Виды и формы научно-исследовательской работы студентов

Введение

Происходящие в российской экономике преобразования
обусловили повышение требований работодателей
к уровню квалификации работников. Все
больше осознается необходимость в специалистах,
способных к профессиональной самореализации и функционированию в новых социально-экономических
условиях. Не последнюю роль в этом сыграло присоединение
России к Болонскому соглашению в 2003 году.
Ведь Болонский процесс в числе важных требований выдвигает
требования качества профессионального
образования за счет включения  обучающихся в различные виды деятельности. Значение
приобретают не столько собственно знания
обучаемого, сколько его способность к
квалифицированной профессиональной
деятельности, что и становится основным
показателем оценивания качества обучения.

Согласно новой образовательной 
парадигме, вне зависимости от специализации и характера
работы любой начинающий специалист должен
обладать фундаментальными знаниями,
профессиональными умениями и навыками
деятельности своего профиля, опытом творческой
и исследовательской деятельности по
решению новых проблем, опытом социально-оценочной
деятельности. Две последние составляющие
образования формируются именно в процессе
самостоятельной работы студентов.

Одним из инновационных 
методов организации самостоятельной работы студентов является так называемый
метод проектов. Зародившийся в 20-е годы
прошлого столетия в Соединенных Штатах
Америки, он вызывает все больший интерес
у педагогов нашей страны, как на уровне
средней, так и высшей школы.

Итак, данный реферат состоит из введения, двух глав и заключения.
В первой главе рассматриваются вопросы,
касающиеся самостоятельной работы студентов
вообще, вторая глава посвящена проектно-творческой
деятельности студентов.

Какие цели и задачи преследует НИРС

У научно-исследовательской работы студента всего три важнейшие и основные цели:

  • развитие и формирование творческих способностей профессиональные качества учащихся вузов;
  • привлечение студентов к научной, а также творческой и технологической деятельности; совершенствование способов для привлечения молодежи в различных исследованиях;
  • обеспечение повышения уровня подготовки будущих специалистов, имеющих высшее образование

К основным задачам отнесем следующие моменты:

  • обеспечение возможности для студентов участвовать в различных научных исследованиях, в творчестве технического характера и настоящих разработках научных и технических проектов;
  • обучение студентов методике правильного, рационального и эффективного добывания, использования знаний на практике;
  • развитие и создание молодежных творческих групп или объединений;
  • изучение современных технологий в области науки, техники, производства;
  • повышение у учащихся навыков научной, творческой и исследовательской деятельности;
  • на фоне системы учебно-воспитательного процесса поиск и совершенствование новых способов объединения системы высшего образования с наукой и производственной деятельностью.

Научно-исследовательские работы являются неотъемлемой частью процесса образования. Их могут организовать как профессора и преподаватели учебного заведения, так и аспиранты или сотрудники исследовательских центров.

Сама организация научной деятельности для учащихся проходит либо на кафедрах, либо в специализированных лабораториях в зависимости от специализации. Также НИРС может осуществляться на научных конференциях, выставках и олимпиадах.

Студент должен осваивать знания на практике

Существуют и проектно-исследовательские работы.

Интересно то, что такой вид студенческой деятельности также имеет свою аббревиатуру:

  • П – проектно;
  • И – исследовательская;
  • Р – работа;
  • С – студента

Система ПИРС охватывает как учебное, так и внеучебное время учащегося.

Учебно-методический комплекс ставит перед собой одну единственно-важную цель – сделать систему проектно-исследовательских работ доступной для широкого использования в ежедневной практике как преподавателям, так и учащимся.

Расшифровываем понятие

Понятие НИРС знакомо каждому студенту, но зачастую преподаватели учебных заведений не употребляют его в речи в таком виде.

Все в основном говорят либо о научных трудах, либо о рефератах, курсовых и дипломных работах.

Студенты знают о НИРС не понаслышке

Для полного понимания описываемого понятия для начала разберем, что же означает эта загадочная аббревиатура:

  • Н – научно;
  • И – исследовательская;
  • Р – работа;
  • С – студента

Научной деятельностью занимаются как студенты, так и преподаватели.

Это система, направленная на исследование волнующих и малоизученных проблем различных сфер жизни общества и науки в целом. Это могут быть как экономические исследования, так и технические опыты.

Исследовать можно все что угодно, важна уникальность и актуальность затронутой проблемы.

Помимо этого, система научно-исследовательской деятельности является важным фактором при подготовке специалистов во время получения высшего образования, а также кадров высокой педагогической и научной квалификации.

Во время выполнения научно-исследовательской работы студенту нужно:

  • проводить эксперименты, если требуется, получать данные в результате наблюдения;
  • собрать нужную информацию, привести реальные факты и концепты;
  • проанализировать все собранные данные с разных сторон;
  • грамотно составить выводы о проделанной работе;
  • координировать научные работы;
  • применить на практике или в научном обиходе свое исследование и многое другое.

Участие в научной деятельности помогает студенту развиваться как специалисту, получать новые знания, развивать свои исследовательские навыки, умения, связанные с обрабатыванием и обобщением информации, проведением экспериментов.

А также использованием современных методов исследования, освоением новых приборов для проведения научных опытов, умением работать с научной литературой, а также с грамотной и правильной организацией соей деятельности.

В целом понятие научно-исследовательской работы включает такие базовые аспекты, как обучение тому, как правильно проводить исследовательские работы, объяснение основных понятий, привитие нужных для этого навыков и развитие умений.

Оформление изображений в курсовой работе

Иногда, для четкости понимания приведённой информации, её нужно подтвердить какой-то общей схемой, таблицей или графиком, либо же вставить кусочек документа. Делать это нужно правильно, не нарушая правил оформления.

Изображение не должно разрывать текст. Следует вставлять картинку после окончания смыслового блока, и обязательно подписывать её название, а так же нумеровать. Если в курсовой работе будет несколько изображений, их нужно нумеровать по порядку. Стоит избегать чрезмерного нагромождения иллюстрациями курсовой работы и стараться вставлять их только по мере острой необходимости.

Как правильно оформить список использованной литературы в курсовой работе?

Выбирая тему и материал для обработки, следует огромное внимание уделить источникам информации, которые будут использоваться в работе. Существует ряд обязательных правил, которые помогут выбрать правильные и полезные источники

Во-первых, информация не должна быть устаревшей. Именно поэтому учебники со старой, неактуальной для современного мира информацией не могут использоваться в работе. Нужно тщательно проверять соответствие данных действительности.

Желательно выбирать статьи, монографии и диссертации для освещения выбранной проблемы. Следует так же проверять авторство и по возможности компетентность человека, работающего над материалом. Статьи с развлекательных или некомпетентных сайтов не могут быть взяты за основу для полноценной научно-исследовательской работы. Поэтому, при поиске литературы следует опираться именно на научную направленность, оперировать достоверными фактами и числами, чтобы не вводить в заблуждение людей, читающих обработанный материал.

Вся использованная литература должна быть заранее тщательно записана по всем правилам оформления, чтобы в конце, подытожив список использованной литературы, не упустить ни один использованный источник. Весь материал должен быть структурирован и записан в алфавитном порядке, необходимо обязательно указать имя и фамилию автора, название его работы, издание в котором выпускалась данная работа или сайт, на котором она была опубликована, а так же год написания и страну издания. При хорошем знании языков, можно использовать и иностранную литературу, но в переведенном виде, и точно так же указывать оригинал в списке использованной литературы.

Если в работе использовался отрывок из Конституции или любого другого правового документа, необходимо указать откуда именно была взята эта часть, номер статьи и подпункта, если он присутствует.

Поощрение студентов за научную деятельность

Министерство образования и различные комитеты проводят ряд конкурсов на лучший научно-исследовательский труд студента, олимпиады, выставки и множество других мероприятий, связанных с научной деятельностью.

Это делается для того, чтобы побудить как можно больше студентов средне-специальных и высших учебных заведений писать научно-исследовательские работы и заниматься научной деятельностью.

Существуют также меры поощрения для самых трудолюбивых и умных:

  • учащихся, которые с успехом сочетают хорошую успеваемость и активную научную деятельность, Ученый совет учебного заведения, где они получают образование, может рекомендовать в аспирантуру. Такие студенты будут пользоваться преимуществом, а их научные труды, победившие в научных конкурсах и конференциях, во время зачисления могут быть засчитаны как рефераты;
  • за участие и достижение успехов в научно-исследовательской деятельности студентов могут вознаграждать такими презентами: дипломы, почетные грамоты, денежные премии, ценные подарки, направления для участия в престижных выставках, олимпиадах, конкурсах и конференциях, бесплатные путевки;
  • помимо всех вышеперечисленных наград студентам, которые ведут активную научно-исследовательскую деятельность и побеждают на различных олимпиадах, конференциях и конкурсах, государство может назначить именную стипендию

Постановкой и организацией научно-исследовательской деятельности учащихся вуза занимается ректор, если мероприятие запланировано только на одном факультете – декан, если на кафедре, то этим занимается ее заведующий.

Они же и несут за все эти научно-исследовательские работы ответственность. Общим методическим руководством по всей стране занимается Министерство образования государства.

Сейчас заниматься наукой — это не только очень увлекательно и интересно, но и очень престижно.

НИРС станет отличным толчком для тех студентов, которые хотели бы в будущем продолжать свою научную деятельность и развиваться в этом направлении, выстраивая свою карьеру в научных кругах.

В этом видео вы подробнее узнаете о НИРС:

Требования к оформлению основного текста

Основной текст курсовой работы — это так называемый скелет, держащий на себе всю дополнительную информацию. Первый и самый важный момент — основная часть должна быть содержательной и четко освещать поставленную проблему во всех аспектах. Рекомендуется предварительно обсудить с преподавателем, какие части темы лучше всего раскрыть и как это сделать наиболее полно и правильно.

Если основная часть будет содержать много воды, и практически не содержать корректной информации по теме, или информация не будет соответствовать выбранной проблеме — работа не будет зачтена как качественная и будет нуждаться в переработке

Поэтому перед началом написания курсовой важно ответственно подойти к выбору темы, и проверить сколько информации было написано по данной тематике, соответствуют ли полученные факты современной действительности. Если материала хватает, и он качественный — значит можно приступать к оформлению основной части

Помимо подобранной информации, нужно еще не забыть о техническом аспекте, и правильно оформить текст, чтобы проверяющие не имели почвы для того чтобы придраться. Параметры оформления текста всегда одинаковы для всех официальных документов. Итак, самое необходимое:

Вся курсовая работа должна быть написана общепринятым шрифтом Times New Roman, размер шрифта — 14.
Перед началом работы необходимо выставить в настройках текстового редактора такие параметры: поля для курсовой работы по ГОСТу (верхнее — 3, нижнее — 2, левое — 2, правое — 1); межстрочный интервал по ГОСТу должен быть 1,5.; а так же важно поставить выравнивание текста по ширине.
Количество страниц варьируется, и этот момент важно обсудить с куратором курсовой работы. Зачастую, среднее количество — от 30 до 50 страниц

Всё зависит от того, насколько объемный спектр охватывает тема, и сколько моментов будет освещено в работе. Не стоит лишний раз гнаться за количеством страниц, потому что при проверке работы основной акцент будет делаться именно на обработанной информации, и если проверяющий заметит, что студент добавил много лишней информации только чтобы увеличить количество страниц — он может снять за это баллы.
Все страницы должны быть пронумерованы, однако в настройках текстового редактора нужно убрать нумерацию с первой страницы, то есть титульного листа. Вся нумерация должна идти уже после титульного листа.

2.Проектно-творческая деятельность студентов

С переходом на новую 
образовательную парадигму целевой 
акцент обучения сместился на прикладное использование знаний
в реальных условиях, на первое место вышел
не результат, а сам процесс обучения

Знания в новой модели обучения не преподносятся
в «готовом виде», преобладают активные
формы их получения, важное место в числе
которых занимает творческо-проектная,
поисковая деятельность студентов

Проектно-творческая деятельность
студентов – это одна из форм самостоятельной работы
студентов, направленная на решение учебных
и научных проблем, творческих (исследовательских)
задач и заданий, выполнение (решение)
которых осуществляется студентом преимущественно
самостоятельно на основе педагогических
методов и средств проблемного и эвристического
обучения.5

Этапы этой деятельности:

  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола»);
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Целью метода проектов является развитие
самообразовательной активности у студентов,
формирование ключевых компетенций. Необходимо
не передать студентам знания, а научить
их приобретать эти знания самостоятельно
и уметь пользоваться этими знаниями для
решения реальных практических задач.

Реализация метода проектов
на практике ведет к изменению 
позиции преподавателя. Из носителя «готовых
знаний» он превращается в организатора
познавательной, исследовательской деятельности
своих студентов. Изменяется и психологический
климат в аудитории, так как преподавателю
приходится переориентировать свою учебно-воспитательную
работу и работу учащихся на разнообразные
виды самостоятельной деятельности учащихся,
на приоритет деятельности исследовательского,
поискового, творческого характера.

Проект может выполняться 
как индивидуально, так и в 
парах или группах. При этом групповая работа усиливает
фактор мотивации, повышает эффективность
поисковой и познавательной деятельности
студентов благодаря взаимному контролю.

Как содержание, так и 
форма студенческих проектно-творческих
работ отличается большим разнообразием,
чем традиционная учебная деятельность,
а тематика может варьироваться 
в соответствии с пожеланиями 
студентов. Даже защита проекта может 
стать увлекательным процессом, включать
в себя элементы игры или шоу.

Профессор Полат Е.С. по
признаку доминирующей в проекте 
деятельности предлагает следующую 
классификацию проектов:6

  1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
  2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.
  3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
  4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
  5. Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Исследовательские работы, не предусмотренные учебным планом

Такой вид научно-исследовательской работы студента можно считать наиболее эффективным в развитии у учащихся исследовательских навыков и умений, так как студент в первую очередь сам заинтересован в такой работе.

Человека, который готов тратить свое свободное время не на отдых, а на работу, связанную с научной деятельностью, не нужно мотивировать.

Преподавателям не нужно бегать за такими студентами и лишний раз предупреждать о сроках.

К студенту, который готов выполнять исследовательские работы во внеурочное время, будут относиться уже как к коллеге, что даст ему явное преимущество перед остальными учащимися.

К научным исследовательским работам, не предусмотренным учебным планом, отнесем:

  1. Работы, написанные для научно-практических и научных конференций.
  2. Работы для конкурсов внутри вуза или республиканских конкурсов.
  3. Предметные кружки и секции.
  4. Проблемные лаборатории для студентов.

Например, к предметным кружкам можно отнести мероприятия, где студенты могут представить свои доклады комиссии, состоящей из преподавателей их вуза. Чаще всего в таких кружках задействуют студентов младших курсов.

Именно с предметных кружков и начинается знакомство с научно-исследовательской деятельностью. Чем больше учащихся будет заинтересовано в участии, тем лучше, потому что таким студентам потом будет проще вести более сложную научную деятельность.

Участие в научных конференциях будет отличным бонусом для выпускников вуза, так как, если их научный труд представят на конференции и опубликуют, это станет поводом повысить итоговую оценку за дипломную работу и научную деятельность студента в целом.

Поэтому многие преподаватели настоятельно рекомендуют свои студентам принимать участие в таких мероприятиях как можно чаще.

На какие виды делится НИРС

В научно-исследовательской работе студента можно выделить только два основных вида:

  1. Научная деятельность, которая проводится во время учебного процесса по действующим учебным планам. Сюда относятся: реферат, курсовая работа, выпускная квалификационная работа (диплом).
  2. Исследовательские работы, не предусмотренные учебным планом.

Реферат – это, пожалуй, самая популярная научная работа, которая касается не только студентов вузов, но и учащихся школ.

Под рефератом подразумевается краткое изложение на заданную тему или четко структурированный доклад.

Цель такой письменной работы – подбор и выделение наиболее важной и значимой информации по определенной теме, ее грамотное и лаконичное оформление. Брать данные для реферата можно как из нескольких источников, так и только из одного

В случае, если все сведения взяты из одного ресурса, работа будет называться монорефератом.

Курсовая работа в отличие от реферата уже сложнее в выполнении. Работая над курсовой, учащиеся стремительно движутся к научному творчеству, учатся искать нужную информацию в научной литературе и правильно с ней обращаться.

Во время работы с различной литературой студенты получают драгоценные навыки анализа информации и критического отбора. В разных вузах существуют разные требования к написанию курсовых работ.

В некоторых учащиеся начинают свою научную деятельность уже на первом курсе, некоторые только со второго. Общим остается тот факт, что на первых двух курсах выполнение курсовой не будет сильно тяжелым, так как кафедра выставляет минимальные требования.

Но на следующий учебный год требования повышаются, и вместе с этим растет уровень сложности и ответственности для студентов. Это делается для развития в учащихся навыков исследования и умения работать, учитывая все сроки.

Диплом или выпускная квалификационная работа – это последний рывок, после которого из стен учебных заведений выходят не просто студенты, окончившие вуз, а специалисты.

Цель написания дипломной работы – закрепление и развитие теоретических и практических знаний, а также полное исследование и изучение выбранной темы.

Преподавателям неинтересен диплом на неактуальную тему

Во время выполнения выпускной квалификационной работы предполагается, чтобы студент решил основные задачи профподготовки выпускника с высшим образованием:

  • раскладывание всей теоретической информации «по полочкам» или ее систематизация;
  • развитие навыков ведения научной деятельности и проведения практических исследований

Выпускная квалификационная работа выпускника вуза должна соответствовать ряду таких требований:

  • затрагивать только актуальную тематику и соответствовать перспективам совершенствования и развития выбранной научной области;
  • углубленное изучение поставленной проблемы и описание ее исторических предпосылок;
  • изучение научной литературы на выбранную тему дипломной работы, ее полный анализ и изучение;
  • грамотное и четко структурированное описание цели, задач, методов и предмета исследования;
  • подробный анализ проведенного студентом опыта для возможности решения затронутой проблемы;
  • формулирование выводов о проделанном научном исследовании и практических рекомендаций

На старших курсах многие учащиеся уже работают по специальности и получают драгоценный опыт, о котором они могут написать в практической части своей дипломной работы.

Таким образом это только сыграет на руку выпускнику вуза и повысит его шансы на увеличение научной ценности своей работы и получение отличной оценки.

Правила оформления заключения курсовой работы

Как уже было сказано выше, каждый раздел курсовой работы должен завершаться кратким подведением итогов и выделением самых важных аспектов озвученной информации. Однако, отдельно должно быть вынесено и заключение, которое будет соединять в себе все важнейшие моменты полной работы, а так же сделанные выводы и перспективы дальнейшего исследования проблемы.

В заключении, студент должен ответить на три основных вопроса. Каждый ответ должен начинаться с красной строки и отделяться от других пустой строкой, разделяя смысловые моменты. Итак, прежде всего необходимо указать:

  • Какие выводы сделал студент, проведя исследовательскую работу по выбранной тематике? (Основные выводы следует перечислить, начиная каждую новую мысль с красной строки.)
  • Почему проверяющей комиссии может быть интересна выбранная тема, какую пользу извлечет человек после прочтения работы, и какие выводы для себя он сможет сделать?
  • Несёт ли выбранная тема полезный для общества или науки посыл, и есть ли дальнейшие перспективы в исследовании описанного материала? Остаётся ли проблема актуальной и в настоящее время, или она уже была разрешена в прошлом?

Заключение должно подытожить всю проделанную работу, чтобы после прочтения основной части и выводов у проверяющих не осталось дополнительных вопросов. Это один из ключевых аспектов всей работы, поэтому следует серьезно отнестись к правильному оформлению и окрашиванию текста смысловой нагрузкой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: