доверительность отношений;
  • последовательность требований;
  • благоприятный социально-психологический климат в семье;
  • включенность детей в семейный быт;
  • помощь и поддержка ребенка в любой ситуации.

Это интересно: Индивидуальные особенности воображения

Соответственно, хорошими для воспитания условиями считается:

эмоционально положительные взаимоотношения супругов;
любовь и уважение членов семьи;
внимание и дисциплина;
совместное времяпрепровождение;
телесный контакт с детьми (объятия, поглаживания).

Характеристика основных агентов социализации

Основными агентами первичной социализации, то есть до взросления, являются:

  • родители,
  • родственники,
  • друзья,
  • школа,
  • средства массовой информации,
  • Интернет.

Семья является одним из ключевых агентов социализации, поскольку оказывает в большинстве случаев наибольшее влияние на человека с самого его рождения. Успешность, в том числе и вторичной социализации, во многом зависит от условий социализации, которые формирует семья. Так, ребенок, воспитуемый в благополучной семье, где родители имеют высокий социальный статус, достаточный уровень культуры имеет больше возможностей для успешной социализации. Соответственно, дети из неблагополучных семей, вынуждены сталкиваться с обстоятельствами, осложняющими процесс социализации.

Особое значение в подростковом возрасте имеет школа, друзья и СМИ.

Социализация в школе отличается от семьи, поскольку является официальным учреждением с авторитарной властью, большей по количеству участников. Школа закладывает социальные нормы и ценности, вовлекает подростка в построение межличностных взаимодействий в социальных группах, старается нейтрализовать действие десоциализирующих факторов.

Улица и взаимодействие со сверстниками могут оказывать как положительное, так и негативное влияние на процессы социализации. Взаимодействие с группами сверстников учит строить межличностные отношения.

Замечание 1

В подростковый период друзья по степени влияния могут соперничать с семьей, поэтому крайне важно сформировать благоприятное окружение для ребенка. Одним из ключевых агентов социализации в век информационных технологий являются СМИ и Интернет

Одним из ключевых агентов социализации в век информационных технологий являются СМИ и Интернет.

Средства массовой информации в современном мире имеют огромное влияние на человека. Посредством кинофильмов, музыки, журналов, прессы они способны сформировать образ успешного человека, а значит заложить те ценности и идеалы, которые этот успешный человек должен освоить.

Особое влияние на человека оказывает телевидение. Человек значительное количество информации приобретает посредством зрения, а потому усваивает в большем количестве то, что он увидел.

Все большее влияние на человека оказывает Интернет и информационные сети. Интернет дает человеку больше возможностей для самовыражения без страха общественного осуждения под маской анонимности. Виртуальные игры позволяют человеку примерить на себя некоторые социальные роли без страха негативных реальных последствий. По сути, Интернет избавляет от страхов. Одновременно с этим, Интернет сеть аккумулирует огромное количество информации, ставя человека перед выбором, чему верить, а что ставить под сомнение, что принять, а что отвергнуть. Формирующаяся личность человека в такой ситуации может сделать неправильный выбор, усвоив неправильные социальные нормы, что приведет к девиантному поведению.

В более взрослом возрасте значительное влияние на человека оказывает трудовой коллектив. На зрелый возраст приходится становление человека в профессиональном плане, поэтому успешность его социализации в обществе зависит от успеха его профессиональной социализации. В этот период значительное влияние на человека оказывают коллеги и работодатель

В трудовой период социализации человеку важно состояться как профессионал, быть оцененным коллегами и обществом

Виды социализации по объему и содержанию усвоенной информации

  • Полная социализация заключается в усваивании человеком того объема знаний, который необходим ему для успешного взаимодействия с обществом.

    Иными словами, говорить о полной социализации возможного в случае абсолютного соответствия выполняемым функциям, задаваемых обществом, в котором проживает человек и требованиям социальной группы, к которой он относится. Полная социализация охватывает сексуальную, материальную и социальную сферу.

    Замечание 1

    Таким образом, для полной социализации человек должен иметь нормальное физическое и психическое развитие, достаточный уровень образования и социальный статус, семью и детей.

  • В случае, если в какой-либо области человек не отвечает принятой норме, следует говорить о неполной социализации. Аналогично с полной социализацией, неполная социализация означает, что часть объема информации, необходимой человеку для функционирования в группе, не усвоена.
  • Выделим также такой вид социализации как односторонняя социализация.

    В случае односторонней социализации человек усваивает нормы и знания какой-либо одной сферы, т. е социализируется либо в семье, либо на работе и т.д.

  • Еще одним видом социализации, выделяемым по объему усвоенной информации является актуальная социализация. Для актуальной социализации характерно усвоение того объема и содержания социального опыта, который соответствует социальной группе человека. Актуальная социализация дает возможность решать в первую очередь задачи, возникающие перед обществом, социальной группой в конкретный момент.

    Социализация может быть неактуальной, но полной. Например, человек может быть хорошо социализирован, но со временем его социализация все больше расходится с требованиями общества и становится все менее актуальной.

  • Отдельно можно выделить адекватную социализацию. Данный вид социализации характеризуется полным соответствием идеалов, правил поведения, знаний, которыми обладает человек, тем реальным объективным процессам, которыми он окружен.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Уровни социализации

Первичная социализация — включает детей до 6 лет. Происходит в кругу семьи и родственников, основываясь на познавательном развитии, которое у ребёнка намного активней, чем у взрослого представителя. Через игровую деятельность происходит восприятие языка, ролей, мира в целом. Ролевая деятельность представлена сигналами, которые находят отображение в сознании, выражена талантами к гуманитарным наукам, музыке, спорту и т.д.
Вторичная социализация – включает людей 18-22 года. Проходит второй круг социализации путём образования, формирующего личность и саморазвитие, приобретение новых ценностей, более тяжелых социальных ролях.
Третичная социализация – этап, касающийся сформировавшегося и получившего образование индивида. Этап характеризуется созданием склада ума, эмоциональными особенностями и ценностной базы, социальных статусов и ролей.

Агенты социализации – специализированные лица, отвечающие за освоение культурных особенностей, ценностей, норм, господствующих в социуме.

Институты социализации – образования, призванные воздействовать на приобщение индивида к обществу.

Агенты первичной социализации – члены семьи, друзья, знакомые, учителя, соседи, группировки.

Семья – главный агент. Положение родителей в обществе задаёт статус ребёнку до 20 лет. Трудовая деятельность семьи задаёт культурный и образовательный уровень.

Спорт – оказывает положительное влияние на физическую и духовную форму, воспитывает волю и дисциплинированность индивида, обеспечивает здоровую психику и бодрость.

Школа – схожий агент с семьёй, но различия заключаются в эмоциональном уровне, где ребёнка оценивают объективно, согласно его уровню, потенциалу и качествам. Школа учит победам, поражениям, преодолению трудностей. В учебный период происходит формирование самооценки, которая зачастую определяет дальнейшую жизни.

Социализация в семье и школе, помимо целенаправленности, имеет нерегулируемый и стихийный характер. Ребёнок наблюдает и перенимает уровень общения учителей со сверстниками, сверстников между собой. Опыт имеет позитивный окрас (когда отвечает целям и методам воспитания) и негативный

Интернет – агент социализации, оказывающий сильное воздействие на мировоззрение, ценности и нормы поведения индивида. Формирует интернет-зависимость, воздействуя на психику.

Агенты вторичной социализации – специализированные лица в высший образовательных учреждениях, правоохранительных органах, сотрудники СМИ. Агенты вторичной социализации представлены институтами, в которые относятся: государство, церковь, университеты, СМИ и т.д.

Определение социализации

Если кратко, в психологии социализацией называют процесс приобретения человеком личных и социальных качеств в ходе разных видов деятельности, способность индивида адаптироваться и участвовать в общественной жизни.

Значение понятия в обществознании:

  • освоение общепризнанных правил и образцов поведения (начинается со дня рождения и продолжается всю жизнь);
  • перерождение из биологического существа в индивида с совокупностью значимых качеств, свойственных всей социальной структуре;
  • весь путь эволюции поведения и способностей человека, который общество прошло за всё время своего существования.

Социализация подразумевает приобретение необходимых навыков и развитие в:

  • отраслях, обслуживающие базовые потребности населения;
  • физической сфере;
  • творческом, познавательном, теоретическом, эмпирическом, дивергентном, конвергентном, саногенном и патогенном видах мышления.

Становление личности – одновременно и передача информации, и восприятие, усвоение опыта и правил общества, который нельзя создать искусственно.

Таблица: «Как раскрывают суть термина психологические школы и направления»

Гуманистическая Это проявление Я-концепции человека
Необихевиоризм Процесс передачи, накопленного опыта и знания от старшего поколения, подражание социальным ролям.
Символический интеракционизм Взаимопроникновение индивида и агентов социализации.
Российская и советская психологическая школа Практически не разделяет воспитание и социализацию.

Всё о асоциализации: успешная и неуспешная социализация

Становление личности не всегда проходит успешно, часто возникают проблемы, от которых никто не застрахован.

Асоциализация (социальная дезадаптация) – принятие исключительно антиобщественных правил, отрицательных действий, направленностей и стереотипов мышления. Всё это провоцирует изменение публичных взаимоотношений и потерю стабильности.

С этой проблемой связано ещё 2 термина.

  1. Десоциализация – утрата индивидом по каким-либо причинам социального опыта, что отражается на его жизнедеятельности, возможности самореализации и существования. Проблему у подростков нередко провоцирует неблагоприятная микросреда. В результате происходит распад былых норм, постижение свежих антиобщественные ценностей и паттернов поведения.
  2. Отставание в социализации – запоздание овладения индивидом положительных правил и тенденций, которые присваиваются обществом определённому периоду формирования личности. Спустя время способно спровоцировать тягу к негативным нормам, или полному подчинению воле антиобщественных элементов.

При полностью успешной социализации индивид неукоснительно следовал бы всем общественным правилам, полностью соглашался с любыми аспектами социальной жизни. Такая личность полностью удовлетворена своим положением в социуме.

Абсолютно неуспешная социализация означает, что человек полностью игнорирует все без исключения правила и установки, которые диктует общественная жизнь. Такое состояние бывает только у людей с тяжёлыми психическими расстройствами.

Средства формирования личности

Для создания полноценной личности используют разные инструменты и способы социализации.

Основные средства:

  • речевые навыки;
  • социальные правила и ценности, умения и навыки;
  • положение и роль в социуме.

Механизмы социализации по Г. Тарду

Повторение Детям свойственно подражать взрослым, подчиненным – руководителю. Все модные тенденции, ритуалы и традиции обусловлены законом повторения.
Противопоставление Душевное противостояние человека, которому нужно выбрать одну модель поведения из нескольких.
Приспособление Умение идти на взаимные уступки и достигать согласия в процессе адаптации.

Институты социализации

Места, где человек знакомится и усваивает нормы и ценности, транслируемые социализирующими агентами, называются институтами социализации. На дотрудовом этапе два главных института определяют то, насколько успешно ребенок входит в общество: семья и детский сад.

Семья помогает ребенку научиться устанавливать контакты, поддерживать отношения. Этот институт дает малышу ощущение защищенности, безопасности, самоценности, взаимной любви, социального благополучия.

Роль дошкольных образовательных учреждений как институтов адаптации к социуму по достоинству оценило обществознание. В условиях детского сада воспитатель может править негативные поведенческие реакции детей, приучая их подчиняться требованиям взрослого.

Важными социализирующими институтами на дотрудовом этапе являются школа и профессиональные учебные заведения. Их функция – обеспечить систематическое обучение и развитие личности, подготовить ее к самостоятельной взрослой жизни. Образовательные учреждения расширяют круг общения ребенка, позволяют ему оттачивать свои коммуникативные навыки.

Дополнительная информация. Школа дает общее универсальное образование, а учреждения профессионального образования позволяют человеку выбрать профильное направление образования, освоить ту профессию, которая позволит ему максимально реализоваться как специалисту, приносить наибольшую пользу обществу.

Социализация в учебном заведении

Получив профильное образование, человек идет работать. Социализирующим институтом для него выступает производственный коллектив. В этот период индивид продвигается по карьерной лестнице, пробует себя в разных должностях, взаимодействует с людьми. На этой стадии он активно использует все те социальные навыки, которые были сформированы у него на предыдущей стадии: коммуникативные способности, толерантность, умение идти на компромисс, внимательность, умение принимать взвешенные решения.

Общественные организации как институт послетрудовой социализации помогают личности поделиться своими знаниями, участвовать в культурно-массовой работе, обобщить накопленный опыт.

Дополнительная информация. Агенты и институты социализации в послетрудовой период не формируют у личности новых социальных навыков, но это не уменьшает их значимости – они позволяют человеку проявить свои компетенции, почувствовать себя нужным, а свой жизненный опыт – ценным.

Институты социализации

В качестве основных институтов как первичной, так и вторичной социализации индивида выделяют следующие: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, учебные коллективы, этнос, религия, к которой принадлежит человек, сфера его профессиональных интересов (например, производственное предприятие и иное место работы).

Определение 1

Таким образом, институт социализации – это непосредственно то окружение, через которое осуществляются процессы передачи опыта, ценностных установок, норм и правил поведения.

Семья является самым основным и первичным институтом социализации. Родители и первичные воспитатели прививают ребенку основные инструменты, ориентировки и правила действия в социальном мире. Также именно они транслируют ему духовные и материальные ценности, закладывают в него первоначальный проект социализации, который человек будет реализовывать на протяжение всей своей жизни.

Следующий институт социализации – это неформальная группа. На протяжение всей жизни индивид, выходя за рамки семейного института, знакомится и взаимодействует с большим количеством людей. Какие-то связи носят формальный характер (с преподавателями в школах и вузах, с работодателем и другими коллегами), а какие-то – неформальный. К ним относятся дружеские компании, приятельские взаимоотношения.

В рамках данного института индивид может получить как положительные знания и опыт, так и отрицательные. Зачастую неформальная группа носит нетрадиционные ценности, которые противоречат ценностным ориентирам социума. Их называют субкультурами, а их отличительная черта – ярко выраженная девиация и асоциальное поведение.

В рамках формальных групп индивид вбирает профессиональный опыт. Формальный коллектив может носить ценности и транслировать опыт разных социальных групп:

  1. Этнических – принадлежность к какому-либо этносу, народу, соблюдение их традиций и обычаев, а также норм поведения, символики, одежды;
  2. Религиозных – приобщение к определенному вероисповеданию, соблюдение культов, заповедей, правил, толерантное отношение к представителям других религий, трансляция религиозных ценностей в остальной социум;
  3. Профессиональные – соотнесение себя с какой-либо профессией, выбор деятельности, который будет приносить не только материальные блага, но и моральное удовлетворение. Возможность самореализации через профессиональную и творческую деятельность.

Стили семейного воспитания

Существует 3 основных педагогических стиля воспитания в семье. Каждый из них по-своему влияет на ребенка.

Авторитарный

Родители подавляют ребенка и пользуются своей властью. Дети в итоге вырастают мрачными, недоверчивыми и пассивными.

Попустительский

Родители мало занимаются ребенком. По сути, он предоставлен сам себе. Дети при таком воспитании не умеют выстраивать планы и достигать целей, не отличаются упорством.

Демократический

Родители способствуют развитию ребенка, поощряют его интересы и развивают способности. Дети вырастают любознательными и активными во всех сферах жизни, отличаются самостоятельностью.

Существует и более расширенная классификация стилей семейного воспитания:

  1. Кумир семьи. Ребенок всегда находится в центре внимания, его малейшие прихоти удовлетворяются. Вседозволенность и восхваление не идет на пользу будущей личности, ребенок вырастает эгоистичным и с неадекватной самооценкой.
  2. Золушка. Ребенок живет в условиях наказания и ругани. Эмоциональную поддержку он не получает. В дальнейшем это будет тихий, забитый человек с заниженной самооценкой и, возможно, скрытой агрессией.
  3. Гиперопека. У ребенка отсутствует право выбора, за него все решают родители. В итоге он вырастает пассивным и несамостоятельным, не готовым к самостоятельной жизни.
  4. Непоследовательность и противоречивость. Встречается в двух моделях: «кнут и пряник» или рассогласованность стилей мамы и папы. Личность ребенка становится неустойчивой, развивается двуличность и неопределенность, внутренние конфликты.
  5. Гипоопека. Воспитание ребенка пускается на самотек. В итоге ребенка воспитывает улица, интернет или кто-то еще. Вариантов развития множество, но большие из них, к сожалению неблагополучны.
  6. Попустительско-снисходительный. Родители не наказывают ребенка или чисто формально указывают на нежелательное поведение. При таком раскладе ребенок растет в убеждении, что «ему ничего не будет».
  7. Круговая оборона. Родители не слушают мнение со стороны о неприемлемом поведении ребенка, сами его не замечают и считают, что их ребенок всегда прав.
  8. Демонстративный. Родители утрированно подчеркивают «хулиганистый нрав» своего «сорванца и неслуха». Делают вид, что переживают, но сами гордятся таким поведением ребенка.
  9. Педантично-подозрительный. Родители проявляют тотальный контроль и недоверие. Ребенок становится тревожным и нервным, агрессивным.
  10. Жестко авторитарный. Ребенок не имеет права голоса, выбора, его возражения не принимаются. Ребенок вырастает стеснительным, замкнутым или агрессивным.
  11. Увещевательный. Родители проявляют свою позицию только на словах. В итоге они теряют авторитет в глазах ребенка. Ребенок становится сам себе хозяин.
  12. Расширенная сфера родительских чувств. Родители нарушают личное пространство ребенка, хотят знать все, не оставляют ему никаких личных тайн. Это чревато агрессией, внутренними конфликтами ребенка, недоверием к людям.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: