Кто это

Должностная иерархия в высшем учебном заведении

Тянуть кота за хвост мы не будем и начнем с верхушки, с каждым шагом спускаясь всё ниже и ниже.

Ректор

Самый главный человек в высшем учебном заведении, его руководитель – это ректор. На его плечах лежит распределение ресурсов, создание стратегии дальнейшего развития вуза, поиск дополнительных источников финансирования. Как правило, о престиже вуза многое может сказать престиж ректора.

Мы рекомендуем одинаково уважительно относиться и к рядовым педагогам, и к деканам с ректорами

Проректор

Если с ректором всё понятно, то вот с проректором всё сложнее. Проректор – заместитель руководителя вуза, то есть ректора. Но чем крупнее вуз, тем больше в нём проректоров и каждый занимается своим конкретным направлением. Это может быть:

По своей сути, проректоры занимаются своей работой в конкретной отрасли, а также замещают ректора, на случай его отъезда, отпуска или болезни.

Директор и декан

Директора и деканы обладают одинаковыми функциями и отличаются лишь названиями. Директора – руководители институтов внутри большого университета. Если же в университете нет институтов, а только факультеты, то ими руководят деканы. Всё просто.

На плечах директоров и деканов лежат в первую очередь административные функции:

Как и у ректоров, у деканов имеются заместители по различным видам деятельности, а всю техническую работу, как правило, выполняют методисты деканата, набранные из числа студентов и выпускников.

Заведующий кафедрой

Высшее учебное заведение делится на институты или факультеты, а те в свою очередь на кафедры, которыми и руководят заведующие. Обязанностей у них немало:

Как и у ректоров, и у деканов, у зав. кафедрой тоже имеются замы, правда их меньше, хватает одного-двух.

Преподаватели

И закончим мы на самых важных людях вуза, без которых бы не было нужды ни в ректорах, ни проректорах, ни деканах – речь идёт про преподавателей. Они, кстати, тоже имеют свои иерархию:

Также на кафедрах работаю инженеры и лаборанты, которые помогают вести техническую работу. А ещё в вузе полно специалистов, несвязанных со сферой образования, это и бухгалтеры, и технические специалисты, занимающиеся техникой, уборщицы, охранники и много кто ещё.

Мы надеемся, что помогли вам разобраться с не такой уж просто иерархией руководителей в вузе. Если у вас ещё остались вопросы, то милости просим в комментарии, где я с радостью на них отвечу. Надеемся, наши советы смогли найти отклик в вашем сердце, ведь мы стараемся исключительно для вас! А компания «ПроСтудента» – одна из лучших на рынке помощи студентам. Идеальное оформление работ по ГОСТу, касательно содержания, всё на высшем уровне, также в компании работают самые оперативные менеджеры, готовые оказать помощь буквально сразу же после запроса

Ну, и самое важное – цены у нас не кусаются. Всё от людей и для людей!

В обстановке строгой секретности

Первое, что обратило на себя мое внимание — решительное нежелание информантов выступать открыто. Некоторые из преподавателей СПбГУ, поначалу согласившись дать комментарий, затем отказывались; другие говорили охотно, «изливали душу», однако настаивали, чтобы я не указывала имена и подробности, позволяющие их узнать

Некоторые из преподавателей СПбГУ, поначалу согласившись дать комментарий, затем отказывались; другие говорили охотно, «изливали душу», однако настаивали, чтобы я не указывала имена и подробности, позволяющие их узнать.

Под своим именем давали интервью лишь выпускники истфака, ныне работающие в других местах и ничем не связанные со своей alma mater. Причина проста: в трудовых контрактах преподавателей на видном месте стоит пункт, запрещающий давать интервью и комментарии прессе без согласования с ректоратом. Такую закрытость, более уместную в крупной бизнес-корпорации, чем в цитадели знаний, принес в СПбГУ нынешний ректор Николай Кропачев.

Ректор СПбГУ Николай Кропачев

Возглавил вуз Кропачев в 2008 году. Многолетний декан юрфака, «элитарного» факультета СПбГУ, среди выпускников которого четверо руководителей государства (Керенский, Ленин, Путин, Медведев), через который прошла почти вся нынешняя властная элита — он считался учителем и протеже тогдашнего президента.

Выборы ректора не обошлись без борьбы: несмотря на отсутствие альтернативных кандидатов, 52 из 327 членов ученого совета проголосовали против Кропачева. Противники говорили о его несговорчивости и конфликтности, о том, что он стремится к единоличной власти и безжалостно интригует против «соперников».

«В университете бытует мнение, что Кропачев — мастер возбуждать уголовные дела против тех, с кем не согласен», — говорила в интервью «Коммерсанту» одна из его оппонентов, декан факультета журналистики Марина Шишкина. Выборы также проходили на фоне уголовного дела и обвинений прежнего руководства в растрате; оппоненты Кропачева утверждали, что его предшественница Людмила Вербицкая, «ужасно напуганная», под давлением и угрозами досрочно вышла в отставку.

Перемены преподаватели вуза ощутили сразу.

Новый ректор пришел всерьез и надолго — и начал править «железной рукой». Первым делом установил в главном здании СПбГУ систему видеонаблюдения, встречался с подчиненными только при свидетелях и с записью бесед на диктофон.

«В университете появились доносы, люди стали писать отказные письма, где отрекаются от сказанных слов или принятых решений. О демократии в университете забыли: раньше все решал ученый совет, куда входило около сотни человек, вдруг основным органом стал сенат из 20 человек, где половина — это замы Кропачева», — рассказывала Шишкина.

«К покойной Вербицкой можно было зайти, поговорить по-человечески, быть может, рассказать о каких-то своих проблемах и получить помощь. С Кропачевым это просто невозможно», — говорит сейчас один из преподавателей истфака.

В 2009 году должность ректора СПбГУ, с самого основания университета выборная, указом президента Медведева превратилась в назначаемую. По слухам, сам Кропачев добился такого упрочения власти.

Утвердившись во власти, Кропачев принялся расправляться с внутриуниверситетской «оппозицией». Весной 2009 года декан медицинского факультета Сергей Петров опубликовал коллективное обращение к президенту с жалобами на «административный произвол» нового ректора — и лишился своего поста. За Петрова вступилась Марина Шишкина — и после долгого скандала, в котором также фигурировали уголовные обвинения, была уволена «по статье» с должности декана.

Был разгромлен альтернативный профсоюз СПбГУ «Универсант» и уволен его лидер, доцент факультета журналистики Сергей Самолетов. Примеры можно множить. В течение трех лет — пока Кропачев не выдавил всех своих активных оппонентов — в университете не утихали склоки, а ученые и преподаватели не вылезали из судов.

Но кадровая политика — не главное, и с «твердой рукой» можно смириться, если она идет на пользу делу.

Что же изменилось с приходом нынешнего ректора для рядовых преподавателей и студентов?

О соответствии ученых и академических званий и степеней воинским званиям и различным должностям

Условное соответствие академических статусов воинским званиям:- бакалавр — младший лейтенант (как правило, и тот и другой — недоучки, учившиеся по некой ускоренной/сокращённой/незавершённой программе);- магистр/специалист или преподаватель – лейтенант;- старший преподаватель или докторант PhD — старший лейтенант; — кандидат наук или доктор PhD – капитан;- кандидат наук, доцент — майор (имеется в виду наличие учёного звания доцента);- доктор наук, доцент или кандидат наук, профессор – подполковник;- доктор наук, профессор — полковник (имеется в виду наличие учёного звания профессора);- член-корреспондент Академии — генерал-майор (члены Академий наук — штатские генералы);- действительный член (академик) Академии — генерал-лейтенант;- академик, ректор вуза — генерал-полковник;- академик, ректор Национального вуза — генерал армии;- министр образования и науки – маршал.Интересно сопоставить академические статусы с гражданскими и военными чинами в Российской империи:- бакалавр — провинциальный секретарь или прапорщик;- магистр/специалист или преподаватель – губернский секретарь или подпоручик;- старший преподаватель или докторант PhD — коллежский секретарь или поручик; — кандидат наук или доктор PhD – титулярный советник или капитан;- кандидат наук, доцент — коллежский асессор или майор; — доктор наук, доцент или кандидат наук, профессор – надворный советник или подполковник;- доктор наук, профессор — коллежский советник или полковник; — член-корреспондент Академии – статский советник или бригадир;- действительный член (академик) Академии – действительный статский советник или генерал-майор;- академик, ректор вуза — тайный советник или генерал-лейтенант;- академик, ректор Национального вуза – действительный тайный советник или генерал от инфантерии (генерал-аншеф);- министр образования и науки – канцлер или генерал-фельдмаршал.Уставное обращение, соответственно классу:- «Ваше благородие» — ко всем лицам с высшим образованием, но не имеющим ученого звания (то есть до кандидата наук или доктора PhD – титулярного советника или капитана);- «Ваше высокоблагородие» – к лицам, имеющим ученые звания доцента или профессора и занимающим соответственно одноименную должность (от доцента — коллежского асессора или майора до профессора — коллежского советника или полковника);- «Выше высокородие» — к членам-корреспондентам Академии – статским советникам или бригадирам;- «Выше превосходительство» — к академикам, занимающим высшие руководящие должности в «обычных вузах» —  действительным статским советникам или генерал-майорам и тайным советникам или генерал-лейтенантам;- «Выше высокопревосходительство» к обладателям двух наивысших в  иерархии должностей.Забавно выглядят сопоставление наименований консультантов разного уровня в сетевых компаниях с различными академическими статусами:- консультант – студент колледжа;- старший консультант – выпускник колледжа;- вице-директор – студент вуза;- директор – бакалавр;- серебряный директор – магистрант;- золотой директор – магистр;- рубиновый директор – магистр, преподаватель;- бриллиантовый директор – магистр, старший преподаватель или докторант PhD; — исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD;- золотой исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD, преподаватель, без ученого или академического звания;- рубиновый исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD, старший преподаватель, без ученого или академического звания;- бриллиантовый исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD, доцент кафедры, академический доцент;- дважды бриллиантовый исполнительный директор — кандидат наук или доктор PhD, доцент по званию и по должности;- золотой Вице-президент — доктор наук, доцент или кандидат наук, профессор;- рубиновый Вице-президент — доктор наук, профессор;- бриллиантовый Вице-президент — доктор наук, профессор, в должности заведующего кафедрой, декана, проректора;- Президент — доктор наук, профессор, член-корр. в должности ректора вуза или первого руководителя крупной научной организации; — Президент-миллионер — доктор наук, профессор, академик в должности ректора вуза или первого руководителя крупной научной организации.

Иерархия должностей в вузе

Поможем разобраться во внутренней системе университета.

Ректор

Ректор — это руководитель учебного заведения. Он определяет стратегию его развития, ищет дополнительные источники финансирования, распределяет фонды. Именно от его успешной деятельности во многом зависит престиж университета или академии.

Проректор

Проректор — это заместитель ректора. Как правило, в крупных вузах их несколько:

Они помогают ректору решать текущие проблемы, один из проректоров замещает ректора на период его отпуска или болезни.

Директор и декан

Если в составе университета есть отдельные институты, их возглавляют директора. Эти структурные единицы существуют только в крупных вузах России, чаще всего в учебном заведении есть несколько факультетов, во главе которых стоят деканы.

Обязанности у директоров и деканов идентичны: они руководят институтом или факультетом, выполняют административные функции:

У директоров и деканов есть заместители (по учебной, воспитательной, научной и методической работе), а техническую работу (набор документов, координация со студентами и преподавателями и пр.) выполняют методисты деканата.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Заведующий кафедрой

Институты и факультеты состоят из нескольких кафедр. У каждого из этих структурных подразделений свой заведующий, в чьи обязанности входит:

У него тоже есть свои заместители по разным направлениям работы.

Преподаватели

У преподавательского состава кафедры тоже есть своя иерархия: некоторые должности стоят выше других. Вот как они располагаются в порядке убывания:

Техническую работу (оформление документов, обслуживание оборудования и пр.) на кафедрах выполняют инженеры или лаборанты.

Решить проблемы с преподавателями поможет студенческий сервис. Его эксперты знают, как подготовить учебную работу, к которой не придерётся ни один профессор.

Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.

Значение слова «проректор»

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ПРОРЕ’КТОР, а, м. (устар.). Помощник ректора. П. по учебной части. П. по хозяйственной части.

проре́ктор

1. заместитель ректора высшего учебного заведения по какому-либо направлению работы вуза ◆ Из милости дал ему проректор университета в общежитии комнату. В. Г. Распутин, «Новая профессия», 1998 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: приподымать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Предложения со словом «проректор&raquo

Предложения со словом «проректор&raquo

Он был прекраснейший человек и человек знающий, но, тем не менее, с большим трудом на его лекции можно было найти 3–4 студентов, которых удавалось упросить помощникам проректора пойти слушать его лекции.

Будучи проректором по учебной части, он должен был следить, чтобы у студентов не было двоек.

Проректор поднялся с кресла, и доктора тут же тоже вскочили на ноги.

Полное новаторство

Первое, что отмечают все собеседники: с приходом Кропачева началось разрушение университетских традиций, прежде всего в сфере автономии факультетов.

Второе: ректор ведет политику «оптимизации» и максимальной экономии на преподавателях.

«Кропачев сделал все, чтобы лишить факультеты и кафедры самостоятельности в финансово-хозяйственных вопросах, — рассказывает С., выпускник истфака и преподаватель одного из гуманитарных факультетов СПбГУ. — Все вопросы распоряжения финансами, ремонта, международного обмена, платы за обучение и прочих практических задач теперь решает не факультет, а специальные кропачевские службы, которые, как правило, состоят из юристов, плохо понимающих специфику образовательного процесса как такового. Отсюда чрезмерная бюрократизация: любое начинание, любое самое незначительное мероприятие теперь нуждается в огромном количестве согласований».

Другой эффективный механизм контроля сотрудников — оплата труда. Очень маленькие, чуть выше МРОТ, зарплаты плюс ежемесячные премии, составляющие основную часть оклада. Например, зарплата, о словам собеседника «Ридуса», может составлять 7 тысяч рублей, а премия — 30 тысяч. Премия каждый месяц утверждается заново: выдать ее или не выдать — зависит от воли начальства.

«Еще один метод управления коллективом — трудовые контракты, которые теперь заключаются на 1−2 года, — добавляет еще один преподаватель, К., после аспирантуры оставшийся работать на истфаке. — Контракт запросто могут не продлить».

Бывают ситуации и хуже: не так давно вынужден был уйти на пенсию Алексей Егоров, ведущий в России исследователь Древнего Рима — и теперь специалистов по Риму на кафедре античности просто нет.

«Традиции широкой автономии факультетов сохранялись в СПбГУ, как ни удивительно, даже в сталинские годы, — рассказывает Максим Жих, выпускник истфака, заместитель редактора журнала „Исторический формат“. — Но при Кропачеве все рухнуло. Большинство факультетов он преобразовал в „институты“: например, исторический факультет стал Институтом Истории. По сути ничего не изменилось: однако факультет, ставший „институтом“, возглавляет уже не выбранный ученым советом декан, а назначенный директор».

Директором истфака стал Абдулла Даудов, специализирующийся на изучении Чечни ХХ века.

Абдулла Хамидович Даудов

По словам моих собеседников, «человек спокойный, не злой, но берет под козырек в ответ на все, даже самые вздорные распоряжения ректора». А странных и даже возмутительных распоряжений хватает.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: