Отражение эпохи в форме и содержании поэмы «двенадцать » а.блока

Краткое содержание поэмы «Двенадцать»

1-я глава начинается с описания необыкновенной силы снежной вьюги. Далее следует представление прохожих, подобное представлению зрителю кукол в кукольном балагане, и краткая их характеристика: «старушка»; «А это кто? <…> Должно быть, писатель — // Вития…»; «А вон и долгополый <…> Товарищ поп»; «Вон барыня в каракуле…».

Во 2-й главе появляются Двенадцать — патрулирующий город отряд, состоящий из 12 человек. В этой же главе завязывается сюжет любовной драмы: «— А Ванька с Катькой — в кабаке…»; «Катька с Ванькой занята — // Чем, чем занята?..».

3-я глава — песня, исполняемая Двенадцатью, в которой окончательно проясняется, что Двенадцать — это красноармейцы.

4, 5 и 6-я главы описывают события, связанные с Катей: Катька с Ванькой катаются в экипаже; один из Двенадцати вспоминает историю своих с ней отношений; Двенадцать, пытаясь расправиться с Ваней, убивают Катю.

В 7-й главе выясняется, что Катьку убил Петруха. Он рассказывает о своей любви к Катьке и признается, что убил ее «сгоряча». Товарищи видят в его признании проявление слабости («Что ты, Петька, баба что ль?») и призывают его к контролю над собой. Заканчивается глава начинающимся разгулом красноармейцев, который будет продолжен в 8-й главе.

9-я глава рисует образ буржуя и жмущегося к нему «паршивого пса» — «старого мира».

В 10, 11 и 12-й главах продолжается шествие Двенадцати через снег и вьюгу. Завершается поэма образом Христа, идущего впереди красноармейцев.

Комментарии

Ядро Непобедимой Нации (Комбат вермахта и «пророчество» Власова)

А Сидороввалуа
позавчера в 21:43

Россия — США: история трагической любви

Александр Сибиряк
18 мая в 17:34

Делегация Газпрома прибыла на переговоры по «Северному потоку — 2» в форме 1945 года

Александр
13 мая в 13:46

О значении красного флага и бело-сине-красного триколора

Кирилл_Москва
12 мая в 17:42

18+ Вот с чем воюет Россия! Фашизм-нацизм не пройдёт!

Валерий
11 мая в 13:43

Ах, Наташа! Что нам делать? «Везде надзор, везде конвой — Хоть бейся в стенку головой»!

Валерий
11 мая в 13:04

В Радоницу вспомним об ушедших

Валерий
11 мая в 09:24

Что день грядущий нам готовит?

Алексей Михайлович
28 апреля в 21:34

О происках Ватикана на Украине в деле становления «антимоскальского украинства»

vodjanitsa
26 апреля в 00:11

Приёмы развития (построения) общества

Валерий Вагин
23 апреля в 06:20

Строительство социализма (коммунизма)

СБ СССР
22 апреля в 08:29

Виртуальный человек

А Сидороввалуа
21 апреля в 15:36

Только на исконных ценностях Народа!

Валерий
20 апреля в 12:29

«Русский мир»: что стоит за этими словами в настоящем и в будущем, часть 2

Slava
19 апреля в 15:35

Если меняется общество, то прежние способы управления становятся невозможными. Русскость — что это?

Георгий
18 апреля в 20:09

Виктор Ефимов про ФКТ-Алтай

Влад
16 апреля в 09:24

Возле войны 2.

Валерий
14 апреля в 09:52

Бабушка и Знамя Победы

Александр Сибиряк
12 апреля в 03:35

Через Совбез да и в Лондон!

Александр Вершинин
8 апреля в 06:46

Неожиданный взгляд на исторические корни евроамериканского фашизма и нацизма

Алексей Михайлович
6 апреля в 23:21

Газ за рубли. Таки ура?

Александр собянинбуржец
6 апреля в 21:39

Новый человек- posthuman

Эраст Эрастов
6 апреля в 12:46

«Русский мир»: что стоит за этими словами в настоящем и в будущем

Slava
5 апреля в 09:35

Технология общения

Эраст Эрастов
4 апреля в 14:27

«Нежданчики» и Оружие Победы

Валера Балабанов
4 апреля в 14:11

Будущее Украины

А Сидороввалуа
2 апреля в 18:25

Ласточка в пороховом дыму Предать Россию невозможно!

А Сидороввалуа
1 апреля в 20:24

Они демаскировались! Соловьев и Симоньян против Матвейчева

Кирилл_Москва
1 апреля в 16:06

Азбука суверенной экономики

Mstislav
30 марта в 05:48

Моё достоянье на все времена!

Валерий
26 марта в 23:08

Искусство жить или искусство выживать

Александр Вершинин
25 марта в 21:11

История создания

Замысел поэмы «Двенадцать» зародился спонтанно. Александр Блок начал писать поэму лишь спустя пару месяцев после Октябрьской революции. К тому времени уже почти год прошёл после кровавых событий февральской революции, которые привели к краху монархии. Поэт писал поэму «в согласии со стихией», он был весь поглощён революционной песней. Произведение нельзя считать революционными стихами, это строки, наполненные жизнью, передающие внутренний мир автора, его чувства, которые он испытывал в те вьюжные дни. Это подтверждают и рекордно сжатые сроки: Блоку потребовался всего лишь месяц, чтобы создать и подкорректировать поэму.

Произведение было опубликовано 3 марта, по новому стилю, в газете «Знамя труда», в редколлегию которой входили левые эсеры.

Интересные факты о создании поэмы «Двенадцать»:

  1. После написания поэмы «12» автор признал, что это было лучшее его творение. В своих дневниках он даже назвал себя гением.
  2. Однако творческая история поэмы «Двенадцать» была такой же революционной, как и само ее содержание. Хвалу революции не приняли ни коммунисты, ни тем более окружение Блока. Как же он, интеллигентный дворянин, мог воспеть красную чуму, да еще и образ Христа замарать? Разумеется, со всех сторон посыпались критические замечания и резкие выпады. Сами же революционеры не приняли похвал и увидели в поэме гнусный поклеп на идейных борцов за справедливость. Словом, музыка революции была понята только самим поэтом.
  3. Но к концу жизни он и сам перестал ее слышать. Так и не получив выездную визу для лечения за границей, «буржуй» Блок проклял свое же творение и даже пожелал перед смертью уничтожить все имеющиеся экземпляры поэмы «Двенадцать». Он горячо раскаивался в написанном, но, как известно, рукописи не горят.

Система персонажей и их характеристика

В поэме не так много героев, но все они являются образами-символами.

Главным «коллективным» героем поэмы являются двенадцать – отряд красноармейцев, патрулирующих улицы. Все члены отряда – представители бедных семей, бывшие солдаты. Поэт демонстративно обезличивает их, чтобы придать символический подтекст.

Замечание 2

Двенадцать – это не люди, а революционная стихия, сила, охватившая всю страну.

Они настолько слепы и бедны, что напрочь лишены своей индивидуальности и привыкли всегда держаться строем. Никто их не считал личностями, потому они ими и не стали. Маргинальное поведение – их клеймо, которое им поставили еще с рождения, поставили те, кто использовал их рабское положение в целях собственного обогащения. Но теперь это клеймо сыграло против тех, кто ее поставил.

Ключом к пониманию образа Иисуса Христа служит фраза: «Мировой пожар в крови, господи, благослови!». Иисус в свое время тоже был революционером, он тоже пошел против старого мира, и поэтому он является предводителем борцов за свободу человечества, их переход к лучшей жизни.

Петруха – это один из Двенадцати. Он потерял любовь Катьки и за это ей отомстил. Петруха – это пример переходной стадии между человеком прошлого и человеком будущего. Он еще не до конца определился, и в нем все еще присутствую пережитки прошлого. Петруха не разучился верить в Бога, он не привык еще убивать, не до конца влился в коллектив.

Ванька – переметнувшийся на сторону правительства бывший друг красноармейцев. Это образ Иуды. Он продал друзей, стал жандармом. Как Иуда, он трусливо сбежал и оставил Катьку на растерзание толпы.

Катька – бывшая подруга Петрухи. В то время, как Петька рисковал на фронте, Катька стала содержанкой богатых господ. В лихие времена Катька не побрезговала и обычным жандармом. Образ Катьки – это воплощение блудницы.

Буржуй – укутанный в воротник пальто человек, который предрекает гибель России. Буржуй – образ старого времени, рухнувшего под натиском времени нового. Он слаб, поэтому одинок и покинут. Ему остается только жаловаться на судьбу. Его образ связан с образом бродячего пса. Хозяин жизни теперь рядом со старым псом, и они оба — пережитки прошлого.

Старуха – персонаж из первой главы. Сокрушающаяся из-за траты денег на транспаранты, старуха является символом ограниченности и меркантильности старой эпохи.

Разочарование в переменах

Революцию Александра Блока можно сравнить со стихией, которая, хоть и очищает мир, но пока не имеет способности к созиданию. Старое разрушено, но новое, построенное на крови, ничем не лучше. Когда-то Блок Александр ждал революцию, верил в нее, говорил: «Те, кто исполнен музыкой, услышат вздох всеобщей души, если не сегодня, то завтра»; позже, разочаровавшись в происходящих изменениях, перестал слышать «музыку революции». Можно сделать вывод, что нельзя строить ничего нового путем разрушений – гораздо лучше сохранить и совершенствовать то, что по крупицам созидалось на протяжении многих веков.

Особенности композиции поэмы А. Блока «Двенадцать»

И опять идут двенадцать…

А. Блок

Поэму «Двенадцать», написанную в начале 1918 года, А. Блок всегда считал одной из своих самых больших удач, хотя многие ее не приняли (даже некоторые друзья поэта).

Поэт, творящий в сложное время, «среди революций», сердцем сумел почувствовать «музыку революции» и пере­дать ее в стихах. В этой поэме Блок не стремился выра­зить свое отношение к перевороту, но хотел честно и прав­диво описать объективную реальность, выразить чувства людей, которым суждено было жить в эпоху разрушения старого, ненавистного поэту мира. Именно поэтому мы слы­шим и неодобрительные возгласы не принявших револю­цию барынь в каракуле («Уж мы плакали, плакали…»), грусть долгополых попов, возмущение писателей-витий:

— Предатели!

— Погибла Россия!

Старикам тоже непонятна такая революция, которая позволяет вывешивать плакаты и лозунги на улицах на «таких огромных лоскутах», в то время как

Сколько бы вышло портянок для ребят, А всякий — раздет, разут…

Поэма состоит из двенадцати частей, и это число неслучайно, оно повторяется и в количестве сурово на­строенных борцов за революцию — солдат, которые идут по улицам вечернего города с целью наведения порядка. А в конце произведения, когда появляется неожиданный здесь, но придающий всей поэме новый смысл образ Исуса Христа, возглавляющего это шествие, солдаты невольно превращаются (по их количеству — двенад­цать) в апостолов.

Необычна поэма и тем, что ей присуща особая музы­кальность, ведь у каждой главы — своя мелодия, свой ритм: здесь слышны и разбойная частушка, и аккорды высокого трагизма, и «жестокий романс», и противоречивый разго­вор — но в конце ритм приобретает строгий, маршеобразный характер.

Трах-тах-тах! Трах тах тах!… …Так идут державным шагом…

Перед Блоком стояла невыразимо трудная задача: найти такие отношения между ритмом и смыслом, чтобы то, что могло показаться нелогичным и неожиданным, на самом деле вытекало бы из общего замысла поэмы и из авторс­кого восприятия революции.

Поэма «Двенадцать» построена на контрасте, антитезе.

Черный вечер. Белый снег.

Обилие символов, аллегорий, метафор позволяет Блоку всеобъемлюще продемонстрировать конфликт, возникший между революцией, стремлением к новому и старым бур­жуазным миром, чей образ предстает перед нами в виде большого, безродного, голодного пса, не желающего ухо­дить:

Старый мир, как пес паршивый, Провались — поколочу!

Материал с сайта //iEssay.ru

…Скалит зубы — волк голодный — Хвост поджал — не отстает — Пес голодный — пес безродный…

Особая композиция и художественные приемы, которые А. Блок использовал при написании поэмы «Двенадцать», помогли ему выразить мысль, что новый мир должны стро­ить новые люди. Все в поэме направлено на внутреннее изменение личности под воздействием как стихии, так и борьбы против всего отжившего. Солдаты, идущие по го­роду, — бывшие разбойники, каторжники, они умеют лишь разрушать. Переплавит ли их суровое, жестокое время в строителей будущего?

Потяжелее будет бремя Нам, товарищ дорогой!

На этой странице материал по темам:

  • поэма 12 сочинения кратко
  • поэма двенадцать краткое сочинение
  • очень краткий анализ поэмы 12
  • анализ поэмы12
  • сочинения поэме а блока двенадцать

Анализ поэмы «12»

События поэмы “Двенадцать” разворачиваются в революционном Петербурге зимой 1917–1918 гг. При этом сам город в произведении является олицетворением всей России.

Краткий анализ

Год написания – январь 1918 года.

История создания – толчком к написанию поэмы послужили революционные события.

Тема – революция.

Композиция – зеркальная. Поэма делится на 12 глав, представляющие собой экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог.

Жанр – поэма с элементами других жанров, указывающих на динамичность и стихийность событий.

Направление – символизм с реалистическими чертами.

Полный анализ

История создания

А. А. Блок начал работу над поэмой «Двенадцать» в процессе революционных событий. Именно они стали поводом для написания произведения. А. А. Блок работал интенсивно: всего за несколько дней была написана целая поэма, а редактировалась она около одного месяца.

18 февраля 1918 года поэма «Двенадцать» была напечатана в газете «Знамя труда», а уже в мае была издана отдельной книгой.

Тема

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» отчетливо звучит тема революции. Все образы связаны с противопоставлением нового мира и мира старого, которому больше нет места на земле.

Композиция

Поэма «Двенадцать» содержит в себе 12 глав. Композиционно произведение имеет экспозицию, завязку, развитие действия, развязку и эпилог. С помощью экспозиции читатель помещается в атмосферу революционного времени.

Во второй главе, являющейся завязкой, читатели знакомятся с основными героями поэмы, судьбы которых узнаются в следующих главах. Кульминацией является шестая глава, в которой происходит убийство Катьки.

Особенность композиции «Двенадцати» заключается в ее зеркальности. Идет перекличка по главам как сюжетно, так и образно.

Жанр

Сам А. А. Блок кратко определяет свое произведение как поэму. Однако в нем есть признаки и других жанров, что помогает раскрыть авторский замысел: подчеркивается стихийность событий, их хаотичность, противоречия революции.

В поэме «Двенадцать» наблюдаются жанры романсов, песен, маршей, декламаций, частушек, лозунгов, молитв. Сочетание религиозных, народных и революционных жанров позволяет говорить о том, что жанровое своеобразие заключается в стилистическом приеме оксюморона.

Направление

Анализ поэмы «Двенадцать» невозможен без понимания такого литературного направления, как символизм. В произведении А. А. Блока ярко отразились основные черты данного направления: использование большого количества образов-символов, олицетворяющих как революцию в целом (метель, ветер, вьюга, ураган), так и новый мир (красноармейцы, плакаты) со старым миром (буржуи, «пес паршивый»).

Прослеживаются в поэме и черты реалистического направления, так как автор изображает события исторического характера.

Вывод

В поэме «Двенадцать» Блок противопоставляет отряд из двенадцати красногвардейцев другим  встречающимся на улицах города персонажам – старушке, буржую, барыне, товарищу попу и остальным. Они являются частью «старого мира».

Отряд из двенадцати – представители «нового мира», за которыми плетется, скаля зубы, «старый мир» в образе пса. Фигура Христа в поэме неоднозначна – даже сам Блок не мог до конца объяснить сложную символику этого образа.

Жанр, направление, размер

Произведение Александра Блока «Двенадцать» принято считать поэмой. Отличительными чертами этого жанра можно назвать стихотворную форму произведения, наличие ярких героев, исторических реалий. В основе повествования лежит одно значительное событие — революция

Также важной чертой поэмы является наличие авторского мнения

Произведение Блока включает в себя несколько форм народного эпоса. В него входят и частушки, и марш, что отражается на размере стихотворных строк. Поэма написана неоднородно: в пределах одной строфы можно увидеть и анапест, и хорей.

Нельзя однозначно определить и направление, в рамках которое было написано произведение. В поэме присутствуют как черты реализма (изображение реальных исторических событий), так и символизма (через цвета передаётся резкое настроение поэмы — присутствует белый, красный, чёрный). Зато понятно, что Блок был коренным и неисправимым модернистом, то есть стремился выработать новые формы и отрешиться от творческого наследия предков. Ему это удалось: стиль не похож ни на возвышенный слог Пушкина, ни на правду-матушку Некрасова, ни на «чистое искусство» Фета или Тютчева. Блок создал новаторскую и уникальную работу.

Из-за неоднозначности во всем у современников возникал вопрос: «Это сатира на революцию или слава ей?». Блок одновременно изобразил и жестокость красноармейцев, и надежду на счастливое будущее с новыми вождями. Видя полнейшее непонимание со всех сторон, автор вынужден был дать обширный комментарий и сказал, что лишь отдался стихии, никак не оценивая ее порывы. Подробнее об этом Вы можете прочитать в разделе «Идея» и «Критика».

Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»

(0)

Поэма написана в 1913 году, сразу после революционных событий. В поэме отразились как реальные события, которым Блок был свидетель (суровая зима 1918 года, костры на улицах, красноармейцы, патрулировавшие улицы, разговорная речь тех времен), так и взгляды самого поэта на историю, сущность цивилизации и культуры. Восприятие Блоком революции весьма своеобразно, и это восприятие в первую очередь связано с философскими и эстетическими взглядами самого Блока, которые формировались в 10-е гг. XX века.

Поэту ненавистна пошлая, бессмысленная, бездуховная жизнь подавляющего большинства людей, «обывателя», постепенно катастрофичность мировоззрения складывается в определенную теорию, которая трактует цивилизацию и историю в духе ницшеанства. Подобный взгляд на историю и цивилизацию разделял Блок, о чем писал в своих статьях: «Интеллигенция и революция», «Искусство и революция», «Крушение гуманизма». Именно как разрушительную стихию, «дионисиевское» начало, пришедшее на смену обветшалой культуре, Блок и воспринял революцию. Именно эту тему развивают две последние поэмы Блока — «Двенадцать», и «Скифы». Отсюда характернейшие черты, которые сознательно подчеркиваются Блоком в сущности революции:

а) разрушительная стихия (образ ветра, мятущиеся представители «старого мира», анархический характер поступков и идеологий «двенадцати»);

б) антихристианская направленность (рефрен «Эх, эх, без креста!», ортодоксальное христианство воспринимаются Блоком так же как часть цивилизации, то есть выродившееся «аполлоническое начало», перекличка с ницшеанской идеей «смерти старых богов») У Блока была своя логика. Для него разрушение выродившейся цивилизации — благословенное действо, ключом к пониманию образа Христа может служить фраза «Мировой пожар в крови; Господи, благослови!»;

в) аморализм (убийство Катьки, враждебность героев ортодок­сальной морали: отрывок «Уж я темячко почешу, почешу…», мотив оружия: «винтовок черные ремни», стрельба и т. д.);

г) гибель старой культуры, цивилизации, всего «старого мира» .

Имея в виду свою поэму «Двенадцать», Блок в революционную и последовавшую за ней эпоху (17 — 18 гг.) призывал «слушать музыку революции», подразумевая под «музыкой» ницшеанскую идею «музыкальной дионисиевской стихии». Блок воспринял революцию как вселенский разрушительный пожар, который должен был принести за собой желанное обновление. Не случайно, что Блок после 18 года не написал ничего существенного до самой своей смерти в 1921 г. Разочарование, последовавшее от того, что революция не явилась тем, что в ней увидел Блок, и, по выражению самого Блока, от «социалистического строительства» (об этом он пишет в своих дневниках) было этому причиной.

Первоначальное название поэмы – «Тринадцатый апостол» – было заменено цензурой. Маяковский рассказывал: «Когда я пришел с этим произведением в цензуру, то меня спросили: “Что вы, на каторгу захотели?” Меня спросили – как я могу соединить лирику и большую грубость. Тогда я сказал: «Хорошо, я буду, если хотите, как бешеный, если хотите, буду самым нежным, не мужчина, а облако в штанах»». Первое издание поэмы (1915) содержало большое количество цензурных купюр. Полностью, без купюр поэма вышла в начале 1918 года в Москве с предисловием В. Маяковского: «»Облако в штанах»… считаю катехизисом сегодняшнего искусства: “Долой вашу любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию” – четыре крика четырех частей». Каждая часть поэмы выражает определенную идею. Поэма вовсе не разграфлена на отсеки со своим «Долой!», а представляет собой целостный, страстный лирический монолог, вызванный трагедией неразделенной любви.

0 / 5. 0

Критика

Признать, что поэму «Двенадцать» написал Блок, можно, лишь увидя подпись автора. Такой стиль совершенно не характерен для Блока (первым необычную интонацию заметил Шкловский, стиль поэмы он определил как «блатной»), поэтому произведение вызвало настоящую полемику среди литераторов, политиков, общественных деятелей. Многие из них высказывали своё мнение относительно прочитанной поэмы.

Так, гениальность Блока признавала О.Д. Каменева. Она говорила, что «Двенадцать» — талантливое «изображение действительности», однако признавала, что строки резкие, даже опасные, но изумительно верные и точные. А вот белый генерал и претендент на престол Колчак обещал повесить автора поэмы «12».

Из близкого круга Блока приняли поэму лишь немногие: Мейерхольд, Ольденбург, Есенин. Но даже они читали произведение с испугом, вставляя местами резкие замечания, а иной раз предостерегали автора от «левого уклона».

Андрей Белый прямо говорил поэту о его чрезмерной неосторожности. Он удивлялся «отвагой и мужеством» Блока, но в то же время советовал быть «мудрее»

Но были и те друзья, которые отреклись от знакомства с поэтом и горько сетовали на его предательство. Так, на одном из митингов против красного террора Анна Ахматова, Ольга Судейкина, Артур Лурье и другие литераторы поддержали скандирование лозунга «Блок — изменник». Ахматова даже отказывалась выступать с коллегой на одной площадке, а ее муж, поэт Гумилев, сказал, что Блок, написав «12», «вторично распял Христа и ещё раз расстрелял государя». Именно он осуждал Блока за финал его поэмы. Сам автор отпарировал в духе символизма:

В предательстве его обвиняли и З. Гиппиус, и И. Бунин. Последний с холодной иронией высмеял отступничество коллеги:

К слову, Луначарский действительно оказал Блоку большую услугу в 1919 году, когда поэта арестовали и обвинили в контрреволюционном заговоре. Ему грозила высшая мера, но товарищ Луначарский лично ходатайствовал об освобождении поэта, припоминая ему былые заслуги. С его же помощью он должен был выехать из страны, но бюрократические проволочки обрекли Блока на раннюю смерть в Петербурге. Он умер в 41 год, нуждаясь не только в качественном лечении, но и в питании. Музыка революции кончилась «Голодной песней» из некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Продовольственный паек поэта не могли увеличить в течение долгих месяцев обсуждений и заседаний. Возможно, такое отношение власти стало причиной преждевременной смерти Блока.

После написания своего труда Блоку ещё долго придётся доказывать, что его поэма лишена политической направленности. Как одно из последствий — «творческое молчание» литератора. Мнение критиков о поэме «Двенадцать» убедило автора в том, что быть услышанным — не значит быть понятым, и широкое распространение его произведение сыграло с автором злую шутку. Когда он захотел его уничтожить, оно уже было вне досягаемости.

История создания поэмы, жанр и композиция

Написание произведения происходило на фоне Февральской революции, которая, как известно, прокатилась в 1917 году, и как раз год спустя Блок сел за работу над свей знаменитой поэмой «Двенадцать». Произведение пронизано холодком того времени, как будто эпоха застыла. Поэма получила свое название из-за двенадцати апостолов Христа. Финальную и запоминающуюся фразу Блок записал в своей записной книжке, которая сохранилась до сих пор.

Анализ поэмы «Двенадцать» непременно должен включать в себя сведения о жанре и композиционном строении. Как видно даже из заглавия этой статьи, данное произведение — это поэма, но изначально автор задумывал его сделать в виде пьесы. В итоге получилось большое стихотворное произведение с драматургическим содержанием. По структуре и форме оно имеет кольцевую композицию. Начинается и завершается антитезой.

Состоит поэма из двенадцати глав. Отдельно стоит отметить, и это весьма интересная деталь в анализе поэмы, что произведение музыкально. В каком смысле? Исследуя линию сюжета, можно услышать марши и стук барабанов, чье-то пение и разговор.

Время создания произведения. Тема, проблема, идея поэмы

Поэма «Двенадцать» была написана А. Блоком в январе 1918 года, всего два месяца спустя после Октябрьской революции. Произведение было создано всего за несколько дней, на окончательную доработку поэмы потребовался всего месяц.

Тематика поэмы «Двенадцать» нетипична для Блока и весьма своеобразна. А. Блок был идеалистом. После событий 1917 года в творчестве поэта наступил перелом, поэт осознал, что реальность более груба и жестока, чем его идеализированные представления о ней. Из-за такого болезненного столкновения с реальной действительностью поэт стал работать совершенно по-новому, его произведения выражали надрыв в его восприимчивом сознании.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Главной темой произведения является тема революции.

Замечание 1

В понимании поэта переворот – это разрушительная стихия, о чем свидетельствуют образы вьюги и ветра.

Представители старого мира оказались в новом мире лишними, они мечутся и не находят покоя. «Буржуй» в поэме сравнивается с плешивым бродячим псом. Буря лишила этих людей имени, положения и крова, они разметались, словно снежные хлопья. Анархический характер идеологии двенадцати и их поступков подчеркивает неуправляемую, необузданную энергию, стихийность общественного движения революции.

Кроме темы революции Блок поднимает темы мести и невежества. Тема мести в произведении раскрыта в действиях отряда, вспоминающего старые счеты с Катькой и Ванькой. Расправа продиктована личными мотивами обиды и ревности.

Тема невежества прослеживается на уровне стилистики произведения, вобравшей в себя уличный жаргон, блатные песни и частицы фольклора.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Анализ поэмы «Двенадцать» (1918), А. Блок 450 ₽ Реферат Анализ поэмы «Двенадцать» (1918), А. Блок 260 ₽ Контрольная работа Анализ поэмы «Двенадцать» (1918), А. Блок 230 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Проблематика поэмы драматично отражает социальные катаклизмы той эпохи. В поэме рассматриваются такие проблемы, как:

  • Аморализм
  • Гибель старого мира
  • Проблема нигилизма
  • Нищета, запустение страны.

Проблема аморализма раскрывается в убийстве Катьки, в равнодушном отношении к убийству двенадцати. Герои поэмы враждебно настроены против традиционной морали и намеренно идут против нее. Убийство Катьки можно трактовать следующим образом. В первой трактовке Катька – это символ порока, который двенадцать искореняют. Во второй трактовке смерть Кати символизирует первую кровь невинной жертвы. Это мрачное пророчество грядущей кровавой войны, в которой пострадают тысячи невинных.

Символами старого мира являются буржуи, дама в каракуле, Ванька. Эти персонажи подвергаются жестокому преследованию. Бабка – это символ отжившего свое старого мира.

Поэма Блока – это глубочайшее истолкование действительности. Здесь отражены реальные события. Главная мысль поэмы состоит в том, что Блок выразил собственные взгляды на сущность культуры и цивилизации, на историю.

«Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока

«Сегодня я – гений!» — так написал Александр Александрович Блок. поэт-символист, закончив работу над своим, пожалуй, главным произведением – поэмой «Двенадцать». Октябрьская революция 1917 года, которой посвящена поэма, стала событием, разделившим жизнь всех людей начала ХХ века на ДО и ПОСЛЕ. Те, кто не смог принять новую власть и ценности, установленные ею, эмигрировали из России навсегда. Те же, кто остался, должны были раз и навсегда определиться со своим отношением к тому, что произошло. Символист Блок услышал «музыку революции» и призвал всех современников последовать его примеру.

«Двенадцать» — эпическая поэма, отражающая картины реальности и напоминающая больше калейдоскоп. Сюжет довольно прост: двенадцать красноармейцев, военный патруль, поддерживают порядок в городе во время комендантского часа. Но на самом деле картины-главки, сменяющиеся, как в детском калейдоскопе, складываются в масштабную панораму постреволюционных дней.

Начинается поэма с символического образа ветра – некоей стихии, которая сметает все на своем пути, причем стихия эта всеобъемлющая: «Ветер на всем божьем свете». Несложно угадать в этом очистительном вихре саму революцию, ведь именно ветер разгоняет остатки «старого мира»: «барыньку в каракуле». «расстригу-попа». старушку, напоминающую курицу, и квинтэссенцию всего старого мира – безродного пса, который плетется, поджав хвост.

Новый мир символизируют двенадцать красноармейцев – «апостолы новой веры», как принято их называть. Очень разношерстная компания, надо сказать. Из отдельных деталей складывается пугающий образ: «винтовок черные ремни». «в зубах цигарка». «примят картуз». и как будто апофеоз всему – «на спину б надо бубновый туз». Эта деталь говорит о многом: такой знак явственно указывал на каторжанина, а на каторгу, как известно, ссылали за тяжелые преступления – убийство, грабеж, насилие. Итак, апостолы новой веры имеют темное прошлое, но светлое будущее.

Поэма построена на контрасте. «черный вечер» и «белый снег». Однако ветер как будто стирает границу между этими образами. При этом складывается вполне символическая картина. Именно образы старого мира связаны со светом: «Кругом огни, огни, огни…» А новый мир не только с черными ремнями винтовок, но и черной злобой, кипящей в их сердцах. Эту злобу автор называет «святой». потому что она копилась столетиями, пока господствовало крепостное право – право одних людей измываться над другими.

И в то же время это «грустная злоба». Такую оценку дает уже повествователь – герой-интеллигент, понимающий весь ужас положения, но не имеющий возможности что-либо изменить. Действительно, остается только грустить и скорбеть. Образ повествователя является сквозным. Это он видит ночной заснеженный город, по которому идут двенадцать человек. Это он увидел плакат об Учредительном собрании, и буржуя, и старушку-«курицу», и всех остальных героев старого мира. Это он чувствует настроение освобожденного народа, которому все теперь позволено, который «был никем». но «станет всем» :

Запирайте етажи, Нынче будут грабежи!Отмыкайте погреба –Гуляет нынче голытьба!

На фоне подобного настроения вполне логичным выглядит убийство «толстоморденькой» Катьки, которая «с юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла». Эта сцена – композиционный центр поэмы. Катька – звено, связующее старый мир и новый в лице Петьки, одного из двенадцати красноармейцев. И теперь, когда Петька из-за ревности к «буржую Ваньке» самолично убивает Катьку, у него развязаны руки для дальнейших преступлений. Ведь «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой» .

Есть ли будущее у тех, кто «вдаль идет державным шагом». Для кого теперь «свобода без креста». а значит, никаких нравственных запретов больше нет? Ведь идут они «без имени святого». Но в финале поэмы неожиданно возникает образ Иисуса Христа. До сих пор никто не может дать окончательной оценки этому образу в поэме. Ведь для верующих людей появление бога во главе убийц и уголовников выглядит святотатством. Но и расценить появление Христа как попытку освятить революцию тоже невозможно. Что же остается?

Сам Блок записал у себя в дневнике: «К сожалению, Христос». Ведь другого пока нет, а надо другого. Но пока — «в белом венчике из роз впереди Исус Христос». Как символ веры, как мученик, принявший на себя все грехи человечества, которое никак не может добиться жизненной справедливости.

Наверное, от того, какую оценку дать этому символу, и будет зависеть разгадка поэмы: что это – благословение или проклятие революции? Очевидно, что каждое последующее поколение найдет свое объяснение. Но до тех пор, пока эта поэма будет тревожить умы и сердца людей, произведение будет воистину гениальным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: