Кто такие славяне
Славяне представляют большую группу различных народов и племен, которые принадлежат одной языковой семье. Это значит, что все они говорят пусть и на разных, но очень схожих языках.
Именно язык стал тем признаком, по которым всех славян условно разделили на 3 основные группы:
- западные;
- восточные;
- южные.
Рассмотрим образ жизни древних славян, принадлежащих восточной группе. В настоящее время к ней относятся русские, белорусы и украинцы.
Поселения восточных славян состояли из нескольких племен, и каждое племя, в свою очередь, включало в себя несколько крупных родов. Род – это несколько семейств, которые вместе жили и вели совместный быт.
ТОП-4 статьи
которые читают вместе с этой
Рис. 1. Поселения древних славян.
Наши предки расселялись по берегам крупных рек: Днепра, Дона, Волги, Оки, Западной Двины. В зависимости от места проживания восточные славяне назывались по-разному:
- поляне – те, кто жил в полях;
- древляне – селились среди «дерев»;
- дреговичи – жители лесов, получивших свое название от слова «дрягва», что означает трясина, болото.
Одежда древних славян была очень простой. Мужчины надевали на себя штаны, длинную льняную рубаху и широкий пояс. Женская одежда – это простое длинное платье, украшенное вышивкой. Летом и мужчины, и женщины обходились без обуви, а в холодное время года носили примитивные кожаные сапожки. Украшения надевали только в самых торжественных случаях.
Рис. 2. Одежда древних славян.
Литература
Общий подъём Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, появление целой плеяды образованных людей в княжеско-боярской, церковно-монастырской среде определили развитие древнерусской литературы. До трёх четвертей средневековых текстов — это христианские священные (Ветхий и Новый Завет) и богослужебные книги (требники, служебники, минеи, триоди, псалтыри), необходимые для совершения повседневного богослужения. Остальная литература — «четья» (предназначенная для чтения) прежде всего поучительная: сочинения отцов церкви, проповеди, поучения, послания и т. п.
Первым сохранившимся в истории автором литературного произведения на Руси стал митрополит Иларион. В начале 40-х годов XI в. он создал «Слово о Законе и Благодати», в котором изложил собственное понимание места Руси в мировой истории, подчёркивая её равноправие с Византией.
Первыми образцами исконно русской житийной литературы стали «Житие Феодосия Печерского» (80-е годы XI в.) и «Чтение о житии и о погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» (начало XII в.), также, вероятно, принадлежавшие перу монаха Нестора. Немалой популярностью пользовались хождения — жанр древнерусской литературы, описывавший путешествия паломников из Руси к святым для христиан местам.
«Поучение детям» Владимира Мономаха является примером мемуарной литературы. Хотя автор и касался в нём вопросов веры, однако главная идея этого произведения — создать идеал государственного деятеля, сочетающий в себе высокие нравственные и политические качества, необходимые для блага родной земли. Это произведение одновременно было и морально-философским обобщением, и автобиографией выдающегося государственного деятеля, и своеобразной исповедью перед смертью. Близким к «Поучению детям» по идейным мотивам были произведения «Слово» и «Моление», принадлежащие авторству Даниила Заточника.
Уничтожение города
Владислав Владимирович Артемов в своей книге «Славянская энциклопедия» (Москва, 2011 год издания) написал, что на войне представители всех племен древнего народа «…проявляли непримиримую и беспощадную свирепость». Автор ссылается на труд византийского писателя Прокопия Кесарийского «О войне с готами», датированный VI веком.
В 533 году южные славяне (склавены) убили полководца Хильбудия, совершавшего жестокие набеги на их земли в рамках защиты Византийской империи от варваров. Поднакопив силы, славянские воины решили отомстить «цивилизованным народам» за перенесенные страдания. Пробный набег на Балканский полуостров, где располагались две исторические области – Иллирия и Фракия, предпринятый в 547 году, прошел удачно, и через два года трехтысячное войско снова отправилось в поход.
Если верить Прокопию Кесарийскому, разгромив армию византийского полководца Асбада, славяне сожгли его на костре. А захватив город Топер, располагавшийся на берегу Эгейского моря, варвары буквально уничтожили этот населенный пункт. Тогда около 15 тысяч мужчин были перебиты, а женщины и дети попали в рабство. Их имущество захватчики разграбили.
«И долго вся Иллирия и Фракия были покрыты трупами. Встречных они убивали не мечом, не копьем и не каким-либо иным оружием, а сажали на кол, распинали на кресте, били батогами по голове; иных, заперши в шатры вместе с быками и овцами, которых не могли увести с собою, безжалостно сжигали», – так описывает зверства славянских воинов византийский автор.
Правда, будучи представителем одной из противоборствующих сторон, Прокопий Кесарийский не упоминает о военных преступлениях византийской армии, совершенных во время набегов на варваров.
Кстати, вышеупомянутые склавины к Х веку разделились на племена смолян, сербов, хорватов, северцев, мораван, хорутан и неретвян.
Ночь на Ивана Купалу
В день летнего солнцестояния проводилось немало ритуалов. Прыжки через костер очищали тело человека от злых духов, болезни, а купание означало омытие всякой скверны с души. Назван праздник в честь предтечи Иоанна Крестителя, но появился задолго до прихода на Русь христианства. Религия лишь утвердила славян в желании получить демонстративное символическое обновление как физически, так и духовно.
Купальская ночь сулила немалым переполохом, так как в знак ярости и бесчинства злых духов, было разрешено чинить разгром по всей деревне. Молодежь вдоволь баловалась с чужим имуществом, хоть и не повреждая его — переносила из двора в двор, складывала в кучи посреди дороги, опрокидывала бочки и телеги. На утро все возвращалось на круги своя, а шутников никто не наказывал.
Славянские племена, список
Все племена принято разделять на 3 большие группы.
-
Восточные славяне или племенные союзы восточных славян:
-
Прарусские
- -Вятичи — проживали в верхней и средней Оке и Москве-реке
- -Радимичи (частично прабелорусы) —находились между Днепром и Десной по течению Сожа и его притоков
- -Северяне (частично праукраинцы) — современная Черниговская, Сумская, Курская и Белгородская области
- -Ильменские словене — возле озера Ильмень и в верхнем течении реки Мологи
-
Праукраинцы
- -Белые хорваты — жили вокруг города Перемышль на реке Сан
- -Бужане, или дулебы (с Х в. — волыняне) — бассейн верхнего течения Западного Буга
- -Древляне
- -Поляне — среднее течение Днепра, на его правом берегу
- -Северяне (частично прарусские) — территория современных Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей
- -Тиверцы — междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чёрного моря на территории современных Молдавии и Украины
- -Уличи — земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чёрного моря
-
Прабелорусы
- -Дреговичи — район Гомельской , Брестской и Минской областей Белоруссии
- -Кривичи (частично прановгородцы) — территория нынешних Витебской, Могилёвской, Псковской, Брянской и Смоленской областей, а также восточной Латвии
- -Радимичи (частично прарусские) — междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков
-
Прарусские
-
Западные славяне:
-
Польские племена
- -Гопляне
- -Лендзяне
- -Любушане
- -Мазовшане
- -Западные поляне
- -Серадзане
- -Висляне
- -Куявы
-
Поморяне
- -Кашубы
- -Пыжичане
- -Волиняне
- -Словинцы
- Полабские славяне
-
Лютичи
- -Брежане
- -Черезпеняне
- -Хижане
- -Доленчане
- -Дошане
- -Моричане
- -Нелетичи
- -Руяне
- -Ратари
- -Речане
- -Спревяне
- -Гавеляне
- -Укране
- -Замчичи
- -Земчичи
-
Силезские племена
- -Бежунчане
- -Бобряне
- -Силезские хорваты
- -Дедошане
- -Голенжицы
- -Ополяне
- -Слупяне
- -Слензане
-
Ободриты
- -Бутинцы
- -Древане
- -Глиняне
- -Бодричи
- -Смолинцы
- -Вагры
- -Варны
- -Полабы
-
Лужичане
- -Худичи
- -Далеминцы
- -Коледичи
- -Лужичане
- -Мильчане
- -Сусельцы
- -Жирмунты
- -Житичи
- -Нелетичи
- -Нижичи
- -Нишане
- -Сербы
-
Чешские племена
- -Дечане
- -Дулебы
- -Ганаки
- -Зличане
- -Литомеричи
- -Лучане
- -Моравы
- -Ходы
-
Польские племена
-
Южные славяне:
-
Болгарские племена
- -Союз семи славянских племён
- -Северцы
- -Смоляне
- -Струмяне
- -Верзиты
- -Драговиты
-
Греко-македонские племена
- -Эзериты
- -Милинги
- -Сагудаты
- -Ваюниты
- -Велегезиты
- -Ринхины
-
Далматинские племена
- -Хорутане
- -Гачане
- -Браничевцы
- -Мораване
- -Ободриты
-
Сербские племена
- -Белые сербы
- -Неретвляне
- -Захумляне
- -Тревуняне
- -Конавляне
- -Дукляне
- -Тимочане
-
Болгарские племена
Языческая религия славян
Вся природа была для язычника великим храмом вселенской жизни». Не стихиям, не явлениям природы, а явлениям жизни поклонялся язычник. Разнообразие его божеств полностью зависело от разнообразия явлений самой жизни. И он, исполненный чувства жизни, везде встречал ее лик, и не было в окружающем мире предмета, который не светился бы для него как живая мысль, живая воля и живая цель. В этом созерцании были скрыты истоки языческого восхищения и почитания матери-природы…».
Как славяне-язычники представляли себе свой мир? Ученые пишут, что он показался им похожим на большое яйцо. Сохранились легенды о Великой Матери — Матери Земли и Неба, первозданной Матери богов и людей. Имя Великой Матери — Жива, или Живана. В центре славянской вселенной, подобно желтку, находится земля. Верхняя часть «желтка» — это наш живой мир, мир человеческих существ. Внизу находится Нижний мир, мир мертвых, Ночная страна. Когда там день, здесь ночь. Чтобы попасть туда, нужно пересечь океан, море, которое окружает землю. Или выкопайте колодец, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей. Вокруг земли, подобно яичной фольге и скорлупе, существует девять различных небес. Каждое из девяти небес славянской мифологии имеет свое предназначение: одно — для солнца и звезд, другое — для луны, третье — для облаков и ветров. Седьмой наши предки считали «твердью», прозрачным дном небесного океана. Славяне верили, что можно попасть на любое небо, взобравшись на Мировое древо, которое соединяло подземный мир, землю и все девять небес. Там, над седьмым небом, есть остров, и на этом острове живут прародители всех птиц и животных. Этот чудесный остров назывался «ириум» или «вириум». Некоторые ученые предполагают, что от него произошло современное слово «рай», которое ассоциируется с ним в нашем понимании христианства. А также Ирий — так назывался остров Буян.
Древние славяне верили, что земля и небо — это два живых существа, даже больше — супружеская пара, от любви которых зародилось все живое на земле. Бога небес, отца всего сущего, звали Сварог. Другое его имя было Сварог, или «Отец-Бог» на современном языке. Сварог дал людям кузнечные щипцы и научил их ковать медь и железо. Он установил самые первые законы; в частности, он повелел, чтобы у каждого мужчины была только одна жена, а у каждой женщины — только один муж. Мы по-прежнему называем землю своей матерью, и это трудно отрицать. Язычники относились к ней с величайшей любовью, и земля отвечала им взаимностью. Земля была свидетелем торжественных клятв, и если вы касались ее ладонью, то вынимался кусочек дерна и клался вам на голову, что мистическим образом делало ложь невозможной: считалось, что земля не вынесет самозванца.
Славяне верили, что солнце, молния и огонь — два небесных пламени и одно земное — были их братьями и сестрами, сыновьями неба и земли.
Солнце считалось всевидящим оком, которое строго следило за нравственностью людей, за справедливым соблюдением законов. Не зря преступники всегда ждут ночи, чтобы скрыться от правосудия — не только земного, но и небесного. Священный знак солнца был издревле….. крест! Не потому ли христианский крест, похожий на древнейший языческий символ, так хорошо прижился на Руси?
Бога солнца называют Даждь бог, от слова «даритель» — «податель всех благ». Славяне верили, что Даждь бог едет по небу на колеснице, перед которой запряжена четверка белых коней с золотыми рогами и золотыми крыльями. Солнечный свет исходит от огненного щита, который несет Даждь бог. Ночью он измеряет нижнее небо с запада на восток и светит в нижний мир. Дважды в день (утром и вечером) он пересекает море в лодке, которую тянут водоплавающие птицы — гуси, утки, лебеди. Поэтому наши предки приписывали большую силу амулетам в виде утки с головой лошади. Они верили, что славный бог солнца поможет им, где бы он ни находился — в дневном или ночном мире, или даже на пути из одного в другой. В «Слове о полку Игореве» русский народ называется внуками Дажь бога — внуками Солнца, хотя там рассказывается о событиях, происходивших почти через двести лет после принятия христианства.
Общественный строй восточных славян
Основной общественной организации была родовая община – совокупность людей, которые состояли в родстве. Возглавлял общину родовой глава (владыка). С формированием государственности родовую общину сменила территориальная или соседская («вервь»).
Территориальная община – совокупность людей, которых объединяет место проживания, а не родственные связи. Община характеризуется автономностью, определенным набором занятий, наличием административного центра, определенной иерархии. Главой общины выступал старейшина. Главу избирали на общественном собрании – вече.
В вече («народное собрание») входили взрослые, женатые мужчины. На собраниях решались вопросы: решение споров за земельные наделы, проблемы порядка использования участков, определялись размеры повинностей.
Родовая и территориальная формы общин ведут к образованию племени. Формирование городских центров и государственности родовой строй распадается. Племена объединяются в княжества под руководством князя.
Нравы и обычаи наших предков
Все славяне по языку, по виду хотя и были одним племенем, но жили они по-разному. Поляне были стыдливы, тихи и кротки. Уже в то время поляне жили родами, где главой семьи считался самый старший из мужчин в семье. Обычно это был дед, от которого вели начало эти семьи. Все должны были слушаться и подчиняться ему. Если дед умирал, то род возглавлял его старший сын и т. д.
У тех славян, которые жили в лесах и вели охотничью жизнь, нравы были гораздо суровее, чем у тех, которые занимались земледелием.
Как писал Нестор — летописец, что жили они разнузданно, по-скотски. Были не разборчивы в еде, убивали друг друга, постоянно враждовали между родами. Был у славян еще такой обычай, что если кому-нибудь из их семьи была нанесена обида, то родичи должны были отомстить обидчику или его родне.
Имело место у наших предков и многоженство. Кому позволяли условия жизни, кто был побогаче, мог иметь 2-3 жены или больше.
Древляне не соблюдали браков. Мужчины могли силой уводить из других родов себе жен или могли украсть их, не спрашивая разрешения у родителей.
Поляне же почитали супружеские связи. Жен себе они брали с согласия родителей невесты, платили им выкуп за невесту.
Радимичи, вятичи и северяне жили в лесах, как звери. Были, как и древляне, не разборчивы в еде, сквернословили перед отцами и старшими. Не знали что такое брак, заменяли его игрищами, любили петь и плясать.
Расселение славян по Восточно-Европейской равнине
Предки наши, славяне, от которых пошел русский народ, пришли сюда из Азии и Европы. Еще до того, как славяне поселились на этих землях, много народов заходило сюда из Азии. Особенно часто бывали здесь орды диких кочевников из азиатских степей.
Сначала наши предки жили по нижнему течению Дуная, недалеко от Карпатских гор. Климат здесь был теплый, земли плодородные.
Но долго жить здесь наши предки не смогли, так как их стали теснить другие народы. Пришлось славянам разделиться на несколько групп и уйти в другие земли. На этой земле осталась только одна часть славян, от которой потом произошли сербы и болгары.
От той части славян, которая пошла на север, произошли чехи, мороване, словаки и поляки. Еще одна часть славян поселилась на реке Эльба, в дальнейшем они слились с более сильным немецким племенем.
Обряды над телами врагов
Когда древнеславянский воин выходил победителем из сражения, то он мог запросто отрезать голову своего врага и сделать из неё чашу для вина. Сначала спиливалась верхушка черепа и вычищалось содержимое. После череп украшали золотом, камнями или кожей. Считалось, что такие чаши-черепа охраняют своего владельца от злых духов.
С головами поверженных врагов связан и ещё один обряд. После битвы головы отсекались от тел и привозились в село или город, где их насаживали на копья и выставляли напоказ. Таким образом славяне ограждали свою «светлую» землю от «потусторонней и тёмной» вражеской.
- Откуда в русском языке взялось слово «сало»
- 25 фотографий времён Второй мировой, подвергшихся фотомонтажу в целях пропаганды
- «С любимыми не расставайтесь»: почему развалился брак Алфёровой и Абдулова, самой красивой пары в СССР
- 15 увлекательных фактов о жестокой и властной японской мафии — якудза
- Героиня-мученица: кем на самом деле была Зоя Космодемьянская, вознесённая советской пропагандой
Календарь и письменность
Летоисчисление у древних славян появилось после их победы над китайцами в 5508 г. до н.э. Историки предполагают, что древнеславянская письменность существовала в виде рун.
7.1. Древнеславянский календарь
Согласно древнеславянского календаря, летоисчисление начинается с Сотворения Мира в Звёздном Храме. День состоял из 16 часов, час — из 144 части, в неделе было 9 дней.
7.2. Черты и резы
В дохристианские времена славянская письменность существовала в виде прямых линий без закруглений, или рун. Прямых доказательств этому не нашли, но некоторые археологические находки содержат на себе знаки в виде «черт и резов».
Первые государства
В результате разложения родоплеменного строя возникли первые славянские государства. Однако процесс этот занял несколько столетий. По мере развития торговли вдоль торгового пути «из варяг в греки», стали возникать поселки, где купцы пришлые и местные торговали своими товарами или совершали товарообмен. Постепенно поселения разрастались в города. Здесь же активно развивалось ремесло. Для охраны складов и торжищ от печенегов и варягов купцами нанимались специальные люди, объединявшиеся в дружины во главе с князем. А города огораживались крепостными стенами или валами с частоколом. Постепенно территория вокруг городов стала их владениями. Возникали княжества, которые со временем под страхом внешней угрозы объединялись в государства.
Высказывается мнение, что функции племенных князей были ограничены. Часто князь считался потомком бога Сварога и выполнял функцию верховного жреца. Он набирал себе дружину и ездил по поселениям и городам, совершая так называемое «гощение». Принимающая сторона — представители родовой знати или «гостеприимцы» устраивала ему пиршество и охоту. В период «гощения» князю не только подносились богатые дары, в том числе на обрядовые нужды, но он также мог безвозмездно забирать понравившийся скот у любого представителя племени. Как правило, «гощение» происходило после сбора урожая. Интересно, что и срок правления князя был ограничен. Если князь «пересиживал», то его убивали: или во время похода, или во время трапезы. Каждый новый князь набирал себе новую дружину.
Роль женщины-матери в Древней Руси
Воспитанием малышей занимались, в основном, женщины. Церкви в то время требовали от женщин, чтобы они воспитывали в своих малышах, в первую очередь, уважение к старшим, послушание, а также терпение. Кроме этого, дети должны были во всем слушать мать и не перечить ей.
Если говорить об обыкновенной крестьянской семье, то она имела большое количество бытовых особенностей. В то время семья представляла собой единое социальное тело. Семейно-родовые признаки являлись доминирующими. Историки утверждают, что на тот период времени трудно было что-либо делать без полноценной семьи. Например, без дружной семьи практически невозможно было иметь полноценное хозяйство, воспроизводить род и т.д. Людей, которые не имели семьи, считали вне религии. Среди важнейших признаков семье в Древней Руси были коллективная собственность, а также общее хозяйство.
Свадебные традиции
С конца 9 века, когда было провозглашено христианство начали формироваться традиционные русские свадебные обряды и обряд церковного венчания. Окончательно древний свадебный ритуал с определенными этапами, атрибутикой, одеждой, угощениями сформировался в 16 веке.
Русская свадьба
Молодоженов защищали с помощью многочисленных оберегов, амулетов, вышивки на одежде, зажженных свечей.
Свадьба, также как рождение и похороны, считалась своеобразным переходом в жизни человека. Праздник состоит из этапов:
- Сватанье.
- Обручение.
- «Покупка» невесты.
- Венчание.
- Гуляние и пир.
- Второй день свадьбы.
Весь процесс занимал от недели до трех месяцев. Участие принимали родственники, друзья молодоженов.
Религия древних славян: формирование славянского язычества
Самые древние религиозные воззрения зародились у славянских народов около 2-3 тысяч лет тому назад. Сначала у людей зародилось убеждение, что у любого человека, вещи, животного или явления природы есть душа. Верование о бестелесных двойниках и обожествлении сил природы назвали анимизмом. Позднее духовная культура славян пополнилась и тотемическими верованиями. Предметами поклонения стали образы священных животных: медведя, кабана, лося. Так, каждое животное стало символом какого-либо славянского божества. Существовали и растительные символы веры. Многие священные ритуалы проводились около отдельно стоящих берёз, верб или дубов.
Итак, отвечая на вопрос «Как религия была у древних славян в древности?», можно смело утверждать, что они исповедовали язычество и описать ее, как — многобожие.
Это интересно! Считалось, что каждый славянин обладает изначально божественным происхождением. Поэтому люди всячески чтили своих Великих Предков.
1.1. Религия западных славян
Древние племена западных славян считали своим прародителем какое-либо животное. Это животное объявлялось священным и ему посвящались различные ритуалы. Боги западных славян почти не отличались от божеств своих восточных и южных собратьев. Например, бог Перун был более известен как Перкунас. Хотя каждое племя почитало идола-покровителя именно своей общности. Открытых святилищ у западных славян не было. Они строили капища — языческие храмы, где размещались все идолы. Входить в капище могли только волхвы.
1.2. Религия южных славян
Духовные убеждения южных славян в корне отличались от вероучений восточных и западных народов. Основным символом для них стал образ змеи. Змея представляла сверхъестественную силу, повелевающую природными явлениями.
Это интересно! Южные славяне верили, что животные когда-то были людьми, но, из-за совершенных ими грехов, они превратились в зверей. Поэтому все животные не умеют говорить, но понимают человеческий язык и чувства.
Святочные обряды
В начале года славяне традиционно отмечали языческие святки. С этими празднованиями слился христианский праздник – Рождество Христово.
На святках люди надевали карнавальные костюмы, маски, шкуры животных с целью обмануть злых духов.
Эти существа, согласно поверьям, по праздникам приходят «на этот свет» и становятся необычайно сильными. Чтобы отогнать нечистую силу славяне веселились, шумели, праздновали, пели песни и всячески забавлялись.
Забавы на Святки
На святки было принято гадать на приплод скота и будущий урожай. А молодые девушки ждали этого праздника, чтобы погадать на будущее замужество. Существовали десятки способов гадания. Один из них – «прополка снега».
Ночью девушки выходили за ворота своего дома, становились лицом к ветру и бросали против него снег. Если он падал с громким звуком – это предвещало скорое замужество с молодым человеком. Когда случалось наоборот, снег падал глухо и криво – жениху суждено было быть старым и глухим.
Девичьи гадания
Также было принято совершать ритуалы, магические обряды, которые должны обеспечить плодородие. Мальчики набирали полные рукавички зерна и ходили по домам, «рассевая» его. Одновременно исполняли песни, которые славили хозяев. Детям дарили сладости, пироги.
Рождественские народные гуляния
Языческие святки похожи на православное Рождество. Обряды, традиции русского народа переплелись.
Общественный строй и племенные союзы
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами, впоследствии они объединялись в племена. Развитие производства, использование тягловой силы (лошадей и волов) способствовали тому, что даже небольшая семья могла обрабатывать свой надел. Родовые связи стали слабеть, семьи начали селиться отдельно и распахивать новые участки земли самостоятельно.
Община осталась, но теперь в нее входили не только родственники, но и соседи. Каждая семья имела свой участок земли для обработки, свои орудия производства и собранный урожай. Появилась частная собственность, но она не распространялась на лес, луга, реки и озера. Этими благами славяне пользовались сообща.
В соседской общине имущественное положение различных семей уже не было одинаковым. Лучшие земли стали сосредотачиваться в руках старейшин и военных вождей, им же доставалась и большая часть добычи от военных походов.
Во главе славянских племен стали появляться богатые предводители-князья. Они имели свои вооруженные отряды – дружины, и они же собирали дань с подвластного населения. Сбор дани назывался полюдьем.
VI век характеризуется объединением славянских племен в союзы. Наиболее сильные в военном отношении князья возглавили их. Вокруг таких князей постепенно укреплялась и местная знать.
Одним из таких племенных союзов, как полагают историки, стало объединение славян вокруг племени рось (или русь), проживавшего на реке Рось (приток Днепра). В дальнейшем, согласно одной из теорий происхождения славян, это название перешло на всех восточных славян, которые получили общее название «русы», а вся территория стала Русской землей, или Русью.
Это интересно: 1324,ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ НИКОЛАЯ I, реформы государственного аппарата
Кто такие славяне и откуда пришли они на наши земли
Тысячу лет назад наши предки жили на землях, которые располагались от Ледовитого моря до Черного, от Уральских гор до Карпат и до Балтийского моря. На Крайнем севере долгие месяцы стояла холодная зима, земля вся была покрыта снегом. Условия жизни в этих местах были тяжелыми. Если бы не хорошая охота да рыбалка, не стали бы тогда наши предки жить на этих землях.
На севере деревьев было мало, только к югу от этого края сначала шел мелкий кустарник, а дальше произрастали сосновые и еловые леса. В средней же полосе нашей страны было много лесов, озер и болот, где водилось много белок, куниц, зайцев, медведей и волков. Кабаны, зубры, серны бродили здесь стадами, также привольно в этих местах было птицам. Если на севере страны больше произрастали хвойные леса, то здесь, в средней полосе, уже можно встретить клен, дуб, липу, лиственницу и другие лиственные деревья. Поэтому, здесь уже много было пчел, которые откладывали мед в дуплах старых деревьев.
К югу от лесной полосы простирались богатые поля, луга, а дальше шла бескрайняя степь. В древние времена здесь не проживали люди, поэтому раздолье было в степи травоядным животным и степным птицам.
Степи располагались ближе к Черному и Азовскому морям. А ближе к Каспийскому морю земли уже становились бесплодными. И дальше, ближе к востоку, наши степи сливались с азиатскими.
Образ жизни и традиционные занятия
Быт древних славян в основном был связан с земледелием, землю обрабатывали вручную с помощью сохи и мотыги. Охота, животноводство и рыболовство были вспомогательными занятиями, а в войнах славянские народы принимали участие только с целью защиты собственных территорий. В зимнее время, когда не было полевых работ, древние славяне занимались изготовлением одежды, украшений и различных изделий для бытовых нужд. Со временем для некоторых это становилось основным занятием, и начали появляться целые районы, где жили представители одного ремесла.
Свои поселения древние славяне обычно строили на берегах рек. Вода защищала от нашествия врагов и играла огромную роль в жизни и быту. Независимо от материального положения все славянские семьи имели бани, а лучшим средством от многих болезней считались ванны с добавлением целебных трав. Многие традиции и обряды древних славян были построены на очищении водой.
Суеверия и приметы на Рождество
Рождество Христово – важный православный, народный праздник, с которым связано много обычаев, обрядов и примет. Считалось, что как пройдет праздник, таким будет и весь последующий год. Этому дню ежегодно уделяется много внимания.
Рождество отмечают 7 января – праздник счастья, добра, тепла, веры и любви.
В этот день принято навещать родственников, друзей, крестных и принимать гостей. В качестве подарка с собой берут сладости, игрушки, блюда собственного приготовления. Если прийти лично не получается – можно обойтись телефонным звонком.
Гирлянды на улицах к празднику
На Рождество православные в домах, на улицах, в общественных местах зажигают праздничные огни, свечи, камины. Эти традиционные атрибуты привлекают в дом богатство, тепло, благодать. Одну свечу зажигают в память о покинувших их родственников. У кого есть домашние питомцы – их стоит вкусно накормить, чтобы год был финансово удачным.
Приметы:
- О достатке. Если 7 января человек что-то теряет – значит в следующем году его могут ждать убытки. А если что-то находит – наоборот, его ждут достаток и богатство.
- На удачу. Если на рождественском столе кто-то разлил чай или кофе – это к приятным новостям и успеху в начинаниях.
- Про удачу в следующем году. В сочельник на небе много звезд, а в Рождество идет снег, на деревьях иней – год будет сытным и продуктивным.
Обустройство дома и хозяйств
Жили славяне в срубах — деревянных избах из крупного леса. Щели между бревнами законопачивали старыми тряпками, в домах с достатком повыше — овечьей шерстью. Природные материалы хорошо держали тепло, а также целительно воздействовали на организм. Спали на лежанках, в бедных семьях на сене, расстеленном на полу.
Дом обрамлял скотный двор и сад, за ним земля для пахоты и посевов. Так как крестьяне обеспечивали всем необходимым себя сами, в хозяйстве нередко имелся прядильный станок. Из полученных нитей шили одежду, скатерти, делали одеяла.
Лапти также плели самостоятельно, из волокон разных деревьев. Самыми недолговечными, а поэтому и дешевыми, считались изделия из лыка. У большинства населения были именно такие, те, что подороже, шли на продажу. Их применяли для длительных путешествий, ведь передвигались больше пешком.
Переезд
Менять место жительства молодому человеку после свадьбы удавалось не всегда. Семья долгое время могла ютиться с родней, пока глава рода не принимал решения о переселении. Дом строили на тщательно подобранном месте. Оно должно было соответствовать не только «технике безопасности», но и канонам вероисповедания.
Удачное размещение сулило мир и процветание семье. Категорически запрещено было затевать строительство в зоне, где до этого располагались:
- сгоревший дом;
- баня;
- место захоронения;
- близко край кладбища, ведь там ставили могилы самоубийц.
Вещи переносили ночью, не забывая прихватить старый мусор — сжигая его в новом жилище, славяне рассчитывали уберечь себя от сглаза. Первыми в дом запускали кошку или петуха, им было велено взять на себя дела злых духов, которые набрасываются на первого входящего.
Удача в доме
Секрет ладного жилья, по мнению предков, скрывался в хорошей печи. Для укрепления здоровья новорожденного печи родного дома сжигали его пуповину. Малыши постарше также были под защитой, ведь их молочные зубы отправлялись в тот же семейный очаг.
Не удивительно, что по поверьям, именно за печкой жил домовой. Ему оставляли каждый вечер угощения и старались лишний раз не тревожить. Хозяйки знали, что пока у него все хорошо, из дома не будут пропадать вещи, а среди родных сохраниться мир и порядок.
Стол
Его ставили в «красный угол», то есть тот, над которым размещены иконы. Трапеза отличалась от современной тем, что принималась несколько в другом порядке:
- в качестве закуски шли пироги;
- затем сытные блюда из мяса, птицы, рыбы;
- все это заедали «юшкой» или по-нашему супом;
- а на десерт — всевозможные сладкие угощения с чаем из самовара.
Лавки по угловым сторонам стола прибивали к стене, место на них считалось почетным. С других сторон использовали приставные, если гостей было много.
Окна
С приходом в славянский мир христианской религии, появилось поверье, что за каждым окном стоит Божий Ангел, который следит за домочадцами и оберегает их. Через них никогда не выбрасывали мусор, не выливали помои, а с появлением тепла старались как можно скорее раскрыть пошире ставни.
Ворота
Когда зима начинала отступать, в дело вступали очистительные обряды. Ворота также не стали исключением — возле них разжигали костер, чтобы каждый входящий оставлял за забором всякую нечистую силу.
Выходя поутру за ворота, мужчины молились в сторону церкви, затем поворачивались на восход солнца и в завершение снова обращались к воротам. Таким образом почитался Бог, выражалась благодарность за Его создание — природу, а затем и прошение о сохранности земного имущества.
Жилища древних славян
Поскольку наши предки жили в непростые времена, когда обычным делом были бесконечные нападения и военные столкновения, на первом месте стояла безопасность жилища.
Вокруг поселений выкапывали глубокие ямы, возводили земляные насыпи, густо ставили частокол. Для этого нужно было срубить дерево, обрубить все его ветки и сучья, обтесать, заострить и обжечь на огне. И для частокола требовалась не одна сотня таких подготовленных деревьев. Их глубоко зарывали в землю, и очень плотно устанавливали рядом друг с другом. Такой забор получался очень крепким и мог простоять долгое время.
Пол в домах находился примерно на один метр ниже уровня земли. Стены ставили из стволов молодых деревьев. Крыша также была сделана из таких жердей, на которые укладывали слои соломы. В стенах прорубались небольшие оконца, и в холодное время года их затыкали соломой или ветками. Неудивительно, что в таком жилище всегда было прохладно, темно и сыро.
Рис. 3. Жилища древних славян.
Что мы узнали?
При подготовке доклада на тему «Жизнь древних славян» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, какую жизнь вели наши далекие предки. Мы выяснили, кто принадлежал к славянам, где и как они жили, как одевались, питались, строили свои жилища.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Жилища
Древние славяне жили в поселениях, которые возводили в основном возле воды. Основным типом жилища была полуземлянка площадью 10–20 кв. метров. Ее стены, так же как мебель и посуда, делались из дерева. Крыша крылась ветвями и обмазывалась глиной. В полуземлянке был каменный очаг. Иногда его делали и глинобитным. Дымоходов не было, а дым уходил прямо в отверстие в крыше, располагавшееся в потолке над очагом. Такой способ топки назывался «по-черному», так как дым шел преимущественно в жилище.
Поскольку в те времена славяне подвергались частым нападениям, то в жилищах было сделано несколько выходов. А добро закапывалось в землю, чтобы не досталось врагу.