Как повлияла Южная ссылка на творчество Пушкина
А.С. Пушкин в своих стихотворениях, написанных в Петербурге после окончания Царскосельского лицея, протестовал против крепостного права и самодержавного деспотизма, хотя не был сторонником насилия, не призывал к революции.
Только дружба с уважаемыми современниками помогла поэту спастись от гнева Александра I: вместо ссылки в Сибирь или на Соловки его отправили служить на юг Российской Империи.
Пребывая в южной ссылке, Пушкин много путешествовал, влюблялся и охладевал. Невероятно одарённый человек творчески совершенствовался.
Менялись впечатления о жизни. А появлявшиеся одно за другим произведения поэта высоко оценивались современниками.
В проникнутой чувством тихой грусти элегии «Погасло дневное светило» (1820 г.), родившейся ночью на палубе во время путешествия в Гурзуф, отразилась личность самого поэта, у которого «остался в прошлом «желаний и надежд томительный обман».
Впереди ждала новая жизнь, представлявшаяся пока неопределённой.
Пушкин чувствовал себя изгнанником поневоле, желал свободы. Остроту его разочарования ослабляли уютная жизнь в доброжелательной семье Раевских, разнообразие кишинёвских и одесских впечатлений, величие и красота дикой природы Кавказа и Крыма.
Особенной популярностью среди молодёжи пользовался английский романтик Байрон. Пушкин, охваченный душевными переживаниями, тоже серьёзно увлёкся творчеством Байрона.
В южной ссылке родился талантливый русский поэт-романтик, в произведениях которого нашли отражение события, происходившие на родине.
В романтических стихотворениях поэт выражал стремление к свободе («Узник», «Кинжал»), выражал своё разочарование в прошлом («Я пережил свои желанья…», «Мне вас не жаль, года весны моей…» и других).
У Пушкина появился интерес к сильным, волевым личностям, находившимся в противоречии с обществом. Характеры таких людей представлены им в южных поэмах «Кавказский пленник», «Цыганы».
Герой «Кавказского пленника» в поисках идеала счастья в новом окружении решил оставить мир удовольствий и страстей. Но автор показал: нравственный природный мир иной, поэтому, столкнувшись с миром цивилизованным, он обречён на гибель.
В основу поэмы «Цыганы» легли молдавские впечатления Пушкина. Цыгане поразили его независимой, свободной жизнью. В цыганском таборе решил найти свободу и искренние чувства преследуемый законом главный герой произведения. Но не способный понять и принять дух цыганской вольности Алеко и здесь превратился в изгнанника.
В подтексте поэтически изложенного летописного предания, «Песне о вещем Олеге» (1822 г.), он дал понять, что поэт, подобно «вдохновенному кудеснику», «любимцу богов», обязан быть правдивым. Истинный поэт должен смело говорить о свободе, стремиться к ней.
Произведения, написанные в южной ссылке, романтически выражали мысли и переживания автора, указывали на факты его биографии.
Отличавшееся от творчества других романтиков, творчество Пушкина достигло успеха. Но поэт никогда не останавливался, к тому же он понимал, что романтизм не способен передать все сложности реальной жизни. Это осознание пришло к нему уже во время работы над поэмой «Цыганы».
Старые события сменялись новыми, появлялись новые мысли и идеалы. А.С. Пушкин уверенно шёл к следующему уровню творчества: реализму. Поэт вырос.
Источник
Дуэль и смерть
В 1833 году император пожаловал Александру Пушкину камер-юнкерский титул. Поэт был глубоко оскорблен, поскольку это звание давали лишь неоперившимся юнцам, а ему было уже тридцать пять. В то же время титул камер-юнкера давал доступ ко двору, а Николай желал, чтобы Наталья Пушкина присутствовала на императорских балах. Что касается самой Натали, которой было всего двадцать два года, она страстно желала танцевать, блистать и ловить на себе восхищенные взгляды.
Пока император платонически ухаживал за Натальей Николаевной, Александр Сергеевич тщетно пытался поправить финансовые дела. Он брал у государя ссуду за ссудой, опубликовал «Историю Пугачева», затем взялся за издание журнала «Современник», где печатались произведения Гоголя, Вяземского, Тургенева, Жуковского и самого Пушкина. Однако все его проекты оказались убыточными, а долг перед казной все возрастал.
Барон Дантес
1836 год оказался несчастливым для Александра Сергеевича. Он много работал, пытаясь разобраться с долгами. Весной умерла его мать, и поэт очень горевал. Далее последовали сплетни, связанные с именем Натальи Николаевны и гвардейцем-французом бароном Дантесом, который без стеснения ухаживал за супругой Пушкина.
Первая дуэль стараниями друзей поэта все же не состоялась, хотя Александр Сергеевич готов был с оружием в руках защищать честь своей Натали, в верности которой был абсолютно уверен.
Вскоре по столице вновь поползли слухи, да и сам Геккерн интриговал против Пушкина и его жены, стараясь опорочить обоих. Взбешенный поэт отправил послу оскорбительное письмо. Геккерн не имел возможности лично драться на дуэли, поскольку это означало крах его дипломатической карьеры, и Дантес, выступая в защиту своего приемного отца, вызвал Александра Сергеевича на дуэль.
«Дуэль Пушкина с Дантесом». Художник А. А. Наумов, 1884 год
Роковая встреча противников состоялась 27 января 1837 года на Черной речке. Пуля, выпущенная французом, пробила шейку бедра и попала в живот Пушкину. Это и стало причиной смерти поэта, поскольку в то время такое ранение было неизлечимо. Два дня прожил Александр Сергеевич в страшных мучениях.
Не теряя мужества и присутствия духа, Пушкин переписывался с императором, который пообещал взять на себя заботу о его семье, исповедался священнику, попрощался с близкими и скончался 29 января (10 февраля – по новому стилю) 1837 года.
Могила Александра Сергеевича Пушкина
Отпевали солнце русской поэзии в церкви Спаса Нерукотворного Образа, а похороны состоялись 6 февраля в Святогорском монастыре. Могила поэта, согласно его желанию, расположена рядом с могилой матери.
После смерти Пушкина благодарные потомки воздвигли множество памятников в его честь. Только в Петербурге и Москве их насчитывается около сорока.
Влияние Байрона и Шенье
В эти годы романтическая лирика Пушкина считается господствующей. Александр Сергеевич на юге познакомился с произведениями Байрона (портрет его представлен выше), одного из лучших поэтов данного направления. Александр Сергеевич начал воплощать в своей лирике характер так называемого «байроновского» типа. Это разочарованный индивидуалист и вольнолюбивый мечтатель. Именно влияние Байрона определило творческое содержание поэзии Пушкина южного периода. Однако неверно связывать это время исключительно с воздействием английского поэта.
Пушкин на юге испытал влияние не только Байрона, но и Шенье (портрет представлен выше), творившего в системе классицизма. Поэтому творчество 1820-24 гг. развивается из противоречия между двумя этими направлениями. Александр Сергеевич пытался примирить их. В его поэтической системе наблюдается синтез классицизма и романтизма, выражение ясным и точным словом психологических переживаний, эмоциональной субъективности.
Пушкин в Михайловском
Леонид Непомнящий. Аринушкины сказки (фрагмент). 2005. Частное собрание
Николай Репин. Осень в Михайловском (фрагмент). 1999. Частное собрание
Николай Ге. Портрет Александра Пушкина в селе Михайловском (фрагмент). 1875. Харьковский художественный музей, Харьков, Украина
В Михайловском Пушкин вел уединенный образ жизни. Родители вместе с сестрой Ольгой и братом Львом покинули имение, чтобы ссыльный дурно не влиял на семью. Поэт поначалу обрадовался тишине и спокойствию, но с наступлением осенних холодов затосковал. Единственным развлечением для Пушкина стали беседы с няней Ариной Родионовной. Ее сказки, как говорил поэт, исправляли недостатки французского воспитания. Он записывал сюжеты волшебных историй, а позднее использовал их в своих произведениях.
Затворнический образ жизни не стал губительным для Пушкина, скорее наоборот: писатель много читал, работал, размышлял о творчестве. В первую михайловскую осень он начал писать «Бориса Годунова». Эта трагедия стала важным этапом в творчестве поэта: он перешел от романтизма с его героикой к реалистическому воплощению персонажей.
Из творчества поэта ушли экзотика и отвлеченность, на первый план вышли современные ему реалии. Завершив трагедию, Пушкин написал князю Петру Вяземскому: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!»
Пушкин завершил начатое в Одессе стихотворение «К морю», возобновил работу над автобиографическими записками, написал шуточную поэму «Граф Нулин», любовное стихотворение-посвящение «К ***».
Внешность
Рост А. С. Пушкина составлял 2 аршина 5 вершков с половиной (он замерен художником Григорием Чернецовым 15 апреля 1832 года) . Это 166,7 см, что на то время было для мужчины немало (рост жены Пушкина составлял 173 см). О внешности Пушкина у современников сложились различные мнения. В бо́льшей степени они зависят от отношения к нему. В общепринятом понимании Пушкина никто не называл красивым, однако многие отмечали, что черты его лица делались прекрасными, когда становились отражением его одухотворённости. М. В
Юзефович особенно обращал внимание на глаза Пушкина, «в которых, казалось, отражалось всё прекрасное в природе». Л
П. Никольская, встретившая в 1833 году Пушкина на обеде у нижегородского губернатора, так описывает его:
«Немного смуглое лицо его было оригинально, но некрасиво: большой открытый лоб, длинный нос, толстые губы – вообще неправильные черты. Но что у него было великолепно – это тёмно-серые с синеватым отливом глаза – большие, ясные. Нельзя передать выражение этих глаз: какое-то жгучее, и при том ласкающее, приятное. Я никогда не видела лица более выразительного: умное, доброе, энергичное. <�…> Он хорошо говорит: ах, сколько было ума и жизни в его неискусственной речи! А какой он весёлый, любезный, прелесть! Этот дурняшка мог нравиться…»
Хронологическая таблица Пушкина
Хронологическая таблица Пушкина охватывает главные события жизненного и творческого пути великого поэта. Материал будет интересен всем, кто интересуется классической русской литературой, а также творчеством гениального писателя. Таблица разработана в формате краткой биографии Пушкина по датам, поэтому рекомендуется школьникам при подготовке к урокам литературы.
Несмотря на то, что жизнь гениального поэта оборвалась, когда ему исполнилось всего 37 лет, его наследие оказало огромную роль на развитие современной русской культуры. Произведения писателя известны во всем мире. Хронологическая таблица основных периодов жизни и творчества Пушкина поможет ознакомиться с основными этапами и ключевыми датами в судьбе писателя, освежить в памяти имеющиеся знания.
1799 год, 26 мая (6 июня) – Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве.
1811 – Пушкина зачисляют в Царскосельский лицей.
1813 – А.С. Пушкин пишет поэму «Монах».
1814 – Пишет поэму «Бова».
1817 – Пушкин оканчивает лицей в чине коллежского секретаря, после чего его определяют в Коллегию иностранных дел.
1818 – Пишет стихотворения «Любви, надежды, тихой славы…», «Вольность», «Н. Я. Плюсковой».
1819 – Пушкина принимают членом литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа».
1820 – Заканчивает поэму «Руслан и Людмила», которая получает негативные отклики критиков;
пишет произведения: «Погасло дневное светило», «Черная шаль», «Узник», «Наполеон», «Кавказский пленник»;
в конце весны Пушкин едет на Кавказ, а потом в Крым, чтобы поправить свое здоровье.
1821 – Создает поэму сатирического плана «Гаврилиада».
1822 – Создается поэма «Братья разбойники».
1823 – Александра Пушкина отправляют на службу к графу М.С. Воронцову;
начинает писать роман в стихах «Евгений Онегин»
1824 – Из-за ссор с графом Воронцовым Пушкина ссылают в родное имение Михайловское, под надзор его отца;
пишет свое знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».
1825 – Оканчивает поэму «Борис Годунов», стихотворение «Зимний вечер» и «19 октября».
1825, 14 декабря – Дописывает поэму в шуточном стиле «Граф Нулин».
1826, 8 сентября – Пушкин был удостоен аудиенции с Николаем І. В результате этой встречи писатель и император обрели взаимопонимание. Это хорошо просматривается в стихотворении Александра Сергеевича «Стансы»;
заканчивает писать «Пророк».
1829 – Уезжает на Кавказ.
1831 – Пушкин женится на Н.Н. Гончаровой.
1833 – Повести «Повести Белкина» и «Пиковая дама»;
«Евгений Онегин» впервые полностью, во всех частях, выходит на свет в Петербурге.
1837, 27 января – Состоялась дуэль с Дантесом, в результате которой Пушкин был тяжело ранен.
1837, 29 января (8 февраля) – Александр Сергеевич Пушкин скончался.
Источник
Южная ссылка
В мае 1820 года Александр Пушкин выехал из Петербурга в Екатеринослав. Так началась ссылка поэта на юг Империи. Причины южной ссылки Пушкина были весьма тривиальны: выпуск «в свет» нескольких едких эпиграмм на власть предержащих самого высокого уровня. Даже в наши дни за подобное предусмотрена хоть и формальная, но всё же весьма неприятная ответственность. Что же говорить о тех смутных временах, когда даже шуточное представление монарха на карикатуре приравнивалось к государственной измене. Как бы то ни было, благодаря вмешательству в дело Чаадаева и Карамзина, серьёзных последствий молодой Пушкин смог избежать. География поездок Пушкина в период 1820-1824 годы была весьма обширной и включала в себя юг Малороссии, Крым, Бессарабию. Биография поэта того периода наполнена яркими событиями: тут и поездки поэта по Крыму, и прелести армейской жизни в Кишиневе, и богатая событиями и интригами, почти столичная, жизнь в Одессе. Период южной ссылки – романтический период творчества А.С. Пушкина. Романтизм поэта не был навязан модными веяниями западной литературы, он являлся отражением того времени и тех событий, которые имели место на его родине – ведь тогда в русском обществе происходили серьёзные изменения: носители наиболее передовых на тот момент идей задумывались о переходе от революционных мечтаний к революционным действиям. На юге Империи поэт попадает в раскалённую среду революционной романтики. Лирика поэта того времени и является отражением идей и чаяний той среды.
Почти все творчество Пушкина в то время – это романтические произведения. Первое стихотворение, созданное им в августе 1820 г. – «Погасло дневное светило» было написано под впечатлением от прекрасного путешествия в Гурзуф. Это была классическая романтическая элегия, однако, в ней происходит переход Пушкина от беспроблемной юности к творческой зрелости, при котором поэт осознаёт ответственность за свой талант, учится непредвзято судить сам себя.
Через несколько дней Пушкин приступает к написанию «Кавказского пленника», над которым работает более полугода. Здесь впервые в отечественной литературе читателю предстаёт новый образ романтического героя. Он не просто переживает романтические чувства, но и воплощает свои идеи в жизнь. Это принципиально новый типаж – в отличие от предыдущего поколения, целью жизни которого были наслаждения и праздности, здесь мы наблюдаем попытку современников Пушкина найти более высокий идеал человека, найти действительно интересную цель в жизни. В характере главного героя отражается неизбежный переход от праздной юности к зрелости, когда личность, помимо жизни страстями и удовольствиями, хочет жить мыслью и действием.
Более поздние стихи Пушкина периода южной ссылки – это поэмы «Бахчисарайский фонтан» (1823 г.) и «Цыганы» (1824 г.). В них герои ещё более романтизированы, чем в «Пленнике». Критика общества, выраженная словами Алеко, главного героя «Цыган», это не просто развенчание старых идеалов, это декларирование романтического героя, вообще никак не связанного с обществом, окончательно порвавшего с ним. Но здесь Пушкин как-бы хочет показать, к чему приводит «абсолютный романтизм», показывает что романтика, оторванная от реалий жизни, ни к чему хорошему не приведет. Именно в процессе написания «Цыган» происходит начало преображения Пушкина, его уход от романтизма; как раз тогда автор приступает к первым наброскам своего бессмертного произведения «Евгений Онегин».
Говоря кратко о южной ссылке Пушкина, можно сделать вывод: по окончании ссылки в творчестве автора наметился перелом. Пушкин попрощался со своим романтическим прошлым, с его героями и идеалами, он, как говорят, перешел на новый уровень. Он вырос. Переход от романтических поэм к реализму, от элегий к трагедиям совершался не только от перемены мыслей и идеалов в душе поэта, но и под воздействием обстоятельств, вносимых в его жизнь событиями того исторического периода.
Окончательную точку в своём романтическом периоде Пушкин поставил 7 апреля 1825 года, когда в деревеньке Воронич заказал панихиду по Джорджу Байрону. Многие восприняли этот жест, как очередную экстравагантную выходку поэта. Никто тогда не понимал, что эта панихида по «Байрону в себе». Пушкина-романтика больше не было, появился Пушкин-реалист.
Источник
Выезд в Петербург накануне 14 декабря 1825 года
Вильгельм Кюхельбекер и Кондратий Рылеев на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Рисунок Александра Пушкина. Петербург, 1827 год
История о неудавшейся поездке Пушкина в Петербург накануне 14 декабря была много раз зафиксирована его современниками со слов поэта:
Очевидно мифологизированная, эта история дополняется тем, что Пушкин, смастерив себе подложный «билет», выехал из Михайловского под именем крепостного Алексея Хохлова.
Более убедительной кажется интерпретация «тригорской соседки» Пушкина, Марии Осиповой Мария Ивановна Осипова (1820–1896) — одна из младших дочерей Прасковьи Алек сандровны Осиповой, соседки Пушкина и его близкого друга. Воспитывалась и всю жизнь прожила в Тригорском, где познакомилась с поэтом. А. И. Тургенев после знакомства с нею назвал ее «милой и умной почита тельницей великого русского таланта Пушкина».. По ее воспоминаниям, Пушкин решил срочно вернуться в Петербург не до, а после того, как узнал о вспыхнувшем восстании:
Логика этого предположения, впрочем, не объясняет, действительно ли Пушкин счел перебегавшего дорогу зайца плохой приметой или оставался в Михайловском по какой-либо другой причине, — проблема во многом заключается в том, что Осиповой в 1825 году было 5 лет.
«Француз» в Царскосельском лицее
Илья Репин. Александр Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года (фрагмент). 1911. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
В 1811 году родители Пушкина решили отдать сына в Иезуитский коллегиум, но их планы изменились, когда в Царском Селе открылся лицей для дворянских детей. По протекции друзей Пушкины устроили 12-летнего сына в элитное заведение. Изначально здесь собирались готовить детей из императорской семьи и их сверстников к высшим гражданским чинам. Но статус Лицея понизился: Пушкин учился в привилегированном и закрытом учреждении, но среди равных себе детей из обедневших фамилий. В стенах Лицея многие крепко сдружились. Три товарища — Иван Пущин, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер — остались друзьями Пушкина на всю жизнь.
В Лицее преподавали известный юрист Александр Куницын, философ Александр Галич, филолог Николай Кошанский. Именно профессора в большей степени влияли на интеллектуальное и нравственное становление лицеистов — родные могли навещать своих детей только по выходным. В будние дни занятия начинались в семь утра и продолжались до позднего вечера. В годы учебы Александр Пушкин воспринимал альма-матер как «монастырь» и мечтал о свободе, которая наступит с окончанием Лицея.
Учился Пушкин не очень хорошо, особенно тяжело юному писателю давались логика и математика. При блестящей памяти ему недоставало усидчивости и внимания. Однако преподаватели отмечали эрудицию воспитанника. В Лицее он продолжал много читать и писать тексты на французском языке. Лицеист Сергей Комовский вспоминал, что из-за любви к этому языку Пушкина «называли… в насмешку французом, а по физиономии и некоторым привычкам обезьяною и даже смесью обезьяны с тигром».
На русском языке Александр Пушкин составлял небольшие эпиграммы и послания, а также намечал структуру будущей автобиографии. Юного автора настолько увлекало литературное творчество, что идеи произведений рождались одна за другой на несколько месяцев вперед: «Вчера написал я третью главу «Фатама, или Разум человеческий». <…> Начал я комедию — не знаю, кончу ли ее. Третьего дня хотел я написать ироическую поэму «Игорь и Ольга». Летом напишу я «Картину Царского Села»».</…> Писал Пушкин и стихотворения. В 1814 году он впервые опубликовал одно из них — «К другу-стихотворцу» — под псевдонимом Александр Н.к.ш.п. в журнале «Вестник Европы».
Первый крупный успех ждал Пушкина в 1815 году во время зимнего переводного экзамена — 15-летний лицеист прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе». На экзамене присутствовал Гавриил Державин, он был потрясен творением юного поэта. Пушкин позже писал: «Не помню, как я кончил свое чтение; не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять… Меня искали, но не нашли».
Усадьба после смерти владельца
После смерти Михайловское перешло детям — Александру, Марии, Григорию и Наталье Пушкиным. Однако почти 30 лет тут никто не жил, из-за чего усадьба пришла в сильный упадок. Вдова Наталья Николаевна только перевезла в дом библиотеку поэта в 1841 году, а через 3 года увезла обратно, когда вышла замуж повторно. В 1848 году журналист Мацкевич писал, что усадьба пришла в запустение и крайне ветхая, всюду плесень, гниль, сад зарос, а строение грозились упасть в любой момент.
Михайловское пережило второе рождение только в 1866 году, когда сюда приехал Григорий Александрович, младший сын Пушкина, с молодой женой. Он снес все ветхие постройки и перестроил усадьбу, обустроил отцовский кабинет, привезя сюда некоторые его вещи и библиотеку. По сути Григорий Пушкин создал первый мемориальный уголок поэта, который в 1875 году был запечатлен на картине Ге «Пушкин и Пущин в Михайловском». Этот же вариант кабинета принят музейными сотрудниками сегодня.
Но на этом тяжелые времена не закончилась:
- В 1899 году Григорий Александрович переселился в имение жены и продал усадьбы. Его выкупила казна и передала во владение местного дворянства.
- Летом 1908 года дом сгорел, в имении остались только некоторые пристройки.
- Усадьбу восстановили через год, проект был подготовлен архитектором Щуко.
- В 1911 году тут открыли колонию для престарелых литераторов.
- Во время Революции в феврале 1918 года крестьяне разграбили имение, некоторые постройки были сожжены.
- В 1921 году Михайловское вновь восстановили, а в следующем году объявили музеем-заповедником. Через 14 лет в его состав включили и некоторые другие места: Савкину Горку, городище Воронич, Святогорский монастырь (возвращен Церкви в 1992) и усадьбу Петровское.
- К годовщине гибели поэта (100-летию) в 1937 прошло массовое восстановление строений.
Во время Великой Отечественной войны заповедник сильно пострадал: были уничтожены жилые хозяйские здания и постройки монастыря, повреждены могила Александра Пушкина и многие усадебные строения. После войны началось глобальное восстановление, в котором активное участие принял директор музея Гейченко.
Возникновение литературы «мировой тоски». Роль Шатобриана
Литературное настроение «мировой скорби» начало возникать еще в середине XVIII-го века. Век французской просветительской философии был эпохой блестящей, самодовольной цивилизации, эпохой холодной и умной, по своим убеждениям, впрочем, не всегда глубокой и потому шаткой. В вожаках эпохи было мало любви и страсти, «много логики». Этот век, додумавшийся до беспросветного материализма, представивший человека, как машину («L’homme machine» Ламетри), умудрился не только на всю жизнь человека, всего государства, но и на жизнь мира смотреть так же просто и близоруко. Руссо выразил свой протест этому во имя забытого «чувства». Он обрушился на эту холодную, рассудочную культуру, он признал, что цивилизация делает людей «несчастными»… Это признание и было зерном, из которого развернулась европейская «мировая скорбь».
На первых порах ученики Руссо попытались бороться с рассудочностью века, с ложью и односторонностью цивилизации во имя идеалов правды, простоты и любви. В Германии эти сторонники Руссо создали настроение «Бури и натиска», во Франции – ту революцию, которая должна была перестроить всю жизнь на началах любви, на идеалах «равенства», «братства» и «свободы». В литературе Германии это увлечение протестом, увлечение своей «свободной личностью», привело к Вертеру, разочарованному юноше, который кончает жизнь самоубийством. На земле ему нет места, или он должен смириться, как смирились Гете, Шиллер и другие. Во Франции разочарование выразилось еще сильнее, революция показала, что апостолы прекрасных слов: «свобода», «равенство» и «братство» часто оказывались самыми обыкновенными тиранами, необузданными и свирепыми… Революция разбудила в обществе все темные силы, и недавний гражданин-идеалист предстал зверем. Насколько прежде была безгранична в людях вера в себя и в ближнего, настолько теперь стало безгранично его отчаянье. Он озлобился против людей, виновников этого несчастия, стал презирать их и ненавидеть, от любви перешел к вражде, к холодному индифферентизму и кончил самым мрачным осуждением жизни… Его скорбь об этом мире дошла до крайних пределов, она превратила его в скептика и мизантропа. И революция, и империя Наполеона одинаково вели к этому антиобщественному настроению. Рене Шатобриана, этот разочарованный эгоист, бросающий родину и уходящий от людей в леса и степи Америки – лучший представитель этого настроения.
Так почему Пушкина отправили в ссылку через 2 года?
Кто и за что сослал Пушкина на юг? Объяснение поэта за свои стихотворения перед высшим военным руководством
В круговороте светской жизни Пушкин не только развлекается — он вступает в круг политических споров, общается с Чаадаевым, с членами «Союза благоденствия». В его стихах звучат призывы к вольности, к свержению деспотизма. Рукописи распространяются среди друзей, их читают в салонах. Сатира на Александра I и ода «Вольность» делали ситуацию напряженной.
Весной 1820 военный генерал-губернатор Петербурга граф Милорадович потребовал от Пушкина объяснить появление стихотворений, содержание которых несовместимо с должностью государственного чиновника. На горизонте показалась Сибирь, куда отправят Пушкина в ссылку за вольнодумство. Но Карамзин и Жуковский упросили царя не поступать сурово — и наказание была заменено на «перевод по службе» в Екатеринослав под начальство генерала Инзова.
Тем, кто отправил Пушкина в ссылку, был лично император Александр. У него уже определились свои счеты с непокорным дворянином.
Южный город, куда был сослан Пушкин, стал для него источником новых впечатлений и тем. С 1820 по 1824 год поэт побывал с семейством героя 1812 года генерала Н. Раевского на Кавказе и в Крыму, в течение трех лет служил в Кишиневе в канцелярии наместника Бессарабии. Посетил Одессу, Киев, путешествовал по Молдавии.
Творческий багаж южного периода биографии, помимо стихотворений, — поэмы «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Братья-разбойники». И в Михайловском продолжали разрабатываться темы, навеянные периодом 1820–1823.
Летом 1823 г. его перевели под начальство графа Воронцова в Одессу. Тот, зная, за что сослали Пушкина, донимал его мелкими придирками, требуя неукоснительного соблюдения надзорных требований. Поэт дерзил графу, к тому же начал ухаживать за его женой. Терпение Воронцова лопнуло — и он под предлогом «дурного поведения» его поднадзорного, добился предписания отправить непокорного романтика в Михайловское.
Послания
Александру Сергеевичу настоящее виделось неопределенным, унылым и бесприютным. Часто появлялись психологические параллели с другими опальными поэтами – Овидием, Баратынским и Байроном. В 1821 году Пушкин создал послание «К Овидию», а также историческую элегию под названием «Наполеон». Яркие образы странников и изгнанников представлены также в посланиях к Баратынскому, написанных в 1822 году.
Отметим, что для посланий характерны такие жанровые особенности элегий, как фрагментарность, быстрая смена чувств, исповедальность. Для Александра Сергеевича они являлись формой обращения как к новым знакомым, так и к друзьям из Петербурга. Круг адресатов очень широк: Н. И. Гнедич, А. А. Дельвиг, П. А. Вяземский, П. А. Катенин, П. Я. Чаадаев, Е. А. Баратынский, Ф. Ф. Юрьев и др. Эти послания порой становились письмами-исповедями. Александр Сергеевич размышлял в них о жизни в изгнании, порой вспоминал радость общения со своими друзьями. В таких произведениях, как «Послание цензору», «К моей чернильнице», «К Овидию», представлены раздумья поэта о ситуации в литературе, о творчестве, о превратностях судьбы.
«Снова в Петербурге»
Период после возвращения поэта из ссылки в Михайловское условно называют «Снова в Петербурге» (1826-1830-е гг.) Сначала Пушкин, человек искренний и порывистый, увидел в новом царе то, что ему хотелось увидеть: надежду на лучшее будущее России. Поэтому он абсолютно искренен, когда пишет в стихотворении «Друзьям» (1828): «Нет, я не льстец, когда царю хвалу свободную слагаю: Я смело чувства выражаю, Языком сердца говорю». Тем более что заканчивается это стихотворение глубочайшей мыслью, обращенной, вероятно, непосредственно к царю: «Беда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу…».
Однако действительность не оправдала надежд поэта, и он, далеко не случайно, обращается в своем творчестве к образу Петра I, в котором, как мы знаем, многие русские поэты видели образец служения интересам России. Так появляется поэма «Полтава» (1828), в которой противостоят друг другу образы царя-героя и гетмана-изменника, причем каждый из них выписан именно в этом ключе, образы эти почти лишены психологизма, герои предстают как государственные деятели по преимуществу. Крупнейшей творческой удачей поэта можно считать образ Марии, который «имел большое значение не только для русской поэзии…».
В этот период лирическое дарование поэта заблистало новыми гранями. Пушкин проявил себя как верный друг, который не отрекается от друзей тогда, когда они оказываются в опале и когда признание в симпатии к ним далеко не безопасно, о чем недвусмысленно свидетельствуют стихотворения «Во глубине сибирских руд…» (1827), переданное в Сибирь декабристам, и «Арион» (1827), в котором есть такие строки: «Лишь я, таинственный певец, На берег выброшен грозою, Я гимны прежние пою…». Кроме этих стихотворений, созданы и такие лирические шедевры, как «Зимняя дорога» (1826), «Талисман» (1827), «Дар напрасный, дар случайный…» (1828), «Анчар» (1828), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» (1829), «Зимнее утро» (1829), «Я вас любил, любовь еще, быть может…» (1829), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829)… Это была по-прежнему пушкинская лирика, но теперь поэт достиг высочайшего уровня философского обобщения, в его стихотворениях стала доминировать подлинная мудрость, которая выражалась в по-прежнему совершенных строках.
Южная ссылка
Именно с конца весны 1820 года в жизни Пушкина начинается трудный период. С момента опубликования его поэмы «Руслан и Людмила» на него сыпятся жёсткие нападки критиков за «неканонический текст». А за «политические» стихи на него обрушивается гнев императора (Александра I), и поэта едва не ссылают в Сибирь, в последний момент заменяя Сибирь на Екатеринослав – маленький захолустный городок на юге России. В этот момент многие отворачиваются от Пушкина, о нём ходят порочащие его честь сплетни, к примеру, о том, что власти подвергли его телесному наказанию. Для Пушкина наступает пора первого серьёзного разочарования во многих людях.
Узнав о его эпиграммах и оде «Вольность» полиция провела на квартире поэта обыск. Когда зашла речь о том, чтобы выслать Пушкина в Сибирь, многие заступились за него. Среди них был Энгельгардт, Чаадаев, Карамзин, Жуковский, президент академии художеств Васильчиков и др. После того, как по Питеру пошли слухи о том, что Пушкин был высечен розгами, поэт пришёл в страшное негодование. Он даже думал о преступлении или самоубийстве… Из-за этого он был даже рад ссылке.
Гений Пушкина даже это изгнание сумел обратить себе на пользу и получить от южной ссылки массу разнообразных впечатлений. И всё же вынужденное изгнание породило в последующие годы печальное и даже озлобленное настроение.
В южной ссылке Пушкин пробыл четыре года – с 1820 по 1824 годы. На протяжении 4 лет он находился под строгим присмотром, и это угнетало поэта. Он считал такой распорядок унижением. В первые месяцы своей ссылки канцелярия, в которой он служил, была перенесена из Екатеринослава в Кишинёв. Служба его была необременительной, и поэт много путешествует. Он посещает Каменку, Киев, Одессу, Аккерманн и Измаил. Это даёт ему новые материалы для творческого вдохновения. Это были годы политического роста поэта, основанного на идеях Ж.-Ж. Руссо.
Прадед — генерал Абрам Петрович Ганнибал
Прадед по матери. Происходил из знатного княжеского абиссинского рода. Во время турецкой войны был врагами взят заложником. В Константинополе жил во дворе султана, выкуплен русским посланником дьяком Украинцевым и привезен в Россию. Петр I окрестил смышленого арапчонка и назвал Петром, но Абрам сохранил свое имя и фамилию. Император лично воспитывал и обучал мальчика русской грамоте и арифметике.
Абрам получил широкое инженерное образование за границей и был одним из культурнейших людей своего времени. Имел чин бомбардира Преображенского полка и заведовал кабинетом чертежей и планов императора. После смерти Петра I сослан в Сибирь, откуда переведен в Лифляндию, в Ревельский гарнизон.
В правление Елизаветы генерал-майором служил на должности коменданта Ревеля. Тогда ему было пожаловано поместье Михайловское.