Краткое содержание и анализ «последней жертвы» островского

Краткое содержание Грозы Островского

Действие пьесы происходит в вымышленном провинциальном городке – Калинове, расположенном на берегу Волги. События разворачиваются на протяжении небольшого отрезка времени.

В центре сюжета семья Кабановых:

  • Марфа Игнатьевна (Кабаниха) – глава семьи, вдова с властным, деспотичным характером, держит под пятой всю семью;
  • Тихон – сын Кабанихи, безвольный, инфантильный, полностью подчиняется матери;
  • Катерина – жена Тихона, несчастная молодая женщина, страдающая от тирании свекрови;
  • Варвара – дочь Кабанихи, своевольная, хитрая девушка, не боится перечить матери.

Кроме них в пьесе немало и других персонажей, играющих существенную роль в понимании истинного смысла «Грозы». Среди них:

  • Дикой – богатый купец, отличается скупостью и грубостью;
  • Борис – племянник Дикого, приехал к дяде ради получения наследства;
  • Кудряш – возлюбленный Варвары;
  • Кулигин – местный житель.

На городской площади беседуют о природе Кулигин с Кудряшом. Их беседу прерывает появление Дикого с Борисом, вынужденным терпеть нападки дяди ради получения наследства. После ухода Дикого Борис признается Кулигину, что ко всем своим несчастьям умудрился влюбиться в замужнюю женщину.

На площади появляется семейство Кабановых. Купчиха отчитывает сына за неправильное обращение с женой, считая его слишком мягким. Тихон вяло оправдывается.

Катерина, оставшись наедине с Варварой, признается в любви к человеку, не являющегося ее мужем.

Измена

Тихон уезжает по делам на несколько дней. После отъезда мужа Катерина по настоянию Варвары выдает ей имя возлюбленного. Это Борис.

Варвара, решив устроить встречу влюбленных, ворует у матери ключ от калитки. Катерина колеблется, она не хочет изменять мужу. Но соблазн увидеть возлюбленного пересиливает угрызения совести и она оставляет ключ.

Борис, прогуливаясь с Кулигиным, натыкается на Варвару, целующуюся с Кудряшом. Девушка сообщает Борису место его свидания с Катериной. Вечером Борис приходит к заднему двору, куда к нему выходит Катерина.

Молодая женщина напугана, пытается прогнать возлюбленного, но чувства перевешивают страх. После обоюдных признаний в любви, влюбленные договариваются встречаться каждую ночь, пока Тихон в отъезде.

Признание

Прошло 10 дней. На берегу Волги прогуливаются жители города, но начавшийся дождь вынуждает всех спрятаться внутри древней постройки. Погода резко портиться, приближается гроза.

Под укрытие приходит и семейство Кабановых. Катерина сильно дрожит, ее страх усиливается после того как раздаются разговоры о том, что из-за грозы может кто-нибудь погибнуть. Девушка не выдерживает и прилюдно признается в своем грехе.

Гибель Катерины

Сбежала с возлюбленным Варвара. Катерину заперли, но ей удалось покинуть дом. Растерянная женщина отправилась на поиски любимого. Она предлагает Борису сбежать из города. Но тому не хочется терять наследство. Дикой в наказание отправляет племянника на Север. Борис подчиняется воле дяде.

Оставшись одна, Катерина бежит к реке. Тихон с матерью и Кулигиным ищет жену. В это время кто-то сообщает о самоубийстве женщины, бросившейся со скалы в воду.

Увидев бездыханное тело Катерины, Тихон обвиняет во всем мать. Кабанов садится возле тела жены, сожалея, что она ушла, а он остался жить и мучиться

trounin.ru

Почти одновременно с «Утром молодого человека» шла работа над пьесой «Неожиданный случай», представленной в качестве драматического этюда. О постановке думать не приходилось — при жизни Александра таковой не состоялось. Потребуется ещё пятьдесят лет, и только тогда премьера случится, уже в следующем веке. Может подуматься, Островский писал о чём-то чрез меры кощунственном, раз понадобилось смениться поколениям, в том числе успели стать царями и умереть три монарха. Увы, далеко не так, имелись другие работы, представлявшие больший интерес для зрителя.

Островский писал на надрыве чувств

Он создавал ситуации, где всему придавалось излишнее внимание. При этом в действии пьесы не имелось азарта отражения пороков купеческого быта

Александр если о чём и повествовал, то о человеческих взаимоотношениях, далёких от признания оных за развратные. Читателю становилось ясно — перед ним два сердца, питающие друг к другу нежные чувства, а между ними посторонний человек, без интереса, но оказывающий разрушительное воздействие. Тот персонаж — посторонний — из любого обстоятельства делал вид бури в стакане. Не будь его среди действующих лиц, тогда видеть читателю любовную идиллию и зарождение подлинных отношений.

Как всё обстояло? Молодой человек питает нежные чувства, он имеет серьёзные планы, чего не скрывает, особо никому не рассказывая. К нему приходит товарищ, сразу начиная портить настроение, подозревая влюблённого во всевозможных допущениях. Он обязывал поведать ему обо всём, о чём человек и не задумывался даже. Товарищу требовалась исповедь о страстном увлечении, о готовности совершать безумство во имя любви. Ничего подобного в мыслях молодого человека не было, он лишь смотрел на отдалении, позволяя происходить общению между ним и возлюбленной. Причём, товарищ действовал так напористо, что читатель задумывался о другом — не было никакой любви. Как раз товарищ и заставил друга думать, что есть нечто, о чём тот боится признаться себе и другим.

Побуждая к одному, товарищ сам заставит молодого человека пересмотреть приоритеты. Зачем выбирать овдовевшую женщину, когда хватает юных невест? Новое сомнение поселится и в читателе. Останется разобраться с ещё одним участником повествования, появляющимся впоследствии, с той самой, кого молодой человек будто бы изначально возвышал. Ей будет неприятно узнать, как над её чувствами потешались, смея думать разное, но нисколько не необходимое. А ежели так, не бывать отношениям с ветреником, каким оказался молодой человек.

Остановимся на мнении, Островский пробовал силы в создании эмоциональных сцен. Требовалось, чтобы действующие лица говорили с жаром, готовые сгореть от произносимых слов. Так у Александра и получилось. Происходящее в произведении потому можно называть истериками, возникающими из ничего, заставляющими совершать поступки, становящиеся роковыми для последующих сцен.

Дополнительные метки: островский неожиданный случай критика, анализ, отзывы, рецензия, книга, Alexander Ostrovsky The Surprise Case analysis, review, book, content, The Young Man’s Morning

Это тоже может вас заинтересовать: — Перечень критических статей на тему творчества Александра Островского

Действие четвертое. Развязка

Подходит к концу краткое содержание («Поздняя любовь»). Островский доводит свою пьесу до логического, хотя и неожиданного, завершения.

На следующий день приезжает Лебедкина встретиться с Николаем. Мужчина отдает ей украденную бумагу. Лебедкина сжигает ее в печи и отказывается выплатить Николаю обещанную награду – она сама нуждается в деньгах.

Маргаритов не находит письма Лебедкиной и обвиняет в пропаже Дормедонта. Но тот говорит, что отдал письмо Людмиле. Отец просит позвать дочь. Людмила признается, что отдала бумагу Николаю. Маргаритов в отчаянии, дочь его утешает. Но тут появляется Николай и отдает стряпчему пропавший документ Лебедкиной, не рассказывая зачем он ему был нужен.

Приезжает Лебедкина, уверенная, что документ уничтожен, и требует встрече с Маргаритовым. Вдова говорит, что готова заплатить деньги, но только если ей предъявят бумагу. Лебедкина удивлена, видя целый документ. Она спрашивает у Николая в чем дело, тот отвечает, что оказался прозорливее нее.

Маргаритов отдает половину полученных денег дочери на приданое. Людмила отдает их Николаю – он ее жених.

Основные персонажи драмы

Главные герои:

  • Катерина – молодая девушка, жена Тихона Кабанова. Скромная, чистая, правильная. Она остро чувствует несправедливость окружающего мира.
  • Борис – молодой человек, «порядочно образованный», приехал к своему дяде, Савлу Прокофьевичу Дикому. Влюблён в Катерину.
  • Кабаниха (Марфа Игнатьевна Кабанова) – богатая купчиха, вдова. Властная и деспотичная женщина, подчиняет людей своей воле.
  • Тихон Кабанов – сын Кабанихи и муж Катерины. Поступает так, как будет угодно его матери, не имеет своего мнения.

Другие персонажи:

Варвара – дочь Кабанихи. Своевольная девушка, которая не боится матери. Кудряш – возлюбленный Варвары

Дикой Савел Прокофьевич – купец, важное лицо в городе. Грубый и невоспитанный человек

Кулигин – мещанин, одержимый идеями прогресса. Барыня – полусумасшедшая. Феклуша – странница. Глаша – служанка Кабановых.

1856-1860 годы. Сближение с «Современником»

Произведения этого периода: «Доходное место», «В чужом пиру похмелье» и, конечно же, «Гроза» — стали итогом переосмысления роли патриархального купечества в жизни страны. Оно уже не привлекало драматурга, а все больше приобретало черты самодурства и отчаянно пыталось противостоять всему новому и демократичному (результат влияния разночинцев из «Современника»). Наиболее ярко это «темное царство» было показано в единственной трагедии драматурга «Гроза». Здесь же появляются молодые люди, не желающие мириться с домостроевскими законами.

Анализируя произведения, созданные в 40-50 годы, назвал Островского А. Н. истинно «народным поэтом», что подчеркивало масштабность изображаемых им картин.

Краткое описание персонажей

Следующий пункт анализа пьесы — это характеристика героев «Грозы» Островского. Все действующие лица получились запоминающимися, с яркими характерами. Главная героиня (Катерина) — молодая женщина, воспитанная на порядках домостроя. Но она понимала всю закоснелость этих взглядов и стремилась к лучшей жизни, где все люди жили бы честно и поступали правильно. Набожная, любила ходить в церковь и молиться.

Кабанова Марфа Игнатьевна — вдова, зажиточная купчиха. Придерживалась устоев домостроя. Обладала крутым нравом, установила тиранические порядки в доме. Тихон — ее сын, слабохарактерный мужик, любил выпить. Понимал, что его мать несправедлива к жене, но боялся пойти против ее воли.

Борис — образованный молодой человек, приехал, чтобы Дикой дал ему часть наследства. Впечатлителен, не принимает законов калиновского общества. Дикой — влиятельный человек, все его боялись, потому что знали, какого он сурового нрава. Кулигин — мещанин, верящий в силу науки

Пытается доказать другим всю важность научных открытий

Это характеристика героев «Грозы» Островского, которые сыграли значительную роль в сюжете. Их можно разделить на два маленьких общества: придерживающихся старых взглядов и тех, кто верил, что изменения необходимы для создания лучших условий.

Главные герои и их характеристика

Сюжет развивается вокруг двух состоятельных семей Калинова.

Одну возглавляет Савел Прокофьевич Дикой

– влиятельный купец и помещик, резкий и несдержанный самодур, требующий от всех почитания. Связи и состояние привили ему чувство безнаказанности – горожане его ненавидят, но считаются с его мнением.

Лидером дома Кабановых является Марфа Игнатьевна, «Кабаниха»

, богатая вдова, также вовлеченная в торговлю. Держит домашнее окружение в страхе и повиновении, почитает старый патриархальный уклад.

В противоположность им представлены их дети:

  • Племянник Дикого Борис

    – прекрасно начитанный и воспитанный юноша, явившийся к дяде за своей долей завещания. Общество склочного и агрессивного родственника ему неприятно, но он вынужден быть «вежливым и учтивым» — только так он получит деньги, столь нужные ему для дальнейшей жизни.

  • Тихон Иванович

    – сын Кабановой, безропотно следующий воле своей матери. От бытовых и деловых проблем спасается крепким алкоголем под молчаливое согласие семьи.

  • Варвара

    – дочь Кабанихи, легкомысленная добродушная девушка, приноровившаяся к тяжелому характеру своей матери. Живет по своим правилам и в свое удовольствие – ни мать, ни общество ей не указ.

  • Катерина

    – юная супруга Тихона, боязливая, глубоко верующая и строго наученная быть верной женой. Семейная жизнь не приносит ей счастья: муж вызывает лишь жалость, свекровь постоянно причитает и ругается. Мечтательность и замкнутость девушки усугубляют её положение в доме Кабановых: все слухи и упреки она воспринимает близко к сердцу.

Петруха

Живет на острове мужчина, которого все зовут Петрухой. Хотя на самом деле мужчину зовут Никитой Зотовым. Петрухе-Никите около сорока лет. Из родных людей у Петрухи-Никиты есть только мать – милая старушка по имени Катерина. Петруха – беспутный мужик, его главные качества характера – это лень и вопиющая безответственность. Кроме того, Петруха – большой любитель прикладываться к бутылке, проще говоря, настоящий пьяница, что, конечно же, совсем его не красит. Своей матери Петруха ничем не желаег помогать и вообще живет только одним днем – и этот день называется «сегодня». Петруха не заглядывает в завтрашний день, не строит планов на свое будущее.

Экспедиция по Волге

В 1856 году по пожеланию великого князя Константина Николаевича некоторые признанные писатели отправились в литературно-этнографическую экспедицию для описания промышленности и быта различных территорий России. Организовало экспедицию Морское министерство. В числе прочих поехал и Александр Островский, в качестве объекта изучения он выбрал приволжские земли: от верховья реки до Нижнего Новгорода. В этот период начинается практическая часть в истории создания пьесы «Гроза» — сбор материала.

Во время путешествия Островский описывал местный быт и нравы, промыслы жителей и диалектические особенности языка. Он посетил Ржев, Тверь, Торжок, Осташков и другие города. Все они имели между собой довольно много общего, и город Калинов, где происходит действие «Грозы», представляет собой их собирательный образ. Персонажи также стали неким «средним арифметическим» из местного населения, типизированными представителями своей среды. Записи с экспедиции писатель позже использовал как основу и для других своих произведений.

Встреча с Незнамовым

В гостиницу приезжают актеры Шмага и Незнамов. Даже по краткому содержанию «Без вины виноватых» Островского читатели могут проследить за отношениями между героями. Артисты упрекают Кручинину за заступничество, о котором ее никто не просил. Незнамов сокрушается, что его теперь будут попрекать товарищи. Он озлоблен, не верит, что у людей могут быть добрые побуждения.

Кручинина пытается его переубедить, уверяя, что и сама продолжает верить людям, хоть это и не всегда заканчивается добром. Незнамов растроган.

Появляется безумная попрошайка, в которой можно узнать Галчиху. Кручинина просит показать ей могилу сына, но старуха начинает утверждать, что мальчик выздоровел. Она его продала богатой семейной паре, получив за это наличными еще и от Мурова.

Третье действие

В театральной уборной Коринкиной разворачивается следующее действие пьесы Островского «Без вины виноватые». По краткому содержанию, как и по самому тексту, можно проследить, как развиваются события.

Коринкина рассказывает любовнику Миловзорову, что талант Кручининой всех покоряет, а ее саму замечают все меньше. Пересказывая судьбу коллеги, она цинично истолковывает биографию, представляя ее в виде истории женщины свободного нрава. Любовнику она предлагает натравить на соперницу Незнамова, подпоив молодого человека.

Приходит Дудукин, которому она советует в тот же вечер устроить обед в честь премьеры. Приходит актер Шмага. Он, как и все вокруг, восхищается главной героиней. Следующим приходит Незнамов, с которым Коринкина кокетничает, уговаривая отправиться к Дудукину на вечер. Когда молодой артист и Миловзоров остаются одни, последний признает актерский талант Кручининой, но при этом отказывает ей в положительных качествах, пересказывая ее биографию в версии Коринкиной. Незнамов приходит в отчаяние, пока сомневаясь, правда ли это.

Темы

Основная тема произведения – быт и нравы Калинова (ей мы посвятили отдельное эссе). Автор описывает захолустную провинцию, чтобы показать людям, что не нужно цепляться за пережитки прошлого, надо понимать настоящее и думать о будущем. А обитатели приволжского городка застыли вне времени, их жизнь однообразна, фальшива и пуста. Ее портят и тормозят в развитии суеверия, консервативность, а также нежелание самодуров меняться к лучшему. Такая Россия так и будет прозябать в нищете и невежестве.
Также важными темами здесь являются любовь и семья, так как по ходу повествования поднимаются проблемы воспитания и конфликт поколений

Влияние семьи на определенных героев очень важно (Катерина – отражение воспитания ее родителей, а Тихон вырос таким бесхарактерным из-за тирании матери).
Тема греха и покаяния. Героиня оступилась, но вовремя осознала свою ошибку, решив исправиться и покаяться в содеянном

С точки зрения христианской философии, это высоконравственное решение, которое возвышает и оправдывает Катерину. Если вас заинтересовала эта тема, прочитайте наше сочинение о ней.

История создания пьесы

Анализ «Грозы» следует начать с истории ее написания, потому что обстоятельства того времени сыграли важную роль в создании сюжета. Пьеса была написана в 1859 году во время путешествия Островского по Поволжью. Писатель наблюдал и исследовал не только красоты природы и достопримечательности поволжских городов.

Его не меньше интересовали люди, которые встречались ему в путешествии. Он изучал их характеры, особенности быта, истории их жизни. Александр Николаевич делал записи, а потом на их основе и создал свое произведение.

Но история создания «Грозы» Островского имеет различные версии. Очень долго придерживались того мнения, что сюжет для пьесы писатель взял из реальной жизни. В Костроме жила одна девушка, которая, не выдержав притеснений свекрови, сбросилась в реку.

Исследователи находили множество совпадений. Случилось это в том же году, в котором была написана пьеса. Обе девушки были молодыми и в очень раннем возрасте были выданы замуж. Обеих притесняли свекрови, а мужья были слабохарактерными. У Катерины был роман с племянником самого влиятельного человека в городе, а у бедной костромской девушки — с почтовым служащим. Неудивительно, что из-за такого большого количества совпадений долгое время все считали, что сюжет основан на реальных событиях.

Но более детальные исследования опровергли эту теорию. Островский отправил пьесу в печать в октябре, а девушка сбросилась месяцем позже. Поэтому сюжет не мог быть основан на истории жизни этой костромской семьи. Однако, может, благодаря своей наблюдательности Александр Николаевич смог предугадать этот печальный конец. Но есть у истории создания пьесы и более романтичная версия.

Читательский дневник по повести «Как закалялась сталь» Островского

Сюжет

Кухаркин сын, брат слесаря Артема, 12-летний Павка Корчагин изгнан из школы за хулиганство. Трудясь мойщиком посуды, кочегаром, он видит, как богачи и жулики наживаются на бедных. Смелый 16-летний Павка спасает из-под ареста матроса-большевика Жухрая. Он идет туда, где «сталь закаляется»: красноармейцем на фронт, потом ударно строит узкоколейку, спасая город от голода и холода.

Болезни и травма позвоночника делают его инвалидом. Но Павел не сдается, трудится монтером, военкомом. Жена Тая Кацюм – его опора. Слепой и парализованный, он приносит пользу словом, его книгу о Гражданской войне берут в печать.

Отзыв

Для героя смысл жизни в служении людям, народу, стране. Закалка стали – закалка характера. Повесть учит неравнодушию, отзывчивости, самоотверженности, мужеству, бескорыстию, борьбе со злом и несправедливостью, быть требовательным к себе, искать дело жизни, не терять надежду, не сдаваться, подавать достойный пример, делиться опытом, знаниями, вдохновлять людей, верить в лучшее.

Критика

Что говорили критики о «Грозе» Островского? Пьеса воспринималась неоднозначно в годы своего создания, неоднозначно воспринимается она и сейчас. В основном споры велись и ведутся вокруг морального образа Катерины.

Если критик Николай Добролюбов воспринимал её как положительного персонажа, как «луч света в тёмном царстве», то Дмитрий Писарев напротив видел в Катерине – инфантильную и глупую купчиху, такую же порочную и лицемерную, как и люди вокруг неё.

Так или иначе, на сегодняшний день «Гроза» являет собой монумент русской драматургии, свидетельство культурной жизни и настроений интеллигенции Российской империи девятнадцатого века.

О жизненности и искренности драмы Островского говорили многие рецензенты. Его произведениям верили и зрители, и читатели.

О новаторстве и свежести взгляда Островского на общественные явления критики тоже говорили не раз.

В частности, А.Н. Островский существенно обогатил галерею женских образов русской литературы.

Особенностью пьесы «Гроза» является уникальный национальный язык, который передает русскую ментальность и ее неоспоримую самобытность.

Раннее творчество Николая Островского. «Свои люди – сочтемся»

Одной из дебютных пьес, подаривших Островскому всеобщую знаменитость, стала комедия «Свои люди — сочтемся». Ее сюжет построен на основе действительно имевших место событий из юридической практики драматурга.

В пьесе изображается обман купца Большова, который объявил себя банкротом, чтобы не пришлось платить по долгам, и ответное жульничество его дочери и зятя, отказавшихся помочь ему. Здесь Островский изображает патриархальные традиции быта, характеры и пороки московских купцов. В этой пьесе драматург остро затронул тему, которая красной линий прошла через все его творчество: это тема постепенного разрушения патриархального устроя жизни, трансформации нравственных ценностей и самих человеческих отношений.

Тема

В своём произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Её душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все её порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и её новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в непреклонном отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Краткое описание сериала «Ваша честь» 2022

Содержание серий сериала «Ваша честь» 2022 основывается на сюжете нашумевшего израильского многосерийного фильма «Судья», лауреата множества международных наград. Сюжет тот же, но градус напряжения куда выше.

Мир главных героев, которых блистательно сыграли Олег Меньшиков и Владислав Миллер, переворачивается с первых же секунд. Сын принципиального и неподкупного судьи Михаила Романова, Антон, сбивает мотоциклиста. Отец без колебаний решает отвезти его в полицию, но по дороге узнает, что пострадавший – сын криминального авторитета, которого он отправил за решетку год назад. И тут Романов понимает: ставки невероятно высоки.

Сколько чужих жизней придется разрушить, чтобы спасти жизнь своего ребенка? И что важнее: профессиональная честь или родительский долг?

Характеры[ | ]

Интересно высказывание Островского об образе Незнамова: «Незнамов для постороннего взгляда, — писал драматург, — есть ни более, ни менее, как юный трактирный герой, таким он и должен явиться перед публикой. Он, по молодости лет, не может быть ни закалённым наглецом с поднятой головой, ни мрачным человеком, потерявшим веру в жизнь и людей; он ещё многого не знает, многого не видал. Он является полупьяным, с дерзким видом; но дерзость у него стушёвана некоторым конфузом. Он знает провинциальных актрис и не уважает их, поэтому он считает себя как бы в праве говорить им грубости, но в то же время он умён и понимает, что ему ещё рано быть судьёй чужих пороков, и не может отделаться от конфуза. И в саркастической улыбке у него проглядывает румянец юности и конфуза. Когда он понял, что встретил чистую натуру, невиданную им, он остолбенел, он рот разинул от удивления; он потерялся, он ищет и не может найти тона; прежний его разговор показался ему не только дерзким, но, что ещё ужасней для него, глупым. Незнамова очень трудно играть: в нём есть и дурное и хорошее, и всё это должно проявляться и в жестах и в тоне; дурное в нём: неблаговоспитанность, дерзкий тон и манеры, приобретённые в провинциальной труппе; хорошее: сознание оскорблённого человеческого достоинства, которое выражается у него, хотя и сильно, но более с искреннею горечью, чем с негодующим протестом, от чего его тирады выходят трогательнее» (Островский в письмах и воспоминаниях. «Ежег. имп. театров», 1910, вып. VI, стр. 53-54).

Образ грозы

В пьесе одни из важных эпизодов связаны с грозой. По сюжету, Катерина очень боялась этого природного явления. Потому что люди верили, что гроза покарает грешного человека. И все эти тучи, гром — все это только усиливало угнетающую обстановку дома Кабановых.

В анализе «Грозы» следует также отметить, что весьма символично то, что все эпизоды с этим природным явлением связаны с Катериной. Это отражение ее внутреннего мира, того напряжения, в котором она находилась, той бури чувств, которая бушевала у нее внутри. Катерина боялась этого накала чувств, поэтому она очень переживала, когда была гроза. Также гроза и дождь — это символ очищения, когда молодая женщина бросилась в реку, то она обрела покой. Так же, как и природа кажется чище после дождя.

Семейные проблемы

Через год после женитьбы Жадов понимает, что не сможет перевоспитать супругу, потому что она полагает, что умный мужчина обязан быть богатым. А так как он беден, то она считает его глупым. Василий рассказывает об этом в местном трактире своему приятелю. В этом же заведении появляются его сослуживцы из канцелярии, чтобы отметить выгодную сделку. Один из коллег предлагает ему финансовую помощь, но это лишь оскорбляет Жадова.

Кукушкина и Юля внушают Полине, чтобы она была построже с собственным мужем. Ее сестра живет в богатстве и имеет личных гувернанток. Теща постоянно приводит Василию в пример его сослуживцев, после чего он сильно оскорбляется и выгоняет ее из дома. Он просит супругу, чтобы та больше не общалась со своими родственниками. В итоге в семье происходит крупный скандал, после чего Жадов решается попросить у Вышневского доходное место.

Анна Вышневская вдруг узнает, что ее воздыхатель после насмешки над собой пересылает все ее любовные послания Аристарху. Однако она никак не смутилась после этого. После этого к ним в дом приходит Василий, который работает в канцелярии под руководством Вышневского. Он говорит о том, что были проверяющие и обнаружили серьезные нарушения. Но он полагает, что к ответственности его не будут привлекать. Дядя выходит из личного кабинета с грустным лицом и жена сразу посылает за врачом. Мужчина кидает в нее письмами от поклонника и всячески оскорбляет, но женщина оправдывается.

В этот момент Вышневский испытывает такие эмоции:

  • сильный гнев;
  • разочарование;
  • нежелание дальше жить.

Он говорит жене, чтобы та возвращалась к матери, потому что не в состоянии ее достойно обеспечить. Но супруга отказывается, так как очень любит мужа. Молодые люди мирятся и покидают дом. После этого за ними бежит Юсов и сообщает о том, что Аристарха хватил удар.

В своей пьесе Островский описывает не только социальную проблематику взяточничества и казнокрадства, но и раскрывает тему семейных отношений, нравственности и чувства долга. Персонажи произведения показаны с позиции морального выбора, который они делают в различные моменты собственной жизни. В 1981 году по спектаклю «Доходное место» был снят фильм, который очень запомнился зрителям.

Конфликт

Главный социальный конфликт пьесы – противостояние старого мира в лице Кабанихи и Дикого и нового, представленного Катериной и другими молодыми героями. Также есть противостояние отцов и детей, купечества (Кабановы) и дворянства (Катерина), богатства (Дикой и Кабанова) и бедности (Кудряш, Борис). Любовный (Катерина, Борис и Тихон) и бытовой (свекровь и невестка) конфликты тоже имеют место в тексте.

Несмотря на то, что внешне этот конфликт представляет собой классическую семейную ссору, становится понятным, что Островский прежде всего осуждает не отдельных личностей, но общество, которое создало их и поощряет их образ жизни.

Сюжет

В центре сюжета пьесы стоит молодой чиновник Жадов, амбициозный, но придерживающийся идеалистических взглядов. Он не желает выслуживаться, угождать, брать взятки, льстить, пользоваться протекцией. Он готов жить пусть и бедно, но честно. По мере развития сюжета Жадов подвергается всё большему давлению окружающих, считающих, что материальное благополучие важнее принципов, Жадов всё чаще ссорится с женой Полиной из-за денег. В последнем акте герой уступает жене и идёт просить доходного места, но подвергается насмешкам над «слабым поколением» и в итоге его принципиальность возобладает. Жадов сообщает, что в каждом поколении есть честные люди, и если его жена тяготится бедностью, то он её отпускает. Полина уверяет, что и не собиралась покидать его, а только следовала советам родных. Жадовы целуются и уходят.

Я хочу сохранить за собой дорогое право глядеть всякому в глаза прямо, без стыда, без тайных угрызений, читать и смотреть сатиры и комедии на взяточников и хохотать от чистого сердца, откровенным смехом. Жадов

Вадим выбирает другую

До Вадима доходят слухи о приданном девушки Ирины. Он с лёгкостью отказывается от Тугиной и делает предложение «богачке», однако вскоре становится ясно, что это ошибка. Дульчин узнаёт, что Ирина не так обеспечена, как он думал, а Юлия понимает, что её жених — бедняк. Вадим решает возвратиться к Юлии и добиться её прощения. Он всё ещё надеется, что влюблённая девушка окажет ему финансовую поддержку.

Тугиной приходит открытка, из которой она узнаёт о предстоящей женитьбе Дульчина и Ирины. Узнав о предательстве, она падает в обморок и теряет память. Глафира Фирсовна приходит к Вадиму и сообщает о смерти своей племянницы. Неожиданно в дом входит сама Тугина. Изменщик молит девушку о прощении, однако она не в силах его принять.

Она говорит, что выходит замуж за племянника Прибыткова. Долговые расписки Дульчина — её приданое. Вадим расстроен, ему хочется застрелиться от негодования. Вдруг ему поступает интересное предложение посвататься к Пивокуровой, богатой вдове. Он просит извозчика поскорее ехать к ней и обещает его финансово вознаградить, но только после свадьбы.

Луч света в пьесе

В анализе «Грозы» стоит выделить главный женский образ — Катерину Кабанову. Она является отражением того, что может сделать с личностью тирания и деспотическое отношение. Молодая женщина хоть и выросла в «старом» обществе, в отличие от большинства, видит всю несправедливость таких порядков. А Катерина же была честной, не хотела и не умела обманывать, и это одна из причин, по которой она все рассказала мужу. А те люди, которые ее окружали, привыкли обманывать, бояться, тиранить. А молодая женщина не могла это принять, вся ее духовная чистота противилась этому. Из-за внутреннего света и стремления жить честно образ Катерины из «Грозы» Островского сравнивали с «лучом света в темном царстве».

И единственными радостями в ее жизни были молитва и любовь к Борису. В отличие ото всех тех, кто рассуждал о вере, Катерина верила в силу молитвы, она очень боялась совершить грех, поэтому не могла встречаться с Борисом. Молодая женщина понимала, что после ее поступка свекровь будет терзать ее еще больше. Катерина видела, что в этом обществе никто не хотел меняться, а жить среди несправедливости, непонимания и без любви она не могла. Поэтому броситься в реку казалось ей единственным выходом. Как потом сказал Кулигин, она обрела покой.

Заключение

Талантливый драматург Александр Островский из социально-бытовой драмы о жизни купеческого сословия постепенно создает настоящую трагедию, в которой с помощью любовно-бытового конфликта он показал наступление эпохального перелома, происходящего в сознании народа. Простые люди осознают просыпающее чувство собственного достоинства, начинают по новому относиться к окружающему миру, хотят сами вершить свои судьбы и безбоязненно изъявлять свою волю. Это зарождающееся желание вступает в непримиримое противоречие с реальным патриархальным укладом. Судьба Катерины приобретает общественный исторический смысл, выражающий состояние народного сознания на переломном стыке двух эпох.

Александр Островский, вовремя заметивший обреченность загнивающих патриархальных устоев, написал пьесу «Гроза» и открыл глаза на происходящее всей российской общественности. Он изобразил разрушение привычного, устаревшего образа жизни, с помощью многозначного и образного понятия грозы, которая постепенно нарастая, сметет все со своего пути и откроет дорогу новой, лучшей жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: