Эпос крестьянской жизни в творчестве в. и. белова князева татьяна вениаминовна

«Привычное дело» Белова: краткое содержание первой главы

В первую главу автор поместил четыре части: «Прямым ходом», «Сваты», «Союз земли и воды» и «Горячая любовь». Главный герой – Иван Африкантович Дрынов — пытался довезти товар, который нужно было сдать в сельпо. Загрузив товар, он немного выпил, поэтому сначала по дороге долго разговаривал со своим мерином. Парменко он знал еще жеребенком, поэтому всегда жалел его.

Когда герою уже не хотелось говорить, он замолчал и равнодушно наблюдал за дорогой. Но уже на полдороги он встретил Мишку. Распив еще одну бутылку, они заехали в Сосновку к троюродной сестре героя, чтобы посватать Мишку. Но Нюшка ловко и быстро их вытолкнула. А наутро о неудачном сватовстве Мишки Петрова уже знала все в деревне. Но никто не видел самого Ивана Дрынова, а он уже бежал в соседнюю деревню, где его жена Катерина рожала девятого ребенка.

Вместе с женой они упросили доктора, чтобы отпустили женщину с новорожденным сыном домой, так как Иван никак не мог жить без нее.

Краткое содержание Привычное дело Белова для читательского дневника

Повесть известного писателя начинается с того, что деревенский мужик Иван Дрынов едет на телеге в состоянии алкогольного опьянения и везет в свое село товар для магазина. Накануне, наш герой сильно напился со своим односельчанином Мишкой, и в пути они останавливаются у дальней родственницы Ивана. Дрынов хотел познакомить приятеля с Нюшей с целью поженить их. Однако, женщина, прогнала мужиков ночевать в баню. В это время у Ивана Африкановича супруга родила мальчика, которого назвали в честь отца семейства. Женщина, обессиленная после родов, несмотря на предупреждения врача, сразу же пошла трудиться. Ведь Дашка, телятница, не хочет присматривать за скотом. И вспомнилось Екатерине, что когда-то ее муж вступал в любовную связь с этой бабой. И она простила ему этот грех. Обрадовавшись, Иван приобрел гармонь для того, чтобы радовать своей игрой жену. И вот женщина, измучившись от тяжкой работы, сильно заболевает, и ее отправляют в больницу.

Дрынов же, чтобы хоть как-то прокормить огромную семью, во время сенокоса, ездит в поле по ночам и косит траву. Ему помогает его сын Гриша. Однажды в силу детской наивности мальчик делится с участковым о том, что он помогает отцу. Ивана Африканович мирно улаживает с ним все дела, и продолжает заготавливать сено только уже на соседских участках, заранее договорившись с местным председателем.

Вскоре к ним в гости издалека прибывает брат жены Дрынова. Беспутный молодой человек с первых же дней совершал опрометчивые поступки в селе. Вначале он напоил половину мужиков, затем со всеми начальниками разругался. Он, послушав Митьку, женится на Дашке. Женщина неожиданно видит в кабине его трактора картину Рубенса, где была изображена нагая дева, очень схожая с Нюшкой и выкидывает ее. В итоге между ними вспыхивает ссора, в ходе которой Мишка сбрасывает трактор в речку, где обнаруживается незаконно скошенное сено. Начинается расследование, в ходе которого пострадал Иван Африканович. У него забирают все излишки корма для скота, а Мишка и Митька несут административное наказание. Дрынову после случившегося становится стыдно, и по совету Митьки уезжает работать в Заполярье. Ему не хочется покидать Катерину, но другого выхода он не видит. Супруга в его отсутствии косит траву одна, и надрывается. Так и умерла женщина, оставив сиротами девять ребятишек. А Иван Дрынов так и не доехал до нового места работы, так как при проверке оказалось, что билеты остались в кармане у Митьки, и поэтому его высадили с поезда. Возвращаясь, домой, он рассказывает свою историю одному пареньку. Тот же в свою очередь говорит, что в его деревне умерла женщина, оставив сиротами ораву детишек. Поняв, что речь идет о его жене, Дрынов от горя грызет землю.

После похорон у него на воспитании остаются четверо детей. Других детей забрали дальние родственники, и двоих отправили в интернат. Помогла ему по хозяйству его теща, да и все равно ей было тяжело за всем присматривать, так как она была уже в возрасте. Время от времени захаживала его сестра, которая присматривала за детьми. А Ивану Африкановичу совсем жизнь без Катерины была не мила. Он часто выпивает, и в один из дней, придя на могилу своей супруги, умирает.

Повесть учит нас любить родных и близких, работать так, чтобы труд приносил только удовольствие и радость.

Читать краткое содержание Привычное дело. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Глава 3. Катерина

В это же время родился девятый сын, Иван, у жены Дрынова, Катерины. Сама же Катерина, несмотря на строгий запрет фельдшера, сразу же после родов отправляется на тяжелую работу, больная. Катерина начинает вспоминать о том, как однажды, в Петров день, ее Иван наблудил с сельской бойкой бабой Дарьей Путанкой. А когда Катерина его все же простила, он на радостях пошел и обменял на «гармонью» Библию, доставшуюся в наследство от деда. Сделал это Иван, чтобы жену развеселить музыкой.

А вот сейчас та самая Дашка отказывается смотреть за телятами, и Катерине приходится выполнять и свою, и ее работу. Измученная болезнью и работой женщина в изнеможении падает в обморок. Вызывают скорую, и Катерина оказывается в больнице. Ей ставят диагноз – гипертония. Только через две недели ее выписали и разрешили вернуться домой.

Вспоминает о гармони и Иван Африканович – не успел он как следует научиться играть, только басы кое-как освоил, как отобрали у него инструмент за недоимки.

Характеристика главных героев

Главным герой рассказа — Сотников. Ему всего лишь 26 лет, когда-то он работал учителем. В самом начале войны он был командиром, но его поймали немцы. Мужчине удалось вырваться из плена и убежать. После этого он присоединился к партизанам. Сотников обладает «железным» характером, его настрой не смогут изменить никакие обстоятельства. У мужчины слабый иммунитет, но несмотря на это он упрям и четко идет к своей цели. Автор уважает героя за стойкость и мужество

Для Сотникова важно оставаться преданным своему народу, поэтому он выбирает смерть.Человек обладающий столь хрупким здоровьем, настолько силен духом, в сравнении со здоровым и физически сильным Рыбаком.

Второй герой, Рыбак. Это второй боец, полная противоположность своего напарника

Из него бы вышел замечательный солдат. Рыбак физически силен и вынослив. В первой половине войны он был старшиной, потом получил ранение и ушел из отряда. Рыбак вступил в партизанскую группу. Вначале он даже вызывает приятные чувства, ради товарищей вызывается пройти опасный путь, при этом практически таща на «своем горбу» изнеможенного Сотника. Его образ дает надежды на будущее. Но события резко меняются. Рыбак предает свой народ, а вместе с ним и своего товарища. Но его нельзя назвать плохим. Он всего лишь жертва, никто не знает, как себя поведет человек при опасности. Не всем дано терпеть адские пытки. Но вызывает отвращение факт того, что герой хочет полностью отдаться в руки врагов, служить им, предав русский народ.Рыбак понимает какую ошибку он совершил, когда становится слишком поздно.

Есть и еще одна героиня произведения, Демчиха. Это обычная женщина, у которой есть двое детей. Именно в ее доме нашли убежища два главных героя, Рыбак и Сотник. Женщина боится за своих детей, но все же помогает героям укрыться в своем доме. В итоге Демчиха погибает. Она не побоялась помочь, ее простая русская душа не позволила сдать родной народ. Женщина пыталась помочь всем, но в итоге погибла.

Анализ произведения

Произведение «Привычное дело», краткое содержание которого находится в данной статье, было написано в 1966 году. В центре внимания писателя оказывается крестьянская жизнь. Для людей, которые так живут, она и есть привычное дело. Уже в самом названии автор использует такое выразительное средство, как метафора. И в этом есть некий контекст, причем трагического характера.

Что же для крестьян может быть привычным делом? Анализ произведение показал, что это умение этих людей боготворить и любить свою небольшую крестьянскую избу. А смысл существования для этих людей заключен лишь только в том, чтобы создать семью, все делать для ее блага и чтобы она постоянно росла, ведь именно дети являются продолжением рода. Привычным делом для крестьян оказывается и работа целыми днями, они совсем не думают об отдыхе. Привыкли эти люди и ничего не иметь в этой жизни, а прозябать в нищете.

В произведении «Привычное дело» Белова, краткое содержание которого дано в этой статье, показана жизнь крестьян: работают постоянно, спят всего лишь два часа в сутки и по ночам вынуждены косить траву для своей коровы, которая для всей семьи является кормилицей. Если вдруг с животным что-то случится, то тогда вся семья может умереть с голода. А это сено, которое с таким трудом и силами было скошено и убрано, затем еще и конфискуют. И приходится тогда мужчинам ехать на заработки, иначе все умрут.

И теперь, как показывает автор Белов В.И., больная и умирающая жена ходит косить и умирает прямо на косьбе. А в семье воспитывают девять детей, которые после смерти матери остаются сиротами. И вот тогда какая-нибудь дальняя родственница, как, например, в повести — троюродная сестра хозяина семьи, берет этих ребятишек к себе, чтобы о них заботиться.

Смысл названия

Автор неспроста дал своему произведению такое название. Котлован олицетворяет идеи большевиков, которые не удалось претворить в жизнь из-за их несовместимостью с жизнью. Так, персонажи вознамерились построить огромный дом для всех пролетариев, чтобы затем разрушить все мелкие индивидуальные хозяйства. Сначала герои берутся за дело с энтузиазмом, правда, единственный умный и компетентный человек на стройке изначально не собирается доживать до возведения пролетарского дома для всех. Поэтому Прушевский равнодушно позволил перенести раскопку в овраг, чтобы было легче. Таким образом, новое здание строится на фундаменте прошлого, которое при этом надо полностью искоренить. Так нарушается логика исторической преемственности: без прошлого будущего не построить. Поэтому в финале герои хоронят в этом месте ребенка — символ будущих поколений.

В произведении присутствует два типа конфликта. Внешний конфликт заключается в столкновении старых и новых порядков, а внутренний отражает чувства и переживания людей, которые не готовы к переменам, но не имеют сил им противиться.

Тематика и проблематика

В повести «Сотников» Василь Быков затрагивает множество важным тем, которые особенно характерны для произведений с военной тематикой: смелость, героизм, самопожертвование, верность, любовь к родине, предательство, но основой всего произведения является проблема нравственного выбора. Каждому из героев приходится принимать свое трудное решение. Сотников и Рыбак могут выбрать, кем стать: мертвым героем или живым предателем. Демчиха решает: обеспечить безопасность своей семье или попытаться помочь партизанам. Даже старосте Петру приходится выбирать (хотя это действие и происходит еще до начала повествования): отказать полицаям и подпортить и без того плохую жизнь односельчан или принять предложение, помочь окружающим, но повесить на себя ярлык предателя

В этом и заключается одна из главных нравственных проблем войны. Каждый день нужно выбирать: либо придерживаешься своих принципов и живешь плохо, а может и вообще умираешь, либо идешь на сделку с совестью ради лучших условий или сохранения жизни.

Сочинение-рассуждение Влияние войны на человека (По тексту Ю.Бондарева)

Так основные темы описывал сам писатель:

Сюжет седьмой главы

В седьмой главе читатель может познакомиться с тремя частями: «Ветрено. Так ветрено», «Привычное дело» и «Сорочины». Мать Катерины и Степановна решили, что Иван должен сойтись с Нюшкой. Но как сказать ему об этом, пока еще не придумали. А Иван, решив построить новую лодку, пошел на Черную речку и заблудился. Два дня он пробыл в лесу, и, когда уже совсем выбился из сил, голодный, услышал трактор Мишки Петрова, пополз на дорогу и тот его чуть не задавил.

На сорок дней он пошел на кладбище к жене, куда он так ни разу еще и не сходил. Рассказал о детях, о корове, попросил прощения у жены, что не берег ее. И заплакал, пытаясь вылить всю свою боль от потери.

Основа сюжета и проблематика

Василий Иванович Белов родился и вырос в крестьянской семье, поэтому отлично разбирался в тонкостях деревенского быта. Все тяготы сельских будней он показал в повести «Привычное дело». Название символизирует масштаб всеобщей беды.

Людям кажутся обычными ужасные вещи, например:

  • голод, вынуждающий фронтовика нарушать закон,
  • необходимость спать 2−3 часа в сутки, потому что остальное время приходится работать,
  • тяжкий труд женщин сразу после родов,
  • большое количество детей, которые после ранней смерти родителей оставались сиротами.

Главные герои повести — участник войны Иван Африкантович и Катерина, его супруга. Любимые слова фронтовика — «привычное дело». Что бы ни случилось, он сохраняет благодушный настрой. Только в самом конце повести читатели видят героя оплакивающим супругу.

Анализ «Привычного дела» показывает, что сюжетная канва произведения незамысловата. Персонажи живут, любят друг друга, воспитывают детей, проходят через череду неприятностей, а в конце жена Ивана умирает, сломленная непосильным трудом. Крестьянская жизнь течёт спокойно и размеренно, при этом людям каждый день приходится проявлять мужество и самоотверженность. То, что современному читателю покажется ужасающим, для крестьян было привычным делом.

Автор мастерски изображает повседневность, приправляя её колоритными подробностями, которые нужны не для украшения действительности, а для пущей достоверности. Член семьи Дрыновых — корова по кличке Рогуля — кормилица, которую холят и лелеют.

Катерина скончалась не потому, что власти заставили её работать до изнеможения.

апротив, врач советовал отдохнуть, но женщина беспокоилась о телятах и не могла сидеть дома, зная, что они могут остаться без питья. В работе она находила отраду для души.

На этом фоне кажутся второстепенными такие явления:

  • бесправие,
  • безденежье,
  • скудная пища,
  • незатейливый быт.

Главные действия пятой главы

В пятую главу произведение Белова, которое относится к деревенской прозе, вошли несколько частей: «Вольный казак», «Последний прокос» и «Три часа сроку». Уговорил Митька уехать Ивана в Мурманск, чтобы заработать. Не соглашался долго он, но слишком много аргументов приводил хитрый парень. И вот стал Иван и сам задумываться о жизни и о том, какое будущее он может дать своим детям. Пошел к председателю, все документы сделал и поехал вместе с Митькой, хотя Катерина была против такого решения.

Только он уехал, как разрешили деревенским жителям в выходной день не выходить на покос, а заняться своими делами. Катерина отправилась вместе с Катюшкой и Гришкой. Мальчик следил за огнем, лазил по деревням. А девочка наравне с матерью училась косить. И тут Катерине стало плохо, упала на землю

Ее заметил Гришка, стал плакать, и это привлекло внимание людей. Когда Катерину привезли домой, вызвали врача, то оказалось, что опять у нее приступ

Но вот в больницу уже везти ее нельзя было.

А вскоре вернулся и Иван, который и в милицию успел попасть из-за Митьки, и даже в аварии поучаствовать. Но домой его тянуло.

Закладка. Василий Белов «Привычное дело»

Поделиться


«Ивану Африкановичу было тепло, он шел по лесу, как по деревенской улице. За жизнь каждое дерево вызнато-перевызнато, каждый пень обкурен, обтоптана любая подсека. Вон маленькое, не больше пятачка, болотце: еще в детстве около него проколол сучком босую ногу; вон вилашки корявой сосенки: отдыхал под ней сколько раз; вон брусничный бугор: ставил силки и прыгуны на тетер; тут в прошлом году вырубал вязы для дровней, там заготавливал драночные баланы, здесь тесал хвою для коровьей подстилки. Везде свое государство, куда ни ступишь…»

Слушая этот текст, – да и не текст совсем, и слово-то говорить не хочется, – слушая сей дивный Божий мир, слушая сам этот проход по лесу, по «своему государству» (а читал народный артист Олег Табаков), – как-то не верится даже, что писалось обычною рукою, на обычном листе, когда слово тянется за словом, и вся речь – за зрением, за памятью, за каждым шагом этого Ивана Африкановича Дронова из повести Василия Белова «Привычное дело».

Время для русской деревни в 1966 году было плохое (а когда оно было хорошее), паспорта у народа поотобрали, вера христианская выветрилась вослед революционным вихрям. …Водку, конечно, Иван как и все – выпивает, проклятую, но ведь и работает, восемь деток в избе, девятого ждут… И встают они с женою до рассвета, и вкалывает Катя в коровнике как заводная, а днем дети на матери, на Евстолье. Но и для мужа у Кати время находится, любят они друга. А для коровы-кормилицы сено по ночам косят, потихоньку, хоть председатель о том – знает. Ну а не покосишь, чем жить будем, корову питать же надо.

К чему я всё это? О «Привычном деле» писано-переписано, дипломы да диссертации, «вершина деревенской прозы», «родоначальное», «исконное»… Все это правда, но не в этом же дело. А в том, что сорвал приехавший шурин Митька – нашего Ивана Африкановича на заработки, уговорил, уболтал, заморочил голову.

Поездка у Ивана не задастся, а вернется он уже лишь – к жениной могиле: надорвалась Катерина, сигналы и раньше были.

Все эти люди живы во мне… А Василия Белова-то без очистительных слёз и не прочитаешь, тоже – повезло, верно, читал с чистым сердцем.

Наверное, ради единственной мысли обратился я нынче к этой знаменитой книге-душе, ради пушкинских слов: «нет, весь я не умру, душа в заветной лире».

Многолетнее вымирание русской деревни – привычное дело. Но даже если совсем исчезнет она, и память выветрится о всех этих людях – обыденно живших в своем райском аду, – повесть Белова будет её, эту деревню, всегда воскрешать. И читатель снова пойдет вместе с Дроновым, на могилу Кати, прихватив ее любимой рябинки.

Иван Африканович вышел в огород. Сорвал несколько гроздьев красной, уцелевшей от дроздов рябины. Тихонько закрыл отводок, пошел за деревню.

Горький отрадный дым от костров тут и там таял в ясном неощущаемом воздухе: копали везде картошку. Стая прилетевших из леса и готовящихся в путь скворцов опустилась в поле; за речкой, за желтым березнячком кричали ребятишки. Белая колокольня развороченной церкви явственно выделялась на спокойном, по-осеннему кротком небе. Зыбкая речка, огибавшая холм с кладбищем, не двигалась, и синенькое небо, отраженное ею, казалось чище настоящего, верхнего неба. На кладбище, в старых вербах, тенькали синички.

Текст, скажете вы? Да, текст. Он может жить и в планшете, и в звуке аудиокниги, и по-старому, конечно – на сброшюрованных листах, под обложкой. Это дело привычное. К нему надобно только обратиться, и всё оживёт само собою.

2 вариант

Рассматривая прозу В. Белова «Привычное дело», мы можем почувствовать тоску автора по деревне. Между строк читается, что Белов знает о деревенской жизни не понаслышке.

Главными героями повести становятся Иван Африканович Дрынов и его большая семья. Иван оказался в числе спасшихся от цепких лап войны, у него много детей, и он их очень любит.

В «Привычном деле» нет какого-то захватывающего сюжета, мы видим жизнь обычной деревенской семьи. Всё написано с особым колоритом, все герои любят свою жизнь, спокойно и с любовью проживая каждый свой день.

Вместе с наблюдением за счастливой жизнью крестьян, можно заметить и негативную сторону. Спустя столько лет после войны, а деревня всё никак не может восстановиться, по-прежнему есть голод и нищета. Наши герои самоотверженно трудятся, чтобы прокормить большую семью, но трудолюбие не спасает их от нужды. У них есть кормилица, член семьи – корова Рогуля. Именно благодаря её, они до сих пор ещё хоть как-то держатся на плаву. Отец семейства тайком ночью заготавливает сено, но его уличают в этом, отбирают сено и грозятся судить за преступление. Не зная как дальше жить и кормить своих ребятишек, Иван вынужденно уезжает в Мурманск на заработки. Он очень опечален, его мучает тоска по своей семье и деревне, поэтому он возвращается домой, но тут его настигает удар – любимая жена Катерина скончалась.

Некоторые моменты, присущие жизни тогдашних крестьян, могут приводить в ужас теперешнее поколение. Например, Катерина, только что родившая ребенка должна была вставать ещё до рассвета, чтобы идти трудится на ферму. Носить тяжелые ведра воды.

Главный герой, Иван Африканович предстает как образец уравновешенности, спокойствия, тихого счастья. У него всё в жизни удалось – есть любимая жена, дети подрастают, есть дом. Он верит в силу правды и совести, верит, что именно с ними можно достичь счастья и спокойствия.

Название повести «Привычное дело» — это и есть любимая фраза Ивана Африкановича. Он привык к нищете, и труд воспринимает со словами – привычное дело. Он не жалуется на свою судьбу, довольствуется малым и счастлив быть тем, кто он есть. Он питается энергией от природы. Она – главный вдохновитель Ивана.

Катерина под стать своему мужу, энергичная, добрая женщина. Дети купаются в её любви и её матери. Не забывает она и про творчество. У Катерины прекрасный голос, она с удовольствием поет и танцует.

Катерина и Иван очень привязаны друг к другу, и мы чувствуем их любовь на страницах повести.

Тема

В анализируемом произведении отразились мотивы, традиционные для мировой литературы. Тем не менее автор сумел подать их по-новому, интерпретировав образы так, чтобы они заставляли читателя задуматься о важных проблемах человеческой жизни.

В центре произведения две темы – курортный роман и боязнь осуждения со стороны общества. Вторая тема раскрывается в контексте первой, вносит в рассказ философский смысл. Система образов неразветвлённая. Главную роль играют Дмитрий Дмитриевич и Анна Сергеевна, второстепенные герои – жена и дети Дмитрия Дмитриевича, муж Анны Сергеевны.

Из первой части читатель узнаёт, что на отдых в Ялту приехал работник банка Дмитрий Дмитриевич Гуров. Он уже успел освоиться, как услышал, что в городе появилась «дама с собачкой». Мужчина решил непременно с ней познакомиться. А. Чехов сразу рассказывает, что Дмитрий Дмитриевич женат, имеет детей. Но женили его рано, поэтому супруга казалась ему старше, к тому же он не находил её интересной. Герою удалось познакомиться с «новой» дамой. Женщина оказалась замужней и гораздо младше него. В Ялте она спасалась от скуки, испытываемой рядом с мужем.

Вторая часть рассказывает о развитии отношений. Дмитрий Дмитриевич красиво ухаживал за Анной Сергеевной, каждый день встречался с ней и вскоре они оказались в её номере. Анна Сергеевна фон Дидериц сначала сожалела о содеянном, ведь боялась, что её посчитают падшей женщиной. Успокоилась она только тогда, когда увидела, что не «потеряла лицо» в глазах возлюбленного. Отпуск приближался к концу, и молодые люди расстались.

Третья часть посвящена Дмитрию Дмитриевичу. Он был уверен, что забудет ялтинскую блондинку, но это оказалось невозможным. Без Анны Сергеевны ему стало неуютно в собственной семье. Страдания усиливались тем, что герой ни с кем не мог поделиться своими переживаниями, ведь он знал: общество не одобрит роман на стороне. Не мог он найти покоя и на работе, поэтому решил ехать в провинциальный городок, где жила Анна. В городе С. влюблённые не могли встречаться, оставаясь незамеченными, поэтому Анна пообещала приезжать в Москву.

О московских встречах рассказано в четвертой части. Герои были обречены прятаться со своей любовью, так как понимали: жестокое общество не поймёт и не одобрит их душевных порывов.

В контексте указанной выше темы сформировалась проблематика рассказа: любовь, брачные узы, ложь, взаимоотношения в семье. Особо выделяются проблемы человека и общества, нравственности, так как они отражены во всех частях.

Идея рассказа ­– показать, как боязнь общественного осуждения может сковывать человеческие чувства, становиться преградой на пути к счастью.

Основная мысль: принимая любое решение, человек должен подумать, что для него важнее, одобрение окружающих или счастье.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 12 В каком году Быков написал повесть «Сотников»?
  2. 1968;
  3. 1969.

(новая вкладка)

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Быков
  4. Анализ повести Сотников

Произведение основано на событиях реальной действительности, происходящих в период Великой Отечественной войны, поэтому по жанровой направленности относится к стилю философского реализма.

Основными персонажами повести представляются два товарища, Сотников и Рыбак, воюющие в партизанском отряде, и в соответствии с сюжетной линией оказываются плененными немецкими захватчиками.

Композиционная структура произведения состоит из двух частей, в которых действие повести разделяется на события, предшествующие плену героев, и непосредственное нахождение в плену, где персонажи оказываются поставленными перед необходимостью сделать самый страшный выбор в своей жизни.

Противопоставление персонажей повести в образах Сотникова и Рыбака является основой композиции произведения, выраженной в их внутренних монологах, диалогах, воспоминаниях из прошлой жизни, в повествовательном содержании раскрывающихся в разном нравственном мировоззрении героев.

Сюжетная линия повести по авторскому замыслу имеет стремительное развитие, при этом писатель ставит своих героев в обстоятельства, усложняющие их жизнь в прогрессирующем порядке (военное время, наступление болезней, ощущение постоянного голода, получение ранений, фашистский плен), с целью создания ситуации, в которой необходимо принять единственное верное жизненное решение либо в виде предательства, либо смерти.

Сотников характеризуется писателем в качестве полной противоположности своему товарищу, человека, сумевшего выдержать с честью и достоинством неимоверные издевательства и пытки, оставшегося настоящим патриотом отчизны. Герой, поставленный в нечеловеческую ситуацию, будучи глубоко нравственным человеком, делает свой жизненный выбор в пользу смертельного исхода, стойко и выдержанно принимая собственную кончину.

Для раскрытия характеров героев писатель тонко и точно используется сложные психологические зарисовки, отличающиеся многогранностью, разноплановостью и правдивостью, позволяющие воспринимать повествование в мельчайших деталях, при этом не делая акцента на авторском отношении к поступкам персонажей повести.

Эпизоды из детства героев, представленные в виде их воспоминаний, позволяют подчеркнуть влияние воспитания детей на формирование их дальнейших личностных качеств.

Повесть затрагивает насущные проблемы человеческого общества в виде справедливости, совести, гуманизма, чести.

Тема

Тема — это основа произведения, его содержание; изображенные события и явления, которые исследует и оценивает автор. Тема может появляться в художественных произведениях многих писателей, она не является единой для определенного направления или рода литературы.

Тема произведения неразрывно связана с его идеей. М. Горький Писал, что «тема – это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно, и, требуя воплощения в образах, возбуждает в нем позыв к работе ее оформления».

Тема
Главная Частная Вечная
Тема, определяющая единство художественного произведения, т.е та, без которой повествование потеряло бы связующую часть. (Тема семьи в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети», изображение столкновения двух разных эпох). Тема, не являющаяся основой произведения. Она может показывать разные стороны главной темы. (Показ семейных отношений представителей двух разных эпох. Базаров и его родители, Аркадий и его семья в произведении И. С. Тургенева «Отцы и дети») Темы, общие для всей мировой литературы. Тема отцов и детей, любви, смерти, войны.
И главная, и побочная темы в совокупности составляют тематику художественного произведения.

Тема, идея и проблематика произведения

В рассказе затрагиваются такие темы и проблемы:

  • супружеская верность и измена;
  • семейные узы;
  • тайная связь;
  • вопросы нравственности;
  • консервативность общества XIX века.

Ведущей темой в произведении является настоящая любовь. Она заставляет героев меняться, перерождаться и задумываться о глобальных жизненных вопросах. Влюбившись в чистую, светлую и прекрасную женщину, Гуров, называвший женщин «низшей расой», и сам меняется в лучшую сторону, а его глубоко скрытые положительные качества выбираются из «оболочки», распускаются, как цветок.

Также на первом месте в рассказе стоит тема супружеской измены: вокруг неё и закручен сюжет. Традиционно неверность в браке порицается обществом, однако автор показывает, что очень часто на измену людей толкают многие причины, главная из которых — отсутствие любви в браке. Особенно актуально это было для того времени, когда молодые люди вступали в брак против своей воли: их женили на подходящих кандидатурах ради статуса в обществе, лишая их свободы выбора. В таком браке даже появлялись дети, но, разумеется, не было любви.

Каждый из героев жил в своеобразном «футляре», ограждающем их от скучного общества, в котором им приходилось существовать. Гуров редко бывал дома с женой, находя спасение в краткосрочных романах.

Анна же спасалась от одиночества тем, что завела собаку, но однажды ей стало так тошно и плохо, что она решила совершить поездку в Ялту, фактически сбегая от обыденности.

Среди аргументов к сочинению «Дама с собачкой» следует упомянуть основную идею и смысл произведения. Оно рекомендует пересмотреть привычные моральные устои, на которых держится общество. Если в семье нет любви, её вряд ли можно назвать счастливой: супруги лишь лицемерят друг другу, а лицемерие не может стать достойным фундаментом и непременно рано или поздно даст трещину. Иногда не стоит создавать видимость семьи в угоду обществу, скрывая правду и маскируя проблемы: порой лучше развестись во имя настоящей любви и свободы, действуя так, как велит сердце.

https://youtube.com/watch?v=v9fkGWooVhE

Сочинение «На пороге бездны (по повести Быкова «Сотников»)»

Через много лет после победы советского народа в Великой Отечественной войне белорусский писатель Василь Быков возвращается к теме войны, так как видит истоки победы в нравственной силе народа.

В повести Быкова «Сотников» подчеркнуто заострена проблема подлинного и мнимого героизма, которая составляет суть сюжетной коллизии произведения.-В повести сталкиваются не представители двух разных миров, а люди одной страны. Герои повести — Сотников и Рыбак — в обычных условиях, возможно, и не проявили бы свою истинную натуру.

Но во время войны Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак перед лицом смерти меняет свои убеждения, предает Родину, спасая свою жизнь, которая после предательства теряет всякую цену. Он фактически становится врагом.

Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость.Идя на выполнение задания, герои по-разному реагируют на предстоящую опасность, и кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к подвигу, чем хилый, больной Сотников.

Но если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход» внутренне готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: «Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть… Иначе, зачем тогда жизнь?

Слишком нелегко дается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу».В повести Быкова каждый занял в ряду жертв свое место. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертельный путь до конца.

Рыбак стал на путь предательство только во имя спасения собственной жизни.

Жажду продолжения жизни, страстное желание жить, почувствовал следователь-предатель и, почти не раздумывая, в упор ошеломил Рыбака: «Сохраним жизнь.

Будем служить великой Германии». Рыбак еще не согласился идти в полицай, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю. Сотников при пытке терял сознание, но не сказал ничего.Сотников примирился со смертью. Он хотел бы умереть а бою, но это стало для него невозможно. Единственное, что ему оставалось, определиться в отношении к людям, оказавшимся рядом.

Перед казнью Сотников потребовал следователя и заявил: «Я — партизан, остальные тут ни при чем». Следователь приказал привести Рыбака, и он согласился вступить в полицию. Рыбак старался убедить себя, что он не предатель, что он убежит.

Обратите внимание

В последние минуты жизни Сотников неожиданно утратил свою уверенность в праве требовать от других наравне с собой. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в толпе, окружавшей место казни.

Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака.

Рыбак извиняется: «Прости, брат.» «Иди ты к черту!»— следует ответ.Что случилось с Рыбаком? Он не одолел судьбы заплутавшегося на войне человека.

Он искренне хотел повеситься. Но обстоятельства помешали и остался шанс выжить. Но как выжить? Начальник полиции полагал, что «подобрал еще одного предателя».

Но писатель оставил ему возможность иного пути: продолжение борьбы с врагом, возможное признание своего падения перед товарищами, осуждение, страдание и, в конечном итоге, искупление вины.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: