Краткое содержание великолепная шестерка васильева

Краткое содержание рассказа

Начинать краткое содержание «Великолепной шестерки» стоит с рассказа о поездке молодых людей на лошадях. Всадники возвращались в лагерь перед окончанием смены, ведь в обеденное время им нужно ехать домой. Друзья хотели возвратиться, чтобы утром напоследок прокатиться на конях. Но автобусы за ребятами приехали сразу после завтрака. Водители то и дело поторапливали детей. Утренняя суматоха закончилась отъездом ребят.

Любимым детским местом отдыха управляет Кира Сергеевна. Отправив вторую смену, она с нетерпением ждала последнего заезда. Спустя неделю произошло странное событие — лагерь посетили милиционеры. Для управляющей такая ситуация показалась абсурдной. Она была убеждена, что в милиции произошла ошибка. Место отдыха никак не связано с выдвигаемыми претензиями. Да и проблем в дальнейшем не оберешься, репутация лагеря могла пострадать.

Причина приезда милиции

Кира Сергеевна вошла в свой кабинет, где ее уже ожидал молодой лейтенант. Он был уставший, чем напоминал собой старика. Страж закона сидел на диване, обессиленный он не мог стоять на ногах. Одежда лейтенанта была потрепана. Грудь его формы украшал орден, выданный за отвагу в годы Великой Отечественной войны.

Милиционер сообщил, что у старого фронтовика, проживающего в здешних краях, недавно украли шестерку лошадей. Под подозрение попали лагерные мальчишки, посещавшие в свободное время деревню владельца коней. Мальчики называли друг друга иностранными именами. Фронтовик очень дорожил своими парнокопытными питомцами, всем рассказывал душещипательную историю о чудесном спасении на фронте. Он попал в воду и не мог выбраться оттуда, тогда конь пожертвовал собой ради спасения утопающего. Фронтовой товарищ отдал за старика жизнь.

Причастность мальчишек к произошедшему

Физкультурный работник лагеря рассказывает Кире Сергеевне о том, что мальчики действительно могли украсть лошадей, так как один из них недавно говорит что-то о конных поездках. Управляющая не хотела выносить сор из избы. Поэтому скрыла эти факты от милиции. Она не хотела рисковать репутацией ребят и лагеря.

Обвиняющий мальчишек в воровстве старик-фронтовик просит у милиционера три рубля на поминки. Тот отказывает просящему, так как понимал, что мужчина все пропьет. Управляющая лагеря также не воспринимает старика всерьез. Мужчине же было больно от утраты верных лошадиных друзей.

Лейтенант выкладывает на стол управляющей ужасающие фотографии, где видны мертвые лошади. Мальчики просто привязали их вдалеке от дома, оставили тех без воды и питья, что привело к смерти животных. Кира Сергеевна молчала, так как не могла предоставить аргументы в защиту воспитанников.

Чингиз Айтматова «Плаха»: анализ произведения и содержание

Необычный и трогательный сюжет произведения известного писателя затрагивает важные экологические проблемы, которые тесно связаны с движением души человеческой. Описанием волчьей семьи начинается роман Чингиза Айтматова «Плаха», анализ которого приводится в этой статье. Но животные в заповеднике Моюнкумы гибнут, и в этом есть вина человека, так как он ведет себя как зверь, как хищник.

Уничтожая все живое в саванне, люди становятся преступниками. Но исчезают не только животные, а после их исчезновения меняется и среда обитания. Поэтому схватка волчицы и человека должна состояться. Но животные оказываются намного человечнее, так как они поступают благороднее, самоотверженнее. Волки любят своих детей. Акбара всегда поступала по отношению к человеку благородно.

Если она встречала в саванне человека, то всегда проходила мимо, не трогая его. Ведь он был беспомощен. А после того, когда ее загнали и озлобили, Акбара готова была нарушить этот нравственный закон и вступить в схватку с человеком, чтобы выжить. Пока существуют браконьеры, расплачиваться за их преступления придется всему человечеству и каждому отдельному человеку. Каждый несет нравственную ответственность за действия таких бандитов.

В романе Чингиза Айтматова «Плаха», краткое содержание которого мы сейчас рассматриваем, поднимается и проблема наркомании, которая была актуальна и в двадцатом веке, и в наше время. В саванну, где растет дикорастущая конопля, спешат гонцы, которым не нужны деньги, они живут миром иллюзий. Главный герой старается бороться, но он не может одержать победу, так как общество уже поражено этим злом. Но несмотря на то, что Авдий терпит поражение, его поступки все-таки достойны уважения.

И когда Авдия распяли на саксауле, который стал его плахой, то он на этом травянистом дереве напомнил легенду о Христе. Краткое содержание романа «Плаха» Ч. Айтматова показывает, что Авдий — все-таки положительный герой, так как он обладает большой нравственной силой. Так, он никогда не бросит то дело, за которое взялся, он готов к самопожертвованию. Современное общество, по мнению автора, нуждается в таких молодых людях.

В. М. Шукшин Срезал краткое содержание

В деревню к Агафье Журавлевой приехал с женой и дочкой средний сын, ученый и богатый. Подъехали на такси, выгружали чемоданы всей семьей.

К вечеру в деревне всем было известно, что он и жена – кандидаты наук, дочка учится в школе, привезли старухе Агафье подарки.

У дома Глеба Капустина стали собираться вечером мужики. Деревня была небольшой, но много вышло отсюда знатных людей: один стал полковником, двое летчиками, были корреспондент и врач, а теперь появился еще и кандидат.

И когда кто-нибудь из таких земляков приезжал погостить, к нему приходили поговорить и посмотреть, как Глеб срежет гостя. Ему это не раз удавалось.

Однажды срезал полковника на том, что тот забыл фамилию графа, велевшего поджечь Москву в 1812 году. Спорили, посылали спрашивать к учительнице. Глеб призывал полковника к спокойствию, насмехаясь, что они не в Филях, мстительно прищуриваясь. Теперь настала очередь кандидата Журавлева.

Мужики дождались Глеба после работы, завели разговор про гостей Агафьи и повели проведать кандидатов. Константин Иванович обрадовался гостям, предложил угощение. Вспоминали годы детства, а Глеб присматривался и прислушивался. Затем наехал на кандидата с вопросами.

Поинтересовался, в какой области Журавлев работает. Услышав, что на филфаке, Глеб, перепутав философию с филологией, затевает спор о первичности духа и материи. Кандидат, сначала улыбаясь, отвечает. Но дальнейшие нелепые вопросы и суждения ставят его в тупик.

Глеб несет полную ахинею про понятие невесомости и стратегическую философию, о проблемах шаманизма у народов Севера, о Луне, созданной руками разума, о разумных существах, живущих в лунном пространстве, и что необходимо для общения с ними.

Константин Иванович многозначительно переглянулся с женой, но Глеб, уловив насмешку, нанес удар по кандидату, заметив, что прежде чем смеяться, неплохо бы газеты почитать, а то приехали удивлять такси и чемоданами, а нужно быть попроще и поскромнее.

Недоумевающий Журавлев запросто говорит, что Глеб катит на него бочку и словно с цепи сорвался, и тут же все узнал о своем кандидатском бескультурье, недалекости и нескромности. Ведь в деревне газеты и книги тоже почитывают, и телевизор смотрят, но не приходят в восторг от КВН и других развлекательных программ, как городские. При этом много говорят и пишут про народ, от которого так далеки.

Расходившиеся из гостей мужики восхищались мастерством Глеба, который не переставал их удивлять. Но не любили его за жестокость, а Константина Ивановича искренне жалели и сочувствовали ему.

помогите найти!!!!краткое содержание рассказа Великолепная шестёрка Борис Васильев

помогите найти!!!!краткое содержание рассказа Великолепная шестёрка Борис Васильев

  1. Это рассказ о человеческом безразличии, черствости, равнодушии.Заставил задуматься о внимании к людям, окружающим нас.Пионерский лагерь. Мальчики катаются на лошадях. Пионеры счастливы.Кира Сергеевна, начальник лагеря, заботится только о том, чтобы ее учреждение считалось самым лучшим.В пионерский лагерь приходит молодой милиционер со стариком. Кира Сергеевна, вожатая и физрук стремятся отвести от пионерского лагеря все претензии. В результате беседы выясняется, что старому фронтовику, который очень любит лошадей, колхоз передал списанных коней. Старик за ними ухаживал, ведь когда-то во время войны другой конь спас ему жизнь, вытащив раненного солдата из воды.Ребята угнали у старика лошадей, катались, потом привязали их к деревьям и уехали домой.Лошади съели вокруг все, до чего могли дотянуться, и умерли от голода и жажды. Милиционер показал фотографии Кире Сергеевне.Начальник лагеря, видя, что старик пьяница, дала деньги физруку и велела передать фронтовику “на поминки” . Старик умер в конюшне, выпив две бутылки водки
  2. Это рассказ о человеческом безразличии, черствости, равнодушии.Заставил задуматься о внимании к людям, окружающим нас.Пионерский лагерь. Мальчики катаются на лошадях. Пионеры счастливы.Кира Сергеевна, начальник лагеря, заботится только о том, чтобы ее учреждение считалось самым лучшим.В пионерский лагерь приходит молодой милиционер со стариком. Кира Сергеевна, вожатая и физрук стремятся отвести от пионерского лагеря все претензии. В результате беседы выясняется, что старому фронтовику, который очень любит лошадей, колхоз передал списанных коней. Старик за ними ухаживал, ведь когда-то во время войны другой конь спас ему жизнь, вытащив раненного солдата из воды. Ребята угнали у старика лошадей, катались, потом привязали их к деревьям и уехали домой.Лошади съели вокруг все, до чего могли дотянуться, и умерли от голода и жажды. Милиционер показал фотографии Кире Сергеевне.Начальник лагеря, видя, что старик пьяница, дала деньги физруку и велела передать фронтовику “на поминки” . Старик умер в конюшне, выпив две бутылки водки.
  3. Это рассказ о человеческом безразличии, черствости, равнодушии.Заставил задуматься о внимании к людям, окружающим нас.Пионерский лагерь. Мальчики катаются на лошадях. Пионеры счастливы.Кира Сергеевна, начальник лагеря, заботится только о том, чтобы ее учреждение считалось самым лучшим.В пионерский лагерь приходит молодой милиционер со стариком. Кира Сергеевна, вожатая и физрук стремятся отвести от пионерского лагеря все претензии. В результате беседы выясняется, что старому фронтовику, который очень любит лошадей, колхоз передал списанных коней. Старик за ними ухаживал, ведь когда-то во время войны другой конь спас ему жизнь, вытащив раненного солдата из воды. Ребята угнали у старика лошадей, катались, потом привязали их к деревьям и уехали домой.Лошади съели вокруг все, до чего могли дотянуться, и умерли от голода и жажды. Милиционер показал фотографии Кире Сергеевне.Начальник лагеря, видя, что старик пьяница, дала деньги физруку и велела передать фронтовику “на поминки” . Старик умер в конюшне, выпив две бутылки водки.
  4. Этот рассказ о человеческом равнодушии, бессердечии и черствости можно прочесть целиком за 15-20 минут.

«Великолепная шестерка» – краткое содержание рассказа

Рассказ начинается с того, как молодые люди резво мчались на лошадях. Уже был конец смены, поэтому ребятам пришлось вернуться в лагерь.

Завтра к обеду они должны были уехать домой, поэтому друзья планировали вернуться утром и покататься вновь. Но автобусы приехали сразу после завтрака, и водители начали торопить детей. Кругом суматоха и неразбериха, и все дети разъехались по домам.

Кира Сергеевна – управляющая этого лагеря, очень любящая и гордящаяся своей работой. После отъезда второй смены она с облегчением вздохнула и приготовилась к приезду последней группы детей.

Спустя неделю в лагерь пожаловала милиция. Эта встреча для Киры Сергеевны была невероятно абсурдной. Она была уверена, что в милиции допустили ошибку, а слухов о том, что лагерь посещали стражи закона – точно не оберешься.

В своем кабинете она встретила молодого лейтенанта, больше похожего на юношу, и худого старика, сидевшего на диване, т. к. сил стоять у него просто не было. Одет он был в потрепанные вещи, а на груди у него висел орден за проявленную отвагу в годы Великой Отечественной войны.

Дело в том, что неделю назад у старика-фронтовика украли шестерых лошадей. Милиционер подозревал в этом мальчиков из лагеря, потому что те часто посещали деревню старика и называли друг друга иностранными именами.

Фронтовик очень любил лошадей и рассказал всем душераздирающую историю о его чудесном спасении на войне. Он висел на волоске от смерти, и конь, пожертвовав собой, вытащил его из воды.

Товарищ отдал за него жизнь, поэтому старик испытывал сильнейшие чувства, когда рассказывал об этом.

Наедине с Кирой Сергеевной физрук из лагеря рассказал, что мальчишки действительно могли быть причастны к этой «лошадиной истории», ведь 1 из них недавно говорил что-то о конях. Даже осознавая это, управляющая предпочла скрыть тайну и солгать милиционеру ради спасения репутации «талантливых» мальчишек.

А старик все твердил одно и просил три рубля на поминки, но милиционер твердо отказывал ему, понимая, к чему это приведет.

Кира Сергеевна отнеслась к фронтовику несерьезно, посчитав его спившимся. Но это было не так, он чувствовал тяжелую боль от утраты друзей.

Она попыталась надавить на милиционера, заподозрив его в родственной связи со стариком. Но парень спокойно ответил, что все старики и дети – наши родственники.

Позже лейтенант выложил ужасные фотографии на стол управляющей. Оказалось, что мальчишки привязали всех коней, оставив их без еды и воды, и в итоге животные погибли от голода. Управляющая не нашла на это аргументов для возражения. После этого милиционер позвал старика, и они ушли.

Глядя на фотографии, Кира Сергеевна приказала спрятать тела животных, т. к. на лагерь могло пасть пятно позора. Также она попросила физрука передать фронтовику 10 рублей на поминки.

Этим же вечером старик купил 2 бутылки водки и умер в амбаре, в котором до сих пор пахло лошадьми.

“Не стреляйте в белых лебедей” – краткое содержание произведения Бориса Васильева

Экранизации

  • «Очередной рейс» (1958)
  • «Сержанты» (1958)
  • «Длинный день» (1961)
  • «След в океане» (1964)
  • «Королевская регата» (1966)
  • «На пути в Берлин» (1969)
  • «А зори здесь тихие» (ТВ) (1970)
  • «Офицеры» (1971)
  • «А зори здесь тихие» (1972)
  • «Самый последний день» (1972)
  • «Иванов катер» (1972)
  • Самый последний день (телеспектакль) (1973)
  • «Одиночество» (ТВ) (1974)
  • «Аты-баты, шли солдаты…» (1976)
  • «Не стреляйте в белых лебедей» (1980)
  • «Вы чьё, старичьё?» (1982)
  • «Подсудимый» (1985)
  • «По зову сердца» (1986)
  • «Наездники» (1987)
  • «Завтра была война» (1987)
  • «Вы чьё, старичьё?» (1988)
  • «Завтра была война» (телеспектакль) (1990)
  • «В той области небес…» (1992)
  • «Я — русский солдат» (1995)
  • «А зори здесь тихие» (телесериал) (КНР, 2005)
  • «Peranmai» (там. «Доблесть») (Индия, 2009)
  • «А зори здесь тихие» (2015)

Театральные постановки

  • 1970 — «А зори здесь тихие» — Ленинградский театр юного зрителя (первая постановка в СССР — премьера состоялась 9 мая 1970 года. Режиссёр — Семен Димант).
  • 1970 — «А зори здесь тихие» — Омский театр для детей и молодёжи
  • 1971 — «А зори здесь тихие» — Театр драмы и комедии на Таганке, Москва; постановка Юрия Любимова
  • 1971 — «А зори здесь тихие» — Центральный Театр Советской Армии, Москва
  • 1971 — «В списках не значился» Омский театр для детей и молодёжи
  • 1975 — «В списках не значился» — «Ленком»; инсценировка Юрия Визбора, постановка Марка Захарова
  • 1985 — «Завтра была война» — театр им. В. Маяковского
  • 2005 — «Завтра была война» — Театр юношеского творчества, Санкт-Петербург
  • 2010 — «А зори здесь тихие» — Театр юношеского творчества, Санкт-Петербург
  • 2010 — «А зори здесь тихие», музыкальная драма А. Кротова по мотивам повести — Новосибирский театр музыкальной комедии
  • 2011 — «А зори здесь тихие» — Санкт-Петербургский театр «Мастерская»
  • 2012 — «Завтра была война» — Театральная студия социального спектакля «КЭВС», Санкт-Петербург
  • 2013 — «А зори здесь тихие» — Театральная студия социального спектакля «КЭВС», Санкт-Петербург
  • 2012 — «А зори здесь тихие» — Борисоглебский драматический театр им. Н. Г. Чернышевского
  • 2011—2013 — «А зори здесь тихие» — Театральная студия «Мистерия» во Дворце детей и молодёжи, Тверь
  • 2015 — «Завтра Была Война» — Учебный театр Пермской Государственной Академии искусства и культуры, Пермь
  • 2015 — «Завтра была война» — Самарский академический театр драмы
  • 2015 — «Ты — моё воскресение» по рассказу «Пятница» — Театральная Компания Ковчег, негосударственный театр-студия Ленинградской области, спектакль Победитель Дельфийских игр России 2015 года в номинации «ТЕАТР»
  • 2015 — «Завтра на войне не бывает» по повести «А зори здесь тихие» — Кукольно-драматическая студия Галактика, город Минск, Беларусь.

Литература

Литературным дебютом и началом творческой биографии Бориса Васильева стала пьеса «Танкисты», вышедшая в 1954 году и посвященная смене поколений в армии послевоенной страны. Но спектакль, получивший название «Офицер», после двух пробных постановок в Театре Советской армии в декабре 1955 года был запрещен Главным политуправлением Советской армии без объяснения причин.

Борис Васильев

После этой неудачи Васильев продолжает заниматься драматургией. Его пьесу «Стучите и откроется» в 1955 году поставили театры Черноморского флота и Группы войск в Германии.

Васильев пробует свои силы и как сценарист. Здесь его работа дала щедрые всходы: по сценариям Бориса Васильева были поставлены художественные фильмы «Очередной рейс» и «Длинный день». А в 1971 году на экраны вышел фильм «Офицеры», получивший широчайшую известность.

Кадр из фильма «Офицеры»

Потом снова неудача. Первое прозаическое произведение Васильева «Иванов катер», как и пьесу «Танкисты», ждала непростая судьба. В 1967 году повесть была принята Твардовским к публикации в «Новом мире», но произведение увидело свет только в 1970 году.

Что такое настоящая слава, Борис Васильев узнал в 1968 году, когда в популярном журнале «Юность» вышла его знаменитая повесть «А зори здесь тихие…». С этого года начинается долгое и успешное сотрудничество писателя с журналом «Юность». На его страницах впервые увидели свет лучшие произведения Бориса Васильева. Всего через год повесть «А зори здесь тихие…» была поставлена на сцене театра на Таганке и стала одной из самых известных постановок 1970-х годов. А в 1972 году повесть была успешно экранизирована Станиславом Ростоцким. Потом – еще две экранизации.

Кадр из экранизации романа «А зори здесь тихие…» (1972)

К теме войны Борис Васильев обращается в большинстве своих произведений. Повести «В списках не значился», «Завтра была война», рассказы «Ветеран», «Великолепная шестерка», «Вы чье, старичье?», «Неопалимая купина» — это все Великая Отечественная война. Все названные произведения экранизированы. Некоторые по несколько раз.

Произведение «Не стреляйте белых лебедей» появилось в печати в 1973 году и сразу заняло особое место среди книг автора. Главный герой романа Егор Полушкин – рядовой лесник, который вступается в неравную схватку с браконьерами за вверенную ему территорию леса. В результате Егор гибнет, как и лебеди, которых он защищал от злодеев. Вывод, к которому подводит читателя Васильев, – уязвимость добра, необходимость его защиты всем миром, а не в одиночку.

Кадр из экранизации романа «Не стреляйте белых лебедей»

Роман «Были и небыли», увидевший свет в 1977 году, Борис Васильев посвятил своим предкам, судьбе русской интеллигенции. В книге описывались события XIX века, русско-турецкой войны, в которой участвовали два прадеда писателя.

Еще одна грань творчества Васильева – исторические романы. В последние годы из-под пера Бориса Львовича вышел целый ряд романов на тему ранней истории Руси: «Вещий Олег», «Александр Невский», «Князь Святослав», «Владимир Красное Солнышко», «Владимир Мономах».

Кадр из экранизации романа «А зори здесь тихие…» (2015)

Борис Васильев открыто выражал свою поддержку Перестройке, а затем и новому режиму, который установился при Борисе Ельцине и Владимире Путине. В конце 80-х писатель стал депутатом I Съезда народных депутатов СССР. А вскоре он сдал партийный билет КПСС. В 1993 году подписал «Письмо сорока двух» – публичное обращение либерально настроенной интеллигенции к президенту с просьбой применить силу при разгоне Верховного Совета.

В 2000-е годы Васильев повторно занялся общественной жизнью, заняв место в Комиссии при Президенте Российской Федерации по правам человека.

Анализ произведения

Кого «благодарить» во всех этих смертях в этом душераздирающем произведении? В первую очередь, родителей мальчишек, которые воспитали своих «талантливых» детей безнравственными, безответственными и эгоистичными юношами. 

Целую неделю они воровали лошадей у старого ветерана. Причем лошади для них – всего лишь товар. Пусть в день отъезда и была суматоха кругом, но никто из шестерых юношей не отвязал лошадей. Они ведь могли попросить об этом кого-нибудь или оставить записку?

А вот в смерти старика во многом можно винить Киру Сергеевну и наше общество. Управляющая виновна в том, что она дала старику деньги на спиртное, осознавая возможные последствия. А общество причастно к смерти старика своим безразличием ко взрослому поколению. 

Управляющая говорила, что эти мальчишки – будущее области, а то и целого союза. На что милиционер спросил, в том ли вина старика, что он не успел умереть?

В самом конце произведения эпилог. Так автор придает рассказу трагичность и заставляет нас, читателей, задуматься о нравственности, ответственности и уважению к старшему поколению. Ведь управляющую, физрука и вожатых интересовала лишь репутация лагеря, а о чувствах исхудавшего старика они вообще не задумывались. 

За весь рассказ никто из них и не помыслил о том, насколько тяжело фронтовик перенесет утрату лошадей. Никто из них не посочувствовал, никто из не извинился… 

И даже видя страшные фотографии с мертвыми лошадьми, Кира Сергеевна ничуть не пожалела старика, а лишь выдала деньги для покупки «яда». Подумать только, роковая встреча шестерых мальчишек отняла 7 жизней.

https://youtube.com/watch?v=NLv3OJ4pbB0

Сорочинская ярмарка

В начале рассказа автор знакомит читателя с главными персонажами — Солопием Черевиком, его женой Хиврей и дочкой Параской. Всей семьей они приезжают на ярмарку. Когда телега проезжала через мост, юную красавицу случайно замечает местный молодой парень Грицко и тут же влюбляется в нее. На ярмарке им удается познакомиться поближе. Параска отвечает парубку взаимностью, поэтому он решает угостить ее отца горилкой и попросить руки его дочери. Но сварливая Хивря против.

В это время по ярмарке начинают ползти слухи о красной свитке, принадлежащей черту, которого выгнали из ада. Люди говорят, будто он заложил свой кафтан одному еврею на год, а корыстный торгаш перепродал ее раньше, чем закончился назначенный срок. С тех пор все, кому попадала в руки эта вещь, страдали от бед и несчастий. Но вот недавно один смышленый человек разрубил ее на куски и раскидал вокруг ярмарки. Теперь черт ищет свою свитку и почти все собрал, кроме одного рукава.

Утром Солопий идет на ярмарку, чтобы продать лошадь, но его останавливают цыгане, которые помогают Грицко. Незаметно вместо кобылы они привязывают ему красный рукав. Естественно, наслушавшись страшных историй и увидев это, мужчина в ужасе бросается бежать прочь. Его хватают друзья Грицко и связывают, после чего появляется сам герой и будто случайно спасает будущего тестя. В благодарность за спасение Черевик согласен благословить молодых. Никто уже не обращает внимания на протесты сварливой мачехи. Рассказ заканчивается свадебной церемонией.

Сюжетная линия

Краткое содержание повести знакомит читателей с Федотом Евграфычем Васковым, назначенным старшиной 171 железнодорожного уезда. Все мужчины, бывшие здесь в его подчинении, спивались от безделья. Когда Федот попросил непьющих солдат, то ему прислали девчат-зенитчиц.

Сначала командир не мог найти подход к своим подчинённым, но военные действия сделали их единой командой

Одна девушка заметила в лесу немецких диверсантов, которые пробирались к важному стратегическому объекту

Командир собрал отряд из пяти девушек, чтобы проследить за фашистами. Они пошли местными тропами на опережение врага. Вражеская группа состояла из шестнадцати немцев. Федот отправил Лизу Бричкину за подмогой. Девушка утонула в болоте и не успела передать послание.

Тем временем зенитчицы с Васковым стараются обхитрить диверсантов и отвести их подальше от объекта. Они возле привала немцев стали валить деревья под видом лесорубов. Когда враги их разоблачили, то в перестрелке погибли все девушки.

Анализ произведения

История создания

История создания произведения интересна. Михаил Шолохов был на охоте, где встретился с незнакомцем. Они разговорились, и малознакомый человек открыл писателю душу, рассказав свою жизнь. Шолохов не смог остаться равнодушным к услышанному, трагическая судьба этого человека потрясла его. Писатель захотел рассказать эту историю, но к работе приступил только спустя 10 лет.

Он вынашивал идею, думал, как лучше написать. Когда же решил всё перенести на бумагу, то выполнил задуманное за несколько дней. Рассказ напечатали в канун нового 1957 года в газете «Правда», а затем его зачитали по Всесоюзному радио. Последовал взрыв читательских откликов. Произведение задело душу каждого советского человека: война была ещё жива в памяти, и ни одну семью не миновало горе, принесённое ей.

Тема, идея, проблематика

Главная тема рассказа — человек на войне.

Война ставит людей в крайние обстоятельства, при которых раскрывается вся глубинная сущность каждого человека. До войны Андрей Соколов жил, как большинство советских людей, ничем не выделялся. Жестокие испытания показали, на что способен этот человек, какова сила его духа.

Идея (основная мысль) рассказа: простой советский солдат, прошедший мясорубку войны, плен, концлагерь, потерявший самое дорогое — семью, остался чутким человеком, и судьба его похожа на судьбы миллионов советских людей, сумевших вернуться к нормальной жизни и сохранить в себе человечность.

Проблематика:

  • Нравственный выбор, который каждый делает сам: не согнуться перед врагом, выдержать или стать предателем.
  • Человечность — одна из проблем. Главному герою Соколову приходится столкнуться с трудностями, потерять близких, но он не ожесточился, не хочет мстить. Он увидел сироту и пожалел его.
  • Любовь проходит через весь рассказ. Соколов хранит в сердце память о своей семье, и даже смерть родных не может стереть эту память, в основе которой любовь.
  • Семья — одна из главных человеческих ценностей. Семья – это опора, без которой жить трудно. Когда Соколов потерял семью, он потерял смысл жизни. Появился маленький мальчик, ставший его новой семьёй, и у героя появился смысл жизни. Автор донёс мысль, что и Родина – это большая семья всех советских людей, которую надо беречь и защищать.
  • Взаимовыручка — необходимость во взаимоотношениях людей, особенно находящихся в плену. Многие люди смогли сохранить в себе человечность, помогая друг другу.
  • Способность к подвигу показана без пафоса и излишней патетичности. Автор показывает, что подвиг заключается в выполнении своих обязанностей перед семьёй и Родиной. Андрей сделал всё, что было в его силах, чтобы принести пользу родной стране.
  • Особое место занимает проблема счастья. Автор показал, что люди хотят быть счастливыми в любое время. И сражались они на войне за счастье всех людей.
  • Сила духа русских людей, которая позволила одержать победу над немецко-фашистскими захватчиками.
  • Война и всё, что связано с ней, без прикрас.
  • Проблема измены Родине показана через отношение людей к предателю. Он не получает поддержки и чувствует себя одиноким среди всех, оставшихся верными отечеству.
  • Нечеловеческая жестокость фашистов, с которой не может смириться главный герой.

Жанр и направление

Писатель сам определил жанр своего произведения, назвав его рассказом. События происходят за небольшой промежуток времени, задействовано небольшое количество героев и персонажей. Однако глубина рассказа такова, что его можно смело назвать эпопеей, так как широко обобщение. Такой была судьба многих советских людей в годы войны.

Рассказ написан на основе реальных событий. У всех героев есть свои прототипы. Поэтому направление рассказа реалистическое.

Заключение и выводы по произведению

Рассказ «Судьба человека» — свидетельство того, что дух человека сильнее его физической составляющей, сломить его невозможно, если человек в любых обстоятельствах остаётся верен своей совести — нравственной категории, позволяющей безошибочно отличить дурное от доброго. Андрей Соколов ни разу не пошёл против совести и выстоял.

Тематика произведения

При написании произведения «А зори здесь тихие» автор затрагивал различные темы. Некоторые из них:

Женщина на войне

В первую очередь в повести важно то, что героини находятся на линии огня. Они не отсиживаются в тылу, а наравне с мужчинами отстаивают честь родного края

Каждая девушка — отдельная личность, у всех были семьи, жизненные планы и т. д. Однако жестокая судьба отобрала все это. Главный персонаж озвучивает мысль, что военные действия не только отбирают жизни у представительниц прекрасного пола, но и губят целый народ.
Смелость и мужество. Несколько героинь на фоне остальных сильно выделялись, проявляя необъяснимую отвагу. Так, Евгения Комелькова пожертвовала своей жизнью ради спасения товарищей, отвлекая врагов на себя. Девушка не боялась рисковать, ведь она всем сердцем верила в победу. Получив ранение, героиня только удивилась произошедшему.
Чувство долга, невероятный героизм. Девушки, которые еще вчера были школьницами, отправились на войну. Причем делали они это не от нужды, а по собственной воле. Героини максимально выкладывались для противостояния немцам.
Человеческий подвиг. Важно понимать, что никто из девушек не был профессионально подготовлен. Это обычные люди со своими характерами и судьбами. Однако война настолько сплотила персонажей, что они объединились и отправились на борьбу. Вклад каждой не был напрасным.
Родина. Федот Васков чувствовал вину за случившееся с девушками. Он представлял, что их дети будут упрекать мужчин, которые не уберегли хрупких женщин. Он не верил, что Беломорканал стоил подобных жертв, ведь на его охрану и так были брошены сотни бойцов. Однако вскоре Рита пресекла подобное самобичевание, сказав, что Отечество — это не дорога, а вся Русь, требующая защиты сейчас. Так писатель представляет Отчизну.

Лаборатория Фантастики

Рассказ поднимает две социально-значимые темы. Первая — неосознанная детская жестокость и осмысленное лицемерие взрослых, которые этих детей воспитывают. Вторая — отношение к престарелым ветеранам. Обе темы раскрываются хрестоматийно: на противопоставлении «плохих» и «хороших» персонажей, из которого следует мораль.

Получается такая прямолинейная воспитательная агитка. Вот мальчишки девяти-десяти лет. Они не умеют думать и заботиться о других живых существах и нечаянно обрекают на голодную смерть лошадей. Вот директор и физрук пионерского лагеря — герои отрицательные.

Их совершенно не интересует моральная сторона поступка ребят и тот опыт, которые дети должны были бы из него извлечь, они озабочены только показателями лагеря и формальной стороной дела, ветеран войны — переживший тяжелую контузию, в преклонных уже летах, беспомощный и одинокий — не вызывает в них ни капли сочувствия. Вот сельский участковый — герой положительный..

Во время войны он был разведчиком, героем, а ныне повредившийся рассудком вследствие контузии одинокий неопрятный алкоголик.

Беспомощный ветеран войны и гибель лошадей заставляют взрослых людей раскрыть глубинную суть своих характеров. Мальчишки-виновники не у дел, они уже уехали из лагеря и ничего не знают о том, как страшно закончилась их игра. И не узнают, наверное.

Всё понятно. Всё разложено по полочкам. Всё абсолютно правильно. И именно эта правильность мешает. Соглашаясь с автором в этических оценках, начинаешь думать о странном. А почему «великолепная шестерка»? Мальчишек-то четверо. Директора пионерлагеря и физрука к ним добавили? Может быть.

Где мальчишки ухитрились лошадей привязать так, что местные жители не смогли их найти? Ведь если дети угнали лошадей покататься, а потом пешим ходом вернулись в лагерь, то лошади были где-то неподалеку от лагеря.

Почему их не нашли? Не в катакомбы же их завели, где-то в лесочке к деревьям привязали… И как-то эти мелочи сильно подтачивают доверие к рассказчику. Всё правильно написано, но в деталях видна небрежность, а когда правильно и о таких вещах, небрежности быть не должно.

Главное же, я не смогла представить себе мальчишек, которые, с одной стороны, не понимают, что лошадь живая и ее нужно кормить, а с другой, обладают достаточным опытом обращения с лошадьми, чтобы на них скакать, то есть умеют приладить седло, уздечку, удержаться верхом, когда лошадь в движении. На мой взгляд, это несовместимые качества. Если ребенок умеет обращаться с лошадьми, он знает, что их надо кормить. А если не знает, то никуда верхом не ускачет.

Рассказ категорически не мой. Хотя, наверное, в школьной хрестоматии такое произведение было бы уместно.

Завтра была война

Ряд произведений писателя посвящён истории Древней Руси, среди них «Князь», «Святослав». «История рода Алексиных», «Владимир Мономах». Но чаще всего произведения писателя были посвящены теме войны и судьбе поколения, на чью долю выпали все ужасы военного времени. Писатель показывает, как война разрушает семьи, развращает и опустошает души людей.

Большинство произведений Бориса Васильева имеют мрачный и трагический финал. Писатель, обнажая жестокость и несправедливость мира, взывает к совести, доброте и сочувствию читателей.

Одним из самых пронзительных его произведений является повесть «Завтра была война», которая вышла в свет в 1984 году. Писатель показывает, как закалялись и гибли души людей в предвоенные годы в результате запретов и травли, имевших место в обществе.

Жанровая композиция

Этот роман является ярким направлением реализма, где находятся элементы натурализма. В нем все персонажи представляют собой характерных представителей эпох, сохраняя в то же время собственную индивидуальность. Натуралистичные формы введены Шолоховым для описания лучшего колорита, для подробного изображения атмосферы, иногда пугающей (к примеру, так страшно иногда описаны определенные эпизоды военных действий).

Жанр, в котором написан «Тихий Дон», нечасто можно встретить в русской литературе — это роман-эпопея, большое эпическое произведение с множеством персонажей и сложным повествованием, описанием общенародных событий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: