Анализ «илиады» гомера

Примечания

  1. Перевод В. Вересаева // Гомер. Одиссея. — М.: Гослитиздат, 1953. — С. 3.
  2. Constantino Baikouzis, Marcelo O. Magnasco. Is an eclipse described in the Odyssey? (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences. — 2008-07-01. — Vol. 105, iss. 26. — P. 8823–8828. — DOI:10.1073/pnas.0803317105.
  3. Заметка «Ученые выяснили точную дату возвращения…»
  4. Заметка «Возвращение на Итаку»
  5. Peter Gainsford. Odyssey 20.356-57 and the Eclipse of 1178 B.C.E.: A Response to Baikouzis and Magnasco. — Rochester, NY: Social Science Research Network, 2012. — № ID 2665925.
  6. См. раздел «Литературный анализ» в статье «Мёртвые души»
  7. https://magazines.russ.ru/inostran/1999/4/labir.html Мирча Элиаде. Испытание лабиринтом. Беседы с Клодом-Анри Роке — «Иностранная литература» № 4, 1999.
  8. Εύρεση πήλινης πλάκας στην περιοχή της Ολυμπίας, η οποία διασώζει 13 στίχους της ξ Ραψωδίας της Οδύσσειας (греч.). Министерство культуры и спорта Греции (10 Ιουλίου 2018). Проверено 25 июля 2021.
  9. В Греции обнаружили старейший из известных фрагментов «Одиссеи». РИА Новости (10 июля 2018). Проверено 25 июля 2021.
  10. Karolina Tagaris, Andrew Heavens. ‘Oldest known extract’ of Homer’s Odyssey discovered in Greece (англ.). Reuters (10 July 2018). Проверено 25 июля 2021.
  11. Фролов Э. Д. Традиции классицизма и петербургское антиковедение // Проблемы истории, филологии, культуры. — Москва-Магнитогорск, 2000. — Вып. 8. — С. 61—83.
  12. Одиссея. www.israelshamir.net. — Прозаический перевод Исраэля Шамира, полный текст.
  13. Гомер. Одиссея. Песнь первая // Новый мир / Перевод с древнегреческого и предисловие Максима Амелина. — 2013. — № 2.
  14. Николай Гринцер. Эфиопы и Ко. Lenta.ru (13 марта 2013). Проверено 31 марта 2018.
  15. Михаил Визель. Фри-джаз для Одиссея. Российская газета, № 6077 (101) (15 мая 2013). Проверено 31 марта 2021.

Анализ поэмы Гомера Одиссея

«Одиссея» повествует о странствиях Одиссея. После завершения Троянской войны он хотел вернуться на свой остров Итака. Путь был тернист. Он побывал во владениях волшебницы Кирки, которая всех кроме Одиссея превратила в свиней. Он спасся от страшного циклопа и перехитрил сирен. Все испытания были преодолены Одиссеем благодаря его смекалке и уму. Он наконец-то вернулся на свой остров, к своей жене Пенелопе, которая ждала его двадцать лет.

Сейчас общепринятым мнением об истории создания поэмы является то, что она была создана как предмет устного народного творчества и существовала в виде отдельных песен, а Гомер всего лишь объединил народные песни в одно произведение Оно было создано с целью прославления подвигов Одиссея.

Главный герой поэмы — Одиссей. В нем героические черты комбинируются с другими душевными качествами. Прежде всего это ум, смекалка, расчетливость. Одиссей смелый, сильный. Это в каком-то роде универсальный человек. Он успешен и в гимнастике, и в охоте, и в мореходстве. Одиссей очень хочет вернуться домой, сопереживает друзьям, борется за свое Отечество, однако вместе с этим он не лишен эгоизма. На пиру он выбирает себе лучший кусок, ждет подарков от циклопа, лжет. Это нисколько не принижает его. Одиссей по-прежнему герой. Жена Одиссея, Пенелопа, верно ждет его на острове. Она грустит и скучает по мужу.

В основу произведения легли мифы об Одиссее. Одним из них является встреча Одиссея с циклопом Полифемом. Одиссей с войском оказался в его пещере. В тот день он съел двоих солдат, а на второй день — еще четверых. Тогда Одиссей решил напоить его вином, а когда циклоп заснет, то нужно заколоть его единственный глаз. Одиссей так и сделал и спасся от Полифема. Затем корабль с Одиссеем оказался на острове Кирки. Злая волшебница всех превратила в свиней, кроме Одиссея, у которого был оберег — цветок моли, переданный ему Еврилохом. Он приказал волшебнице вернуть свиньям человеческий облик. Также встречаются и другие мифические сюжеты — сирены, Калипсо.

Главной идеей «Одиссеи» является мысль о человеке, решившим, что он является венцом творения природы. Одиссей прогневал Богов, убив циклопа — сына Посейдона. За это Бог наказал его долгим странствием по миру для того, чтобы он осознал свою вину. Гомер хочет также донести до читателя, что все в этом мире уже предопределено и человек не может повлиять на свою судьбу, как это было принято в Древней Греции.

Кроме темы судьбы и героических подвигов, в поэме находит воплощение тема любви и супружеской верности. Пенелопа ждала возвращения своего мужа, а Одиссей не был готов пробыть на острове Калипсо с ней в роли любовницы. Также здесь говорится о чести и бесчестии.

Поэма «Одиссея» раскрывает не только такие исторические проблемы как кризис власти в Итаке, но и более личные аспекты как гордыня Одиссея. Вмешательство богов в жизнь людей показано с отрицательной точки зрения. Божества, вмешиваясь в земную жизнь, лишали людей уверенности в себе, заставляли их быть фаталистами.

Поэма представляет собой 24 последовательных песни, разделение на которые появилось лишь в III веке до нашей эры в Александрии. До этого текст представлял собой 12 110 стиха, написанных шестистопным дактилем, принятым для всей античной поэзии. Язык произведения не похож ни на один из древнегреческих диалектов. Особенностью композиции является преданность автора мифическим сюжетам. В поэме лирическое (стихотворный текст и особенности языка: эпитеты, метафоры) сливается с эпическим (наличие логичного сюжета, героев), таким образом получается совсем новый жанр — лиро-эпический.

Гуманизм поэм

Одна из основных причин бессмертия этих произведений — их гуманизм. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» затрагивают важные проблемы, актуальные в любое время. Автор прославлял мужество, верность в дружбе, любовь к родине, мудрость, уважение к старости и др. Рассматривая эпос Гомера «Илиада», можно отметить, что главный герой страшен в гневе, самолюбив. Заставила его отказаться от участия в сражении, пренебречь долгом личная обида. Тем не менее в нем присутствуют нравственные качества: гнев героя разрешается великодушием.

Одиссей показан как мужественный, хитроумный человек, который может найти выход из любого положения. Он и справедлив. Возвратившись на родину, герой наблюдает внимательно за поведением людей, с тем, чтобы воздать по заслугам каждому. Он пытается убрать из толпы обреченных на гибель единственного из всех женихов Пенелопы, приветствующего хозяина, когда он появляется в образе нищего бродяги. Но, к сожалению, ему не удается это сделать: Амфинома губит случайность. Гомер на этом примере показывает, как следует поступать герою, достойному уважения.

Общее жизнеутверждающее настроение произведений иногда омрачается раздумьями о краткости жизни. Гомеровские герои, думая о том, что смерть неизбежна, стремятся оставить славную память о себе.

Финал повествования

Поэма заканчивается похоронами Гектора. В его лице обозначено предзнаменование захвата Трои, хотя еще много событий будет происходить, перед тем как падут стены города. Над телом погибшего воина плачут все троянцы. Погребальный костер оставил только прах, его помещают в урну и хоронят. Сцена завершается поминками.

Главные персонажи поэмы:

  1. Ахилл — сын земной девушки и бога. Имеет необычайную выносливость и силу, слабым местом является пятка. Один из основных персонажей войны, который сражался на стороне Греции под формальным командованием Агамемнона.
  2. Гектор — сын царя Трои, погибает в бою с Ахиллом. Настоящий защитник, через этого героя описывается тема чести.
  3. Агамемнон — царь Микении. Корыстный человек. Его вражда с Ахиллом — основной конфликт «Илиады».
  4. Зевс — главный бог, руководит исходом войны.
  5. Елена — дочка Зевса, виновница начавшейся войны, супруга Менелая.
  6. Патрокл — друг Ахилла. Умирает в сражении с Гектором.
  7. Приам — царь Трои.
  8. Парис — троянский царевич, похищает Елену.
  9. Менелай — супруг Елены.
  10. Брисеида — рабыня Ахилла. Является поводом вражды Ахилла и Агамемнона.

Влияние древнегреческой литературу на Древний Рим

В Римской империи, которая вскоре покорила Грецию, жил поэт Вергилий, который пытался превознести римскую литературу до уровня греческой. Вергилий пытался положить основу римской культуре, как когда-то Гомер и его поэмы стали основой греческой. Но «Енеида», созданная Вергилием, не была похожа на «Илиаду» и «Одиссею», хоть основа и была взята у них. Поэма Вергилия была создана в другое время и включала в себя другие традиции и дух повествования. Но именно это произведение дало толчок к восприятию эпохой Возрождения новой традиции – героического эпоса.

Позже, многие начинали изучать особь Гомера и его поэмы. Появлялись специальные книги с расшифровками его поэм, историк Геродот, к примеру, изучив биографию Гомера, выяснил, что кикл «Киприй» скорей всего не принадлежит его приписанному автору. Подражанием его поэм занимались и философы, среди них были знаменитые ныне Демокрит и Аристотель. Некоторые философы не пытались писать что-то похожее на произведения Гомера, а собирали его написанные рукописи, чтобы восстановить их.

Огромную работу над особью Гомера проделал Аристарх. Он не только интерпретировал поэмы, но и восстановил его главные произведения «Илиаду» и «Одиссея». После этого, текст поэм еще часто переписывался, а также к нему добавлялись схолиями, которые ныне помогают лучше понять текст, написанный Гомером.

Впервые текст «Илиады» и «Одиссея» был напечатан во Флоренции в 1488 году. Однако после выхода этого издания, и других последующих, некоторые исследователи утверждали, что Гомер не мог написать «Илиаду» и «Одиссея», другие говорили, что автор и вообще не жил на этом свете. А вот Ричард Бентли, к примеру, был уверен, что Гомер придумывал разного рода песни, которые вскоре соединились в поэмы.

Первым стал отрицать слухи про Гомера и его несуществование Фридрих Вольф в своей работе «Введение к Гомеру». Он считал, что поэмы Гомера передавались из уст в усы и трансформировались с годами. А проблема, связанная и затронутая в «Введении..», об сомнительном авторстве «Илиады» и «Одиссея» была названа «гомеровским вопросом» и имеет разногласия на свой счет и по сей день.Гомер – первооснователь литературы, положивший её начало. Исследуя его особь и возможные достижения и успехи, движется и улучшается филологическая наука. Интерес к поэмам Гомера и эмоции после прочтения его произведений не ухудшаются и по сей день, что может свидетельствовать о хорошей человеческой культуре народа.

Билет 10. Сюжет и композиция «Илиады» и «Одиссеи»

Сюжет и композиция «Илиады» и «Одиссеи» Записаны поэмы Гомера были впервые только во второй половине VI века до н.э.,следовательно, отражают они еще более древние периоды греческой или, может быть, даже догреческой истории.

Сюжетом гомеровских поэм являются разные эпизоды троянской войны. Троя и область, где этот город был столицей, Троада находились в северо — западном углу Малой Азии и были заселены племенем фригийцев. Греки, населявшие Балканский полуостров, в течение многих лет вели в Малой Азии войны.Одна такая война, именно с Троей, особенно запечатлелась в памяти древних греков, и ей было посвящено много разных литературных произведений и, в частности, несколько специальных поэм. В них рассказывалось о троянской войне, о причинах ее вызвавших , о взятии Трои и о возвращении победителей — греков на родину. Ближайшим же поводом к войне было то, что Парис, сын троянского Приама, похитил Елену, супругу спартанского царя Менелая. Чтобы отомстить за это похищение и вернуть Елену обратно, брат Менелая и царь соседней со Спарты Арголиды Агамемнон советует Менелаю собрать всех греческих царей с их дружинами и начать войну с Троей.Среди привлеченных греческих царей особенно выделяются — поражающий своей мощью быстроногий Ахилл, царь Фтии, и Одиссей, царь острова Итаки.Все греческие племена посылают свои войска и своих вождей в Авлиду, откуда общегреческое воинство движется через Эгейское море и высаживается около Трои, которая отстояла от берега на несколько километров. Верховным вождем всего греческого воинства избирается Агамемнон.Война ведется с переменным успехом в течение 10 лет. И только по истечении 10 лет грекам удается пробраться в самый город, сжечь его, перебить мужчин, а женщин забрать в плен.

В «Илиаде» и «Одиссее» разбросаны только намеки на войну в целом.Но в поэмах нет специального повествования ни о причинах войны,ни о первых ее 9 годах,ни о взятии Трои. Обе поэмы посвящены каждая специальному сюжету, а именно, «Илиада» — одному эпизоду их десятого года войны, и «Одиссея» — сказаниям о возвращении Одиссея после войны на родину. .Действие «Илиады» отнесено к 10-му году Троянской войны, но ни причины,ни ход ее в поэме не излагаются.Содержанием поэмы является лишь один эпизод,в пределах которого сконцентрирован огромный исторический и мифологический материал и выведено большое количество троянских и греческих героев.Тема поэмы объявлена в первом же стихе : «Гнев,богиня,воспой Ахиллеса,Пелеева сына.»Изображенная у Гомера культура в общем является т.н. микенской культурой(бесформенный кожаный щит, бронзовое оружие при нападении; мотивы быка и льва,перешедшие в гомеровские сравнения,возможно, из микенского изобразительного искусства; различного рода художественная промышленность, вроде кубка Нестора, серег Пенелопы, перевязи Геракла и.т.д.).Но Гомеру известна и более поздняя культура: обрабатывается у него не только бронза, но и железо. Дворцы у него не только роскошные микенские, но и довольно простые.

Такое же стремление к концентрации обширного материала в рамках короткого действия наблюдается и во второй «гомеровской» поэме — «Одиссея», но материал этот не столько героический, сколько бытовой и сказочный.Темой «Одиссеи» являются странствия и приключения «хитроумного» Одиссея, царя Итаки,возвращающегося из троянского похода; в это время к его жене Пенелопе сватаются многочисленные женихи, и сын Одиссея Телемах отправляется на поиски отца.Муж возвращается домой и изгоняет женихов из дворца.С этим сюжетом объединена часть другого сюжета — «о сыне, отправляющемся на поиски отца».Отец и сын,встречают друг друга и ,не зная друг друга, вступают в бой, заканчивающийся в одних вариантах трагически,а в других — примирением сражающихся.В греческих сказаниях об Одиссее поэма дает лишь часть сюжета, не доводя до боя отца с сыном.

«Одиссея» в известной мере является продолжением «Илиады»; действие поэмы отнесено уже к 10-му году после падения Трои, но в рассказах действующих лиц упоминаются те эпизоды,время которых приурочивалось к периоду между действием «Илиады» и действием «Одиссеи».Все важнейшие герои греческого стана «Илиады»,живые и мертвые, выведены в «Одиссее».

Сюжет и тема

Сюжет построен на конфликте, который возник из-за кражи Елены Прекрасной у царя Спарты. Её похитил Парис, являвшийся принцем Трои. Менелай вместе со своим братом Агамемноном собрали войско и отправились к троянцам. Но Троя не захотела сдаваться и отдавать заложницу. Поэтому началась осада, которая длилась целых десять лет. Настолько стены Трои были хорошо укреплены. Ахейцы не могли придумать план, пока его не подсказал Одиссей. Хитрый план заключался в том, чтобы сделать вид как будто они возвращаются домой, но не стали забирать огромного коня, сделанного из дерева. В город был отослан перебежчик, который сказал что враги сделали этого коня для того чтобы умилостивить Афину, богиню войны. Естественно троянцы ничего не подозревали, поэтому занесли статую в город в качестве трофея. Верховный жрец и Гектор были против, но их мнения никто не послушал.

Когда время суток сменилось на ночь, то ахейцы вылезли из брюха коня, они перебили всех, кого встретили и вызвали подкрепление. Много людей было захвачено в рабство, либо умерщвлено. Сама же Троя была сожжена. Затем воины царя Манелая вернулись домой, но не в полном составе, были те, которые погибли на поле битвы.

Тема поэмы

Главные темы в поэме особенно важны, потому что они служат для формирования моральной и этической конституции большинства персонажей. Читатель узнает о героях произведения через темы.

Чем сложнее персонаж, тем больше он затрагивает эти основные темы. Поэтому самый сложный герой, Одиссей, соответствующим образом воплощает каждую из тем в той или иной степени.

Одиссей и Телемах, худ. Thomas Degeorge

«Одиссея» затрагивает огромное количество тем, таких как:

  • возвращение на родину,
  • месть,
  • восстановление порядка,
  • гостеприимство,
  • уважение к богам,
  • порядок и судьба.

Но, возможно, самая главная из них – верность. Самым ярким примером верности в эпосе является, конечно, Пенелопа, которая добросовестно 20 лет ждала Одиссея. Другой пример – Телемах, который поддерживает своего отца в борьбе против женихов.

Старая медсестра Эвриклея остается верной Пенелопе и ее отсутствующему хозяину. Евмей, свинопас и пастух, является образцом преданности своему хозяину и его владениям.

Эта проблема, однако, может быть сложной, потому что многие люди, от которых ключевой персонаж ожидает верности, на самом деле являются его собственностью. Даже супруга Пенелопа буквально принадлежит мужу.

Гостеприимство другая важная тема. Гостеприимство или его отсутствие влияет на героя на протяжении всего эпоса, и читатель может судить о вежливости по степени предложенного гостеприимства. Итака была захвачена толпой женихов, которые грубо воспользовались давней традицией радушия острова. Телемаху и Пенелопе не хватает сил, чтобы выселить их.

В своих странствиях ключевой персонаж получает впечатляющую помощь от феаков и, вначале, от Эола. А с другой стороны, сирены – сладко звучащие хозяева смерти и циклоп (Полифей), которые совсем неблагосклонны к персонажу.

Тема отмщения. Посейдон и Одиссей являются наиболее заметными представителями темы мести. Морской бог пытается отомстить главному герою за слепоту сына. А месть ключевого героя была направлена на женихов и неверных слуг. При возвращении домой, персонаж демонстрирует впечатляющую терпимость и самообладание, откладывая нанесение ответного удара.

Но потом Одиссей убивает лидера женихов, Антиноя, стрелой в горло, затем он убивает гладко говорящего Евримаха, другого ведущего жениха, выстрелом в печень. Мелантий и Меланто умирают после убийства женихов.

Один из часто задаваемых вопросов о литературном произведении – растут или развиваются главные герои по мере развития сюжета.

Тема духовного роста является центральной для эпоса, особенно в том, что касается Телемаха и Одиссея.

Рост ключевого персонажа менее линейный, чем у сына. Он уже был настоящим человеком, когда уехал на Троянскую войну 20 лет назад. Его испытания больше связаны с очищением духа, изменением в суждениях, которые делают его лучшим королем.

Когда его уже встречает родное царство Итака, Одиссей ведет себя более благоразумно. Он замаскирован, чтобы получить информацию о враге и узнать, кому можно доверять. К концу эпоса главный герой кажется более мудрым, более проницательным лидером по сравнению с началом поэмы.

Вариант 2

История создания

Поэма «Одиссея» была создана до нашей эры, после восьмого века до нашей эры. Это вторая поэма о жизни древнегреческих героев. Её авторство приписывают Гомеру, слепому поэту.

Жанр

В древности не существовало различий между прозой и поэзией, поэтому поэма написана эпическим стихом. Он называется традиционным стихом героической поэзии – гекзаметром. В произведении больше двенадцати тысяч стихов, они разделены на двадцать четыре песни. Исследователи считают, что Гомер знал письменность, однако использовал и элементы создания устной поэма, которые были значительно архаичнее.

Сюжет и тема

Одиссей пленён на острове, его там силой удерживает Калипсо. Прошло уже десять лет после разрушения Трои, но герой ещё не может вернуться домой. На острове Итака, где жил Одиссей, в это время к его жене направляются женихи, они хотят посватать Пенелопу. В доме их набралось очень много, но женщину некому защитить. Частые пиры разоряют хозяйство и дом героя. Сын его уже вырос, по велению богини Афины он едет в разные города и области Греции, чтобы узнать о судьбе отца. Сначала Телемах отправляется в Пилос, затем его направляют в Спарту. Там его встречает царствующий Менелай и его жена Елена, из-за которой и началась война с троянцами, описанная в Илиаде. Здесь юноша узнаёт о том, что отец томится у Калипсо. Затем боги решают освободить Одиссея, он оказывается на острове у мореплавателей с быстроходными кораблями. Они помогают добраться до дома. Однако, ему приходится перодолевать множество препятствий. Вскоре Одиссей встречается с сыном, открывается ему. Но он приходи в свой дом, переодевшись в нищего. Там он мстит всем женихам и слугам, предавшим его. Пенелопа также признаёт мужа. Однако, родственники убитых им женихов также хотят отомстить Одиссею. Вскоре они заключают мир между собой.

Главные герои

Главными героями являются Одиссей – один их вождей в войне с Троей, сын его Телемах, его жена Пенелопа и нимфа Калипсо и другие боги. Одиссей был не только вождём, но человеком увлекающимся, авантюрного склада. Он мог придумать, как обмануть троянцев, победить их хитростью. Телемах был совсем юным, но характером походил на своего отца, отважный и сильный. Жена его Пенелопа была верной и преданной, она не соглашалась выйти замуж, несмотря на то, что о нём не было известий. Пенелопа знала, что им нужно его богатство. Она всеми силами старалась избежать постылого брака.

Композиция произведения

Композиция произведения последовательная. В ней есть вступление и заключение, центральную часть занимает рассказ о приключениях Одиссея. Кроме того в ней есть цельные рассказы о пленении на острове Калипсо, о пребывании путешественников у циклопов, ослеплении и бегстве греков на корабле от Циклопа. Кроме того, есть цикличность, которая связана со вторым пленением Одиссея на острове у Кирки. Он вновь возвращается на место, от которого отправился домой. Так проходит почти десять лет. Последние песни рассказывают о девяти днях и о возмездии предателям.

Второстепенные персонажи

Самая красивая из женщин, пользуется популярностью у мужчин, но, в основном, все ее ненавидят.

Самый изворотливый, хитрый и умный царь Итаки. Это Одиссей изобрел деревянного коня, благодаря которому и пала Троя. Он коварный и красноречивый герой, разумный и практичный, Одиссей вдохновенный оратор и отважный лидер. Непревзойденный мастер приспосабливаться к любым сложившимся обстоятельствам, владеет даром убеждения, талантливо умеет обходиться с людьми.

Потомок Гекубы и Приама. Родителям Париса предсказали, что сын их станет виновником падения Трои, и, чтобы избежать этого, Приам и Гекуба бросили Париса на съедение диким зверям, на горе Иде. Но Парис остался жив, и его вырастил пастух. Афродитой ему было присуждено овладеть прекраснейшей из женщин. Парис возвратился в Трою, где его признали родители. Погостив в Греции у Менелая, он похитил у царя его жену Елену, и стал зачинщиком троянской войны. Его убил метким выстрелом из лука Филоктет, лучший из лучников.

Самый близкий друг Ахилла. Патрокл сильно переживал о гибели ахейцев, которые были убиты троянцами, и слезно умоляет послать его с дружиной на битву с троянскими воинами. Ахилл знает предсказание о несчастной доле Патрокла, но, после того, как Лякс не смог победить Гектора, отпускает его

Патрокл отважно сражается с врагами, но его лишает оружия бог Аполлон, и отдает его Гектору, от рук которого тот и погибает. Ахилл отомстил за смерть друга, убив Гектора.

Убеленный сединами старец, мудрейший царь Пилоса

Хранитель традиций и прямой участник настоящих событий. Его роль неоценима как советчика, к мнению которого прислушиваются сильные мира сего.

Это краткое описание некоторых персонажей «Илиады», для читательского дневника.

Предыдущая

СочиненияГлавные герои «Дон Кихот» характеристика персонажей рассказа Сервантеса, описания для читательского дневника

Следующая

СочиненияГлавные герои «Белый пудель» характеристика персонажей рассказа Куприна для читательского дневника

Сюжет

Минул десятый год осады Трои. Войне между троянцами и ахейцами не было видно ни конца ни края: греки настойчиво осаждали главную городскую стену, в то время как жители Трои уверенно держали осаду. Примечательно, что войну вели не только простые смертные, но и олимпийские боги, которые бесцеремонно вмешивались в ход великого противостояния.

В плен к ахейцам попала дочь троянского жреца, служителя бога Аполлона. Он обратился к ахейскому царю Агамемнону с просьбу освободить Хрисеиду, но в ответ получил лишь грубый отказ. Тогда жрец принялся неистово молить Аполлона об отмщении, и бог наслал на ахейское войско страшный мор.

Потеряв своих самых сильных и отважных воинов, ахейцы собрали совет, на котором герой Ахилл стал укорять Агамемнона в том, что все беды в их стане случились по его вине. Он также напомнил, что это именно царь втянул их в эту изнурительную войну. Агамемнону ничего не оставалось, как вернуть Хрисеиду безутешному отцу. В отместку царь забрал у Ахилла его любимую рабыню. Разгневанный герой обратился за помощью к матери, богине Фетиде. Та в свою очередь стала умолять Зевса насылать неудачи на ахейцев до тех пор, пока Ахилл не получит обратно свою любимую наложницу.

В последующих сражениях Ахилл не принимал участия, и троянцы вздохнули с облегчением. Узнав, что противник остался без своего непобедимого воина, троянцы принялись с удвоенной силой громить ахейскую армию

От сокрушительного поражения ахейцев спасла богиня Гера, которая отвлекла внимание Зевса от войны

Заменить Ахилла в сражениях решил его лучший друг Патрокл. Надев доспехи Ахилла, он отправился в самую гущу сражения и одним своим видом до смерти напугал троянцев. Но вскоре обман раскрылся, и Патрокл был убит Гектором, сыном царя Трои.

Узнав о гибели друга, Ахилл вернулся на поле брани, чтобы отомстить Гектору. Зевс, наблюдавший за ними, в этот раз решил не вмешиваться: пусть свершится то, что предначертано судьбой. Неуязвимому Ахиллу с легкостью удалось победить противника. Однако злость его никак не утихала. Чтобы ещё больше унизить уже поверженного Гектора, герой привязал его тело к лошади и каждый день волочил истерзанный труп вокруг могилы Патрокла.

К ахейцам пробрался Приам – царь Трои. Благодаря покровительству богов ему удалось уговорить Ахилла отдать тело Гектора. Ахилл согласился, и его мятущаяся душа успокоилась. Приам между тем привёз тело Гектора домой, где троянцы воздали ему должные почести, а близкие родственники оплакали усопшего и погребли его по всем правилам.

О чем рассказывается в «Илиаде»

«Троя» и «Илион» — это два названия великого города, расположенного в Малой Азии, около берега Дарданелл. Поэма, рассказывающая о Троянской войне, по второму имени называется «Илиада» (Гомера). В народе до нее существовали лишь небольшие устные песни вроде баллад или былин, повествующие о подвигах этих героев. Гомер, слепой легендарный певец, сложил из них большую поэму и сделал это весьма искусно: он отобрал лишь один эпизод и так его развернул, что сделал его отражением целого героического века. Называется данный эпизод «Гнев Ахилла», который был величайшим греческим героем последнего поколения. «Илиада» Гомера посвящена в основном ему.

Роль произведений Гомера в мировой культуре

Успех к двум произведениям пришел сразу же, и сохранился спустя несколько тысячелетий. Так как раньше все распространялось в устном виде, то «Илиады» и «Одиссея» также не были исключениями, но Гомер успел записать их, поэтому они дошли до наших дней. В то время, эти поэмы набрали огромную популярность и были несравненны с теми произведениями, которые создавались до этого. «Илиада» и «Одиссея» считаются первоисточниками греческой литературы, а ныне они являются примером для подражания в литературе всего мира.

После произведений Гомера создавались и другие поэмы, которые повествовали о Трое и их воинах. Все они подчинялись стандартам эпической традиции, рассказы их, конечно же, были несравнимы с повествованием Гомера, но другие авторы не повторялись за ним и не рассказывали идентичные истории, описанные в «Илиаде» и «Одиссее». Отличались данные работы и объёмом излагаемой речи, а также уровнем художественной речи, которая не могла сравниться с уровнем, предложенным Гомером.

Профессиональные исполнители эпических, главным образом гомеровских поэм в классической Греции, приписывали Гомеру киклические поэмы, могли вставлять свои рассказы и выдуманные эпизоды в творчество Гомера. Одним из таких рапсодов был человек, которого звали Кинеф.

Существовали и такие тексты, которые практически не были искажены. Люди, которые хранили их, и «не искажали» назывались киосскими гомеридами. Они представляли себя как тот род, который произошел от Гомера.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Решение задач Контрольные работы Эссе

Археологи, при исследовании тех рукописей, которые остались от «Илиады» и «Одиссея» определили, что папирус был создан в четвертом или пятом веке до нашей эры, тем языком, который употреблялся в столице Греции – Афинах. И до ныне много художников и поэтов черпают эпизоды сюжета из данных произведений. Так как особи Гомера дают разные характеристики, в одной из них утверждали, что Гомер был хорошо обознан во всех сферах жизни. Поэтому, когда последователи читали его произведения, они пытались найти советы на любой случай жизни. Хотя некоторые источники утверждают, что Гомер писал не для того, чтоб поучать а кого-то, а просто от собственного интереса.

Дальнейшие события

Оставалось еще много событий до конца этой войны. Потеряв Гектора, троянцы не осмеливались уже покидать городские стены. Но им на помощь приходили другие народы: из земли амазонок, из Малой Азии, из Эфиопии. Наиболее страшным был эфиопский вождь Мемнон. Он сразился с Ахиллом, который его ниспроверг и бросился на приступ Трои. Именно тогда герой и погиб от направленной Аполлоном стрелы Париса. Потеряв Ахилла, греки не надеялись уже взять силой Трою — они сделали это хитростью, заставив жителей города ввезти деревянного коня, внутри которого сидели витязи. В «Энеиде» Вергилий потом расскажет об этом.

Троя была разрушена, а греческие герои, которым удалось выжить, отправились в обратный путь.

Тематика и проблематика

Уже в первых строках поэмы Гомер раскрывает тематику «Илиады». Одна из тем — гнев Ахилла. Проблема ненависти выдвинута автором в своеобразной манере: он приветствует воинственность противоборствующих сторон, но в то же время сетует на бездумные потери. Недаром богиня раздора играет отрицательную роль в произведении. Так автор выражает свое стремление к миру. «Гнев Ахилла» направляет ход войны, поэтому мы полноправно можем назвать его эмоциональную возбужденность стержневой основой произведения. В ней сосредоточена человеческая слабость: мы не можем устоять, когда нами завладевает агрессия.

Впервые герой пылает ненавистью к Агамемнону. Вождь греков силой забирает Брисеиду – пленницу Ахилла. Герой отныне не учувствует в сражениях, таково наказание царю. Греки сразу начинают терпеть поражения одно за другим, а Ахилл не вступает в бой, даже когда Троянцы вплотную подходят к его лагерю. Агамемнон возвращает Брисеиду герою, в шатер заносят дары в качестве извинений, но Ахилл не смотрит на них. Светлые чувства не успевают занять голову героя, сюжетная линия вновь вспыхивает гневом Ахилла, на этот раз из-за убийства его друга Патрокла. Поскольку Ахилл не участвовал в сражениях, а греческая армия несла серьезные потери – Патрокл вызвался помочь воинам, облачившись в доспехи полубога, получив его воинов и колесницу. Жажда воинской славы помутняет сознание юного Патрокла, и, вступая в схватку с Гектором, он умирает.

Ахилл жаждет мести, теперь он объединяется с Агамемноном, ведь ни что так не сближает, как общий враг. Герой вызывает Гектора на бой, пронзает шею мечом и жестоко обходится с телом врага, привязав его к своей колеснице и протащив до самого лагеря. За свою жестокость он расплачивается сполна, ведь тоже падает на поле боя по воле богов. Так автор порицает агрессию и своенравие человека.

Тема чести главным образом раскрывается через противостоящих воинов Гектора и Ахилла, а смерть Троянского предводителя является предзнаменованием падения Трои. Поступок Ахилла по отношению к телу Гектора является бесчестьем, поэтому наказывается богами. Зато к троянскому воину были обращены должные почести, ведь он, по мнению Гомера, был человеком чести до конца.

Тема судьбы тоже затронута автором. Герои Гомера не имеют свободы воли, все они — заложники своей судьбы, предначертанной богами. Жители Олимпа полностью контролируют жизнь людей, выясняя через них свои отношения. Мифологическое сознание современников Гомера так представляло себе мир — через призму мифа. Ни одно действие не считали они случайным, везде находя божий промысел.

Проблематика произведения вмещает в себя основные человеческие пороки: зависть, мстительность, честолюбие, жадность, блуд и так далее. Эти преступные страсти одолевают даже богов. Все начинается с зависти, мстительности и себялюбия богинь, продолжается благодаря честолюбию, гордыне, жадности и похоти людей, а заканчивается их жестокостью, хитростью и глупостью. Каждое из этих качеств — проблема, которая, тем не менее, вечна. Автор считает, что пороки родились вместе с людьми и исчезнут они тоже, как явления одного порядка. В дурных чертах он видит не только негатив, но и источник многогранности жизни. Поэт несмотря ни на что воспевает людей такими, какие они есть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеи обучения
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: